Статья 29 гпк. Подсудность по месту исполнения договора по апк рф. Территориальный вид института

Под уголовным преследованием понимают деятельность, направленную на обнаружение гражданина, совершившего преступление, а также добывание доказательств, подтверждающих причастность его к посягательству. Она осуществляется стороной обвинения. Об обязанности уголовного преследования говорится в ст. 21 УПК РФ. С комментариями от 2016 г. и особенностями применения положений познакомимся далее.

Ст. 21 УПК РФ обязанность преследования закреплена за дознавателем, прокурором и следователем. Процессуальную деятельность указанные лица ведут по делам частно-публичного, публичного обвинения. Уголовное преследование осуществляется от имени государства.

На основании ч. 2 ст. 21 УПК, уполномоченные служащие при выявлении признаков преступления должны принять меры, направленные на установление события, изобличения лиц, причастных к деянию.

В случаях, установленных 20 нормой Кодекса, следователь либо начальник следственного подразделения, а также дознаватель (после получения согласия от прокурора) осуществляют преследование вне зависимости от волеизъявления жертвы посягательства.

Часть 4 ст. 21 УПК РФ закрепляет обязательность исполнения требований, запросов, поручений уполномоченных лиц, указанных в части 1, для всех учреждений, организаций, граждан, предприятий.

После возбуждения дела прокурор может заключить досудебное соглашение с субъектом, подозреваемым/обвиняемым в деянии.

Ст. 21 УПК РФ с комментариями

Анализируемая норма обладает императивным характером. В ст. 21 УПК закреплен исчерпывающий перечень органов и лиц, уполномоченных осуществлять преследование. Никто, кроме следователя, прокурора, дознавателя не может вести эту процессуальную деятельность.

Необходимо отметить, что ст. 21 УПК не включает в список уполномоченных субъектов судебную инстанцию или судей. Это обусловлено необходимостью соблюдать принцип состязательности участников разбирательства. Суд, в свою очередь, должен оставаться беспристрастным по отношению к сторонам. Включение в его полномочия преследования повлекло бы вероятность принятия чьей-либо позиции до изучения обстоятельств дела.

Обвинительная функция

Понятие "уголовное преследование" предполагает совершение конкретных действий, направленных на подтверждение/опровержение причастности гражданина к посягательству.

Реализация обвинительной функции включает в себя сбор, анализ, оценку доказательств, которые не только изобличают, но и оправдывают лицо, подозреваемое в посягательстве. Эта трактовка в полной мере согласуется с основополагающими уголовно-процессуальными принципами, закрепленными в 11 и 14 статьях Кодекса, и положениями ст. 73 УПК, в которой прямо указаны факторы, исключающие преступность и, следовательно, наказуемость поведения, а также смягчающие обстоятельства.

При каждом случае выявления признаков преступления уполномоченные служащие, согласно ст. 21 УПК , должны принять все меры, предусмотренные Кодексом, для установления лица, причастного к нему, а также полной картины события.

Волеизъявление потерпевшего

В 3 части ст. 21 УПК допускается игнорирование намерений жертвы преступления при реализации должностными лицами их полномочий по частно-публичному или публичному производству. Это предписание направлено на обеспечение защиты интересов субъектов, находящихся в зависимости от гражданина, причастного к деянию, а также неспособных по объективным причинам самостоятельно осуществлять принадлежащие им права. При этом полномочия должностных лиц реализуются указанным способом только в случаях, закрепленных 20 нормой (ч. 4). Ст. 21 УПК РФ содержит прямую ссылку на эту статью.

В 4 части предусмотрены случаи, когда причины и обстоятельства, закрепленные в законодательстве, реально препятствуют реализации лицом его прав. В таких случаях должностное лицо во исполнение законодательных положений обязано возбудить дело без заявления от потерпевшего.

Нюансы

Предусмотренное частью 3 21 статьи полномочие прокурора вести преследование по указанной категории дел вне зависимости от волеизъявления жертвы деяния исключительно при наличии условий, приведенных в ч. 4 20 нормы Кодекса, обеспечивает надлежащее соблюдение интересов гражданина, в отношении которого было совершено посягательство.

По мнению ряда экспертов, нормы действующего Кодекса существенно изменили регулирование вопроса о защите интересов потерпевших в сравнении с ранее существовавшим законодательством. Раньше, кроме прокурора, полномочиями на игнорирование волеизъявления потерпевшего наделялись следователь и дознаватель. Между тем нельзя не принимать во внимание возможность прокурора в рамках современного Кодекса передать материалы дела дознавателю/следователю для осуществления ими полного расследования по правилам, установленным процессуальным законодательством.

Комментарий к ч. 4 ст. 21 УПК РФ

В четвертой части анализируемой нормы закрепляется важнейшее правило, посредством которого обеспечивается исполнение прокурором, следователем и прочими уполномоченными лицами и органами обязанности преследования. В соответствии с положениями ч. 4 ст. 21 УПК , все субъекты, вне зависимости от статуса, формы собственности и иных обстоятельств, должны выполнить требования, запросы и поручения, полученные от указанных служащих и структур.

Безусловно, требования, поручения, запросы должны быть составлены в рамках полномочий дознавателя, прокурора, следователя. Пределы полномочий последнего, в частности, закрепляются в 38 статье УПК. Действия дознавателя регламентируются в 41 норме, а органа дознания - в 40. О полномочиях прокурора говорится в 37 статье Кодекса.

Особые случаи

Поручения, запросы, требования, о которых говорится в ч. 4 ст. УПК , предъявленные в рамках компетенции уполномоченных служащих, могут касаться предоставления информации, отнесенной к тайне, охраняемой законодательством (государственной, коммерческой, налоговой, банковской и пр.). Эти сведения являются конфиденциальными, и публичный доступ к ним отсутствует.

Во исполнение пункта 4 ст. 21 УПК РФ , указанные виды запросов, поручений и требований должны исполняться в рамках правил, закрепленных соответствующими нормативными актами. К примеру, данные, считающиеся коммерческой тайной, может быть предоставлена дознавателю/следователю по делам, которые они ведут, только при наличии согласия от прокурора.

Правила предоставления сведений по требованию, запросу, поручению, направленному в рамках пункта 4 ст. 21 УПК РФ, отнесенных к банковской тайне, определяются федеральным законом. Порядок доступа к информации, считающейся коммерческой тайной, регламентируется в 139 статье ГК.

Особенности оформления

Поручения, запросы и требования, направляемые в соответствии с п. 4 ст. 21 УПК , связанные с осуществлением действий юридического характера, должны быть оформлены письменно. Речь, в частности, о поручении о допросе свидетеля, живущего в другом регионе, требовании о выполнении ревизии и так далее.

Прочие запросы о предоставлении информации могут передаваться устно или письменно.

Если субъект, обязанный в соответствии с п. 4 ст. 21 УПК РФ исполнить поручение, не может в силу объективных причин сделать этого, он должен известить заявителя об этом в письменной форме с приведением обстоятельств, препятствующих исполнению возложенной на него обязанности.

Исходя из анализа норм, регламентирующих данную процессуальную деятельность, можно определить следующий состав действий:

  • Собирание доказательств, применение процессуальных мер, обеспечивающих установление причастности гражданина и применение к нему соответствующих санкций.
  • Обоснование перед судебной инстанцией предъявленного обвинения, убеждение суда в виновности лица и необходимости применить к нему наказание.

Одним из обязательных элементов преследования является поддержание обвинения.

Признаки деятельности

Уголовное преследование осуществляется исключительно в формах, предусмотренных процессуальным законодательством.

Обязанность вести эту деятельность возлагается на узкий круг субъектов. Только они могут установить фактические обстоятельства события, дать им правовую оценку и принять соответствующее процессуальное решение.

Содержание преследования состоит в принятии необходимых мер, направленных и на установление события и лиц, причастных к нему, и в вынесении актов, адресованных участникам производства. Данный признак вытекает не только из положений ст. 21, но и других норм Кодекса.

Уголовное преследование - деятельность, отличающаяся государственно-властным, публичным характером, поскольку она обеспечена принудительной силой государства. В 21 статье, в частности, прямо сказано о том, что свои обязанности уполномоченные служащие исполняют от имени РФ.

Уголовное преследование считается ключевой стадией всего процесса. В ходе него определяется содержание производства и направление его движения.

Особенности возбуждения преследования

По общим правилам, деятельность начинается в момент открытия дела. Завершается преследование при наступлении ответственности либо освобождении лица от нее. В первом случае суд признает причастность гражданина к посягательству и выносит приговор.

Однако для прекращения преследования необходимо, чтобы постановление суда вступило в силу. Аналогичное правило действует и при вынесении оправдательного решения, а также постановления о применении к субъекту медицинских принудительных мер воздействия.

Исключения

Закрытие дела влечет одновременно прекращение преследования, согласно 3 части 24 статьи УПК. Вместе с этим дело подлежит закрытию при прекращении преследования в отношении субъектов, обвиняемых/подозреваемых, кроме случаев установления их непричастности к деянию. В таких ситуациях преследование продолжается в целях изобличения виновных граждан.

В случае переквалификации деяния преследование, согласно 175 статье УПК, прекращается. Переквалификацией следует считать изменение/дополнение обвинения, завершение преследования по определенной части обвинения.

Классификация

В 21 статье УПК упоминается 2 вида преследования: по делам частно-публичного и публичного обвинения. Кроме этого, производство может быть открыто в частном порядке.

Классификация видов преследования направлена на:

  • Обозначение порядка процессуальной деятельности и, соответственно, основных правил, последовательности процессуальных действий уполномоченных служащих, характера решений, принимаемых на разных этапах производства.
  • Определение зависимости процедуры от волеизъявления участников.

Публичный порядок

Он используется практически во всех уголовных делах. В рамках производств публичного (общего) характера в большей степени проявляется независимость преследования от позиции участников. При выявлении признаков деяния дело возбуждается в порядке ст. 21, т. е. от имени государства. При этом волеизъявление потерпевшего во внимание не принимается.

Жертва деяния и его представитель вправе участвовать в преследовании, однако самостоятельных решений по производству они не могут принимать.

Такой порядок осуществления преследования в большей мере соответствует характеристике и целям судопроизводства: его объективности, независимости.

Частное производство

Осуществление преследования в частном порядке основывается на принципе диспозитивности. Он предполагает достаточно высокую степень влияния сторон на итоговое решение по делу.

Дела в таких случаях:

  • Возбуждаются на основании заявления от пострадавшего или его представителя.
  • Прекращаются в случае примирения с виновным также по волеизъявлению потерпевшего.

Необходимо отметить, что примирение участников производства допускается до момента удаления суда (первой либо апелляционной инстанции) в комнату для совещания и вынесения окончательного постановления по делу.

Частно-публичный порядок

Перечень дел, которые могут открываться в частно-публичном порядке, закрепляется в 20 статье УПК. В норме предусмотрено 9 составов. Этот перечень считается закрытым.

Такие дела возбуждаются на основании заявления от потерпевшего, как и производства в частном порядке. Прекращение же в связи с примирением участников не предусмотрено, кроме случаев, закрепленных статьями 25 УПК и 74 УК.

Расследование и рассмотрение дел производится в общем порядке. До открытия производства жертва посягательства вправе отозвать заявление. Однако если дело открыто, оно продолжается на общих основаниях.

В ряде случаев возбуждение производства может осуществляться без согласия и, соответственно, без заявления от потерпевшего. К примеру, если совершено изнасилование, сопряженное с убийством, применяются положения 21 статьи УПК.

Все прочие дела относятся к производствам, открываемым в общем порядке.

Дополнительно

Рассматривая преследование как специфический процесс, нельзя не остановиться на вопросе о его содержании. Принимая во внимание определенную однородность действий, а также задачи и цели процедур, определенную их обособленность во времени, можно констатировать стадийность деятельности.

Вместе с этим последовательность перехода от одного этапа к другому в рамках преследования довольно условна. Это обуславливается тем, что после изобличения гражданина, виновного в преступлении, после установления обстоятельств происшествия, их правовой оценки у уполномоченного служащего может возникнуть необходимость вернуться к начальной стадии, выполнить какие-либо процессуальные действия. В обязанности сотрудников, согласно 21 статье УПК, входит принятие всех мер, закрепленных законом, для восстановления картины события и привлечения виновных к соответствующей ответственности.

Преследование по уголовному закону - это действия, совершаемые во время уголовного процесса. Основным участником, на котором лежит обязанность осуществления уголовного преследования, по уголовно-процессуальному кодексу является прокуратура. Цель, которую преследует прокурор, - доказать вину лица, против которого выдвинуто обвинение в преступном деянии. Диспозитивность заключается в желании пострадавшего использовать либо не использовать предоставляемую законом возможность осуществлять преследование лица, преступившего закон, и нанёсшего потерпевшей стороне какой-либо ущерб.

Преследование по уголовному законодательству предусматривает следующие отдельные виды:

  1. Официальное (публичное).
  2. Неофициально-публичное.
  3. Неофициальное (частное).

Пострадавшее лицо вправе решать судьбу преступника. Право выбора заключается в личной оценке потерпевшим вреда, которое нанёс ему обвиняемый, и в принятии решения, подлежит ли преступник уголовному наказанию.

Официальное (публичное) преследование - это общепринятый способ определения истинного участия виновного в преступлении по действующему процессуальному кодексу Российской Федерации.

Этот вид обладает следующими признаками:

  • проводится государством в лице прокурора;
  • наличие властных полномочий у уполномоченных представителей обвинения;
  • если есть обстоятельства, указывающие на нарушение закона, государство обязано рассмотреть их и оценить с позиции права;
  • дело открывается без учёта точки зрения пострадавшей стороны (если есть сообщение о нарушении закона);
  • проведение расследования до рассмотрения дела в суде для установления достоверных фактов, которые определят и помогут выстроить линию обвинения;
  • возбужденные дела не могут быть закрыты, так как обвинение выдвинуто государством (исключение составляют дела с незначительной или средней тяжестью);

право пострадавшей стороны участвовать в процессе.

Принципы, работающие в уголовно-процессуальном законе, влияют на общественные отношение и устройство государства в целом.

Неофициально-публичное преследование включает процессуальные действия для установления виновного лица и содержит признаки официального и неофициального преследований. Это обвинение производится при поступлении заявления потерпевшей стороны.

Выражается в двух формах:

  1. Когда заявителем является физическое лицо.
  2. Когда заявление поступает от организации или предприятия.

Это форма преследования производится так же, как и при публичном преследовании. Здесь государство посредством уполномоченных лиц исполняет обязанность обвинения. Потерпевшей стороне участвовать в таком преследовании необязательно.

Отличительным признаком является досудебное следствие. Заявление лиц, чьи права были нарушены, поступает в дознание либо следствие. Дела этой формы обвинения не прекращаются даже при мировом соглашении между сторонами. Исключением являются случаи, указанные в 25-й статье УПК.

Объективность уголовного процесса зависит от количества открытых уголовных дел на основании заявлений граждан. Законодательство предусматривает возбуждение дел по заявлениям пострадавших при неофициальном и неофициально-публичном обвинении.

Неофициальное преследование по уголовному делу предусматривает особые правила процесса.

В соответствии с этим видом преследования расследуются дела по следующим статьям:

  • об умышленном лёгком вреде здоровью;
  • о нанесении побоев;
  • о клевете без отягчающих фактов;
  • об оскорблении.

В этих статьях вред от содеянных деяний минимальный. Интересы государства и общественного строя не затрагиваются. Нанесённый ущерб интересам определяется потерпевшей стороной.

Признаки неофициального преследования состоят в следующем:
  1. Действия производит не государственный обвинитель, а частное лицо.
  2. Закон не даёт права неофициальному обвинителю подавать заявления в судебные инстанции об оказании помощи в сборе требуемых доказательств.
  3. Потерпевшая сторона имеет право не подавать заявление либо письменно выразить отказ от преследования.
  4. Дела открываются после регистрации заявления пострадавшего, кроме случаев, предусмотренных ч. 4, ст. 21-я УПК РФ.
  5. Досудебное расследование отсутствует. Заявление о привлечении к ответственности потерпевшая сторона подаёт сразу в судебную инстанцию.
  6. Дела такого обвинения закрываются после примирения сторон, до оглашения судебного решения.

Виновный несёт ответственность в рамках уголовного процесса, что означает наличие неофициального (частного) преследования по делам с малой публичностью. При этом функция участия власти заключается в судебном решении по факту преступных действий.

Заинтересованность государства в помощи пострадавшему гражданину, по принципу диспозитивности, находится на более высоком уровне, чем процедура наказания виновных.

В соответствии с первой частью рассматриваемой статьи, преследование по открытым делам официального и неофициально-публичного обвинения проводят представители:

  • прокуратуры;
  • следствия;
  • дознания.

Должностные лица этих структур наделены властными полномочиями. Их объем зависит от обстоятельств конкретного уголовного дела.

Вторая часть предусматривает необходимость реагирования прокуратуры, следствия, дознания на любые признаки преступных действий, которые стали известны этим структурам в установленном УПК порядке. Этой частью определена обязанность установления виновных по каждому факту нарушения закона.

Третья часть наделяет полномочиями преследования при расследовании уголовных дел представителями структур, указанных в части первой этой статьи, без учёта желания потерпевшей стороны.

Четвёртая часть предписывает предприятиям, организациям и физическим лицам исполнять любой прокурорский, следственный и органа дознания официальный документ.

Пятая часть предоставляет возможность составить между прокурором и обвиняемым документ о добровольном взаимодействии по уголовному делу. Соглашение составляется до передачи дела в суд.


Статья характеризуется принципом официальности. Смысл заключается в преследовании представителями уполномоченных органов виновного без учёта желания любого участника разбирательства. Цель – выявить и установить лицо, совершившее преступные действия.

Установить факт совершения и выявить субъект незаконных деяний законодатель определил представителям властных структур:
  • прокуратуре;
  • следствию;
  • дознанию.

Комментарий выражает позицию Конституционного суда, которая заключается в том, что любая судебная инстанция наделена функцией правосудия, а уголовное преследование не является его компетенцией.

По публичным делам закон предусматривает контролирующую роль судов в части определения обоснованного решения: при открытии дела, отказе и прекращении. Возможность использовать это право предоставляется только во время судебного разбирательства. Рассматриваются дела по представлению гособвинителя. Сюда же входят заявления потерпевших сторон.

Если судья во время разбирательства по делу усмотрит достаточно оснований, указывающих на признаки преступных действий, то он направляет постановление органам гособвинения для проверки причин открытия уголовного дела. Такой же порядок установлен по материалам официального и неофициально-публичного обвинения.

Применяя преследование обвиняемого лица, закон гарантирует соблюдение Конституционных гарантий любому гражданину. Обвинение по возбужденным делам за уголовно наказуемые деяния - это обязанность уполномоченных госструктур и их представителей.

Процессуальный кодекс предусматривает конкретные правила судебного разбирательства и порядок действий при вынесении обвинений. Эти процессуальные этапы свойственны и для досудебного расследования, и во время судебного разбирательства.


Перечисленные в 21 статье уполномоченные структуры и должностные лица, наделённые правом преследования, определяют исчерпывающий список участников этой деятельности.

Процессуальный кодекс возложил обязанность преследования исключительно на представителей:

Отличительной деталью статьи считается отсутствие в указанном списке представителей судебного корпуса. Это означает, что законодатель сохранил необходимость доказывания своей позиции сторонами – участниками процесса.

Понятие «преследование по уголовному законодательству» предусматривает действия, устанавливающие причастность лица к противозаконным деяниям. Объективная оценка собранных доказательств по делу устанавливает виновность либо непричастность подозреваемого гражданина.

Часть третья 21-й статьи предусматривает возможность без волеизъявления пострадавшего осуществить преследование фигурантов. Содержание этой части обеспечивает защиту лицам, тем или иным образом, зависимым от виновного, или лишённым возможности лично реализовать свои права по привлечению к ответственности.


Как указывает 21-я статья часть 4 УПК РФ, закон определил случаи, которые не позволяют гражданам реализовать конституционные права. При возникновении таких ситуаций органы, обладающие властными полномочиями, открывают дела без официального обращения потерпевшей стороны.

Лица, осуществляющие преследование по своему должностному статусу, уполномочены предъявлять для исполнения любому субъекту:
  1. Требования.
  2. Запросы информации.
  3. Поручения.

Указанные документы исполняются прокурорскими работниками, представителями следствия и дознания в пределах предоставленных им прав.

Существуют ограничения в предоставлении сведений. Порядок передачи определяется нормативными документами. Информация, составляющая какую-либо тайну, поступает к следователю или дознавателю только после согласования с прокурором.


Поручения и другие документы исполняются письменно. Запрашиваемая информация излагается кратко, с указанием последнего срока для исполнения.

Примером таких документов являются запросы:
  • о необходимости допросить свидетеля, проживающего в соседней области;
  • о проведении аудиторской проверки с предоставлением заключения;
  • иные аналогичные требования.

Другие поручения могут исполняться как устно, так и в письменном виде.

При невозможности исполнения требования о предоставлении сведений, например, субъект вынужден по состоянию здоровья находиться в больнице. В этом случае исполнитель обязан направить документ о причинах, мешающих выполнить это задание.

Законодательство определяет при преследовании следующие действия:
  1. Сбор достоверных фактов, помогающих установить истину.
  2. Использование процессуальных норм, для обвинения конкретного лица.
  3. Определение наказания.
  4. Представление суду обвинения, основанного на положениях нормативных документов.

Порядок применения норм процессуального права возложен на конкретный немногочисленный круг лиц. Изменение правил уголовного процесса этими должностными лицами не допускается. Они обязаны собрать исчерпывающий перечень обстоятельств, имеющих значение по делу.

Судебная практика по 21-й статье

Статья 21-я входит в состав третьей главы УПК РФ.

В определениях Конституционного и Верховного Судов следует отметить следующие эпизоды:
  • в соответствии со статьёй 21 дознаватель изменил квалификацию преследования по уголовному делу;
  • закон позволяет стать официальному обвинению частным с соблюдением процессуальных норм;
  • на основании части пятой 21-й статьи прокурор реализовал право подписания документа о предоставлении сведений обвиняемым по уголовному делу.

Судебная практика демонстрирует обязательное соблюдение процессуальных этапов.