Разветвленная система органов исполнительной власти в субъектах федерации. Понятие и характеристика системы законодательства

Наряду с законодательными органами, в субъектах Федерации действует разветвленная система органов исполнительной власти. Однако в практике и законодательстве Российской Федерации не сложилось единообразного понимания системы исполнительной власти.

Так, в соответствии со ст.

77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Данная норма определяет, что система органов исполнительной власти республик, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

По отношению к единой системе исполнительной власти РФ необходимо различать две группы органов исполнительной власти. «Первую группу составляют органы, которые вместе с федеральными органами исполнительной власти образуют единую систему. Ее основу составляют пределы ведения Российской Федерации и полномочия РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Вторую группу со- ставляют органы исполнительной власти субъектов Федерации, образуемые по предметам ведения, не отнесенным к ведению Российской Федерации и ее совместному ведению с субъектами Федерации» .

Органы исполнительной власти субъектов Федерации в области управления образованием относятся к первой группе органов исполнительной власти.

Следует отметить, что образование, формирование и деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституциями республик, уставами краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, законами и иными нормативными актами субъектов Федерации.

В соответствии со ст.

17 Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Например, руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея является Президент Республики Адыгея,

в Московской, Саратовской, Белгородской областях - губернатор и т.д.

Основными полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации в сфере образования являются: -

подписание, обнародование либо отклонение законов субъекта Федерации, принятые его представительным органом, в частности и в сфере образования; -

осуществление нормативного регулирования по вопросам, предусмотренным федеральными законами, законами субъекта РФ; -

представление на утверждение представительному органу субъекта РФ схему управления данным субъектом, структуру высшего органа исполнительной власти, в которую входит и отдел (министерство, управление, департамент и др.) образования; -

представление на утверждение представительному органу программу социально - экономического развития субъекта РФ; -

подписание договоров и соглашений от имени субъекта РФ, в том числе и по вопросам образования.

При руководителях высших органов исполнительной власти субъектов Федерации могут создаваться различные советы.

Еще по теме Разветвленная система органов исполнительной власти в субъектах Федерации:

  1. 9. Основы организации системы органов исполнительной власти в субъектах Федерации
  2. 4.Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации
  3. Структура системы органов исполнительной власти (государст­венного управления) субъектов российской федерации.
  4. Законодательные основы системы и структуры государственных органов федеральной исполнительной власти (по Конституции РФ и Указам Президента РФ от 9.03.04 г. «О системе и структуре федераль­ных органов исполнительной власти» и от 12.05.08 г. « Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»).
  5. Открытость органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  6. Высшими органам исполнительной власти субъектов Федерации являются правительства
  7. Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по видам затрат_________________________________________
  8. Последствия принятия законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации правовых актов…
  9. Указы Президента Российской Федерации о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ.

Cтраница 1


Разветвленные системы продувают сначала по частям, выключив аппараты из продуваемой части трубопроводов (в целях предотвращения оседания в них грязи и ржавчины при первичных продувках трубопроводов), а после испытания и устранения неплотностей в частях системы, продувают всю систему.  

График для определения местного коэффициента сопротивления.| Кустовая система с шарообразным сборником - косой шибер. 2 - люк для чистки воздуховодов. 3 - шаровой коллектор. 4 - к вентиляторам.| Конструктивная схема магистрального коллектора с ленточным механическим транспортером.  

Разветвленные системы с конусными магистралями не позволяют без коренной реконструкции подключать вновь устанавливаемые станки или осуществлять перемещение ранее установленных. Поэтому эти системы в настоящее время применяют весьма редко, главным образом в небольших деревообделочных мастерских. В мелких деревообделочных цехах используют кустовые системы с горизонтальными шарообразными или вертикальными сборниками.  

Разветвленная система газопроводов строится с учетом их кольцевания как единая газотранспортная сеть Европейской части СССР и Урала.  

Простейшие разветвленные системы содержат одну длинную линейную цепь, к которой присоединены разветвления в виде одиночных моносахаридных остатков или в крайнем случае в виде коротких олигосахаридов. Так устроен, например, ксилан, выделенный из березы. К регулярной цепи из 0 - 1 - 4-связанных остатков D-кси-лопиранозы присоединены единичные остатки 4 - 0-метил - D-глюкуроновой кислоты, в среднем один на каждые десять ксилозных звеньев.  

Разветвленная система сбора макулатуры создана в Швеции, причем не только в крупных городах, но и в малонаселенных районах Крайнего Севера.  

Разветвленная система отношений людей, в которой находится руководитель и на которую он оказывает активное воздействие, состоит из отношений различных видов. Их можно разделить на важные и менее значимые для его руководящей деятельности, на отношения, связанные с высокой степенью ответственности, и на менее обязательные, на отношения, реализуемые с позиций общества, предприятия или коллектива, и отношения, осуществляемые с позиций личных интересов. Одни отношения имеют долгосрочный характер, другие реализуются в зависимости от ситуации. Эти отношения являются необходимыми для координации деятельности работников внутри коллективов и между ними. В зависимости от уровня руководства деятельность руководителя реализуется через отношения различных типов. Это могут быть непосредственные личные контакты с сотрудниками, находящимися в прямом подчинении, или с непосредственными руководителями, с руководителями партийной и общественных организаций или отношения, основанные на указаниях, организационных правилах. Согласование мнений и другие мероприятия составляют отношения вышестоящих руководителей с руководителями низших звеньев, они осуществляются через многие ступени управления. Отношения внутри небольших коллективов и между коллективами постоянно или временно кооперирующихся участков держатся на непосредственных контактах между соответствующими руководителями и (или) отдельными членами коллективов. Отношения между работниками, принадлежащими к различным сферам управления (без личных контактов между ними), основаны на производственной кооперации, соглашении.  

Разветвленная система первичного наблюдения и регистрации, накопления и выдачи данных по запросу влияет на характер организации учета, создает инерцию в его системе, затрудняющую быструю перестройку ее на новый режим, на другие данные и информационные показатели. В системе хозяйственного учета создается информационный банк данных, в котором неизбежно накапливается и избыточная информация. В то же время в системе учета иногда отсутствует часть данных, необходимых для управления, он должен постоянно перестраиваться в соответствии с нуждами и требованиями управления.  

Разветвленная система теплофикационных трубопроводов ТЭЦ вызывает увеличение допустимых внутренних утечек до 1 5 - 1 8 % в соответствии с правилами технической эксплуатации. Нормы качества питательной воды для ТЭЦ и КЭС практически совпадают.  

Однако разветвленная система обусловливает рассредоточение денежных средств по многочисленным счетам в банках-корреспондентах. Расчетные операции носят локальный характер, проводятся одним банком по поручению и за счет другого, поэтому, к примеру, для корреспондентских отношений с тысячью банков нужно открыть тысячу счетов. Для среднего банка это неприемлемо. К тому же управление средствами ведет к необходимости ограничивать общее количество корсчетов.  

Рассматриваемая разветвленная система классифицируется как многоуровневая, в которой запасы создаются на любом уровне. В такой системе необходимо сделать выбор между децентрализованным хране -, нием запаса, заключающимся в том, что каждый потребитель создает запас для себя, и централизованным, при котором запас создается из расчета удовлетворения многих потребителей. В работе показано, что для случая нормального распределения случайной величины спроса централизованная система хранения запасов имеет преимущества перед децентрализованной. При равномерном распределении случайной величины спроса и при принятой структуре затрат эти преимущества сохраняются.  

Выделяется разветвленная система относительно узких (1 - 13 км) и протяженных (до 40 км и более) зон активизации, разделяющих относительно стабильные блоки. Осевые части зон соответствуют унаследованным разломам раннедокембрийского продуктивных объектов на глубинных уровнях фундамента и его приповерхностной части.  

Существует разветвленная система наук, которые изучают различные аспекты хозяйственной (экономической) жизни общества. Все они строятся на основе науки, которую сейчас в России называют чаще всего экономической теорией (нередко экономической наукой или просто экономикой), а в большинстве стран мира - преимущественно на греко-латинский манер - экономике.  

Для разветвленных систем (например, для оболочек с разделительными диафрагмами) метод факторизации в форме метода жесткостей или податливостей позволяет особенно просто выполнить условия стыковки сопряженных элементов.  

Продувку разветвленных систем производят сначала по частям с выключением аппаратов из продуваемой части трубопроводов (в целях предотвращения оседания в них грязи и ржавчины при первичных продувках трубопроводов), а в конце процесса испытания и устранения неплотностей в системе - всей системы в целом.  

Понятие системы права не следует смешивать с понятием системы законодательства . Последнее представляет собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, являющихся формой выражения юридических норм.

Кроме правовых норм законодательство содержит также призывы, декларации, определения, указания на мотивы и цели издания нормативных актов. Основными элементами системы законодательства являются нормативное правовое предписание и нормативный акт.

Система права характеризуется определенным его внутренним строением, расположением по отраслям и институтам, в то время как система законодательства относится к внешним формам выражения права, состоянию его источников. Это различие носит объективный характер и выражается в том, что отрасли законодательства, во-первых, не совпадают с отраслями права, во-вторых, сочетаются в систему на основе принципов, отличающихся от принципов формирования системы права.

Основной вывод сводился к тому, что не следует принижать роль законодателя в формировании системы права, а следовательно, и противопоставлять или резко отрывать одно от другого при рассмотрении понятий системы права и системы законодательства, поскольку это очень близкие и тесно связанные между собой явления правовой жизни и понятия юридической науки.

Но вряд ли целесообразно и отождествлять их. Кроме уже изложенных аргументов в пользу разграничения этих понятий, следует помнить, что факторы, формирующие систему права, более многочисленны и разноплановы, нежели активность законодателя, управляющая созданием системы законодательства. (Бабаев)

В литера­туре справедливо отмечается, что система права и система законодательства -это две стороны одного и того же феномена - объективного права. Выведение системы права за рамки системы законодательства означает и выведение ее за рамки самого права. И в принципе правильна характеристика их соотношения как содержания и формы права.

Вместе с тем система права и система законодательства - это хотя и тес­но связанные, но разные системы. У них разное целевое назначение и разное строение.Система права характеризует строение (элементы и структуру) правовой информации (содержания права) и обеспечивает действие права как информационно-регулятивной системы.Система законодательства ха­рактеризует строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том, чтобы обеспечивать надежное хранение этой информации и ее эффек­тивное использование.

Система законодательства (а под «законодательством» в контексте данной проблемы следует понимать всю совокупность нормативно-правовых актов вплоть до других официальных форм выражения права) - результат специ­альной деятельности полномочных органов (имеющих «право на правотворчество»), и в этом плане она может быть более совершенна или менее. В тео­рии этот момент характеризуется как зависимость системы законодательства отсубъективного фактора.

Еслиэлементами системы права являются нормы, институты, отрасли, то элементы системы законодательства - нормативно-правовые акты и состав­ляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.). Выделяют также отрасли законодательства.

Структура системы законодательства строится как «по вертикали» (прин­цип субординации), так и «по горизонтали» (принцип координации). В осно­ве иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная структура) всегда ле­жит конституция. Горизонтальное строение характеризуется наличием раз­ветвленной системы законодательных отраслей.

Своеобразием отличаются системы законодательства в федеративных го­сударствах. Примером здесь может служить законодательство России, в со­став которого входят как общефедеральное законодательство, так и законода­тельные подсистемы субъектов Федерации. (Протасов)

Подсистемой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах - документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право - конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях - федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации); законодательство субъектов Российской Федерации - республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

Система законодательства - это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов.

Система права и система законодательства - это хотя и тесно связанные, но разные системы. У них разное целевое назначение и разное строение. Система права характеризует строение (элементы и структуру ) правовой информации (содержания права ) и обеспечивает действие права как информационно-регулятивной системы. Система законодательства характеризует строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том, чтобы обеспечивать надежное хранение этой информации и ее эффективное использование. Система права является объективным основанием системы законодательства, что система законодательства должна строиться законодателем на основе системы права. Задачи системы законодательства: обеспечивать ясность и доступность правовой информации, устанавливать четкую иерархию юридических норм по их юридической силе, наиболее полно и правильно учитывать особенности государственного устройства страны и т. д.
Элементами системы права являются нормы, институты, отрасли

Элементы системы законодательства - нормативно-правовые акты и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др. ).

Структура системы законодательства строится как «по вертикали» (принцип субординации ), так и «по горизонтали» (принцип координации ).

В основе вертикальной (иерархической) С.з. лежит разделение нормативных актов по их юридической силе и органам государственной власти, их принявшим. В основе иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная структура ) всегда лежит конституция.

Горизонтальное строение характеризуется наличием разветвленной системы законодательных отраслей. Отраслевая (горизонтальная) С.з. обусловлена предметом правового регулирования, т.е. спецификой регулируемых отношений. В горизонтальной С.з. имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право - конституционное законодательство, уголовное право - уголовное законодательство и т.д.).

56. Систематизация законодательства: понятие, принципы, виды.

Систематизация законодательства - это целенаправленная деятельность государственных органов и частных лиц по приведению источников права в единую, упорядоченную систему.

Наиболее распространены два вида систематизации.

Первый вид - это систематизация исключительно нормативно-правовых актов.

Второй вид - это систематизация всех источников права, включая помимо нормативных актов прецеденты, правовые обычаи, нормативные договоры.

Виды систематизации:

- Учет - это сбор, обработка и хранение сведений о нормативно-правовых актах. Выделяют два вида учета: журнальный или картотечный - это фиксация реквизитов и основных положений нормативно-правовых актов в специальных журналах по хронологическому (дата, номер) или тематическому критерию; автоматизированный - это разработка специализированных информационно-поисковых систем типа «Кодекс», «Гарант», «Консультант-Плюс» и др.

- Инкорпорация - это объединение нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном или тематическом порядке в различного рода сборники или собрания без изменения их содержания.

- Консолидация - это объединение нескольких однородных по предмету правового регулирования и юридической силе нормативно-правовых актов в один, укрупненный акт.

В результате консолидации появляется новый, объединенный нормативный акт. При этом вошедшие в него отдельные нормативно-правовые акты утрачивают силу. Примером консолидации может служить вторая часть Налогового кодекса РФ, которая заменила собой целый ряд федеральных законов, каждый из которых был посвящён правовому регулированию порядка сбора, начисления и уплаты отдельных налогов и сборов.

- Кодификация - это создание единого, систематизированного нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права (Гражданский, Уголовный, Таможенный, Земельный кодексы) или правового института (Кодекс об административных правонарушениях, Лесной, Водный, Бюджетный, Жилищный кодексы).

Кодификация представляет собой особый вид правотворчества. В процессе кодификации нормативный материал подвергается коренной переработке как по форме, так и по содержанию. Кодифицированный акт отличается внутренней согласованностью, сложной структурой, большим объемом, высоким уровнем нормативных обобщений, стабильностью действия.

57. Правовые семьи: понятие и виды. Соотношение понятий «правовая семья» и «правовая система».

Правовая система - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения и поведение людей. Среди сотен существующих в современном мире правовых систем, многие правовые системы обладают доминирующими сходными чертами. Эти сходства, как правило, обусловливаются одними и теми же или «очень близкими между собой типами общества», общими или «очень сходными историческими условиями развития общества», общей или «очень сходной религией», а также другими аналогичными им обстоятельствами.

Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет классифицировать их между собой или подразделять в зависимости от тех или иных общих признаков и черт – критериев на отдельные группы, или правовые семьи.

правовая семья - представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования

Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.

Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах — документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную (отраслевую), вертикальную (иерархическую), федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено — фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право — трудовое законодательство, гражданское процессуальное право — гражданское процессуальное законодательство и т. п.).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативных правовых актов по их юридической силе. Во главе системы стоит Конституция РФ, далее идут законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях — федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов РФ в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативных правовых актов Российской Федерации:

  • федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты);
  • законодательство субъектов РФ — республик в составе Российской Федерации (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);
  • законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

Соотношение системы права и системы законодательства

При рассмотрении соотношения системы права и системы законодательства следует обратить внимание еще на один учебно-практический вопрос. Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства — статья нормативного акта.

Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит, как уже отмечалось выше, от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии.

В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Учитывая единство потенциальной и реальной структуры правовой нормы, мы находим в статье либо все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логическим путем. Но так или иначе по объему и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель.

Второй вариант — включение нескольких норм в одну статью закона. Например, ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», определяющая понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, содержит четыре пункта, каждый из которых является самостоятельной нормой.

Третий вариант предполагает расположение одной нормы в нескольких статьях. Так, ст. 12 Семейного кодекса РФ (СК РФ) содержит условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 30 определяют основания и последствия признания брака недействительным (санкция).

Тенденции развития системы права и системы законодательства

Основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества. Здесь можно выделить:

общие тенденции, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства как две стороны одного целостного явления;

тенденции развития структуры (системы) права; тенденции совершенствования законодательства. 8.1. К общим тенденциям относятся следующие. Первая. Постепенное изменение соотношения «человек и право». С одной стороны, речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда был человек, его права и свободы. Реальные шаги в этом

направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., Конституции РФ, Г К РФ, законах о собственности, гражданстве и других нормативных правовых актах. Сюда же относится изменение методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитив- ным методам, преобладание об недозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. Одним словом, все больше выкристаллизовывается и расширяется сфера действия частного права. С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (свидетельство тому — установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т. п.). В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.

Вторая. Децентрализация правового регулирования. Конституция РФ и Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов РФ, местного самоуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права.

Третья. Интеграция в российское законодательство в определенных случаях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить также об интеграционной тенденции законодательства государств — участников СНГ, ЕврАзЭс, Таможенного союза в экономическом и информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью.

Тенденций развития структуры (системы) права

Процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам — институтам, отраслям. Все более заметна тенденция к определенной унификации подобных блоков как равнозначных по объему, структуре и другим характеристикам, что позволяет расширять плоскости их взаимодействия, повышать эффективность регулирования. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных подразделений (семейное право).

Рост значения правового регулирования , что влечет образование комплексных структурных объединений юридических норм, обусловленное характером предмета и метода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений. Возникновение комплексных образований зависит и от степени развитости правовой системы, от взаимодействия ее с другими нормативно-регулятивными системами общества.

Возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности. В необходимых случаях при наличии определенных системообразующих факторов они могут создавать структурные ассоциации для решения каких-либо вопросов. Проблемы, возникающие из естественных потребностей общественного развития, обусловливают цели законодателя по их урегулированию. Цель законодателя «притягивает» к себе из нормативного массива различные по назначению и функциональной специализации нормы для эффективного и быстрого ее достижения.

Тенденции совершенствования законодательства

Приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствование законодательной техники и законодательного процесса. В частности, Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» признал утратившими силу два устаревших закона, определил новую процедуру опубликования и вступления в силу законов, обозначил «Собрание законодательства Российской Федерации» в качестве официального периодического издания и предписал Президенту РФ и Правительству РФ привести свои правовые акты в соответствие с указанным Законом.

Формирование новых комплексных отраслей законодательства — о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы.

Становление новой структуры законодательства , вызванное разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. Появляются новые виды законодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты).

Выводы

Имеет естественно-исторические истоки, социально обусловлена и является продуктом человеческой деятельности. Она отражает соответствие между мерой свободы индивида и свободой общества, выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений.

Правовые нормы в своей совокупности составляют систему () права, которая внешне объективируется, закрепляется в системе законодательства (совокупности нормативных правовых актов). Система права и система законодательства — это две стороны одного целостного явления — права.