Что общего у закона и обычая. Закон и правовой обычай. Как сосуществуют многонациональные обычаи в России

Термины астероид, метеор, метеорит, метеороид, болид звучат в последние дни отовсюду, и довольно часто как синонимы. Между тем, между ними есть разница:

Астероидами (от древнегреческого? - "Подобный Звезде") называют сравнительно небольшие космические объекты - иногда их ещё называют малыми планетами. Они значительно меньше планет и имеют неправильную форму. В некоторых источниках о них пишут как о "Космических Обломках".

Вокруг солнца вращаются миллионы астероидов, и примерно 750 тысяч из них составляют так называемый "Пояс Астероидов" между орбитами марса и Юпитера. Размеры этих объектов могут достигать нескольких сотен километров в диаметре. Диаметр астероида церера, который иногда называют карликовой планетой, составляет, к примеру, 940 километров.

У астероидов нет атмосферы, хотя многие из них достаточно велики, чтобы обзавестись гравитационным полем - у некоторых даже имеется по одному - двум спутникам. Иногда они формируют "Двоичную" систему, когда два астероида примерно одинаковых размеров вращаются вокруг друг друга.

Метеор (от древнегреческого? - "Небесный") - это астероид или любое другое небесное тело, которое попадает в атмосферу земли и сгорает в ней. Мы их "Падающими Звёздами называем". В том случае, если от метеора, пока он летит, что-нибудь остаётся, то он становится метеоритом.

Метеориты обычно на железные и каменные делят. Железные, как можно догадаться, на 90 процентов состоят из железа, каменные - из кремния, магния, железа и некоторых других элементов.

Ну и, наконец, метеороиды. Этим термином обозначают маленькие частицы комет или астероидов, которые вращаются вокруг солнца. Чёткого разграничения между метеороидами и астероидами не существует - первые просто намного меньше. Но когда они влетают в атмосферу и сгорают, то опять-таки становятся метеорами, вроде челябинского. А огненный шар, который получился при взрыве метеора, называется болидом.

Отличие астероида от метеороида. Чем метеорит отличается от метеора?

Метеор и метеорит – это близкие, даже родственные понятия, но все же не идентичные друг другу. И тот, и другой образуются из метеорного тела – камня или обломка скалы, летящей в космосе. Когда метеорное тело входит в атмосферу Земли, оно сталкивается с атомами воздуха.

Постепенно разогреваясь от этих столкновений, оно начинает светиться – это и есть метеор, т.е. видимый след пролета небесного тела в атмосфере. Когда же тело падает на грунт, то становится метеоритом, или небесным камнем, который можно подвергнуть исследованиям или присоединить к коллекции.

Не менее чудесным небесным телом, которым может любоваться земной наблюдатель, является комета. Чем отличаются кометы от астероидов и метеоритов?

Слово «комета» также древнегреческого происхождения и буквально переводится как «волосатая», «косматая». Кометы прилетают из внешней части Солнечной системы, и, соответственно, имеют иной состав, чем астероиды, сформировавшиеся рядом с Солнцем.

Помимо разницы в составе, есть и более очевидное различие в строении этих небесных тел. Комета при приближении к Солнцу, в отличие от астероида, демонстрирует туманную оболочку кому и хвост, состоящий из газа и пыли. Летучие вещества кометы по мере нагревания активно выделяются и испаряются, превращая ее в прекраснейший светящийся небесный объект.

Кроме того, астероиды движутся по орбитам, и их перемещение в космическом пространстве напоминает плавное и размеренное движение обычных планет. В отличие от астероидов, комета более экстремальна в своих перемещениях. Ее орбита сильно вытянута. Комета то близко приближается к Солнцу, то отдаляется от него на значительное расстояние.

Комета отличается от метеорита тем, что она находится в движении. Метеорит же – это результат столкновения небесного тела с земной поверхностью.

Метеорит и астероиды. 1. Астероиды.

Малые планеты, или астероиды, обращаются между орбитами Марса и Юпитера и невооруженным глазом невидимы. Первая малая планета была открыта в 1801 г., и по традиции ее назвали одним из имен греко-римской мифологии - Церерой. Вскоре были найдены и другие малые планеты, названные Паллада, Веста и Юнона. С применением фотографии стали открывать все более слабые астероиды. В настоящее время известно более 2000 астероидов. Возможно астероиды возникли потому, что веществу по какой-то причине не удалось собраться в одно большое тело - планету. На протяжении миллиардов лет астероиды сталкиваются друг с другом. На эту мысль наводит то, что ряд астероидов имеет не шарообразную, а неправильную форму. Суммарная масса астероидов оценивается всего лишь в 0,1 массы Земли.

Самый яркий астероид - Веста не бывает ярче 6-й звездной величины. Самый крупный астероид - Церера. Его диаметр около 800 км, и за орбитой Марса даже в сильнейшие телескопы на столь малом диске ничего нельзя рассмотреть. Самые мелкие из известных астероидов имеют диаметры лишь около километра (рис. 63). Конечно, у астероидов нет атмосферы. На небе малые планеты выглядят как звезды, отчего их и назвали астероидами, что в переводе с древнегреческого означает «звездоподобные». Они отличаются от звезд лишь характерным для планет петлеобразным перемещением на фоне звездного неба. Орбиты некоторых астероидов имеют необычайно большие эксцентриситеты, вследствие чего в перигелии они подходят к Солнцу ближе, чем Марс и даже Земля (рис. 64) Икар подходит к Солнцу ближе, чем Меркурий. В 1968 г. Икар подошел к Земле почти в 10 раз ближе, чем Марс, но его ничтожное притяжение никакого влияния на Землю не имело. По временам близко подходят к Земле Гермес, Эрот и другие малые планеты.

Солнечная система

Основное различие между астероидами и кометами проводится на основании того, из чего они состоят. Астероиды сделаны из металлов и скалистых материалов, в то время как кометы состоят из льда, пыли и также имеют некоторую долю скалистого материала в своем составе. Оба вида этих космических объектов появились в эпоху ранних времен Солнечной системы - около 4,5 млрд. лет назад.

Второе главное отличие астероидов от комет состоит в том, что астероиды сформировались гораздо ближе к Солнцу, где слишком высокая температура для существования льда. Кометы, в свою очередь, формируются далеко от Солнца, где холодно и лед не плавится. Кометы, которые приближаются к Солнцу, «теряют» часть своего тела, поскольку их лед тает и испаряется в форме хвоста.

Итак, кометы имеют хвосты, а у астероидов их нет. Существует также ряд других важных различий между астероидами и кометами. Одно из них заключается в моделях их орбит. Кометы, как правило, имеют весьма расширенные и удлиненные орбиты, которые во много раз больше, чем 50000 АС от Солнца (1 АС, или астрономическая единица, равна расстоянию от Земли до Солнца). Астероиды, в свою очередь, имеют короткие и больше круговые орбиты, и они «спешат» объединится в пояса.

Еще одно различие между астероидами и кометами заключается в их количестве. Известных комет - 3572, в то время как астероидов - несколько миллионов. Некоторые из них столь же малы, как и частицы пыли.

Несмотря на то, что основное различие между астероидами и кометами в том, из чего они состоят, к астероидам проявляется весьма большой интерес среди ученых. Их изучают во многих аспектах, включая возможность столкновения с Землей. Астероиды также могут быть привлекательны для будущей «космической горной промышленности».

Астероиды

Астероиды – это каменные и металлические объекты, которые вращаются вокруг Солнца, но слишком не значительные по размерам, чтобы считаться планетами.
Астероиды варьируются в размерах от Цереры, которая имеет диаметр около 1000 км, до размера обычных камней. Шестнадцать известных астероидов имеют диаметр 240 км и более. Их орбита эллиптическая, пересекает орбиту Земли и доходит до орбиты Сатурна. Большинство астероидов, однако, содержащиеся в главном поясе, который расположен между орбитами Марса и Юпитера. Некоторые имеют орбиты, которые пересекаются с Земной, а некоторые даже сталкивались с Землей в прошлом.
Один из примеров метеоритный кратер Barringer вблизи Уинслоу, штат Аризона.
Астероиды это материалы, оставшиеся от формирования солнечной системы. Одна из теорий предполагает, что они являются остатками планеты, которая была разрушена во время столкновения достаточно давно. Скорее всего, астероиды – это материал, который не смог сформироваться в планету. В самом деле, если предполагаемую общую массу всех астероидов собрать в единый объект, объект будет меньше, чем 1500 километров в диаметре, это меньше, чем половина диаметра нашей Луны.
Большая часть нашего понимания об астероидах происходит от изучения кусков космического мусора, которые попадают на поверхность Земли. Астероиды, которые находятся на пути к столкновению с Землей, называют метеорами. Когда метеор входит в атмосферу на большой скорости, трение разогревает его до высоких температур, и он сгорает в атмосфере. Если метеор не сгорает полностью, то, что осталось, попадает на поверхность Земли и называется метеоритом.
Как минимум 92,8 процентов метеоритов состоят из силиката (камень), и на 5,7 процента состоят из железа и никеля, а остальные представляют собой смесь из трех указанных материалов. Каменные метеориты наиболее трудно найти, поскольку они очень похожи на земные породы.
Поскольку астероиды – это материал из очень ранней Солнечной системы, ученые заинтересованы в изучении их состава. Космические аппараты, которые перелетели через пояс астероидов обнаружили, что пояс, достаточно разряженный и астероиды разделены большими расстояниями.
В октябре 1991 года, космический аппарат Галилео приблизился к астероиду 951 Гаспра и передал впервые в истории высокоточное изображение Землю. В августе 1993 года аппарат Галилео сделал близкое сближение с астероидом 243 Ида. Это был второй астероид, который посетил космический аппарат. Оба Гаспра и Ида классифицируются как S-тип астероидов, они состоят из богатых металлами силикатов.
27 июня 1997 года космический аппарат NEAR прошел недалеко от астероида 253 Матильда. Это впервые позволило передать на Землю общий вид астероида богатого углеродами, принадлежащему к C-типу астероидов.

Видео МЕТЕОР? МЕТЕОРИТ? КОМЕТА? АСТЕРОИД?

Самая большая подборка удивительной информации о небесных телах. Интересные факты о кометах и астероидах раскроют вам совершенно новый мир, о котором вы и не подозревали.

В переводе с греческого языка «комета» означает «длинноволосый», так как звезда с длинным хвостом ассоциировалась у древних людей с волосами, развивающимися на ветру.

Кометы – это грязный лед

Хвост у кометы образуется только при непосредственной близости с Солнцем. В дали же от этого небесного светила кометы представляют собой ледяные, темные объекты.

90% кометы – это лед, грязь и пыль. В центре – каменное ядро. В момент приближения к Солнцу, лед тает, образуя пылевое облако позади себя. Этот хвост мы и видим.

Невероятное количество

Самые маленькие кометы достигают в диаметре ядра 16 км. Самое крупное зафиксированное – 40 км. Длина хвостов может быть очень большой. Например, у кометы Хиякутаке длина хвоста была равна 580 млн. км.

Скопление комет может насчитывать триллионы. Именно столько и находится в Облаке Оорта – скоплении, окружающем Солнечную систему. Внутри Солнечной системы астрологи насчитывают как минимум 4 000 комет.

Юпитер, как самая большая планета Солнечной системы, способна менять направление комет силой своего притяжения. Так, однажды комета Шумейкер-Леви 9 разбилась об атмосферу Юпитера.

Бесформенные астероиды

Космические тела образуют сферическую форму под действием своей гравитации. Астероиды же слишком маленькие по размерам, чтобы сформировать сферу, поэтому они выглядят как эллипсоиды или гантели.

Цельность формы – это редкость для астероида. Чаще он представляет собой груду соединений, которая удерживается собственной тяжестью. В составе скоплений встречается уголь, камень, железо, вулканические материалы.

Диаметр самого большого астероида Цецеры равен 950 км.

Если астероид входит в атмосферу планеты, то это метеор. Если он падает на землю, то это - метеорит.

Есть ли угроза для нас?

Астероиды представляют потенциальную угрозу для планеты, но современные технологии с легкостью предотвращают подобное.

Чтобы представить себе, как падает астероид на поверхность планеты, можете посмотреть здесь. Интересный факт – Земля может быть уничтожена с помощью одного лишь метеора диаметром в 1 км.

Чем опасны астероиды и метеориты. Астероид, метеор и метеорит

Траектории полета астероидов рассчитаны на столетие вперед, за ними ведется постоянное наблюдение. Эти потенциально опасные для Земли космические тела (размером с километр и более) светят отраженным от Солнца светом, поэтому с Земли часть времени они кажутся темными. Астрономам-любителям не всегда удается их видеть, так как мешают городское освещение, дымка и т.п. Интересно, что большую часть астероидов открывают не профессиональные астрономы, а любители. Некоторым за это даже присуждают международные премии. Такие любители астрономии есть в России и в других странах. Россия, к сожалению, проигрывает из-за нехватки телескопов. Сейчас, когда обнародовано решение финансировать работу по защите Земли от космической угрозы, у ученых появилась надежда приобрести телескопы, которые смогут по ночам сканировать небо и предупреждать о грозящей опасности. Астрономы надеются получить также современные широкоугольные телескопы (не менее двух метров в диаметре) с цифровыми камерами.

Астероиды меньшего размера, метеороиды, летящие в околоземном пространстве вне атмосферы, удается заметить чаще тогда, когда они подлетают близко к Земле. А скорость этих небесных тел около - 30 - 40 км в секунду! Полет такого «камешка» к Земле удается предвидеть (в лучшем случае) только за одни или двое суток. Для того, чтобы понять, как это мало, показателен такой факт: расстояние от Луны до Земли преодолевается всего за несколько часов.

Метеор выглядит как «падающая звезда». Он летит в атмосфере Земли, нередко украшенный горящим хвостом. На небе случаются настоящие метеоритные дожди. Их правильнее называть метеорными дождями. Многие известны заранее. Однако некоторые случаются неожиданно, когда Земля встречается с камнями или кусками металла, блуждающими в Солнечной системе.

Болид, очень крупный метеор, кажется огненным шаром с разлетающимися во все стороны искрами и ярким хвостом. Болид виден даже на фоне дневного неба. Ночью может освещать огромные пространства. Путь движения болида отмечен дымной полосой. Она имеет зигзагообразную форму из-за воздушных течений.

При прохождении тела в атмосфере возникает ударная волна. Сильная ударная волна способна сотрясать здания и землю. Она порождает удары, похожие на взрывы и грохот.

Космическое тело, упавшее на Землю, называется метеоритом. Это лежащий на земле твердый как камень остаток тех метеорных тел, которые не разрушались полностью во время движения в атмосфере. В полете от сопротивления воздуха начинается торможение, а кинетическая энергия переходит в тепло и свет. Температура поверхностного слоя и воздушной оболочки при этом достигают нескольких тысяч градусов. Метеорное тело частично испаряется и выбрасывает огненные капли. Обломки метеора во время приземления быстро остывают и падают на землю теплыми. Сверху они покрыты корой плавления. Место падения чаще принимает форму углубления. Л. Рыхлова, заведующая отделом космической астрометрии Института Астрономии РАН, сообщила, что «ежегодно на Землю выпадает порядка 100 тысяч тонн метеороидного вещества» («Эхо Москвы», 17. 02. 2013). Есть совсем мелкие и достаточно крупные метеориты. Так, метеорит «Гоба» (1920 год, Юго-Западная Африка, железный) имел массу около 60 тонн, а «Сихотэ-Алинский (1947 год, СССР, выпавший железным дождем) - расчетную массу около 70 тонн, собрали 23 тонны.

Люди на протяжении столетий смотрели на ночное небо и задавались вопросом, что они видят, и что лежит за его пределами. Со временем, в результате развития изучения космоса и астрономии, ученые постепенно начали отвечать на эти вопросы, давая имена разным объектам в пространстве и даже предсказывая определенные астрономические события. Для тех, кто не знаком с изучением астрономии, эти термины могут быть запутанными и трудно запоминающимися. Прекрасным примером служат кометы и астероиды, два космических объекта, которые постоянно путают. В этой статье более подробно рассматривается основная разница между кометами и астероидами.

Из чего состоят кометы?

Кометы несколько округлые, астрономические объекты, которые следуют по орбите вокруг Солнца. Они состоят из льда, аммиака, двуокиси углерода, окиси углерода, метана, породы, пыли и других органических соединений. Из-за их состава кометы часто называют «грязными снежками». Материалы, образующие кометы, возникли с образованием Солнечной системы, которая появилась около 4,5 миллиардов лет назад.

Структура кометы

Структура кометы основана на ядре, которое является замороженным центром. Это ядро окружено комой, представляющей собой большое облако газа, воды и пыли. Кома образуется, когда комета подходит близко к Солнцу. Жара от звезды заставляет лед в комете плавится и испаряется, и затем пар отрывается от ядра солнечным ветром и радиационным давлением. Получающийся эффект часто называют хвостом кометы, который имеет тенденцию указывать на Солнце. Этот процесс означает, что каждый раз, когда комета приближается к солнцу, она становится меньше, в результате потери материала.

Типы комет

Обычно считается, что кометы относятся к одной из двух категорий: короткопериодической и долгопериодической. Короткопериодическим кометам, также известным как периодическим кометам, обычно требуется менее 200 лет, чтобы завершить полную орбиту. Эти кометы, как правило, движутся по тому же пути, что и другие тела или , путешествуя также далеко, как Юпитер и Нептун. По мере приближения короткопериодических комет к этим более крупным планетам они подвергаются дополнительному гравитационному притяжению.

Долгопериодические кометы завершают полную орбиту за период от 200 до 1000 лет. Мало того, что этим космическим объектам необходимо больше времени, чтобы преодолеть полный путь вокруг Солнца, они также имеют эллиптическую, а не круговую орбиту. Гравитационное притяжение более крупных планет может привести к тому, что долгопериодические кометы вынуждены полностью выходить за пределы Солнечной системы.

Из чего состоят астероиды?

Астероид - объект неправильной формы, который вращается вокруг Солнца. Эти тела часто считаются карликовыми планетами, особенно когда они расположены во внутренних областях Солнечной системы. Астероиды в основном состоят из минералов и горных пород. Ученые полагают, что астероиды являются остатками материалов, которые никогда не были достаточно большими, чтобы считаться планетой.

Структура астероида

Большинство астероидов очень похожи по своей структуре, поскольку они имеют твердое тело, которое отмечено небольшими кратерами на поверхности. Эти объекты могут измеряться в пределах от 1 м до 1000 км в диаметре. Чем крупнее астероид, тем более выражена его форма. Поскольку астероиды движутся вокруг Солнечной системы, они следуют по орбитальному пути, одновременно вращаясь на месте.

Типы астероидов

Астероиды обычно классифицируются по их орбитальному пути и по спектральному отражению. Что касается орбитальной классификации, то астероид может быть частью группы или семейства астероидов. Группы астероидов состоят из большого количества астероидов, которые вращаются вместе с относительно свободным прилеганием. С другой стороны, семейства астероидов можно найти в непосредственной близости и, предполагается, что они возникли в результате разделения более крупного астероида в какой-то момент в прошлом.

Астероидная спектральная классификация основана на цвете, форме и отражающих свойствах этих космических объектов. Астероиды первоначально были разделены на три спектральные категории: темные, каменистые, и те, которые нельзя отнести к первым двум. На протяжении многих лет эти категории расширялись по мере обнаружения новых типов астероидов.

Отличие между кометами и астероидами

Исследователи выявили много различий между кометами и астероидами, прежде всего в их составе. Как упоминалось ранее, кометы состоят из льда, горных пород, пыли и других органических соединений, тогда как астероиды состоят из горных пород и минералов. Из-за отличий в составе эти два астрономических тела также по-разному реагируют на Солнце и его тепло. Кометы со временем становятся меньше, так как лед начинает таять. Астероиды сохраняют свой размер и не теряют материал, когда проходят мимо Солнца.

Другая разница между кометами и астероидами находится в непосредственной близости от Солнца. Кометы можно найти дальше от Солнца, чем астероиды, что объясняет их различия в составе. Удаленное расположение от солнца позволило кометам сформировать и поддерживать лед. Большинство комет находятся в поясе Койпера или облаке Оорта. Пояс Койпера расположен прямо за орбитой Плутона, в самых отдаленных районах Солнечной системы. Облако Оорта - это область, в которой собраны бесчисленные кометы, движущиеся вокруг Солнца на расстоянии до 21 триллиона км. Напротив, большинство астероидов вращаются вокруг пояса астероидов, который расположен между Марсом и Юпитером.

Помимо отличий в составе и расстоянии от Солнца, кометы и астероиды также различаются по внешнему виду. Как упоминалось ранее, кометы имеют хвостовое образование, которое указывает на Солнце. Астероиды разные, и у них нет хвоста или нечто подобного. Хвост кометы, известный как кома, является результатом разницы в составе.

Кометы и астероиды также обычно имеют разную орбитальную форму. Кометы, например, путешествуют по более вытянутым орбитам вокруг Солнца. Астероиды, как правило, следуют по более круговой орбите и перемещаются группами при прохождении через пояса.

Года в Челябинске привел к появлению множества вопросов.

Согласно данным, метеорит диаметром около 15 метров весом 7000 тонн вошел в атмосферу под углом около 20 градусов со скоростью 65 000 км в час . Он прошел сквозь атмосферу в течение 30 секунд, после чего раскололся. Это привело к взрыву на высоте примерно 20 км над землей, произведя ударную волну мощностью 300 килотонн. В результате пострадало больше 1000 человек.

Обломки метеорита были недавно найдены вблизи озера Чебаркуль.

Такие события, как падение метеорита еще раз напоминают нам о потенциальной опасности, которая находится в космическом пространстве. Что же такое метеорит, астероид и комета? Как часто случаются такие события и можно ли их предотвратить?

Падение метеорита

Метеор, метеорит, метеороид – в чем разница?

Метеор - это научное название "падающей звезды" и он является светящимся следом от космических осколков, которые оказываются в атмосфере Земли. Они могут быть небольшими как песчинка и крупными метеороидами размерами до 10-30 метров. Как правило, они сгорают в атмосфере, а те, что падают на Землю, называют метеоритами.

Как часто случается падение метеорита на Землю?

Небольшие падения случаются каждые несколько месяцев, но мы их не видим. Все дело в том, что две трети Земли составляют океаны, поэтому мы часто пропускаем эти события. Такие крупные объекты, как тот, что взорвался в Челябинске, встречаются гораздо реже, примерно каждые пять лет. Так в 2008 году похожее событие наблюдалось в Судане, но никто не пострадал.

Метеорит летит на Землю: можно ли это предотвратить?

Как правило, такие метеорные тела проходят незамеченными, так как большинство телескопов нацелены на выявление огромных потенциально опасных астероидов. Пока не существует оружия, способного предотвратить падение метеорита или астероида.

Падение астероида

Челябинский метеорит был крупнейшим после Тунгусского метеорита 1908 года в Сибири, который был вызван объектом размером примерно с астероид 2012 DA14, благополучно пролетевшим на минимальном расстоянии 27 000 км от Земли 15 февраля 2013 года.


Прохождение астероида: Что такое астероид?

Астероид - это небесное тело, которое движется по орбите вокруг Солнца, обычно между Марсом и Юпитером. Астероиды также называют космическим мусором или фрагментами, оставшимися при формировании Солнечной системы.

Из-за столкновений некоторые астероиды выбрасывает из главного пояса, и они оказываются на траектории, которая пересекает орбиту Земли.

Крупные астероиды называются планетодиды, а объекты меньше 30 метров - метеороиды.

Размеры астероидов: насколько большими они могут быть?

Астероид 2012 DA14, пролетевший в пятницу, был диаметром около 45 метров и массой около 130 000 тонн . Ученые считают, что существует около 500 000 астероидов размером с астероид 2012 DA14. Однако пока открыто меньше одного процента астероидов.

Считается, что предполагаемый астероид, убивший динозавров 65 миллионов лет назад, был диаметром около 10-15 км. Если астероид такого масштаба упал бы сегодня, он бы стер с лица земли всю современную цивилизацию.

Статистически, астероиды больше 50 метров падают на Землю раз в век. Астероиды больше 1 км в диаметре могут сталкиваться каждые 100 тысяч лет.

Падение кометы

2013 год можно назвать годом комет, так как мы сможем наблюдать сразу за двумя ярчайшими кометами в истории.

Что такое комета?

Кометы являются небесными телами нашей Солнечной системы, состоящими из льда, пыли и газа. Большая их часть находится в Облаке Оорта – загадочной области внешнего края Солнечной системы. Периодически они проходят близко к Солнцу и начинают испаряться. Солнечный ветер превращает этот пар в огромный хвост.

Большинство комет находятся слишком далеко от Солнца и от Земли, чтобы их можно было увидеть невооруженным глазом. Яркие кометы появляются каждые несколько лет, еще реже появляется сразу две кометы в один год.

Комета 2013

Комета PANSTARRS

Комета PANSTARRS или C/2011 L4 была открыта в июне 2011 года с помощью телескопа Pan-STARRS 1, расположенного на вершине Халеакала на Гавайях. В марте 2013 года комета будет находиться ближе всего к Солнцу (в 45 000 км) и Земле (164 миллиона км).

Хотя во время ее открытия, комета PANSTARRS была тусклым и отдаленным объектом, с тех пор она постоянно становится ярче.

Комета ISON, открытая в 2012

Когда можно наблюдать? Середина ноября – декабрь 2013 года

Комета ISON или C/2012 S1 была открыта 21 сентября 2012 года двумя астрономами Виталием Невским и Артемом Новичонком с помощью телескопа Международной Научной Оптической Сети (ISON).

Орбитальные вычисления показали, что комета ISON приблизится ближе всего к Солнцу на расстоянии 1,2 миллиона км. Комета будет достаточно яркой, чтобы ее можно было увидеть на небе при ближайшем приближении к Солнцу в первые недели ноября.

Считается, что эта комета будет ярче, чем полная Луна, и она будет видна даже днем.

Столкновение с кометой

Может ли комета столкнуться с Землей? Из истории известно, что комета Шумейкеров-Леви 9 столкнулась с Юпитером в июле 1994 года, и это стало первым столкновением кометы, наблюдавшимся учеными . Учитывая, что это случилось на ненаселенной планете, событие стало скорее интересным примером разрушительных сил Вселенной. Однако если бы это произошло на Земле, история приняла бы совсем другой оборот.

Кометы и астероиды

Кометы отличаются от астероидов необычной вытянутой эллиптической орбитой, то есть они удаляются на очень большие расстояния от Солнца. Напротив астероиды остаются в пределах астероидного пояса.

К счастью требуется много лет, чтобы пройти орбиту кометы. Приближение кометы к Земле происходит раз в 200 000 лет . На сегодняшний день неизвестно о кометах, представляющих угрозу нашей планете в ближайшее время.

Кометы с периодом обращения больше 200 000 лет, имеют менее предсказуемую орбиту и, хотя существует мало шансов на столкновение с Землей, о них не стоит забывать.

Космос - таинственное и загадочное место, в котором есть множество самых разных тел и объектов. Об одних ученые знают много, а о других - практически ничего. Одной из загадок космоса являются метеориты и астероиды. Эти образования имеют схожие черты, но они совершенно разные. Так чем отличается комета от астероида и что это за тела?

Разный состав

Астероиды и кометы состоят из разных веществ. Первые представлены льдами, космической пылью, различными органическими соединениями. Приближаясь к Солнцу, кометы теряют твердость: льды начинают таять, испаряться. А чем отличается астероид от кометы, ведь эти объекты так похожи?

Астероиды - это твердые вещества, состоящие из металла и скалистого материала. Во время движения по орбите, даже при близком подлете к Солнцу, объекты не теряют своих свойств и остаются твердыми.

Большинство астероидов располагается в Поясе астероидов на орбите между Марсом и Юпитером. В этом районе находятся миллионы самых разных объектов различного размера. Кометы могут находиться в любом уголке космоса: в поясе Койпера, в Облаке Оорта и т. д.

Особенности движения и «хвост»

По поводу формирования орбиты астероидов и комет мнения ученых расходятся. Одни считают, что астероиды образовались близко к Солнцу, где было много тепла, поэтому они не имеют льдов. А кометы были образованы далеко от светила, что привело к сохранению льдов. Другие ученые считают, что кометы, находящиеся в настоящее время в Облаке Оорта и Поясе Койпера, формировались внутри нашей Солнечной системы. Из-за воздействия гравитации планет-гигантов они вылетели за ее пределы. Так чем отличаются кометы и астероиды в плане движения? Как известно, во время сильных возмущений гравитации астероиды и кометы покидают свои орбиты, как бы слетая с нее. Из-за этого смещения они переходят на другие орбитальные курсы, которые приводят объекты ближе к Солнцу и к нашей планете. Во время приближения к светилу льды начинают таять. Из-за этой особенности у комет возникают хвосты, которые мы видим на ночном небе во время пролета объекта возле Земли. У астероидов хвостов нет. Светящийся хвост образуется в результате испарений льдов во время движения тела в космосе. Льды и прочие соединения создают нечеткое облако. Силы, действующие на оболочку под давлением солнечных излучений и ветра, являются причинами формирования хвоста, который всегда направляется от Солнца.

А чем отличаются кометы от астероидов в плане движения? У астероидов обычно орбиты короткие и круговые. Кометы же летают в космосе по удлиненным и широким орбитам.

Сколько их

Задаваясь вопросом, чем отличаются метеориты от астероидов и комет, почему-то не всегда принимают во внимание численное различие. Стоит сразу отметить, что ни один ученый не знает, сколько всего объектов есть в нашей Солнечной системе. Астрономы нашли миллионы самых разных тел: некоторые настолько малы, что выглядят как частички пыли, а другие измеряются сотнями километров.

В настоящее время ученым известно около четырех тысяч комет, а астероидов - миллионы. Многие из них похожи на частички пыли.

Астероиды и кометы

Вопрос "Чем отличаются астероиды и кометы?" 5 класс часто задает. Именно в это время дети начинают изучать космические объекты.

Как уже говорилось выше, главное отличие - состав. Из-за этой особенности ученые проявляют огромный интерес к телам, особенно к астероидам. Их интересует не только возможность столкновения с Землей, но и возможности использования астероидов в космической промышленности будущего.

В космосе летают огромные астероиды и кометы. У них есть определенная орбита, по которой раз в несколько лет объект проходит вблизи нашей планеты. Увидеть такое явление можно даже невооруженным глазом.

Термины-категории «обычай и закон», сформировавшиеся в лексическом и смысловом значении задолго до появления государства, с появлением христианства в X в. стали испытывать смысловые деформации. Очень важно установить содержание этих понятий в догосударственный период. Это, в свою очередь, связано с пониманием сути обычного права, вопрос о котором был всегда достаточно дискуссионным. В последние годы полемика вокруг обычного права серьезно расширилась. Трактовка обычаев и обычного права в стиле дореволюционных авторов типа В.Ф. Владимирского-Буданова или В.И. Сергеевича к настоящему времени утратила всякую перспективу и постепенно пересматривается. При этом возникают новые споры и проблемы.50 Вопрос связан с оценкой введенных в литературу новых правовых понятий и оценок состояний архаического права. Очень важен тезис ведущих отечественных лингвистов В.В. Иванова и В.Н. Топорова о существовании в догосударственный период явления, 49

Там же, с. 70. 50

В настоящее время для истории права, так же как в XIX в., важно разграничение понятий «обычай» и «обычное право» и определение сути самого обычного права. Сейчас, так же как и раньше, распространено тавтологическое понимание этих категорий (см.: Мартинсон-Гнидкин А. Государственное опровержение лжеучений об обычном праве и правовом отношении. М. 1906, с. 149, 153).

187 названного «предправом».152 Хотя на эти выводы в последние годы обращали внимание, впрочем - достаточно редко, юристы, историки, этнографы, значение данного явления по сей день в должной мере не оценено для характеристики догосударственного правового состояния. Понятие предправа появилось, конечно, не без влияния западных исследований, которые использовали его для оценки архаических правовых состояний. Однако В.В. Иванов и В.Н. Топоров внедрили его в отечественную литературу, дополнили и обеспечили установление научного открытия. В этом они значительно опередили этнографов, историков права и других исследователей архаического периода. Значение категорий для истории права в том, что расширяется сфера нормативности первобытного общества, преодолевается упрощенное деление на право и мораль, по-новому определяется структура начальной нормативности и ее соотношение с обычным правом.

Упрощенная схема в понимании обычного права из работ дореволюционных историков «дожила» до нашего времени. Ее суть заключается в том, что обычное право представляет собой совокупность догосударственного правового состояния, кроме него ничего нет. Причем, очень широко распространено мнение об идентичности обычая и обычного права. В.И. Сергеевич, например, утверждал, и эта позиция была свойственна всему его творческому пути, что в летописных известиях IX-X вв. обычай и закон были идентичными явлениями в силу их примитивного понимания. Это просто «свойственное древнему языку многословие».153 Отсюда и рождалось, и продолжает существовать сведение в единое целое всей догосу- дарственной нормативности.

Для серьезных аналитиков было ясно, что первобытная нормативность очень разнообразна. В первую очередь это относится к религиозной сфере.154 И.Н. Срезневский еще в середине XIX в. показал, что отдельную область архаической нормативности представляют ритуалы в религиозной сфере. Даже строительство языческих храмов у славян имело определенную систему, т.е. было регулировано правилами и нормами. Языческое богослужение также подчинялось определенным правилам. Эти области были тесно связаны с другой сферой нормативности - мифологией, также устанавливавшей нормативы поведения и общежития. Вся эта совокупность представляла собой определенную догосударственную систему.155 Можно констатировать, что градация в подходах к древней нормативности наметилась в отечественной филологической и исторической литературе еще в середине XIX в. Но в трудах историков права XIX в. доминировала тенденция сведения всего богатства норм только к обычному праву, а еще хуже - просто к обычаям. Немудрено, что на современном этапе пересмотра отношения к обычному праву, груз старых преде ґавлений дает о себе знать. В сборнике по истории обычного права последних лет известный автор по теории государства и права Г.В. Мальцев справедливо указал на необходимость понимания разницы между обычаем и обычным правом, но при этом сохранил представления о «слитности» этих понятий. Регулятивная роль отводится именно обычаю, а не обычному праву, обычай считается нормативным, следовательно разница между явлениями исчезает.156 Подобные подходы к вопросу ведут к последствиям, которые четко охарактеризовал другой участник издания - Р. Куадже. Он справедливо отметил преобладание упрощенного представления по схеме: обычай - это отдельная норма, обычное право - это совокупность норм.157 Между тем, как в зарубежной, так и в отечественной науке, пересмотр таких представлений связан с пролонгацией права в архаическую древность, в результате чего оно предстает в ней как сложная система, отнюдь не ограниченная совокупностью обычаев. При этом возникает понимание «системы древних нормативных уровней».158 В новых подходах изменяется вся совокупность отношений права, государства и культуры.159 Возникновение права теряет связь с государством и «приобретает» связь с культурой. Вместе с тем подмена обычаев обычным правом или их тавтологичность продолжают иметь место в литературе.160 В ряде случаев различия обычного права и законодательства рассматриваются по линии принуждения: «психического» в первом варианте и «физического» со стороны государства. Хотя в данном случае имеется в виду уже государственное время, а не состояние права в архаический период.

В связи с введением в науку понятия «множественной нормативности» в архаический период возник вопрос о градации и характеристике нормативных древних регуляторов. При достаточной спорности вопроса к ним относят в настоящее время обычаи, ритуалы, традиции, табу, мифы. У разных авторов сама классификация выглядит различно, а самое главное - нет пока единого основания для разграничения системы регуляции. В результате в такой системе понимания обычаи вновь выступают то как тип поведения, то как тип нормативного регулятора. В первом случае обычай считается «стереотипной формой поведения», имеющей практическое значение. Ритуал мыслится как «чисто знаковая форма поведения», «не имеющая непосредственного практического значения». Традиция понимается совсем не ясно.161 При такой проблемносте и дискуссионности понятий особое значение имеют позиции, которые связывают множественность

состояний «предправа» с характером его нормативности. Иными словами, все составляющие предправа являются носителями определенных регулятивных норм, усвоенных и обязательных в архаическом обществе. Ритуал «связывает» поведение индивидов или групп с признанными правилами, нарушение которых вызывает негативные реакции. Ритуал «требует» соблюдения обрядовых правил при рождении ребенка, совершении похорон и т.д. Он несет регулятивную функцию в конкретной жизни.162 Как показал Д.К. Зеленин на примере русской мифологии о «неправильно умерших», эти ритуально-мифологические требования содержат целую систему правил-нормативов о похоронах, поминально-бытовых действиях и обрядах, нарушать которые было нельзя из-за мести со стороны такого рода

Хотя в настоящее время полинормативность догосударственного общества признается практически всеми, оценки в отношении связи с моралью и особенно обычным правом авторы дают различные. А.И. Першиц полагает развитие норм права и морали на древнем этапе как относительно целостный процесс.163 Здесь главный вопрос какой характер носит начальная полинормативность архаического общества, как мораль «сопоставляется» с правом. Однако зачастую полинормативность считают единым комплексом обычного права. Ю.И. Семенов выдвинул мнение о «поэтапном» развитии множественности нормативов. В догосударственный период развитие идет по «нарастающей»: сначала возникает табуитет, затем - мораль, наконец - обычное право и право. Последнее представляет уже государственный продукт.164 Полученная схема - чисто логическая и «приспосабливает» старые классовые воззрения к новой ситуации. Не случайно в статье нет никаких ссылок на конкретные источники, нет источниковедческого обоснования и рассуждения носят предположительный характер. Источников из древнего периода действительно мизерное число. Тем важнее языковые данные. Вряд ли могут возникнуть сомнения и в том, что табуитет, мораль и обычное право могут сосуществовать одновременно. Более обоснована версия Х.М. Думанова и А.И. Першиц, которые считают, что множественность и разноплановость нормативности в архаическом обществе (ритуал, мораль, этика, обычаи и т.д.) настолько явственны, что создается «невозможность» применения к древнему обществу только понятия обычного права. Его нормативность значительно шире и авторы ис- пользуют для характеристики понятие «предправо», которое В.В. Иванов и В.Н. Топоров применяли еще в 60-е гт. прошлого века.

Состояние вопроса о полинормативности и праве в архаический и догосударственный периоды требует основательных монографических исследований совместными усилиями этнографов, языковедов, историков, религиоведов и историков права. Роль последних связана с категорией обычного права, по поводу которого нужно иметь в виду следующее.

Аксиомой должен быть факт, что исходящее от государства законодательство по сути своей не может быть обычным правом. Оно может быть только государственным законодательством, независимо от использования до государственных традиций. В государственном законе проявляется новое качество: он распространяется на всю территорию, независимо от местных порядков. Вполне обоснованы указания в литературе о появлении общеобязательности и государственной принудительности. При этом характеристика предправа будет меняться по мере изучения вопроса.

Под обычаем целесообразно понимать фактический поступок, который становится повторяемым в силу практической традиции. Обычаи могут возникать и в XV-XVI вв. и значительно позднее. Примером древнего обычая в «племенной период» может служить обмен невестами между различными родственными обществами, где переговоры об условиях проводились и возглавлялись старейшинами или служителями культа. Это становится обязательной практикой, это - обычай. Обычай это действие, а не норма. Нормой обычного права правило поведения становится в древнем обществе тогда, когда оно абстрактно фиксируется в устной или письменной форме и становится отвлеченной от практики. Совокупность просто обычаев есть только совокупность определенных действий, одобряемых или запретительных со стороны «нормативной идеологии». Совокупность обычаев как действий не может быть обычным правом. Обычное право в догосударственный период безусловно влечет определенное принуждение родовых или племенных властей. И все же главный его признак проявляется в нормативности. В дореволюционное время Ф.И. Леонтович справедливо отметил, что обычное право это бытовая форма права, которая является нормативно обязательной в силу общего сознания и убеждения в его обязательности.165 Кровная месть как нормативное установление в догосударственный период - это обычное право, а не обычай. Она обязательна и за отказ от нее могут иметь место «догосударственные санкции»: бойкот коллектива, принуждение в форме общественного презрения, а возможно и лишение покровительства родственного коллектива. В этой связи не случайно при переходе в государственное состояние характер кровной мести меняется и она становится альтернативной, а не обязательной (ст. 1 Кр. Пр.). Можно полагать, что обычное право существовало и в письменной форме, хотя вопрос о древней письменности славян очень полемичен. При любых обстоятельствах обычное право представляет собой явление фиксированное. Материальная фиксированность выражается в существовании размеров эквивалентов в форме выкупа за невесту, компенсаций за преступления, размеров приданого и т.д.

В сравнении с обычным правом «предправо» - явление более широкое и сложное. Оно включает жесткие обязанности религиозных ритуалов, правила религиозных гимнов, многочисленных установок, связанных с понятием «должного». Ф.И. Леонтович указал на существование многочисленных и разнообразных «нормативных терминов» для характеристики древних правил: обычай, покон, старина, предание, пошлина и т.д.166 В контексте этого термин «право» рождается у славян задолго до государства и его содержание связано с религиозно понимаемой справедливостью. Интересно, что отличия обычного права от более широкой нормативной системы древности также отмечались Ф.И. Леонтовичем, который выделил несколько источников нормативных установлений в древний период: обычаи предков, правду, законы богов, отделенные от других обычаев и законов.167

В древнем чешском эпосе о Любуше есть выражение «судить по закону правды», что констатирует существование наряду с обычным правом системы морально-нравственных нормативов. По этому поводу историк права Н. Загоскин писал о существовании у древнейших славян «общего духовного первоисточника, из которого нормы обычного права черпали свое содержание».168

Современные западные и отечественные авторы включают в нормативные по сути мифы и ритуалы как социальные, так и бытовые правила- нормативы, правила межличностного общения. Из этой системы правил оформляется в древности понятия табу, запреты, понятия «священного и нечистого».169 В свое время Ф. Леонтович привел интересные доказательства в пользу существования у славян более широкой нормативности в сравнении с обычным правом. Существовали запреты на браки с определенной степенью родства, исходящие из религиозных установок. Обычное право древности не охватывало всю совокупность разнообразия правил семейных языческих отношений. В IX в. изживается институт многоженства. До принятия христианства моногамные семейные отношения регулировались обычным правом. Однако в реальной жизни полигамия существовала не на уровне обычного права, а как фактическое дозволенное событие. Полигамия вызывала определенные последствия (дети, наследство), к ним относились по определенным правилам, но вне стандартных установок обычного права.170

В государственный период Древней Руси государственная идеология стремится изменить соотношение обычаев с системой законодательных установлений, признаваемых государством и христианской идеологией единственно возможными.

«Закон и обычай», соседствующие на древнем этапе, должны были означать какие-то различия. Вероятнее всего, эта разница заключалась в более строгой обязательности закона. Очень возможно, что закон был наиболее приближен к религиозным установкам, столь важным в древности, тогда как обычай отражал практику и обряды регионального уровня. Для истории права в этом плане источники совершенно отсутствуют, нужны специальные лингвистические исследования. Некоторые летописные факты позволяют иметь вероятностные суждения. В договоре с греками 944 г. (ст. 13) предписывается имущественная ответственность для состоятельных людей в случае совершения ими убийства. Ситуация закреплена на уровне переходного времени от обычаев к жесткой нормативной системе правил, хотя термин закон здесь и не употребляется. Однако более поздняя

Тверская летопись содержит при пересказе текста приписку, что делается это «по закону»: часть имущества «по закону возьмет ближний убитого».74 Современное понимание кровной мести, языческих ритуалов, порядка наследования как однозначно обычаев недостаточно точно отражает ситуацию XI-XII вв. В X-XI вв. эти «обычаи» принудительно включались государственной властью в государственное законодательство и становились «законами». В XI в. при создании правовых сборников санкционировалась, видоизменялась и запрещалась кровная месть, принудительно изменялся старый порядок наследования, менялся традиционный порядок займов и т.д. Борьба с обычаями, в том числе путем включения их части в признаваемую государством правовую сферу, в эту эпоху стала важной го- сударственно-правовой функцией. «Угодные» обычаи включаются в систему законодательства. В XIV в. летописи указывают, что действие может стать «законным обычаем» при соответствующих стандартах, при отсутствии этого - беззаконным.75 Не столь многочисленные упоминания в X в. «закона и обычая» и в последующем XI столетии практически всегда связаны с их противопоставлением другим нормативам. В договорах с Византией это противопоставление «закона русского» греческому (ст. I).76 Как «закон Божий» термин присутствует в церковных уставах Владимира (ст. 5) и Ярослава (ст. 8).77 В светских оттенках термин направлен на разграни- чение коллизий светского и церковного законодательства. Употребление в таком светском смысле связано с недавней еще языческой стариной, когда закон означал исходящий сверху норматив не связанный с христианской идеологией. Иногда употребление термина закон носит в уставах характер смешанного светско-церковного понимания, поскольку на этом этапе разделение этих двух правовых направлений было почти невозможно. Наиболее весомое влияние византизма на употребление слова-термина закон в X в. проявилось в усилении придания ему свойства установленно- сти государственной властью. Но это в определенной степени совпадает со значением термина во время языческое. В византийских правовых текстах, в Кормчих книгах слово-термин употребляется в смысле правовых установлений византийских царей. Можно сказать, что колебания смыслов термина в русских текстах происходит под влиянием как национальных, так и греческих веяний. Переведенные на русский язык к началу XII в. с греческого «Пандекты» Никона Черногорца содержали огромное число упоминаний термина закон и его производных исключительно и только в смысле установлений государства. О законе как «законе Божьем» упоминания в памятнике крайне минимальные. Отсюда следует, что русская юридическая среда в XII в. хорошо представляла разницу в понимании

74ПСРЛ.Т. 15. М. 2000, с. 41. 75 ПСРЛ. Т. 6. М. 2000, с. 151.

ПРП. Вып. первый, С. 77

Там же, с. 242, 245. 78

Там же, с. 200, 262,268 . ;, - термина греками, несмотря на перемещение его смысла в национальном употреблении в контекст «закона Божьего». Для обозначения церковных установлений в «Пандектах» используется набор специальных терминов - канон, заповедь, правило и т.д. По отношению к этим терминам закон имеет более обязательное и более жесткое значение. В некотором смысле перемещение термина закон в вариант «закон Божий» на этапе ранней государственности было вызвано стремлением русской христианско- юридической среды к усилению значения религиозных установлений. Но при этом на протяжении всего дальнейшего периода сохранилось понимание государственно-нормативного его значения. И.И. Срезневский, например, указывал на факт XIII в. в Ипатьевской летописи, где польский закон понимался как карательное и властное установление: закон у ляхов «челяди не бити, но лупяху их».171 В XIV в. при проведении судебной реформы в Новгороде прекрасно осознавались отличия суда «по закону греческому» и суда по «закону Евангелия».172 В то же время на уровне практической лексики термин закон вытесняется в период средневековья понятием «правда». На весь средневековый период антиподом термина не является, как следовало бы логически, его производное - беззаконие. «Беззаконие» противопоставляется понятию «правда», более широкой категории нравственно-морально-правового характера, нежели чисто юридическое.

Сказанное выше относится к раннегосударственному периоду с существованием письменных текстов, в том числе юридических. Однако для архаичной праславянской эпохи с отсутствием письменных текстов историки права не располагают материалами для анализа интересующих нас понятий. Поэтому осознание правовых процессов архаической древности может дать языковый анализ. Основные наблюдения о значении и различиях слов-терминов закон и обычай в архаической древности принадлежит лингвистам. На базе их исследований можно сделать логические заключения о нормативной обязательности закона и обычая.

Отечественные исследования проходят не без влияния зарубежной лингвистики.

В работе французского лингвиста Э. Бенвениста обосновывается концепция, согласно которой понятие «закон», означающее правило, установленное свыше, как и понятие «право», которое будет рассмотрено в дальнейших главах книги, возникло на уровне индоевропейской общности и было направлено на упорядочение окружающего ми-

ра. Появление такого понимания можно относить ко времени 2-3 тыс. лет до н.э. Понимание закона в древнем санскрите связано с поддержанием порядка. В группе индоевропейских языков понятие закона связано с «основанием» и волей богов.173 С этими положениями согласуются позиции отечественных лингвистов. Отмечается, что возникновение концепта «закон» (т.е. нормативная установленность понятия) относится к стадии индоевропейской общности, т.е. по крайней мере - к глубоким векам до нашей эры. В архаическом сознании «концепт закона» тесно связан с пониманием его как способа достижения другого концепта - «концепта порядка». При помощи последнего в архаическом сознании устроен и упорядо-

чен окружающий мир. Следовательно, важнейшая функция понятия «закон» уже с момента возникновения направлена на упорядочение окружающего мира и связано с сакральностью. Такой подход возможен лишь на стадии некоторого «философского» осмысления мира, на некоторой сложной стадии развития человеческого мышления и общества. Важно, что для достижения «порядка», «концепт закона» логически и неизбежно предполагает известные ограничения действий человека. Это соотносится с божественными запретами, с общей религиозной концепцией мира. Таким образом, понятие «закон» было известно славянам еще во времена праславянской общности, оно значительно древнее государства и в своем возникновении никак с ним не связано. Связь закона с религиозными воззрениями у славян прослеживается для догосударственной эпохи даже по письменным источникам. Еще в середине XIX в. историк В. Никольский отмечал эту связь на примере чешского эпоса, где закон IX в.

был равнозначен «закону вечных богов».

Немаловажно, что в группе германских языков и в группе славянских языков происхождение термина-слова закон имеет некоторые различные основания, хотя все эти языки и относятся к индоевропейской группе. В западноевропейских языках происхождение исходит от латинского «leg», что означает явное внешнее, привнесенное от латыни становление семантики понятия. В славянских и древнерусском языках вопрос вызывает достаточные споры. В одной версии происхождение слова закон связано с корнем «кон», означающем в славянских языках «основание». В другом понимании происхождение связано с преемственностью от греческого языка. Нельзя, правда, исключать и возможность комплексного влияния двух направлений. Еще в XIX в. в литературе имелись ссылки на то, что древнеславянское слово закон в смысловом значении связано с греческим «уоцо87

в форме церковнославянского. Если следовать версии А. Мейе, то терми- ны-слова «закон и обычай» вошли в состав этого языка, не изменяя смысла и сути языческого догосударственного периода. Эта сторона смыслового значения терминов безусловно отразилась в договорах с греками X в.

На наш взгляд, трудности в определении смысла и происхождения термина закон в договорах X в. связаны, помимо филологических проблем, с развитием правовых тенденций. В X в. сталкиваются несколько тенденций вокруг этого понятия: изменение смысла в связи с влиянием христианства, угасание векового языческого догосударственного значения, взаимосвязь с государственно-правовыми византийскими представлениями. Какая из них преобладала в лексике договоров определить действительно трудно. Аргумент о «слабом развитии письменности» в X в. вряд ли имеет твердые основания. Известный филолог Б.А. Ларин полагал, что высокая письменная культура Руси в XI в. не могла «быстро» возникнуть после принятия христианства в конце X в. Он считал возможным появление письменности у славян за несколько веков до принятия христианства.175 Вокруг типа языка договоров велась серьезная полемика, является ли он церковнославянским или древнерусским. Все это ставит преграды в определении византийского и древнерусского в термине закон.176 Однако возможно достаточно точно определить логически-смысловое значение юридических терминов. М. Фасмер, определяя слово закон, пишет о его распространении во всех славянских языках, т.е. справедливо связывает возникновение с пра- славянской общностью. Его происхождение он связывает со значением «кон», «искони», что в первооснове означает «начало». К праславянской основе относится и слово «обычай», распространенное во всех славянских языках.177 По нашему мнению, обычай в происхождении связан со словом «общий», которое отражает характер и способ действия людей. В договоре с Византией 944 г. записано, что «обычаи послы» - эго общие послы.178 В этимологическом словаре Л.Г. Преображенского подтверждается происхождение закона от корня «кон». При этом совершенно не расшифровывается какое-либо правовое значение закона и обычая. Не ясно и то, какую роль играет приставка «за» и в каком смысле ее можно трактовать как обо-

значение предела. Я полагаю, что связь с корнем «кон» единственно правильное объяснение возникновения термина, и это означает чисто славян- ско-языческое его происхождение. Отметим, что Л.Г. Преображенский указывает на взаимосвязь происхождения указанных слов и слова «право»,179 но без всякого определения юридического смысла понятий. Впрочем, лингвисты вообще обходят правовые аспекты.180 Между тем, архаическое состояние обычая на праславянском уровне имеет непосредственно нормативную составляющую и означало уже в тот момент установившуюся традицию, желательный порядок, какие-то правила поведения.181 В ПВЛ смысл обычая уже выходит за сложившиеся архаические рамки и часто означает просто привычку, характер, образ действия. Есть в летописи употребление по линии взаимосвязи обычай=норов=нрав. Этот разнобой, вызванный распространением термина на бытовое сознание продолжается на протяжении нескольких столетий. Для примера: существует «обычное пение надгробное» (XIV в.).182 Исследователь древнерусской летописной лексики А.С. Львов соглашается с общеславянским происхождением слов «обычай и закон» и считает, что их происхождение связано со смыслом -

«установить исходное решение». По моему мнению, в этом суждении есть определенная связь с корнем «кон», означающим основание, но смысла обычая как явления такая трактовка не отражает. Сложный вопрос о соотношении слов-терминов «закон и обычай» А.С. Львов решает недоста- точно убедительно. В целом совершенно очевидно, что уже с архаического периода «закон и обычай» представляют собой какие-то правила, нормативы. Это обстоятельство порой рождает в литературе отождествление понятий. А.С. Львов полагает, что в ПВЛ «закон и обычай» отождествляются, не учитывая различий источников их происхождения с архаических времен, различий в обозначениях с принятием христианства и «перемещения» понимания закона в религиозную область. В результате этого в X в. языческий смысл закона меняется. Смешение в летописях понятий в более поздние века вызваны бытовой речью, произвольным отношением к терминам бытового сознания. Тем не менее, закон как исходящее от власти установление, требующее определенного правила поведения, всегда сохраняется в средневековое время. В XIII в. в таком смысле закон присутствует в летописи, когда в 1220 г. князья отпустили в свою землю болгар для

«присяги по их закону». В таком же ключе, как заведенный порядок и «правила», летопись упоминает обычай в XIII в." Но между обычаем и правилом есть даже на бытовом уровне различия, тем более в официальном правосознании развитой государственности. Обычай имеет более независимое по отношению к личности значение, включает какой-то более абстрагированный порядок действий. Правило более «привязано» к личности, более субъективно. В XIII в. при установлении господства Орды обычай несколько «консервируется» при деформации устоявшихся понятий. Он как бы несколько «приближается к закону». Например, «обычай брать княжение в Орде».183

В работе А.С. Львова имеется еще одна неточность, которую следует оговорить. Он полагает, что в эпоху ПВЛ слова, обозначающие юридическую терминологию - ряд, урок, правда, закон, право - основываются в обозначении на обычном праве. Строго говоря, это совсем не правильно. Возможно, автор хотел подчеркнуть, что эти слова-термины формировались в той древности, когда проходило становление так называемого обычного права.184 Но в ПВЛ эти слова-термины зафиксированы на уровне правовой реальности уже «переросшей» просто обычное право.

Вообще, смешение слов-терминов «закон и обычай» применительно к эпохе ПВЛ имеет давнюю традицию и связано с работами известного дореволюционного историка права В. Сергеевича. Его концепция «обычного права» очень уязвима. Автор ошибочно полагал, что в древний период закон и обычай означали одно и то же. Такой же смысл имело и второе название обычая - «покон». К X в. все эти термины означали «предания, идущие от предков». Автор считал, что «закон и покон» имеют одинаковое значение из-за единой корневой основы «кон». Корень «кон» трактовался как «начало». Все эти слова означают «порядок», которому должен следо- вать человек. «Русский закои» в договорах с греками означает русский обычай. Такое однотипное понимание терминов существовало вплоть до проникновения в X в. на Русь византийского права, после чего под его влиянием значение терминов стало изменяться (они «разошлись»). Это достаточно ошибочные рассуждения и даже приставки «за» и «по» к кор-

ню «кон» по непонятным причинам именуются предлогами. В хронологии терминов следует разобраться подробно.

В IX-XI вв. в письменных источниках обычай именуется двумя терминами - «обычай» и «покон».185 Согласно М. Фасмеру, покон связан со словом «искони», т.е. имеет логически более древнее происхождение. В Краткой Русской Правде обычай зафиксирован только как «покон» за убийство огнищанина и как «покон вирный» (ст. ст. 21, 42). В Пространной редакции покон упоминается только один раз как «покон вирный» (ст. 9). Есть основания считать, что отмирание термина связано с «переходом» его значения в понятие «узаконенного» обычая, т.е. государственно обязательного законодательства. Помимо упоминания в договорах с Византией, в летописной лексике термин «покон» совершенно отсутствует. В летописи используется термин «обычай». В статьях Русской Правды о «поконе вириом» очень подробно описано, какое количество денег и продуктов, в какие дни недели и на какой срок может получить с общины княжеская администрация. Упорядочить так четко все элементы взысканий мог уже только закон, а не обычай. Совершенно логично в Краткой и Пространной Правде есть указание на иной источник этой подробной разработки. Это был «урок», правовое княжеское установление при Ярославе Мудром. Иначе говоря, Ярослав конкретизировал и зафиксировал законодательно сложившийся вариант «обычиых» взысканий, сохранив их для населения в виде обычного права для страны, где законодательство превратилось в го-

сударственное. В трудах историков советского периода установление «покона вирного» однозначно связывалось с усилением классовой борьбы. Л.В. Черепнин гипотетически отнес его возникновение ко времени движения изгоев в 1024-1026 гг., в результате которого князь издал это постановление для противодействия народу «прятавшему хлеб»; администрация испытывала нужду в пропитании и новое постановление несколько раз подчеркивает, что она может брать припасы «в неограниченном количест-

ве». Однако важно было бы задаться вопросом, почему установление «покона вирного» названо не уставом, законом и т.д., а все-таки поконом (обычаем). Получается, что роль населения в фиксации элементов обычая была очень велика, а указания исследователей на неограниченный характер поборов - чистейшая фантастика. Когда статья Русской Правды указывает на количество хлеба («колико могут ясти») имеется в виду совсем противоположное: ограничение поборов возможностями ежедневного потребления.

К пониманию «покона» как узаконенного обычая подводит и статья об убийстве огнищанина. В конце этой статьи имеется приписка - такой же «покон и тивунице». Во всех остальных статьях о посягательствах на княжескую администрацию (ст. ст. 19-27 Краткой Правды) таких добавлений нет. Добавления имеются лишь в статье о конюхе, которого «убили дорогобужцы», и отсюда следует, что приписка о «поконе» за убийство «тивунице» родилась в результате конкретного случая, который рассматривался с применением в суде обычной практики, побудившей законодателя указать дополнительно на соответствие нормы «покону». Понимание «узаконенного покона» как государственного закона следует из позднего текста Русской Правды по Софийской первой летописи. Там «покон вирный» прямо именуется «законом вирным» при великом князе Ярославе."06 О превращении «покона в закон» свидетельствует текст договора с греками в Ипатьевской летописи, где известная фраза о существовании «закона русского» со штрафом в 5 литр за убийство передана не как закон русский, а «по покону русскому».186 Значит, этот русский закон вырастал из «узаконенного покона».