Классный час история российского флага. Классный час «Государственная символика Российской Федерации. III. Российский герб


КЛАССНЫЙ ЧАС «Государственная символика РОССИИ»

Кл.рук-ль 5 а класса: Викулова Н.А.

Цель: воспитание патриотизма и гражданственности у детей путем популяризации государственных символов РФ.

Задачи:


  • формировать у школьников представление о государственной символике и преемственности в ней;

  • развивать чувство гордости за родное Отечество;

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся.
План урока:

1. Символы государства.
2. Российский флаг.
3. Российский герб.
4. Гимн России.

Основные понятия: герб, флаг, гимн.

Оборудование урока:


  • карточки с изображениями: красного креста, зеленого человечка;

  • изображения флагов России, США, Канады;

  • изображения с бело-синими флагами;

  • герб России, герб Московского государства XV в.;

  • оставной герб;

  • толковые словари;

  • текст гимна (по количеству учащихся).

  • карточки с практическим заданием (по количеству учащихся).
ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Символы государства

Занятие начинается с небольшой беседы с классом, в ходе которой разъясняется, что такое символы и какие существуют государственные символы.

– С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Я предлагаю вам отправиться на прогулку по нашему городу. Представляем, как мы идём по улице и видим дом с изображением вот такого символа (учитель показывает карточку с изображением красного креста) [Приложение 1 ]. И мы сразу понимаем, что это – больница. Переходим через дорогу и на светофоре загорается вот такой символ (учитель показывает карточку с изображением зелёного человечка) [Приложение 2 ].

– Как вы думаете, что обозначает этот символ? (Это означает, что путь для пешехода свободен.)

– Все это – символы (карточки с изображением красного креста и зеленого человечка вешаются на доску) .

Учитель обобщает:

– Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.

– Как называется государство, в котором мы живем? (Россия )

– А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина )

– Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг )

Если ребята затрудняются с ответом, то учитель им помогает, задавая наводящие вопросы:

– Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях?

– Какая музыка при этом исполняется?.

II. Российский флаг

– Первый символ, о котором пойдёт речь, вы, назовете сами, если отгадаете мою загадку и все вместе произнесёте ответ.

Учитель зачитывает стихотворение:

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный ….... (флаг)!

С.Куприн

Рассказ учителя

– Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.)

Если ребята затрудняются с ответом, то учитель продолжает:

– И мы снова отправляемся в путешествие, но теперь не пешком, а на самолёте. Закрываем глаза и представляем, что наш самолёт взлетает в воздух. Пролетев какое-то расстояние, старший пилот сообщает, что в связи с изменившимися погодными условиями самолет должен совершить вынужденную посадку. Наш самолёт приземляется, и мы выходим из него, но не можем понять, где мы находимся. Лишь только на здании аэропорта развивается вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Канады) [Приложение 3 ]. И мы сразу понимаем, что мы находимся в Канаде.

– Ребята, а если бы на здании аэропорта развивался вот такой флаг (учитель показывает изображение флага США) [Приложение 4 ] тогда в какой стране мы находимся? (США)

– А если мы видим вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Российской Федерации) [Приложение 5 ], то понимаем, что далеко мы не улетели и остались в России. У каждой страны есть свой собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран (учитель показывает изображения флагов некоторых стран, например, США и Канады).

Задание: раздаются карточки с изображениями бело-сине-красных флагов [Приложение 6 ].

– Посмотрите, пожалуйста, на изображения бело-сине-красных флагов. Найдите на рисунке среди флагов Государственный флаг нашей страны. Под каким номером он находится? (№ 5)

– Под какими номерами расположены флаги, которые больше всех похожи на российский флаг? (№ 2 – флаг Словении, № 4 – флаг Словакии)

– Чем они похожи? (Полосы расположены в том же порядке, что и на Российском флаге, но их отличают помещенные на флагах эмблемы).

Учитель обращает внимание ребят на то, что все флаги на рисунке похожи на Российский флаг. Это сходство не случайно: эти флаги принадлежат славянским странам – Чехии (рис. 1), Словении (рис. 2), Хорватии (рис. 3), Словакии (рис. 4), России (рис. 5). Люди, живущие в этих государствах, говорят на языках, похожих на русский.

– Где мы можем увидеть флаг нашей страны или его изображение? праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)

– А теперь внимательно посмотрите на флаг России. Какие цвета мы видим? (Белый, синий, красный.)

– Знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое значение? Верхняя – белая полоса, символ чистоты намерений и благородства, означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса в середине – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.

III. Российский герб

– Ребята, какие еще государственные символы вам известны? (Герб, гимн)

– Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в XV век, откуда берет свое начало история герба России.

Работа с лентой времени. У детей – индивидуальные “ленты времени”, на которых они отмечают даты. На доске увеличенный вариант, где работает один из учеников, комментируя свои действия.

– Покажите день сегодняшний.

– Покажите отрезок будущего времени.

– Мы хотим отправиться в прошлое. Куда будем двигаться?

– Обозначим X век.

– Год 1497. Какой это век? (XV.) Обозначим его на ленте времени.

– В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени московские князья стали главными среди других князей России. Первый правитель Московского государства Иван Ш стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной ее стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея.

Задание: раздаются карточки с изображениями современного герба России и герба московского государства XV века.

– Рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Достаточно, если ребята выделят орла) [Приложение 7 ].

Учитель постепенно собирает составной герб на доске.

– Кто изображён в центре герба России? (Двуглавый орел)

Учитель помещает на щит изображение двуглавого орла.

– Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на запад и на восток.
– Что находиться в лапах у орла? (Скипетр и держава)

Учитель прикрепляет к составному гербу изображение скипетра и державы.

– Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр, держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств.
– Чем защищена грудь орла? (щитом с изображением святого Георгия Победоносца).
– Он был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее очень похожую на сказку. “В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съеденье. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его”. Щит с изображением Георгия Победоносца – это герб столицы нашей страны – Москвы.
– Как вы думаете, ребята, кто на гербе Москвы символизирует добро? (Георгий Победоносец)
– А кто зло? (Змей)

IV. Гимн России

– О каком символе мы еще не поговорили? (О гимне)

– Вы знаете, что такое гимн?

Задание: некоторым ребятам раздаются толковые словари Ожегова и Даля, где они должны найти и зачитать определение слова “гимн”. В это время остальные ребята пробуют дать своё определение слову “гимн”. Учитель обобщает ответы ребят и найденные определения.

Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А.В.Александров, слова – поэт С.В. Михалков.

– Вспомните, когда звучит гимн? (На международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях.)

– Что должны делать люди, когда исполняется гимн? (Люди встают, мужчины должны снять головные уборы.)

Ребятам раздаётся текст гимна [ Приложение 8 ]. Далее проводится работа над выразительным чтением, заучивание наизусть (первичная работа).

Учитель: Прочитайте про себя.

1) Прослушивание чтения вслух учителем.
2) Чтение вслух детьми (хором с учителем, самостоятельно).

– Какие слова непонятны?

– Какое чувство охватывает во время звучания гимна (Гордость за величие России.)

V. Физкультминутка

Учитель просит ребят встать.

– Кто охраняет границы нашей родины? (Солдаты, армия)

– Я предлагаю поиграть в солдат, и взять в руки свои автоматы. Движения и слова вы повторяете за мной:

Тыр-тыр, пулемет! (Дети сжатыми кулаками изображают стрельбу)
Выше выше, самолёт! (Махи руками)
Бац, артиллерия! (Дети ударяют в ладоши)
Скачет кавалерия! (Машут воображаемой шашкой)
Ура-ра-а-а!!! (Поднимают руки вверх)

Повторить три раза, постепенно увеличивая темп речи и громкость последнего слова.

VI. Закрепление

Ребятам раздаются карточки с практическим заданием [ Приложение 9(1) , Приложение 9(2) , Приложение 10 ]. Первые три человека правильно справившиеся с заданием получают символические призы.

VII. Подведение итогов занятия

В ходе занятия на доске появились слова “флаг”, “герб”, “гимн”.

– Какие высшие государственные символы России вы теперь можете назвать? (Герб, гимн, флаг)

– Что нового о них вы узнали?

– Как вы считаете для чего нам нужно изучать историю наших государственных символов? (Государственная символика является частью истории и культуры страны, изучая, её мы, учимся уважать и любить нашу Родину, гордиться ей и быть достойными её гражданами).

С занятия дети уносят макет герба и текст гимна.

Литература:

1. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика: Гимн. Герб. Флаг”. М., 2004.

2. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. В помощь учителям начальных классов. Волгоград, 2005.

3. Ворожиткина Н.И . и др. Наша Родина и современный мир. Беседы о России: учебник для 4-го класса начальной школы. Смоленск 1999.

4. Ривина Е.К. Российская символика: иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений. М., 2005.

5. Ривина Е.К. Методическое пособие к иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений М., 2005.

6. Никитин А.Ф. Граждановедение: учебник для 5-х классов общеобразовательных учреждений. М., 2003.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М., 1998.

9. http://edu.rin.ru/html/2457.html (М.В. Аладышева )

10. Титов С.В. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. М., 2004.

Классный час

«Государственный флаг России –

наша гордость и призвание!»

Беседа

МОУ «СОШ №5» с. Пригорное г. Новотроицк Оренбургская область Андреева Юлия Владимировна, старшая вожатая

Цели:

Познакомить учащихся с историей Государственного флага России;

- Развивать интерес, расширять круго­зор учащихся в области истории развития государственного символа – Флаг;

Воспитывать чувство гордости за свою страну;

- Прививать любовь учащихся к Родине .

Оборудование:

- физическая карта Российской Федерации;

Государственная символика России – герб, гимн – текст и музыка, флаг. Портрет президента РФ – Дмитрия Медведева;

Презентация «Государственные символы страны – наша гордость и призвание»;

Аудиозапись «С чего начинается Родина?» (В. Баснер, М. Матусовский)

Гимн РФ.

Ход урока:

(Звучит гимн Российской Федерации, учащиеся, стоя, положив руку на сердце, слушают)

Учитель: Люди не выбирают место своего рождения на Земле. Они могут жить в разных странах, иметь разный цвет кожи, говорить на разных языках мира. Но слова «Родина», «Отечество», «Отчизна» – святые для каждого из них. Для нас с вами все эти понятия заключены в одном слове – РОССИЯ.

Каждая страна имеет свои отличительные знаки – символы своего государства. Каждый человек, проживающий на территории того или иного государства, должен знать, любить, чтить и уважать государственные символы своей страны.

Только что, мы с Вами прослушали гимн Российской Федерации – государственный символ нашей страны. Гимн прославляет могущество и величие нашей огромной страны. В ней главное – красота, торжественность и величие. Каждый гражданин России должен знать текст гимна наизусть! Вставать, положив правую руку на сердце! Именно это считается одним из главнейших признаков чувства патриотизма!

Ребята! Давайте поделимся, друг с другом впечатлениями состояния своей души, когда Вы слышите звуки гимна Российской Федерации. Как вы думаете, где исполняется гимн?

(ученики рассказывают друг другу о том, что они чувствовали во время прослушивания государственного гимна)

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать «Россия!

Давайте послушаем стихотворения о Родине.

(учащиеся рассказывают стихотворения о Родине)

см. Приложение 1

Вот она наша Родина – Российская Федерация, Россия!

(учитель показывает на физической карте)

Родина - это дом, в котором мы живем, и рус­ская береза, и журавлиная песня, и полянка в лесу. Это ме­сто, где мы родились и выросли. А что для Вас является Родина? (учащиеся высказываются о том, что такое для них Родина?)

А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина». (Звучит песня, дети подпевают).

Посмотрим внимательно на карту России и скажем, что мы забыли указать на ней? (учащиеся смотрят на карту и отвечают – Москва – столица нашей страны)

Правильно ребята! А в Москве есть Кремль, являющийся ядром возникновения города и становления его как столицы Российской Федерации. (учащиеся просматривают фотографии, картинки с изображениями Москвы, Кремля)

А над Кремлем развивается Государственный флаг - символ государства, наша ГОРДОСТЬ и ДОСТОЯНИЕ!

Сейчас мы послу­шаем сообщения инициативных групп. (Задание - подготовить то или иное сообщение - дети получают заранее).

Выступление исторической группы:

1-й ученик. Слово «флаг» греческого происхождения (от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть»). Наиболее древнее название флага - «стяг», оно сохраня­ется и в наше время. Стяг у русских дружин был с язы­ческих времен.

2-й ученик. Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ Петра I. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась бе­лой, нижняя - красной.

3-й ученик. По русским обиходным понятиям 17-19 веков,

красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смерт­ный бой; синий цвет - небо, целомудрие, верность, духовность; белый цвет - мир, чистоту, благородство, совершенство, невин­ность.

4-й ученик. Но в послепетровское время в государ­ственной символике появились черно-желтые цвета. Эти нововведения стимулировались немецким окружением царствующих особ. Только в 1896 году Особое совещание окончательно ответило на вопрос, какой флаг следует признать народным. Им опять стал бело-сине-красный.

5-й ученик . 21 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного совета РСФСР постановила: «Считать истори­ческий флаг России - полотнище из равновеликих гори­зонтальных белой, лазоревой и алой полос - официаль­ным национальным флагом Российской Федерации».

Выступление знаменной группы

1-й ученик. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатичес­кие представительства, автомобили послов. В торжествен­ные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

2-й ученик. Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях-резиденциях Президента РФ, Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти.

3-й ученик. Знаменем Вооруженных сил России сно­ва стало Красное знамя. Красными были знамена русских воинов в древности, красными были и русские щиты. С Красным знаменем Советская Армия прошла до Берлина. Знамя Победы, водруженное над Рейхстагом, было красно­го цвета.

Учитель: Еще одним государственным символом нашей страны является государственный герб!

Выступление исторической группы

1-й ученик. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и др. предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

2-й ученик. Государственный герб Российской Федерации является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской её частях, а короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация.

3-й ученик. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла – не только древний символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

Спасибо большое, ребята! Государственные символы России вобрали в себя историю и традиции нашего народа, нашего Отечества. Поэтому мы должны знать и уважать их, гордиться нашим прошлым, настоящим и будущим нашего народа и нашей страны. А сейчас выясним, кто же был самым внимательным сегодня. Слушайте вопросы. За пра­вильный ответ – получаем жетон триколор.

Викторина

Вопросы:

1. От какого слова произошло слово «флаг»?

2. Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

3. Что обозначает красный цвет флага?

4. Что обозначает белый цвет?

5. Что обозначает синий цвет ?

6. Где можно увидеть Государственный флаг?

7.Какой флаг у Вооруженных сил России?

8. На каких зданиях нашего села развевается флаг?

9.Что обозначает слово «герб»?

10. Что означает скипетр и держава?

11.Что такое гимн?

12. Кто написал слова и музыку гимна?

13. Что, по вашему мнению, символизирует цвета флага?

И несколько интересных полезных советов:

1. 22 августа – День Государственного Флага Российской Федерации

2. Ч тобы легко запомнить расположение цветов на флаге, нужно всего лишь запомнить слово БЕСИК (бело-сине-красный). Самому активному участнику вручается приз. Молодцы! Все активно отвечали на вопросы викторины.

Давайте подведем все вместе итоги нашего классного часа:

    Государственные символы Российской Федерации – гимн, герб и флаг страны - часть истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.

    Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России. Отношения к символам государства – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.

    Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.

И в заключение нашего классного часа, давайте споем гимн России стоя и приложив руку к сердцу, прислушиваясь к каждому слову гимна – Достоянию нашей страны!

Использованная литература:

    Пчелов Е.В. “Государственные символы России. Герб, флаг, гимн”. Москва, издательство “Русское слово”, 2002 год.

    Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя – М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2002. – 96 с., ил.

    Соболева Н.А., “Российская государственная символика”. История и современность, Москва, издательство “Владос”, 2002 г.

Приложение

О РОДИНЕ – РОССИИ

У меня есть Родина – Россия.

Это счастье - это жизнь моя,

Это моя будущая сила,

Это - моя дружная семья.

Это – шёлк лазоревого неба

И лесов немерянная ширь.

Это – поле золотого хлеба

И народ твой – добрый Богатырь.

Только – только ты встаешь на ножки,

Ты в начале долгого пути,

Ты пойдешь сначала по дорожке,

По ДОРОГЕ будешь ты идти.

В небо полетишь на самолете -

Сверху ты увидишь Отчий Край,

Но всегда – в пути или полете

Родину свою не забывай.

Родина, как мама, всё умеет,

Она любит дочку и сынка.

В холод – добротою отогреет,

В жажду – даст воды из родника.

Словно мама – наградит улыбкой,

Подарив вам долгие года,

Любя, простит все детские ошибки,

Но подлость не простит вам никогда!

В добрый путь, дитя! Служи Отчизне,

Не жалея времени и сил!

И в конце своей прекрасной жизни

Ты поймешь, что не напрасно жил!

РОДИНА

Рассвет я помню красновато-синий

И звук прекрасный песни соловья.

Люблю тебя я, часть России,

Горжусь тобою, родина моя.

Везде, кого бы ни спросила,

На рубежах Урала, вдоль реки,

Защитою и гордостью России

Во все века здесь были казаки.

Чтоб оценить и другом оставаться

Родной земли и родины своей,

Наверно, надо с ней расстаться,

Почувствуешь тогда, что места нет родней

Классный час «Российский флаг»

Цель: ознакомление учащихся с флагом – символом Российского государства, с его историей; развитие познавательного интереса к России, расширение кругозора учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней; воспитание любви к Родине, чувства гордости и патриотизма.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран.

Ход классного часа:

1 Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о флаге нашей Родины. А эпиграфом к нашему занятию послужит высказывание Конфуция «Знаки и символы управляют миром…. Что вы думаете об этом высказывании? (Обсуждение эпиграфа) (Слайд 3)

А что такое символы? Кто может сказать?

Ожегов в своем словаре дает такое толкование этого слова (Слайд 4)

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. (Слайд 5)

Слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или небоскрёбы. (Слайд 5)

Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России. (Слайд 6)

Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата – это тоже символы

России. (Слайд 7)

Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и пения птиц, и все полянки в лесу. Это место, где мы родились и выросли. Сейчас, ребята внимательно прослушайте стихотворение, которое называется “Родина”.

2. Чтение учеником стихотворения « Наша Родина!» (Г. Ладонщиков)

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Каждый город

Сердцу дорог,

Дорог каждый сельский дом.

Все в боях когда-то взято

И упрочено трудом! (Слайд 8)

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Эти символы общечеловечны, всеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции — это отношение к самому государству.(Слайд 9)

Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.

3.Один из символов России – государственный флаг.

Кто может описать государственный флаг Российской Федерации? (ответы детей)

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине — красный триколор. Во всём мире национальный флаг является основным атрибутом государственности. Практически во всех странах большинство населения не помнит ни слова своего гимна, ни очертания своего герба. Но любой культурный человек по очертаниям национального флага может сказать, какую страну он представляет. Россия в этом смысле не является исключением. Опросы общественного мнения показывают, что именно Российский триколор (а не гимн, герб, Кремль или Красная площадь) для 80% россиян на сегодня является основным государственным символом. (Слайд 10)

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России и днем, и ночью развевается бело-сине-красное полотнище.

Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов.

В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях – резиденциях Президента Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти. (Слайд 11)

4 . Немного из истории (Выступление 1 группы)

Флаг России как государственный символ пришел к нам из глубины веков

1-й ученик: слово « ФЛАГ»- [от голл. vlag - флагманский]). Наиболее древнее название флага – “стяг”, оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времен. Стяг «стягивал» витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. На его защиту ставили стяговников – богатырей.

По стягу судили о ходе битвы. Стяг «простирашася яко облацы» — значит, бой идёт успешно. Падение стяга говорило о бедственном положении войска, о том, что враги «досекошася до стяга, и стяг подсекоша». (Слайд 12)

2-й ученик: До 17 века Россия не имела единого государственного флага. В царствование Алексея Михайловича над первым военным русским кораблём «Орёл» поднят Российский флаг. Бело-сине-красный цвет был выбран самим царём после обращения инженера Бутлера, руководившего постройкой корабля, к Боярской думе с просьбой «…испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг» (Слайд 13)

3-й ученик: Во время плавания Петра I на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей в качестве штандарта поднят «Флаг царя Московского» - полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Флаг стал использоваться в качестве единого морского флага России, являясь первым государственным флагом (Слайд 14)

4-й ученик: Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 г., когда вышел специальный указ царя Петра I. Петр I собственноручно нарисовал образец и определил порядок горизонтальных полос на флаге. Историки полагают, что моделью послужил голландский флаг, состоявший из трех горизонтальных полос тех же цветов. Он явился одним из первых в Европе освободительных флагов; под его знаменами велась борьба за независимость Нидерландов. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной. (слайд 15)

5 -й ученик: Однако бело-сине-красный флаг недолго был официальным символом – лишь до трагических событий 1917 года. Советская Россия не сразу отвергла трехцветный символ России. 8 апреля 1918 года Я.М. Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом, и более 70 лет государственным флагом являлся красный стяг. (Слайд 16)

22 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать официальным символом России триколор, (Слайд 17) а указом Президента РФ Борисом Ельциным от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации, а день 22 августа был объявлен Днем государственного флага России. В этот день над Белым домом впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом. (Слайд18)

В положения о Государственном флаге Российской Федерации он был описан как прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.

Ежегодно 22 августа в нашей стране отмечается День Государственного флага России. Это не означает, что символ нашего государства появляется только в этот день. Такой праздник лишь подчеркивает уважение к нашему флагу. Он помогает выразить это уважение.

5 . Значение цветов флага (Выступление 2 группы ) (Слайд19)

Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так.

1-й ученик: Цветам флага приписывается множество символических значений. Не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации.

Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали

белый цвет - благородство и откровенность;

синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;

красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Считается, что именно так следует расшифровывать символику бело-сине-красного «Флага Царя Московского»

2-й ученик: Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи: Белой (белый цвет), Малой (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет). Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.

3-й ученик: Кроме того в дореволюционные времена существовала другая трактовка значений этих цветов, например:

белый - цвет свободы;

синий - цвет Богородицы;

красный цвет - символ державности.

4-й ученик: Было также толкование этих цветов, как триединства православной церкви, царской власти и народа, где:

белый цвет - символ православной веры;

синий цвет - символ царской власти;

красный цвет - символ русского народа;

Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании: в призыве «За Веру, Царя и Отечество!» и в политическом принципе «самодержавие, православие, народность».

Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь».

6 . Знамена России

У нашей страны есть три знамени, которые являются государственными:

Государственный флаг (триколор)

Штандарт президента

Знамя Победы

Знамя Победы – символ знамени, водруженного над рейхстагом в мае 1945 года. В дни государственных праздников, дни воинской славы России, а также массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, Знамя Победы используется наряду с государственным флагом.(Слайд20)

Штандарт (флаг) Президента России является главным символом президентской власти и представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре – золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

На древке Штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту. Штандарт Президента России передается вновь избранному Президенту России во время процедуры вступления в должность Президента России. После принесения присяги Президентом России Штандарт Президента России устанавливается в его рабочем кабинете, а дубликат Штандарта поднимается над резиденцией Президента в Московском Кремле. (Слайд21)

7 . Ответственность за надругательство над флагом . В России надругательство над Государственным флагом Российской Федерации является преступлением. Надругательство может выражаться в совершении лицами, достигшими 16 лет, самых разнообразных активных публичных действий, свидетельствующих о неуважительном отношении к флагу, например, в его уничтожении, повреждении, нанесении циничных рисунков или надписей. Согласно статье 329 Уголовного кодекса России «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации» оно карается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. (Слайд22)

Задание для учеников:

Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за свою страну?

Как Вы его проявляли?

Вопросы для закрепления

1) От какого слова произошло слово “флаг”?

2) Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

3) Что означает красный цвет флага?

4) Что обозначает белый цвет флага?

5) Что обозначает синий цвет флага?

6) Где можно увидеть Государственный флаг?

7) На каких зданиях нашего города развевается флаг?

8) Где еще можно увидеть Государственный флаг?

9) Что для вас значит Российский флаг?

Заключительная часть

Знать и понимать значение государственных символов – долг каждого гражданина. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы — граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. (Слайд 23)

Чтение стихотворения учителем « В синем небе над Москвою» ( Софья Зайцева) (Слайд 24)

В синем небе над Москвою

Реет флаг наш дорогой.

В каждой русской деревеньке

Ты увидишь флаг родной.

Флаг российский наш окрашен

В белый, синий, красный цвет.

Он трепещет в небе ясном,

И его прекрасней нет.

Белый – символ мира, правды

И душевной чистоты.

Синий – верности и веры,

Бескорыстной доброты.

Боль народа, кровь погибших

Отражает красный цвет.

Будем Родину любить мы

И хранить её от бед.

Прослушивание песни «Флаг России»

(музыка Вячеслава Колотова,

слова Андрея Якунина,

песня написана в августе 2003 года или ранее, исполнение — Вячеслав Колотов)

Литература:

Под знаменем святым за мир и свободу,

За счастье народное в бой мы пойдем.

В священной борьбе не страшны нам невзгоды,

Под флагом мы счастье и мир обретем.

Н. Лялин

Задачи

1. Познакомить учащихся с историей становления государственного флага.

2. Способствовать формированию интереса к истории государственных символов России.

3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к историческому прошлому и традициям России.

Форма проведения : виртуальная экскурсия.

Подготовительная работа

1. Провести конкурс на лучший рисунок и оформление государственного флага России.

2. Подготовить компьютерную презентацию по теме информационно-познавательного часа.

3. Подготовить викторину по теме информационно-познавательного часа.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Классный руководитель. Совсем недавно, в дни ваших летних каникул, вся страна праздновала один из главных праздников в любом государстве - День Государственного флага России. Государственный флаг - это не только предмет, являющийся символом государства. Это святыня, которую берегут, которой дорожат. Пока есть флаг страны - существует страна. Государственному флагу нашей страны посвящен сегодняшний информационно- познавательный час. Я предоставляю слово ребятам, предлагающим нам отправиться в виртуальное путешествие - в историю российского флага.

Ученик держит в руках флаг России. Рассказ учащихся сопровождается презентацией.

Ученик . Прежде чем мы совершим путешествие в историю российского флага, я хочу вам напомнить о том, что такое флаг. Флаг - это полотнище на древке или шнуре, определенной раскраски. Он является официальным отличительным знаком государства.

Ученица . Издавна на Руси существовали хоругви - княжеские и военные знамена, царские штандарты, морские, торговые и другие флаги. Однако единого государственного флага в России долгое время не было.

Ученик. В середине XVII века появились гербовые знамена - непосредственные предшественники государственного флага. Знамя царя Алексея Михайловича представляло собой белое полотнище с красной каймой, с золотым двуглавым орлом и гербами российских земель.

Ученица. Впервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орел», в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. Известно, что военный корабль «Орел» недолго плавал под новым знаменем: когда спустился по Волге до Астрахани, его сожгли восставшие крестьяне Степана Разина.

Ученик . Законным же отцом бело-сине-красного флага, или триколора, признан Петр I. 20 января 1705 года он издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг. Он сам начертил образец и определил порядок горизонтальных полос. 1705 год можно считать днем рождения российского флага.

Ученица . Трехполосный флаг украшал и военные корабли до 1712 года, а на военном флоте утвердился Андреевский флаг. Военно-морские корабли получили Андреевский флаг с лазурным крестом на белом фоне.

Ученик . В середине XIX века был утвержден Государственный флаг России, имеющий три горизонтальные полосы черного, желтого и белого цветов.

Ученица . На рубеже XIX и XX веков императором Николаем II в качестве государственного флага был утвержден бело- сине-красный флаг, а прежний остался лишь символом его власти. Три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование.

Ученик . Красный цвет означал державность, синий - цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, белый - цвет свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России.

Ученица. С приходом советской власти цвет флага снова поменялся. Флаг стал красного цвета, поскольку красный считался цветом «огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями».

Ученик. История после событий 1991 года вернула России бело-сине-красный и Андреевский флаги. Считается, что цвета флага имеют следующую символику:

Белый - мир, чистоту, совершенство, непорочность;

Синий - веру и верность, постоянство;

Красный - энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Ученица. В августе 1994 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ, в котором говорилось: «В связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам, постановляю: Установить праздник - День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его 22 августа».

Ученик . В соответствии с законом, Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из грех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.

Ученица . В грозные годы ты в битве с врагами Меч свой ковала в суровом бою. Символ победный, святое знамя Ты в сердце хранишь как святыню свою!

Еще есть знамя в нашей стране, которое хранится гак, как государственный флаг нашей страны. Это - знамя Великой Победы в Великой Отечественной войне.

Ученик. Об этом знамени и событиях, с ним связанных, я предлагаю прочитать в рассказе Сергея Трофимовича Алексеева «Победа!»:

Сержант Егоров!

Я сержант Егоров!

Младший сержант Кантария!

Я - младший сержант Кантария!

Бойцов вызвал к себе командир. Советским солдатам доверялось почетное задание. Им вручили боевое знамя. Это знамя нужно было установить на здании рейхстага.

Бойцы взяли под козырек и ушли. Многие с завистью смотрели им вслед. Каждый сейчас хотел быть на их месте. А у рейхстага в это время шел бой.

Пригнувшись, бегут Егоров и Кантария через площадь. Советские воины внимательно следят за каждым их шагом. Вдруг фашисты открыли бешеный огонь, и знаменосцам приходится лечь в укрытие. Тогда бойцы вновь начинают атаку, и Егоров и Кантария бегут дальше.

Вот они уже на лестнице. Подбежали к колоннам, подпирающим вход в здание. Кантария подсаживает Егорова, и тот пытается прикрепить знамя у входа в рейхстаг - главное здание ставки фашистов.

Ох, выше бы! - вырывается вздох у наблюдавших бойцов.

И, как бы услышав просьбу товарищей, Егоров и Кантария снимают знамя и бегут дальше. Они врываются в рейхстаг и исчезают за его дверьми.

Бой идет уже на втором этаже. Проходит несколько минут, и в одном из окон, недалеко от центрального входа, вновь появляется красное знамя. Появилось. Качнулось. И вновь исчезло.

Забеспокоились солдаты. Что с товарищами? Не убиты ли они?

Проходит минута, две, десять... Тревога все больше и больше охватывает солдат. Проходит еще 30 минут, но ни Егорова, ни Кантария, ни знамени больше не видно.

И вдруг крик радости вырывается у сотен бойцов. Знамя цело. Друзья живы. Пригнувшись, они бегут на самом верху здания - по крыше. Вот они выпрямились во весь рост, держат знамя в руках, приветственно машут своим товарищам.

Потом вдруг бросаются к застекленному куполу, который поднимается над крышей рейхстага, и осторожно карабкаются еще выше.

Правильно. Туда его - к самому небу! - кричат солдаты.

Выше, братишки, выше! - кричат солдаты.

На площади и в здании еще шли бои, а на крыше рейхстага, на самом верху, в весеннем небе над Берлином уже уверенно развевалось Знамя Победы. Два советских воина, русский рабочий Михаил Егоров и грузинский юноша Милитон Кантария, а вместе с ними и тысячи Других бойцов разных национальностей сквозь метель и непогоду войны принесли его сюда, в самое фашистское логово, и установили на страх врагам как символ непобедимости и мужества тех, кто защищает свою Родину.

Вскоре в Москве на Красной площади состоялся грандиозный Па- Рад Победы. Сводные полки, приехавшие сюда с фронтов, проходили мимо развевающегося Знамени Победы.

Идут солдаты. Но вот вышла особая рота. Зашевелилась, задвигалась площадь:

Что там несут солдаты?

Солдаты несли знамена поверженной фашистской Германии. Замерло все на площади. Полетели на землю знамена.

А вечером был салют. Ликовали земля и люди. И гордо реяло Знамя Победы, знамя, овеянное славой предков. Анализ текста. Вопросы учащимся.

Классный руководитель. Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот текст?

С какими событиями в истории России он связан?

Имеет ли этот рассказ отношение к празднику Государственного флага России? Почему?

Какие традиции есть в ваших домах, связанные с праздником Государственного флага России?

Есть ли в ваших домах и квартирах Государственный флаг России? (Ответы детей.)

Ученица. А теперь я предлагаю всем ребятам принять участие в викторине по нашей теме.

Слайд 1 - Государственный флаг России

Что такое флаг?

1) это полотнище на древке или шнуре;

2) древка или шнур, определенной раскраски;

3) полотнище на древке или шнуре, определенной раскраски.

Слайд 2 - гербовые знамена России

В каком веке появились гербовые знамена - предшественники государственного флага?

1) конец XVI века;

2) начало XVII века;

3) середина XVII века.

Слайд 3 - бело-сине-красный флаг

В каком году был принят Петром I бело-сине-красный флаг?

3) 1705 год;

Слайд 4 - Андреевский флаг

Какое название носит этот флаг? Кто имеет право водружать этот флаг и сегодня?

1) военно-морские корабли;

2) сухопутные войска;

3) дворцовая стража.

Слайд 5 - флаг России

Что означают цвета Российского флага?

Белый-мир, чистоту, совершенство, непорочность.

Синий - веру и верность, постоянство.

Красный - энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Слайд 6 - Знамя Победы

Кто водрузил Знамя Победы в Великой Отечественной войне над рейхстагом?

1) солдаты;

2) пехотинцы;

3) Егоров и Кантария.

Слайд 7 - празднование Дня Государственного флага России

Когда празднуется День Государственного флага России?

2) весной;

Ученик . А в конце нашего рассказа мне хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на такие строки, посвященные флагу России.

Ученица.

Россия святая! Для славных походов

Веками растишь ты своих сыновей;

Во благо России, для счастья народа

Под флагом державным встречаешь гостей.

Ученик.

Отчизна родная! Твой символ державный

На труд и на подвиг зовет свой народ!

Дозор твой стоит в боевом авангарде -

Могучая сила, надежный оплот!

Ученица.

В мирные будни во славу России

Реет победный твой стяг над страной

Вместе со мною ты грозная сила,

Сердцем всегда я навеки с тобой.

Ученик.

Под знаменем святым за мир и свободу,

За счастье народное в бой мы пойдем.

В священной борьбе не страшны нам невзгоды

Под флагом мы счастье и мир обретем.

II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа

Классный час «История флага России»

Цели:

Сформировать у учащихся патриотизм и гражданственность; Познакомить с историей развития государственного символа РФ: флага; Показать какие изменения происходили в символике в ходе истории;

Учащиеся работают с рабочим листом.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель: Ребята, сегодня на нашем классном часу мы с вами продолжим знакомство с государственными символами России. И сегодня мы поговорим о флаге.

Вспомните, что такое флаг? (символ государства) Какие цвета составляют флаг РФ сейчас? Вы помните, что обозначают эти цвета? Когда триколор стал официальным флагом РФ?

Учитель: 21 августа 1991 года официальным флагом Российской Федерации был признан бело-сине-красный флаг. Триколор во второй раз стал государственным флагом...

Почему во второй раз? И когда же был первый раз? И почему наш флаг имеет такие цвета? На все эти вопросы мы с вами попытаемся ответить в ходе нашего сегодняшнего занятия.

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с историей флага в России.

5. Как вы думаете, что можно считать первым государевым флагом?

Боевые стяги и знамена появились на Руси давным-давно. После принятия христианства в Х веке на стягах стали изображать лики Иисуса Христа, Богородицы, святых. Такие стяги - огромные вышитые вручную полотнища - считались святыней, их освящали, как иконы.

Самыми распространенными были стяги с изображением Нерукотворного Спаса. С ними русские войска бились на Куликовом поле и на Калке, в Крыму и в Ливонии.

Особую роль играли «Государевы большие знамена». Эти стяги - флаги всего государства, всей армии - шили в единственном экземпляре. Цвета их были различны: каждый новый великий князь или царь имел свой собственный, а часто и не один, «Государев стяг». На них тоже чаще всего изображали Нерукотворного Спаса.

Первым государственным флагом Российского государства стало Гербовое знамя царя Алексея Михайловича 1668 г. Это был огромный белый стяг с алой каймой и двуглавым орлом в центре. Вокруг орла располагались московский, киевский, новгородский, владимирский, астраханский и сибирский гербы, по кайме были вышиты псковский, смоленский, тверской, болгарский, нижегородский, рязанский и ростовский гербы и полный титул царя. Это был личный стяг Алексея Михайловича, а в те времена понятия «царь» и «государство» были неразделимыми.

6. Ребята, скажите, а вы помните, когда впервые появился трехцветный флаг на Руси?

Кстати его появление тоже связано с именем Алексея Михайловича. В конце 1660-х годов была создана первая на Руси флотилия - Волжско-Каспийская. В 1668 году ее флагман «Орел» был украшен полотнищами бело-сине-красного цвета с нашитыми на них орлами. Изображение флага до нас не дошло, но о его цветах рассказывают документы того времени.

1 ученик: Издревле славянские народы использовали для своих знамен преимущественно красные, белые, синие и зеленые краски, и цвета первого русского флага имели символическое значение. Красный означал отвагу, битву за веру, смертный бой; синий - цвет Богоматери - верность, веру; белый - царя, Отечество, благородство. Украшал флаг двуглавый орел - герб царей московских. Он был принят после распада Византии, чьей духовной преемницей считала себя Русь. В европейских справочниках того времени именно этот флаг назван «Флагом царя Московского».

2 ученик: Флагман «Орел» сгнил, так ничего не свершив, но трехцвет с золотым орлом перешел на ботик Петра I – «дедушку русского флота», а затем и на другие корабли царя-реформатора. С 1703 г. трехцвет постепенно вытесняется с флота Андреевским флагом (белое полотнище с косым голубым крестом). Надолго, до 1917 г. станет Андреевский флаг знамением военно-морского флота, и под ним русский флот одержит многие блистательные победы. Трехцвет же с 1705 г. стал флагом торгового флота. Именно 20 января этого года считается официальным днем рождения трехцвета.

7. Так какую же роль первоначально играл триколор?

Учитель: Официально государственного флага в России не было очень долго, хотя порой бело-сине-красный трехцвет воспринимался именно как государственный – ведь его поднимали на торговых судах и чаще всего видели за границей.

3 ученик: Но вот 01.01.01 г. Император Александр II утвердил первый официальный государственный флаг Российской империи – черно-желто-белое полотнище.

8. Откуда взялись эти цвета?

3 ученик: Отчасти их выбор был оправдан традициями западноевропейской геральдики, в соответствии с которой цвета флагов чаще всего повторяли цвета гербов правящих в этих странах династий. Так и на русском флаге верхняя черная и средняя желтая полосы соответствовали черному двуглавому орлу и желтому полю государственного герба, а нижняя - белая - кокарде Петра I и белому всаднику святому Георгию, покровителю царей московских и Москвы.

4 ученик: Но флаг династических цветов просуществовал недолго. Император Александр III 7 мая 1883 г. повелел в торжественных случаях вывешивать бело-сине-красный трехцвет, а 5 апреля 1896 г. специальное совещание постановило: трехцвет – «народный и государственный флаг» Российской империи. Цвета объяснились титулом императора – «всея Великая, и Белая и Малая России»: красный цвет соответствовал великороссам, синий - малороссам, белый - белоруссам.

Учитель: В конце XIX в. были унифицированы флаги, штандарты и фымпелы, белый, синий и красный цвета вытеснили черный, золотой и белый. Однако борьба сторонников двух флагов не прекратилась; вопрос о том, какой из них должен быть государственным, продолжал обсуждаться. Монархически настроенные круги настаивали на возвращении династического флага, а либералы выступали за сохранение бело-сине-красного флага. Помешала его окончательному решению первая мировая война, и трехцвет сохранился как государственный, а черно-желто-белый - как династический флаг императоров.

5 ученик: Первая мировая война дала жизнь еще одному флагу, соединившему трехцвет и императорский штандарт и символизировавшему единение царя и народа. В нем белую и синюю полосы на крыже (в левом верхнем углу полотнища) перекрывал желтый квадрат с двуглавым орлом.

Учитель: Во время первой мировой войны пала Российская империя. Новое государство, новая власть требовали новых государственных символов.

9. Какой цвет стал определяющим в государственном флаге страны?

1 ученик: Первоначальный вариант флага РСФСР был утвержден 14 апреля 1918 г. Флагом Российской Республики было установлено Красное Знамя с надписью «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика». В Конституции РСФСР (1918 г.) приведено следующее описание флага: «Торговый, морской и военный флаг Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого - у древка, наверху, помещены золотые буквы «РСФСР» или надпись «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика».

2 ученик: С 13 октября 1920 года вариант флага с надписью РСФСР славянским шрифтом в кантоне стал военным флагом РСФСР. В первом же издании Конституции РСФСР надпись на флаге РСФСР изображалась крестообразно в три строки: Р-СФС-Р.

3 ученик: В новой социалистической стране все союзные республики получили красные флаги - они не отличались разнообразием, на них просто золотом были написаны полные или сокращенные названия «республик свободных». С 1937 г. стал использовать только вариант флага, где буквы писались в один ряд (через точки): «Р. С.Ф. С.Р.».

4 ученик: В декабре 1923 г. был создан Союз Советских Социалистических Республик, и в 1924 г. Конституция СССР утвердила флаг СССР: красное полотнище с эмблемой - серпом и молотом - и пятиконечной звездой. Вскоре серпы и молоты появились и на флагах союзных республик.

5 ученик: После второй мировой войны, в гг., все союзные и автономные республики обрели новые флаги. Теперь их красные полотнища украшали полосы разного цвета. Флагом РСФСР 9 января 1954 г. стало красное полотнище с узкой вертикальной синей полосой у древка. Флаги автономий отличались тем, что на них были написаны названия республик.

Учитель: Но красный флаг не пережил Советского Союза: 8 апреля 1991 г. правительственная комиссия одобрила возвращение триколора. 21 августа 1991 г. на чрезвычайной сессии Верховный Совет РСФСР признал бело-сине-красный триколор официальным флагом Российской Федерации. Триколор во второй раз стал государственным флагом…