Основные проблемы безработицы. Проблемы безработицы в россии и пути ее преодоления. Причины возникновения безработицы в России

Как правило, ежегодно все социальные выплаты населению индексируются: изменяется их размер и порядок получения. Что же будет с пособием по безработице в 2015-м году ?

Итак, в следующем году минимальная выплата составит 850 рублей, максимальный размер пособия — 4900 рублей . Соответствующий указ о сумме компенсаций безработным гражданам был подписан Дмитрием Медведевым в декабре прошлого года. В документе определяется не только размер выплат, но и порядок их получения.


Какой размер пособия по безработице в 2015 году для Россиян?

Размер выплаты пособия рассчитывается на основе справки о доходах с последнего места работы. Первые три месяца после подачи заявления пособие безработным гражданам – это сумма, составляющая 75 % от средней заработной платы, но не превышающая максимальный размер компенсации (то есть 4900 рублей), последующие 4 месяца – 60 %, далее – 45 %.
Получается, что определение размера пособия по безработице напрямую зависит от того, насколько долго человек числится на бирже труда (имеет статус безработного). При этом выплаты прекращаются, если безработный два раза отказался от предложенных вакансий (или профподготовки). Заявление на получение пособия необходимо подавать каждые 12 месяцев (если в течение года человек не нашел подходящую вакансию, то все документы оформляются заново). Чтобы встать на учет в центр занятости, требуется заполнить специальную анкету, где указываются сведения об образовании, квалификации и опыте работы.

Будет ли увеличено пособие по безработице в 2015 году?

Размер пособия по безработице остается неизменным уже на протяжении шести лет, то есть варьируется в пределах от 850 до 4900 рублей. Таким образом, в 2015-м году сумма компенсации временно безработным гражданам увеличена не будет.

Исходя из минимальной и максимальной величины выплат, можно высчитать средний размер пособия по безработице: в 2015-м году он составит 2875 рублей. Как видите, эта цифра совсем не велика и далека от установленного уровня прожиточного минимума. Подобными мерами правительство подталкивает граждан к поиску работы, поскольку на пособие выжить невозможно. Причем в ближайшее время ситуация вряд ли изменится. В министерстве финансов сообщают, что размер пособия будет значительно увеличен лишь к 2020-му году. Для этих целей уже разработана программа «Содействие занятости населения», приоритетными задачами которой являются снижение уровня застойной безработицы и рост числа трудоустроенных граждан.

Пока же не стоит ожидать реформ в данной области: пособие по безработице в России в 2015-м году останется на прежнем уровне. Сейчас размер социальной выплаты даже не достигает величины прожиточного минимума, поэтому в интересах временно неработающих граждан как можно быстрее найти подходящую вакансию.

– это временные выплаты людям, находящимся в активном поиске нового места работы. Достаточно часто безработными становятся не по своей вине. И чтоб помочь удержаться «на плаву» таким людям, государство и назначает им подобные выплаты.

Судить о том, каким будет размер пособия по безработице в 2015 году достаточно непросто . Изменение размера выплаты, достаточно низкой на фоне показателей других стран, – один из наиболее острых вопросов. Правительство страны ведет активную его разработку.

Проблемы индексации пособий 2015

Если вас официально признали безработным, то не стоит ожидать, что государство в полной мере обеспечит вашу жизнь. Подобная помощь выплачивается при выполнении ряда условий и не больше 12 раз за 1,5 года. Считается, что пособие безработным в России ниже, чем в остальных развитых странах. Целенаправленная борьба профсоюзов за благосостояние временно нетрудящихся не дает результатов, хотя правительство уже занято решением данной проблемы.

Многие ошибочно относят пособие по безработице в России в 2015 году к числу социальных выплат. Но в отличие от большинства государственных субсидий помощь по безработице не индексируется. В РФ принят закон, который предопределяет величину пособия, учитывая величину последней заработной платы и характер выполняемых работ. Согласно этому документу минимум составляет 850 руб., а максимум – 4,9 тыс. руб. Если высчитать среднее арифметическое, то имеем 2,7 тыс. руб. Но это лишь статистические цифры, которые к реальности не имеют никакого значения. Ведь положенную «середину» безработные не получают. Им начисляется одно из 2-х: либо минимум, либо «потолок».

Пособие по безработице 2015: ждать ли повышения?

Согласно последним правительственным наработкам в этой сфере, пособие еще долгое время не будет расти. И связано это с тем, что количество открытых вакансий на бирже труда вдвое больше, чем официальных безработных. А значит, увеличивать эквивалент выплат просто нет смысла.

Повышениями правительство опасается лишний раз стимулировать желание людей бросать официальную работу и переходить на более удобную помощь.
С 2010 числовые показатели не изменились ни на рубль. И размер выплат, а именно пособие по безработице (минимальное) в следующем 2015 году составит все те же 850 руб . Получать максимальный размер удается с трудом. Но помощь в размере почти 5 тыс. – это даже меньше, чем в соседке-Украине, где ее размер составляет 4 прожиточных минимума (порядка 4900 грн.). Объясняется такая ситуация достаточно просто: предельными величинами помощи и зависимость их начисления от стажа (в России он не учитывается).

Максимальное пособие по безработице 2015 тоже останется на своей отметке . Положительные сдвиги, возможно, произойдут в 2020. Правительство думает над целесообразностью увеличения минимальной помощи, подняв ее до показателя прожиточного минимума. Это означает, что пособие может увеличиться в 2 раза. Но этот проект пока находится на стадии уточнения, давать прогнозы пока не приходится.

Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Она выступает как сложное социально-экономическое явление, которое в отечественной литературе, да и в практической деятельности, еще не нашло подобающего ей места. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.

Самозанятость в условиях рыночной экономики - объективное явление. Причины ее появления весьма многообразны. Есть определенная группа людей, которые крайне отрицательно воспринимают административный диктат, не умеют подчинить свои поступки какому-либо лицу. Не менее значительна группа людей, обладающих предпринимательскими способностями, которые хотят работать самостоятельно на свой страх и риск. Мотивом к самозанятости может выступить и безработица, в особенности ее продолжительность в конкретном регионе.

Развитие самозанятости предполагает наличие определенной организационной структуры, которая может оказать этим людям определенную помощь в организации и развитии своего "дела". И именно такую помощь оказывает служба занятости. Она может предоставить безработным денежную помощь для организации производства, организовать обучение граждан и т.д. Наиболее распространенной формой самозанятости сегодня можно считать торговлю. В то же время, если рассматривать структуру занятости населения, то торговлей у нас занимается относительно меньшая доля занятого населения, чем в других странах с развитой рыночной экономикой. Следовательно, подобное перераспределение объективно. Ценность его заключается и в том, что определенная часть тех, кто сегодня занят торговлей или другими видами работ, вчера могли быть безработными, а сегодня они сами нашли свое место в системе необходимых обществу видов занятии. И самое главное, эти люди уже нашли себя в системе рыночных отношений. Вместе с тем для справедливости такой оценки необходимо было бы располагать данными о добровольности процесса смены вида деятельности.


Развитие малого предпринимательства встречает определенные трудности. Они широко описаны в нашей литературе. В числе главных надо отметить неумение граждан России заниматься предпринимательством, о чем мы уже говорили. Не менее важную роль играет бюрократизация страны. Для малого бизнеса это проявляется в больших трудностях, в том числе и материальных, при открытии нового малого предприятия. Они выражаются, прежде всего, в большом числе посредников, услуги которых обязательны при регистрации и лицензировании. Такие консультанты в основном тесно связаны с местными администрациями. Именно этим в значительной мере определяется незащищенность предпринимателей и работников этих предприятий. Для существующих малых предприятий бичом являются всевозможные проверки различных организаций. Наиболее часто внеплановые проверки проводят органы внутренних дел. И в результате в каждом третьем случае - штрафы, которые "не основаны на официальной шкале".

Подобные факты являются, прежде всего, следствием недостаточной федеральной поддержки малого предпринимательства. Она принципиально важна. До тех пор, пока государство, его верховная власть не станут относиться к малому предпринимательству так, как, например, к энергетике, транспорту, сельскому хозяйству, малый бизнес будет топтаться на месте. Тем более что во всех странах с рыночной экономикой государство существенно поддерживает предприятия малого бизнеса. Успех здесь может быть достигнут только в результате формирования благоприятного социально-экономического климата для малых предприятий. Его основными компонентами должно стать формирование законодательного пакета, четко сформулированных прав и обязанностей малых предприятий, условий их образования и функционирования, формы их поддержки государством. Сегодня службы занятости занимаются этими проблемами. Однако масштабы этой деятельности не отвечают важности задачи.

Важное значение для решения проблемы безработицы могло бы иметь развитие жилищного строительства. Оно может привлечь многих граждан страны. Однако объемы такой деятельности сокращаются. Если в 1990 г. было построено 61,7 млн. кв. м общей площади, то в 2001 г. - 31,7 млн. Сегодня спрос на жилье есть, но далеко не все могут позволить себе купить его. Возможности решения такой задачи неразрывно связаны с ипотекой, т.е. получением ссуды на строительство нового жилья под залог имеющегося у граждан. Видимо, надо ускорить решение вопроса о доступности таких ссуд для более широкого круга людей.

Большое значение для решения проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий, связанных с безработицей.

Общественные работы, прежде всего, поддерживают доходы безработных. Особенно тех, кто длительное время не может найти работу (как отмечалось, численность безработных, ищущих работу 12 мес. и более, составляет примерно 40% от их общей численности). Кроме того, они позволяют сохранить полезные трудовые навыки или даже обновить их, вновь войти в трудовой ритм жизни. Результаты этой деятельности могут быть очень выгодны для муниципальных и региональных органов власти. Программы общественных работ имеют длительную историю. Они могут играть в экономике большую позитивную роль при их хорошей организации. В годы великой депрессии в США именно общественные работы позволили заложить основу развития автомобильных дорог. Общественные работы в основном можно разделить на два типа: участие безработных в проведении работ по созданию базовых инфраструктур, усилению трудовых коллективов жилищно-коммунального хозяйства, строительных организации и др.; оказание социальных услуг престарелым и инвалидам. Вполне возможны и другие формы участия безработных и общественно полезной трудовой деятельности.

В настоящее время в ряде стран разрабатываются и реализуются программы общественных работ для привлечения к трудовой деятельности безработной молодежи. Как правило, успех таких проектов общественных работ определяется тем, насколько хорошо они проработаны и организованы.

В России общественные работы не нашли пока своего места. В 2005 г. лишь 18,7% получившим помощь в службах занятости была предложена общественная работа. У нас эти работы не совсем привлекательны. Обусловлено это, прежде всего тем, что такая деятельность рассматривается как занятость. А в этом случае она облагается налогом на работодателя того, кто участвует в этих работах. И самое главное - если человек в последующем обратится в службу занятости, его участие в общественных работах будет рассматриваться как последняя работа. И соответственно этому виду деятельности ему будет предложена подходящая работа. А, как известно, общественные работы не требуют от человека особой квалификации.

Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассматриваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Одновременно с этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны удовлетворить потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности при условии согласованности спроса и предложения рабочей силы. В то же время надо признать, что эта работа организована пока еще не очень хорошо. Далеко не единичны случаи, когда обучение безработных проводится по профессиям и специальностям, на которые в данном районе нет спроса. Безработным, желающим заняться предпринимательством, не дают необходимых знаний и умений и т.д.

При подготовке кадров еще не отказались от узкой специализации, хотя вполне очевидна необходимость подготовки работников широкого профиля, формирования конкурентоспособного работника. Решению таких проблем может способствовать широкое применение модульных систем профессионального обучения. Они нашли применение в ряде стран с развитой рыночной экономикой и были рекомендованы МОТ. Эта система позволяет обучить человека практическим навыкам работы при оптимально необходимом объеме теоретических знаний. Важнейшим достоинством этого метода является то, что обучающийся проходит предварительное тестирование, в результате определяется набор модулей и учебных элементов для изучения, соответствующих знаниям человека. Модульное обучение предполагает систематический контроль знаний человека и качества приобретенных навыков. Обязательным условием такого обучения является 100%-ная правильность ответов. В противном случае обучающийся должен будет пройти повторную проверку после дополнительного изучения материала, который он усвоил недостаточно.

Вполне очевидно, что широкое использование современных технологий обучения может кардинально изменить ситуацию на рынке труда за счет повышения квалификации работников, овладения ими дополнительных профессий и специальностей. В целях реализации прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятость государственные органы разрабатывают соответствующие целевые программы, которые предлагают основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации на определенный отрезок времени. Такие программы, их значимость, бесспорно, велики. Основную работу по их реализации осуществляет Государственная служба занятости. Именно она создает условия для повышения качества рабочей силы, ее конкурентоспособности, обеспечения отраслей экономики работниками, содействует возвращению безработного в экономику, развитию форм социального партнерства, формированию региональных рынков труда и т.д.

В то же время анализ деятельности всей системы показывает, что она в основном работает на устранение безработицы, на ликвидацию последствий неравномерного распределения производственных возможностей и прав человека на труд, и такое положение необходимо изменить. Службы занятости должны работать на упреждение безработицы. Их главная задача - выявление возможных очагов массового увольнения работников, скажем, в связи с модернизацией крупных предприятий; внедрение новых технологий на действующих предприятиях, т.е. мероприятий, связанных с изменением профессиональной структуры занятого населения. Наличие такой информации позволило бы службам занятости своевременно организовать необходимую переподготовку кадров. Представляется, что в этом случае источниками финансирования могли бы стать предприятия и сами работники.

Не менее важной задачей служб занятости является информационная помощь безработным. Конвенция МОТ № 88 от 1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.

Сегодня службы занятости в России в основном имеют информацию только о своем регионе. Причем данные о вакантных рабочих местах представляются далеко не полностью. Службы занятости получают информацию в основном о вакантных рабочих местах не - и малоквалифицированного труда. Такое положение существенно сужает их возможности.

Другим не менее существенным недостатком информации является то, что в службах занятости нет сведений о вакансиях в других регионах страны. Такая ситуация представляется достаточно странной прежде всего потому, что предшественники службы занятости - организованный набор рабочей силы на новостройки, центры трудоустройства такой информацией располагали, хотя, конечно, не имели тех средств связи, которые существуют сегодня.

Оценивая возможности службы занятости, надо признать, что она располагает большими резервами. Их мобилизации могло бы способствовать повышение заработной платы работникам служб занятости. Это позволило бы привлечь более квалифицированных работников, лучше организовать деятельность этих организаций. При разработке плана развития служб занятости необходимо не только продумать систему мероприятий, но и просчитать, какие затраты - людские, материальные, денежные -потребуются для их реализации. Возможно, при таком подходе число мероприятий сократится, но будет обеспечено качественное выполнение тех, которые были намечены к исполнению.

Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.

Безработица – это социально экономическое явление, характеризующееся наличием трудоспособного экономически активного населения, которое способно и желает трудиться, но не может найти работу из-за несоответствия между спросом на рабочую силу и ее предложением.

Проблема безработицы – одна из основных в рыночной экономике. В нашем регионе, который находится на стадии адаптации к реалиям рыночной экономики, эта

проблема стоит особо остро. Данная проблема привлекает к себе много внимания также потому, что является болезненной для населения. Ведь работа – это как источник доходов, так и способ самореализации.



В апреле 2014 года в области было зарегистрировано 37 931 безработных, что составило 1,4 % от трудоспособного населения. Рассмотрим динамику изменения количества зарегистрированных безработных в области по отношению к экономически активному населению в период с 2000 по 2013 гг.

Рис. 1. Количество безработных к экономически активному населению (в процентах).

Исходя из графика, можно сделать вывод, что процент безработных в области снижается (исключая скачок в период экономического кризиса 2009 года). Но, к сожалению, это происходит не в следствие успешного трудоустройства безработных, а из-за сокращения населения региона, в


частности массовой миграции нуждающихся в рабочем месте в другие регионы страны или даже за границу. Проблема безработицы в регионе и сейчас стоит остро. Уровень безработицы экономически активного населения трудоспособного возраста, по информации органов статистики, согласно методологии Международной организации труда, составил 8,2 % (по последним данным 2013 года). Поэтому решение проблемы безработицы – одна из задач первостепенной важности для руководства.

Наш край – регион исторически и экономически самобытный. Для поиска оптимальных путей решения проблемы безработицы в нашего края следует рассмотреть её региональные особенности:

1) Несоответствие между спросом на рабочие места и предложением работодателей. В нашем крае есть постоянный спрос на специалистов в сфере промышленности, медработников, педагогов, но рынок труда перенасыщен экономистами, юристами и менеджерами.

2) Гендерная безработица. Ситуация, когда в населенном пункте отсутствует достаточное количество рабочих мест, где могут трудиться женщины. Это явление характерно для городов и поселков, градообразующими предприятиями которых являются предприятия тяжелой промышленности (чаще всего – шахты, отсюда термин «шахтерские города»).

3) Нерациональное поведение безработных. Большое количество людей не уведомляет компетентные органы о своей потребности в трудоустройстве, тем самым лишая себя возможности получить актуальную информацию о вакансиях и ежемесячную материальную помощь. В нашем крае представлены все основные виды безработицы: фрикционная, сезонная, структурная и циклическая.


Проблема! Сейчас не всё экономически активное население вовлечено в производство. Это объясняют тем, что после перехода к рыночным отношениям в сфере экономики возникла проблема трудоустройства, в регионе появились безработные. Какова роль, по вашему мнению, региональных органов управления в решении этой проблемы?

Для решения проблемы безработицы в регионе необходим ряд мероприятий как на областном, так и на государственном уровне:

Качественное проведение консультационной работы с выпускниками школ, направленной на информирование будующих абитуриентов о состоянии рынка труда в области, о востребованности той или иной профессии;

Формирование специального заказа в вузах области с учетом потребностей рынка труда региона;

Усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест;

Создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации кадров;


Создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Но ошибочно считать, что ответственность за борьбу с безработицей лежит только на органах власти. Прежде всего, необходимы активные усилия со стороны безработного. Решение этой проблемы возможно только при продуктивном взаимодействии власти и социума.

ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ:

1. Безработица, ее виды и причины возникновения.

2. «Все работы хороши… Выбирай на вкус».

3. Способы преодоления безработицы как кризисного явления.

План работы группы

1. Изучить страницы учебника, дополнительную литературу (по указанию учителя).

2. Разработать план реферата.

3. Согласно плану оформить реферат объемом 3 печатных листа с приложениями.

4. Представить реферат на конференции.

*Под руководством учителя учащиеся одной из групп могут направить свои исследования в местную газету.


Результат

1. Каждая группа готовит реферат по своей теме, который пополнит школьную методическую и информационную копилку по профориентационной работе.

2. Конференция. Презентация работы каждой группы.

3. Заметка в местную газету о состоянии безработицы среди молодежи.

ИЗ ДНЕВНИКА КРАЕВЕДА: В Японии нет гастарбайтеров. Это достигнуто принятым законом: минимальная зарплата, на которую разрешено нанимать иностранного рабочего в Японии превышает средний оклад труда японца. Таким образом, для высокооплачиваемых специалистов путь в страну остаётся открытым, а неквалифицированный приезжий труд не дэмпингует зарплату местных жителей. Соломоново решение. Важным показателем оценки социально-экономической направленности развития является качество трудовой жизни населения, которое характеризуется уровнем благосостояния и духовного развития людей. Этой цели служит распределение созданного в производстве дохода, направленное на регулирование интересов различных социальных групп населения. Распределение доходов имеет целью сокращение разрыва в уровне жизни различных категорий населения, сокращение масштабов бедности. Этому способствует система социальной защиты, обеспечивающая средства существования: а) трудоспособных граждан за счет личного труда и предпринимательства; б) социально уязвимых слоев за счет государства не ниже установленного прожиточного минимума. Практическое воплощение этих основополагающих положений cоциально-ориентированной экономики, наблюдается в Донецком регионе в последние годы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Марийский государственный технический университет

Кафедра экономической теории

Решение проблемы безработицы: возможности и способы.

по дисциплине «Экономическая теория»

Выполнила:

студентка гр. ММЭ - 11

Огородникова А.В.

Проверил:

Наумов А.А.

Йошкар-Ола

Введение.

Одной из важных и актуальных проблем современной экономики не только России, но и других государств является проблема безработицы. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление экономической жизни.

Официально в нашей стране безработица была признана лишь в начале 1990-х годов. В это время число безработных возросло очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень.

В наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности.

Иными словами, проблема безработицы может коснуться каждого, поэтому мной и была выбрана эта тема. Ставя цель определить возможность и пути решения проблемы безработицы, я ставила перед собой следующие задачи:

1) исследовать формы безработицы и их влияние на жизнедеятельность людей;

2) раскрыть социально-экономическую сущность безработицы и ее специфику в стране, где осуществляются активные действия по становлению и развитию рыночной экономики;

3) рассмотреть социально-экономические последствия безработицы;

4) изучить проблемы ее минимизации как важнейшей экономической, социальной и политической задачи государства на современном этапе развития страны;

5) предложить возможные пути решения проблемы безработицы.

Важнейшим условием решения этих задач является обучение населения умению жить и действовать в условиях такой экономики.

Большое внимание уделено и другому аспекту проблемы – увеличению мест приложения труда. Их источником, прежде всего, надо считать инвестиции государства и частных предпринимателей. Это, в известном смысле, традиционный путь, и он должен органически соединяться со становлением самозанятости населения, развитием малого предпринимательства и многих других форм обеспечения населения рабочими местами.

Органическое сочетание инициатив государства и населения – обязательное условие обеспечения полного и эффективного использования рабочей силы, практической реализации конституционного права граждан России на труд как основополагающего института эффективного функционирования общества и государства, как условия достойной жизни граждан страны.

Итак, обращение к рассмотрению данной проблемы обосновано и является аргументированным не только исследованием самого понятия безработицы, но и актуальностью данной проблемы.

1. Безработица: сущность и измерение.

1.1 Безработица как социально-экономическая категория.

В практике изучения безработицы в России сложилось три основных подхода к пониманию этого явления.

Определенная группа экономистов исследует безработицу как недоиспользование части экономически активного населения в общественном производстве. В этом случае она рассматривается как ситуация в экономике, когда часть экономически активного населения становится относительно избыточной по отношению к спросу на рабочую силу, т.е. резервной армии труда .

Для других исследователей безработица выступает как ситуация, когда гражданин не имеет возможности трудоустроиться по независящим от него обстоятельствам .

Третьи оценивают безработицу как следствие функционирования хозяйственного механизма, которому свойственны внутренние противоречия рыночной экономики .

Все эти подходы имеют право на существование. В каждом из них раскрыт авторский подход к сущности этого явления.

Мы же будем считать, что безработица обусловлена всем ходом социально-экономического развития государства и общества. Она – постоянный элемент, «продукт» развития производства. В известном смысле можно говорить, что именно оно (производство) и порождает безработицу, которая выступает как макроэкономическое явление, определяющее уровень и темпы экономического развития страны.

Для исследования причин безработицы используются различные концепции: неоклассическую, кейнсианскую, монетаристскую, экономики предположений и рациональных ожиданий. Они отражают свою эпоху, определенную стадию развития рыночной экономики и в связи с этим соответствующую специфику обстоятельств, порождающих безработицу. Рассмотрим эти концепции в неразрывной ретроспективной связи и взаимообусловленности как некое суммарное представление о развитии явления. Это откроет более широкие возможности для анализа причин безработицы.

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на то, что в концепциях, объясняющих безработицу, анализируются общества с развитыми рыночными отношениями, стабильно функционирующим рынком труда. Россия же находится в стадии становления рыночной экономики, перехода от административно-командной экономики к рыночной. Специфика ситуации в РФ обусловлена отличием ее социально-экономических условий, предшествующих рыночной экономике.

Оценивая сегодняшнюю экономическую ситуацию в России, нельзя не иметь в виду, что подавляющая масса экономически активного населения сформировалась как работник в доперестроечный период. А в тех условиях в стране деятельность людей была преимущественно связана с материально-вещественным производством. В это время практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда, но при этом экономика постоянно испытывала дефицит рабочей силы. В результате работники имели определенные возможности диктовать руководству предприятий свои условия труда и его оплаты. Иными словами, экономика имела работника, привыкшего длительное время работать на одном предприятии и в одной должности, профессии, не очень заботясь о повышении своего профессионального мастерства. Такой работник оказался мало пригодным в рыночной экономике, где его главными характеристиками должны быть мобильность, профессионализм, готовность сменить место работы и овладеть новыми знаниями.

Следовательно, сегодня должен стоять вопрос о формировании самостоятельного агента рыночной экономики. Однако, когда возникла необходимость в таких работниках, значительное число советских людей оказались несостоятельными.

Таблица 1

Динамика основных показателей экономического развития России

Для современной России причиной резкого роста численности безработных можно считать, прежде всего, обвал совокупного спроса. Анализ данных таблицы 1 показывает, что в 1992 г. по сравнению с 1991 г. имел место катастрофический спад среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работающих в экономике – почти на треть.

После 1992 г. положение еще более ухудшилось: в 1992-1998 г. заработная плата упала более чем на треть, инвестиции сократились почти в 2,5 раза, безработица возросла в 2,3 раза, а ее уровень – в 2,5 раза.

В 2002 г. по сравнению с 1998 г. объемы производства ВВП увеличились на 25%, а инвестиции – на 22%, заработная плата – на 62,4%. При этом в 2001 г. объем инвестиций был в 3,6 раза меньше, чем в 1990 г. В целом произошли позитивные сдвиги: вырос объем производства ВВП, увеличилась заработная плата и численность занятых, сократился уровень безработицы.

Успех экономики может быть обеспечен не только за счет роста численности занятого населения, но и за счет модернизации технологической базы производства, ее перевооружения, что может быть связано с некоторым ростом безработицы. В начале 1960 г. американские социологи утверждали, что к середине 70-х г. 65% всех рабочих потеряют работу в результате автоматизации производства. Однако такие прогнозы не сбылись, хотя в 1980-1990 гг. размах внедрения новых технологий и техники возрастал. Внедрение современных информационных технологий охватило в странах с развитой рыночной экономикой практически все отрасли как в секторе производства продукции, так и в сфере обслуживания, что лишало людей работы. Процессы автоматизации стали затрагивать и работников высококвалифицированного труда.

Роль и место человека в производстве, повышении его эффективности, прибыльности в настоящее время кардинально меняется, что обусловлено развитием информационной экономики, экономики знаний. Экономический рост все больше зависит от степени потребления информации. В этих условиях «человек, человеческий фактор из рядового, хотя и важного элемента индустриальной экономики, становится важнейшим фактором экономики индустриальной. Пришло новое понимание роли человека в производственном процессе как создателя и носителя информации» . Все это означает резкое возрастание численности, роли и места высококвалифицированных специалистов и рабочих и в освобождении других категорий работников – уменьшение спроса на работников «старых профессий».

Важное значение в формировании и развитии безработицы имеют финансовая, кредитная и налоговая политики государства. Финансовая политика в определенных условиях приводит к инфляции, что имеет место в нашей стране. Инфляция неизбежно приводит к бедности населения.

Рост безработицы также негативен тем, что неэффективно используются такой редкий ресурс как рабочая сила. Именно в связи с этим М.Кейнс считал, что безработица является опасным явлением, поэтому обеспечение занятости населения было первоочередной задачей.

Однако имеются и другие точки зрения. Например, известный экономист Л.А.Костин полагал, что более опасным является инфляция, затрагивающая все население и ухудшающая его жизненный уровень, тогда как безработица затрагивает интересы части экономически активного населения .

Изучении взаимосвязи безработицы и инфляции в России в основном подтверждает классическое правило: тенденции их движения имеют разные направления, рост численности уровня безработицы в 1992-1998 гг. сопровождался сокращением инфляции – четко выражена обратная связь. Однако в 1999-2001 гг. сокращение численности безработных и уровня безработицы сопровождался уменьшением инфляции.

Таблица 2

Безработица и инфляция в России

К числу факторов, определяющих безработицу, относят и рост заработной платы. Например, Дж.Сакс утверждает, что чем выше уровень заработной платы, тем больше безработных. «Если Россия станет на путь повышения заработной платы, она рискует навлечь на себя настоящую катастрофу» . Аналогичную точку зрения высказывает и Н.Г.Мэнкью: «жестокость реальной заработной платы повышает уровень безработицы».

Можно сделать вывод, что в развивающейся экономике, где уровень минимальной заработной платы распространяется на весь рынок труда, чистым следствием однократного повышения минимальной заработной платы является уменьшение уровня занятости.

Данные таблицы 3 позволяют убедиться в этом.

Таблица 3

Величина заработной платы и уровень безработицы

Особое место занимает вопрос о роли демографических факторов в развитии безработицы. Нормальное развитие экономики страны предполагает равномерный процесс смены поколений, что обеспечивает необходимую производству преемствинность в экономической деятельности.

Демографическая ситуация в России в последнее десятилетие прошлого века и в начале третьего тысячелетия характеризуется сокращением общей численности и в то же время ростом численности населения в трудоспособном возрасте.

Наконец, в экономической литературе много и вполне обоснованно говориться о межгосударственной миграции, которая может увеличить численность населения.

Безработица определяется и многими другими социально-экономическими и организационно-управленческими факторами. Это проводимая государством политика занятости, инвестиционная, финансовая; система и организация деятельности служб занятости; уровень жизни населения страны и регионов; условия труда и быта населения; размеры пособий по безработице.

1.2. Виды безработицы.

В теоретических исследованиях выделяют несколько видов безработицы. Такая градация связана в основном со спецификой функционирования рынка труда и особенностями трудового поведения человека. Их анализ позволяет глубже понять и раскрыть сущность такого явления как безработица.

Наиболее распространенной является фрикционная безработица. Каждый гражданин, желающий работать, имеет специфические склонности и способности. Она, по оценке экономистов, считается неизбежной и, в известном смысле, желательной. У него есть свои представления о достойной заработной плате и других условиях труда. Работодателю необходима рабочая сила определенного качества для замещения различных вакантных рабочих мест, и он также имеет свои представления, какую заработную плату в реальной ситуации должен получить работник, замещающий определенное рабочее место. Точки зрения наемного рабочего и работодателя могут не совпадать. И в этом случае работник будет вынужден искать другое место работы. Для этого потребуется время. При этом следует иметь в виду, что информационная база о наличии рабочих мест и численность желающих сменить работу далеко не совершенна. Собственно в этом и заключается причина фрикционной безработицы.

Сущность этого вида безработицы состоит в том, что работники, пользуясь своей экономической свободой, добровольно меняют место работы, профессию, регион проживания по самым разным причинам, но прежде всего в целях улучшения условий труда, его содержания и оплаты. Эти граждане ожидают получение новой работы в относительно короткие строки. Фрикционная безработица, таким образом, - текущий источник пополнения кадров, и поэтому она необходима. Она существует даже в период бурного экономического роста.

Другой тип безработицы – структурная – имеет не столько личное, сколько технико-экономическое основание. Она не так явно зависит от желания человека и мотивов его трудового поведения.

В основе структурной безработицы лежит научно-технический прогресс, использование его достижений в хозяйственной практике. Это выражается в изменении структуры производственного и потребительского спроса населения, в соответствующем совершенствовании технологии производства и т.д. В результате изменяется структура рабочих мест, происходит их модернизация, появляются новые, ликвидируются старые. Такие новации транспонируются профессионально-квалифицированный состав занятого населения и в этой связи количественные и качественные характеристики спроса на рабочую силу. Предложение же труда более консервативно и дольше сохраняет свое качество и структуру. Людям необходимо для переориентации определенное время, в течение которого они приобретают новые навыки труда, знания, умение, приспособятся к изменяющейся среде обитания.

При структурной безработице человеку необходимо время для того, чтобы он мог пройти переподготовку, повысить свою квалификацию, получить новую профессию, и только в этом случае он сможет трудоустроиться. Время, которое он должен потратить на переподготовку к новой работе, может быть весьма значительным. Оно обратно пропорционально соотношению знаний и умению в профессиональной деятельности человека. Как правило, чем выше доля знания по сравнению с умением, навыками, тем меньше требуется времени на переподготовку, повышение квалификации и т.д. Высокая доля умения требует больших сроков переподготовки. Структурная безработица, как отмечают некоторые исследователи, «не восприимчива к общим мерам макроэкономической политики, нацеленной на устранение безработицы путем расширения национального продукта» .

Структурная безработица может быть безоговорочно отнесена к вынужденной. У человека в этом случае не остается выбора, поскольку его профессия, специальность становится не нужной данному предприятию. Появление новых продуктов и услуг требует привлечение работников иных качественных характеристик.

Особое место занимает циклическая безработица. Этот вид безработицы неразрывно связан с движением цикла деловой активности (экономического цикла). В зарубежной литературе высказывается мнение, что циклическая безработица «возникает в тех случаях, когда падение совокупного спроса на выпускаемую продукцию вызывает падение совокупного спроса на труд в условиях негибкости реальной заработной платы в сторону понижения» . Анализ статистических данных о динамике производства ВВП и среднемесячной реальной начисляемой заработной платы (с учетом индекса потребительских цен) в России не подтверждает вышеуказанное утверждение (табл. 4).

Таблица 4

Динамика изменения производства ВВП и заработной платы (в % к 1992 г.)

Данные таблицы показывают, что темпы падения реальной заработной платы в 1992-1999 гг. были выше, чем сокращение производства ВВП, за исключением 1996 и 1997 гг. Объяснение здесь может быть только одно – специфика функционирования экономики в переходный период, отсутствие действенных инструментов защиты интересов наемных работников.

При изучении типов безработицы особое внимание необходимо уделить скрытой безработицы. Сложность вопроса заключается в том, что исследователи, признавая факт ее существования, дают разное содержание этого понятия. Одни авторы понимают под скрытой безработицей избыточную занятость, другие оценивают ее как неполную занятость , третьи представляют как сумму избыточной и неполной занятости .

Наиболее полное содержание скрытой безработицы включает в себя:

1) лишняя численность работников на предприятиях и в организациях, получающих полную зарплату;

2) наличие лиц, работающих на условиях неполного рабочего времени, получающих соответствующую заработную плату и желающих перейти на полный рабочий день, но в силу экономической конъюнктуры не имеющих такой возможности;

3) оформление административных отпусков без сохранения или с частичным сохранением содержания;

4) оформление отпусков на длительный срок при сохранении оплаты в размере минимальной заработной платы;

5) рост устранимых целодневных и внутрисменных простоев.

Все указанные явления реально имели и имеют место в экономике России, как можно полагать, в определенной мере в экономиках других стран, включая те, где рыночные отношения вполне развиты.

В последние годы все чаще стали говорить о развитии в России новой формы безработицы – профессиональной (добровольной). Ее существование заключается в том, что гражданин становится безработным для получения пособия в службе занятости. По некоторым данным, в Москве примерно 6 из 10 приходящих в службу занятости хотят не трудоустроиться, а получить статус безработного. Это освобождает их от преследователей блюстителей закона и позволяет заработать в теневой экономике. Безработные такого рода имеются и в других регионах. Бороться с этим явлением можно, но это требует очень больших усилий.

Таким образом, можно сделать вывод, что причинами, по которым люди могут быть безработными, бывают различными. Поэтому вопрос о видах безработицы является важным аспектом изучения данной темы.

1.3. Количественные показатели безработицы.

В экономической теории используется два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность. Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе.

С помощью математических вычислений можно найти показатели потоков и состояния рынка труда:

1. уровень экономической активности = ,

где N - все население старше 16 лет)

2. уровень (доля) безработицы = U / LF

3. Количество безработных U можно определить как U = I*d,

4. где d - среднее количество месяцев, в течение которых человек остается без работы;

I - среднее количество становящихся безработными ежемесячно.

Тогда долю безработицы можно выразить так:

U / LF = (I / LF)*d,

где (I / LF) - средняя вероятность стать безработным ежемесячно.

U – безработные, т.е. те, кто не имеет работы, ищет ее (в течении срока, превышающего 4 недели);

LF - экономически активные: занятые плюс безработные, т.е. те, кто или работает за плату, или активно ищет работу, или временно уволен экономически неактивные, т.е. те, кто не работает и не ищет работу (например, студенты, пенсионеры, домохозяйки)

d – среднее количество месяцев, в течение которых человек остается безработным.

Таким образом, уровень (или доля) безработицы является характеристикой запаса, которая не учитывает величин потоков, входящих и выходящих в единицу времени.

величина (I / LF) относительно высокая, а период d краткий - в США и Канаде, в Европе – наоборот.

2. Социально-экономические последствия безработицы.

Безработица уничтожает важнейшую компоненту привычного для граждан России образа жизни – уверенности в праве на работу, в трудоустройстве на интересную, выгодную работу.

Очевидно, что безработица становится социально-экономическим институтом, который используется для обеспечения господства работодателей над наемным работником. Приведем некоторые социально-экономические последствия, которые может повлечь за собой безработица:

1) Важнейшим последствием является потеря квалификации. Практика показала, что человек, не работающий более года, фактически будет не в состоянии, если ему предоставят работу по его специальности, успешно работать, обеспечить необходимое качество работ и надлежащую производительность труда.

2) Последствием безработицы надо считать и усиление конкуренции на рынке труда – между людьми за наиболее престижные рабочие места. Это может привести к тому, что отдельные и достаточно значительные группы населения будут вынуждены замещать непрестижные, неинтересные для них рабочие места.

3) Рост безработицы приводит к усилению маргинализации и люмпенизации, обострению социальной напряженности, ухудшению социально-психологического климата в обществе.

4) Безработица приводит к бездеятельности человека, а это может повлечь деградацию личности. Отсутствие работы неразрывно связано с депрессией – угнетенным, подавленным психическим состоянием. И это вполне объяснимо. Еще вчера человек считался неплохим работником, пользовался уважением, имел стабильный доход и вдруг потерял все и, самое главное, стал невостребованным. То есть, безработица приводит к росту числа больных.

5) Важным последствием для человека является потеря постоянного и регулярно получаемого источника средств существования.

6) Безработица может позволить предпринимателям еще более понизить цену рабочей силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы, устанавливать более продолжительную, чем определено законом, рабочую неделю, изменять длительность отпуска, не оплачивать больничных листов, отказывать в приеме на работу женщинам и т.д.

7) Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения. А это противоречит понятию равенства как уравнительного распределения, которое укоренилось в сознании миллионов наших людей.

8) Безработица может выступать как условие социально-экономической дестабилизации и в том случае, если даже ее угроза коснется работников не особенно многочисленных, но хорошо организованных профессиональных групп, играющих важную роль в экономической жизни страны. Например, шахтеры, энергетики, врачи, учителя и т.д.

9) Она может выступать как «мина замедленного действия». Речь идет о современной безработице в некоторых ведущих отраслях экономики, например, в науке, информационно-вычислительном обслуживании, обрабатывающей промышленности. Безработица в этих отраслях сопровождается дисквалификацией работников, их переквалификацией и эмиграцией.

10) Превышение нормы безработицы сверх ее естественного уровня ведет к отставанию роста реального объема производства.

11) Изменение уровня безработицы влияет на производство ВВП. А.Оукеном было установлено, что при увеличении факторного уровня безработицы на 1% по сравнению с ее естественным уровнем происходит отставание производства ВВП на 3%.

12) Безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к сокращению налогов, которые поступают государству. Это обусловлено снижением налогооблагаемой базы, образуемой юридическими лицами, и уменьшением поступления налогов от физических лиц, что снижает инвестиционные возможности государства.

13) Рост безработицы увеличивает расходы государства, их основная масса осуществляется за счет фонда занятости. Источниками же его пополнения являются, как известно, не только обязательные страховые взносы работодателей из заработков работающих, но и ассигнование из федерального бюджета, местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц.

14) Рост безработицы стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства.

15) Безработица формирует резерв рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики.

Говоря о безработице, надо иметь в виду, что ее последствия как сложного социально-экономического явления невозможно оценить однозначно. Безработица – одно из важнейших условий нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд. Бзработица предоставляет необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые производят продукты или услуги, пользующиеся большим спросом.

3. Возможные направления решения проблем безработицы.

1 способ. Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Она выступает как сложное социально-экономическое явление. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношений и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения – это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находить для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащий законам страны.

К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий . В РФ, согласно Закону о занятости 1991 г., к числа самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов . В 1996 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О занятости населения в РФ”» указывается лишь категория занятых, «занимающихся предпринимательской деятельностью» . В 2002 г. были внесены новые изменения: теперь эта категория занятых именуется – «зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей» .

Самозанятость в условиях рыночной экономики – объективное явление. Ее развитие предполагает наличие определенной организационной структуры, которая может оказать людям определенную помощь в организации и развитии своего «дела». И именно такую помощь оказывает служба занятости. Она может предоставить безработным денежную помощь для организации производства, организовать обучение граждан и т.д.

Непременным условием самозанятости надо считать наличие стабильного спроса на определенные продукты и услуги. Успех ее развития зависит и от уровня развития частного сектора экономики, поскольку она сама является его составным элементом. Развитие самозанятости, безусловно, положительное явление.

Наиболее распространенной формой самозанятости сегодня можно считать торговлю. Торговлей в нашей стране занимается меньшая доля занятого населения, чем в других странах с развитой рыночной экономикой. Следовательно, подобное перераспределение объективно. Ценность его заключается и в том, что определенная часть тех, кто сегодня занят торговлей или другими видами работ, вчера могли быть безработными, а сегодня они сами нашли свое место в системе необходимых обществу видов занятий.

Торгово-посредническая деятельность не является единственным видом самозанятости. Большое число людей занято оказанием транспортных услуг. Широко распространяются ремонтные работы: квартир, автомашин, бытовой техники и т.д. Самозанятость получила широкое распространение и в сельской местности. Личные подсобные хозяйства производят сегодня основную массу продуктов питания.

Наиболее полную информацию о распространении самозанятости можно получить по данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Госкомстатом РФ.

Наиболее распространенными из числа работников не по найму выступают самостоятельно занятые, но их число сокращается. Оценивая ситуацию в целом, необходимо признать, что рост занятости в России происходит за счет предпринимателей и лиц наемного труда. И это лишний раз свидетельствует о еще недостаточной экономической активности граждан и их приспособленности к условиям рыночной экономики и о недостаточном внимании государства к развитию этих форм занятости.

Таблица 5

Занятое население в статус занятости

2002 г., % к 1999 г.

Работодатели

Самозанятость

Члены производственных кооперативов

Неоплачиваемые семейные работники

Всего работников не по найму

Работающие по найму

Всего занятых

Наиболее действенным инструментом, способствующим сокращению безработицы в наших условиях, нужно считать развитие малых предприятий. В России они представляют «мобильные образования на основе соединения интеллектуальной и финансовой собственности, экономический потенциал которых связан не столько с количественными показателями, сколько с качественными». Согласно действующим законодательным актам, численность работающих на малых предприятиях строго регламентируется в зависимости от вида деятельности.

Необходимость развития малых предприятий обусловлена целым рядом обстоятельств. В современных условиях это связано с изменением общественного разделения труда и повышением эффективности производства, и в силу этого появлением возможности и необходимости передачи крупными предприятиями малым определенных производственных операций по изготовлению комплектующих узлов и деталей. Развитию этого процесса способствовала в немалой мере минимизация орудий труда.

Другим важным фактором развития малых предприятий надо считать индивидуализацию потребительского спроса и его достаточно большую мобильность в силу роста культуры населения, его доходов. Таким образом, малые предприятия закрывают определенную нишу спроса населения на потребительские товары и услуги и крупных предприятий на комплектующие изделия и услуги. Надо отметить, что малые предприятия могут быстро, в отличие от крупных, изменить набор изготовляемых изделий и услуг, резко увеличить объем производство тех товаров, которые стали в силу каких-либо причин дефицитными. Следовательно, малые предприятия выступают той силой, которая может способствовать обеспечению соответствия спроса и предложения определенных товаров и услуг.

Возможность создания малого предприятия открывает большие перспективы для специалистов, людей, создающих знания, так как эта организационная форма деятельности позволяет им реализовать свои идеи, воплотить их в жизнь.

Малые предприятия обладают целым рядом преимуществ по сравнению с крупными. Для их открытия не нужно иметь больших финансовых и других материальных ресурсов, свобода выбора организационных форм деятельности обеспечивает ее адекватность конкурентной ситуации на рынке данных товаров и услуг. Малым предприятиям присуща большая технико-экономическая гибкость, оборачиваемость оборотных средств, достаточно быстрая окупаемость инвестиций и динамичность развития, технико-экономическая и структурная гибкость. Все это обеспечивает более высокую норму прибыли, а значит – дополнительные поступления налогов в бюджет регионов и страны.

Также малые предприятия ценны тем, что создают новые рабочие места, тем самым снимают остроту безработицы и уменьшают нагрузку социальных расходов на бюджет страны и увеличивают налогооблагаемую базу. И самое главное, малое предпринимательство работает на развитие внутреннего рынка продуктов и услуг.

Данные таблицы 6 показывают, что если в начале темп роста численности малых предприятий был очень высок, то начиная с 1994 г. он систематически уменьшался, а в 1996-19987 гг. произошло и абсолютное сокращение их числа, в последующие годы численность занятых в малых предприятиях фактически стабилизировалась, исключая 2002 г.

Доминирующее значение в малом бизнесе имеет торговля и общественное питание. Здесь практически занят каждый второй работник. Промышленность занимает второе место, тогда как в экономике страны она занимает первое место, а торговля и общественное питание второе. Такая специфика не случайна. Малые предприятия в промышленности не заняли подобающего им места.

Оценивая структуру занятости населения в малом бизнесе, необходимо признать, что она, безусловно, должна совершенствоваться. И самое главное, необходимо увеличить число тех предприятий, которые способствуют формированию рыночной экономики, экономики знаний.

Таблица 6

Численность малых предприятий в России

Число предприятий

% к предыдущему году

Другой весьма важной характеристикой развития малого предпринимательства является распределение малых предприятий по регионам России. Данные таблицы 7 показывают, что почти 2/3 всех малых предприятий сосредоточено в трех федеральных округах: Центральном, Приволжском и Северо-Западном. А, например, в Орловской области всего лишь 2,6 тыс. малых предприятий, в Псковской – 2,8 тыс., в республике Ингушетии – 0,3 тыс., в Еврейской автономной области – 0,1 тыс.

Таблица 7

Распределение малых предприятий по регионам России в 2003 г.

Из этого следует, что развитие малого предпринимательства встречает определенные трудности. В числе главных надо отметить неумение граждан России заниматься предпринимательством. Не менее важную роль играет бюрократизация страны. Для малого бизнеса это проявляется в больших трудностях, в том числе и материальных, при открытии нового малого предприятия. Это является, прежде всего, следствием недостаточной федеральной поддержки малого предпринимательства.

2способ. Развитие жилищного строительства имеет важное значение для решения проблемы безработицы. Оно может привлечь многих граждан страны. Однако объем такой деятельности сокращается. Если в 1990 г. было построено 61,7 млн. кв.м общей площади, то в 2001 г. – 31,7 млн. кв.м. Сегодня спрос на жилье есть, но далеко не все могут позволить себе купить его. Возможности решения такой задачи неразрывно связаны с ипотекой, т.е. получаем ссуды на строительство нового жилья под залог имеющегося у граждан. Видимо, надо ускорить решение вопроса о доступности таких ссуд для более широкого круга людей.

3 способ. Большое значение для решения проблемы безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий, связанных с безработицей.

Общественные работы, прежде всего, поддерживают доходы безработных. Особенно тех, кто длительное время не может найти работу. Кроме того, они позволяют сохранить полезные трудовые навыки или даже обновить их, вновь войти в трудовой ритм жизни. Результаты этой деятельности могут быть очень выгодны для муниципальных и региональных органов власти. программы общественных работ имеют длительную историю. Они могут играть в экономике большую позитивную роль при их хорошей организации. Общественные работы в основном можно разделить на два типа: участие безработных в проведении работ по созданию базовых инфраструктур, усилению трудовых коллективов жилищно-коммунального хозяйства, строительных организаций и др.; оказание социальных услуг престарелым и инвалидам. Вполне возможны и другие формы участия безработных в общественно полезной трудовой деятельности.

В настоящее время в ряде стран разрабатываются и реализуются программы общественных работ для привлечения к трудовой деятельности безработной молодежи. Как правило, успех таких проектов общественных работ определяется тем, насколько хорошо они проработаны и организованы.

В России общественные работы не нашли пока своего места. В 2002 г. лишь 18,7% получивших помощь в службах занятости была предложена общественная работа. У нас эти работы не совсем привлекательны. Обусловлено это, прежде всего, тем, что такая деятельность рассматривается как занятость. А в этом случае она облагается налогом на работодателя и того, кто участвует в этих работах. И самое главное – если человек в последующем обратиться в службу занятости, его участие в общественных работах будет рассматриваться как последняя работа. И соответственно этому виду деятельности ему будет предложена подходящая работа. А, как известно, общественные работы не требуют от человека особой квалификации.

4 способ. Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Эта деятельность должна сегодня, прежде всего, рассматриваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Одновременно с этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны удовлетворить потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности при условии согласованности спроса и предложения рабочей силы. В то же время, надо признать, что эта работа организована пока еще не очень хорошо. Далеко не единичны случаи, когда обучение безработных проводится по профессиям и специальностям, на которые в данном районе нет спроса. Безработным, желающим заняться предпринимательством, не дают необходимых знаний и умений.

При подготовке кадров еще не отказались от узкой специализации, хотя вполне очевидна необходимость подготовки работников широкого профиля, формирования конкурентноспособного работника. Решению таких проблем может способствовать широкое применение модульных систем профессионального обучения. Они нашли применение в ряде стран с развитой рыночной экономикой и были рекомендованы МОТ.

Эта система позволяет обучить человека практическим навыкам работы при оптимально необходимом объеме теоретических знаний. Важнейшим достоинством этого метода является то, что обучающийся проходит предварительное тестирование, и в результате определяется набор модулей и учебных элементов для изучения, соответствующих знаниям человека. Модульное обучение предполагает систематический контроль знаний человека и качества приобретенных навыков. Обязательным условием такого обучения является 100%-ная правильность ответов. В противном случае обучающийся должен будет пройти повторную проверку после дополнительного изучения материала, который он усвоил недостаточно.

Вполне очевидно, что широкое использование современных технологий обучения может кардинально изменить ситуацию на рынке труда за счет повышения квалификации работников, овладения ими дополнительных профессий и специальностей.

5 способ. Государственная служба занятости работает на устранение безработицы, на ликвидацию последствий неравномерного распределения производственных возможностей и прав человека на труд, и такое положение необходимо изменить. Службы занятости должны работать на упреждение безработицы.

Их главная задача – выявление возможных очагов массового увольнения работников, скажем, в связи с модернизацией крупных предприятий; внедрение новых технологий на действующих предприятиях, т.е. мероприятий, связанных с изменением профессиональной структуры занятого населения. наличие такой информации позволило бы службам занятости своевременно организовать необходимую переподготовку кадров. Представляется, что в этом случае источниками финансирования могли бы стать предприятия и сами работники.

Не менее важной задачей служб занятости является информационная помощь безработным. Сегодня служба занятости в России в основном имеет информацию только о своем регионе. Причем данные о вакантных рабочих местах представляются далеко не полностью. Службы занятости получает информацию в основном о вакантных рабочих местах не- и малоквалифицированного труда. Такое положение существенно сужает их возможности.

Оценивая возможности службы занятости, надо признать, что она располагает большими резервами. Их мобилизации могло бы способствовать повышение заработной платы работникам служб занятости.

6 способ. Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансированием.

Сегодня в центре внимания должны находиться отрасли обрабатывающей промышленности, и прежде всего машиностроение, определяющее возможности использования современного оборудования и новейших технологий в экономике страны.

Приоритетным направлением инвестиций должно быть преимущественное развитие инновационных отраслей, которые позволят повысить конкурентоспособность российской экономики и будут способствовать развитию отраслей с высокой добавленной стоимостью.

Масштабы реальных инвестиций пока не могут оказать существенного влияния на развитие экономики России. Обусловлено это многими обстоятельствами. В числе важных – отток российского капитала за рубеж. Не менее важны и «неустойчивость» рынка инвестиций в России, и отсутствие четких и строгих правил «игры». Следствие этого – различные тяжбы.

Оценивая состояние инвестиционного рынка в России, надо отметить, что в последние годы оно стало более благоприятным. Увеличились инвестиции отечественных банков, начали возвращаться вывезенные капиталы. За рубежом они не нашли прибыльного применения: их просто не допустили в те сферы деятельности, где можно получить большие прибыли. Вклады же в банках, как известно, высоких процентов там не обеспечивают.

Вместе с тем, рассматривая инвестиции как положительный фактор экономического роста, нельзя не видеть их двойственную роль в решении проблемы безработицы.

Инвестиции могут быть направлены на модернизацию действующих организаций или использованы для нового строительства. В первом случае инвестиции могут привести к увеличению безработицы; во втором – она может сократиться. Задача реконструкции производства – это рост производительности труда и, следовательно, уменьшение численности персонала. Этот факт не всегда возможно прекратить ростом объема производства. Численность работников будет уменьшатся. При решении вопроса об инвестициях особенно важно определить, куда они преимущественно идут: в крупные, средние или малые организации. С позиции уменьшения численности безработицы предпочтительнее последнее, они привлекают относительно большее число работников. В то же время надо иметь в виду, что инвестиции – не самоцель, они предназначены для открытия новых рабочих мест, увеличения объемов производства, повышения конкурентоспособности товаров и услуг.

Заключение.

В работе явление безработицы рассмотрено как социально-экономическая категория, даны ее виды, уровень, взаимосвязь с другими экономическими и социальными факторами. Показаны возможные решения проблемы. Нельзя не согласиться с выводом, что безработица - одно из важнейших условий нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она формирует резерв рабочей силы как важнейший фактор развития рыночной экономики. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые производят продукты или услуги, пользующиеся большим спросом.

В настоящее время активно обсуждается программа развития России до 2020 года. По планам к 2020 году Россия войдет в пятерку ведущих экономик мира, рост цен (инфляция) не превысит 3% в год, средняя зарплата достигнет 2700 долларов США в месяц, а средняя пенсия – 800 долларов. Население увеличится со 142 до 145 млн., а продолжительность жизни – с 66 до 75 лет. Семья из 3 человек будет иметь не менее 100 кв. метров жилья. Большинство (60%) в 2020 году смогут называть себя «средним классом». Решить эти амбициозные планы будет возможно при консолидации усилий всего общества, при эффективном задействовании интеллектуального и рабочего потенциала страны. Диверсификация экономики и переход на инновационный путь развития потребует перераспределение и повышение профессионального уровня кадров, их сосредоточение в приоритетных видах деятельности.

Список источников и литературы.

1. Б.Д. Бреев «Безработица в Современной России», 2005 г.

2. В.Г. Тихенький «Трудоустройство и деловая карьера», 2004 г.

3. И.Д. Мацкуляк «Стратегия занятости. Предотвращение безработицы», 1990 г.

4. Н.Н. Даниленко «Эффективная занятость», 1997 г.

5. Ю.Н. Попов «Введение в социологию труда и занятости», 2005 г.

6. Л.П. Королев «Трудовые ресурсы и их использование», 1990 г.

7. А.А Никифорова «Рынок труда и безработицы», 1991 г.


Исанова В.Н.,Безденежных Т.Н. Управление занятостью населения на местном уровне. М., 2002.

Хасин Г.А. Безработица. М., 1994.

Экономика труда и социально-трудовых отношений/Под ред. Г.Г. Мелькьяна, Р.П. Колосовой. М. 1996.

Российский статистический ежедневник 2003. М. Россия в цифрах 2002. М., 2003.

Цвилев Р.И. Метаморфозы индустриальной экономики, проблемы измерений // МЭиМО. 2001, №2.

См. Закон «О занятости населения РСФСР» // Советская Россия. 18.05.1991.

См. Российская газета. 06.05.1996.

Российская газета. 14.01.2003.

Обследование населения по проблемам занятости. М., 2002.

Российский статистический ежедневник 1996. М., 1996. Российский статистический ежедневник 2003.

Российский статистический ежегодник 2003.