Статус органов исполнительной власти примеры. Понятие, признаки и правовой статус органов исполнительной власти

Правовой статус органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт˸

Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

Они наделены оперативной самостоятельностью;

Они имеют, как правило, постоянные штаты;

Образуются вышестоящими органами;

Они подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Они призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других актов органов законодательной власти и Указов Президента.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, Федеральный конституционный закон ʼʼО Правительстве Российской Федерации), положениями (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации).

При этом все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также ᴇᴦο конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются˸

Подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;

Наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в т.ч. акты нормативного характера;

Подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в какой-либо системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения - вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует, например, управление оборонной промышленностью, железнодорожным транспортом и др.
Размещено на реф.рф
Это объясняется спецификой данной отрасли управления;

  • - Тема 5. Административно-правовой статус органов исполнительной власти

    Понятия: органы исполнительной власти Вопросы для обсуждения: 1. Понятие и виды органов исполнительной власти. Понятие и содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти. 2. Президент Российской Федерации как субъект административного... .



  • - Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ: краев, областей и других субъектов РФ

    Как и республики, края, области и другие субъекты РФ самостоятельноформируют систему органов исполнительной власти на своей территории. Правовой базой для этого выступает устав, а также законы, принимаемые собственными представительными органами, и правовые акты глав... .


  • - Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ – республик.

    Поскольку Конституция РФ рассматривает республики как государства, конституции республик учреждают пост главы государства, именуемого президентом или главой республики. Пост президента учрежден в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии,... .


  • -

    1. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти, их классификация. 2. Правовое положение Правительства РФ. 3. Административно-правовой статус министерств, федеральных служб и федеральных агентств. 4. Виды и особенности административно-правового... .


  • - Тема 4. Административно-правовой статус органов исполнительной власти

  • - Административно-правовой статус органов исполнительной власти всегда определяется нормами законодательных и подзаконных актов.

    Например, Федеральный Конституционный Закон «О правительстве Российской Федерации», Указ Президента РФ «О полномочиях представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе», Указ Президента РФ «Положение о Министерстве внутренних дел Российской... .


  • - Понятие, правовой статус органов исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти.

    Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной... .


  • 7. Развитие науки административного права. Разработка проблем административного права в научных трудах.
  • 8. Механизм административно-правового регулирования и его элементы.
  • 9. Особенности административно-правовых норм.
  • 10.Понятие, классификация и характерные черты административно-правовых отношений.
  • 11.Понятие, классификация и правовое положение органов исполнительной власти.
  • 12. Правительство Российской Федерации как основное звено системы федеральных органов исполнительной власти.
  • 13.Правовое положение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • 14.Общественные объединения как субъекты административного права.
  • 15.Граждане как субъекты административного права. Административно-правовой статус гражданина.
  • 16.Понятие и виды служащих, занимающих должность государственной службы.
  • 17. Президент Российской Федерации в системе органов государственной власти. Его полномочия в сфере исполнительной власти.
  • 18. Формы государственного управления. Административный договор как одна из форм государственного управления.
  • 19.Понятие и юридическое значение правовых актов управления, их классификация.
  • 20.Понятие и виды методов государственного управления.
  • 21.Убеждение и поощрение в государственном управлении.
  • 22.Понятие и классификация мер административного принуждения.
  • 23.Понятие и структура административного процесса.
  • 24.Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения.
  • 25.Понятие и виды административных производств.
  • 26. Государственный контроль и его виды. Соотношение контроля и надзора в государственном управлении.
  • 27. Формы реагирования прокуратуры на нарушения законности в государственном и муниципальном управлении.
  • 28. Понятие, содержание и характерные черты административного надзора. Виды административного надзора.
  • 29.Роль предложений, заявлений и жалоб граждан в обеспечении законности и дисциплины в государственном управлении.
  • 30. Понятие и основные признаки административного правонарушения. Виды административных правонарушений.
  • 31.Понятие состава административного правонарушения. Виды составов, их признаки.
  • 32.Понятие и особенности административной ответственности.
  • 33.Множественность административных правонарушений.
  • 34.Понятие должностного лица по административному праву. Административная ответственность должностных лиц.
  • 35.Понятие и принципы производства по делам об административных правонарушениях, его задачи. Сроки в производстве.
  • 37.Правовая характеристика административных правонарушений в области охраны собственности: особенности юридических составов.
  • 38.Правовая характеристика административных правонарушений в промышленности, строительстве и энергетике: особенности юридических составов.
  • Глава 9 КоАп рф.
  • 39.Правовая характеристика административных правонарушений на транспорте, в области дорожного движения, связи и информации: особенности юридических составов.
  • 40.Правовая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг: особенности юридических составов.
  • 44.Правовая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность: особенности юридических составов.
  • Глава 20 КоАп рф. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
  • 45.Административное наказание в виде административного штрафа. Характеристика производства по исполнению постановления о наложении административного штрафа.
  • 46.Административное наказание в виде возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
  • 47.Административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
  • 48.Административное наказание в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
  • 49.Административное наказание в виде административного ареста. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
  • 51. Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий:
  • 52.Характеристика стадии возбуждения дела об административном правонарушении и составляющих ее этапов.
  • 53.Характеристика стадии рассмотрения производства по делам об административных правонарушениях и составляющих ее этапов.
  • 54.Характеристика стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях и составляющих её этапов.
  • 55.Характеристика стадии исполнения постановления о назначении административного наказания и составляющих ее этапов.
  • 56.Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 57.Протокол об административном правонарушении, его содержание и юридическое значение.
  • 58.Административное задержание как мера пресечения и административно-процессуального обеспечения.
  • 59.Доставление физического лица, отграничение его от административного задержания.
  • 60.Личный досмотр и досмотр вещей, их нормативное регулирование и применение в деятельности органов внутренних дел.
  • 61.Изъятие вещей и документов как мера пресечения и административно-процессуального обеспечения.
  • 62.Характеристика лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • Глава 25 КоАп рф включает в себя 14 статей и определяет круг лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
  • 63.Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
  • 64.Подведомственность в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 65.Компетенция органов внутренних дел по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
  • 66.Постановление по делу об административном правонарушении, его содержание и юридическое значение.
  • 67.Административно-правовая организация в отраслях материального производства.
  • 68.Административно-правовая организация в сфере образования и науки.
  • 69.Административно-правовая организация в сфере здравоохранения.
  • 70.Административно-правовая организация в сфере культуры.
  • 71.Административно-правовая организация в сфере социальной защиты граждан.
  • Орган исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

    Виды органов исполнительной власти:

    1) по федеративному устройству:

    Федеральные органы исполнительной власти(министрества,фед.службы и т.д.);

    Органы исполнительной власти субъектов Федерации(Высшее должностное лицо субъекта РФ (Мэр, Губернатор и т.д.Правительство, территориальное органы исполнительной власти);

    Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

    2) по характеру компетенции:

    Общей компетенции, которые осуществляют межотраслевое руководство (Правительство РФ);

    Органы специальной компетенции, сфера деятельности которых ограничивается одной отраслью или несколькими смежными отраслями (Министерство по налогам и сборам);

    3) по составу руководства:

    Единоличные (различные министерства);

    Коллегиальные (Правительство РФ);

    4) по организационно-правовым формам:

    На федеральном уровне;

    На уровне субъекта Федерации;

    5) по источникам финансирования:

    Финансируемые за счет средств федерального бюджета;

    Финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Федерации.

    Правовое положение. Установление системы федеральных органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти, отнесено Конституцией РФ к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71). Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Статья 1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что Правительство РФ – это исполнительный высший орган государственной власти Российской Федерации. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

    Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, «в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ

    Правительство обязано выполнять указы и распоряжения Президента. В то же время оно обладает относительной самостоятельностью по отношению к нему: Президент вправе отменять акты Правительства только в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115), т.е. не может это сделать по соображениям нецелесообразности упомянутых актов.

    Подведомственные Правительству РФ федеральные органы исполнительной власти весьма разнообразны. Это министерства, федеральные службы и т.д.Министерства являются, как правило, отраслевыми органами (например, Министерство обороны РФ). Но есть и межотраслевые министерства (Министерство экономики и т.д.). Многие федеральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные органы (пример тому – территориальные управления Государственного таможенного комитета, военкоматы – региональные органы Министерства обороны). Территориальные органы федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, если границы их деятельности совпадают с границами субъектов Федерации (а, как правило, так оно и бывает), возглавляют должностные лица, назначаемые руководителями этих министерств и иных федеральных органов по согласованию с субъектами Федерации.

    Министерства Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия и коллегиальности при верховенстве единоначалия. Федеральные министры и другие руководители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации назначаются Президентом РФ. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

    Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов (ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Руководители федеральных министерств и иных органов исполнительной власти РФ издают свои приказы в пределах компетенции каждого из этих органов, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ. Коллегии этих органов обсуждают и решают на регулярно проводимых заседаниях основные вопросы их компетенции, Председателями коллегий являются руководители упомянутых органов. Решения коллегий приводятся в жизнь приказами этих руководителей.

  • Орган исполнительной власти -- это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

    Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

    • 1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов -- следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.
    • 2. Органы исполнительной власти -- это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.
    • 3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:
      • а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
      • б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
      • в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
      • г) единство системы государственной власти;
      • д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
      • е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;
      • ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
      • з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.
    • 4. Главная задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.
    • 5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.
    • 6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.
    • 7. Органы исполнительной власти наделены государством осбыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:
      • а) исполнительно-распорядительная деятельность;
      • б) контрольно-надзорные функции;
      • в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;
      • г) нормотворческая деятельность;
      • д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.
    • 8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.
    • 9. Органы исполнительной власти наделены правом нормо - творческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти -- это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой -- результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.
    • 10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.
    • 11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.
    • 12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.
    • 13. Орган исполнительной власти-- юридическое лицо -- имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.
    • 14. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

    Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

    Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

    Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня; неясны конституционные термины «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти» отсутствует четкая научная классификация субъектов, нет законов о федеральных органах исполнительной власти. Ликвидация этих пробелов позволила бы на уровне субъектов Федерации разработать и внедрить различные модели их управленческих органов. При этом законы и положения о всех звеньях управления обязательно должны включать все элементы их правового статуса: цели, функции, связи, полномочия, ответственность, организацию работы.

    В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.

    • 1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной уластив Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):
      • а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);
      • б) органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт- Петербург), автономной области и автономных округов. Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно - властные полномочия. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление на территории всей Российской Федерации, могут создавать свои территориальные органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ (хотя их деятельность осуществляется в соответствующих субъектах РФ), также территориально-региональные органы исполнительной власти, компетенция которых распространяется на территорию нескольких субъектов РФ (экономический район, военный округ; соответственно можно говорить об органах управления в определенном экономическом районе, органах военного управления).

    Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов вышестоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспечивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

    • 2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы:
      • а) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы;
      • б) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ.

    Органы исполнительной власти, формируемые в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т. е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Например, управление внутренних дел МВД России, действующее в субъекте РФ, подчиняется и главе администрации, и министру (министерству) внутренних дел РФ.

    • 3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:
      • а) органы» руководители, которых (главы исполнительной власти) избираются населением соответствующей территории (например, президенты и председатели правительств республик, главы администрации краев и областей, городов федерального значения);
      • б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами "(глава Государства, президент) или главами исполнительной власти (президент, глава администрации, - высшее должностное лицо).
    • 4. По организационно-правовым формам.
    • а) правительства (советы министров, которые имеют статус правительств), например Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей;
    • б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей субъектов РФ);
    • в) государственные комитеты (республиканские);
    • г) федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управления);
    • д) администрации;
    • е) мэрии;
    • ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений, как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ).
    • 5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):
      • а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т. е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического строительства на соответствующей территории;
      • б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление; подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями (например, администраций краев, областей) и осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления;
      • в) органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для всех или, для большинства отраслей и сфер деятельности (управления). Орган исполнительной власти межотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности.
    • 6. По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления):
      • а) коллегиальные органы;
      • б) единоначальные органы.

    Органы исполнительной власти: понятие, виды, особенности правового статуса

    Введение

    Заключение


    Введение

    Согласно ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 16.10.2012)"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым его руководителем.

    Исполнительная власть в субъектах РФ занимает ведущее место в системе органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями. И хотя в конституциях и уставах субъектов РФ главы об этой ветви власти иногда следуют после глав о законодательной власти, исполнительная власть, далеко не ограничивается отведенной ей ролью только исполнителя законов и по своему политическому весу, возможно, превосходит законодательную власть.

    Актуальность данной работы. Актуальность реферата обусловлена рядом объективных предпосылок, среди которых центральное место занимает процесс реформирования системы органов исполнительной власти.

    Основой реформирования послужило принятие ФЗ РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".

    Цель данной работы: анализ органов исполнительной власти: понятие, виды, особенности их правового статуса на примере органов исполнительной власти Нижегородской области.

    В процессе подготовки данного исследования проведен анализ правовых актов, регулирующих указанные вопросы: Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", Устава Нижегородской области, Указа Губернатора Нижегородской области "О реорганизации системы органов исполнительной власти области и формирование Совета администрации Нижегородской области - высшего исполнительного органа государственной власти области", проекта закона Нижегородской области "О схеме управления Нижегородской областью", а также правовых актов других субъектов РФ.

    Объект данной работы - органы исполнительной власти, порядок организации, характерные черты.

    Предметом данной работы является изучение правового статуса Губернатора Нижегородской области - как высшего должностного лица и Совета администрации Нижегородской области - как высшего органа исполнительной власти Нижегородской области, а также их взаимодействие с Законодательным Собранием Нижегородской области.

    Источниковую базу даннойработы составили специальная юридическая литература, труды отечественных исследователей по административному праву, конституционному праву, Бельского К.С., Атаманчука Г.В., Прониной В.С., Бачило И.Л., Чиркина В.Е. и др., а также законодательная база: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, Устав и законы Нижегородской области, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации, фактический материал, нашедший отражение в прессе, исследования.

    В качестве методологической базы использованы методы: общенаучный, метод анализа и синтеза, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.

    1. Административно-правовой статус органов исполнительной власти РФ

    1.1 Понятие и виды органов исполнительной власти РФ

    Конституцией (уставом) может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Данное лицо возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта.

    В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения Российской Федерации, и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти.

    Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Высшее должностное лицо избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.

    Наименование должности высшего должностного лица устанавливается конституцией субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта.

    Высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть одновременно депутатом законодательного органа государственной власти данного субъекта, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством.

    Полномочия высшего должностного лица прекращаются досрочно в случае: его смерти; отрешения его ни должности президентом; отставки по собственному желанию; признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; утраты гражданства РФ; отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным органом государственной власти субъекта РФ.

    Решение законодательного органа государственной власти о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети депутатов.

    В двухпалатном законодательном органе подобное решение принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов каждой из палат по инициативе одной трети от установленного числа депутатов палаты, наделенной конституцией (уставом) субъекта РФ правом инициирования вопроса о выражении недоверия высшему должностному лицу субъекта РФ.

    В случае немедленной отставки высшего должностного лица по причине выражения ему недоверия законодательным органом власти, в отставку немедленно уходит возглавляемый должностным лицом высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. После отставки он продолжает действовать до сформирования нового. Внеочередные выборы высшего должностного лица проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения его полномочий.

    Во всех случаях, когда высшее должностное лицо субъекта РФ не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет должностное лицо, установленное конституцией или законом субъекта.

    Для такого лица могут быть установлены ограничения на осуществление отдельных полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.

    Полномочия высшего должностного лица . Высшее должностное лицо субъекта РФ:

    а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта;

    б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом государственной власти субъекта РФ;

    в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта;

    г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный орган государственной власти на первое заседание ранее срока, установленного законодательством субъекта РФ;

    д) вправе участвовать в работе законодательного органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;

    По вопросам своей компетенции высшее должностное лицо субъекта РФ в рамках действующего законодательства и подзаконных актов издает указы (постановления) и распоряжения.

    Высшее должностное лицо формирует высший исполнительный орган государственной власти в соответствии с законодательством субъекта РФ.

    Высший исполнительный орган государственной власти.

    Высший исполнительный орган является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Его наименование, структура, порядок формирования устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта. Финансирование высшего исполнительного органа власти и возглавляемых им органов исполнительной власти осуществляется за свет средств бюджета субъекта РФ.

    Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

    а) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

    б) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

    в) разрабатывает для представления высшим должностным лицом в законодательный орган государственной власти проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития;

    г) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития для представления их высшим должностным лицом в законодательный орган государственной власти субъекта РФ;

    д) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

    е) управляет и распоряжается собственностью в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

    ж) вправе предложить органу местного самоуправления, его выборному или иному должностному лицу привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральному законодательству или конституции, законодательству субъекта РФ, а также вправе обратиться по этим вопросам в суд;

    з) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;

    и) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

    Одним из немаловажных коллективных субъектов административного права являются органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Именно эти органы играют решающую роль в государственном управлении, именно эти органы наделены государственно-властными полномочиями при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности.

    Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами,

    заниматься межотраслевым управлением. Из определения следует, что этот орган:

    является частью государственного аппарата (Министерство путей сообщения является частицей Правительства);

    имеет свою структуру (которую определяет Правительство)

    имеет территориальный масштаб деятельности и свою компетенцию (действует на определенной территории - администрация НСО);

    образована в соответствии с законодательством (Закон "О местном самоуправлении");

    выступает от имени государства (например, когда Правительство осуществляет свою деятельность за пределами РФ);

    осуществляет руководство в различных сферах деятельности (в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической).

    Образование, структура, порядок деятельности и компетенция органов исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности) определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. (Например, Министерство путей сообщения в своей работе руководствуется Федеральным законом от 25.08.95г. (в ред. от 10.01.2003)"О федеральном железнодорожном транспорте").

    Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией, конституциями республик в составе России, феодальными и иными законами, положениями об органах (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации) .

    Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью, а именно правоспособностью и дееспособностью.

    Административная правоспособность и дееспособность органов

    исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и прекращается в связи с их упразднением.

    Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

    наделены оперативной самостоятельностью;

    имеют, как правило, постоянные штаты;

    как правило, образуются вышестоящими органами;

    наделены правом распорядительства (правом издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера);

    подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам управления. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения - вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует (управление оборонной промышленностью, управление ФСБ и т.д.).

    В соответствии с федеральным государственным устройством:

    федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Президент России и Администрация Президента, Правительство России, федеральные министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти);

    региональные федеральные органы исполнительной власти, действующие на территории определенных регионов, т.е. на части территории России. Деятельность этих органов может осуществляться в пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц (в пределах военного округа, железной дороги и др.). Такие органы являются межтерриториальными (межрегиональными);

    органы исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. В масштабе республик действуют президенты, правительства, министерства, комитеты и иные ведомства. В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром).

    В зависимости от объема и характера компетенции:

    органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (президентуры, правительства, администрация краев, областей, городов федерального значения, автономных образований);

    органы отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления);

    органы межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др.

    3. По видам подразделяются на:

    администрация Президента РФ, Правительства, министерства, комитеты, службы, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, отделы и т.д.

    4. По порядку разрешения вопросов:

    коллегиальные органы, обсуждающие и разрешающие подведомственные вопросы, имеющие наиболее важное значение. (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов федерации, некоторые государственные комитеты и др.);

    единоначальные органы, в которых подведомственные вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа исполнительной власти (министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрации и др.).

    Однако в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях и других единоначальных органах образуются коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, а также специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления отраслью.

    5. По основаниям образования :

    образование которых предусмотрено конституциями (президенты и их администрация, правительства);

    создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации и другие ведомства).

    1.2 Принципы построения органов исполнительной власти

    Теперь рассмотрим принципы построения органов исполнительной власти:

    1. Принцип федерализма

    Этот принцип обусловлен государственным устройством России. В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему органов исполнительной власти входят федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

    В юридическом смысле принцип федерализма проявляется в следующем:

    компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе нормативно-правовых актов (Указ Президента РФ от 14.08 1996 г. "О системе органов исполнительной власти РФ") ;

    Конституцией РФ регламентируется соотношение правовых актов органов государственной власти и ее субъектов (законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для органов исполнительной власти субъектов федерации);

    одной из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ является административный договор (по соглашению федеральные органы могут передавать часть своих полномочий исполнительным органам субъектов РФ).

    2. Принцип сочетания централизации и децентрализации Указанный принцип оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти.

    Централизация - сосредоточение большой части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти. Цент - Правительство и оно отдает определенные команды определенным министерствам и ведомствам.

    Децентрализация - означает закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненному органу.

    3. Принцип законности

    Этот принцип проявляется, прежде всего, в том, что все органы исполнительной власти, должностные лица, обязаны соблюдать

    Конституцию РФ, федеральные законы и другие акты государственного управления.

    1.3 Система органов исполнительной власти РФ

    1. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации:

    Президент (администрация Президента);

    Правительство РФ;

    федеральные министерства;

    государственные комитеты, службы;

    федеральные комиссии, надзоры;

    российские агентства.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов:

    Президенты республик (администрации Президентов);

    Правительства республик с управлениями, отделами, комитетами.;

    администрации краев и областей;

    администрации автономных областей и автономных округов;

    мэрии городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).

    Систему и структуру федеральных органов исполнительной власти определяет Президент РФ (Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636) .

    Федеральные органы исполнительной власти (центральные органы) функционируют в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.

    Они осуществляют общее руководство соответствующими отраслями, как правило, не руководят непосредственно предприятиями и организациями. В настоящее время нет нормативно-правовых актов, которые бы устанавливали общие основы правового положения федеральных органов исполнительной власти. Объем и характер их полномочий определяются особенностями порученных им отраслей и сфер деятельности. Система и формы органов исполнительной власти в республиках определяются их Конституциями, законами и иными актами. Система и формы органов других субъектов РФ определяются их Уставами и иными правовыми актами в соответствии с законами и указами Президента РФ. Правительства республик образуются либо представительными органами государственной власти (Советами), либо Президентами республик (назначаются с дальнейшим утверждением Советами).

    Примерно также образуются и соответствующие администрации. Структура администрации определяется Уставом данного субъекта РФ, или в установленном им порядке. Например, по Уставу Новосибирской области администрация области состоит из губернатора, первого заместителя и заместителей главы администрации, которые исполняют полномочия исполнительной власти в конкретных сферах управления.

    Но не во всех областях руководитель субъекта РФ является главой администрации. Например, руководитель администрации Курганской области назначается губернатором, с согласия областной Думы.

    Вообще структуры и системы органов исполнительной власти субъектов РФ многообразны. Как правило, возглавляют их в республиках - Президенты и главы Правительств, в администрациях - губернаторы. Но в некоторых республиках исполнительную власть возглавляет и коллегиальный орган. Например, в Дагестане Правительство возглавляет Государственный Совет Республики. Должность главы администрации замещается путем выборов. В тех субъектах, в которых выборы глав еще не состоялись, они назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

    Рассмотрим полномочия определенных органов исполнительной власти в государственном управлении.

    Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

    На должность Президента - главы государства - может быть избран гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Президент избирается сроком на 6 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Порядок избрания Президента определяется федеральным законом.

    Президент Российской Федерации наделен широкими полномочиями в сфере исполнительной власти:

    он назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначает на должность и освобождает от должности заместителей Правительства РФ и федеральных министров;

    принимает решение об отставке Правительства РФ;

    имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

    назначает и освобождает высшее военное командование;

    является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ;

    утверждает военную доктрину РФ;

    формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

    в установленном законом порядке может вводить чрезвычайное или военное положение и т.д.

    При Президенте РФ образован самостоятельный орган управления (Президентура). Этот орган возглавляет Президент. Он определяет полномочия главы Администрации Президента, советников и других должностных лиц.

    Правительство РФ. Федеральным органом общей компетенции, осуществляющим исполнительную власть в России, является Правительство Российской Федерации. Оно обеспечивает согласованную деятельность органов исполнительной власти. Правительство также правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией и федеральными законами к ведению России.

    Правительство Российской Федерации - коллегиальный орган. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы России. Другие члены Правительства - заместители и федеральные министры - также назначаются Президентом по предложению Председателя Правительства.

    Правительство Российской Федерации согласно Конституции обладает широкими полномочиями во всех сферах жизнедеятельности государства:

    Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

    осуществляет управление федеральной собственностью;

    разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

    осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, законности и борьбе с преступностью и пр.

    По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

    Министерство Российской Федерации. Является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности; образуется на основании указа Президента Российской Федерации: возглавляется министром, который назначаются на должность, и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства России. Министр входит в состав правительства, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

    Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию (в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти). В министерстве образуется совещательный орган - коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций.

    Федеральные министерства функционируют в различных сферах жизнедеятельности. Так, в сфере экономики действуют Министерство экономики. Министерство топлива и энергетики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия и др. В социально-культурной сфере функционируют: Министерство общего и профессионального образования, Министерство культуры, Министерство науки и технологии, Министерство труда и социального развития и др. В сфере социально-политической деятельности функционируют Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел и др. Государственный комитет Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим на основе коллегиальности межотраслевое регулирование. Образуется на основании указа Президента Российской Федерации, возглавляется председателем, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом России. Председатель государственного комитета издает приказы, распоряжения, указания по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующего государственного комитета, кроме вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях комитета. Решения государственного комитета по межотраслевым вопросам, имеющим общенормативный характер, принимаются совместно членами комитета и оформляются в виде постановления.

    В целях всестороннего рассмотрения основных отраслевых вопросов в государственном комитете образуется коллегия в составе председателя комитета (председатель коллегии), заместителей председателя по должности, руководящих работников комитета и других организаций. Государственные комитеты функционируют в разных сферах. В экономике, например, функционирует Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике и др. В социально-культурной сфере действуют Государственный комитет Российской Федерации по печати, Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии и др. Вопросами статистики в стране ведает Государственный комитет Российской Федерации по статистике.

    Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России и другие федеральные органы исполнительной власти осуществляют специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Эти органы создаются Президентом Российской Федерации.

    В федеральной службе и других органах образуются коллегии, утверждаются Правительством России. Коллегия является совещательным органом. Ее решения оформляются приказами руководителя органа.

    К указанным органам относятся:

    Федеральная архивная служба России:

    Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию;

    Служба внешней разведки Российской Федерации;

    Федеральная пограничная служба Российской Федерации;

    Российское космическое агентство:

    Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации;

    Федеральная служба охраны Российской Федерации и др.

    Территориальные (региональные) федеральные органы . К ним относятся действующие в пределах края, области: Государственная налоговая инспекция, управление статистики, миграционная служба, военкоматы и др. К региональным федеральным органам относятся: командование военного округа, командование пограничного округа, управление железной дороги, региональный орган Госгортехнадзора России и др. Эти органы находятся в подчинении соответствующих вышестоящих федеральных органов исполнительной власти.

    2. Органы исполнительной власти на примере Нижегородской области

    Начнем с того, что в Нижегородской области Устав содержит общую формулировку о том, что администрация области осуществляет все функции государственной власти области, не отнесенные к полномочиям Законодательного Собрания. Одновременно, через формулу "в том числе", сказано:

    ) об осуществлении исполнения актов федеральных органов государственной власти, законов области и постановлений Законодательного Собрания в части, относящейся к ее компетенции;

    ) о решении задач государственного управления в экономике, прогнозировании, финансах, в ценовой политике, во внешнеэкономических связях, промышленности, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве; градостроительстве, дорог и связи; в образовании и науке, здравоохранении, культуре и искусстве, спорте и туризме; в области занятости и социальной защиты населения, работы с военнослужащими; охраны природы и природопользования, охраны и использования историко-культурного наследия, других сфер;

    ) об осуществлении комплекса работ с бюджетом;

    ) о разработке и представлении на утверждение Законодательного Собрания описания границ области, проектов планов и программ социально-экономического развития, экологических и иных программ области и отчетов об их исполнении;

    ) об управлении и распоряжении собственностью области, а также федеральной собственностью, переданной в хозяйственное ведение или в распоряжение области, в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Законодательного Собрания области;

    ) об осуществлении мер по обеспечению прав и свобод граждан, экологической безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;

    ) о внесении в необходимых случаях на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проектов актов, затрагивающих интересы области, принятие которых находится в их компетенции;

    ) об осуществлении иных исполнительно-распорядительных функций и полномочий, возложенных на нее Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ, законами области, иными нормативными правовыми актами Законодательного Собрания области.

    Как видим, в данной главе Устава области смешаны задачи, предметы ведения и направления деятельности, названы некоторые полномочия и в общей форме - исполнительно-распорядительные функции.

    Терминологическая и сущностная окрошка не позволяет сделать заключение о задачах, функциях и соответствующих полномочиях администрации. В главе об актах администрации области сказано, что подразделения администрации издают приказы. Это противоречит установившейся практике издания нормативных и распорядительных актов только органом исполнительной власти, вернее, их руководителями.

    Анализ определения предметов ведения и полномочий органов исполнительной власти в субъектах Федерации показывает достаточно большой разброс в подходе к конституционному регулированию этих проблем. Основной акцент сделан на перечне предметных областей деятельности в сферах совместного и исключительного ведения. Приведенные примеры показывают большую амплитуду колебания конкретности перечня предметов ведения, и это, безусловно, сказывается на составе полномочий, их содержании. В конечном счете, это предопределяет и уровень законодательного регулирования функционально-целевой деятельности органов исполнительной власти, там, где такие законы предусмотрены, и правовую культуру положений и должностных инструкций в конкретных органах исполнительной власти.

    орган исполнительная власть полномочие

    Сказанное позволяет увидеть подход к распределению предметов ведения и полномочий администраций и правительств субъектов Федерации относительно основных блоков функциональной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации. Условное выделение восьми блоков в функциональной системе государственного управления позволяет проследить распределение по ним тех полномочий, которые в уставах и конституциях записаны за правительствами и администрациями субъектов. Названные восемь блоков охватывают следующие укрупненные предметные области:

    Организация системы органов исполнительной власти;

    Организация и защита территории;

    Правовая и социальная защита населения и граждан, реализация основ правового государства;

    Определение и обеспечение государственной политики в регионе субъекта;

    Государственное управление в сфере экономики;

    Организация производства и всех видов экономической деятельности;

    - Организация и обеспечение социального и культурного развития региона;

    Внешнеэкономические и культурные связи. Конституции и уставы выделяют в самостоятельный раздел функции, связанные с осуществлением правоохранительной деятельности или обеспечением законности, правопорядка и общественной безопасности. Описание этих направлений в одних случаях связано с деятельностью прокуратуры и органов МВД. Однако при постановке вопроса о законности и безопасности в регионе система органов, обеспечивающих эти направления, расширяется, и это правильно.

    Заключение

    В заключение еще раз подчеркнем полномочия органов исполнительной власти РФ, которые заключаются в следующем:

    Органы исполнительной власти РФ:

    Разрабатывают и представляют на утверждение представительному органу бюджета, обеспечивают его исполнение;

    Распоряжаются и управляют имуществом.

    Разрабатывают и реализуют программы в сфере управления.

    Осуществляют меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан.

    Осуществляют меры по охране общественного порядка, ведут борьбу с преступностью.

    Осуществляют учет и контроль за деятельностью различных сфер деятельности.

    Осуществляют управление в сферах экономического, социально-культурного развития и т.д. Органы исполнительной власти имеют свою структуру, компетенцию, определенный масштаб деятельности.

    Таким образом, органы исполнительной власти РФ осуществляют повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной и административно - политической сферами деятельности.

    Список использованных источников

    1.Нормативно-правовые акты

    2.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // "Российская газета", № 7, 21.01.2009.

    .Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010)"О Правительстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, № 51, ст.5712.

    .Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 16.10.2012)"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Российская газета", № 202, 08.10.2003.

    .Федеральный закон от 25.08.1995 № 153-ФЗ (ред. от 10.01.2003)"О федеральном железнодорожном транспорте" // "Российская газета", № 168, 30.08.1995.

    В российском законодательстве не содержится определение понятия органа исполнительной власти. В юридической литературе под органом исполнительной власти понимают часть системы органов государственной власти в РФ, учрежденную самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающую соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властны ми полномочиями и штатом государственных служащих (Ю. Н. Старилов).

    Признаки органов исполнительной власти
    1. Являются частью системы органов государственной власти в РФ.
    2. Это организационно (не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением), функционально (осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности) и юридически (имеет свою компетенцию, закрепленную в соответствующих нормативных правовых актах) обособленное учреждение.
    3. Являются органами государственного управления, осуществляющими исполнительно-распорядительную деятельность.
    4. Система органов представляет собой сложноорганизованный. разветвленный механизм, строящийся по иерархическому принципу.
    5. Формируются вышестоящими органами, подотчетны и подконтрольны им.
    6. Образование, структура и порядок деятельности органов исполнительной власти в основном регламентируются нормами конституционного и административного права.

    Общая характеристика административно-правового статуса органов исполнительной власти
    1. Деятельность органов исполнительной власти носит подзаконный характер. При осуществлении своих полномочий органы и должностные лица обязаны руководствоваться требованиями Конституции РФ, законов и других нормативных правовых актов, должны выполнять их и способствовать их выполнению другими субъектами.
    2. Органы исполнительной власти действуют строго в пределах своей компетенции, могут делать только то, что им прямо предписано соответствующими нормативными правовыми актами.
    3. Обладают относительной юридической самостоятельностью в осуществлении функций исполнительной власти, а также во взаимоотношениях с другими ветвями власти (согласно принципу разделения властей - ст. 10 Конституции РФ).
    4. Наделены государственно-властными полномочиями по изданию (правотворчество) и реализации (правоприменение) правовых норм.
    5. Являются юридическими лицами, т. е. обладают гражданской правосубъектностью.
    6. Права органов исполнительной власти гарантируются Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами, устанавливающими их правовой статус.
    7. В законодательстве предусматривается определенный механизм ответственности за неблагоприятные последствия деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.