Как называется защита прав детей. Основные направления защиты прав ребенка

Права ребенка защищают многие организации, в том числе специальные комитеты, а также органы опеки, социальные службы. В каких случаях обращение в комитет по защите прав ребенка — это дело обязательное, и может ли родитель напрямую обратиться в эту инстанцию?

Сфера деятельности комитета

Где находится комитет по защите прав ребенка, как обратиться туда, и что для этого необходимо — вопросов, касающихся данной организации существует немало. Начать стоит с небольшого рассказа о ней. После того, как в 1959 году была принята Декларация о правах ребенка, возникла необходимость создания специального комитета, который будет следить за соблюдением правил вышеназванного документа. Такой комитет состоит из 18-ти независимых экспертов и заседает примерно 3-4 раза в год, обсуждая самые актуальные проблемы, связанные с детскими вопросами в мире.

Центральный комитет при ООН призвал правительство всех стран, подписавших Декларацию, создать на территории своей страны аналогичные комитеты. В России Комитет по защите прав ребенка был организован еще в середине 90-х. Чем же он занимается? На самом деле, сфера деятельности такой организации невероятно широка.

Во-первых, комитет следит за соблюдением прав ребенка в семье и школе. Если несовершеннолетний подвергается насилию со стороны взрослых или оскорблениям, уничижающим его моральный облик, представитель ребенка обязан обратиться в специальный комитет. Сам несовершеннолетний также может обратиться в комитет через социальных работников, если его права ущемляются.

Во-вторых, комитет следит за тем, чтобы юридические и гражданские права ребенка соблюдались полностью. Так, современные дети имеют право на образование, на достойные условия жизни, на наследование собственности и денежных средств. При несоблюдении этих прав, уполномоченный опекун должен также обратиться в комитет или в нижестоящие социальные инстанции. В том случае, если нарушаются права ребенка на получение бесплатной медицинской помощи или бесплатного образования, также необходимо писать заявление в комитет.

В число обязанностей данной организации входит и просвещение родителей, а также педагогов касательно прав современного ребенка. Россия подписывала декларацию о правах ребенка, а значит, указанные на ее страницах нормы являются законом, не соблюдение которого приводит к уголовному и административному преследованию. В данной конвенции отмечается, что ребенок обладает абсолютной свободой в деле выражения своих взглядов и своего мнения. Никто не имеет права принуждать ребенка к соблюдению определенных религиозных или политических взглядов, так как это карается по закону. Также конвенция защищает детей от трудовой эксплуатации, от сексуального насилия, от похищения и участия в военных конфликтах. Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями, если они не были лишены соответствующих прав на свое чадо. В данном документе отмечается, что ребенка, которому не исполнилось 18 лет не имеют право призывать на военную службу.

Данный комитет также отвечает за совершенствование существующего российского законодательства. До июля 2016 года уполномоченным по правам ребенка считался Павел Астахов, и именно от него исходили разнообразные законодательные инициативы, касающиеся соблюдения прав детей. Именно уполномоченный по правам ребенка считается главой соответствующего комитета, и именно на него ложится ответственность в том случае, если полученная жалоба о нарушении прав детей не будет рассмотрена.

Как обратиться с комитет по защите прав ребенка?

Комитет защиты прав несовершеннолетних детей активно работает еще с 90-х годов, и каждый, кто столкнулся с неправомерными действиями по отношению к ребенку, имеет возможность в него обратиться. Однако специалисты перед началом разбирательства советуют разобраться в ситуации самостоятельно.

Зачастую конфликты возникают из-за недопонимания со стороны родителей и преподавателей. Так, например, многие родители жалуются на жестокость и рукоприкладство со стороны учителей. Столкнувшись с такой проблемой, необходимо сначала обратиться к директору, и если преподаватель не будет привлечен к ответственности, в суд или в комитет по правам детей.

Если учителя прививают детям привычки и навыки, которые не соответствуют взглядам родителей, с ситуацией также нужно сначала разобраться самостоятельно. Так, многие современные школы являются интернациональными, и в классах порой учатся детишки из самых разных стран. Именно поэтому уроки религиоведения или принудительное участие в патриотических мероприятиях может вызвать недоумение среди родителей. В данном случае, необходимо обратиться к директору школы с жалобой, а уже потом устраивать разбирательства в комитете по правам детей.

В том случае, если права ребенка уязвляются не по вине школьных сотрудников, а из-за деятельности родителей, обратиться в комитет могут педагоги или другие родственники несовершеннолетнего. Зачастую вредные привычки родителей, рукоприкладство и насилие с их стороны крайне негативно влияют на моральный облик ребенка. На этом фоне у него развивается агрессия, депрессия, низкая успеваемость. В таких ситуациях необходимо обращаться либо в органы опеки, либо напрямую в комитет по правам ребенка.

Данная инстанция обязана разбираться не только с теми жалобами, что поступают с территории Российской Федерации, но и с теми, что приходят из других стран, но лишь в том случае, если ущемляются права ребенка с русским гражданством. В течение последних пяти лет в прессу неоднократно просачивались известия о том, что за рубежом из-за жестокого обращения погиб ребенок, взятый из русского детского дома. Такие случаи не редки, и если права несовершеннолетнего действительно уязвляются, нужно немедленно обращаться в соответствующие инстанции. Если же малыш вместе с родителями получил другое гражданство, придется писать заявление в филиал международного комитета по защите прав ребенка, расположенный в стране проживания.

Как же обратиться к сотрудникам данного комитета? Для начала человеку необходимо отыскать адрес соответствующей инстанции в своем городе. Это можно сделать при помощи официального сайта уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. В каждом регионе есть свой уполномоченный, и на его имя необходимо писать само заявление. По указанному адресу можно взять специальный бланк, на котором придется изложить все подробности возникшей спорной ситуации. В том случае, если заявление составляется не родителями ребенка, стоит указать причину, по которой официальные опекуны не обратились к комитету напрямую.

После того, как заявление будет подписано и отдано сотрудникам комитета, остается лишь подождать несколько дней. На особо вопиющие жалобы специалисты реагируют очень быстро, приступая к дальнейшему разбирательству, которое зачастую включает в себя и судебные трения.

Существует и иной способ обратиться в комитет по защите прав ребенка — через социальные службы. Для этого необходимо обратиться к социальным работникам, ответственным за соблюдение прав ребенка. Объяснив им всю ситуацию, родители или опекуны имеют право потребовать составить заявление в специальную комиссию. Данный путь оказывается намного проще, поскольку социальные работники могут помочь в деле разрешения простых конфликтов, не доводя их до вышестоящих инстанций. Если же причина обращения в комиссию оказывается действительно серьезной, такие работники помогут составить правильное заявление. В том случае, если заявление о нарушении прав ребенка по каким-то причинам не рассматривается уполномоченными органами, можно обратиться в центральное отделение в Москве или напрямую к президенту РФ.

В России очень строго следят за соблюдением прав ребенка, и в случае, если указанные конституционные нормы были нарушены, родители имеют шанс обратиться в специальный комитет. Местные сотрудники работают обычно очень быстро, прекрасно понимая, что на кону стоит не только морально-нравственное состояние ребенка, но и его физическое здоровье, а также счастливое будущее.

Несовершеннолетние дети – самый незащищенный слой человечества. Поэтому, правительство постоянно выдвигает новые законопроекты, касаемо дополнительной защиты детей.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Зачастую, их реально защищают в суде. Ребенок даже сам может представлять свои интересы в судебной инстанции.

Общие сведения

Несовершеннолетними детьми считаются все граждане, не достигшие 18– летнего возраста. И защита прав таких людей становится приоритетным направлением для государства. По закону их интересы должны защищать родители или опекуны. Но зачастую детям приходиться обороняться от собственных родителей. Поэтому, они должны быть осведомлены в вопросе защиты прав по закону.

Для такой цели в России созданы целые систему по защите детей. Ведь дети считаются некой инвестицией в будущее. Социальные органы готовы постоянно стоять на страже порядка и защищать ребенка.

Несмотря на то, что органы опеки и попечительства у всех на слуху, как орган, защищающий права детей, оставшихся без родителей, они защищают ребенка и в полноценной семье.

Закон

Регулирует вопрос и статьи 21, 27 Гражданского кодекса. Именно в этих правовых актах оговаривает ответственность несовершеннолетнего и его родителя.

Защита прав несовершеннолетних детей

Все несовершеннолетние находятся под защитой государства. И если родители не могут защитить интересы малыша, то это может сделать орган опеки и попечительства.

Жилищных

Все несовершеннолетние должны получить в течение месяца после их рождения.

Родители должны самостоятельно оформить всю документацию на малыша, в том числе его зарегистрировать по месту проживания хотя бы одного родителя.

В соответствии с действующим правовым актом, все дети до 14– летнего возраста должны проживать совместно с родителем.

Прописка ребенка – обязательное условие. И никто не должен спрашивать согласие собственника чтобы прописать несовершеннолетнего ребенка.

Главное условие – регистрация одного из родителей по месту прописки ребенка.

Такое право остается у ребенка до совершеннолетия или до смены регистрации одного из родителей. Иногда собственник может самостоятельно выписать из квартиры в судебном порядке.

Имущественных

Малыш может иметь право собственности на имущество согласно Гражданскому кодексу. Имущество вправе переходить по наследству или по договору дарения. Возможно и приобретение за счет денежных средств несовершеннолетнего.

Дополнительно законодательство предусматривает и иные методы перехода в собственность. Основанием может быть и приватизация на бесплатной основе.

Если ребенку менее 14 лет, то приватизация осуществляется по письменному согласию родителей. Если родителей не стало (по причине смерти), то органы опеки и попечительства вправе оформить в собственность ребенку данное помещение.

До 6 лет все дети не имеют гражданской дееспособности. Они не вправе распоряжаться имуществом.

Других

Другие права, такие как личностные, защищаются различными инстанциями. Достаточно заявление самого ребенка, если он достиг 14 лет.

При невозможности защиты родителями интересов ребенка младше 14 лет, его права защищают также органы опеки и попечительства.

Кто ее осуществляет?

Существует несколько государственных инстанций, которые защищают права несовершеннолетних.

Органы опеки

Целью государственного органа становится обеспечение защиты прав всех детей, проживающих на территории Российской Федерации. У них есть определенные полномочия, а действия их направлены на улучшение воспитание и жизни всех малышей страны.

Для охраны интересов детей представители государственного органы выявляют беспризорников. Также они проверяют всех желающих выступить попечителями на различные факторы, что позволяет защитить ребенка от злоумышленника.

Орган опеки также выдает разрешение на различные манипуляции с имуществом несовершеннолетнего.

Данная инстанция представляет интересы своих подзащитных в судебной инстанции. И действует она только в интересах детей.

Прокуратура

Защита прав несовершеннолетних детей в 2019 году также лежит и на прокуратуре. Это государственный орган, который позволяет осуществлять надзор за законностью сделок различного характера, где собственником является ребенок.

Представители органа всегда участвуют в вопросах лишения родительского права. Также они предпринимают иные меры наказания родителей за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Прокуратура вправе подавать исковые требования на лишения родителей прав, если посчитает нужным и на достаточных основаниях. Вместе с тем, прокурор вправе ограничить права. Часто участвуют в вопросах удочерения или усыновления.

Прокуроры выступают в качестве истца при защите интересов несовершеннолетних детей по иным вопросам.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Защита жилищных прав несовершеннолетних также лежит на плечах данной инстанции. Комиссия представляет собой сразу несколько государственных органов. Эта структура представлена региональной властью с местным самоуправлением.

Главная и основная цель данной инстанции – координация деятельности по выявлению беспризорников и их правонарушений.

Государственная инстанция позволяет несовершеннолетнему защищать свои права, дополнительно следят за соблюдением прав ребенка иными гражданами и учреждениями, где малыши прибывают в рабочее время.

Комиссия вправе выявлять правонарушения и обращаться с исковым требованием в судебную инстанцию в интересах несовершеннолетнего.

В отличие от органа опеки и попечительства, здесь существует дополнительный ряд полномочий, которыми обладает данный орган.

Основной задачей является координация иных органов. Комиссия разрабатывает законопроекты и правовые акты, которые позволяют дополнительно защитить интересы малышей.

Уполномоченный

Часто в жизни используется словосочетание – уполномоченный по правам человека. В Российской Федерации данное словосочетание используется и при защите прав несовершеннолетнего ребенка. Часто сокращение доходит до омбудсмен.

Деятельность органа направлена также на защиту прав и интересов ребенка даже на международном уровне.

Основными задачами такого человека становятся следующие:

  • защищать права несовершеннолетнего и восстанавливать их;
  • ознакомление несовершеннолетнего с его правами;
  • запросы в иные инстанции и получение необходимой информации;
  • посещение федеральной власти и иных государственных инстанций;
  • проверка государственных органов и их деятельности для самостоятельного анализа на корректность процессов;
  • получение соответствующего разъяснения при выявлении ошибок.

"Право любит неспящих"

Ассоциация в защиту семьи,родителей и детей ведет
общественный проект "Россия.Семья.Дети " -Горячая линии в защиту семьи,родителей и детей"

В блоге ,
будет публиковаться вся информация о семьях., нуждающихся в защите от произвола чиновников (местных администраций, органов опеки и попечительства, органов соцзащиты населения, ИДН, КДН, «басманного» правосудия и пр.). Список будет обновляться по мере решения проблем или поступления проблем с новыми семьями.
Телефоны Горячей линии (по России) :
8-915-009-17-13
Адрес для корреспонденции и обращений
arsd1 @yandex.ru
«Горячая линия» очень нужна тем родителям, которые не могут получить необходимой помощи в официальных государственных учреждениях или не в состоянии самостоятельно разобраться в юридических тонкостях и решить свои проблемы. Целый ряд ситуаций потребует индивидуального подхода.
По наиболее острым обращениям мы будем оперативно реагировать и по возможности обращаться за помощью в органы власти, к экспертам-консультантам,предоставлять консультации и заключения, посылать своих представителей на место событий для организации помощи родителям.
Один раз в месяц организаторы «горячей линии» планируют подводить промежуточный итог и публиковать информацию по статистике обращений.
"Горячая линия" предназначена также для мониторинга соблюдения прав семей,родителей и детей в соответствии с законодательством РФ. Важнейшая функция "горячей линии"— общественный контроль. Итоги ее работы могут стать индикатором того, насколько эффективно на местах выполняются решения Президента РФ и распоряжения Правительства по защите материнства и детства.
Родители, семьи и дети могут обратиться за помощью, если кто-либо нарушает их права:
. пытается изъять детей из семьи,
. восстанавливает детей против семейных ценностей,
. собирает конфиденциальную информацию о жизни вашей семьи..
. Ваша семья бедна, а обратиться за помощью страшно
. Вы одиноки и совета спросить не у кого
. Соседи третируют многодетную семью или ребенка-инвалида?
. к вам приходит опека
. вы узнали о факте отобрания детей или о фактах лишения или ограничения родительских прав, о нарушении прав семьи, родителей и детей
Звоните без промедления, добиться положительного для семьи результата легче на начальном этапе.
Родители,семьи и дети, столкнувшиеся с ситуацией произвола со стороны чиновников из органов опеки, соцзащиты, системы здравоохранения и образования получат квалифицированную консультацию и поддержку
звоните и обращайтесь, этим семьям обязательно постараются оказать помощь консультанты и юристы Горячей линии помощи родителям, семьям и детям".
Позвонив нам, вы можете быть уверены, что здесь вопрос об отобрании детей не встанет никогда, мы вместе будем искать выход, и постараемся истребовать положенное вам по закону.
Заявление должно быть подкреплено доказательствами правдивости ваших слов.Старайтесь писать кратко, ясно и четко, избегая эмоциональных оборотов.
Пострадавшим семьям можно помочь:
1) Распространяя информацию о деятельности организации - Ассоциации «В защиту семьи,родителей и детей», котрая ведет общественный проект
"Горячая линия"(установка баннера с информацией о деятельности организаций).
2) Оказывая посильную помощи семьям: продуктами, вещами, предметами быта.
3) Мы будем благодарны и за возможность организации адресной помощи для семей
Также нам необходимы представители в других городах страны.
Мы не просто будем искать случаи нарушения прав родителей, семей и детей, но и проводить по ним работу и предавать огласке случаи нарушения прав на государственную поддержку, игнорирование приоритета воспитания детей в родной семье, нарушения принципа охраны материнства и детства.
Необходимо выезжать в семьи, узнавать их положение, пробовать вести юридическую защиту, осуществлять сбор и организацию помощи на месте. Если есть желающие проводить такую линию защиты семей, то пишите нам, возможно, у Вас есть и свои предложения, мы будем рады их обсудить и реализовать совместно с Вами в рамках действующего законодательства РФ.
Помните, что даже небольшая помощь в распространении информации способна положительно решить судьбу чьей-то семьи. Не оставайтесь равнодушными!
В настоящее время список семей, нуждающихся в помощи постоянно пополняется.
В целях социальной защиты и поддержки многодетных и малоимущих семей, помощи семьям, попавшим в сложные жизненные обстоятельства, и детям - инвалидам и сиротам наши организации проводят сбор помощи таким семьям. На данное время обратились ряд подобных семей и обращаются новые. Это семьи, нуждающиеся в защите и помощи. Но, к сожалению, ресурсов организаций недостаточны.
Мы обращаемся к Вам за поддержкой в оказании содействия в сборе помощи. Информацию о деятельности нашей организаций вы можете найти здесь.

Правовое положение детей и гарантии их прав в Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, нормами семейного, гражданского, трудового и уголовного права, гражданского процессуального и уголовно-процессуального права. Специальным законом в области защиты прав ребенка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Он предусматривает следующие основные направления защиты прав ребенка в Российской Федерации:

1. Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации (ст. 6 ФЗ). Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов (ст. 7 ФЗ). Законодательством Российской Федерации установлен перечень субъектов, на которых возложена обязанность оказывать содействие ребенку в защите его прав. Среди них:

1) органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, которые в пределах своей компетенции принимают соответствующие нормативные акты, проводят методическую, информационную и иную работу с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, иными способами участвуют в защите прав ребенка;

2) родители или лица, их заменяющие, которые представляют интересы ребенка, осуществляют воспитание, содержание и всестороннее развитие ребенка, обеспечивают образование ребенка;

3) педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка по поручению органов опеки и попечительства, органов образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органов, занимающихся защитой прав ребенка;

4) общественные объединения (организации ) и иные некоммерческие организации, которые играют важную роль в социализации и защите прав ребенка, его подготовке к самостоятельной жизни.

3. Защита прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания (ст. 9 ФЗ). Конституцией и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ΦЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено право каждого на образование, а также обязательность среднего общего образования. Первыми педагогами являются родители. В дальнейшем поступая в образовательное учреждение, ребенок становится обязательным участником образовательного процесса, вследствие этого необходимо обеспечить защиту его прав в процессе обучения.

Законодательством установлен широкий круг гарантий прав ребенка при осуществлении образования и воспитания. Так, при осуществлении образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений. Исключением являются детские общественные объединения, создаваемые политическими партиями, детские религиозные организации.

Обучающиеся, за исключением дошкольников и учащихся начальной школы, вправе ходатайствовать перед администрацией образовательных учреждений о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка. При этом обеспечивается участие представителей обучающихся в данном дисциплинарном расследовании.

Обучающиеся образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных нрав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения.

В образовательных учреждениях должны вывешиваться тексты уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

4. Обеспечение прав детей на охрану здоровья (ст. 10 ФЗ). В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

5. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости (ст. 11 ФЗ). В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

6. Защита прав детей на отдых и оздоровление (ст. 12 ФЗ). Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.

7. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей (ст. 13 ФЗ). При формировании инфраструктуры для детей должны учитываться нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Такие нормативы устанавливаются Правительством РФ и применяются с учетом региональных различий. В случае если принимается решение о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, необходимо получение предварительной экспертной оценки последствий ликвидации данного объекта для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания.

Законодательством установлены ограничения на изменение назначения имущества, которое использовалось на цели образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей. Даже при реорганизации и ликвидации объекта социальной инфраструктуры указанное имущество должно использоваться в соответствии с теми же целями.

8. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (ст. 14 ФЗ). Государством принимаются меры по защите ребенка от пропаганды национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. Также принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Φ3 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который устанавливает обязательность экспертизы информации на предмет безопасности детей. После экспертизы информационной продукции ей присваивается категория, которая отмечается специальным знаком: 1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет (+0); 2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет (+6); 3) информационная продукция для детей, достигших возраста 12 лет (+12); 4) информационная продукция для детей, достигших возраста 16 лет (+16); 5) информационная продукция, запрещенная для детей (+18). Надзор за соблюдением законодательства средствами массовой информации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

9. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей (ст. 14.1 ФЗ). В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией должны создавать благоприятные условия для осуществления деятельности организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.

Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия но образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и т.п., в пределах своих полномочий также должны способствовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны содействовать указанным лицам при осуществлении ими своих обязанностей.

Законами субъектов РФ в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

1) меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах, предназначенных для реализации товаров сексуального характера, в пивных ресторанах, винных и пивных барах, рюмочных и т.п., в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

2) меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, на транспорте, объектах, предназначенных для обеспечения доступа к сети "Интернет", в иных общественных местах без сопровождения родителей или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

3) порядок уведомления родителей или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в указанных выше местах, а также порядок доставления такого ребенка его родителям либо в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, но месту обнаружения ребенка.

За несоблюдение установленных требований может вводиться административная ответственность.

10. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 15 ФЗ). В категорию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации , входят:

– дети, оставшиеся без попечения родителей;

– дети-инвалиды;

– дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

– дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

– дети – жертвы насилия;

– дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

– дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

– дети, проживающие в малоимущих семьях;

– дети с отклонениями в поведении;

– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, государство предусматривает особые меры защиты. В частности, гарантирует судебную защиту их прав.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

При нарушении прав и законных интересов ребенка п. 2 ст. 56 СК РФ предоставляет возможность детям любого возраста самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства, а достигшим 14 лет - в суд. Данное положение обеспечивает право ребенка на защиту от злоупотреблений, прежде всего, со стороны родителей, которые ненадлежащим образом выполняют свои родительские обязанности.

В большинстве случаев дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей, не обращаются за защитой своих прав в силу разных причин. В связи с этим в п. 3 ст. 56 СК РФ установлено, что каждый, кому стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязан незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Имущественные права ребенка: специфика правовой регламентации. Основания приобретения и специфика осуществления ребенком правомочий собственника. Управление имуществом ребенка: порядок, условия, способы, пределы. Осуществление имущественных прав ребенка при наличии противоречий между интересами родителей и детей.


Похожая информация.