Детям о дне конституции рф. Классный час для начальных классов "день конституции". Кроссворд «Государственные символы России»

Действующие лица : ведущая, дети (3 мальчика и 3 девочки).

Оформление зала: Государственный флаг РФ, стол, покрытый скатертью, на столе лежат экземпляр Конституции РФ и макет президентского экземпляра, выполненный из красной бумаги, украшенный Гербом, с надписью «Конституция Российской Федерации».

(За столом сидят ведущая и дети. Ведущая занимает место в центре. Звучит Гимн России. Все встают и слушают Гимн стоя.)

Ведущая. Сегодня, 12 декабря, наша страна отмечает один из самых главных государственных праздников — День Конституции.

Конституция, запомните, дорогие друзья, — это Основной закон государства. Что же он определяет?

1-й мальчик. Конституция определяет основы общественного строя.

Ведущая . Правильно! Конституция, кроме того, определяет права и обязанности граждан России, систему и устройство государственных органов. Вот вы и я — мы граждане России, как вы думаете?

1-я девочка. Да! Конечно, мы все граждане России.

Ведущая . Да! Верно! Кто-нибудь из вас может ответить на вопрос: «Кто такой гражданин?».

1-й мальчик. Можно я попробую? Ведущая. Ну, попробуй, ответь!

2-й мальчик . Гражданин России — это человек, родившийся в России или получивший гражданство нашей страны.

Ведущая . Верно!

(Звучит песня о России. Ведущая показывает детям Конституцию Российской Федерации.)

Ведущая . А это макет экземпляра № 1, которым пользуется в работе наш Президент.

(Звучит музыка.)

Ведущая . Конституцию должны знать все граждане страны. Ведь она определяет не только наши права и обязанности, но и остальные законы государства.

Когда вы подрастете, то обязательно прочтете Конституцию.

Ребята! Кто из вас знает, когда была принята современная Конституция?

Девочка. Я знаю. В 1993 году.

Ведущая . Правильно! Умница! Современную Конституцию приняли 12 декабря 1993 года. Ей предшествовали Конституция 1918 года, затем 1924 года, на смену им пришли Конституции 1936 и 1977 годов. Давайте подумаем, можно ли вносить в Конституцию поправки?

3-я девочка. Поправки в Конституцию вносить можно. Ведь жизнь в стране не стоит на месте, она изменяется. Эти изменения и отражают поправки в Конституции.

Ведущая . Может быть, вы помните, какая была последняя поправка? О ней говорили и на радио, и по телевидению. Последняя поправка касается того, что Государственная Дума избирается сроком на 5 лет, а Президент Российской Федерации — на 6 лет.

Скажите мне, каких президентов России вы знаете?

1-я девочка. Бориса Николаевича Ельцина, первого Президента России.

1-й мальчик. Владимира Владимировича Путина — так звали второго Президента.

2-й мальчик. Дмитрия Анатольевича Медведева — третий президент.

3-й мальчик. Сейчас страной руководит президент Владимир Владимирович Путин.

Ведущая . Дорогие друзья! Как вы думаете, почему День Конституции — рабочий день?

2-я девочка. Я думаю, потому что в этот день граждане страны должны радовать Россию своим трудом, успехами и достижениями.

(Звучит музыка. В подарок ведущая вручает всем детям по экземпляру Конституции РФ.)

Конституция - основной закон российского государства. Сценарий классного часа, посвященного Конституции РФ.

Учитель:

Наша страна – это одна большая семья. У любого члена семьи обязательно есть обязанности. Расскажите, что обычно делает мама, папа, сестра или брат по дому. А что делаете вы? (Дети отвечают)

После того, как работа сделана, хочется отдохнуть. Как обычно вы отдыхаете? А это уже не обязанность, а право. Обязанности и права есть не только у взрослых, но и у детей. Сегодня вы узнаете подробнее о правах и обязанностях детей.

Сейчас я вам покажу одну очень серьезную книгу. Давайте, прочитаем, как она называется! («Конституция»)
- Кто уже когда-нибудь слышал это слово? От кого? (Дети рассказывают)
- А теперь я вам расскажу о Конституции.

В переводе с латинского языка это слово обозначает – утверждать, устанавливать. Сейчас мы говорим, что Конституция – это основной закон нашего государства. Она определяет, по каким правилам люди должны жить: что можно и нужно делать, а что запрещено.

Кто же придумал все эти правила? Ну конечно, сами люди. Придумали, посоветовались и приняли. День принятия Конституции считается памятной датой. В нашей стране это произошло 12 декабря 1993 г. (Запись на доске)

Для того чтобы каждый гражданин страны мог хорошо изучить законы, Конституцию издали в виде книги. Давайте рассмотрим ее. Состоит она из разделов, глав и статей. (Показ)

Когда вы подрастете, то прочитаете ее всю. А сейчас мы поговорим только о том, что записано в Конституции о правах и обязанностях детей. (Можно выборочно зачитывать)

Как вы понимаете: (дети рассуждают, учитель корректирует ответы) дети имеют право на семью, на бесплатное образование, на отдых, лечение, на неприкосновенность, на защиту.

Как много прав! Какие же обязанности у ребят? (защищать Родину, уважать старших, хорошо учиться, бережно относиться к вещам и т. д.)

Молодцы! Но законы не только нужно знать, но и выполнять! А что бывает, с теми, кто нарушает правила поведения? (Дети рассуждают) И это тоже записано в Конституции.

Игра «Поступки»

Учитель называет сказочных героев, а дети хлопают только тем, кто совершал хорошие поступки.

Доктор Айболит, Снежная королева, Дюймовочка, коза-дереза, Красная Шапочка, Кощей Бессмертный, Элли, Баба-Яга, Алиса, Бармалей, Русалочка, Карабас-Барабас, Золушка, лиса Алиса, курочка Ряба, кот Базилио.

Учитель:

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы мне скажите про кого оно.

«Чем пахнут ремесла?» Дж. Родари (Можно прочитать отрывок)

Итак, ваши ответы.

Что дает человеку работа?

Загадки или викторина по профессиям.

Кем вы хотите стать, когда вырастите?
- И эта возможность у вас будет. Это право дает Конституция.

Задание:

На доске записаны слова: жизнь, в, закона, государстве, не возможна, без.

Давайте из них составим предложение: «Без закона невозможна жизнь в государстве».

Согласны вы с этим высказыванием философа Диогена или нет? Почему?

Итог:

Как называется основной закон страны?
- Достаточно ли дети имеют прав?
- Нужно ли уважать права других людей?

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дворец творчества Детей и молодежи

Час правоведа в начальной школе, посвящённый

Конституции – основному закону государства

методист

педагог дополнительного образования

Воронеж, 2016

Цели: формирование у воспитанников понимания сущности и значения Конституции; воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики нашего государства; расширение кругозора и повышение общей культуры воспитанников

Ход мероприятия

Педагог: Мы начинаем наш час правоведа. Я думаю, вы сможете дать ответ, о чем пойдет речь сегодня? (ответы детей) (о Родине) . (Слайды 1-5).

Ребенок: (читает стихотворение Сергея Васильева «Что мы Родиной зовём?»)

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём.

Педагог: Как называется наша Родина? (ответы детей) (Наша Родина – Россия).

(Слайд 6).

Откуда произошло слово Родина? (ответы детей) (Слово Родина произошло от древнего слова и обозначало группу людей, объединенную кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода. Само слово род обозначает древнейшего бога Род. Главный город славян назывался Родень. Родина – Отечество, страна, место рождения. Народ – нация, народность, жители страны).

Педагог: Как называют людей, живущих в России? (ответы детей) (Людей, живущих в России, называют россиянами). (Слайд7).

Педагог: Почему к Москве у нас особое отношение? (ответы детей)

(Москва – главный город нашей страны. Москва – столица России). (Слайд 8).

Педагог: Как называется наше государство? (ответы детей) (Россия, Российская Федерацця). (Слайд 9).

Педагог: Чем отличается одно государство от другого? (ответы детей) (Языком, символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением).

Сообщение : Россия – самое большое по площади государство в мире. Омывается морями и океанами. Столица – Москва. 16 государств мира граничат с Россией. (Слайд 10).

Педагог: Что такое символы и какие символы вы знаете? (ответы детей) (Символы государства: ГЕРБ, ГИМН, ФЛАГ. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал).

Педагог: Посмотрите на герб. О н появился 500 лет назад, еще при Иване III . Это был герб Московского государства, Российского государства, а затем и Российской Федерации. А что вы знаете о гербе? (ответы детей, дети рассказывают о гербе) (Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.

В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея.

Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет). (Слайд 11).

Педагог: Государственный флаг означает единство страны.

Найдите на слайде изображение флага России? (ответы детей) (Слайд 12).

Опишите российский флаг. (ответы детей) (Слайд13).

Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу.

Давайте раскрасим флаг России. (выставка рисунков).

Педагог: У каждого государства есть свой гимн. Что вы можете рассказать о государственном гимне России? (ответы детей) (Гимн – это торжественная песня, посвященная родине. Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Его исполняют в самых торжественных случаях – во время парадов, праздников, спортивных соревнований. При исполнении гимна все должны встать, а мужчины, снять головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит) (звучит гимн). (Слайд 14).

Педагог: О государственных символах России вы можете прочитать в книгах, например, книге Пчелова Е.В. «Государственные символы России – герб, флаг, гимн». (Слайд 15).

Педагог: Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам – это отношение и к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

А, что такое Конституция? (Слайд 16).

Ребенок: (читает стихотворение «О Конституции»)

Что такое Конституция? –

Деда внук спросил.

Дед пожал плечами, будто

Не читал, не жил

Это Основной закон,

Бабушка сказала

И, схватив быстрей бидон

В магазин сбежала.

Внук на взрослых посмотрел

И в окно уставился.

Ни один ему ответ,

Честно, не понравился.

Стал он думать сам себе,

Рассуждая вроде:

Вот живу я на земле,

Счастлив и свободен.

Никому я не слуга,

Никому не должен,

Гражданин я на века,

У меня есть Родина.

Учусь бесплатно в школе,

В двадцать первом веке

Много книг беру бесплатно

Я в библиотеке.

В общем, что-то я могу

Получать без денег,

Я в автобусе плачу

Вдвое взрослых меньше.

И когда учитель в школе

Малыша спросил:

Что такое Конституция?

Мальчик объяснил:

«Это основной закон,

Что повсюду действует.

Я свободен, защищен,

И учусь без денег.

Я в автобусе плачу

Вдвое меньше взрослых,

Свою Родину люблю,

Хотя маму – больше.

Мне недавно у дантиста

Зуб бесплатно вырвали,

А вчера забился кран –

Мастера мы вызвали.

Починили воду нам –

Ничего не взяли.

Если б не было закона,

Было б так едва ли.

Потому я думаю,

Что в стране любой

Должна быть Конституция –

Большой закон такой».

Педагог: Конституция – это основной закон государства. (Слайд 17).

А что такое закон? (ответы детей) (Правила, которые устанавливает государство и которые должны соблюдать все граждане страны).
Давным-давно люди на Земле думали над вопросами: что люди могут делать и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Когда люди решили эти вопросы, то появились законы. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

(Слайд 18).

Действующая Конституция России была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. (Слайд 19).

по которой мы сейчас живём, Конституция Российской Федерации).

Педагог: В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, более 50 статей. А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности ? (ответы детей) (Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству).

(Слайды 20-22).

Педагог: Давайте посмотрим какие права и обязанности имеют наши граждане.

(Слайды 23-32).

Педагог: В нашей стране жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижать. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму.

Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание, но если при этом он несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Поэтому, прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать.

Ребята, скажите, а кто является главой нашего государства? (ответы детей) (Президент).

Кто знает, как его зовут? (ответы детей) (Путин Владимир Владимирович).

Какими полномочиями наделён президент, нам расскажет…

(Рассказ ученика):

Слово «президент» в переводе означает «сидящий впереди».

Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, издаёт указы и распоряжения, подписывает законы, ведёт международные переговоры, является Главнокомандующим нашей Армии.

В Конституции записаны права и обязанности Президента.

(Слайд 33).

Педагог: А сейчас мы с вами немного попутешествуем по стране «Правознайке», чтобы выяснить, какие права героев сказок были нарушены, а какими они смогли или не смогли воспользоваться.
Вопросы детям:

    Каким правом воспользовалась лягушка из сказки В.Гаршина, отправившись в путешествие?

    Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак? (ответы детей) (Унижение достоинства личности)

    Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? (ответы детей) (Право на отдых)

    Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? (ответы детей) (Право на труд)

    Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы и семерых козлят? (ответы детей) (Неприкосновенность жилища. Право на жизнь)

    Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? (ответы детей) (Право на свободу передвижения)

    Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? (ответы детей) (Право на неприкосновенность жилища)

    Какое право нарушил Буратино, схватив Шушеру за хвост? (ответы детей) (Право на личную неприкосновенность)

    Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? (ответы детей) (Право на свободу вступления в брак)

    Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? (ответы детей) (Право на жизнь)

    Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? (ответы детей) (Право на образование). (Слайды 34-35).

Педагог: Продолжая наше путешествие по стране «Правознайке», мы немного поиграем (игра «Да! – Нет!») .

Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

    Россия – наша страна? (ответы детей) (Да!)

    Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? (ответы детей) (Да!)
    Можно ли человека обращать в рабство? (ответы детей) (Нет!)

    Можно ли относиться к человеку жестоко? (ответы детей) (Нет!)

    Защищен ли человек законом? (ответы детей) (Да!)

    Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? (ответы детей) (Да!)

    Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? (ответы детей) (Да!)

    Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? (ответы детей) (Да!)

    Может ли человек владеть имуществом? (ответы детей) (Да!)

    Имеет ли человек право на социальное обеспечение? (ответы детей) (Да!)

    Можно ли запретить свободный выбор труда? (ответы детей) (Нет!)

    Защищает ли закон материнство и младенчество? (ответы детей) (Да!)

    Можно ли без разрешения войти в жилище человека? (ответы детей) (Нет!)

(Слайды 36-37).

Педагог: Завершая путешествие, я предлагаю вам расшифровать анаграммы, в которых заключены ключевые слова сегодняшней беседы (ответы детей) (Ребенок, семья, страна, документ, закон, политика, жизнь, родители). (Слайд 38).

Педагог: Наш разговор подходит к концу. Я надеюсь, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, о правах и обязанностях граждан. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать себя и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живёте. Вы – будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства.
С Днем Конституции Российской Федерации! (Слайд 39).

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Интеллектуальная игра "День Конституции" посвящённая Дню Конституции Российской Федерации России. Форма организации - игра по станциям, на которых команды участников выполняют различные задания и соревнуются в знаниях по основам конституционного права и граждановедения.

Цель: привлечь внимание и повысить интерес школьников к основному закону нашего государства – Конституции Российской Федерации.

Задачи:

Классы: 5 – 11.

Количество участников: командыпо 5 – 7 представителей от каждого класса.

Условия организации и проведения:

  • добровольность участия и желание проявить себя;
  • сочетание индивидуальной и групповой деятельности;
  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
  • эстетичность всех проводимых мероприятий;
  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
  • наличие целевых установок и перспектив деятельности;
  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
  • наличие современных технических средств и наглядности.

Необходимое техническое оборудование: проектор; ПК учителя; раздаточный материал, карандаши, фломастеры, ватман, фиксирующий материал.

Формы деятельности: соревнование по станциям (коллективная; парная; индивидуальная).

Планируемые результаты:

  • Личностные : проявление устойчивого интереса к законодательной профессиональной деятельности депутатского корпуса РФ; осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
  • Метапредметные : способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспекты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
  • Предметные : гражданско – правовое просвещение школьников; развитие у подростков гражданских компетенций: знаний, навыков коммуникации, толерантности, социальной адаптации, активного участия в общественной жизни с опорой на основы конституционного строя Российской Федерации.

Ход мероприятия

1. Подготовительный этап.

1.1. К игре каждой команде необходимо подготовить:

  • название команды в соответствии с темой игры «День Конституции»;
  • краткий девиз или слоган-приветствие от команды;
  • отличительный элемент одежды;

1.2. В целях контроля за качеством выполнения заданий, объективного выявления победителей игры из числа учителей истории и обществознания формируется группа «экспертов». На каждом этапе находится эксперт, который осуществляет справедливое судейство и фиксирует результаты команд.

2. Содержание интеллектуальной игры «День Конституции».

Интеллектуальная игра проводится в форме игры по станциям, на которых команды выполняют тематические познавательные задания.

2.1. Общее построение команд: командиры сдают группе «экспертов» рапорты о готовности команд, приветствие каждой команды (презентация названия и слогана). Организаторы мероприятия поздравляют участников с праздником, сообщают правилах поведения участников в игре и об условиях игры:

  • На каждом этапе команд получает баллы в зависимости от выполнения задания (от 1 до 15 баллов, в зависимости от этапа). Максимальное время работы на этапах 10 минут. За превышение контрольного времени команде начисляются штрафные баллы;
  • Команде могут быть сняты баллы за нарушение правил поведения участников в игре.

После этого каждая команда получает маршрутный лист и ленточки триколора с цветами флага РФ на каждого члена команды.

2.2. Этапы (станции) реализации интеллектуальной игры «День Конституции»:

  • 1-й этап – «У детей есть право!» (команда просматривает видеоролик «У детей есть право!» и выполняет задание, предложенное экспертами [Приложение 1]). За выполнение задания команде дается от 1 до 12 баллов. Максимальная сумма: 12 баллов;
  • 2-й этап – «Права в ребусах» (команда разгадывает ребусы, предложенные в презентации [Приложение 2]). За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов. Максимальная сумма: 10 баллов;
  • 3-й этап – «Работаем с Конституцией!» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 3], при этом используя в работе Конституцию РФ) За выполнение задания команде дается от 1 до 15 баллов. Максимальная сумма: 15 баллов;
  • 4-й этап – «Из истории российского флага» (команда выполняет задания, предложенные экспертами составляют интеллект-карту используя ватман, фиксирующий материал и дидактические материалы [Приложение 4], в завершении демонстрируя её экспертам). За выполнение задания команде дается от 1 до 15 баллов. Максимальная сумма: 15 баллов;
  • 5-й этап – «Права литературных героев» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 5]. За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов. Максимальная сумма: 10 баллов.
  • 6-й этап – «Дню Конституции посвящается!» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 6]. За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов. Максимальная сумма: 10 баллов.
  • 7-й этап – «На чьей стороне закон?» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 7]. За выполнение задания команде дается от 1 до 8 баллов. Максимальная сумма: 8 баллов.
  • 8-й финальный этапИнтеллектуальный блицтурнир по основам конституционного права. (Команды одновременно отвечают на вопросы экспертов. Бал за правильный ответ получает та команда, которая даёт правильный ответ быстрее других [Приложение 8]. За правильный ответ команде даётся 1 балл. Максимальная сумма: 15 баллов. После окончания блицтурнира команде демонстрируется видео «Смешарики. Азбука прав ребёнка» и предлагается составить «СИНКВЕЙН» [Приложение 8] анализируя своё участие в игре.

2.3. Общее построение команд: подведение итогов выступления команд экспертами, награждение, фотографирование. Команды, занявшие 1,2,3 места, определяются жюри по сумме набранных баллов по итогам всех этапов игры. Пока эксперт подводят итоги, среди команд проводится заключительный этап анализа и рефлексии.

Правила поведения участников в игре.

  • Игроки должны соблюдать правила техники безопасности и правила передвижения по территории центра.
  • Участники команды должны соблюдать правила работы в группе: доброжелательное отношение друг к другу, умение прислушиваться к мнению товарищей, взаимопомощь, поддержка.
  • Запрещается срывать, маскировать, менять расположение заданий для других команд. За невыполнение этого пункта команда дисквалифицируется.
  • В случае необходимости команда обращается за первой помощью в медицинский пункт в 4 корпусе школы.

КЛАССНЫЙ ЧАС ВО 2 КЛАССЕ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ

КОНСТИТУЦИИ РФ
« Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ »

Разработала

учитель начальных классов

Левинская И.И

КЛАССНЫЙ ЧАС ВО 2 КЛАССЕ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ КОНСТИТУЦИИ РФ
« Я – ГАЖДАНИН РОССИИ »

Цель : познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «прав и обязанности гражданина»; способствовать формированию чувства гордости за достижения своей страны; учить бережному отношению к историческому наследию и традициям народов России.
Развивать речь, память; воспитывать гражданственность, патриотизм.

Оборудование : карта России, портрет президента России, Конституция РФ, аудиозаписи песен и гимна, герб, флаг, национальные символы России.

^ Ход классного часа
Вступительное слово.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множеств таких маленьких родных уголков состоит наша большая общая великая Родина. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью. Так писал Юрий Яковлев.
Мы с вами оформили стенд с фотографиями, на которых изображена маленькая Родина

Педагог. С чего начинается Родина?
(Прослушивание песни на слова М. Матусовского «С чего начинается Родина?»)
Наш классный час посвящен нашей стране – России. Как полностью называется наша страна (Российская Федерация).
- Посмотрите на физическую карту нашей страны. Есть реки: большие и маленькие. Какие реки изображены на карте?
(Обь, Енисей, Волга, Амур, Лена, Дон)
- А какие реки протекают в нашем районе, поселке?
(Донец )
- В России очень много лесов, а в Якутии огромную площадь занимает тайга. Поэтому на карте много зеленого цвета. А теперь посмотрите на политическую карту нашей страны. Назовите главный город Ростовской области, главный город России.
- Москва входит в число крупнейших городов мира. Это культурный и промышленный город. Здесь находится правительство нашей страны. Кто возглавляет нашу страну? (Президент)
- Посмотрите на карту нашей страны, сколько на ней много различных городов: больших и маленьких, различных поселков.
-Какие вы знаете города?
- А в каком городе мы с вами живем?
- Чем занимаются жители нашего горда, назовите, какие предприятия есть в нашем городе, где и кем работают ваши родители, близкие?
Рассказ педагога о г. Донецке РФ
г.Донецк- это только маленькая часть большой страны, а мы жители нашей огромной России. Для того, чтобы люди в стране могли работать, учиться, отдыхать, существуют законы. Законы – это правила, которые устанавливает государство. Эти правила должны выполнять все граждане России.
- Когда наша страна отмечает день Конституции? (
12 декабря )
- Последняя действующая Конституция нашего государства была принята 12 декабря 1993 года. В этом году Конституции Российской Федерации исполняется 20 лет. В ней записаны основные права и обязанности граждан.

Скажите, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность?

(паспорт, свидетельство о рождении)

Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении?

(ФИО, год рождения, место жительства, гражданство, семейное положение, дети).

Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение учащегося?

(дневник)

Какую информацию можно извлечь из дневника?

( расписание, ФИО преподавателей, домашнее задание, отметки)

Как вы считаете, у государства может быть подобный документ?

(да, Конституция)

Совершенно верно, таким документом является Конституция. Я думаю, что вы понимаете, как наша судьба не разделима от судьбы России, в которой мы все живем, как важна тема урока « Конституция РФ».

Что же такое Конституция?

КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства, определяющий,

Как устроено государство,

Как образованы органы власти,

Каковы права и обязанности граждан.

Как вы понимаете слово «Основной» в определении термина «Конституция»?

(главный закон, на его основе разрабатываются все остальные законы страны)

Конституция РФ была принята в 1993 г. Конституция РФ состоит

из 2 разделов, 9 глав, 137 статей).

Работа с понятиями.

I группа : Понятие «Гражданин»

– Какие значения слова гражданин вам известны?

    Обращение к человеку.

    Высокое звание, которым человека удостаивают за определённые поступки (почётный, уважаемый).

    Лицо, принадлежащее к постоянному населению.

Гражданин – житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни.

II группа : Понятие «Гражданские качества»

Каждый человек и гражданин обладает определенными чувствами.
Задание - Выберите из предложенного списка качества человека, которые на ваш взгляд являются гражданскими.

Гуманность Скромность Чувство справедливости Честность Чувство долга
Чувство чести Искренность Чувство вины Стыдливость Сочувствие Милосердие
Ответственность.
Задание - Объясните свой выбор. Ребята! Какими же качествами должен обладать настоящий гражданин?

III группа : Понятие «Патриот»

Задание – Определить, какое понятие зашифровано в данных словах?

Полезный, активный, творческий, решительный, инициативный, организованный, толерантный.

Патриотом часто называют человека, совершившего подвиг.

Какие памятники героям Великой Отечественной войны есть в городе?

IV группа : Понятие «Гражданство»

Задание – Выберите из предложенного списка определение понятия «гражданство»:

    Совокупность прав и обязанностей гражданина.

    Лицо, состоящее в устойчивом правовом государстве.

    Постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающая в их взаимных правах и обязанностях.

Вопрос всему классу.

Как можно стать гражданином России?

    Приобретение гражданства по рождению.

    Приобретение гражданства в порядке регистрации.

    Приём в гражданство (натурализация) – для иностранцев, проживающих на территории РФ, не менее 5 лет.

Работа над вторым вопросом.

Рассмотрим второй вопрос. Что такое правовой статус?

Правовой статус человека составляет совокупность его прав и обязанностей

Какие международные документы, закрепляющие права человека, являются фундаментом российской конституции?

1948г – Всеобщая декларация прав человека;

1950г. – Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

1989г. – Конвенция о правах ребенка.

- Что значит быть гражданином России сегодня?

во-первых, это значит иметь права, установленные юридическими нормами;

во-вторых, получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чем-то обязанным

Работа над третьим вопросом. Групповая работа.

Быть гражданином – значит пользоваться определенными правами и исполнять необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в основном законе страны Конституции РФ, II главе

Основные обязанности человека и гражданина РФ:

    Соблюдение Конституции и законов РФ, прав и свобод других людей

    Защита Отечества

    Уплата законно установленных налогов и сборов

    Бережное отношение к природе и окружающей среде

    Забота о памятниках истории и культуры

    Забота о детях и нетрудоспособных родителях

    Получение основного общего образования.

- Что может сделать каждый молодой человек, обучающийся в школе, для процветания России и нашего города?

Становление личности человека происходит под влиянием многих факторов, но, в первую очередь, от нас самих, от того какие цели я ставлю перед собой, какова моя гражданская позиция, воспитываю ли я в себе примерного семьянина, достойного жителя своего города, гражданина России, человека демократического общества. Мы все граждане одной страны с названием Россия. Только в согласии и единстве наша сила.

(работа учащихся с синквейном)

Правила написания синквейна

Существительное , обозначающее тему синквейна

«Конституция»

Два прилагательных , раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна (российская, важная )

Три глагола , раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету (обязует, защищает, охраняет )

Фраза , раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки (закон суров, но это закон )

Существительное , выступающее как итог, вывод, подводящее черту (необходимость )

Главой нашего государства является президент. Кто сейчас возглавляет нашу страну? (Путин Владимир Владимирович)

Вы еще младшие школьники, но вы уже граждане нашей страны, вы – будущее нашей Родины. Запомните: гражданин – это житель страны, который признает ее законы. Он должен уважать их.

О родине сложено много пословиц. Какие пословицы вы знаете?
- Каждая страна имеет свой государственный язык. Какой язык является в России государственным?
(^ Далее дети читают стихотворения)

Родная земля!

Холмы, перелески,
Луга и поля -
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)

Наша Родина!

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)

Здравствуй, Родина моя!

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Символика России
Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио.
Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны. Написал слова гимна известный всем детям С. Михалков. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.
(Звучит гимн России).

Учитель: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный». В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль – Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».

Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в 1990 году, был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять – с учетом опроса общественного мнения – в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Могучие крылья, расправив над нами». Но этот вариант был рабочим и, в конце концов, переродился в «Россия – священная наша держава».

Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.

Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.

Дата принятия гимна: 07.03.2001

Герб

Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.

С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март–ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1-, 2- и 5-рублевых монетах).

Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб.

"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.

Что мы знаем о создании гербов?

Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. Создание герба - деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем - фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб РФ. На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца?

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы - столицы России.

Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия - символ зла.

На Руси его именем называли детей - оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

Что символизирует герб? Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Сегодняшний герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в нынешней истории России.


-РОССИЙСКИЙ ФЛАГ. Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.

7 ученик. Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.
БЕЛЫЙ ЦВЕТ - БЛАГОРОДСТВО, СОВЕРШЕНСТВО.
СИНИЙ ЦВЕТ – ЭТО НЕБО, ВЕРНОСТЬ .
КРАСНЫЙ ЦВЕТ ОЗНАЧАЕТ ОТВАГУ, МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ.
РОССИЙСКИЙ ФЛАГ
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете… (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в …(синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко… (красном).
- Живу в России, россиянин – я!
Я это сознаю, горжусь я этим!
Россия – это Родина моя!
Она милее мне всех стран на свете!
В России небо голубее, зеленей трава,
Здесь солнышко теплее греет!
У человека Родина всегда одна.
Поэтому и дорожим мы ею!

Поведение итогов.

Поведение итогов.