Спасение экипажей терпящих бедствие подводных лодок. Подводные аппараты - спасатели. «Коммуна», «Шахтер», «Профессор Николай Муру»

СКАЧАТЬ СПРАВОЧНИК СПАСАТЕЛЯ КНИГА 8 (формат - pdf, страниц 200, размер 3,12 Мб)

Предисловие

1. Природа возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций на морях и водных бассейнах
1.1. Классификация причин чрезвычайных ситуаций
1.2. Метеорологические явления
1.3. Гидросферные явления

2. Основные характеристики поражающих факторов

3. Организация, способы и средства разведки и поиска аварийных объектов
3.1. Организация поиска
3.2. Сигналы бедствия
3.3. Поиск аварийных объектов с использованием спутниковой системы связи
3.4. Средства обозначения аварийных надводных объектов
3.5. Поиск обозначенных объектов с помощью плавсредств
3.6. Поиск необозначенньк объектов
3.6.1. Визуальный поиск с помощью плавсредств
3.6.2. Поиск с помощью авиационных средств
3.7. Поиск пострадавших на поверхности воды

4. Технология, приемы и способы ведения спасательных работ
4.1. Эвакуация пострадавших с судов, терпящих бедствие
4.2. Использование вертолетов для спасения людей
4.3. Эвакуация пострадавших с поверхности воды
4.3.1. Спасение человека, упавшего за борт
4.3.2. Спасение людей с поверхности воды
4.4. Подводные работы в особых и экстремальных условиях
4.5. Подручные средства спасения, способы спасения людей с поверхности воды в прибрежных районах и способы спасения со льдин
4.6. Техника спасения вплавь

5. Ликвидация ЧС, связанных с авариями в подземных выработках, на подводных и надводных трубопроводах
5.1. Ликвидация затоплений водой подземных выработок
5.2. Ликвидация ЧС, связанных с авариями на надводных и подводных трубопроводах

6. Особенности ликвидации пожаров
6.1. Обеспечение пожарной безопасности
6.2. Стационарные системы пожаротушения
6.3. Борьба с пожарами

7. Управление поисково-спасательными работами
7.1. Общие положения
7.2. Руководитель поисково-спасательных работ
7.3. Оповещение
7.4. Порядок действий
7.5. Опрос потерпевших
7.6. Оснащение поисково-спасательных служб средствами управления

8. Организация взаимодействия спасателей МЧС России с представителями других министерств и ведомств, со спасательными службами иностранных государств
8.1. Участники совместных поисково-спасательных работ
8.2. Организация взаимодействия участников работ
8.3. Международное сотрудничество

9. Первая медицинская помощь пострадавшим
9.1. Приемы и способы оказания первой помощи пострадавшим
9.2. Способы искусственного дыхания
9.3. Особенности оказания помощи пострадавшим при переохлаждении
9.4. Медицинская помощь пострадавшим после длительного пребывания на спасательных средствах

10. Меры и техника безопасности при проведении поисково-спасательных работ
10.1. Общие требования
10.2. Подготовка к проведению поисково-спасательных работ
10.3. Проведение поисково-спасательных работ
10.4. Аварийные ситуации
10.5. Окончание поисково-спасательных работ

11. Технические средства для проведения поисково-спасательных работ
11.1. Характеристика и классификация морских средств спасения
11.2. Авиационные средства спасения
11.3. Коллективные средства спасения
11.3.1. Спасательные шлюпки
11.3.2. Спасательные плоты
11.4. Индивидуальные спасательные средства
11.5. Оснащение судов спасательными средствами

12. Экипировка спасателя

13. Особенности психологической подготовки спасателей для ведения спасательных работ на воде и под водой и поддержание психологической устойчивости среди пострадавших

Список литературы

Приложение 1. Шкала силы ветра
Приложение 2. Признаки погоды
Приложение 3. Перевод морских миль в километры
Приложение 4. Перевод километров в морские мили
Приложение 5. Соотношение различных мер длины
Приложение 6. Основные сокращения
Приложение 7. Флаги военно-морского свода сигналов РФ
Приложение 8. Флаги международного свода сигналов
Приложение 9. Сигналы бедствия (международные)
Приложение 10. Сигналы спасательные (международные)
Приложение 11. Азбука Морзе
Приложение 12. Русская семафорная азбука
Приложение 13. Условные знаки семафорной азбуки

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию

Там нет, к большому сожаленью

И льется грязная вода

Во владенья Нептуна.

Гибнет, гибнет жизнь на дне

Помогите, люди, мне!

В . Да, настоящая беда приключилась у морского царя.

Заглядывает в посылку. Достает бутылку с грязной водой, дети обнаруживают записку с «Образец воды с морского дна».

В . Да в такой воде конечно все живое погибнет. Что будем делать, ребята? Как нам помочь Нептуну? Как же можно очистить воду? У меня идея! Я случайно прихватила с собой свою передвижную лабораторию. Там есть все необходимое для проведения опытов. Помогите мне развернуть её.

Дети помогают воспитателю: расстилают клеенку, расставляют колбы с воронками, емкости для воды, коробочки с пиктограммами.

В . Посмотрите, у меня есть часы ученых. Оденьте их на руку. На них изображены части морских животных. Найдите на столе, колбу, на которой это животное изображено полностью, это будет ваше место для работы. Обращает внимание детей, что у них получились пары, значит, около каждой колбы будут работать два человека и им придется договариваться друг с другом.

В. Я налью вам немного воды в ваши мерные стаканчики, а вы будете переливать их потихоньку через фильтр и наблюдать, что же произойдет.

Дети проводят опыт, обмениваются впечатлениями.

В. Выберете из коробочки с пиктограммами те, что соответствуют вашему опыту и наклейте их на письмо: на первый кружочек пиктограмму с изображением фильтра, который вы использовали, на второй – что у вас получилось, как очистилась вода. Какой мы мажем сделать вывод? Лучше всего воду очищает активированный уголь с ватой. Давайте отметим это каким - нибудь значком.

Дети перечеркивают красным те фильтры, которые плохо очистили воду и рисуют восклицательный знак рядом с лучшим фильтром. В то время когда дети работают в лаборатории, воспитатель незаметно выкладывает на пол лист ватмана и изображением морского дна.

В. Замечательно мы справились с работой. Теперь надо поскорей отправить это письмо директору завода, чтобы он поставил очистные сооружения. Как можно сделать побыстрее? Выслушивает ответы детей. Ой, я совсем забыла. У меня же есть факс. Давайте отправим письмо по факсу и он сразу же попадет к директору завода.

Дети «отправляют» письмо.

В. (делает вид, что звонит директору завода). Алло, это директор завода бумажных изделий? Примите, пожалуйста факс. Мы отправляем вам письмо, которое поможет вам выбрать хороший фильтр для очистных сооружений. И, пожалуйста, поскорее установите эти сооружения на своем заводе, а то в море исчезает жизнь.

В. Ребята, а вы хотели побывать на морском дне, узнать, что же там происходит на самом деле? Садитесь в нашу «подводную лодку», отправляемся в царство Нептуна.

Дети встают в круг, берутся за руки.

В. Сейчас начнутся чудеса,

Закройте поскорей глаза

Раз, два, три, все замрем,

В мир подводный попадем.

Дети присаживаются, затем встают, открывают глаза.

В. Оглянитесь вокруг, вы ничего необычного не заметили? Обращает внимание на лист ватмана с изображением морского дна.

В . Посмотрите, правду сказал царь Нептун. Морское дно есть, а ни одного обитателя нет. Что же делать? Выслушивает ответы детей.

В. Да без волшебства здесь не обойтись. К счастью я прихватила с собой волшебные очки, которые помогут нам превратиться в настоящих волшебников и волшебный песок. Разбейтесь на пары по цвету ваших часов. Возьмите мешочек (контейнер) с таким же цветом значка. В нем цветной песок. Засыпайте им морское дно. Дети засыпают лист слоем разноцветного песка.

В . А теперь давайте потихоньку возьмем и стряхнем лишний песок в поднос.

Дети стряхивают лишний песок и видят, что на «Морском дне» появились морские обитатели: рыбки, морские звезды и т. п. Обитатели были наклеены из двухстороннего прозрачного скотча заранее. Песок приклеился к скотчу и рисунок проявился.

В . Да мы с вами настоящие волшебники, посмотрите какое замечательное морское дно у нас получилось. А вам не кажется, что рыбки вам улыбаются?

Если это рыбка, то у нее улыбка,

Если это рыбочка, то у нее ….(улыбочка)

Если это рыбища, то у нее … (улыбища)

Если это рыбонька, то у нее …(улыбонька)

В это время начинает звучать музыка. Воспитатель проводит психогимнастику «Подводный мир»

В . Представьте, что вы - морское дно. Оно спокойно и расслаблено. Оно - единое целое. Дотроньтесь до соседа справа и слева пальцами рук и ног. Перед вами вода. Много воды. Она прозрачная и сквозь неё видны солнечные блики. На морском дне тихо. Вода поглощает все звуки. Вот покачиваются водоросли . Они крепко ухватились корнями за морское дно (встать, подошвы прижать к полу, перебирать пальцами ног). Они равнодушны, спокойны, отдаются на волю движения воды (туловище раскачивать в стороны). Но вот на дне появилась стайка рыбок. Они дружные, куда один, туда все (соединив руки подушечками пальцев, делать руками плавные движения вправо, влево, бегая по залу за названным ребёнком стайкой). Рыбки очень любопытны (мимика), что там, а что здесь? Любят общаться, но не слышно, что они говорят (беззвучно открывают рот, разговаривая жестами). А дельфины добрые (мимика), весёлые (мимика), они любят выпрыгивать из воды с радостным криком (соединённые руки вверх, бег врассыпную с прыжками вверх на месте и радостным тонким выкриком - У - губы трубочкой. Хорошо на морском дне. Тихо шумят волны. Дети становятся в круг, взявшись за руки. На громкую музыку прибоя, взявшись за руки, подняв руки вверх, идут вперёд, на тихую - согнувшись, опустив руки, - назад. Музыка затихает.

В. Ну что же ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Наша миссия выполнена. На морском дне опять кипит жизнь. Я думаю, что Царь Нептун будет доволен. Беритесь за руки, держитесь покрепче.

Волны, волны, расступитесь

Дети в детский вернитесь.

В. Ну вот мы с вами и вернулись в детский сад. Вы довольны нашим путешествием? А собой? Конечно, нам есть, чем гордиться, ведь мы же сделали большое дело. Обращает внимание на компьютер. Ой, ребята, на мой компьютер пришло сообщение. Давайте посмотрим, что там такое? Присаживайтесь, я включу компьютер.

На экране появляется Нептун (запись) и благодарит детей.

Нептун. Спасибо вам ребята. Благодаря вашему письму на заводе поставили хорошие очистные сооружения, и в мое море океан снова вернулась жизнь. В благодарность за ваше доброе дело я отправил вам гостинец. Вы найдете его в коробочке, на которой нарисована морская раковина. До свидания. Приезжайте ко мне в гости, я всегда буду вам рад. Дети находят в группе коробочку с угощением – конфетами «Морские камушки».

В. Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать. Я хочу на память о нашем путешествии подарить этих замечательных рыбок. Но у меня есть одно условие: тот кому больше понравилось быть ученым берет синюю, а тот кому больше понравилось быть волшебником – красную. (Дети могут взять обе рыбки, главное - объяснить свой выбор)

Самоанализ

Главная цель, которую я ставила перед собой на сегодняшнем мероприятии – дать детям почувствовать себя учеными, исследователями и немного волшебниками.

Работа в лаборатории была направлена на развитие познавательной активности, любознательности, Дети сами готовили свое рабочее место, с интересом экспериментировали, делали свои маленькие открытия, выводы, рассуждали, доказывали свое мнение. находили ответы на вопросы экспериментальным путем.

Хочется отметить высокий уровень развития интеллектуальных умений детей: они свободно оперировали с пиктограммами, составляли схему, находили целое по его части, доказывали свое мнение.

Удачно выбранная мотивация позволила мне вовлечь детей в решение экологической проблемы загрязнения воды доступными им способами.

Прием с волшебной картиной создал ситуацию для развития фантазии, воображения, дал возможность испытать радость творчества и волшебных превращений. Разноцветные очки усилили эффект волшебства. Словесная игра «Рыбкина улыбка» активизировала речевое словотворчество детей, вызвала желание экспериментировать со словом.

В психогимнастике дети учились, использовать невербальные средства (мимики, жесты, движения) для передачи эмоциональных состояний. Хочется отметить, что дети очень контактны, раскрепощены, эмоционально открыты. Умеют работать в коллективе и паре, договариваться, соотносить свои действия с партнером по игре.

В целом я удовлетворена детьми, собой и тем, что у нас с ребятами получилось,

Обеспечение безопасности подлодок осуществляется по трем направлениям: повышение живучести подводных лодок и улучшение систем жизнеобеспечения, разработка средств поиска аварийных субмарин, создание новых средств и способов спасения.

Комплексная реализация действий по этим направлениям позволяет снизить опасность подводного плавания, а в случае аварии — повысить вероятность спасения экипажей. Конструктивные особенности подводной лодки, имеющей водонепроницаемые отсеки, как правило, предусматривают сохранение ее плавучести при затоплении одного из них и сохранение герметичности каждого отсека при затоплении двух соседних. Благодаря этому члены экипажа субмарины, находящиеся в незатопленных отсеках, могут сохранить жизнь в течение нескольких суток.

ПРОЦЕДУРА ДЕЙСТВИЙ

В ВМС стран НАТО принята единая система оповещения о терпящих бедствие, в соответствии с которой в мирное время командир подлодки докладывает о погружении специальным донесением с указанием контрольного времени, по истечении которого он должен доложить о всплытии. Если нет доклада о всплытии, то объявляется режим ее потери (submiss) и дается команда по средствам связи этой подводной лодки о срочном всплытии и выходе на связь. В случае отсутствия ответа после этого в течение часа — объявляется режим аварии лодки (subsunk) и силам поиска и спасения объявляется тревога. Поскольку в повседневных условиях подлодка либо одиночно отрабатывает задачи в полигоне с определенными координатами, либо участвует в учениях, находясь в строго ограниченном районе, поиск пропавшей субмарины ведется в сравнительно небольшой акватории. Переходы на базу и из одного полигона в другой лодка осуществляет по фарватерам, как правило в надводном положении, а при океанских переходах — по заранее определенным маршрутам с выдерживанием графика прохождения контрольных точек. В этих обстоятельствах место аварийной субмарины может быть определено по счислению. Определение точного места терпящей бедствие подлодки упрощается с передачей от нее сигнала бедствия или с обнаружением ее аварийного буя, а также по данным докладов со столкнувшегося с ней корабля или с наблюдавших аварию судов, кораблей или самолетов.

Аварийный буй снабжен проблесковыми маячковыми огнями, телефоном для связи с экипажем лежащей на грунте терпящей бедствие подводной лодки, а также KB и УКВ-радиостанциями, которые автоматически включаются при всплытии буя, передавая сигналы бедствия.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ

Личный состав с затонувшей субмарины может спастись методом всплытия с индивидуальными или коллективными средствами спасения. Индивидуальные средства спасения применяются для всплытия с глубин, не превышающих 180 м. К ним относятся специальные устройства, состоящие из спасательного жилета и дыхательного аппарата, позволяющие находиться под водой до 40 минут, например, используемый во многих странах английский спасательный гидрокостюм Mk 8 SEIS (Submarine Escape Immersion Suit), который полностью изолирует человека от внешней среды и состоит из надувного капюшона с прозрачной лицевой частью с герметичной застежкой, надувного спасательного жилета и утепленного гидрокомбинезона. Модификации этого гидрокостюма (Mk8S, Mk8V) имеют ряд изменений, улучшающих условия пребывания в нем более длительное время. Выход личного состава из терпящей бедствие субмарины осуществляется через так называемую башенную систему спасения TES (Tower Escape System), включающую носовую и кормовую доковые камеры и устройство подачи воздуха в гидрокостюмы. Камеры имеют входной и выходной люки, устройства заполнения водой и осушения, выравнивания давления. Люки открываются и закрываются как из камеры, так и из ПЛ. Выходной люк открывается после выравнивания давления воды с забортным. Система обеспечивает выход спасаемых с интервалом три минуты. К коллективным средствам относятся различные всплывающие спасательные устройства (ВСУ — Self Rescue Sphere) многократного или однократного действия, предусматривающие спасение подводников «сухим» способом, не требующим декомпрессии. Так, на индийских подлодках типа «Шишумар» (немецкий проект 209/1500) используется ВСУ, позволяющее разместить 40 человек (весь экипаж) и обеспечивающее спасение с глубин до 260 м.

СПАСАТЕЛИ И СПАСАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ

Во многих случаях самостоятельный выход членов экипажа с затонувшей субмарины невозможен. Тогда на помощь подводникам приходят спасатели.

ВМС Великобритании для оказания экстренной помощи терпящим бедствие подлодкам имеется специальная подводно-парашютная группа — SPAG (Subsunk Parachute Assistance Group). Группа может выделить одновременно несколько команд, численностью по шесть человек (офицер, старшина-спасатель, врач, фельдшер, два рулевых-моториста надувных лодок). В район бедствия команда доставляется самолетом С-130 «Геркулес», десантируется с парашютами на воду с двумя надувными лодками «Джемини» и средствами связи. В ВМС США для оказания первой экстренной помощи также могут использоваться подводно-парашютные команды, выделяемые группами подводных подрывных работ. Численность определяется обстановкой и обычно составляет четыре человека. Команды используют надувные лодки «Зодиак». Кроме того, по одному мобильному спасательному отряду MDSU (Mobile Diving and Salvage Unit) имеются на Тихоокеанском флоте (базируется в ВМБ Перл-Харбор) и на Атлантическом (ВМБ Литтл-Крик). Каждый отряд, численностью 120 человек, может выделить одновременно четыре автономные спасательные команды. На вооружении команды имеется транспортируемый водолазный комплекс FADS (Fly-Away Diving System) массой 1 т, обеспечивающий одновременную работу двух водолазов на глубинах до 58 м.

ГЛУБОКОВОДНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ США

В ВМС США используются два глубоководных спасательных аппарата (ГСА) типа DSRV (Deep Submergence Rescue Vehicle) — DSRV-1 «Мистик» и DSRV-2 «Эвелон», входящие в состав 1-й группы опытовых подлодок (ВМБ Сан-Диего), основной задачей которой является проведение аварийно-спасательных операций. Команды ГСА осуществляют поочередное двухмесячное дежурство, находясь в двухчасовой готовности. В течение суток такой ГСА может быть переброшен по воздуху в любой район мирового океана. ГСА доставляется на ближайший к месту аварии аэродром, перевозится в ближайшую ВМБ или порт и грузится на подлодку-носитель, которая доставляет его к месту аварии и выпускает его в подводном положении. За один рейс ГСА эвакуирует 24 человека и за 14-17 часов способен поднять весь экипаж атомной субмарины численностью до 150 человек.

Аппарат DSRV имеет легкий корпус из стеклопластика и прочный — из высокопрочной стали. Последний состоит из трех сферических отсеков и полусферического переходного устройства внизу среднего отсека. Отсеки соединены переходными люками, а средний, кроме того, имеет верхний выходной люк и нижний люк в стыковочную камеру. В носовом отсеке находятся системы управления и экипаж ГСА, а в среднем и кормовом — личный состав спасаемого экипажа. ГСА оснащен манипулятором, иллюминатором для визуального наблюдения и светильниками, двумя подводными ТВ-камерами, шестью ГАС, в том числе пассивной доплеровской и активной бокового обзора, шумопеленгаторами направленного и ближнего действия, навигационной и звукоподводной аппаратурой связи.

При спасении экипажа терпящей бедствие субмарины ГСА с помощью сонара отыскивает лежащую на грунте лодку, используя подруливающие устройства подходит к ее носовому или кормовому спасательному люку и соединяется с ним стыковочным узлом переходного устройства. Если спасательный люк терпящей бедствие субмарины загроможден обломками, то манипулятором он освобождается от обломков. Стыковка ГСА с подлодкой возможна при ее крене и дифференте до 45°.

ГСА ДРУГИХ СТРАН

В ВМС Великобритании используется глубоководный спасательный аппарат LR5. ГСА базируется в г. Ренфрю (западное побережье Шотландии), находится в 12-часовой готовности и может транспортироваться в район погрузки на судно или подлодку-носитель на специальном трейлере или транспортном самолете. Итальянский флот использует ГСА MSM1, базирующийся в г. Ла-Специя и действующий со специального военного судна. В распоряжении ВМС Швеции имеется ГСА URF, построенный при содействии французской компании «Комекс» и базирующийся в водолазном центре в районе г. Стокгольм. Прочный корпус ГСА состоит из четырех отсеков: управления, спасательного, агрегатного и водолазного. В отсеке управления размещаются два оператора, а также имеются входной люк, три иллюминатора, аппаратура регенерации и регулирования подачи кислорода, индикаторы ГАС и другая аппаратура наблюдения, управления и контроля за системами ГСА. Вне прочного корпуса отсека управления размещены манипулятор, светильники, излучатель ГАС, ртутная дифферентная система, штепсельный разъем для подключения силового кабеля и буксировочный рым. В спасательном отсеке вверху имеется выходной люк, снизу стыковочная юбка с переходным люком, сидения для 25 человек. В ВМС Японии имеется ГСА DSRV«Tnxnpo», который используется с обеспечивающего судна на воздушной подушке, в средней части которого находится вырез, где размещается ГСА.

2746

Подводный мир… В южных морях он красочный и многообразный. Совсем другая картина на наших реках, совсем скромная и более напоминающее серое пространство, но все равно человек здесь чувствует себя по- другому. Так считает Павел Цветков, водолаз- спасатель из Кинешмы, для которого погружение в воды Волги является делом привычным, ведь это его работа.

Думал ли я, что стану водолазом и эта профессия станет моей на всю жизнь? Скорее всего, нет, - рассказывает Павел Николаевич. - Произошло это в 1986 году, когда я вернулся в родной город после службы в армии. Начинал с самых азов, став учеником водолаза. И вот уже 28 лет провожу погружения в матушку Волгу. Сейчас являюсь начальником маневренной поисковой группы областного Управления по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности. Трудно сосчитать сколько раз за это время опускался на дно, сколько спас людей, да дело не в этом, главное, ощущаешь свою необходимость в спасении тонущих граждан. Наш участок протянулся по Волге от Плеса до Пучежа. Средняя глубина примерно 14 метров, местами достигает и 20, но, в основном, происшествия случаются на мелководье.

В этом году спасатели нашего Управления оказали помощь на воде 12 человекам. Цифра ниже предыдущих лет. Это говорит о том, что люди стали более строго соблюдать правила поведения в местах отдыха, сказалась и более серьезная профилактическая работа среди населения. За прошедшее время приходилось видеть и слезы, и радость. Может поэтому, у водолаза должна быть хорошая психика.

В каждой профессии есть свои особенности, свои сложности. Под водой царит абсолютная темнота, не помогает даже мощный фонарь, луч света упирается словно в стену, плюс облако взвеси, ила. Некоторые отдыхающие на юге рассказывали, что они опускались на глубину 30 метров, и видимость просто идеальная. Попробовали опуститься у нас на дно Волги и уже метров через пять ничего не видно.

Работа наша непростая. Сейчас в нашей акватории насчитывается всего три водолаза - я, Юрий Потапов, Игорь Золотов. Раньше их количество было свыше двадцати. Не идет к нам молодежь - невысокие зарплаты, риск при проведении спасательных операций под водой, а ведь работать приходится не только летом, но и зимой. Словом, сложностей хватает.

На недавно состоявшихся соревнованиях по спасательному многоборью среди подразделений Управления кинешемский водолаз Павел Николаевич Цветков был признан лучшим спасателем. «Значит еще есть порох в пороховницах, - улыбается он. - И уходить с этой работы еще рановато, хотя возраст мой пенсионный»

Милитаристские круги многих капиталистических стран с целью наращивания мощи своих флотов постоянно пополняют их состав новыми подводными лодками. С ростом общей численности подводною флота этих стран и активизацией его деятельности в морях и океанах участились случаи аварий и гибели подводных лодок. Так, затонули в 1963 и 1968 годах американские подводные лодки «Трешер» и , в 1966 году западногерманская лодка «Хай», в 1968 и 1970 годах французские «Минерва» и «Эвридика», а в 1968 году израильская «Дакар».

Чтобы избежать несчастных случаев и аварий или снести их к минимуму, непрерывно совершенствуются средства обеспечения живучести подводных лодок и безопасности их экипажей. Для повышения живучести лодок дублируют запирающие устройства трубопроводов, проходящих сквозь прочный корпус, в частности системы продувания балластных цистерн и осушения отсеков, а также увеличивают количество водонепроницаемых переборок.

Некоторые подводные лодки имеют сбрасываемый аварийный балласт для придания им дополнительной плавучести в аварийной обстановке; ведутся работы по применению химических газогенераторов для продувания балластных цистерн на любых глубинах. Совершенствуется конструкция горизонтальных рулей, позволяющих лодке всплывать при движении за счет динамической подъемной силы даже при общей отрицательной плавучести. Повышается надёжность различных аварийных систем и устройств подводных лодок. Лодки оснащаются современными средствами наблюдения и связи для сбора информации об окружающей обстановке, создаются надежные средства и способы спасения личного состава с лодок, потерпевших аварию.

Средства обнаружения и обозначения местонахождения подводных лодок, потерпевших аварию, в настоящее время применяются во многих странах. Так, в разработан аварийный буй, автоматически всплывающий с затонувшей лодки и поднимающий на поверхность моря кабель длиной до 6000 м. и телефонный аппарат для связи. Буй оснащен надувным баллоном с радиолокационным отражателем, позволяющим обнаруживать его корабельными и самолетными РЛС. Он всплывает при незначительном сотрясении или ударе корпуса лодки, а также при погружении её в случае аварии ниже назначенной (допустимой) глубины.

Во Франции создан буй, имеющий двойной корпус из пластических материалов. Он оснащён миниатюрным радиопередатчиком, подающим сигналы SOS продолжительностью 1 мин каждые 10 мин. Корпус буя окрашивают фосфоресцирующим составом, чтобы его можно было обнаруживать в темное время суток. Буй связан с подводной лодкой нейлоновым тросом с телефонным проводом.

По данным зарубежной печати, во Франции разработана система из трех буёв, один из которых предназначен для сигнализации, а два других - для облегчения подъема затонувшей лодки. Командир подводной лодки включает механизм, освобождающий буи, если лодка не может всплыть на поверхность после аварии. В особых случаях, когда лодка ложится на грунт с большим дифферентом на нос или на корму, маятниковый выключатель автоматически прерывает цепь, питающую электромагнитные крепления, удерживающие буи на палубе, и они всплывают на поверхность моря.

В Канаде создан автоматический сигнально-спасательный буй, который при затоплении лодки всплывает на поверхность. Одновременно приводятся в действие радиопередатчик, передающий в эфир сигналы бедствия, проблесковый сигнальный огонь, устройство для образования на воде цветного маркерного пятна, а также выпускается жидкость для отпугивания акул. Корпус буя ярко-оранжевого цвета изготовлен из стекловолокна и заполнен пенопластом для увеличения запаса плавучести на случай повреждения. Буй оснащен радиолокационным отражателем и радиоэлектронным оборудованием.

В Великобритании на подводных лодках в целях облегчения поиска при их гибели или аварии устанавливается по два аварийных буя с двойным корпусом цилиндрической формы из алюминия. Внутри размещены КВ и УКВ передатчики, аккумуляторная батарея (рассчитана на 72 ч. непрерывной работы) и сигнальный фонарь. При всплытии буя на поверхность автоматически выдвигается штыревая антенна, и КВ передатчик начинает передавать в телеграфном режиме сигналы бедствия на частоте 4,3 МГц через каждые 2 мин. УКВ передатчик передает тонально-модулированные сигналы длительностью 2 - 3 с. для привода самолетов. Синхронно с УКВ передатчиком включается фонарь. Дальность действия КВ передатчика 50 миль, УКВ - 20 миль.

В ВМС Великобритании установлено, что если в течение часа назначенного времени лодка не дала сигнал о всплытии, считается, что она потерпела аварию, и начинается её поиск.

Все подводные лодки ВМС Швеции оснащены гидроакустическими маяками, начинающими работать в случае аварии.

Средства спасения личного состава подводных лодок подразделяются на индивидуальные (спасательные жилеты, индивидуальные дыхательные аппараты) и групповые (спасательные капсулы, водолазные колоколы, всплывающие отсеки и глубоководные спасательные аппараты).

В случае аварии лодки её личный состав выходит через торпедные аппараты или шлюзовые камеры.

Спасательная система, разработанная в ВМС Великобритании, состоит из двух шлюзовых камер (по камере в носу и корме лодки), устройства подачи воздуха для дыхания и спасательного костюма (жилета). Камера рассчитана на одного человека, оборудована воздушным коллектором, устройствами осушения и затопления, а также приводом дистанционного открытия люка шлюзовой камеры.

Подводник в спасательном костюме входит в шлюзовую камеру и подсоединяется к воздухопроводу, затем закрывает нижний люк, и камера заполняется водой. Сечение трубопровода подачи воды в камеру выбрано таким образом, что давление в ней удваивается каждые 4 с. независимо от величины забортного давления. В период заполнения камеры водой система наддува подает в подкостюмное пространство сжатый воздух и создает давление на 0,7 кг/кв.см. больше, чем в камере. В первую очередь поддувается жилет, являющийся частью спасательного костюма, и во вторую - объёмный капюшон-шлем, снабженный в нижней части двумя стравливающими клапанами (давление срабатывания 0,035 кг/кв.см.). После уравнивания давления в камере с забортным открывается верхний люк, автоматически разобщается магистраль наддува (свободные штуцер и шланг наддува автоматически герметизируются) и подводник, обладая положительной плавучестью (27 - 37 кг), всплывает со скоростью 2,7 м/с. Он дышит воздухом, находящимся в капюшоне, и поэтому давление в его легких уравнивается с давлением окружающей среды. Излишки воздуха, расширяющегося по мере всплытия под капюшоном стравливаются через клапаны в воду. После всплытия подводник откидывает капюшон с головы на спину и с помощью надувного жилета удерживается на поверхности воды.

Время, необходимое для входа в шлюзовую камеру и закрытия нижнего люка, составляет 30 с., для заполнения камеры до сравнивания давления с забортным 55 с., на открытие верхнего люка 4 с., на всплытие 40 - 60 с., на осушение камеры 60 с. и на проверку готовности к следующему циклу 60 с. Для подготовки личного состава используется специальная тренировочная башня.

Такая спасательная система благодаря простоте освоения нашла широкое применение в ВМС европейских стран. В Великобритании и Норвегии подводники на тренировках отрабатывают всплытие с глубин 20-30 м. и более. Она также принята в ВМС , где каждый член экипажа лодки ежегодно тренируется по освоению метода выхода из нее. Члены экипажа снабжаются индивидуальными радиопередатчиками, которые позволяют быстро определить их местонахождение на поверхности моря.

Одна из фирм ФРГ разработала для спасения экипажей затонувших лодок специальную капсулу сферической формы, которая размещается сверху подводной лодки в полусферической выемке (рис. 1). Капсула имеет в верхней части выходной люк, а в нижней - два люка, через которые личный состав лодки входит в капсулу из двух отсеков, разделенных прочной переборкой. Для герметического соединения капсулы с прочным корпусом лодки имеется манжетное уплотнение, а также специальное крепежное устройство.

Рис. 1. Спасательная капсула: 1 - балластный отсек; 2 - корпус плавучести; 3 - соединительно-разъединительное устройство; 4 - размещение капсулы на подводной лодке

Во время плавания под водой капсула прижимается к корпусу еще гидростатическим давлением. Перед подъемом капсулы на поверхность задраиваются все люки, разъединяется специальное крепежное устройство, пространство между люками лодки и капсулы заполняется водой, благодаря чему устраняется гидростатистическое давление на капсулу и она с личным составом самостоятельно всплывает на поверхность моря (положительная плавучесть 300 кг.). В капсуле диаметром 2,1 м. могут разместиться 24 человека на сиденьях в два яруса. Если экипаж подводной лодки до перехода в капсулу находился под давлением, то в ограниченном объёме она может использоваться и как декомпрессионная камера. Капсула рассчитана на то же максимальное давление, что и подводная лодка.

Во Франции разработано устройство группового спасения экипажей подводных лодок с больших глубин, представляющее собой металлический кессон, закрепленный на палубе так, что его можно легко отделить. В нижней части кессон имеет люк для перехода личного состава из лодки, а в верхней - для выхода наружу после всплытия на поверхность моря. Потерпевший аварию экипаж из него выходит, а кессон остается на плаву и по нему определяется местонахождение затонувшей лодки. Скорость всплытия регулируется с помощью закрепленного на подводной лодке троса и установленной на кессоне лебедки.

В ВМС США изучается возможность создания подводной лодки модульной конструкции, состоящей из нескольких необитаемых и одного обитаемого отсека (автономный модуль), в котором расположится экипаж и будут размещены средства управления всеми системами. Обитаемый отсек, обладающий положительной плавучестью и высокой прочностью, должен крепиться в носовой части лодки. При затоплении лодки отсек сможет отделиться от неё, используя электромагнитные, гидравлические или подрывные устройства, и всплыть на поверхность с помощью собственной двигательной установки. Кормовая переборка отделяющегося носового отсека и носовая переборка основного корпуса лодки должны иметь фиксированные запоры (замки), которые позволят вновь соединить основной корпус лодки с её носовым отсеком.

Зарубежные военно-морские специалисты считают, что существующие средства спасения личного состава стали недостаточно эффективными. Поэтому возникла потребность в разработке специальных средств, в частности глубоководных спасательных аппаратов.

Глубоководные спасательные аппараты (ГСА) начали строить в США после гибели атомной подводной лодки «Трешер». Первоначально предполагалось иметь шесть глубоководных спасательных аппаратов. Однако в связи с большой стоимостью (строительство первого из них обошлось в 41 млн. долларов) построены и прошли испытания в море всего лишь два таких аппарата DSRV-1 и DSRV-2 (Deep Submergence Rescue Vehicle).

Основные тактико-технические данные аппаратов DSRV (рис. 2) длина 15,3 м., диаметр каждой из трех сфер прочного корпуса 2,4 м., вес с полной загрузкой 63 т., пустого 35 т., скорость подводного хода 5 узлов, глубина погружения 1500 м. (DSRV-2 на испытаниях в 1973 году погрузился на глубину 1609 м.), экипаж три человека, может принять одновременно с затонувшей лодки 24 человека.


Рис 2. Схема размещения основных систем и устройств глубоководного спасательного аппарата DSRV: 1 - поворотная насадка; 2 - гребной электродвигатель; 3 - блок управления водометными движителями; 4 - дифферентная цистерна; 5 - цистерна главного балласта; 6 - заместительная цистерна; 7 - уравнительная цистерна: 8 - насос для перекачки воды между бортовыми уравнительными цистернами; 9 - бортовые уравнительные цистерны; 10 - ограждение входного люка; 11 - обтекатель гидролокационной станции; 12 - водомётный движитель; 13 - аккумуляторные батареи; 14 - тороидальная цистерна; 15 - механический манипулятор; 16 - люк для перехода личного состава; 17 - ртутная цистерна; 16 - переходная шахта; 19 - гидроэнергетичесиий блок; 20 - резервуар со сжатым воздухом; 21 - блок управления системой гидравлики; 22 - карданов подвес поворотной насадки

В каждом отсеке глубоководного спасательного аппарата DSRV имеется отдельная система жизнеобеспечения. В носовой сфере (отсек управления, где размещаются командир ГСА и его помощник) она рассчитана для обслуживания двух человек в течение 12 ч. при суточном резерве. Средняя и кормовая сферы (каждая предназначена для размещения врача и 12 человек с затонувшей лодки) рассчитаны на обслуживание 13 человек в течение 2 ч. при суточном резерве. В отсеках спасательного аппарата DSRV предусмотрены также аварийные дыхательные системы, работающие по замкнутому циклу: в носовой - для обслуживания двух человек в течение 6 ч., в средней и кормовой - по 13 человек в течение 2 ч.

Аппарат типа DSRV может стыковаться с затонувшей лодкой при её крене до 45° (комингс-площадка предварительно очищается от обломков с помощью механического манипулятора). Он оснащен шестью гидроакустическими станциями, двумя ТВ камерами и светильниками, которые используются при поиске лодки, сближении с ней и стыковке. Для быстрой переброски его в район базирования атомных подводных лодок может использоваться транспортный самолет С-141, а дальше к месту аварии аппарат будет транспортироваться на атомной лодке или на спасательном судне ASR.

В ВМС США построены два спасательных судна ASR21 «Пиджен» к ASR22 «Ортолан», которые могут нести на борту по два ГСА типа DSRV. Эти суда оснащены необходимыми грузоподъемными устройствами, декомпрессионными и транспортными камерами, специальным якорно-швартовным устройством и имеют в корпусе сквозной вырез для спуска и подъема ГСА.

В Нидерландах разработан ГСА, который может погружаться на глубину 610 м, стыковаться с лежащей на грунте лодкой с креном до 50° и принимать с неё одновременно 15 подводников. В отличие от DSRV глубина погружения его намного меньше. Он имеет упрощённую систему управления и в связи с этим значительно меньшую стоимость (2,7 млн. долларов). Для стыковки с подводной лодкой используется спасательная капсула с двумя стыковочными «юбками», одна из которых предназначена для стыковки с транспортирующей лодкой.

В Японии построен ГСА «Тихиро» (рис. 3), имеющий следующие тактико-технические данные: длина 11 м., ширина 3,2 м., высота корпуса 3,2 м., высота с учётом стыковочного комингса шлюзовой камеры 3,6 м., водоизмещение 30 т., глубина погружения 600 м., скорость подводного хода 3 узла, экипаж 2 человека, может принять на борт одновременно 12 человек. Прочный корпус аппарата состоит из трёх отсеков сферической формы, соединённых вертикальными цилиндрическими секциями с водонепроницаемыми люками (носовой отсек - командный, средний - шлюзовой и кормовой - для размещения спасенных подводников).

Рис. 3. Японский глубоководный спасательный аппарат «Тихиро»

По заказу ВМС Швеции фирма «Коккумс» (Мальме) совместно с фирмой «Комекс» (Марсель, ) разработала глубоководный спасательный аппарат URV (Underwater Rescue Vehicle). В июне 1971 года фирма «Коккумс» получила заказ на строительство этого аппарата, который планирует передать ВМС Швеции в конце 1977 года. Считают, что его стоимость вместе с декомпрессионной камерой составит 2,7 млн. долларов.

ГСА URV (рис.4) имеет следующие тактико-технические данные: длина 13,5 м., ширина 4,3 м., высота 3,9 м., осадка 2,9 м., водоизмещение 49 т., наибольшая скорость хода 3 узла, допустимая скорость буксировки 10 узлов, наибольшая глубина погружения 460 м. (предельная глубина Балтийского моря), глубина проведения спасательных работ до 300 м., экипаж пять человек (два оператора, инженер и два водолаза), принимает одновременно на борт 25 человек; автономность по системам жизнеобеспечения 40 ч., по средствам движения под водой 10 ч. (при скорости хода 2 узла); шесть гребных винтов и подруливающих устройств. Все оборудование, необходимое для спасательных работ, закреплено снаружи прочного корпуса и легко доступно для водолазов.


Рис. 4. Размещение отсеков на глубоководном спасательном аппарате URV

Корпус спасательного аппарата разделен на отсеки: управления, спасательный, вспомогательных механизмов и водолазный. Все они расположены по длине аппарата и соединены проходными люками. По три входных люка имеется в отсеке управления, спасательном и водолазном. Кроме того, спасательный отсек имеет люк в нижней своей части, рядом с которым размещены лебёдка, ножницы для резки стального троса и ТВ камера. Этот люк служит для стыковки с лодкой, потерпевшей аварию. Водолазный отсек оборудован специальным люком для выхода водолазов в поду. Все отсеки имеют систему регенерации воздуха.

ГСА URV предполагают разместить в водолазном центре южнее Стокгольма и в случае аварии подводной лодки транспортировать на специальном автотрейлере в район аварии. Там его спустят на воду и отбуксируют непосредственно к месту аварии, где он погрузится для поиска подводной лодки по сигналам гидроакустического маяка, которым оснащены все лодки ВМС Швеции. Обнаружив лодку и приблизившись к ней на 100 м., оператор переключает гидроакустическую станцию на активный режим работы. На расстоянии 2-10 м., когда установится визуальный контакт с подводной лодкой, с помощью манипуляторов (или двух водолазов) трос закрепится к её спасательному люку. После этого ГСА опустится на люк и стыкуется с лодкой, её экипаж перейдет в спасательный аппарат. Затем он отделится от подводной лодки, всплывет и его отбуксируют в базу. Рассчитывают, что всего спасательная операция будет длиться 40 ч., из которых 10 ч. - буксировка, 10 ч. - стыковка и принятие экипажа лодки, 10 ч. - обратная буксировка и 10 ч. - резерв. В случае невозможности стыковки с подводной лодкой ГСА будет находиться над ней, а экипаж методом свободного всплытия перейдёт в спасательный аппарат. Для предотвращения кессонного заболевания давление в отсеке аппарата, в который поступает личный состав лодки, будет уравниваться с давлением воды за бортом ГСА.