Белкин курс криминалистики в 3 томах. Основы криминалистики. Курс лекций. Краткий экскурс в историю возникновения и становления науки криминалистики

Курс криминалистики для слушателей Московского института МВД России, обучающихся на базе среднего специального юридического образования по профилю борьбы с организованной преступностью, существенно отличается от типовых

программ курсов криминалистики других юридических вузов.

Это определяется:

тем, что слушатели ранее изучали курс криминалистики при обучении в средних специальных школах милиции; наличием у слушателей опыта практической работы в оперативных службах;

спецификой будущей работы слушателей в подразделениях по борьбе с организованной преступностью. За время, прошедшее с момента изучения слушателями курса криминалистики в специальных средних школах милиции, существенно изменилось и расширилось содержание криминалистических знаний: появились новые теории, понятия, в практику расследования внедрены новые научно-технические средства и методы. Существенно возросла и претерпела существенные изменения преступность. В настоящее время она во все большей степени характеризуется организованностью преступных формирований, их вооруженностью, совершением тяжких преступлений, появлением в преступных структурах групп, осуществляющих безопасность и противодействие органам расследования. Преступные структуры располагают коррумпированными связями в органах власти и управления, в правоохранительных органах, что осложняет борьбу с ними.

Деятельность преступных стуктур во все большей мере направлена на совершение преступлений в сфере наркобизнеса, экономики, внешнеэкономической, банковской деятельности. Организованная преступность располагает значительной материальной базой, образованной за счет средств, полученных преступным путем. В преступные организации вовлекаются десятки лиц, совершающих значительное количество преступлений как в России,так и за рубежом. Все это предполагает, что выпускникам Московского института МВД России во время работы в подразделениях по борьбе с организованной преступностью понадобятся глубокие, специализированные знания, умения, навыки работы по раскрытию преступлений.

Развитие уголовного, уголовно-процессуального законодательства, принятие Закона об оперативно-розыскной деятельности, позволяют значительно расширить арсенал средств и методов доказывания при расследовании деятельности преступных структур. Этим обусловлено особое значение криминалистических знаний для борьбы с организованной преступностью.

Задачи курса определяются необходимостью формирования у слушателей следующего комплекса знаний, умений и навыков:

использование технико-криминалистических средств и средств вычислительной техники в процессе раскрытия и

расследования деятельности преступных структур; информационно-аналитическая работа по оценке доказательственной и ориентирующей информации, принятие тактических решений, выдвижение версий, прогнозирование и планирование;

тактика проведения следственных действий и ее особенности при расследовании деятельности преступных структур;

криминалистические методы выявления ролевых функций участников преступных структур;

методы обеспечения безопасности, соблюдения требований сохранения следственной и служебной тайны; криминалистические методики расследования отдельных категорий преступлений, являющихся типичным проявлением деятельности преступных структур;

организация расследования, комплексное использование сил и средств.

При определении структуры программы учитывалась необходимость первоочередного решения именно этих задач обу-чения.Кроме того, учитывался факт овладения обучаемыми значительной частью содержания криминалистики во время получения среднего специального юридического образования.

Учитывалось также: ограниченное количество часов для проведения аудиторных занятий по криминалистике, степень обеспеченности специальной литературой и научными разработками по тем или иным проблемам, возможности самостоятельного изучения ряда тем. Поэтому по сравнению с традиционной структурой курса криминалистики в данной программе значительно сокращен объем изучения общей теории криминалистики, криминалистической техники и тактики. Основное внимание уделено проблемам криминалистической методики в части расследования деятельности преступных структур, в которой наиболее ярко выражена специфика этой деятельности.

Лекции предусмотрены по наиболее актуальным темам и темам, по которым отсутствует достаточное количество научных разработок.

Семинарские занятия проводятся с максимальным использованием обобщенных материалов практики борьбы с организованной преступностью и личного опыта обучаемых с ориентацией на практические вопросы, с максимальным приближением обучения к конкретным ситуациям, складывающимся на практике.

Практические занятия проводятся в форме групповых упражнений с использованием элементов деловых игр при выделении различных игровых ролей. На практических занятиях имитируются реальные ситуации, возникающие в процессе расследования деятельности преступных структур. Это достигается тем, что все вводные строятся на использовании материалов положительного опыта деятельности следственных подразделений и аппаратов РУОП. Моделирование следственных ситуаций осуществляется как на основе специальных компьютерных систем, так и на основе вводных, основанных на бумажных носителях информации. Для имитации следственных ситуаций и подачи вводных используются также видеозапись хода и результатов проведения на практике реальных

следственных действий. На практических занятиях непосредственно используются технико-криминалистические средства. Часть занятий проводится на специально оборудованных полигонах.

Значительный объем учебного времени выделяется для проведения криминалистических учений. Их особенностью является отработка в комплексе вопросов использования технико-криминалистических средств, тактических приемов и криминалистических методик расследования отдельных видов преступлений, совершаемых участниками преступных структур. При наличии в игровых коллективах достаточно большого числа игровых ролей осуществляется также отработка навыков взаимодействия работников различных ведомств и служб. В процессе изучения курса криминалистики слушатели должны подготовить практикумы, а также выполнить ряд практических и контрольных работ. Контроль за усвоением знаний осуществляется во время собеседований, принятия зачетов и курсового экзамена.

Курс состоит из 36 тем и итогового кафедрального учения, разбитых по 7 разделам. Общий объем учебного времени

190 часов. В том числе лекций - 56, семинаров - 44, практических занятий - 64 2 0 , учений - 26 часов. Раздел 1 - введение в курс и общие положения Раздел 2 - криминалистическая техника Раздел 3 - криминалистическая тактика Раздел 4 - общие положения методики расследования деятельности преступных структур

Раздел 5 - методика расследования корыстных и корыстно-насильственных преступлений,совершаемых участниками преступных структур

Раздел 6 - методика расследования деятельности преступных структур в сфере экономики

Раздел 7 - методика расследования деятельности преступных структур в особых условиях

Таким образом курс ориентирован на специфическую криминалистическую подготовку специалистов подразделений РУ-ОП,УОП,уже владеющих основами криминалистических знаний.

Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Раздел I. Проблема криминалистической техники и судебной экспертизы
1. "Полевая криминалистика" и ее проблемы
1.1. Постановка проблем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2. Возможные варианты решения проблем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Принципы комплектования наборов технико-криминалистических средств. . . . . . 7
Пределы технического оснащения следователя и специалиста для работы в "полевых"
условиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Перспективные направления научных исследований в области технического оснащения
следователя для работы в "полевых" условиях. . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Информационное обеспечение оперативно-следственной группы в "полевых"
условиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Принципы распределения средств "полевой" криминалистики и вопрос о субъекте их
применения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Проведение криминалистических экспертиз в "полевых" условиях. . . . . . . . .21
2. Проблема полиграфа
2.1. Возникновение и содержание проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
2.2. Возможные пути решения проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
3. Проблемы компьютеризации судебной экспертизы
3.1. История и современное состояние проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . 57
3.2. Возможные пути решения проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
4. Проблема одорологического метода
4.1. Возникновение проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
4.2. Возможные пути решения проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
5. Судебная экспертиза и процессуальный закон
5.1. Возникновение проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
5.2. Дискуссионные вопросы теории и практики судебной экспертизы. . . . . . 100
Назначение экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела. . . . . . . . . 100
Правовой статус руководителя судебно-экспертного учреждения (подразделения) .107
Законодательная регламентация статуса субъектов экспертного исследования. . 111
Регламентация производства комплексной экспертизы. . . . . . . . . . . . . .116
Расширение круга субъектов назначения судебной экспертизы. . . . . . . . . .117
Расширение перечня случаев обязательного назначения экспертизы. . . . . . . 118
Законодательная регламентация экспертной инициативы. . . . . . . . . . . . .120
Оптимизация формы и содержания экспертных заключений. . . . . . . . . . . . 122
5.3. Организационно-правовые и нравственные проблемы экспертной
деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Раздел II. Проблемы криминалистической тактики
6. Следственная ситуация и ее тактическое значение
6.1. Понятие следственной ситуации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
6.2. Виды следственных ситуаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .139
6.3. О концепции "бесконфликтного следствия" . . . . . . . . . . . . . . . . 148
7. Тактическое решение
7.1. Понятие тактического решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .156
7.2. Определение цели тактического воздействия. . . . . . . . . . . . . . . 164
7.3. Проблема следственной интуиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169
7.4. Понятие тактического решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176
7.5. Некоторые специальные вопросы принятие тактических решений. . . . . . .187
Тактическое решение при расследовании преступления группой следователей. . .187
Принятие решений в условиях тактического риска. . . . . . . . . . . . . . . 191
Принятие тактического решения в условиях конфликтной ситуации. . . . . . . .198
8. Тактическая комбинация
8.1. Возникновение проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202
8.2. Понятие и виды тактической комбинации. . . . . . . . . . . . . . . . . 208
8.3. Общие условия допустимости тактических комбинаций. . . . . . . . . . . 216
8.4. Тактические комбинации при производстве допроса. . . . . . . . . . . . 235
9. Фактор внезапности, его учет и использование при расследовании преступлений
9.1. Фактор внезапности, его смысл и форма использования при раскрытии
преступлений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
9.2. Тактика действия следователя с использованием фактора внезапности. . . 250
9.3. Учет воздействия фактора внезапности на деятельность следователя. . . .268
9.4. Влияние фактора внезапности на полноту и достоверность доказательственной
информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
10. Проблема совершенствования техники и методики планирования расследования
10.1. О сетевом методе планирования расследования. . . . . . . . . . . . . .276
10.2. О программировании расследовании преступлений. . . . . . . . . . . . .292
Раздел III. Проблема криминалистической методики
11. Формирование частных криминалистических методик как комплексов
криминалистических рекомендаций
11.1. Частные криминалистические методики как комплексы криминалистических
рекомендаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
11.2. Криминалистическая характеристика преступления. . . . . . . . . . . . 306
11.3. Криминалистическая классификация преступлений. . . . . . . . . . . . .319
11.4. Определение предмета и направления расследования. . . . . . . . . . . 329
11.5. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные
мероприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .335
11.6. Последующие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. 337
12. Источники криминалистических методологических рекомендаций
12.1. Право как определяющий фактор и источник методических рекомендаций
криминалистики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
12.2. Следственная практика как источник криминалистических методических
рекомендаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
12.3. Наука как источник криминалистических методических рекомендаций. . . .352
13. Сокрытие преступления как форма противодействию расследованию
13.1. Понятие сокрытия преступления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .355
13.2. Классификация способов сокрытия преступления. . . . . . . . . . . . . 365
13.3. Факторы, побуждающие к сокрытию преступления и влияющие на выбор
способа сокрытия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373
14. Раскрытие и расследование преступления как цели применения частной
криминалистической методики
14.1. Криминалистическое понятие раскрытия преступления. . . . . . . . . . .378
14.2. Этапы расследования преступления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390
14.3. Обнаружение признаков преступления. . . . . . . . . . . . . . . . . . 398
14.4. Вопрос о методе раскрытия и расследования преступлений. . . . . . . . 422
Раздел IV. Криминалистика как объект изучения и сравнения
15. Криминалистика как объект изучения
15.1. Криминалистика как компонент юридического образования. . . . . . . . .435
Организационное становление вузовского курса криминалистики. . . . . . . . .435
Развитие содержательной стороны курса криминалистики. . . . . . . . . . . . 439
Криминалистическая специализация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449
Вопросы методики преподавания криминалистики. . . . . . . . . . . . . . . . 450
Учебная литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454
15.2. Криминалистика как компонент профессионально-служебной подготовки
практических работников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .460
15.3. Историография и библиография отечественной криминалистики. . . . . . .465
Указатель биографических сведений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .474

Более чем тридцать лет преподавания позволили не только понять, но и прочувствовать одну несложную вещь: каждая лекция есть импровизация на достаточно строго заданную тему. Заданную государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, в нашем случае по специальности 021100 – юриспруденция и дисциплине ОПФ.Ф.13 – криминалистика (требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по ней приводятся ниже).

Но каждая импровизация (если ты, конечно, не гений, как пушкинский Импровизатор), как и удачный экспромт, должна быть хорошо продумана. И потому каждая лекция – это в первую очередь новое осмысливание, организация архитектоники и изложения лежащего в ее основе обычно весьма сложного материала. А для этого нужен текст лекции. Но, главное, текст лекций необходим изучающим этот материал студентам. Дело в том, что, увы, за те несколько академических часов, которые отводятся учебным планом на освещение той или иной темы (всего на лекционный курс по криминалистике в неспециализированных юридических высших учебных заведениях отводится менее шестидесяти аудиторных часов), многие ее аспекты преподаватель вынужден опускать, и его авторскую позицию можно понять, только изучая тексты лекций (не считая, естественно, изучения других его публикаций).

Для настоящего издания я выбрал тексты лекций по 7 темам, которые в своей системе, на мой взгляд, составляют основы криминалистики как науки и учебной дисциплины. Может быть, здесь излагаются не лучшие импровизации автора на эти темы, и с выбором их не все согласятся. Несомненно, отдельные проблемы той или иной темы автором либо опущены, либо упущены. Видимо, есть и прямые погрешности в обобщении материалов. Но все же я решил их опубликовать, ибо, как предупреждал Артур Шопенгауэр критиков, публикуя свои работы ранних лет, «время, когда я уже ничего не смогу исправить, не может быть очень далеко».

В это издание данной работы внесены определенные коррективы в сравнении с предыдущими ее изданиями; в одних случаях они обусловлены изменениями действующего уголовно-процессуального законодательства, в других – коррекцией взглядов автора на ту или иную проблему.

И еще несколько «вводных» замечаний. Работая над этим курсом лекций, я, разумеется, ознакомился с текстами многих лекций именитых криминалистов. И, на мой взгляд, недостаток ряда из них состоит в том, что, хотя в большинстве текстов видна авторская позиция по излагаемому материалу, нет авторской интонации. А без нее – это не лекция, это – иной жанр: учебного или учебно-методического пособия. Как удалось (и удалось ли) мне сохранить авторскую интонацию – судить читателю.

Не по всем вопросам всех освещенных здесь тем у меня есть собственное мнение. И тогда я ограничиваюсь изложением мнений по ним, высказанных в литературе. Я думаю, что в подобного рода изданиях это допустимо, в чем меня убеждают (и где-то утешают) слова американского философа и поэта Ральфа Эмерсона: «Использование заимствованных мыслей всегда сопровождается некой неловкостью, но, едва мы осознаем, как нужно применить их, они становятся нашим состоянием».

И последнее: очень много лет тому назад Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина в одной из своих работ сделал такое отступление: «Если этот вопрос не был бы длинным, то я бы стал излагать его. Поэтому то, что я могу объяснить вкратце, заключается в следующем…». Эти слова философа и целителя, известного нам под значительно более коротким великим именем Авиценна, можно считать эпиграфом к предлагаемому на суд читателей курсу лекций по основам науки и учебной дисциплины криминалистики.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ

Министерство образования Российской Федерации

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель министра образования

Российской Федерации

Шадриков В. Д.

Номер государственной регистрации 260гум/сп

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 021100 – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ

Вводится в действие с момента утверждения

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 021100 – юриспруденция

(извлечени е)

Наименование дисциплин и их основные размеры

Всего часов

ОПД.Ф.13

Криминалистика Предмет криминалистики; ее взаимосвязь с другими правовыми дисциплинами, а также судебной медициной, судебной психиатрией и психологией; механизм преступления; специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности по расследованию; взаимодействие следователя и оперативных подразделений; информационная основа расследования; основы криминалистической профилактики и прогнозирования; криминалистическая характеристика преступления; методы криминалистики; идентификация и диагностика; криминалистическая ситуация и версия; моделирование при расследовании преступления; криминалистическая техника; определение места компьютеров в структуре средств криминалистической техники и методы решения криминалистических задач с их использованием; методы криминалистического исследования различных материалов, веществ и следов, не являющихся объектами изучения традиционных криминалистических экспертиз (КЭМВИ, запаховых следов, акустических, звуко– и видеоинформации и др.); трасология; судебная баллистика; исследование документов; экспертиза, ее виды; информационно-справочное обеспечение криминалистической деятельности; криминалистическая тактика; следственный эксперимент; тактика осмотра места происшествия, задержания, освидетельствования, обыска, выемки, допроса; криминалистическая методика расследования; методические основы расследования (преступлений, совершенных организованными преступными группами, лицами с психическими аномалиями, иностранными гражданами, несовершеннолетними и др., основы методик и действий по горячим следам преступлений, по ранее не раскрытым преступлениям и др.); виды методик расследования.

Введение в курс криминалистики

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Краткий экскурс в историю возникновения и становления науки криминалистики.

2. Современные воззрения на предмет науки криминалистики.

3. Система, основные понятия и методы криминалистики.

ЛИТЕРАТУРА

Белкин Р.С. Курс криминалистики. В трех томах. Т. 1. – М., 1997

Белкин Р.С. История отечественной криминалистики. – М., 1999

Торвальд Э.Ю. Сто лет криминалистики. – М., 1974

Крылов И.Ф. Очерки истории криминалистики и криминалистической экспертизы. – Л., 1975

Баев О.Я. Российская криминалистика начала ХХI в.: направления развития, современные проблемы // Вестник криминалистики. – М., 2000. – Вып. 1

Возгрин И.А. Введение в криминалистику. – СПб, 2003

Давно известно: чтобы понять какое-либо явление, необходимо знать, как это явление возникло, какие этапы оно проходило в своем развитии. И лишь после этого станет ясным, чем является оно в настоящее время. Сказанное относится и к возникновению и становлению любой науки, в том числе, естественно, и науки криминалистики.

Здесь необходимо небольшое отступление. Кстати, об отступлениях: как в любом повествовании, отступления в лекциях необходимы, и мне – воспользуюсь словами одного хорошего писателя – «нередко придется употреблять это почти одиссеевское словечко, ибо отступление в прозе – нечто вроде зигзага по пути в Итаку» .

Итак: в связи с чем вообще возникает наука (если говорить об этом вкратце и в самом огрубленном и общем виде)?

Потребности человека, потребности общества вызывают к жизни тот или иной вид деятельности – от строительства жилища и врачевания до изучения круговращения звезд и определения места человека под ними. Накопленный в этих видах деятельности опыт нуждается в обобщении и теоретическом осмыслении. И тогда возникает соответствующая наука: медицина и архитектура, астрология, астрономия и философия.

Говорят, что второй древнейшей профессией, вторым древнейшим видом профессиональной деятельности является журналистика (на первое место – не буду обсуждать сейчас, по праву ли? – ставят проституцию). Вряд ли с этим можно согласиться. Задолго до журналистики потребности общества вызвали к жизни фигуру расследователя «возмутителей спокойствия», расследователя того, что с возникновением государства стало называться деликтами, правонарушениями и преступлениями. Увы, история человечества, история цивилизации – это во многом история преступлений и наказаний. А чтобы наказать преступника, его надо как минимум найти и изобличить.

1. История возникновения и становления криминалистики

Возникновение криминалистики связано с ростом преступности во второй половине ХІХ в. практически во всех европейских странах. Сложившиеся, к этому периоду средства, приемы и методы расследования преступлений, применявшиеся в основном без какой-либо строгой научной системы, уже не позволяли обеспечить должный эффект в борьбе с количественно и качественно изменявшейся преступностью. В тоже время накопленные криминалистические знания объективно требовали обобщения, научного осмысления, систематизации, эффективного естественно-научного подкрепления.

Эту задачу первым пытался решить австрийский ученый Ганс Гросс, который имел опыт следственной работы, вместе с тем хорошо ориентировался в основах многих естественных наук, серьезно занимался фотографией и микроскопией. Обобщив свой опыт расследования и использования данных естественных наук, а также изучив сложившиеся основные средства и методы расследования и все изданные к тому времени научные труды по вопросам судебной экспертизы, Г.Гросс в 1892 г. написал книгу «Руководство для судебных следователей как система криминалистики», в которой провозгласил рождение новой самостоятельной науки, назвав ее криминалистикой. Г.Гросс раскрыл свое понимание криминалистики, ее содержание, стоящие перед ней задачи, предмет исследования, показал возможности применения научно-технических средств для розыска следов преступления и разработал отдельные приемы и методы расследования. Г.Гросс признан основателем криминалистики.

Важным направлением развития криминалистики является раз­работка методов исследования вещественных доказательств. Пер­вым криминалистическим учреждением в России была судебно-фотографическая лаборатория Е.Ф. Буринского (1889). В 1892 г. ученый был награжден Академией наук премией им. М.В. Ломо­носова за открытия в области судебно-исследовательской фотогра­фии. Фундаментальный труд Е.Ф. Буринского «Судебная экспер­тиза документов, производство ее и пользование ею» (1903) явля­ется актуальным и сегодня.

В начале XX в. выходит ряд работ Н.С. Бокариуса: «Судебно-медицинские микроскопические и микрохимические исследования вещественных доказательств» (1910), «Краткий курс судебной медицины» (1911), «Судебная медицина в изложении для юристов» (1915). На протяжении жизни Н.С. Бокариус провел большое количество судебно-медицинских и криминалистических экспер­тиз, вскрыл более 3000 трупов, а также произвел до 5000 исследо­ваний вещественных доказательств. Главными научными работа­ми Н.С. Бокариуса являются: «Справочный подручный альбом для работников уголовного розыска и милиции при составлении словес­ного портрета» (1924), «Первоначальный наружный осмотр трупа на месте происшествия или обнаружения его» (1929), «Судебная медицина для медиков и юристов» в двух частях (1930). В 1925 г. Правительство УССР присвоило Н.С. Бокариусу почетное звание Заслуженного профессора.



В начале XX в. выходит ряд фундаментальных трудов по криминалистике: «Дактилоскопия как метод регистрации» (1923, П.С. Семеновский), «Техника расследования преступлений» (1925, М.П. Макаренко), «Судебная фотография» (1926, С.М. Потапов). В это же время выходит первый отечественный учебник по крими­налистике И.М. Якимова «Криминалистика. Руководство по уго­ловной технике и тактике» (1925).

В 1935-1936 гг. в Москве выходит подготовленный авторским коллективом систематизированный учебник по криминалистике, в который вошли уголовная техника, тактика и методика рассле­дования, а в 1938-1939 гг. этот учебник был переиздан.

В 1940-1960 гг. формируется ряд криминалистических теорий и учений. Так, в 1940 г. выходит монография А.И. Винберга «Криминалистическая экспертиза письма»; в 1946 г. - брошюра С.М. Потапова «Введение в криминалистику»; в 1947 г. - работа Б.И. Шев­ченко «Научные основы трасеологии»; 1949 г. - книга М.В. Терзиева «Введение в криминалистическое исследование документов»; 1955 г. - работа Н.А. Селиванова «Судебно-оперативная фотогра­фия»; 1956 г. - книга С.Д. Кустанович «Судебная баллистика»; 1958 г. - монография Р.С. Белкина «Теория и практика следствен­ного эксперимента»; 1965 г. - монография Я. Пещака «Следствен­ные версии» и др.

В 1960-1980 гг. происходит интенсивное развитие теории криминалистической тактики (Р.С. Белкин, А.Н. Васильев, А.В. Дулов, В.Е. Коновалова, Н.И. Порубов, А.Р. Ратинов), научных основ судебной экспертизы (Л.Е. Ароцкер, А.Р. Шляхов, А.А. Эйсман). С 60-х гг. начинается разработка методологических проблем кри­миналистики: монография С.П. Митричева «Теоретические основы советской криминалистики» (1965); книга Р.С. Белкина и А.И. Винберга «Криминалистика и доказывание» (1969); моно­графиям. Я. Сегая «Методология судебной идентификации» (1970); работа А.Н. Васильева и Н.П. Яблокова «Предмет, система и теоретические основы криминалистики» (1984); книга Р.С. Белкина «Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы» в двух частях (1987, 1988) и др. В 1970 г. проходит научная дискуссия о предмете криминалистики (г. Свердловск).

Свидетельством высокого уровня развития криминалистики в Украине является подготовка и издание учебников. В 1973 г. издан учебник под редакцией В.П. Колмакова, подготовленный украин­скими учеными-криминалистами, содержащий проблемы крими­налистической техники и следственной тактики. В 1988 г. издан учебник «Советская криминалистика. Методика расследования отдельных видов преступлений» под редакцией В.К. Лисиченко.

В независимой Украине первый учебник для юридических выс­ших учебных заведений и юридических факультетов был подготов­лен в 1998 г. коллективом кафедры криминалистики Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого «Кри­миналистика. Криминалистическая тактика и методика расследо­вания преступлений». В 2001 г. указанным авторским коллективом подготовлен и издан (а в 2004 г. переиздан) полный курс кримина­листики, отражающий современное состояние науки и практики борьбы с преступностью.

2. Понятие, предмет и задачи криминалистики

Криминалистика – наука, исследующая закономерности преступного поведения и преступной деятельности, механизм их отражения в источниках информации, а также особенности деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, разрабатывающая на этой основе средства и методы раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Предметом криминалистики являются те типовые черты, признаки и явления, в которых содержатся данные, необходимые для формирования криминалистического представления о соответствующем виде преступления, а также закономерные процессы их отражения на окружающей среде в виде следов-последствий.

Задачи криминалистики:

Обеспечение быстрого и полного раскрытия преступлений;

Изучение закономерностей возникновения, сбора, исследования, оценки и использования доказательств;

Разработка и усовершенствование технико-криминалистических средств, тактических приемов и рекомендаций по сбору и исследованию доказательств;

Разработка и совершенствование криминалистических средств, приемов и методов предотвращения преступлений;

Анализ действующего законодательства, которое устанавливает допустимость и пределы использования технических средств и тактических приемов в уголовном судопроизводстве.

3. Система криминалистики

Система криминалистики – это составляющие ее разделы (части), тесно переплетающиеся между собой и имеющие устойчивые взаимосвязи. Современная наука криминалистики состоит из четырех разделов: теории и методологии криминалистики, криминалистической техники, криминалистической тактики, криминалистической методики расследования отдельных видов преступлений.

1. Теория и методология криминалистики представляет собой исходных понятий, определений и терминов, образующих научный потенциал криминалистики, которая включает в себя: историю возникновения криминалистики; понятие, предмет, задачи, систему криминалистики; связь криминалистики с отраслями и науками; методы криминалистики; криминалистическую идентификацию и диагностику.

2. Криминалистическая техника представляет собой систему научных положений и разрабатываемых на ее основе технических средств, приемов, способов, направленных на сбор, исследование и использование доказательств в целях раскрытия и расследования преступлений. Криминалистическая техника включает: общие положения; фотографию и видеозапись; трасологию; баллистику; габитоскопию; исследование почерка и документов; регистрацию.

3. Криминалистическая тактика представляет собой систему научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации и планированию до судебного расследования и судебного следствия, эффективному проведению процессуальных действий. Криминалистическая тактика включает: общие положения; тактику следственного осмотра; тактику обыска и выемки, тактику допроса и очной ставки; тактику предъявления для опознания; тактику воспроизведения обстановки и обстоятельств события; тактику назначения и проведения судебных экспертиз.

4. Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений представляет собой систему научных положений и разработанных на этой основе общих методик расследования групп преступлений и частных методик расследования их видов. Криминалистическая методика включает: общие положения; методику расследования убийств; методику расследования ДТП; методику расследования преступлений против собственности; методику расследования пожаров и взрывов; методику расследования изнасилований; методику расследования преступлений совершенных организованными преступными группами.

4. Связь криминалистики с отраслями и науками

Криминалистика связана с уголовным процессом, связь заключается в том, что уголовный процесс устанавливает пределы и условия применения криминалистических рекомендаций в следственной деятельности, компетенцию участников процесса в использовании криминалистических средств и приемов, а также порядок проведения следственных действий.

Криминалистика связана с уголовным правом, связь заключается в том, что невозможно расследовать то или иное преступление, не зная признаков его состава, характеристики объективной стороны, мотивов и способов совершения. Нормы уголовного права определяют деяние как преступление, которое требует расследования и являются основанием для разработки отдельных криминалистических методик.

Криминалистика связана с криминологией , т.к. данные о личности преступников, о некоторых обстоятельствах совершения различных видов преступлений, используются криминалистикой при разработке частных методик расследования.

Криминалистика связана с административным правом , т.к. ряд норм Особенной части УК Украины, при формулировании составов тех или иных преступлений отсылает к нормам административного права (например, правилам дорожного движения, противопожарной безопасности).

Криминалистика связана с судебной психиатрией , которая исследует психику человека в случае совершения общественно небезопасного деяния, дает объяснение поведению человека в случае нарушения психической деятельности, что имеет значение для решения вопроса о возможности проведения с этим лицом следственных действий, привлечения к уголовной ответственности, назначения наказания.

Криминалистика связана с судебной психологией , которая раскрывает факторы, влияющие на поведение участников судопроизводства, их психологические особенности в зависимости от процессуального положения и следственной ситуации. Данные психологии широко используются в тактике и методике расследования преступлений.

Криминалистика связана с этикой, т.к. тактические приемы и правила проведения следственных действий должны учитывать законы и правила этики поведения и общения.

Криминалистика связана с логикой, т.к. логические законы и приемы мышления составляют методологическую основу криминалистики, а именно такого ее изучения как криминалистическая версия, служат условием для разработки программ расследования определенных видов преступления.

Понятие криминалистики . Впервые термин «кри-миналистика» использовал в XIX веке австрийский ученый Ганс Гросс для обозначения науки о раскрытии преступлений . При этом под рас-крытием понимался процесс предварительного расследования в целом. Со временем в термин «раскрытие преступлений» некоторые специа-листы стали вкладывать более узкое содержание и обозначать им дея-тельность, завершаемую в момент, когда собраны доказательства , до-статочные для предъявления обвинения. Поэтому и криминалистику стали называть наукой о раскрытии и расследовании преступлений . Верное в своей основе это определение, однако чрезмерно абстрактно, так как отражая цель, ради которой данная наука существует, оно не раскрывает в полной мере ее содержания и, следовательно, не позво-ляет четко отграничить от смежных наук, имеющих своим назначени-ем содействие в установлении истины по уголовным делам.

Более конкретным является используемое в некоторых публикаци-ях определение криминалистики как науки о способах совершения преступлений, технике, тактике и методике расследования. Но и оно недостаточно, поскольку не исчерпывает предмета криминалистики. В рамках этой науки изучаются не только способы преступлений, но и все иные элементы, облегчающие расследование (объекты посяга-тельств, место, время совершения, мотив и др.).

Очередная попытка конкретизировать и расширить определение данного понятия привела к введению в него закономерностей возник-новения и собирания доказательств. При этом техника, тактика и ме-тодика были заменены средствами и методами судебного исследова-ния и предотвращения преступлений. Определение стало полнее и конкретнее, но не настолько, чтобы считать его безупречным. Приме-нительно к криминалистике было бы точнее говорить не о доказатель-ствах, а о следах преступлений.

Теория доказательств — важнейшая составная часть предмета нау-ки уголовного процесса . Криминалистика же сосредоточивается на анализе информации, наполняющей правовую форму доказательств. Ее несут в себе следы преступлений как материальные (например, отобра-жения рук преступника, орудий взлома, транспортных средств), так и психофизические, т.е. факты, запечатленные в сознании преступника, потерпевшего , свидетеля .

Событие преступления и хотя бы отдаленно связанные с ним по-ступки, действия, поведенческие акты людей отражаются в реальной действительности. Часто они запечатлеваются окружающей средой как вещественные улики, получившие образное название «немых свидете-лей». Еще чаще они отражаются в виде знаний конкретных субъектов, получивших сведения о преступлении или связанных с ним обстоя-тельствах непосредственно, например, как участники событий, либо опосредованно, в частности от других лиц.

В рамках криминалистики изучаются не только закономерности возникновения следов и действий с ними, но также сами следы, более того, все объекты и явления многообразной действительности, как не-посредственно относящиеся к событию преступления, так и в какой-то степени связанные с ним, при условии, конечно, если они способству-ют расследованию, например, криминалист интересуется не только ме-ханизмом образования следов орудия взлома, но и строением, харак-тером, особенностями этих следов, позволяющими распознать оставив-шее их орудие.

Кроме того, без указания на технико-криминалистический, следст-венно-тактический и следственно-методический характер средств и методов определение не приобретает криминалистической специфики, ибо средства и методы работы со следами преступлений разрабатыва-ются также другими науками, смежными с криминалистикой, напри-мер судебной медициной.

Чрезмерно широким представляется имеющееся в литературе опре-деление криминалистики как науки о технологии и средствах поиско-во-познавательной деятельности в уголовном судопроизводстве . Разработка указанной деятельности входит в задачи, например, уголов-но-процессуальной науки, которая осуществляет ее в аспекте не техни-ки, тактики и методики, а юридических правил расследования, его нормативной технологии. Кроме того, криминалисты разрабатывают рекомендации не только относительно поиска и изучения доказа-тельств, но и по их фиксации и удостоверению подлинности.

В закономерностях возникновения следов преступлений реализуют-ся определенные причинно-следственные связи, нередко носящие ве-роятностно-статистический характер. Так, по многочисленным наблю-дениям, чаще всего расчленение трупа убитого человека производят преступники, близко знающие потерпевшего. Знание этой закономер-ности позволяет правильно очертить круг лиц, среди которых надо прежде всего искать виновного.

К этой же группе относятся закономерные связи, касающиеся фор-мирования мысленных образов у потерпевших, обвиняемых и свиде-телей, обусловленности точности их показаний различными фактора-ми, в частности психофизиологическими особенностями реципиента и условиями восприятия им события.

Вторую группу составляют закономерности операций со следами преступлений - действий по их обнаружению, фиксации, изъятию, осмотру и использованию в доказывании .

Для фиксации следов применяется в качестве обязательного спосо-ба описание в протоколе процессуального действия, а как факульта-тивные — фотографирование, вычерчивание планов и схем, киносъем-ка, изготовление слепков, магнитофонная и видеозапись.

Факт и условия применения любого факультативного способа отра-жаются в соответствующем протоколе. Анализ обнаруженных следов производится в процессуальной, например в форме экспертизы, и не-процессуальной (так называемое предварительное исследование следо-вателем, прокурором , оперативным работником) формах. Выводы по результатам непроцессуального исследования доказательственного значения не имеют и используются лишь в оперативных целях jh .опре-деления направлений расследования, построения и проверки с венных версий, оценки собранных доказательств. ппепеляется

Многие тактические и методические приемы возникли в недрах следственной практики. Ученые их систематизировали, в ряде случаев дополнили, развили, включили в систему научных рекомендаций.

Другой частной задачей криминалистики является постоянное сле-жение за новейшими достижениями в области естественных, техниче-ских и общественных наук с целью приспособления их к нуждам предварительного следствия. Совершенствование научного аппарата расследования было бы невозможно без широкого использования дан-ных физики, химии, биологии, математики, кибернетики, антрополо-гии, психологии, логики.

Частный, вспомогательный характер имеет и такая задача кримина-листики, как изучение положительного опыта зарубежной следствен-ной практики, рекомендаций, разработанных иностранными кримина-листами, и их использование в дальнейших научных исследованиях.

Решение названных частных задач является познавательной функ-цией криминалистики.

Еще одну задачу и соответствующую ей функцию данной науки представляет оказание криминалистами-учеными и педагогами помо-щи практическим работникам в освоении средств и методов кримина-листики, в их внедрении в расследование преступлений.

Криминалистика как учебная дисциплина. В отличие от крими-налистической науки, созидающей, формирующей соответственные знания, криминалистика в качестве учебной дисциплины имеет своим назначением обеспечить овладение ими. Если литературными источни-ками науки криминалистики являются монографии, практические ру-ководства, методические пособия, информационные письма, научные аналитические обзоры практики, научные статьи, то источники крими-налистики — учебной дисциплины — это: учебники, учебные про-граммы, учебно-тематические планы, методические указания для пре-подавателей, студентов и аспирантов, задания для контрольных и кур-совых работ, лабораторные практикумы.

Криминалистика и смежные науки. Наиболее полному уяснению сущности криминалистики служит ее разграничение со смежными нау-ками. Правовой основой расследования преступлений являются нормы уголовного, уголовно-процессуального права . Поэтому во многих рабо-тах по криминалистике наряду с криминалистическими рекомендация-ми излагаются сведения уголовно-правового и уголовно-процессуаль-ного характера. Так, в пособиях по методике расследования отдельных видов преступлений даются советы относительно юридической квали-фикации уголовно-наказуемых правонарушений , а применительно к технике и тактике производства следственных действий делаются ссылки на нормы уголовно-процессуального закона . В частных методиках элементы составов преступлений являются отправными пункта-ми в построении систем следственных действий. В отличие от крими-налистики как науки о технике, тактике и методике расследования, уголовное право — это наука о правовой природе уголовно-наказуемо-го правонарушения, его структуре, элементах составов различных ви-дов преступлений, сущности и видах уголовного наказания , общих ус-ловиях его назначения и правовых последствиях этого. Уголовно-пра-вовые рекомендации позволяют осуществить правильную юридиче-скую квалификацию преступного действия или бездействия.

Предмет науки уголовного процесса составляют регламентирован-ная законом процедура предварительного следствия и судебного рас-смотрения уголовных дел, а также ее реализация в следственной и су-дебной практике.

Уголовно-правовая и уголовно-процессуальная науки опираются на соответствующие отрасли права , с нормами которых криминалистика согласует свои рекомендации.

Применительно к некоторым преступлениям, совершенным в исп-равительно-трудовых учреждениях, криминалистические методики строятся с учетом положений науки исправительно-трудового права и изучаемых ею норм, регламентирующих исполнение уголовного нака-зания.

Поскольку в ходе расследования нередко возникает необходимость разграничить уголовно-наказуемые и административно-правовые нару-шения, криминалистика оказывается смежной с наукой администра-тивного права. Эта смежность обусловлена также взаимодействием следователей с работниками оперативно-розыскных органов. В отли-чие от науки о расследовании преступлений наука административного права изучает систему административных органов, их функции, прак-тическую деятельность, нормы, предусматривающие ответственность за административные правонарушения и процедуру определения нака-зания за них.

Необходимость всемерной рационализации приемов и методов рас-следования, оптимального сочетания различных действий следователя, выполнения их в наиболее целесообразной последовательности, с рас-четом на экономию времени и сил, при достижении максимально эф-фективных результатов потребовала использования криминалистами положений науки управления . В рамках криминалистики подготовлена система рекомендаций по научной организации труда следователя, предусматривающих его специализацию, профессиональное усовер-шенствование, оптимальную нагрузку, наилучшее распределение вре-мени по производственным операциям, применение средств оргтехники.

Возложение на следователя процессуальной обязанности устанав-ливать причины и условия, способствовавшие конкретным преступле-ниям, и принимать меры к их устранению предопределяет взаимодей-ствие криминалистики с криминологией — наукой о причинах пре-ступности, ее состоянии, структуре, динамике, личности преступника и методах социальной профилактики. Различие между ними заключа-ется в том, что криминалистика учит тому, как надо расследовать пре-ступления, а криминология — как их предупреждать.

К числу смежных с криминалистикой относятся науки, являющиеся базовыми для различных видов судебных экспертиз — судебная меди-цина, судебная психиатрия, судебная психология, судебная бухгалте-рия, судебная автотехника и др. Положения этих наук учитываются при подготовке криминалистических рекомендаций по обнаружению, изъятию, сохранению, осмотру объектов соответствующих экспертиз. Помимо этого, в рекомендациях, адресуемых судебным экспертам различных профилей, находят отражение некоторые положения крими-налистики, в частности касающиеся применения метода криминали-стической идентификации.

Тем не менее существуют достаточно четкие границы между кри-миналистикой и судебно-экспертными науками. В рамках последних изучаются закономерности специфических явлений и видов деятельно-сти, например, в судебной медицине — касающиеся анатомии и физи-ологии человека, патологических особенностей его организма, негатив-ных последствий разрушительных воздействий на него; в судебной психиатрии — связанные с болезненными нарушениями психической деятельности человека; в судебной психологии — относящиеся к пси-хическим свойствам индивида и их проявлениям в конкретных услови-ях; в судебной бухгалтерии — имеющие отношение к правилам бух-галтерского учета и их нарушениям; в судебной автотехнике — охва-тывающие устройство автотранспортных средств, дорожных сооруже-ний, их эксплуатацию, правила движения, последствия их неисполнения.

Криминалистика тесно соприкасается с общественными науками, в том числе философией и этикой. Все криминалистические рекоменда-ции строятся с учетом законов мышления, разработанных в логике, правил определения и деления понятий, формулирования суждений и построения силлогизмов. На этом, в частности, основаны рекоменда-ции по выдвижению следственных версий, определению оптимальной последовательности применения тактических приемов и проведения следственных действий.

Учение этики о правилах должного, нравственного поведения лю-дей предопределяет содержание криминалистических рекомендаций, направленных на формирование безупречного образа действий, такой линии поведения любого участника расследования, которая строго со-ответствует требованиям морали .

Средства, приемы и методы криминалистики находят применение не только при производстве следственных действий, но и при осущест-влении оперативно-розыскных мероприятий.

Методы криминалистики

Социологические методы, такие как анкетирование и опрос (интер-вьюирование), также применяются в криминалистических исследова-ниях. С помощью специальных анкет изучаются уголовные дела, а с помощью опросных листов интервьюируются работники правоохрани-тельных органов. Цель подобных исследований заключается в установ-лении закономерных связей между структурными элементами крими-налистических характеристик, выявлении типичных недостатков пред-варительного следствия, определении частот встречаемости различных способов совершения преступлений и эффективности разных приемов расследования.

Специальные методы криминалистики. Так называются методы, разработанные специально для применения в криминалистической практике. Основным является метод криминалистической идентифика-ции. Наряду с ним к специальным относятся: методы организации рас-следования, планирования следственных действий, взаимодействия следователя с оперативными работниками милиции, применения комп-лексов тактических приемов, наилучшего чередования следственных действий в методиках расследования; методы криминалистической техники , предназначенные для обнаружения и фиксации следов пре-ступлений, а также различных криминалистических исследований (по-черковедческих, трасологических, баллистических и др.).

Критерии допустимости применения методов криминалистики. В общенаучном аспекте допустимыми следует считать методы, науч-ная состоятельность которых не вызывает сомнений, т. е. основанные на объясненных наукой или самоочевидных закономерностях, процес-сах и явлениях.

Наряду с требованиями научной состоятельности к методам крими-налистики предъявляется требование правомерности, законности . До-пустимо применять только те средства и приемы, которые не противо-речат, полностью соответствуют нормам и принципам права и ни в какой степени не нарушают права и законные интересы личности . Аб-солютно недопустимы средства, применение которых сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей.

Не менее важны этические критерии. Действующее в нашей стране уголовно-процессуальное право имеет отчетливо выраженную нравст-венную основу.

В аспекте этических критериев допустимы криминалистические ме-тоды, которые:

а) не основаны на обмане;
б) не связаны с угрозами, шантажом;
в) не сопряжены с физическим и психическим насилием;
г) не унижают достоинство личности;
д) не понуждают подозреваемого (обвиняемого) к аморальным по-ступкам;
е) не используют низменные побуждения (чувство корысти, мести, ревности, национальной вражды и др.);
ж) не эксплуатируют невежество, предрассудки, суеверие участни-ков уголовного процесса;
з) не основаны на использовании религиозных чувств.

Система криминалистики

2. В некоторых публикациях курс криминалистика был поделен на две части - - общую, включающую криминалистическую технику и следственную тактику, и особенную, состоящую из частных методик расследования. Затем в системе криминалистики были обозначены че-тыре раздела: введение в науку, криминалистическая техника, следст -венная тактика и методика расследования. При этом во введении рас-сматривались предмет, методология и система криминалистики. Впос-ледствии было предложено выделить из него в самостоятельный раз-дел учение о криминалистической идентификации и, таким образом, создать еще одну — пятую часть курса.

В общетеоретический раздел курса криминалистики логично впи-сываются вопросы применения таких форм деятельности, как органи-зация расследования, взаимодействие следователя с сотрудниками опе-ративных и экспертных подразделений, информационное обеспечение предварительного следствия, а также привлечение к расследованию представителей общественности.

В перспективе не исключено введение в общетеоретический раздел более детального изложения логических приемов криминалистическо-го познания, с рассмотрением в нем положений, общих для опознава-тельной деятельности различных участников уголовного процесса .

Возрастающая потребность в использовании с криминалистически-ми целями математики и кибернетики со временем потребует более широкого освещения в общетеоретическом разделе этих вопросов.

Итак, в первый раздел криминалистики входят введение в ее курс, т.е. предмет, методологические основы (методы) и система, а также общетеоретические положения.

Другими традиционными частями курса данной науки являются криминалистическая техника, криминалистическая тактика и методика расследования отдельных видов и групп преступлений.

Курс криминалистики допустимо рассматривать как состоящий из общей и особенной частей, относя к первой разделы, посвященные об-щей теории, криминалистической технике и тактике, а ко второй -криминалистическую методику. Основанием для такого членения кур-са может служить необходимость сочетания положений первых трех разделов применительно к расследованию различных видов преступ-лений с учетом их специфики.

Вместе с тем неприемлемо разграничение общей и особенной час-тей курса по линии между общими положениями криминалистической тактики и тактикой производства отдельных следственных действий или между техникой и тактикой расследования, поскольку это проти-воречит требованиям логически выдержанной систематизации научно-го материала.

Криминалистическая техника. Как раздел криминалистики кри-миналистическая техника представляет собой систему научных поло-жений, а также соответствующих им технических средств и методов, применяемых при расследовании преступлений . Технические средства и методы криминалистики создаются и совершенствуются на основе обобщения работы следователей и других участников уголовно-про-цессуальной деятельности и, кроме того, на базе использования дости-жений естественных и технических наук. Непосредственными целями их применения являются точная фиксация хода и результатов следст-венных действий, собирание, осмотр и исследование вещественных до-казательств, регистрация объектов криминалистических учетов , задер-жание и опознание лиц, совершивших преступления.

Материал рассматриваемого раздела располагается с учетом, во-первых, видов технических средств и методов и, во-вторых, видов объектов, работа с которыми требует применения технико-криминали-стических средств, В этой части курса имеется два подраздела. В од-ном из них содержатся общие положения о понятии, значении, систе-ме криминалистической техники, даются описания различных видов технических средств и методов (специальных научно-технических комплектов, средств фотографирования, киносъемки, звукозаписи и видеозаписи, поисковых приборов, средств и методов исследования ве-щественных доказательств). Со временем здесь, видимо, будут изла-гаться общие положения методик криминалистических исследований применительно в основном к криминалистической экспертизе.

Второй подраздел содержит сведения о применении средств крими-налистической техники в работе с криминалистическими объектами: документами, следами рук, ног, зубов человека , орудий взлома и инст-рументов, транспортных средств, огнестрельным оружием , веществен-ными доказательствами выстрелов и др. Материал здесь четко сгруп-пирован в отдельные блоки, которыми являются: судебное почеркове-дение, технико-криминалистическое исследование документов , трасо-логия (следоведение), судебная баллистика , криминалистическое уче-ние о признаках внешности человека, криминалистические учеты (уго-ловная регистрация). За последние годы проявилась тенденция к фор-мированию новых блоков, в частности посвященного технике обнару-жения, изъятия и исследования в качестве вещественных доказательств разного рода веществ и материалов — объектов почвенного происхож-дения, горюче-смазочных материалов, лакокрасочных покрытий, сле-дов взрыва, микрочастиц и др.

Следственная (криминалистическая) тактика. Под следственной тактикой как разделом криминалистики понимается система научных положений и рекомендаций по применению при расследовании такти-ческих приемов.

Данный раздел по традиции начинается изложением общих кон-цепций о понятии следственной тактики, понятии, значении, видах тактических приемов, планировании расследования.

В разделе следственной (криминалистической) тактики наиболее значительное место занимают положения о применении тактических приемов при производстве следственных действий: осмотре, следст-венном эксперименте, обыске , выемке , допросе , проверке показаний на месте, предъявлении для опознания, подготовке и назначении судеб-ной экспертизы.

Методика расследования отдельных видов и групп преступле-ний. Методика расследования — это обусловленная предметом дока-зывания система следственных и иных предусмотренных нормами пра-ва действий, осуществляемых в оптимальной последовательности с целью полного, точного и быстрого расследования и предупреждения преступлений. Методикой предусматривается как комплекс необходи-мых действий, так и круг подлежащих решению вопросов, особенно-сти применения технико-криминалистических средств и тактических приемов, обусловленных характером преступления определенного ви-да. Конкретная методика строится с учетом типичных способов совер-шения преступлений данной группы и других элементов их кримина-листических характеристик, а также характерных для них следствен-ных ситуаций.

Раздел методики расследования начинается с общих положений по наиболее концептуальным вопросам, касающимся методики вообще, независимо от вида расследуемых преступных проявлений. Далее из-лагаются частные методики, ориентированные на расследование от-дельных-видов преступлений — убийств , изнасилований , разбойных нападений , хищений государственного и общественного имущества, краж личного имущества граждан и др.

В совершенствовании частных методик наметились две тенденции — на разработку рекомендаций по расследованию, с одной стороны, групп родственных преступлений, а с другой — разновидностей пре-ступлений тех или иных видов. Так, методика может быть ориентиро-вана на расследование преступлений против личности (убийств, при-чинения вреда здоровью, изнасилований). В структуре их расследова-ния немало общего. Применительно ко всем преступлениям данной группы в качестве первоначальных следственных действий произво-дятся осмотр места происшествия , осмотр трупа или освидетельствова-ние живого лица (потерпевшего , подозреваемого), осмотр одежды жер-твы преступления и обвиняемого, назначение судебно-медицинской экспертизы. Будучи в известной мере схематичной, такая методика весьма экономична и вырабатывает верные подходы к решению след-ственных задач в рамках однородных преступлений. Более частные методики — по расследованию разновидностей преступлений, напри-мер, убийств, совершенных наемниками, помогают следователю быст-рее и точнее определить пути расследования в нестандартных ситуациях.