За чем следит ростехнадзор. Проверка образовательного учреждения. Что непосредственно интересует сотрудников Ростехнадзора

Приветствую, уважаемые друзья! Ранее я уже публиковал перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования по промышленной безопасности (и не только), соблюдение которых оценивается при проведении проверки Ростехнадзора. Те самые перечни, которые были утверждены приказом Ростехнадзора от 17.10.2016 г. № 421. Новость собственно в том, что эти перечни обновились. Поехали!

Изменения в перечни нормативных правовых актов были внесены приказом Ростехнадзора от 05.06.2017 г. № 193. Изменения вступили в силу 5 июня 2017 года.

О том, что именно изменилось, руководители и специалисты в области охраны труда и промышленной безопасности могут узнать из приказа Ростехнадзора № 193 и приказа Ростехнадзора № 421 (в новой редакции), которые можно будет скачать чуть ниже.

Изменений достаточно много, поэтому вкратце.

Собственно были исправлены неточности в наименовании ряда правовых актов, содержащихся в утверждённых перечнях. Ряд правовых актов вообще исключён. Например были исключены Правила безопасности при обслуживании гидротехнических сооружений и гидромеханического оборудования энергоснабжающих организаций, утверждённые приказом Минэнерго России от 13.04.2001 г. № 113 (Они же РД 153-34.0-03.205-2001).

Порядок ведения перечней правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении проверки Ростехнадзора, остался без изменений.

Скачивайте актуальные документы и предметно знакомьтесь.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Приказ Ростехнадзора от 05.06.2017 г. № 193 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 октября 2016 г. № 421

На этом всё. Если информация пригодилась, не проходим мимо, чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!

Продолжение следует...

Права работадателя и полномочия инспекторов

Ключевые проблемы

  • Какие права у инспектора Ростехнадзора?
  • Какие ошибки допускают инспекторы при проверках?
  • Какие права у работодателя?

Если вашу организацию проверяет Ростехнадзор, важно знать, какие права и обязанности есть у инспекторов. Это поможет грамотно отстоять свою точку зрения, избежать незаконного предписания и штрафа. Разберемся, на что обратить внимание при проверке.

Какие права у инспектора Ростехнадзора

При проверке инспектор Ростехнадзора должен руководствоваться определенным перечнем документов.

  1. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ). Он регулирует отношения между организациями и индивидуальными предпринимателями с одной стороны и проверяющими - с другой.
  2. Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Этот закон определяет все основные понятия в области промышленной безопасности, закрепляет права и обязанности организаций и контролирующих их надзорных органов, в частности Ростехнадзора.
  3. Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280 . Он определяет сроки и порядок проведения проверок инспекторами Ростехнадзора на ОПО, а также порядок взаимодействия представителей Ростехнадзора и проверяемых организаций.

Правовая база

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете .

Кроме того, по каждому конкретному виду надзора применяются административные регламенты. Например, при проверках в рамках энергетического надзора применяются регламенты по энергосбережению, энергоэфективности и т. д.

Инспекторы Ростехнадзора при исполнении должностных обязанностей имеют право:

  • посещать поднадзорные организации;
  • знакомиться с необходимыми документами;
  • проверять правильность проведения технических расследований инцидентов на ОПО;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений;
  • давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности;
  • давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников;
  • привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях, и направлять в правоохранительные органы материалы об их привлечении к уголовной ответственности.

Предупреждает Екатерина ЗУБАРЕВА, начальник отдела охраны труда ГУП МО «МОБТИ»

На практике проверка происходит таким образом: работодатель получает копию распоряжения о проведении плановой проверки (документарной или выездной) не менее чем за три дня до ее начала. О внеплановой проверке работодателя извещают не менее чем за 24 часа любым доступным способом (например, по телефону). В некоторых случаях инспектор не обязан уведомлять проверяемых о внеплановой проверке. Например, если есть угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде или при аварии на ОПО.

Какие ошибки допускают инспекторы при проверках

Инспекторы Ростехнадзора могут допускать ошибки во время проверки . Например:

  1. В распоряжении о проверке указано одно лицо, а проверку осуществляет другое. В этом случае работодатель вправе отказать инспектору в допуске на предприятие. Если же распоряжение о проверке оформлено на нескольких сотрудников, а прибыл только один - оснований для отказа в проведении проверки нет.
  2. Проверку проводят в отсутствие руководителя или его законного представителя, что недопустимо и является достаточным основанием для отказа в проверке. Кроме случаев внеплановой проверки при угрозах жизни, здоровью людей и окружающей среде, а также авариях.
  3. Если внеплановая проверка проводится по ранее выданному предписанию, то контрольные мероприятия не должны выходить за его рамки.
  4. Не все знают, что работодатель обязан представить документы для проверки в течение 10 дней после получения мотивированного запроса (п. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Часто инспекторы сокращают этот срок по каким-либо причинам, но он установлен законодательно.
  5. Инспектор требует нотариально заверить копии представленных для проверки документов, что неправомерно. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя организации (п. 6 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Документы можно предъявить в электронной форме.
  6. За проверку взимается плата. Это грубое нарушение, потому что контрольные мероприятия являются бесплатными. Работодатель должен оплатить только экспертизы, анализы, если их необходимо проводить в ходе проверки.

Подмеченные ошибки инспектора можно использовать для обжалования выписанного предписания или постановления об административном правонарушении.

Какие права у работодателя

Работодатель вправе попросить инспектора Ростехнадзора ознакомить его с административными регламентами проведения проверки. Но лучше сделать это самостоятельно заранее, чтобы не упустить важных моментов и суметь поправить инспектора, если он не прав.

Нельзя запрещать инспектору доступ на территорию или к документам. При этом работодателю лучше присутствовать при проверке, чтобы получать разъяснения по возникшим вопросам и ознакомиться с результатами. Сразу по окончании проверки составляется акт в двух экземплярах. Один остается у работодателя, второй - у инспектора. При наличии Журнала учета проверок инспектор делает в нем запись о прошедшем контрольном мероприятии.

Советует Елена ГУРЬЕВА, заместитель начальника отдела персонала ООО «Группа компаний «Столия» (Волгоград)

Журнал учета проверок нужен, чтобы все контрольные мероприятия фиксировались и соблюдались сроки плановых проверок. Однако работодатель сам решает - вести его или нет. Отсутствие такого журнала не является нарушением.

Если инспектор неверно трактует нормативные акты, ошибается в оформлении документов по итогам проверки, работодатель может высказать свои замечания непосредственно в ходе проверки либо обжаловать действия инспектора у вышестоящего руководства. Также работодатель имеет право мотивированно отказаться от подписи акта. Но отказ особого смысла не имеет. В этом случае инспектор направит акт заказным письмом с уведомлением о вручении.

Как часто могут проводиться проверки?

Как часто Ростехнадзор может приходить с проверкой?
Ольга ЗАМОСКВОРЕЦКАЯ, руководитель (Омск)

Ростехнадзор может проводить плановые проверки не чаще одного раза в три года (п. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Частота внеплановых проверок не ограниченна. Они проводятся по результатам выполнения ранее выданных предписаний, в случае сообщений об угрозе жизни и здоровью работников, окружающей среде и т. д. (п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ). В отношении организаций, индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в социальной сфере плановые проверки могут проводиться два раза в три года и более.

Журналы регистрации работы по охране труда

Журнал учета проверок вы можете скачать .

Какова допустимая продолжительность проверки?

Сколько может длиться проверка Ростехнадзора в организации?
Семен ЛЕВИН, специалист по промышленной безопасности (Сургут)

Срок проведения проверки не может быть более 20 рабочих дней. Что касается субъекта малого предпринимательства - общий срок плановых выездных проверок не может превышать 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год для микропредприятия. В исключительных случаях (если нужны длительные и сложные экспертизы) руководитель территориального органа Ростехнадзора может продлить срок проверки на такой же период.

Если организация работает на территории нескольких субъектов России, то длительность проверок определяется по каждому филиалу в отдельности, но в общем не должна превышать 60 рабочих дней.

Какие организации проверяет Ростехнадзор?

В какие организации Ростехнадзор обычно приходит с проверками?
Ирина ЕРМОХИНА, инженер (Череповец)

В ведении Ростехнадзора находятся организации, которые:

  • занимаются разработкой и использованием недр;
  • используют атомную энергию (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения);
  • эксплуатируют электрические и тепловые установки и сети (кроме бытовых установок и сетей);
  • эксплуатируют гидротехнические сооружения (за исключением судоходных гидротехнических сооружений);
  • производят, хранят и применяют взрывчатые материалы промышленного назначения .

Под внимание попадут организации, работающие с взрывчатыми и токсичными веществами, оборудованием под давлением, грузоподъемными механизмами. Ростехнадзор вправе проверить строительные организации, а также организации, эксплуатирующие котельные, производящие газированную воду, химические производства, нефтедобывающие предприятия, ведущие подземные работы, и т. д.

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас . Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Запомните главное

1 Инспектор Ростехнадзора вправе проверять предприятие только при наличии распоряжения о проверке на его имя.

2 Проверка проводится только в присутствии руководителя предприятия или его представителя. За исключением случаев, когда есть угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде или существует риск аварии.

3 Проверка не может выходить за рамки вопросов, указанных в распоряжении о проверке или ранее выданном предписании.

4 Ошибки инспектора можно использовать для обжалования выписанного предписания или постановления об административном правонарушении.

Теперь переходим к более специализированным структурам, которые также отличаются особым коварством.

Эксплуатация объектов промышленности, строительства, энергетики, нефтяного комплекса крайне ответственна и связана со специфическими требованиями и правилами безопасности. Контроль промышленной безопасности государство возложило на Ростехнадзор.

Административная ответственность за нарушения в промышленности, строительстве и энергетике предусмотрена главой 9 КоАП РФ. В большинстве статей в виде санкций закреплены административное приостановление деятельности объекта на срок до 90 суток, а в отдельных случаях - дисквалификация руководителей предприятия.

Основным нормативным актом, регламентирующим контроль и надзор, признается ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Документарная проверка

Представители Ростехнадзора вправе запросить любые документы, относящиеся к предмету проверки. Запрос должен быть мотивирован . Указанные в нем документы юридическое лицо предоставляет в течение 10 рабочих дней в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя или законного представителя. Иногда проверяющие требуют нотариального удостоверения копий документов. Обратите внимание: закон такого права им не дает .

При выявлении ошибок или противоречий в копиях документов юридическое лицо может дать пояснения, а также предъявить дополнительные материалы и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. Должностное лицо, проводящее проверку, обязано рассмотреть их.

Выездная проверка

Предметом проверки служат содержащиеся в документах юридического лица сведения, а также соответствие обязательным требованиям работников, территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, технических средств, товаров, производимых, используемых и реализуемых юридическим лицом.

Выездная проверка проводится по месту фактического осуществления деятельности проверяемого и целесообразна, если документарная проверка не позволяет убедиться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления видов предпринимательской деятельности, или если оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям невозможно без проведения соответствующего контрольного мероприятия.

Руководитель предприятия (или иное уполномоченное лицо) обязан ознакомиться со следующими документами и фактами:

с распоряжением о назначении и проведении проверки;

полномочиями лиц, проводящих выездную проверку;

целями и задачами проверки;

основаниями для проведения выездной проверки;

видами и объемом мероприятий по контролю;

составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке;

сроками и с условиями ее проведения.

Представители организации должны предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, обеспечить доступ проверяющих на территорию, в здания, строения, сооружения, к оборудованию, иным объектам, техническим устройствам, транспортным средствам.

Всё идет по плану

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года согласно ежегодным планам проведения проверок Ростехнадзора и его территориальных органов .

Надо иметь в виду, что годовой план работы территориальных органов Ростехнадзора в части осуществления мероприятий по контролю и надзору должен соответствовать ежегодному плану Ростехнадзора. По общему правилу сведения о планах размещаются на официальном сайте Ростехнадзора. Годовые планы доводятся до сведениях подконтрольных организаций или публикуются в Интернете в течение 10 дней после утверждения . Но это требование не относится к особо важным и режимным организациям.

Территориальный орган Ростехнадзора должен уведомить организацию о плановой проверке не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения . Для этого он направляет копию распоряжения руководителя управления или его заместителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Внеплановая проверка

Законными основаниями для проведения внеплановой проверки могут быть только :

1 - истечение срока выполнения юридическим лицом ране выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2 - поступление в Ростехнадзор или его территориальные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации о фактах:

Возникновения угрозы причинения вреда (а также причинение вреда) жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ростехнадзор не имеет права проводить проверку исходя из информации, из которой невозможно установить факты, способные стать основанием для проведения проверки . Кроме того, таким основанием не могут служить обращения и заявления заинтересованных лиц, не позволяющие установить факты возникновения угроз и причинения вреда.

О внеплановой выездной проверке юридическое лицо должно быть уведомлено не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом . Если в результате деятельности юридического лица уже фактически причинен или причиняется вред, предварительное уведомление юридического лица о начале внеплановой выездной проверки не требуется.

Обратите внимание : любая внеплановая проверка, проводимая территориальным управлением Ростехнадзора, считается законной и обоснованной, только если она согласована с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица.

Порядок согласования утвержден приказами Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 № 93 и от 11.08.2010 № 313.

Данная процедура может не соблюдаться, если причинен вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства и т.п. В подобной ситуации органы Ростехнадзора вправе приступить к внеплановой проверке незамедлительно, известив об этом органы прокуратуры в течение 24 часов.

Решение уполномоченных должностных лиц органа прокуратуры о согласовании проведения проверки или об отказе в согласовании может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

Как действовать при проверке

При получении распоряжения руководителя территориального органа Ростехнадзора о проведении проверки рекомендуется внимательно изучить его на предмет соответствия требованиям ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ и приложения № 1 к приказу Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141. Перед проверкой руководитель организации может попросить должностное лицо, осуществляющее проверку, представить для ознакомления заявление о согласовании проверки с органами прокуратуры. Необходимо в полном объеме воспользоваться правом непосредственного присутствия (участия) при проверке и давать компетентные и взвешенные объяснения, относящиеся к предмету ее проведения . Рекомендуем возложить функции представителей организации на нескольких должностных лиц - технического специалиста, юриста и сотрудника подразделения безопасности . Их действия должны быть слаженными.

Представители организации должны быть нацелены на один результат - противодействие в рамках правового поля незаконному проведению проверки.

Зачастую при проверке требуют документы, информация в которых составляет коммерческую тайну. Тогда целесообразно действовать так :

Попросить проверяющих сделать отдельных письменных запрос на получение документов, составляющих коммерческую тайну. На этот запрос составить ответ о ее предоставлении. В ответе указать об ответственности за разглашение данной информации;

Каждый документ, составляющий коммерческую тайну, передавать проверяющим строго по отдельной описи с обязательным указанием его наименования и реквизитов, количества листов и изготовленных копий.

Сразу по завершении проверки должностные лица проверяющего органа в соответствии с требованиями ч. 1 и 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ обязаны составить акт проверки в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается законному представителю проверяемого юридического лица. Акт составляется по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

При получении акта надо проверить его содержание. Необходимо, чтобы дата, время и место проведения проверки, ее вид, дата и номер распоряжения Ростехнадзора о проведении проверки, ее продолжительность, сведения о результатах, выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и лицах, допустивших нарушения, соответствовали действительности.

Все указанные в акте сведения нужно тщательно сверить и при наличии расхождений обратиться к проверяющим с требованием устранить подобные расхождения. Предупреждаем, что в ответ можно получить отказ. Тогда необходимо подписать акт с имеющимися возражениями (можно на отдельных листах) и вручить его проверяющему лицу, чтобы он поставил подпись.

Если составленные первоначально возражения окажутся неточными или неполными, их можно дополнить в течение 15 дней с даты получения акта.

Экономика и жизнь, №45, 2011.

Ежегодно 31 декабря Ростехнадзор обнародует план проверок в очередном году. С перечнем предприятий, попавших в план проверок можно ознакомится скачав его с официального сайта Ростехнадзора или проверьте наличие своей организации в Едином реестре Федеральной государственной информационной системы проверок Генеральной прокуратуры Российской Федерации .

Как подготовится к проверке Ростехнадзора в области исполнения требований 261-ФЗ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности:

1. Скачайте и ознакомьтесь с текстом закона Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

2. Проверьте наличие у вас следующих документов :

  • Энергетический паспорт организации (срок действия 5 лет) зарегистрированный в СРО и направленный в МинЭнерго.
  • Технический отчет об энергетическом обследовании согласованный в СРО.
  • Программа энергосберегающих мероприятий (обычно оформляется как часть технического отчета)
  • Приказ о назначении ответственного лица за повышение энергоэффективности предприятия.

Для оформления данных документов необходимо заключить договор с энергоаудиторской компанией, имеющей свидетельство СРО и уполномоченной проводить энергетические обследования. При выборе компании обязательно обратите внимание на следующие моменты :

  • Наличие действующего свидетельства СРО (можно проверить наличие компании в реестре на официальном сайте их СРО)
  • Наличие опыта компании, а именно можно проверить есть ли у компании зарегистрированные энергопаспорта в Минэнерго .
  • Наличие положительных отзывов о работе компании (примеры отзывов)
  • Готовность оказать сопровождение присутствием специалиста компании во время проверки.

В случае если Вы решите обратится в нашу компанию мы гарантируем проведение качественного энергетического обследования Вашей организации, которое будет включать в себя:

  • Визуальное обследование технического состояния систем тепло- и водоснабжения.
  • Анализ договоров с энергоснабжающими организациями.
  • Составление балансов по всем видам энергоресурсов.
  • Тепловизионное обследование ограждающих конструкций зданий и сооружений.
  • По итогам обследования будет составлен технический отчет с описанием текущего состояния ограждающих конструкций с выявлением проблемных зон.
  • Разработка программы энергосберегающих мероприятий .
  • Составление полного технического отчета об энергетическом обследовании.
  • Составление энергетического паспорта согласно приказу №400 Министерства энергетики РФ от 30.06.2014 г.
  • Проведение экспертизы энергетического паспорта.
  • Утверждение паспорта в саморегулируемой организации НП «Национальная организация специалистов в области энергетических обследований и энергетической эффективности».
  • Контроль отправки энергетического паспорта в Министерство энергетики с последующим утверждением и присвоением реестрового номера.

«К нам едет ревизор… ЧТО ДЕЛАТЬ?» - с такой почти классической фразы начал телефонный разговор один из наших клиентов. Он рассказал, что через неделю к нему должны прибыть инспекторы Ростехнадзора с выездной плановой проверкой, и попросил разъяснить ряд важных для каждого владельца ОПО моментов. Когда и на каком основании может проводиться проверка опасного производственного объекта? Какие документы будет проверять Ростехнадзор? Что грозит организации при выявлении нарушений норм и правил промышленной безопасности? На эти вопросы мы постараемся дать развернутые ответы в рамках этой статьи.

Итак, если ваша организация осуществляет:

  • проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию ОПО;
  • изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО;
  • транспортировку опасных веществ на ОПО;
то, согласно нормам Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности…», Ростехнадзор может периодически проводить на вашем предприятии плановую (для ОПО 1-3 кл. опасности) и внеплановую (для всех классов ОПО) проверку. Надзорные мероприятия направлены на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных законодательством РФ в области промышленной безопасности.

Предметом проверок Ростехнадзора является (п. 4 статьи 16 ФЗ №116):

  • соблюдение обязательных требований промышленной безопасности;
  • соответствие установленным требованиям промбезопасности используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов;
  • соблюдение требований обоснования безопасности (если деятельность на ОПО осуществляется с применением обоснования безопасности).
Плановые проверки ФСЭТАН проводятся на основании ежегодных планов, которые утверждаются руководителем территориального управления Ростехнадзора и размещаются на официальном сайте ведомства в сети Интернет (как правило, это файл в формате Excel, который можно скачать в любое удобное время).

Основанием для проведения внеплановых проверок могут выступать (п. 7 статьи 16 ФЗ №116):

  • Истечение срока исполнения поднадзорной организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений обязательных требований промышленной безопасности.
  • Поступление в Ростехнадзор обращений и заявлений от граждан, юридических лиц или ИП; информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и СМИ о возникновении: 1) угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства; 2) угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 3) фактов причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства.
  • Приказ (распоряжение) руководителя Ростехнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требований прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Проверка может проводиться только должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе Ростехнадзора (его территориального органа) о проведении проверки. В документе указываются основания для проверки, срок и цель, объем мероприятий по проверке, а также указания для инспекторов. После завершения проверки инспекторы Ростехнадзора обязаны составить Акт проверки в двух экземплярах. Акт составляется по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

Полномочия проверяющего органа, порядок и сроки проведения проверки, обязанности контролеров и другие детали изложены в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Исполнение Ростехнадзором государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности подробно описано в Административном регламенте, который утвержден Приказом Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280.

Когда ожидать проверку Ростехнадзора

Согласно п. 5 статьи 16 ФЗ №116 основанием для включения организации в реестр ежегодных плановых проверок является истечение 1 года (для ОПО I-II кл. опасности) и 3-х лет (для ОПО III кл. опасности) со дня:

  • принятия решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта ОПО, в том числе используемых при эксплуатации ОПО зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов;
  • регистрации ОПО в реестре Ростехнадзора;
  • окончания проведения последней плановой проверки.
Предприятие уведомляется о проведении в отношении него плановой проверки не менее чем за 3 дня до начала контрольных мероприятий. В адрес поднадзорной организации направляется копия распоряжения или приказа руководителя (зам. руководителя) Ростехнадзора заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

С внеплановой проверкой все иначе. Ростехнадзор может инициировать ее в любое время, имея на то достаточные основания (см. п. 7 статьи 16 ФЗ №116). Поднадзорная организация (юр. лицо или ИП) уведомляется о такой проверке не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. При этом если в Ростехнадзор поступило заявление (обращение) о фактах нарушения обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, оборудования, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным и т.д., предварительное уведомление поднадзорной организации не допускается (п. 9 статьи 16 ФЗ №116).

Срок проведения плановой и внеплановой проверки составляет не более чем 30 рабочих дней. В исключительных случаях срок проведения надзорных мероприятий может быть продлен руководством Ростехнадзора, но не более чем на 20 рабочих дней (п. 10 статьи 16 ФЗ №116).

Какие документы будет проверять Ростехнадзор

Скачайте Перечень основных документов , которые проверят инспекторы Ростехнадзора в ходе проведения плановой/внеплановой проверки (в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…» и иных нормативных актов в сфере промышленной безопасности, включая технические регламенты, федеральные нормы и правила).

Ростехнадзор также может проверить иные специализированные документы, приказы, журналы, графики, которые определяются спецификой ОПО и указаны в ФНП по типам объектов, технических регламентах, других нормативно-правовых актах. При выездной проверке специалисты ведомства проведут осмотр, визуальный анализ оборудования и его частей на предмет исправности, надежности и эксплуатационной безопасности.

По результатам проверки инспекторы Ростехнадзора делают вывод (составляют акт) о наличии/отсутствии на ОПО поднадзорной организации нарушений норм и правил промышленной безопасности.

Ростехнадзор выявил нарушения: что грозит организации?

Если в ходе проверки Ростехнадзор выявил на ОПО нарушения требований промышленной безопасности, он выдает поднадзорной организации предписание об устранении этих нарушений с указанием конкретных сроков.

Кроме того, предприятие, его руководитель и иные должностные лица привлекаются к административной ответственности согласно статьям 9.1, 9.19 главы 9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде следующих штрафов и иных наказаний:

1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензирования деятельности на ОПО влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан (физических лиц) - от 2000 до 3000 рублей;
  • на должностных лиц (например, генеральный директор, главный инженер) - от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
  • на юридических лиц - от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан - от 4000 до 5000 рублей;
  • на должностных лиц - от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет;
  • на юридических лиц - от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности (нарушение, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей) или грубое нарушение условий лицензирования деятельности на ОПО (например, отсутствие или ненадлежащее оформление Лицензии - неверное наименование, неправильно указаны виды деятельности) влечет наложение административного штрафа:
  • на должностных лиц (например, генеральный директор, главный инженер) - от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • на юридических лиц - от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
4. Эксплуатация ОПО, за исключением стадии ввода в эксплуатацию, без договора на обязательное страхование ОПО влечет наложение административного штрафа:
  • на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей.
Предупрежден - значит вооружен

Помните, проверка Ростехнадзора - это не тяжкое бремя, которое выпадает на долю владельца ОПО. Это индикатор безопасности опасного производственного объекта. Пусть вы эксплуатируете ОПО уже 20 лет. И ни разу за этот период не было даже намека на серьезную аварию. Но жизнь переменчива, и всегда есть человеческий фактор.

Поэтому, чтобы избежать санкций со стороны Ростехнадзора и сохранить надежность вашего объекта:

1. Своевременно и в полном объеме получайте, разрабатывайте, бережно храните разрешительные, нормативно-технические документы для ОПО, инструкции и регламенты, графики и журналы, приказы и акты. И доводите каждое положение каждого документа до всех сотрудников вашей организации.

2. Поддерживайте в исправном состоянии технические устройства (их составные части), здания и сооружения на ОПО, своевременно проводите их осмотр и диагностику, техническое освидетельствование и экспертизу.

3. Следите за изменениями в законодательстве по промышленной безопасности, своевременно вносите коррективы в документы, переоформляйте разрешения, лицензии.

4. Следите за качеством работы персонала, своевременно проводите его обучение и аттестацию.

Эксплуатируя ваш ОПО в рамках закона, вы вносите вклад не только в промышленную, но и в нашу общую безопасность.