Действие нормативных правовых актов во времени тгп. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Основания прекращения действия нормативных правовых актов

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению агрессии.

Различают внутренние и внешние функции государства {рис. 1.2).

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

1. Политическая функция. Эта функция государства обусловлена необходимостью гармонизировать интересы различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в функции государства Внешние

Внутренние Политическая Экономическая Социальная Правоохранительная -

Поддержка и развитие образования, здравоохранения, науки и культуры

Строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и других общественных систем -

Транспортная -

Экологическая -

Информационная -

Обеспечение национальной безопасности -

Борьба с последствиями стихийных бедствий -

Оборона -

Дипломатическая -

Внешнеполитическая -

Содействие установлению мировой законности -

Внешнеэкономическая -

Правоохранительная -

Социальная Экологическая -

Информационная -

Культурное сотрудничество

Сотрудничество в разрешении глобальных проблем Рис. 1.2. Функции государства

своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важен процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

2. Экономическая функция. Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики его экономического развития в наиболее оптимальном режиме. Если говорить конкретнее, то экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, вложений инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и т. п. Государство должно создать правовые основы рынка, т. е. разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Кроме того, государство может осуществлять непосредственное управление отдельными предприятиями, некоторыми особо важными отраслями народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. д.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ. 3.

Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на строительство жилья для малообеспеченных и др. - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Правда, и здесь нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они неоправданно высоки, то у предпринимателей теряется стимул к работе. Социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине может деградировать. 4.

Правоохранительная функция. Это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить методы: а) правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов); б) организационно-правовой, осуществляемый органами исполнительной власти (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций); в) правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности) и др. Очень важная сторона правоохранительной деятельности государства - борьба с правонарушениями. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, существенны, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.

5. Экологическая функция. В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными.

Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяет суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, лишением свободы).

Государство осуществляет дополнительно и такие функции, как поддержка и развитие образования, здравоохранения, науки и культуры, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и общественных систем, транспортная, информационная, обеспечение национальной безопасности, борьба с последствиями стихийных бедствий.

Внешние функции - это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более и более взаимосвязанным. 1. Функция обороны. Эта функция имела первостепенное значение в прежние времена. Сейчас же мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И тем не менее даже развитые страны, накопившие немалый опыт в мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет нецивилизованным правителям в короткие сроки и на большие расстояния наносить разрушительные удары. 2.

Дипломатическая функция. Выполнение этой функции способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения - это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества. 3.

Внешнеполитическая функция. Заключается в политическом сотрудничестве государств, с тем чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами же политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности - постоянный орган ООН. Поддержанию политической стабильности и безопасности в мире содействуют и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация стран Тихоокеанского региона и др.). 4.

Содействие установлению мировой законности. Эта деятельность приобретает самостоятельный характер и проявляется в участии в разработке норм международного права. 5.

Внешнеэкономическая функция. Эта функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно- финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.). 6.

Правоохранительная функция. Заключается в обеспечении мирового правопорядка, разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны самостоятельно устоять против агрессоров или отстоять свои права. Она также проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью, не знающей границ (Интерпол), и т. п. 7.

Социальная функция. Она выкристаллизовывается все ярче. В рамках этой функции социальная помощь и поддержка осуществляются в отношении развивающихся стран (например, Сомали, Эфиопии и др.), а также стран, находящихся на переходном этапе (например, страны СНГ). Здесь используются различные формы помощи, начиная от выделения финансовых средств целевого назначения (на развитие банковской системы, образования, здравоохранения, регулирование рождаемости и проч.) и кончая гуманитарной помощью. 8.

Экологическая функция. Эта функция в настоящее время выдвигается в разряд внешних. Пришло понимание того, что экологические катастрофы (аварии нефтеналивных танкеров, атомных электростанций и т. д.) в отдельно взятых странах в конечном счете наносят ущерб интересам всех народов и устранение их последствий не может оставаться только внутренним делом. 9.

Информационная функция. Ее выделение лишь только намечается. Но и сейчас осуждение вызывают страны, которые блокируют для своих народов поступление правдивой информации о событиях в мире.

В современном мире внешняя деятельность государств будет эффективной, только если она базируется на общечеловеческих ценностях, международных правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество. 10.

Культурное сотрудничество. Оно осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Международный олимпийский комитет и др.). В рамках ООН эту культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - подразделяются на внутренние, т.е. осуществляемые в пределах территории данного государства, и внешние, осуществляемые за пределами его территории. По продолжительности Ф.г. подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (к ним относятся, например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений и т.д.). Таким образом, функции современного цивилизованного государства направлены на организацию нормальной жизни и развития общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов населяющих его граждан и народов, на споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Ф.г. взаимосвязаны и дополняют друг друга. См. т.ж. .

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА" в других словарях:

    Функции государства Энциклопедия права

    Функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение в общественной жизни. По сути функции государства есть устойчиво сложившаяся,… … Большой юридический словарь

    Функции государства - основные направления деятельности государства, непосредственно выражающие сущность и его назначение. Функции государства объективно обусловлены системой социально экономических, социально политических и других факторов и природой данного… … Теория государства и права в схемах и определениях

    Функции государства - (англ functions of state) в теории государства и права основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное значение. В зависимости от… … Большой юридический словарь

    ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - основные направления деятельности государства, в которых раскрываются его социальная сущность и назначение в обществе. Принято выделять следующие функции современного государства: 1. Экономическая. Применительно к современному государству… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - основные направления деятельности государства, обусловленные его социально классовой сущностью, содержанием, основными целями и задачами, стоящими перед ним, выполняемой им в обществе ролью и назначением. В зависимости от направленности… … Энциклопедический словарь конституционного права

    ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Юридическая энциклопедия

    ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - основные направления деятельности государства на международной арене. К их числу относятся: оборонная функция, направленная на защиту государственного суверенитета, границ, территории страны от нападения извне, организацию таможни, решение иных… … Юридическая энциклопедия

    Основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. В соответствии со сферами деятельности государства внутренние функции подразделяются на следующие. Экономическая функция выражается в выработке и координации… …

    Основные направления деятельности государства на международной арене. К их числу относятся: оборонная функция направлена на защиту государственного суверенитета, границ, территории страны от нападения извне, организацию таможни, решение иных… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Теория государства и права , Коллектив авторов. В учебнике рассматриваются основные проблемы теории государства и права: происхождение государства и права, форма государства, содержание и сущность государства, функции государства, механизм… электронная книга

Главные направления и виды деятельности государства, обусловленные его задачами и целями и характеризующие его сущность.

Функции государства нельзя отождествлять с функциями его отдельных органов, которые являются частью аппарата государства и находят свое выражение в компетенции, в предмете ведения, в правах и обязанностях (полномочиях), закрепленных за ними.

Приведенные ниже функции государства отражают реализацию общесоциальных или «общих дел» (а не классовых), обеспечивающих объективное существование людей.

Можно классифицировать функции современного государства по различным критериям: субъектам, объектам, способам, средствам и другим элементам государственной деятельности.

Функции государства по способам его деятельности:

  • законодательная;
  • исполнительная (управленческая);
  • судебная;
  • правоохранительная;
  • информационная.

Функции цивилизованного государства по сферам (объектам) его деятельности можно разделить на внутренние и внешние .

Внутренние функции - обеспечивают его внутреннюю политику:

1) политическая - выработка внутренней политики государства, регулирование сферы политических отношений, обеспечение народовластия;

2) экономическая - регулирование сферы экономических отношений, создание условий для развития производства: организация производства на основе признания и защиты различных форм собственности, предпринимательской деятельности; прогнозирование развития экономики;

3) налогообложения и финансового контроля - организация и обеспечение системы налогообложения и контроля над легальностью доходов граждан и их объединений, а также за расходованием налогов;

4) социальная - обеспечение социальной безопасности граждан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень; снятие и смягчение социальных противоречий путем гуманной и справедливой социальной политики;

5) экологическая - обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории государства; охрана и рациональное использование природных ресурсов; сохранение генофонда народа;

6) культурная (духовная) - консолидация нации, развитие национального самосознания; содействие развитию самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств; организация образования; содействие развитию культуры, науки; охрана культурного наследия;

7) информационная - организация и обеспечение системы получения, использования, распространения и хранения информации;

8) правоохранительная - обеспечение охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, законности и правопорядка, окружающей природной среды, установленных и регулируемых правом всех общественных отношений.

Внутренние функции государства ещё можно разделить на две основные группы: регулятивные и правоохранительные.

Внешние функции - обеспечивают его внешнюю политику:

1) политическая (дипломатическая) - установление и поддержание дипломатических отношений с иностранными государствами в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права;

2) экономическая - установление и поддержание торгово-экономических отношений с иностранными государствами; развитие делового партнерства и сотрудничества в экономической сфере со всеми государствами, независимо от их социального строя и уровня развития; интеграция в мировую экономику;

3) экологическая - поддержание экологического выживания на планете;

4) культурная (гуманитарная) - поддержание и развитие культурных и научных связей с иностранными государствами; обеспечение сохранения исторических памятников и других объектов, имеющих культурную ценность; принятие мер к возвращению культурных ценностей своего народа, находящихся за рубежом;

5) информационная - участие в развитии мирового информационного пространства, установление режима использования информационных ресурсов на основе равноправного сотрудничества с другими государствами;

6) оборона государства - защита государственного суверенитета от внешних посягательств как экономическими, дипломатическими, так и военными способами;

7) поддержание мирового правопорядка - участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов; борьба с международными преступлениями.

Во внешних функциях государства можно выделить два основных направления: внешнеполитическая деятельность (здесь особое значение имеет функция обороны страны) и внешнеэкономическая деятельность .

Особенности классовых функций эксплуататорского государства

Внутренние

Внешние

1. Функция подавления угнетенных классов.

1. Функция захвата чужих территорий.

2. Функция охраны частной собственности эксплуататоров на средства производства.

2. Функция подавления освободительных движений.

3. Функция идеологического подавления своих классовых и политических противников.

3. Функция охраны интересов господствующих классов от посягательств на них извне.

Нельзя отождествлять функции государства с формами их реализации - правовыми и организационными, а также с методами их реализации (убеждение, поощрение, государственное принуждение, подавление).

Основные правовые формы осуществления функций государства: правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, учредительная, контрольно-надзорная.

Конкретная функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти в определенной сфере деятельности государства; характеризуется известной самостоятельностью, однородностью, повторяемостью.

Содержание внутренних и внешних функций государства изменяется на разных этапах его развития. Например, в период становления буржуазного государства экономическая функция была слабо развита. С середины XIX века, особенно в XX веке с конца 50-х гг., в странах Западной Европы и Северной Америки ее роль значительно возросла как по значимости, так и по объему. Государственно-правовое регулирование социально-экономической сферы общественных отношений направлено на обеспечение политики «полной занятости» населения и предотвращения экономических кризисов. Западные страны прибегают к помощи системы планирования (в том числе - долгосрочного), создания специальных ведомств по прогнозированию развития экономики и социального развития. Возросло воздействие на частный сектор путем различных способов регулирования и контроля - политики цен, налогов, инвестиций, экспорта, импорта, государственных заказов, кредитной политики и т. п. Но это не означает, что государство поглощает деятельность частного сектора в экономике, не создает условий для его развития.

В отличие от западных буржуазных стран, в СССР, в состав которого входила Советская Украина, очень ограниченное время (нэп) был разрешен частный сектор. Государственное регулирование экономических отношений занимало господствующее положение. Государство было монополистом во всех сферах жизнедеятельности общества, а в экономической сфере взяло на себя буквально все - от установления уровня инвестиций в ту или иную отрасль экономики до наименования продуктов и цен на них.

В независимой Украине с переходом к рыночным отношениям содержание экономической функции государства (по сравнению с СССР) существенно меняется. Сфера государственного управления не сводится к государственному сектору экономики. Устанавливаются только пределы для вмешательства государства в частный сектор экономики.

С определением курса на построение социального правового государства расширяется содержание и значение политической, правоохранительной и других функций. Особое значение приобретает социальная функция - создание государством условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (см. главу «Социальное правовое государство»).

Блог

15 сокровенных тайн мужчин

Мужчины никогда и никому не раскрывали эти секреты. Как мы их узнали? Все очень просто, но это секрет!

15 причин не стать успешными

У всех есть мечта , но не все достигают ее. Точно также и с жизненными целями. По официальной статистике только 1% людей реально получил от жизни то, что хотел. И этот 1% населения нашей планеты знает один большой секрет , а если быть точнее, то секретов целых пятнадцать. Узнай их и ты!

Мифы России: татары

О том, что жители Московии своего ничего не имели и все у них в этой жизни заимствовано - уже ни для кого в этом мире не новость, и ею никого не удивишь. Но вот новостью, что татар, как народа никогда не было, сегодня еще удивить можно!

Большинство людей - полные идиоты

Для того, чтобы стать богатым и успешным достаточно выучить это золотое правило от Эдгара Алана По . И Вы сами не заметите, как Ваша жизнь полностью изменится.

Мифы об «Отечественной» войне 1812 года

Мифологи России всегда и везде указывали, что войну 1812 года против России развязал Наполеон. Что на самом деле является ложью!

Первая война, которую на России называют Отечественной, случилась вовсе не в 1941 году как думают многие.

Государство как политико - экономическая общность, функции государства.

Практически все население земного шара проживает в том или ином государстве. Исторически складывалось так, что развитие общества, совершенствование орудий труда приводило к объединению индивидов в сообщества, которые к конечном счете превращались в политико-социально-экономические формации, называемые государствами.

Понятие и правовая сущность

Государство — форма организации политической власти общества, которая имеет свой аппарат управления, направленный на защиту прав и интересов господствующего класса в обществе.

Любое государство обладает определенными функциями. Под функциями государства понимаются направления его деятельности, целью которой является поддержание и существование государства в нормальном режиме.

Основными функциями государства являются

    Физическая защита жителей государства.

    Обеспечение реализации прав и свобод граждан государства.

    Обеспечение суверенитета и целостности страны.

    Управление экономикой государства.

    Решение возникающих экономических и социальных проблем в обществе.

Другие классификации функций государства

1. Внутренние функции государства

Направлены на управление политической, экономической и иной жизнью общества внутри страны. Политическая составляющая предполагает установление законной и эффективной системы управления всеми сферами общественной жизни. Государство, как носитель суверенитета, выполняет волю своего народа, являющегося единственным источником власти в стране.

Существуют различные формы реализации народной власти

    Непосредственное волеизъявление граждан. Осуществляется посредством проведения референдумов и других открытых голосований.

    Опосредованное волеизъявление. Осуществляется через избранные и создаваемые органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Основной целью государства является реализация прав и свобод своих граждан в полном объеме. Конечной целью ставится построение правового государства. Правовое государство это государство, деятельность которого строится в строгом соответствии нормам права. В свою очередь, нормы права принимаются и устанавливаются органами государственной власти. Должное исполнение функций государства уполномоченными органами, должно способствовать гражданскому развитию общества через его постоянное реформирование.

Подвидом внутренней функции государства является экономическая, которая предполагает осуществление экономической политики внутри страны. В рамках данной стратегии в демократических государствах провозглашается приоритет права собственности и свободы предпринимательской деятельности, государственное регулирование рыночных отношений допускается лишь выборочно, для более эффективного развития экономики и недопущения наступления экономического кризиса в стране.

Вот еще несколько внутренних функций государства

Правоохранительная функция государства - направлена на защиту прав и свобод гражданина и человека, гарантирует равенство всех перед законом, независимо от их социального и финансового положения, пола, расы и других отличительных признаков. В рамках данной функции государство обеспечивает безопасность и правопорядок в обществе через специально создаваемые органы управления, в том числе правоохранительных органов (полиции, прокуратуры, исполнения наказания, и т.д.).

Социальная функция государства. Она направлена на создание достойной жизни социально незащищенных слоев общества (детей, пенсионеров, инвалидов, и т.д.). Данная функция призвана обеспечить минимально допустимый уровень жизни для своих граждан, независимо от их финансового дохода. В нашей стране гражданам гарантируется всеобщая бесплатная медицинская помощь. Социальные службы, созданные в государстве помогают перераспределить его доходы в пользу нуждающихся. Государство контролирует такие неотъемлемые права человека как право на труд и отдых, а также соблюдение в отношении работника положенных гарантий и компенсаций.

2. Внешние функции государства

Определяют положение государства в международной сфере. Направлены на отстаивание суверенитета государства, его целостности как единого образования, а также взаимодействия с другими государствами, международными институтами и отдельными гражданами.

Такие функции можно подразделить на следующие

    Связанные с защитой своих граждан, находящихся вне его пределов.

    Международное научно-техническое сотрудничество и культурные связи.

    Отстаивание суверенитета и обороноспособности страны.

Внешние функции государства схожи по своей сути с внутренними функциями и сводятся к защите прав и свобод своих граждан за пределами своего государства. Граждане, оказавшиеся в трудной ситуации за пределами своей страны вправе рассчитывать на помощь своего государства, которая может осуществляться посредством оказания правовой и материальной помощи, мероприятий по эвакуации и т.п.

Любое демократическое государство стремиться развивать свои международные связи в политической, культурной, научной и других областях жизнедеятельности. Существующие международные организации способствуют культурному межгосударственному развитию. Как правило, порядок и условия сотрудничества излагаются в международных правовых актах, подписываемых представителями заинтересованных государств и ратифицированных в установленном порядке.

Функция обороны государства включает в себя создание и финансирование вооруженных сил страны, закрепление в международных актах государственных границ, заключение соглашений о мире и добрососедстве и других нормативных актов, направленных на урегулирование всех возможных международных территориальных и иных споров между государствами. Государство разрабатывает и реализовывает военную доктрину, повышают боеспособность вооруженных сил, осуществляют внешнюю разведывательную деятельность.

Наиболее распространено в науке традиционное разделение функций на внешние и внутренние, то есть на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя), и по отношениям к другим государственно-организованным обществам, другим государствам (внешняя).

Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении. Внутренние функции государства проявляют себя в экономической, политической, социальной и идеологической сферах жизни общества. Внешние функции государства - защита общества от нападений извне, мирное сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических интересов и т.п. - также характеризуют деятельность государства как целостной организации общества, но уже обращены не внутрь, а вовне его жизнедеятельности.

Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга. Это дало основание некоторым ученым объявить данное деление устаревшим и утверждать, что любому государству присущи общие функции, которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами.

Деление функций на внутренние и внешние - это определённое наследство, доставшееся современной отечественной теории государства от её предыдущего методологического подхода, когда классификация функций жестко привязывалась к классовой сущности государства. .

Внутренние функции государства

Внутрении функции государства - это основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и социальным значением, целями и задачами внутренней жизни страны.

Политическая функция

Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в том числе обеспечение народовластия.

Это прежде всего представительные органы, избираемые народом и уполномоченные от его имени осуществлять государственную власть в стране; органы местного самоуправления, посредством которых население конкретного региона решает свои местные дела; формы непосредственного участия народа в осуществлении власти через референдум.

Помимо формирования органов государства и участия в решении государственных вопросов, население страны должно иметь возможность контролировать функционирование государственной власти и реализацию принятых решений. С учетом сказанного содержание политической функции в демократическом обществе составляет обеспечение народовластия. Это предполагает:

1) реализацию волеизъявления народа в форме законотворчества и в иных государственных решениях;

2) обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

3) создание условий для самоорганизации и самоуправления народа, для формирования демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерогативы в управлении собственными делами;

4) официальное представительство общества, поскольку функция обеспечения народовластия означает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества и ответственность перед ним;

5) защиту конституционного строя, реализуемую специальными органами (например, Конституционным Судом), а также непосредственно народом путем осуществления права на противодействие любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

Функция государства в политической сфере имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества. Однако одних демократических институтов недостаточно для осуществления подлинного народовластия, так как демократические институты могут быть использованы и в антидемократических целях. Вместе с тем существует опасность установления тирании большинства, возможной в любой системе демократии. И здесь велика роль государства, которое, выполняя политическую функцию, призвано выступать в роли арбитра при конфликте интересов различных социальных групп и слоев в обществе, не допускать нарушения прав человека, интересов меньшинства во имя общего блага.

Деятельность государства в политической сфере сложна, многогранна и по существу является ключевой, так как создает условия для эффективного выполнения других функций. Эта функция позволяет установить в обществе своеобразный климат, благоприятно развиваться другим направлениям деятельности государства.

Экономическая функция

Это объективно необходимая, законодательно регламентированная деятельность государства в области хозяйства, которая направлена на решение экономических задач, выражает его сущность и социальное назначение и которая проявляется в обеспечение нормального функционирования и развития экономики, определении порядка экономической жизни общества, развитии внешнеэкономических связей и т.д.

Экономическая функция государства зависит от того, осуществляется ли она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой .

При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе самоуправления, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. В этих условиях государство «сбросило» с себя часть обязанностей в экономической сфере.

Вмешательство государства в сферу экономики в известной мере сокращается и сводится главным образом к следующим мерам:

1) выработка экономической политики в масштабе общества;

2) управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность.

Круг этих объектов должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например, ядерная энергетика, деятельность в космосе, общегосударственный транспорт, связь и др.;

3) установление правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулирование государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, принятие мер для пресечения недобросовестной конкуренции (монополизма), охрана прав потребителя от недобросовестного производителя;

4) регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты государством своего экономического суверенитета, безопасности, стимулирование развития национальной экономики при реализации внешнеторговой и иной деятельности.

В период экономических кризисов, депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Мировой опыт свидетельствует, что в рыночных отношениях недостаточно уповать лишь на элементы саморегулирования, а необходимо сочетание саморегулирующих и регулируемых средств и рычагов. В качестве эффективного метода регулирования экономических отношений в странах с развитой рыночной экономикой применяется планирование. Как показывает опыт зарубежных стран, рынок не только совместим с планированием процесса экономического развития, но и практически невозможен без определенных целей, механизмов их осуществления, без расчета, прогноза результатов. А это невозможно без планирования. Однако характер и содержание планирования в условиях рынка имеют свою специфику. Планирование при рыночных отношениях: а) не носит жесткого характера; б) основано на использовании экономических методов (налогообложение, субсидии, льготное кредитование и др.); в) имеет рекомендательный характер в отношении частных собственников и частных производителей; г) сочетает взаимные интересы общества, государства, отдельных товаропроизводителей.

При характеристике экономических функций государства следует иметь в виду, что рынок - динамичное явление, постоянно меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его регулирования также меняются, иначе такое регулирование теряет эффективность.

Социальная функция

Данная функция многообразна по содержанию и по объему деятельности. Ее содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозглашением многих государств в качестве социальных. Главное назначение этой функции - обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении такого благополучия.

Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке: безработные, инвалиды, пожилые, многодетные семьи, сироты, дети в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные переселенцы.

В социальной функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало - снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения;

обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948) провозглашено право каждого на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека, а также его семьи (ч. 1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.

С переходом к рынку, ростом инфляции социальная поддержка государством малообеспеченных граждан приобретает особую значимость. Государство обязано принимать необходимые меры социальной защиты людей от негативных последствий инфляции.

Другим важным компонентом социальной функции являются обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий труда и соответствием требованиям гигиены, социального страхования и обеспечения. Все эти проблемы предопределяются действием рыночных регуляторов. Рыночная экономика делает необходимыми, с одной стороны, отмену права каждого на получение рабочего места (права на труд), а с другой - формирование системы страхования от безработицы, подготовки и переподготовки кадров в связи с технологическими изменениями производства, обеспечение государство занятости трудоспособного населения. Но достижение полной занятости - идеальная цель, к достижению которой стремятся многие государства, объявившие себя социальными, однако ни одно из них этой цели не достигло. Более того, во всем мире отмечается рост безработицы. И хотя, по утверждению специалистов, не существует универсального плана ликвидации безработицы, государство, называющее себя социальным, должно заботиться о том, чтобы реформы и иные преобразования в стране были бы сориентированы на потребности людей, чтобы по возможности смягчить социальные последствия своей политики путем расширения социальных гарантий, поддержки наиболее уязвимых в социальном отношении слоев общества. В реализации социальной функции большое место принадлежит государственной политике в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. В указанных областях социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений, учреждений культуры.

Что касается управления, организации работы этих учреждений, то они автономны, и вмешательство государства здесь недопустимо, в том числе посредством государственной цензуры печатных изданий, театральных постановок, кинематографической продукции и т.д.

В условиях рынка государство должно освободить указанные сферы от рыночных механизмов, взяв их на полное свое обеспечение. Здравоохранение, образование, культура должны быть общедоступными, поскольку в данном случае речь идет о главных социальных ценностях: здоровье и интеллектуальном потенциале общества.

Вместе с тем очевидно, что надлежащее выполнение государством социальной функции во многом зависит от материальных возможностей общества, от наличия определенной материальной базы.

Экологическая функция

Экологическая функция тесно примыкает к социальной, поскольку обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны.

В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики государства приобретает самостоятельное значение.

Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований, вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. Право на безопасную (благоприятную) окружающую среду - одно из естественных прав человека. В ст. 46 Конституции Республики Беларусь зафиксировано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права» . Это конституционное право предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права.

Государственные гарантии прав человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять:

планирование и государственное нормирование качества окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий;

государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства; привлекать к ответственности лиц и организации, виновные в нарушении экологических требований.

Функция налогообложения и финансового контроля

Является важной функцией государства. Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной политики. Налоги предназначены для:

а) покрытия расходов на содержание государственного аппарата;

б) перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения;

в) обеспечения перспективного экономического, культурного и иного развития страны.

Рыночные отношения способны эффективно развиваться только на базе устойчивой налоговой системы, поэтому рассматриваемая функция есть реализация соответствующих властных полномочий государства. В то же время рыночная экономика диктует необходимость рассматривать данную функцию как специфические обязательственные отношения между государством и плательщиком налогов. И хотя этот вид отношений носит ярко выраженный «вертикальный» характер, тем не менее демократизация деятельности государства предполагает внедрение в сферу налогообложения механизмов юридической, в том числе судебной, защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

Другой частью данной функции является финансовый контроль. Он выступает одним из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.

Финансовый контроль имеет своими задачами: проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.

Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В Республике Беларусь это Комитет государственного контроля, Министерство финансов, Главное контрольно-ревизионное управление, Государственный налоговый комитет, Национального банка, Государственного страхового надзора, Комитета по ценным бумагам. и др.

В контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации. В юридической литературе функцию налогообложения и финансового контроля нередко трактуют не как самостоятельную, а в качестве вспомогательной и во многом обслуживающей по отношению к другим функциям. Безусловно, нельзя отрицать такую ее природу. Но на переходных этапах развития общества, в период его реформирования, сопровождаемого становлением новых рыночных структур и механизмов, данная функция приобретает особое значение и может быть выделена в качестве самостоятельной. Она отличается от других функций не только особой сферой применения, но и формами и методами осуществления: проведение ревизий, проверок, установление нормативов деятельности субъектов, мерами воздействия и др.

Значение функции налогообложения и финансового контроля зависит от той роли, которую стремится играть государство в экономике, а также от того, принимает ли оно на себя в полном объеме социальную функцию. Государство, провозглашающее себя как правовое и социальное, должно вести строгий финансовый контроль во всех сферах с целью максимальной защиты интересов общества, государства, личности.

Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных функцию защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.

Обеспечение прав человека и гражданина

Данная функция является главным критерий демократичности государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. В современных условиях происходят интернационализация проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание международной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека. Во Всеобщей декларации прав человека закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, сотрудничать друг с другом в этой сфере.

Многие государства, в том числе Республика Беларусь, возвели в ранг конституционного принципа уважение прав и свобод человека, а также их защиту и соблюдение. Однако обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и практикой.

Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка осуществляются системой правоохранительных органов, среди которых большая роль принадлежит судам, органам внутренних дел, государственной безопасности и др.

Внешние функции государства

Интеграция в мировое сообщество ряда постсоциалистических государств серьезно изменила их внешнюю политику и побудила к признанию гуманистических и общедемократических норм и принципов в международных отношениях. В частности, провозглашается, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры имеют приоритет перед внутригосударственными правом и законом.

Интеграция в мировую экономику

Реализация данной функции стала возможной с ослаблением напряженности в отношениях между государствами. Эта функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные, научно-технические, торговые, кредитные, транспортные и др.

Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами. Интеграция базируется на ряде принципов, главные из которых: 1) суверенитет государства над его природными ресурсами: каждое государство свободно в распоряжении ими; 2) свобода выбора форм интеграционных связей; 3) равенство и взаимовыгодное сотрудничество, исключение дискриминационных мер.

Названные принципы предполагают систему государственно-правовой защиты права собственности и иностранных инвестиций. Так, иностранные инвестиции и собственность должны быть защищены от национализации и экспроприации. Мировая практика допускает национализацию лишь на одинаковых для всех условиях и с установлением равных гарантий, а также способов разрешения возникающих конфликтов. Национализация не должна носить дискриминационного характера; осуществляется только на основе закона; собственнику надлежит компенсировать потерю имущества и обеспечить возможность оспаривания акта о национализации в судебном порядке.

Функция обороны

Функция обороны основывается в большинстве демократических государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Отсюда вытекает, что вооруженные силы нужны государству для реализации двух задач: а) защиты независимости и территориальной целостности государства; б) выполнения международных обязательств. Это позволяет значительно сократить военные расходы государства, осуществить в больших размерах конверсию оборонной промышленности.

Вместе с тем защитить себя в одиночку в современных условиях практически невозможно. Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему коллективной безопасности государств, т.е. организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность возникновения войн. Данная система базируется на принципах неприменения силы, мирного разрешения споров, равной безопасности государств, подавления актов агрессии.

Функция поддержания мирового порядка

Функция охватывает, во-первых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения; во-вторых, обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом; в-третьих, участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов, поскольку они сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства.

Функция сотрудничества

Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем, появилась в постконфронтационный период отношений между государствами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования.

К числу глобальных относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные пределы одного государства. Объединение международных усилий здесь происходит в двух главных направлениях:

1) ограничение вредных воздействий на окружающую среду;

2) рациональное использование природных ресурсов.

Такое сотрудничество позволяет: предупреждать промышленные аварии; обеспечивать готовность к чрезвычайным ситуациям и раннее оповещение о них; снижать серьезные последствия катастроф.

Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиненного токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами, угрозы так называемого парникового эффекта (изменение озонового слоя планеты) и др.

Большие проблемы связаны с освоением космического пространства, других планет и небесных тел; удалением космического мусора, появление которого вызвано многочисленными запусками космических объектов.

Расширение человеческого вмешательства в природную систему нередко приводит к исчезновению некоторых видов животных и растений. Таким образом, под угрозой находится генофонд планеты. Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических ресурсов как общечеловеческого достояния привела к международно-правовой договоренности о согласовании национальной политики отдельных государств в области энергетики, ископаемого топлива, невозобновляемых природных ресурсов.

Эффективность межгосударственного сотрудничества зависит от многих факторов, в том числе от:

· обмена научной информацией, проведения совместных исследований, разработки научных прогнозов относительно неблагоприятных изменений глобального климата и природных ресурсов;

· распространения опыта контроля за правонарушениями в сфере окружающей среды;

· применения рыночных механизмов для предотвращения ущерба природе (налоговых льгот, кредитов, системы штрафов и др.);

· согласования национальной политики государств в экологической сфере;

· механизма взаимодействия государств в чрезвычайной экологической обстановке.

Таким образом, сотрудничество государств обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.

Однако на международной арене наблюдаются не только сотрудничество, но и соперничество государств, которое определяется уровнем их конкурентоспособности. Следовательно, констатируя возросшие возможности для сотрудничества государств в различных сферах, нельзя в то же время отрицать взаимоисключающих интересов, противоречивую сложность современного мира.

Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:

1) расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;

2) кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государственности;

3) утверждение приоритета общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства;

4) возрастание национальной и социальной ценности государства, что определяется тем, что оно является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средствами управления; формирует правовой климат в обществе.

Внешние и внутренние функции белорусского государства

Сравнительный анализ функций социалистического и современного белорусского государства позволяет сделать вывод о том, что реализуемая система внешних и внутренних функций последовательно проявлялись благодаря учету целей и задач, решаемых любым государством.

Первоначально целью советского государства было построение социализма, обеспечение завоеваний революции, вследствие этого внутренние задачи осуществились путем национализации, индустриализации, коллективизации и иными способами. Функции государства диктатуры пролетариата определялись стоящими перед ними задачами защиты революции - приоритет функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов.

Следующий этап развития обусловил новые цели, а именно - совершенствование материально-технической базы социализма и социалистических общественных отношений. Это наполнило функции государства иным содержанием, добавив новые внешние функции, связанные с деятельностью советского государства: братская взаимопомощь и сотрудничество со странами социализма и др.

Изменение трактовки сущности государства на современном этапе повлекло трансформацию его задач и функций соответственно. При этом регулирование некоторых общественных процессов объективно продолжилось императивными мерами (сбор налогов, юридическая ответственность и т.д.). В других же сферах стали использоваться более мягкие средства (стимулирование инновационной деятельности, плюрализм форм собственности и т.д.).

Переход к рынку трансформировал механизм воздействия государства на экономические отношения, создал условия для развития частной собственности, привел частично к разгосударствлению экономики. Реформа административной системы снизила уровень присутствия государства в экономике, наполнив новым содержанием экономическую функцию, ранее определяемую как хозяйственно-организаторская функция социалистического государства. Обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право собственности, рыночные отношения.

В рамках культурно-воспитательной функции произошел отказ от монополизации государственной идеологии, осуществлено признание идеологического плюрализма и установлена свобода творчества. Социальная функция, которая в СССР не выделялась в качестве отдельной, в современной Беларуси приобрела статус самостоятельной, наполнилась новым содержанием (защита безработных, социальные гарантии и т.д.).

Экологическая функция заняла более важное место по сравнению с природоохранительной функцией Советского государства в связи с ухудшением экологической обстановки во всем мире. Изменение роли Беларуси в мировом сообществе кардинально скорректировало ее внешнюю политику.

Так, например, функция обороны в социалистическом государстве объяснялась необходимостью защиты от агрессии, исходящей от империалистических государств. Сейчас данная функция базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, Вооруженные Силы служат только для защиты независимости и территориальной целостности государства, а также для выполнения международных обязательств.

Каждый исторический этап социального развития обусловливает систему функций государства, приоритеты в ней, а также изменение и обновление как системы в целом, так и отдельных ее элементов. Для Республики Беларусь, стремящейся сохранить и развить свою государственность, присуще как правопреемство функций Советского государства, так и отказ от некоторых из них, а также появление новых функций или наполнение старых новым содержанием.