Образец заявления на имя председателя суда. Образец жалобы на действия судьи председателю суда. Жалоба на судью

Лекция 1. Введение в социальную квалиметрию 1

1. Квалиметрия как наука и ее место в системе других наук 1

1.Практические задачи изучения квалиметрии в социальной сфере 3

1.Оценка качества 15

Лекция 5. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ КВАЛИМЕТРИИ 19

1.Выявление оцениваемых показателей 19

2. Правила построения дерева свойств 21

3.Выбор показателя для каждого свойства, находящегося на последнем ярусе 25

1. Квалиметрия как наука и ее место в системе других наук

КВАЛИМЕТРИЯ - наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира(любые объекты - создаваемые, используемые, влияющие на субъекта).

Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано.

Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении, т.е. предмет квалиметрии - как количественные так и неколичественные методы оценивания качества.(вкусно - невкусно, более, менее приятный запах и т.д.).

Квалиметрия понимается как составная часть науки о качестве (квалитологии), взаимодействующей с другими составными частями – теорией качества и теорией управления качеством.

Теория качества – это область науки, предметом которой является исследование природы качества, изучение экономических, социологических, информационных аспектов качества продукции на этапах ее создания и применения.

Теория управления качеством – это область науки, занимающаяся разработкой научных основ и методов обеспечения и управления качеством.

Метроло́гия (от греч. μέτρον - мера, + др.-греч. λόγος - мысль, причина) - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

К
валиметрия
как наука выступает в виде взаимосвязанной системы теорий, различающихся степенью общности, средствами и методами измерения и оценивания, предметной областью оценивания. К таким теориям могут быть отнесены:

    Общая квалиметрия: рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств

    1. теория сравнения и логика оценок;

      теория квалиметрических шкал;

      теория свертывания показателей и оценок;

      теория алгоритмов оценки;

      классификации показателей качества;

      общие принципы и аксиоматика квалиметрии

    специальная квалиметрия: больших группировок объектов, например, квалиметрии продукции, процессов,услуг ,социального обеспечения , среды обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей.

    1. экспертная квалиметрия

      1. индексная квалиметрия;

        таксономическая квалиметрия

    2. вероятностно-статистическая квалиметрия

      1. нечеткая квалиметрия;

        тестовая квалиметрия;

        цикловая-динамическая квалиметрия;

        теория оценивания эффективности как меры качества систем и процессов

    предметная квалиметрия: оценкаотдельных видов продукции, процессов и услуг, такие как квалиметрия труда, образования, социального обслуживания пожилых людей, профилактики девиантного поведения подростков и т.д.

      1. квалиметрия продукции и техники

        квалиметрия труда и деятельности

        квалиметрия решений и проектов

        квалиметрия процессов

        субъективная квалиметрия (персонала)

        квалимтерия спроса

        квалимтерия информации

Качество, в широком смысле этого понятия,- объективная и наиболее обобщенная характеристика любого объекта.

Качество объекта потребления - это совокупная характеристика его свойств, с помощью которых могут быть удовлетворены и обычно удовлетворяются соответствующие потребности людей. Такое представление о качестве носит прикладной характер и поэтому является более узким и специфичным. Существуют и ограниченные представления о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характеристикам объекта. Следует отметить, что понятие о качестве объекта потребления включены как объективные свойства, так и субъективные оценки полезности объекта, предназначенного для потребления или уже потребляемого людьми.

Социальная квалиметрия - теория оценки качества социальных объектов и услуг.

Квалиметрия – наука, изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества продукции.

Роль квалиметрии :1. Прогнозирование потребителей технического уровня и качества продукции;2. Разработка методов определения и оценки качества продукции; 3 . определение оптимальных вариантов показателей качества; 4. определение научно- технического уровня НТД; 5 .утсановление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок новой продукции; 6 .определение наиболее рациональных путей повышения и обеспечения качества продукции.

В настоящее время формируется отрасль исследовательской деятельности, имеющая широкое практическое приложение к самым разнообразным продуктам труда. Эта отрасль имеет специфический объект исследований (общие принципы и методы оценки качества), свой специфический предмет исследования (совокупность свойств продуктов человеческого труда), свой специфический математический аппарат , свои специфические проблемы, имеющие математический, физиологический и социологический характер.

В квалиметрии употребляются два термина – измерение и оценка. Если в метрологии измерение рассматривается как частный случай оценок, то в квалиметрии они характеризуют два не соподчиненных понятия. Под количественной оценкой в квалиметрии понимается некоторая функция отношения (выраженная чаще всего в процентах) показателя качества рассматриваемой продукции показателю качества продукции, принятой за эталон.

Задачи квалиметрии в н. в:

Прогнозирование потребностей, технологического уровня и качества продукции;

Разработка методов определения числа показателей качества;

Определение и разработка принципов и методов оценки качества;

Определение оптимальных вариантов показателей качества, их нормирования, разработку технологических условий, ЮСТов на новую продукцию;

Определение научно-технического уровня НТД;

Расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции;

Уст рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок продукции;

Планирование и разработка новых видов продукции;

Оценка качества тр исполнителей, а также всех подразделений, участвующих в выпуске продукции;

Проведение контроля и испытаний;

Выбор схемы сертификации продукции;

Проведение внутренних оценок своих систем качества;

Сертификация систем качества;

Изучение динамики качества и конкурентоспособности продукции

Квалиметрия подразделяется на:

Общую (система терминов, понятий, категорий; теория шкалирования; теория оценивания; аксиомы и следствия);

Специальную (экспертная; вероятностно статистическая; индексная квалиметрия);

Предметную (квалиметрия процессов и действий; спроса; решений и проектов; персонала; информации).

Общая квалиметрия ® Специальная квалиметрия ® Предметная квалиметрия

Методы квалиметрии :

1. Инструментальный (измерительный) (осуществляется на основе технич. средств измерений; с помощью этого метода определяются значения таких показателей качества как масса изделия, сила тока, скорость автомобиля и др.);

2. Расчетный (расчеты показателей качества на основе использования теоретич. или эмпирич. зависимостей показателей качества продукции от ее параметров; метод служит для определения значений массы изделия, показателей его производительности, мощности, прочности);

3. Статистический (основан на использовании правил математич. статистики);

4. Органолептический (осуществляется на основе анализа восприятий органов чувств; применяется для определения пок-телей качества напитков, кондитерских, табачных, парфюмерных изделий);

5. Экспертный (осуществляется на основе решения, принимаемого экспертами);

6. Социологический (осуществляется на основе сбора и анализа мнений фактических или возможных потребителей продукции посредством опросов, маркетинговых исследований, конференций, выставок, дегустаций);

7. Комбинированный (использование нескольких методов).

8. дифференцированный (сравнение единичных показателей качества оцениваемой продукции с показателями качества базового образца);

В настоящее время квалиметрия начинает объединять не только методы оценки качества различных видов продукции, но и методы оценки качества предметов, не являющихся продукцией, и также различных процессов.

При окончательно систематизации можно указать такие области науки о качестве продукции:

Исследование природы качества продукции;

Изучение комплекса вопросов, связанных с управлением качества продукции;

Разработка теоретических основ и практических методов измерения и количественной оценки качества продукции;

Изучение информационных аспектов производства и потребления продукции отдельного качества;

Исследование экономических проблем связанных с изменением качества продукции;

Изучение социологических аспектов проблемы качества продукции.

Из всех перечисленных областей в настоящее время одной из важных представляется та, которая связана с измерением и количественной оценки качества продукции. Это дает исследователю необходимый инструмент, с помощью которого можно плодотворно решать все остальные проблемы качества продукции.

Эти оценки являются неразрывным элементом любой системы управления качеством, так как для того, чтобы управлять каким-либо процессом надо, прежде всего, уметь измерять его параметры. Без количественных оценок качества нельзя обойтись и при изучении информационных аспектов проблемы качества продукции. И наконец, сама природа экономической проблематики изменения качества продукции – предопределяет необходимость использования количественных методов описания качества.

Показатели качества – это количественно или косвенно установленные требования, характером или свойствам объекта, дающие возможность их реализации и проверки.

Показатели качества:

1. единичные – относятся только к одному свойству:

1.1. базовые - показатель качества, принятый за эталон при сравнительных оценках качества.

1.2. Относительные – отношение показателя качества оцениваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах.

2. Комплексные – несколько свойств (средне арифметическое):

2.1. Интегральные – отношение суммарного полезного эффекта от использования объекта по назначению к затратам на создание и использование.

2.2. Обобщающие – оценивает качество в целом.

Номенклатура показателей качества – это совокупность показателей качества продукции по характеризуемым свойствам, нормативно принятая для оценки уровня ее качества. К классификации показателей качества можно подходить с разных точек зрения (ГОСТ 22851-77, ГОСТ 15467-79):

1. По количеству хар-мых свойств: единичные; комплексные.

2. По стадии определения: проектные; производственные; эксплуатационные.

3. По методу определения: расчетные; экспертные; экспериментальные.

4. По степени размерности (по способу выражения): размерные; безразмерные.

5. По характеру использования: базовые; относительные.

В ГОСТ 22851-77 перечислены 11 осн. групп показателей качества продукции :

1. Показатели назначения (хар-ют полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обслуживают область ее применения – показатели состава, структуры, функциональной и технич. эффективности);

2. Показатели транспортабельности (хар-ют возм-сти продукции к перемещению в пространстве без эксплуатации или потребления с помощью разл. видов транспорта - допустимая температура, влажность, давление при транспортировании, время транспортировки, величина затрат на единицу продукции при транспортировании, габаритные размеры изделия);

3. Показатели безопасности (хар-ют особенности продукции, связанные с обеспечением безопасных условий ее производства, обращения, потребления (эксплуатации) и восстановления (ремонта) – вероятность возникновения аварийной ситуации, время срабатывания защитных устройств, кол-во степеней защиты от подделок и т.д.);

4. Показатели технологичности (хар-ют эффективность конструкторско-технологичес- ких решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции – трудоемкость изготовления, технологич. себестоимость и т.д.);

5. Показатели надежности (хар-ют св-во продукции выполнять заданные функции, сохраняя во времени значение эксплуатационных показателей – показатели долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости);

6. Показатели стандартизации и унификации (хар-ют степень использования в конкретном изделии стандартизированных деталей, сборочных единиц, блоков и др. составных элементов, а также уровень унификации составных частей изделия – коэффициент применяемости по типоразмерам, по составным частям изделия, коэф-ты повторяемости и применяемости);

7. Эстетические показатели (хар-ют разнообразные эстетические свойства продукции: выразительность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю, колористическое оформление и др. – пок-тели рациональности формы, информационной выразительности, целостной композиции, совершенства производственного исполнения);

8. Экономические показатели (отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию (потребление) продукции, а также экономическую эффективность ее эксплуатации – себ-сть продукции, ее цена, приведенные затраты на единицу продукции, относительный экономический показатель качества продукции);

9. Эргономические показатели (хар-ют систему «человек-изделие-среда» и учитывают комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических, психофизиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах – гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические показатели);

10. Патентно-правовые показатели (хар-ют степень патентной защиты изделия в РФ и за рубежом, уровень патентной чистоты изделия – патентная защита и патентная чистота);

11. Экологические показатели (хар-ют уровень вредного воздействия на окр. среду производимой и потребляемой продукции – вероятность вредных выбросов в окр. среду, концентрация вредных примесей, выбрасываемых в окр. среду, уровень радиационного излучения и т.д.).

Обязательные требования к качеству продукции включены в гос-ные стандарты РФ – стандарты на продукцию.

Показатели качества услуг можно разделить на две большие группы:

1. Количественные: - время ожидания и предоставления услуги;

Надежность оказания услуги;

Точность исполнения;

Полнота оказания услуги;

Уровень автоматизации и механизации;

Безопасность и др.

2. Качественные:

Вежливость, доступность, чуткость и компетентность персонала;

Уровень профессионального мастерства;

Эффективность контактов исполнителей и клиентов.

По итогам квалиметрических оценок производят: 1) оптимизацию показателей свойств и качества в целом;2) прогнозирование качества продукции;3) определение уровня и запаса конкурентоспособности как совокупной оценки уровней качества и цены продукции или услуги и многое другое.

Квалиметрия как относительно новая и фундаментальная наука является, во-первых, актуальной и базисной для других сопряженных наук, направленных на решение проблем управления качеством. Во-вторых, квалиметрия все еще нуждается в развитии и использовании при принятии управленческих решений в отношении качества чего-либо.

Анализ качества продукции включает:

1) Характер качества по уст показателям и планам динамики (по срочности, по категориям качества, по соответствии продукции установленным ГОСТ и ТУ, по удельному весу продукции высокого качества в общем объеме, по специфическим показателям качества для отдельных производств и отраслей).

2) Изучение основных факторов, влияющих на качество (в соответствии от конструкции продукции рыночным требованиям, уровень квалификации работников, занятых организацией и изготовлением данной продукции, качество сырья и материалов, материальное и моральное стимулирование, организация контроля за качеством продукции, специфические условия отдельных отраслей и организационной структуры).

3) Расчет влияния качества на объем продукции в денежном выражении (исходя из параметров качества, из роста уровня качества в динамике, на основании балльной оценки качества продукции на рынке).

Квалиметрия как наука

2. Краткая история.

Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда

имело и имеет для людей большое практическое значение. Поэтому вопросы

оценки качества всего, с чем имеет дело человек, были и остаются среди

важнейших.

Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к

15 веку до н.э. Тогда гончары острова Крит маркировали свои изделия

специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве

их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале

наименований», или по «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие

знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества

продукции. Позднее, как разновидность экспертного метода оценки качества

продукции, использовался способ, основанный на обобщенном опыте

потребителей,- способ «коллективной мудрости». Древнейшим примером

экспертной оценки качества является дегустация вин. Всевозрастающая

необходимость определения соответствия продуктов труда нуждам потребителей

привела к возникновению специальной научной дисциплины – товароведение. Это

было обусловлено появлением на рынке продаж большого количества

разнообразных товаров, требующих классификации, а также оценки их качества

и стоимости. Первая кафедра товароведения была организована в 1549 г. в

Италии при Падуанском университете.

Развитие международной торговли требовало классификации продукции по

свойства продукции, но количественно оценивать ее качества по совокупности

всех основных потребительских свойств. В связи с этим в Европе и США в

конце 19-начале 20 в. стали широко использовать методы оценки качества

продукции с помощью баллов.

Впервые в России обосновал и применил аналитический метод оценки

качества продукции известный кораблестроитель, академик А. М. Крылов. Он с

помощью соответствующих коэффициентов, учитывающих степень выраженности

каждого свойства корабля и неравнозначности их, оценивал качество

предлагаемых проектов строительства кораблей. Сведение этих коэффициентов в

единую систему позволяло количественно оценить качество рассматриваемых

проектов.

В 20-30 года 20-го столетия в СССР и в других странах методы

количественной оценки качества товаров успешно развивались и использовались

на практике. Так, например, в 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения

к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров,

характеризующих качество. В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то

же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при

количественной оценке качества продукции.

Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых

объектов сформировалась в конце 60-х годов 20 века. Ее появление было

обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научного

обоснования управления качеством производимой продукции.

В те годы «холодной войны» двух социальных систем особенно

обострилась не только военнополитическая, но и конкурентная экономическая

борьба различных стран и фирм, победа в которой зависела в значительной

мере от качества производимой продукции.

В первой половине прошлого века в экономически развитых странах

Запада появились различные эмпирические и в основном статистические и

экспертные способы численной оценки качества различной продукции.

Аналогичные способы и приемы оценок качества использовались и в СССР.

Однако для решения многих практических проблем нужны были единые методики,

позволяющие более достоверно и точно определять уровни качеств и на этой

основе принимать адекватные управленческие, инженерно- технологические и

иные решения в отношении качества продукции.

Кроме того, решение различных специальных проблем техники, например

надежности, технологичности, безопасности, эстетичности и др., подводили

ученых к осознанию необходимости проведения объеденных, комплексных оценок

качества по всем важнейшим параметрам свойств технических систем: машин,

оборудования, приборов и т. д. с другой стороны, требовались методики

количественных оценок различных объектов. Все это привело к тому, тогда

группа советских ученых в составе военного инженера-строителя Г.Г.

Азгальдова, инженеров-машиностроителей З.Н. Крапивенского, Ю.П. Кураченко и

Д.М. Шпекторова, экономистов в области авиастроения А.В. Гличева и В.П.

Панова, а также архитектора М.В. Федорова, убедившись в методической

общности существующих разнообразных способов количественных оценок разных

объектов, решила осуществить теоретическое обобщение этих способов путем

разработки самостоятельной научной дисциплины под названием «квалиметрия».

Это по существу историческое для науки решение было принято в ноябре

1967 г. на неофициальной встрече группы энтузиастов в московском ресторане

«Будапешт». Уже в январском номере 1968г. журнал «Стандарты и качество»

квалиметрия была представлена как наука, в рамках которой изучается

проблематика измерений качеств и разрабатываются методология и методы

количественной оценки качества объектов любой природы: материальных и

нематериальных, одушевленных и неодушевленных, предметов и процессов,

продуктов труда и природы и т.д. В статье доказывалась принципиальная

возможность выражать качество объекта одним количественным показателем,

несмотря на множественность его различных свойств и признаков.

В 1971 г. нашей стране издана первая «Методика оценки уровня качества

промышленной продукции». В том году на 15-й Международной конференции

европейской организации по контролю качества (ЕОКК) одна из пяти секций

была посвящена вопросам квалиметрии. С основными докладами выступали наши

конференция по квалиметрии.

1979 г. – Госстандарт СССР издает Руководящий документ РД 50-149-79

под названием «Методические указания по оценке технического уровня и

качества промышленной продукции».

Начиная с 1979 г. термин «квалиметрия» является стандартизованным в

ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятие. Термины и

определения». ЕОКК на своих международных с 1971 г. регулярно обсуждает

вопросы квалиметрии.

В последующие годы до наших дней в стране изданы десятки монографий,

защищено много докторских и кандидатских диссертаций, посвященных проблемам

и вопросам квалиметрии. Квалиметрия преподается студентам многих

технических вузов, готовящих инженеров по специальности «Метрология,

стандартизация и управление качеством», а также будущим инженерам-

менеджерам новой специальности «Управление качеством». Есть учебники и

учебные пособия по квалиметрии. Госстандарт периодически издает руководящие

и методические материалы по использованию методов квалиметрии на практике.

Методы квалиметрии на практике достаточно эффективно используются там, где

вопросы управление качеством продукции или услуг решаются на научной

основе, а не только организационно-экономическими методами.

Квалиметрия, зародившаяся и активно развивающаяся в нашей стране,

теперь признается и осваивается специалистами зарубежных стран. Так,

например, известно, что в США в октябре 1997 г. состоялся международный

семинар по обучению менеджеров использованию методологии и способов

квалиметрии. При этом преподавались в основном российские наработки по

теории квалиметрии, начиная с проведения оцениваний качеств.

Итак, к настоящему времени квалиметрия представляет собой

относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину,

знания, которых необходимы практическим работникам, занимающимся оценкой и

последующим управлением качеством различных объектов.

Большой вклад в теорию квалиметрии и практику ее использования

внесли наши соотечественники, в частности: Ю.П. Адлер, Г.Г. Азгальдов, В.Г.

Белик, Г.Н. Бобровников, А.В. Гличев, В.В. Кочетов, Г.Н. Солод, А.В.

Субето, А.Г. Суслов, М.В. Федоров, И.Ф. Шишкин и многие другие ученые и

специалисты.

3. Объект, предмет и структура квалиметрии.

Квалиметрия – это наука об измерении и количественной оценки качества

всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира.

Квалиметрия является частью качествоведения – комплексной науки о качестве,

состоящей из квалинтологии, т.е. общей теории качества, квалиметрии и

учений об управлении качеством, в котором рассматриваются организационные,

экономические и иные методы и средства влияния на качество объектов с целью

повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности

Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто

цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано.

Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его

выражении.

Структура квалиметрии состоит из трех частей:

1 – общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой

рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания

2 - специальные квалиметрии больших группировок объектов, например,

квалиметрии продукции, процессов, услуг, социального обеспечения, среды

обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей;

3- предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов и услуг,

такие как квалиметрия машиностроительной продукции, строительных объектов,

квалиметрия нефтепродуктов, труда, образования и т.д.

Качество, в широком смысле этого понятия,- объективная и наиболее

обобщенная характеристика любого объекта.

Качество объекта потребления – это совокупная характеристика его

свойств, с помощью которых могут быть удовлетворены и обычно

удовлетворяются соответствующие потребности людей. Такое представление о

качестве носит прикладной характер и поэтому является более узким и

специфичным. Существуют и ограниченные представления о качестве, когда оно

оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей

характеристикам объекта. Следует отметить, что понятие о качестве объекта

потребления включены как объективные свойства, так и субъективные оценки

полезности объекта, предназначенного для потребления или уже потребляемого

4. Исходные понятия и термины, относящиеся к оценке качества.

Качество является основным и наиболее общим понятием в системе

исходных понятий квалиметрии – науки о методах количественной оценки

качеств различных объектов.

Наиболее распространено мнение о том, что качество есть «совокупность

характеристик объекта». Однако многочисленными исследованиями доказано, что

качество – это не просто совокупность свойств объекта и его характеристик,

а единая синергетическая система элементов, которыми являются свойства с их

характеристиками. Поэтому принципиально важно определиться: качество

объекта это совокупность его свойств или характеристик или это совокупная

характеристика всех свойств объекта в целом.

должно оцениваться некоторым множеством характеристик. Но если качество

есть самостоятельная характеристика сущности объекта, должен быть уровень

качества оцениваемого объекта или по отношению к качествам других

однородных объектов, или по отношению к эталонному качеству. Фактически

квалиметрическими методами качество объекта оценивается одним обобщенным

показателем. Этим доказывается, что качество – это совокупная

характеристика сущности объекта, обусловленная его свойствами и признаками.

Итак, качество – атрибут, определенная сущность объекта, показателем

которой является совокупная характеристика всех его свойств и признаков.

Некоторые основополагающие в квалиметрии термины и их определения.

Объективное свидетельство – данные, подтверждающие наличие или

истинность чего-либо. Оно может быть получено путем наблюдения, измерения,

испытания или другими способами.

Контроль – процедура оценивания соответствия продукции, процесса или

услуги требованиям путем наблюдения, измерения, испытания или калибровкой.

Верификация – подтверждение на основе представления объективных

свидетельств того, что установленные требования выполнены.

Валидизация – подтверждение на основе объективных данных того, что

требования по использованию или применению выполнены.

Квалификация – демонстрация способности выполнять установленные

требования.

Требования – потребность или ожидание, которое установлено, обычно

предлагается или является обязательным.

Свойство – это особенность объекта.

Размер – свойство количественной определенности объекта и его

свойств. Размеры и величины бывают физическими и нефизическими. Размер

выражается количеством единиц соответствующей размерности.

Величина – значение, количественная характеристика размера.

Измерение – определение количественного значения физического размера

с помощью эталонных измерительных средств. Следовательно, измеряются с

помощью какой-либо меры только физические размеры и при этом определяются

их физические величины. Измеряемый размер и его численная величина

объективны. Погрешность измерения регламентируема и выявляема.

Измерение – это предмет метрологии – науки об измерениях физических

размеров и определениях их величин, а также о методах и средствах

обеспечения единства измерений и способах достижения требуемой точности

результатов измерений.

Оценивание бывает: 1.количественно неопределенным, т.е. по

2.количественным или квалиметрическим.

Количественное оценивание – определение численных характеристик

размеров (физических и нефизических) без использования материальных

средств. Погрешность оценивания не регламентируется, но она может быть

рассчитана.

Общность измерения и количественного оценивания состоит в том, что в

обоих случаях их результатом является численное выражение ранее

неизвестного размера.

Единица измерения – условная величина, по сравнению с которой

определяют значение (величину) размера.

Физическая величина – количественная характеристика размера

конкретного свойства материального объекта (предмета, явления или

процесса), измеряемая физическими единицами измерений.

Единица физической величины или физическая единица измерения – эта

физическая величина фиксированного размера, условно принятая для сравнения

с ней однородных величин, которой присваивается числовое значение, равное

Нефизическая величина – величина нематериального размера, оцениваемая

неинструментальными методами, а также величина размера нематериального

объекта или его особенностей.

Физическими величинами являются численные значения, например, массы

тела, его объема, температуры и др. Нефизическими величинами оценивают ум,

знания, безопасность, привлекательность и т. д.

Измеряемые величины могут быть размерными и безразмерными.

Размерность – указатель рода величины в соответствующих единицах

измерений.

Параметр – величина частной составляющей измеренной физической

величины. Например, при измерении напряжения переменного электрического

тока его амплитуду и частоту рассматривают как параметры напряжения. Другой

пример. Обычно при производстве продукции измеряют ее основные параметры –

величины свойств, по которым осуществляют параметрический контроль

качества. Следовательно, физические величины свойств объекта можно назвать

параметрами.

Показатель – это численное значение размера, по которому можно судить

о состоянии, изменении или развитии чего-либо.

5. Методология определения и оценивания качеств.

Так как качество объекта проявляется в первую очередь через его

свойства, т.е. через объективные особенности объекта, то считается, что для

оценки качества необходимо, во-первых, определить перечень тех свойств,

совокупность которых в достаточно полной мере характеризует качество; во-

вторых, измерить свойства, т.е. определить их численные значения; в-

третьих, аналитически сопоставить полученные данные с подобными

характеристиками другого объекта, принимаемого за образец или эталон

качества. Полученный результат будет с достаточной степенью достоверности

характеризовать качество исследуемого объекта.

На этапе метрологического измерения свойств (скорости, веса и т.д.)

получают объективные сведения о них. Однако уже следующий квалиметрический

этап в исследовании качества объекта носит во многом субъективный

характер. Субъективность заключается в самом выборе эталона качества или

«базового образца», с данными о котором сопоставляются сведения о свойствах

исследуемого объекта. Кроме того, субъективность итоговой характеристики

уровня качества кроется в использовании таких методик квалиметрической

обработки данных о свойствах сопоставляемых объектов, которые больше

соответствуют интересам и задачам исследователя.

Исходя из современных представлений о качестве как о единстве

внутренней или внешней определенности объекта, следует, что при оценке его

качества необходимо учитывать не только отдельные свойства в их

совокупности, но и признаки, а также характеристики внутренней

определенности, например уровень внутренней структурированности,

устойчивости структуры и ее элементов или же их приспособляемости к

изменяющимся условиям функционирования и т.п. Однако с метрологической и, в

частности, с квалиметрической позиции достаточно учесть только внешние

проявления качества, только «качествообразующие» свойства. Такой подход к

измерению качества приводит к не вполне адекватному результату. Такой

результат измерения качества не ошибочен, он не полон и поэтому имеет

большую погрешность.

Измерение и обобщение показателей внешних свойств и характеристик

внутренней сущности объекта исследования, дают, очевидно, возможность

получения более точной численной характеристики уровня качества, т.е.

более правильной оценки качества.

Полученный квалиметрический результат, т.е. численный показатель

уровня качества исследованного объекта по отношению к качеству эталона, -

это еще не окончательная оценка качества, а только основа для этого. Оценка

качества – это ответ на вопрос, в какой мере полученный уровень качества

исследованного объекта соответствует интересам или потребностям

оценивающего объекта, группы людей или общества в целом.

«идеального», необходимого полезного качества, которому редко когда

соответствует выбранный эталон. Даже идеальный эталон качества не может

всех удовлетворить, т.к. интересы, потребности, взгляды на ценности у всех

людей разные. Поэтому любые оценки качества субъективны с объективной их

основой в виде численных показателей уровней качеств. Это свидетельствует о

единстве и очевидном противоречии объективного и субъективного в оценках

качества реальных объектов, интересующих людей. Здесь в полной мере

проявляется диалектика объективного и субъективного в позиции любого

качества.

Оценка качества, выражающая ценность или степень полезности объекта,

является предметом изучения многих специальных наук, в том числе и

аксиологии – теории ценностей. В этой теории раскрываются содержания

ценности (свойства товаров и услуг, безопасность техники). Понятийный

аппарат аксиологии помогает при рассмотрении многих вопросов, связанных с

качеством, прежде всего продукции, производственных процессов, услуг,

окружающей среды и других объектов, изучаемых квалитологией и оцениваемых

квалитометрией.

Итак, оценка качества (Qоц) есть результат взаимодействия четырех

компонентов, а именно:

Qоц=< О, С, Б, Ал >,

где О – оцениваемый объект;

С – оценивающий объект;

Б – база оценки (эталон качества);

Ал – алгоритм (логика и приемы) оценивания.

6. Принципы и задачи квалиметрии.

Так как определение качества объектов реального мира есть, по

существу, познание их важнейших свойств и по сути, то, следовательно,

квалиметрия является методологией с комплексом различных методик,

относящихся к гносеологии – теории познания. Квалиметрия считается

прикладной теорией познания качества всевозможных объектов исследования.

Итак, у квалиметрии, как и у всякой научной дисциплины, есть свои

методологические принципы, содержание которых состоит в нижеследующем.

1. Квалиметрия обязана давать практике хозяйственной деятельности

людей (т.е. экономике) общественно полезные методы достоверной

квалифицированной и количественной оценки качества различных объектов

исследования.

В отношении оценки качества товарной продукции проблема состоит в

том, что у потребителей и производителей продукции существенно разные

интересы. Производитель не всегда заинтересован и часто не может создавать

качественные товары, а продавать их он стремится по наиболее высокой цене.

Потребитель же заинтересован в дешевой но качественной продукции. Поэтому

соответствующие методы оценки качества продукции могут быть разными. Задача

квалиметрии – разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания

качества продукции, которые учитывают интересы как производителей так и

потребителей.

2. Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества

продукции всегда на стороне потребителей.

Дело в том, что количественная оценка качества, как правило,

осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим свойства

продукции, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям. В

силу того, что полезный эффект от продукции достигается при ее эксплуатации

или потреблении, то при оценивании качества продукции преимущественно

используются те показатели, которые характеризуют способность продукции «

удовлетворять определенные потребности с ее назначением». Продукция

создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается

предпочтение показателям потребительских свойств.

3. Следующий принцип можно сформулировать так: квалиметрическая

оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для

сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и

качества в целом.

Абсолютные значения отдельных показателей качества еще не

характеризуют качество, не являются оценочными. Для количественной оценки

качества необходимо знать значения аналогичных показателей качества других

или другого аналогичного образца. Конечным результатом оценки качества

исследуемого образца продукции, является относительная величина знаний

обобщенного показателя его качества и такого е показателя базового,

эталонного образца.

4. Показатель любого обобщения, кроме самого нижнего (исходного)

уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего

иерархического уровня.

Под самым низким иерархическим уровнем показателей следует принимать

единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Показателем

качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.

5. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все

разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к

одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.

6. При определении комплексного показателя качества каждый показатель

отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом его

весомости.

7. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей

качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение.

8. Качество целого объекта обусловлено качеством его составных

9. При количественной оценки качества, особенно по комплексному

показателю, недопустимо использование взаимообусловленных и, следовательно,

дублирующих показателей одного и того же свойства.

10. Обычно оценивается качество продукции, которая способна выполнять

полезные функции в соответствии с ее назначением.

Выше перечисленные методологические принципы квалиметрии не

исчерпывают всех концептуальных положений этой области науки. Однако они

являются основополагающими при решении общих и частных вопросов, связанных

с методами оценки качества объектов реальности и технической продукции в

частности.

7. Заключение.

Квалиметрическая оценка качеств есть только основа и начальная стадия

сложного процесса управления качеством объектов. Без знания об уровне

свойств и качеств рассматриваемых объектов нет возможности для научно

обоснованного принятия необходимого управляющего решения и последующего

осуществления соответствующего превентивного или корректирующего

воздействия на объект с целью изменения качества.

По итогам квалиметрических оценок производят: 1) оптимизацию

показателей свойств и качества в целом;2) прогнозирование качества

продукции;3) определение уровня и запаса конкурентоспособности как

совокупной оценки уровней качества и цены продукции или услуги и многое

Квалиметрия как относительно новая и фундаментальная наука является,

во-первых, актуальной и базисной для других сопряженных наук, направленных

на решение проблем управления качеством. Во-вторых, квалиметрия все еще

нуждается в развитии и использовании при принятии управленческих решений в

отношении качества чего-либо.

8. Список литературы.

1. Федюкин В.К. Квалинтология: Учебное пособие. Часть 1. – СПб.: Изд-во

СПбГИЭУ, 2002.

2. Федюкин В.К.Основы квалиметрии. - М.: Изд-во «ФИЛИНЪ»,2004.

Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда имело для людей большое практическое значение. В настоящее время оценка качества социальных услуг и социального обслуживания населения является наиболее актуальной проблемой современного общества.

Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к XV веку до н.э., когда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований» или по «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции. Позднее, как разновидность экспертного метода оценки качества продукции, использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей, - способ «коллективной мудрости». Древнейшим примером экспертной оценки качества является дегустация вин. Всевозрастающая необходимость определения соответствия продуктов труда нуждам потребителей привела к возникновению специальной научной дисциплины – товароведение. Это было обусловлено появлением на рынке продаж большого количества разнообразных товаров, требующих классификации, а также оценки их качества и стоимости.

Впервые в России обосновал и применил аналитический метод оценки качества продукции известный кораблестроитель, академик А. М. Крылов. Он с помощью соответствующих коэффициентов, учитывающих степень выраженности каждого свойства корабля и неравнозначности их, оценивал качество предлагаемых проектов строительства кораблей. Сведение этих коэффициентов в единую систему позволяло количественно оценить качество рассматриваемых проектов.

В 20-30 года ХХ-го столетия в СССР и в других странах методы количественной оценки качества товаров успешно развивались и использовались на практике. Так, например, в 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, характеризующих качество. В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции.

Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов ХХ века. Ее появление было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научного обоснования управления качеством производимой продукции. В годы «холодной войны» двух социальных систем особенно обострилась не только военно-политическая, но и конкурентная экономическая борьба различных стран и фирм, победа в которой зависела в значительной мере от качества производимой продукции.


В первой половине ХХ века в экономически развитых странах Запада появились различные эмпирические и в основном статистические и экспертные способы численной оценки качества различной продукции. Аналогичные способы и приемы оценок качества использовались и в СССР. Однако для решения многих практических проблем нужны были единые методики, позволяющие более достоверно и точно определять уровни качеств и на этой основе принимать адекватные управленческие, инженерно- технологические и иные решения в отношении качества продукции.

Кроме того, решение различных специальных проблем техники, например надежности, технологичности, безопасности, эстетичности и др., подводили ученых к осознанию необходимости проведения объеденных, комплексных оценок качества по всем важнейшим параметрам свойств технических систем: машин, оборудования, приборов и т.д. С другой стороны, требовались методики количественных оценок различных объектов. Все это привело к тому, что группа советских ученых в составе военного инженера-строителя Г.Г. Азгальдова, инженеров-машиностроителей З.Н. Крапивенского, Ю.П. Кураченко и Д.М. Шпекторова, экономистов в области авиастроения А.В. Гличева и В.П. Панова, а также архитектора М.В. Федорова, убедившись в методической общности существующих разнообразных способов количественных оценок разных объектов, решила осуществить теоретическое обобщение этих способов путем разработки самостоятельной научной дисциплины под названием «квалиметрия». Это по существу историческое для науки решение было принято в ноябре 1967 г. на неофициальной встрече группы энтузиастов в московском ресторане «Будапешт». Уже в январском номере 1968г. журнала «Стандарты и качество» была опубликована статья с изложением коллективной позиции «группы», где квалиметрия была представлена как наука, в рамках которой изучается проблематика измерений качеств и разрабатываются методология и методы количественной оценки качества объектов любой природы: материальных и нематериальных, одушевленных и неодушевленных, предметов и процессов, продуктов труда и природы и т.д. В статье доказывалась принципиальная возможность выражать качество объекта одним количественным показателем, несмотря на множественность его различных свойств и признаков.

В 1971 г. в России была издана первая «Методика оценки уровня качества промышленной продукции». В том же году на 15-й Международной конференции европейской организации по контролю качества (ЕОКК) одна из пяти секций была посвящена вопросам квалиметрии. В 1972г. была проведена в Таллинне первая всесоюзная научная конференция по квалиметрии. В 1979 г. – Госстандарт СССР издает Руководящий документ РД 50-149-79 под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции».

Начиная с 1979 г. термин «квалиметрия» является стандартизованным в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». ЕОКК на своих международных с 1971 г. регулярно обсуждает вопросы квалиметрии.

В последующие годы и до наших дней в России изданы десятки монографий, опубликованы сотни статей, проводятся научные конференции и семинары, защищено много докторских и кандидатских диссертаций, посвященных проблемам и вопросам квалиметрии. Квалиметрия преподается студентам многих технических вузов, готовящих инженеров по специальности «Метрология, стандартизация и управление качеством», а также будущим инженерам-менеджерам новой специальности «Управление качеством». Во всех вузах, где готовят менеджеров, преподается дисциплина «менеджмент качества». Есть учебники и учебные пособия по квалиметрии. Госстандарт периодически издает руководящие и методические материалы по использованию методов квалиметрии на практике.

Методы квалиметрии на практике достаточно эффективно используются там, где вопросы управления качеством продукции или услуг решаются на научной основе, а не только организационно-экономическими методами.

Квалиметрия, зародившаяся и активно развивающаяся в России, теперь признается и осваивается специалистами зарубежных стран. Так, например, в США в октябре 1997 г. состоялся международный семинар по обучению менеджеров использованию методологии и способов квалиметрии. При этом преподавались в основном российские наработки по теории квалиметрии, начиная с проведения оценивания качеств.

Большой вклад в теорию квалиметрии и практику ее использования внесли Ю.П. Адлер, Г.Г. Азгальдов, В.Г.Белик, Г.Н. Бобровников, А.В. Гличев, В.В. Кочетов, Г.Н. Солод, А.В.Субето, А.Г. Суслов, М.В. Федоров, И.Ф. Шишкин и многие другие ученые и специалисты.

Квалиметрия (от латинского quails – какой по качеству и метрия) - научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов. Квалиметрия – наука, изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов.

Объектами квалиметрии могут быть любые объекты, к которым применимо понятие «качество», - изделия, услуги, процессы, системы, интеллектуальные продукты.

Предметомквалиметрии являются как количественные, так и неколичественные методы оценивания качества продукции.

Задачами квалиметрии являются:

Разработка методов определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к показателям качества;

- разработка единых методов измерения и оценки показателей качества;

Разработка единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции;

Разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством;

- разработка принципов и методов оценки качества;

- прогнозирование и планирование потребностей, технического уровня и качества изделий;

Определение оптимальных (вариантов) показателей качества, их нормирование, разработка технических условий и стандартов на новую продукцию;

Оптимизация уровня качества объектов;

- оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий;

- изучение динамики качества и конкурентоспособности продукции;

- подведение итогов деятельности организации и ее подразделений;

- выполнение отчетных и подготовка информационных материалов о качестве и конкурентоспособности продукции и др.

Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. Она включает взаимосвязанную систему теорий:

Общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетео­ретических проблем понятийного аппарата, измерения, оценивания, квалиметрического шкалирования и т.п.;

Специальные квалиметрии, классифицированные по видам методов и моделей оценки качества (например, экспертная, вероятностно-статистическая, индексная, таксономическая квалиметрия и др.);

Предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объектов оценивания (продукции; услуг; труда; процессов; проектная квалиметрия и т.п.).

В последние годы в квалиметрии появились новые направления: социологическая, педагогическая, логистическая квалиметрия и др. Это связано с ее «экспансией» и «диффузией» во многие сферы материальных и нематериальных видов человеческой деятельности.

У квалиметрии как науки имеются статусы: экономический, технический, технико-экономический, общенаучный, системный.

Экономический статус определяется экономическим содержанием качества и его взаимодействием с потребительной стоимостью. С этих позиций квалиметрия предусматривает использование методов эконометрии для измерения и дальнейшей оценки экономических свойств различных объектов.

Технический статус обусловлен взаимосвязью технического ас­пекта качества с количественными и качественными изменениями конкретных технических свойств измеряемых объектов.

Технико-экономический статус определяется направленностью квалиметрии на обобщенное комплексное измерение качества оцениваемых объектов. Следует осуществлять оценку как технических, так и экономических свойств.

Общенаучный статус отражает взаимосвязь философского аспекта категории качества со всеми другими, что обусловливает необходимость и возможность формирования и использования наряду с общей теорией и специальными видами квалиметрии предметной квалиметрии.

Системный статус квалиметрии подразумевает использование системного подхода при формировании и обеспечении качества.

Наряду с указанными статусами квалиметрия может обладать социологическим и правовым статусами. Очевидно, что перечисленные статусы определяют квалиметрию как науку, имеющую в целом меж­дисциплинарный статус.

Важнейшим вопросом квалиметрии является объективное установление уровня качества. Применительно к продукции уровень качества представляет собой относительную характеристику качества продукции, основанную на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей.

Интенсивное развитие квалиметрии в последние годы связано с массовостью задач по оценке качества, постоянно возникающих в практике управления. Среди них наиболее важны следующие:

Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;

Разработка методов определения численных значений показателей качества;

Разработка принципов и методов оценки качества;

Выбор оптимального варианта продукции для ее разработки и постановки на производство;

Определение оптимальных показателей качества, их нормирова­ние, разработка ТУ и стандартов на новую продукцию;

Определение научно-технического уровня НТД;

Расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции;

Установление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок;

Планирование разработки и освоения новых видов продукции;

Определение наиболее рациональных путей повышения и обеспечения качества;

Оценка качества труда исполнителей, подразделений и т.п.;

Определение коммерческой перспективности, обоснование модернизации и/или снятия с производства продукции;

Планирование повышения качества изготовления продукции;

Планирование технического уровня и качества;

Проведение контроля и испытаний;

Установление целесообразности капитального ремонта и определение качества его проведения;

Выбор моделей сертификации продукции и СМК;

Проведение внешними организациями оценок СМК смежников и поставщиков (сырья, материалов, комплектующих деталей и т.п.);

Проведение внутренних оценок своих СМК и ее различных под­систем;

Сертификация СМК;

Аттестация производства;

Выбор продукции при ее приобретении (например, при закупке оборудования, станков, приборов, материалов);

Определение и создание оптимальных условий хранения, транс­портирования и восстановления продукции;

Изучение динамики качества и конкурентоспособности продукции;

Подведение итогов деятельности предприятия и его подразделений;

Выполнение отчетных и подготовка информационных материалов о качестве и конкурентоспособности продукции.

Очевидно, что перечисленные задачи далеко не исчерпывают всей проблематики и роли квалиметрии в управлении качеством.

Таким образом, к настоящему времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину. Это – знания, которые необходимы практическим работникам, занимающихся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов. История зарождения и развития квалиметрии охватывает довольно большой промежуток времени. Это обусловлено тем, что результат любой деятельности должен обладать совокупностью свойств и характеристик, и, как следствие, совокупностью показателей этих свойств, требования к которым закрепляются в нормативных документах.

Контрольные вопросы:

1. Что входит в понятие «квалиметрия»?

2. Опишите историю развития количественной и качественной оценки качества товаров.

3. Обозначьте объективные условия и субъективные факторы появления квалиметрии как науки.

4. Когда появилась квалиметрия как наука?

5. Как и кем развивалась квалиметрия в России? Назовите последние работы по квалиметрии и их авторов.

6. Выпишите из журналов, включенных в зарубежные базы (Scopus, Web of Science, Wiley, Oxford University Press, Taylor and Francis, Springer и др.), не менее 3-х статей по квалиметрии.

Тема 1. Квалиметрия: сущность и методы.

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Уральский государственный технический университет – УПИ

Квалиметрия

Курс лекций

для студентов дополнительных образовательных программ

всех форм обучения

Г. Екатеринбург-2006

Курс лекций составлен в соответствие с Государственным образовательным стандартом высшего образования от 02.03.2000 №686 и учебным планом по направлению подготовки по дисциплине «Менеджмент» (ГОС-2000) для студентов дополнительных образовательных программ всех форм обучения факультета Экономики и управления, 86 с.

Курс лекций разработал

к.э.н., доцент В.А. Шапошников

Тема 1. Квалиметрия: сущность и методы ……………………………..4

1. История возникновения квалиметрии…………………………………..4

2. Методология, принципы и задачи квалиметрии……………………….8

Тема 2. Квалиметрические шкалы и методы измерений……………..11

1. Классификация квалиметрических шкал……………………………...11

2. Характеристики качества и квалиметрические шкалы……………...18

3. Основные методы измерений…………………………………………..21

Тема 3. Технология определения качества технической продукции ..26

1. Принципы и процедуры оценки качества……………………………..26

2. Классификация показателей качества…………………………………28

Тема 4. Методы оценки качества технической продукции ………….31

1. Способы получения приведенных значений показателей свойств….31

2. Оценка качества продукции по ее важнейшему показателю…………34

3. Оценка качества по обобщенному показателю группы свойств……..35

4. Дифференциальный метод……………………………………………...36

5. Комплексная оценка качества…………………………………………..42

6. Смешанный метод оценки………………………………………………51

7. Интегральной метод оценки уровня качества…………………………53

8. Оценка качества продукции по ее экономической эффективности….56

9. Метод экспертной оценки показателей качества и свойств продукции..58

10. Метод оценки уровня качества разнородной продукции……………76

Литература……………………………………………………………..81

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………...81


Тема 1. Квалиметрия: сущность и методы.

1. История возникновения квалиметрии.

Термин «квалиметрия» происходит от корней двух слов: «квали» – качество и «метрия» – измерение и количественная оценка чего-либо.

Известно, что качество – это наиболее общая научная кате­гория, смысл которой выражает определенность сущности или сущностную определенность любого объекта. Качество характе­ризуется совокупной оценкой всех его свойств, признаков и отно­шений с другими объектами.

Квалиметрия –это самостоятельная наука, входящая в состав качествоведения – комплексной науки о качестве (рис. 1).

Рис. 1. Структура качествоведения

Квалиметрия – научная область и учебная дисциплина о методах количественного оценивания качеств различных объектов. Чис­ленные оценки качеств и отдельных свойств объектов использу­ются при обосновании и принятии управленческих решений для последующего обеспечения и улучшения сущности предметов, явлений и иных процессов, а также для управления видами деятель­ности, связанными с менеджментом качества.

Объектом квалиметрии может быть все, что представляет со­бой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано.

Предметом квалиметрии является оценка качества в количе­ственном его выражении.

Структура квалиметрии состоит из трех частей:

1 – общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств;

2 – специальные квалиметрии больших группировок (клас­сов) объектов, например, квалиметрии продукции, процессов (в широком смысле), услуг, социального обеспечения, среды обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей;

3 – предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов или услуг, такие как квалиметрия машиностроитель­ной продукции (определение технического уровня машин), ква­лиметрия строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, квалиметрия электричества, квалиметрия продовольственных товаров, квалиметрия производственных процессов, квалимет­рия труда, квалиметрия образования и т.д. и т.п.

Измерение и оценка качества всегда были одним из важнейших направлений в сфере производственной деятельности.

Первые известные случаи оценки качества продукции отно­сятся к XV веку до н. э. Тогда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изго­товителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований», или по «ад­ресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции. Позднее, как разновидность экспертного метода оцен­ки качества продукции, использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей, - способ «коллективной муд­рости». Древнейшим примером экспертной оценки качества яв­ляется дегустация вин.

Развитие международной торговли требовало классификации продукции по качественным категориям, а для этого надо было измерять не только отдельные свойств продукции, но количественно оценивать ее качества по совокупности всех основных потребительских свойств. В связи с этим в Европе и США в кон­це XIX – начале XX в. стали широко использовать методы оцен­ки качества продукции с помощью баллов.

Впервые в России обосновал и применил аналитический метод оценки качества продукции известный кораблестроитель, академик А.М. Крылов. Он с помощью соответствующих коэф­фициентов, учитывающих степень выраженности каждого свой­ства корабля и неравнозначности их, оценивал качество пред­лагаемых проектов строительства кораблей. Сведение этих коэффициентов в единую систему (карту) позволяло количе­ственно оценить качество рассматриваемых проектов.

В 20-30 годах ХХ-го столетия в СССР и в других странах мето­ды количественной оценки качества товаров успешно развива­лись и использовались на практике. Так, например, в 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, ха­рактеризующих качество. В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции.

Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании ка­чества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов XX века. Ее появление было обусловлено насущной необходи­мостью более эффективного и научно обоснованного управле­ния качеством производимой продукции.



В годы «холодной войны» двух социальных систем (капита­лизма и социализма) особенно обострилась не только военно-политическая, но и конкурентная экономическая борьба раз­личных стран и фирм, победа в которой зависела в значительной мере от качества производимой (конкурентоспособной) про­дукции.

В первой половине прошлого века в экономически развитых странах
Запада появились различные эмпирические и в основ­ном статистические и экспертные способы численной оценки качества различной продукции. Аналогичные способы и приемы оценок качеств использовались и в СССР. Однако для решения многих практических проблем нужны были единые методики, позволяющие более достоверно и точно определять уровни качеств и на этой основе принимать адекватные управленческие, инженерно-технологические и иные решения в отношении ка­чества продукции.

Кроме того, решения различных специальных проблем техни­ки, например надежности, технологичности, безопасности, эр­гономичности, экологичности, эстетичности и др., подводили ученых к осознанию необходимости проведения объединенных, комплексных оценок качества по всем важнейшим параметрам свойств технических систем: машин, оборудований, приборов и т.д. С другой стороны, требовались методики количественных оценок качества различных (однородных и неоднородных) объек­тов. Все это привело к тому, что тогда группа советских ученых в составе военного инженера-строителя Г.Г. Азгальдова, инжене­ров-машиностроителей З.Н. Крапивенского, Ю.П. Кураченко и Д.М. Шпекторова, экономистов в области авиастроения А.В. Гличева и В.П. Панова, а также архитектора М.В. Федорова, убедив­шись в методической общности существующих разнообразных способов количественных оценок качеств разных объектов, ре­шила осуществить теоретическое обобщение этих способов путем разработки самостоятельной научной дисциплины под названи­ем «квалиметрия».

Это по существу историческое для науки решение было при­нято в ноябре 1967 г. на неофициальной встрече поименованной группы энтузиастов в московском ресторане «Будапешт». Уже в январском номере следующего 1968 г. журнала «Стандарты и ка­чество» была опубликована статья с изложением коллективной позиции «группы», где квалиметрия была представлена как са­мостоятельная наука, в рамках которой изучается проблематика измерений качеств и разрабатываются методология и методы количественной оценки качества объектов любой природы: ма­териальных и нематериальных (социальных, идеальных, духов­ных, эмоциональных и т.п.); одушевленных и неодушевленных; предметов и процессов; продуктов труда и продуктов природы и т.д.

В 1971 г. в нашей стране издана первая «Методика оценки уровня качества промышленной продукции». В том же году на 15-й Международной конференции европейской организации по контролю качества (ЕОКК) одна из пяти секций была по­священа вопросам квалиметрии. С основными докладами высту­пали российские авторы. В 1972 г. была проведена в Таллинне первая всесоюзная научная конференция по квалиметрии.

1979 г. - Госстандарт СССР издает Руководящий документ РД 50-149-79 под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции».

Начиная с 1979 г. термин «квалиметрия» является стандарти­зованным в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». ЕОКК на своих международных конференциях с 1971 г. регулярно обсуждает вопросы квалиметрии.

Большой вклад в теорию квалиметрии и практику ее исполь­зования внесли: Ю.П. Ад­лер, Г.Г. Азгальдов, В.Г. Велик, Г.Н. Бобровников, А.В. Гличев, В.В. Кочетов, Г.Н. Солод,. А.И. Субетто, А.Г. Суслов, М.В. Федо­ров, В.К. Федюкин, И.Ф. Шишкин и многие другие ученые и специалисты.

2. Методология, принципы и задачи квалиметрии.

Так как качество объекта проявляется в первую очередь через его свойства, т.е. через объективные особенности объекта, то считается, что для оценки качества необходимо:

Во-первых, определить перечень (номенклатуру) тех свойств, совокупность которых в достаточно полной мере характеризует качество.

Во-вторых, измерить свойства, т.е. определить их численные значе­ния.

В-третьих, аналитически сопоставить полученные данные с подобными характеристиками другого объекта, принимаемо­го за образец или эталон качества.

Полученный результат будет с достаточной степенью достоверности характеризовать каче­ство исследуемого объекта.

На этапе метрологического измерения свойств (скорости, веса, силы и т.д.) получают объективные сведения о них. Одна­ко уже следующий квалиметрический этап в исследовании ка­чества объекта носит во многом субъективный характер. Субъек­тивность заключается в самом выборе эталона качества или «базового образца», с данными о котором сопоставляются све­дения о свойствах исследуемого объекта.

При оценивании качества иногда рекомендуют использовать образ «идеального», необходимого полезного качества, которо­му редко когда соответствует выбранный эталон. Даже идеаль­ный эталон качества не может всех удовлетворить, так как инте­ресы, потребности, взгляды на ценности объектов у всех людей разные

Итак, оценка качества (Q оц ) есть результат взаимодействия четырех компонентов, а именно:

Q оц = < О, С, Б, А л >,

где О – оцениваемый объект;

С – оценивающий объект;

Б – база оценки (эталон качества);

А л – алгоритм (логика и приемы) оценивания.

У квалиметрии, как и у всякой научной дисциплины, есть свои методологические принципы.

1. Квалиметрия обязана давать практике хозяйственной дея­тельности людей (т.е. экономике) общественно полезные методы достоверной квалифицированной и количественной оценки качества различных объектов исследования. Задача квалиметрии – разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают общественные интересы, т.е. интересы по­требителей и производителей.

2. Приоритет в выборе определяющих показателей для оцен­ки качества продукции всегда на стороне потребителя. Продукция создается для сферы по­требления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение по­казателям потребительских свойств.

3. Квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получе­на без наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом.

4. Показатель любого уровня обобщения, кроме самого ниж­него (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня. Под самым низким иерархическим уровнем показателей сле­дует принимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Более высокий иерархический уровень составляют обобщенные показатели качества. Показателем ка­чества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.

5. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выраже­ны в безразмерных единицах измерения.

6. При определении комплексного показателя качества каж­дый показатель отдельного свойства должен быть скорректиро­ван коэффициентом его весомости (значимости).

7. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение (в долях от единицы или по опреде­ленной балльной шкале).

8. Качество целого объекта (в частности, продукции или про­цесса) обусловлено качеством его составных частей.

9. При количественной оценке качества, особенно по комп­лексному показателю, недопустимо использование взаимообус­ловленных и, следовательно, дублирующих показателей одного и того же свойства.

10. Обычно оценивается качество продукции, которая спо­собна выполнять полезные функции в соответствии с ее назна­чением.