Флаг страны сербия. Флаг сербии - это наш флаг на олимпиаде. Использование государственного флага Сербии

Скандинавская модель экономики является одним из вариантов социально-рыночного хозяйства, т. е. предполагает довольно значительную роль государства в экономике, особенно с точки зрения социальной защиты населения. Во многом такая модель связана со скандинавской исключительностью: страны Северной Европы стояли в стороне от многочисленных войн и революций, сотрясавших европейский континент. Здесь зародился капитализм принципиально иного типа, чем в остальной Европе, поскольку экономическое развитие скандинавских стран шло по пути консолидации общества, компромисса между короной, дворянством, буржуазией и крестьянами. Социально-экономические сдвиги не сопровождались насилием, властям всегда удавалось поддерживать баланс в обществе. В Северной Европе были созданы и чрезвычайно выгодные условия для накопления капитала, поскольку с середины XIX в. скандинавские страны не участвовали в войнах, объявив себя нейтральными. В 1930-е гг. к власти в странах Скандинавии приходят социал-демократы, которые начинают проводить экономическую политику, сочетающую рыночную ориентацию национального хозяйства и высокую степень социальной защиты населения. Финансовой основой скандинавской модели является государственный бюджет, предполагающий достаточно высокий уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен довольно высокий уровень налогового бремени. В частности, в Швеции, Норвегии и Дании налоги составляют 52-63% ВВП, в Финляндии и Исландии -- 33-36% ВВП. Так государственный сектор скандинавской экономики -- это отнюдь не тотальное государственное регулирование и контроль, полномасштабная государственная собственность, а перераспределение государством ВВП через налоговую систему для достижения принципа социальной справедливости 44 Бернвальд А.Р., Цихоцкий А.В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономики: Проблемы членских отношений. - Новосибирск: ВО “Наука”, 2008. . Экономические функции государства в скандинавской экономике - разработка долговременной стратегии развития экономики и законодательное регулирование предпринимательства. Социальная направленность скандинавской модели заключается в:

* перераспределительной роли государства в экономике; воздействие на экономику через механизм налогообложения, действие принципа «выравнивания доходов» путем передачи части доходов предпринимателей в пользу трудящихся, работающих по найму, социальная защита населения;

* в активности общества в социально-экономических процессах, на практике воплощается принцип социального партнерства трудящихся, профсоюзов, предпринимателей;

* экономической политике властей, нацеленной на первоочередное решение социальных проблем, в частности уменьшение количества безработных;

* высокой этике труда и предпринимательской культуре, высочайших морально-этических нормах поведения жителей скандинавских стран. В начале XXI в. по данным за 2013 г., уровень безработицы в Швеции довольно умеренный по сравнению с Германией или Францией -- только 5,2% экономически активного населения не имеет постоянной работы. Стимулы к трудовой активности начали пропадать не только у наемных работников, но и у фермеров, которые получали огромные дотации от государства за не выращенный урожай.

Высокие налоги на занятость, по сути дела, привели к тому, что шведы стали меньше работать за прежнюю высокую заработную плату. Основными отличительными чертами экономики стран Северной Европы, включая Швецию, являются:

1) Высокая степень интеграции в систему мирохозяйственных связей. Страны достаточно быстро адаптируются к изменениям во внешней среде международного бизнеса, обладают передовым производством, высококвалифицированной рабочей силой. Значимы отрасли высоких технологий, наукоемкое производство: электроника и средства телекоммуникаций, производство медицинских приборов и промышленных роботов (ABB), автомобилестроение и аэрокосмическая промышленность, высокотехнологичное судостроение, фармацевтика и биотехнологии. Соединение новейших технологий с традиционными, полномасштабное внедрение высоких технологий в традиционном производстве. При наличии менее 1% населения развитых стран мира на данный регион приходится 3% ВВП и промышленного производства, а также 5% экспорта. Внешние факторы стимулируют государства Северной Европы к переходу на новейшие ресурсосберегающие технологии, передовые управленческие технологии, определяют новые направления специализации в глобальной экономической системе.

2) Высокая доля государственного участия в экономике через механизм перераспределения ВВП. Государство, кроме того, стимулирует научно-технический прогресс, почти на 80% финансируя сферу НИОКР.

3) Наличие мощных финансово-промышленных групп, а также развитое кооперативное движение. Кооперативный сектор примечателен тем, что почти 90% всех сельскохозяйственных предприятий создано в форме кооперативов.

4) Высокая квалификация рабочей силы. Высокие образовательные стандарты средней и высшей школы, программы тренинга и переподготовки персонала обеспечивают соответствие уровня квалификации рабочей силы необходимым требованиям, предъявляемым рынком.

5) Социальная направленность экономической политики правительства. Государство в странах Северной Европы обеспечивает полную занятость населения, постоянно заботится об улучшении условий труда, охране окружающей среды, развитии системы социального благосостояния.

6) Активное приспособление экономических структур к меняющимся условиям мирохозяйственного развития. Высокое качество и наукоемкость промышленной продукции северных стран обеспечивают хороший сбыт товаров на внешних рынках. Стратегия интернационализации, а также глобальная стратегия позволяют ведущим компаниям стран Северной Европы все активнее завоевывать мировой рынок.

Скандинавская модель экономики является одним из вариантов социально-ры­ночного хозяйства, т. е. предполагает довольно значительную роль государства в экономике, особенно с точки зрения социальной защиты населения.

Во многом такая модель связана со скандинавской исключительностью: стра­ны Северной Европы стояли в стороне от многочисленных войн и революций, сотрясавших европейский континент. Здесь зародился капитализм принципиаль­но иного типа, чем в остальной Европе, поскольку экономическое развитие скан­динавских стран шло по пути консолидации общества, компромисса между коро­ной, дворянством, буржуазией и крестьянами. Социально-экономические сдвиги не сопровождались насилием, властям всегда удавалось поддерживать баланс в обществе. В Северной Европе были созданы и чрезвычайно выгодные условия для накопления капитала, поскольку с середины XIX в. скандинавские страны не участвовали в войнах, объявив себя нейтральными.

В 1930-е гг. к власти в странах Скандинавии приходят социал-демократы, ко­торые начинают проводить экономическую политику, сочетающую рыночную ориентацию национального хозяйства и высокую степень социальной защиты населения. Целью социал-демократов стало построение общества нового типа, достижение идеала, провозглашенного социалистами и российскими большеви­ками, но принципиально иным способом. Социально ориентированная экономи­ка, по замыслу скандинавских социал-демократов, строится не через насилие, ре­волюции и социальные катаклизмы, а мирным ненасильственным путем в процессе длительных, постепенных реформ на базе компромисса между различ­ными политическими силами и группами, а также их интересами.

Скандинавский социализм - это рыночная экономика смешанного типа с гос­подством частной собственности, парламентаризм в политике (плюрализм и де­мократия), зрелость социальной инфраструктуры. В сущности, данная модель экономики сочетает в себе лучшие черты капиталистического и социалистиче­ского путей развития. Основой скандинавской экономики остаются частная соб­ственность, индивидуальное предпринимательство. Доля частного сектора в эко­номике составляет около 85%, а на долю государства соответственно приходится менее 15%. Основной задачей государства в скандинавской модели экономики является отнюдь не национализация частного капитала, не прямое вмешательство в экономику, а перераспределение созданного сильным и эффективным ча­стным сектором совокупного общественного продукта.



Особое отношение социал-демократии к частной собственности можно понять из высказывания бывшего премьер-министра Швеции Улофа Пальме: «Зачем ре­зать курицу, несущую золотые яйца?», т. е. обобществлять эффективный конкурен­тоспособный частный сектор, если можно контролировать процесс перераспреде­ления доходов, создаваемых в частном секторе. Основной смысл скандинавской модели заключается в сохранении различных и равноправных форм собственности (частной, государственной, коммунальной, кооперативной) с абсолютным преоб­ладанием частной собственности. Государство в такой системе не владеет, а распо­ряжается средствами производства, перераспределяя через налоговую систему до­ходы, полученные в частном секторе экономики. Государство также осуществляет весьма строгий законодательный контроль за деятельностью частного бизнеса, сле­дит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех членов общества.

Финансовой основой скандинавской социал-демократии является государ­ственный бюджет, предполагающий достаточно высокий уровень государствен­ных расходов, для финансирования которых установлен довольно высокий уро­вень налогового бремени. В частности, в Швеции, Норвегии и Дании налоги составляют 52-63% ВВП, в Финляндии и Исландии - 33-36% ВВП. Еще совсем недавно максимальные налоговые ставки в Швеции составляли 90%, но и сейчас их уровень в 55% для индивидуального подоходного налога является одним из самых высоких в Западной Европе. Таким образом, государственный сектор скан­динавской экономики - это отнюдь не тотальное государственное регулирова­ние и контроль, полномасштабная государственная собственность, а перераспре­деление государством ВВП через налоговую систему для достижения принципа социальной справедливости. Доля государственного сектора в распределении ВВП в странах Северной Европы традиционно избыточна: например, в Швеции она составляет почти 70%.

Основными экономическими функциями государства в скандинавской эконо­мике являются разработка долговременной стратегии развития экономики (выра­ботка приоритетов развития национального хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия) и законодательное ре­гулирование предпринимательства.

Социальная направленность скандинавской модели заключается в:

Перераспределительной роли государства в экономике: воздействие на эконо­мику через механизм налогообложения, действие принципа «выравнивания доходов» путем передачи части доходов предпринимателей в пользу трудя­щихся, работающих по найму, социальная защита населения; 1

Активности общества в социально-экономических процессах, на практике во­площается принцип социального партнерства трудящихся, профсоюзов И пред­принимателей;

Экономической политике властей, нацеленной на первоочередное решение социальных проблем, в частности уменьшение количества безработных;

Высокой этике труда и предпринимательской культуре, высочайших мо­рально-этических нормах поведения жителей скандинавских стран. 2

Наибольших успехов на пути реализации скандинавского социализма в свое время достигла Швеция, поэтому даже появился своеобразный лозунг: «Равне­ние - на Швецию!».

Однако уже в 1980-е гг. скандинавская экономика начала испытывать те же сложности, что и схожая с ней по социальной направленности экономика Герма­нии или Франции. Высокий уровень налогов сдерживал развитие предпринима­тельства, а сильная социальная зашита населения подрывала стимулы к труду у наемных работников. Швеция, которая в 1970 г. по уровню экономического раз­вития находилась на четвертом месте в мире, к концу 1990-х гг. переместилась на шестнадцатую позицию, причем главной причиной снижения рейтинга страны среди развитых экономик стала модель развития Швеции. Наглядной иллюстра­цией может быть падение численности экономически активного населения Шве­ции. Если в 1990 г. в стране с населением в 8,5 млн. было 4,5 млн. работающих граждан, то в 1997 г. на 8,9 млн. населения приходилось уже только 3,9 млн. работа­ющих шведов. Впрочем, в начале XXI в. ситуация несколько улучшилась, и, по данным за 2004 г., уровень безработицы в Швеции довольно умеренный по срав­нению с Германией или Францией - только 5,6% экономически активного насе­ления не имеет постоянной работы.

Стимулы к трудовой активности начали пропадать не только у наемных работ­ников, но и у фермеров, которые получали огромные дотации от государства за невыращенный урожай, и у предпринимателей, которым приходилось выплачи­вать весьма значительные отчисления по социальному страхованию в пользу го­сударства, а также избыточные налоги. Высокие налоги на занятость, по сути дела, привели к тому, что шведы стали меньше работать за прежнюю высокую заработную плату. Знаменитый «шведский социализм» начал давать серьезный сбои, и появилась реальная угроза в потере конкурентоспособных позиций не­когда сильной экономики страны. Вступление Швеции в Европейский союз, а также общая волна неоконсерватизма, господствовавшая в мировой экономи­ческой идеологии в начале 1990-х гг., поставили перед страной задачу внести не­обходимые коррективы в прежнюю модель развития.

В экономической политике Швеции произошли изменения, которые касались отказа от чрезмерной роли государства в экономике. Позиции государственного сектора экономики были несколько видоизменены: снижены корпоративный и ин­дивидуальный подоходный налоги, по стране прокатилась волна приватизации, введен режим «жесткой экономии», предполагающий сокращение государствен­ных расходов. Вступление страны в Евросоюз также оказало позитивное влияние на активизацию рыночных механизмов: экономическая политика страны была при­ведена в соответствие с требованиями единой Европы, а по отношению к государ­ственным финансам начали применяться критерии валютной конвергенции.

Основными отличительными чертами экономики стран Северной Европы, включая Швецию, являются:

1) Высокая степень интеграции в систему мирохозяйственных связей. Стра­ны Северной Европы, пожалуй, в наибольшей степени интегрированы в ми­ровую экономику, они достаточно быстро адаптируются к изменениям во внешней среде международного бизнеса, обладают передовым производ­ством, высококвалифицированной рабочей силой. На первый план здесь выдвинулись отрасли высоких технологий, наукоемкое производство: элект­роника и средства телекоммуникаций (финский концерн Nokia и шведский Ericsson), производство медицинских приборов (компании Polar electronics и Gambro) и промышленных роботов (ABB), автомобилестроение и аэрокосми­ческая промышленность (компании SAAB, Volvo, Scania), высокотехнологич­ное судостроение, фармацевтика (компания Astra) и биотехнологии. Главной особенностью современной специализации стран Северной Евро­пы является соединение новейших технологий с традиционными, полномасш­табное внедрение высоких технологий в традиционном производстве. Харак­терным примером может послужить шведская компания SAAB, которая адаптирует технологии, используемые в аэрокосмическом комплексе фир­мы, к автомобилестроению. Высокий производственный потенциал Север­ной Европы подтверждают нижеследующие цифры: при наличии менее 1% населения развитых стран мира на данный регион приходится 3% ВВП и промышленного производства, а также 5% экспорта. Свыше половины ВВП стран Северной Европы поступает на экспорт. Подобная интеграция регио­на в систему мирохозяйственных связей вместе с тем усиливает и уязви­мость Северной Европы от негативного воздействия внешних факторов. В частности, абсолютно все страны региона в 1970-1980-е гг. пострадали от структурных кризисов в мировой экономике, испытали на себе циклический спад в мировом производстве и потреблении. Негативно отразились на Се­верной Европе и последствия недавнего валютно-финансового кризиса в мировой экономике. Тем не менее внешние факторы стимулируют госу­дарства Северной Европы к переходу на новейшие ресурсосберегающие тех­нологии, передовые управленческие технологии, определяют новые направ­ления специализации в глобальной экономической системе. 3

2) Высокая доля государственного участия в экономике через механизм пе­рераспределения ВВП. В среднем около 30% ВВП стран Северной Европы перераспределяется через налогообложение и взносы предпринимателей на социальное страхование в пользу трудящихся. Характерна также и высокая степень участия государства в общем перераспределении ВВП: в Швеции государственные расходы достигают почти 60% ВВП. Государство, кроме того, стимулирует научно-технический прогресс, почти на 80% финансируя сферу НИОКР.

3) Наличие мощных финансово-промышленных групп, а также развитое ко­оперативное движение. Крупные ТНК государств Северной Европы - это фирмы с общепризнанной в мире репутацией. Всемирно известны, в частно­сти, такие крупнейшие ТНК, как Ericsson, ABB, Volvo, Svenska Handelsbanken, Skandinaviska Enskildabanken, Nokia, Sonera, Statoil, Norsk Hydro и многие др. 4 Кооперативный сектор примечателен тем, что почти 90% всех сельскохозяй­ственных предприятий создано в форме кооперативов.

4) Высокая квалификация рабочей силы. Высокие образовательные стандар­ты средней и высшей школы, программы тренинга и переподготовки персо­нала обеспечивают соответствие уровня квалификации рабочей силы необ­ходимым требованиям, предъявляемым рынком.

5) Социальная направленность экономической политики правительства. Го­сударство в странах Северной Европы обеспечивает полную занятость насе­ления, постоянно заботится об улучшении условий труда, охране окружаю­щей среды, развитии системы социального благосостояния.

6) Активное приспособление экономических структур к меняющимся усло­виям мирохозяйственного развития. Примером может служить опыт Фин­ляндии, экономика которой вплоть до конца 1980-х гг. ориентировалась на СССР как на основной внешний рынок сбыта продукции средней степени наукоемкости традиционных отраслей промышленности. После распада СССР и начала развития системного кризиса в российской экономике Фин­ляндии пришлось в кратчайшие сроки переориентироваться на рынок стран ЕС, а также на Северную Америку, заняв на этих рынках достойное место в ряде ниш, представляющих высокотехнологичную продукцию передовых секторов экономики.

Высокое качество и наукоемкость промышленной продукции северных стран обеспечивают хороший сбыт товаров на внешних рынках. Большинство промыш­ленных предприятий региона являются узкоспециализированными, поставляю­щими на мировой рынок достаточно небольшую номенклатуру товаров. Страте­гия интернационализации, а также глобальная стратегия позволяют ведущим компаниям стран Северной Европы все активнее завоевывать мировой рынок.


? Министерство образования науки Российской Федерации
Иркутский государственный технический университет
Заочно – вечерний факультет
Кафедра экономической теории и финансов

Реферат
по дисциплине: «Социально-рыночные отношения»
на тему: «Особенности скандинавской модели в социально-рыночных отношениях»

Студент гр. ЭУбзс 11-5
Козий Инна Дмитриевна
Преподаватель:

Иркутск 2012
Понятие «скандинавская модель» означает совокупность общих черт экономического, социального и политического развития стран Северной Европы (Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии и Исландии), а также концепций и тенденций общественного развития, включая исторические, социально-культурные особенности данного региона.
Формирование «скандинавской модели» базируется на следующих особенностях: сходные природно-географические условия, общие границы и традиционные исторические связи, языковая, религиозная и культурная, а также ментальная близость.
Особенности «скандинавской модели»:
1. Все страны Северной Европы относятся к группе так называемых малых стран (критерии отнесения к малой стране - это абсолютные объемы ВВП, промышленного производства и другие абсолютные показатели).
2. Высокий уровень развития. Скандинавские страны входят в первые 12-15 наиболее высокоразвитых государств мира по показателям ВВП и промышленного производства на душу населения и в первую пятерку - по показателю «индекс человеческого развития».
3. Схожесть сырьевых и трудовых ресурсов.
Природные ресурсы: лес, в том числе высококачественный хвойный, железная руда (в Финляндии и Швеции, которая по запасам и добыче железной руды занимает 2-е место в Западной Европе), цветные металлы (например, в Норвегии находится одно из крупнейших в мире месторождений титановых и молибденовых руд;
Финляндия лидирует в Западной Европе по запасам и добыче медной руды и цинка, а по запасам и добыче хрома занимает 3-4-е место в мире; Швеция находится на 2-3-м месте в Западной Европе по добыче меди, свинца и цинка). В Швеции, Норвегии и Финляндии найдены месторождения урана, а также значительные запасы никеля, ванадия, кобальта, серебра, золота и других цветных металлов.
Из неметаллических полезных ископаемых эти страны богаты различными строительными и поделочными материалами, асбестом, графитом; Норвегия - гранитом, сланцем, мрамором; Дания - известняком, глиной и гранитом.
Страны Северной Европы в различной степени обеспечены энергосырьем. Норвегия располагает большими запасами нефти и газа (месторождения в Северном море) и гидроэнергоресурсами. Швеция и Финляндия лишены нефти и газа (в Финляндии нет каменного угля, но есть значительные запасы торфа), однако активно развивают атомную энергетику.
Трудовые ресурсы традиционно отличаются высоким качеством (высокий уровень образования и профессионально- квалификационной подготовки), довольно высокой стоимостью рабочей силы (неблагоприятные демографические тенденции: низкие темпы естественного прироста и высокая доля старших возрастных групп), высокой трудовой активностью женщин, доля которых особенно значительна среди работников умственного труда.

4. Ясное понимание и на предпринимательском, и на государственном уровне важности «человеческого фактора» как главнейшего условия для динамичного социально-экономического развития и эффективного функционирования компаний - характерная особенность «скандинавской модели».
5. Развитие предпринимательства и формы хозяйственной деятельности.
По сравнению с другими странами Западной Европы (Великобританией, Францией, Германией и др.) государства Скандинавского региона позднее вступили на путь развития рыночных отношений. Компании малых стран Северной Европы по масштабам своей деятельности в целом уступают фирмам более крупных развитых стран. Однако несколько компаний входят в первую сотню 500 крупнейших европейских фирм, и в первую очередь это общепризнанные лидеры, вошедшие в первую двадцатку ведущих европейских фирм: Эрикссон Л.М. (Швеция) и Нокиа (Финляндия).
6. Весьма высокая степень монополизации экономики: иногда одна-три компании господствуют в отдельной отрасли национального хозяйства. По степени монополизации малые страны Северной Европы обгоняют многие развитые, в том числе крупные, государства - как в промышленности, так и в банковской сфере.
Причины высокой степени монополизации экономики: во-первых, в условиях менее емкого внутреннего рынка малых стран монополизировать производство того или иного товара или услуги сравнительно легче, так как конкуренция существенно затруднена; во-вторых, существует необходимость выхода на внешние рынки, и она предопределяет образование таких ТНК в малых странах, которые могли бы сравниться по размерам капитала и конкурировать с фирмами ведущих стран. Поэтому наиболее мощные компании в малых странах сосредоточены именно в экспортно-ориентированных отраслях. В отраслях, работающих на внутренний рынок, степень монополизации значительно меньше.

Крупнейшие компании стран Северной Европы:
Швеция - Вольво (автомобильная промышленность), Эрикссон Л.М; АББАсеа Браун Бовери и Электролюкс (электротехника и электроника), Сандвик (металлургия), Стура и Свенска Целлюлоза (деревообработка), СКФ (машиностроение);
Норвегия - Ношк Гидро (многоотраслевая), Статойл (нефтедобыча), Элкем (металлургия), Квернер (машиностроение);
Финляндия - Нокиа и Репола (многоотраслевые), Куммене (деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность), Оутокумпу (цветная металлургия), Энсо-Гутцейт (целлюлозно-бумажная промышленность), Раума и Валмет (машиностроение);
Дания - Карлсберг и Даниско (пищевая промышленность), Данфосс (машиностроение).
В предпринимательской структуре Скандинавских стран большое место занимает малый и средний бизнес. Доля малых фирм в общем их числе составляет около 95%, на крупные приходится менее 1%. Удельный вес малых и средних фирм в обороте составляет 30-35%, в добавленной стоимости - около 40-45%, а в числе занятых - более 50%. Малый и средний бизнес активно поддерживается государством и преобладает в сфере услуг.
7. Особенностью Скандинавских стран являются достаточно сильные позиции кооперативного сектора. Кооперативные объединения охватывают сельское хозяйство, торговлю, жилищное строительство и другие отрасли хозяйства. Многие кооперативные объединения являются весьма крупными по масштабам своей деятельности и входят в списки ведущих компаний своих стран.
8. Факторы экономического роста: инвестиционный фактор ("норма накопления, т.е. отношение валовых инвестиций в основные фонды к стоимости ВВП, в них довольно высокая, особенно в Норвегии и Финляндии, - 25-30% (кроме кризисных лет); научно-технический прогресс (доля расходов, как частных, так и государственных, на НИОКР в ВВП постоянно растет и в среднем несколько превышает средний уровень по промышленно развитым странам). По отдельным направлениям НИОКР страны Северной Европы лидируют среди всех высокоразвитых стран.

Таким образом, хочется сказать, что Скандинавская модель предусматривает довольно высокий уровень бюджетной централизации ВВП - 50-60%. Соответственно она характеризуется разветвленной государственной социальной сферой как в области образования, так и здравоохранения. Она создает климат уверенности и социальной уравновешенности. Однако такая модель возможная только при условиях, во-первых, высокого уровня ВНП на душу населения, который обеспечивает высокий уровень и общественного, и индивидуального потребления, и, во-вторых, высокого уровня культуры и сознания народа, соответствующего отношения к работе и уважения к государственному сектору.

Рыночные модели оплаты труда / Скандинавская социальная модель развития
В последнее время среди стран с развитой рыночной экономикой все больше и больше высвечивается феномен скандинавской социальной модели развития, которая не позволяет полюсам бедности и богатства расходиться слишком далеко.
Критерием таких расхождений служит коэффициент GIM, который определяет, насколько велик разрыв в благосостоянии между верхними, средними и нижними по доходам слоями населения. В порядке возрастания степени неравенства между различными социальными группами исследованные страны (13 наиболее развитых стран мира) располагаются следующим образом: Дания, Швеция, Финляндия, Голландия, Норвегия, Япония, Бельгия, Германия, Канада, Франция, Австралия, США, Италия.
Три первых места (как наименее расколотые нации) занимают севе-роевропейцы (Дания, Швеция, Финляндия), что позволяет считать этот регион одним из самых благополучных мест в мире, хотя в абсолютных цифрах экономического роста они уступают сейчас большинству западноевропейских соседей. Принятая в оплате труда различных категорий работников западноевропейских и других стран разница социально неприемлема для скандинавских стран. Заработная плата итальянского менеджера высокого ранга может быть вдвое выше, чем у его коллеги в Финляндии. Зато жизненный уровень низкооплачиваемых работников и безработных в Италии значительно уступает финским показателям.
Интересные данные приводит газета «Труд» (13 января 1999 г.), которая опубликовала статистические данные международной консалтинговой фирмы «Тауэрз Перрин»: в Японии, Германии, Швейцарии руководители компаний получают в среднем заработную плату в 10-15 раз больше других сотрудников, в Канаде, Бельгии, Голландии, Испании, Франции - в 13-15 раз, в Великобритании, Австралии - в 18-19 раз, в США -в 24 раза. В России и в Украине такой статистики нет. Но ставшие известными факты (из публикаций и других источников) директорских доходов дают совсем иные соотношения: в 230 раз, 400...
На социальный мир североевропейцев работает скандинавская система, которая сочетает прогрессивное налогообложение с системой социальной помощи и гарантий. Налоговый пресс в этих странах самый «деньго-выжимающий» в мире. Скандинавцы его терпят потому, что перераспределение средств, поступающих в казну государства от законопослушных жителей, ощущает каждая семья. Например, если среднестатистические фирмы с ежемесячным доходом 10 тыс.марок (несколько меньше 2 тысдолл.) отдают налоговому ведомству примерно 30% своего заработка (около 600 долл.), то те, кто получает 20 тыс.марок и больше, отдают налоговому ведомству 45-70% своих доходов.
В Швеции самые низкооплачиваемые рабочие получают 30-35 тыс.крон в год, самые высокооплачиваемые (строители, рабочие, занятые в непрерывном производстве) - до 180 тыс.крон. И налоги отчисляются по такой шкале, что соотношение доходов после их уплаты между любыми категориями населения не превышает 1-г2. Ни в одной стране мира нет столь малой дифференциации.
В Финляндии государство на полученные за счет высоких налогов с высокооплачиваемых работников средства обеспечивает качественное бесплатное среднее образование и основные медицинские услуги, предоставляемые муниципальными поликлиниками, а также специализированными государственными медицинскими учреждениями, давать родителям небольшую, но значимую для семейного бюджета доплату на каждого ребенка до 18 лет и всем без исключения пожилым людям выплачивать базисную, не имеющую никакой зависимости от выслуги лет (можно не иметь ни одного дня рабочего стажа) так называемую «народную пенсию». А пенсию, которая напрямую обусловлена уровнем прежнего заработка и взносов, люди получают из различных по условиям накопления пенсионных фондов.
Существующая в скандинавских странах социальная модель, держащаяся на налоговых изъятиях с каждого вида доходов, будь то пенсия или помощь безработным, многодетным, дает возможность помочь самим обездоленным, в первую очередь, потерявшим работу, а их к примеру, только в Финляндии, пережившей затяжной экономический кризис, довольно много - свыше 10% трудоспособного населения. Суммарно прямые денежные выплаты и косвенная помощь безработным в виде покрытия счетов за квартиру, электроэнергию и пользование телефоном, другие мелкие льготы выражаются цифрой, составляющей от 60 до 80% от утерянного по причине увольнения заработка.
Когда в 1992-1993 годах безработица в Финляндии подскочила до 25% и каждые трое работающих кормили одного неработающего, система доказала свою жизнеспособность - выдержала удар, не позволила сотням тысяч семей опуститься до нищеты.
Рассматривая организацию оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой необходимо обратить особое внимание на опыт этих стран в области сочетания материального поощрения с различными системами социальных выплат, осуществляемых на уровне компаний и фирм.
Для осуществления этих выплат они формируют специальные социальные фонды или фонды социального потребления. Необходимость создания данных фондов очевидна: при помощи выплат из этих фондов происходит улучшение жизни совокупного работника, продлевается работоспособность рабочей силы средней и высокой квалификации, совершенствуется профессионально- квалификационная и отраслевая структура рабочей силы, снижается текучесть кадров. Кроме того, улучшается материальное положение работников. Предоставляя им более широкие возможности квалификационного роста, повышая их заинтересованность в закреплении на определенных предприятиях, социальные фонды активно воздействуют на воспроизводство новой квалифицированной рабочей силы, а также на ее распределение и перераспределение. Социальные фонды образуются за счет взносов предпринимателей (примерно 50% от суммы выплаченной работникам, заработной платы), а также взносов работников (16% заработной платы).
В структуре социальных фондов компаний и фирм выделяются следующие группы выплат и льгот:
1. Нерегулярные выплаты: премии, выплачиваемые по результатам работы за год, полгода, квартал, «тринадцатая зарплата», дополнительно «четырнадцатая зарплата», премия к отпуску, рождественские премии.
2. Выплаты по социальному обеспечению: по болезни, материнству, инвалидности, на с
и т.д.................

Современная рыночная экономика является сложной системой хозяйствования, в которой тесно взаимодействуют рыночные закономерности, которые постоянно меняются. В силу объективных и субъективных причин, страны с рыночной экономикой по-разному строили свою систему хозяйствования и сегодня находятся в разных условиях в плане обеспечения своего эффективного развития. Результатом этого процесса стало возникновение разнообразных моделей рынка.

Под рыночной экономической моделью понимают упрощенное отображение реальности, определенного экономического явления. В рамках модели делается попытка описать все стороны действительности. Другими словами, рыночная модель - это условный образ рыночной экономики, построенный с целью упрощения процесса его исследования. Сила модели - в устранении деталей, которые не имеют отношения к делу, что позволяет исследователю сосредоточить внимание на существенно важных чертах экономической реальности, которую он попытается понять. Рыночные экономические модели позволяют выявить и проанализировать особенности функционирование рыночного экономического объекта.

Американская модель - это либеральная рыночная модель, о которой заговорили в 90-х годах, когда лидерство в экономическом росте перешло к США. Эта модель строится на системе содействия всякому поощрению предпринимательской активности, обогащению населения, на стимулировании развития новой техники и технологии, наиболее перспективных и эффективных производств. Эту модель характеризуют высокий уровень производительности труда. Влияние государства направлено на поддержку стабильной конъюнктуры и экономического равновесия. Среди всех других моделей она считается самой эффективной.

Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Финляндия) - коллективистско-универсалистская модель на основе частной собственности и рынка. Она отличается от многих других моделей сильной целеустремленной, более открытой и устойчивой социальной политикой. В основе ее лежит концепция функциональной социализации экономики. Доходы распределяются в пользу малообеспеченных граждан и распространенных разнообразных “свободных ассоциаций”. Свое название эта модель получила в связи со специфическим развитием скандинавских стран, и в первую очередь Швеции, в 60-80 гг. ХХ века. В этот период Швеция, Норвегия и Финляндия достигли самых высоких среди других развитых стран, показателей социализации экономики, особенно в распределении: долей в ВВП социальных расходов государства; по доле в денежных доходах население государственных трансфертов; по степени равномерности в распределении доходов; по удельному весу государственного сектора социальных услуг в общей занятости; по доле в ВВП конечного потребления государства, ее услуг; по доле социальных взносов работодателей в общей массе налогов; по сближению уровней оплаты труда; по меньшей численностью лиц, которые находятся ниже официальной черты бедности. Скандинавская модель начала давать сбои уже 80-х, когда стала распадаться централизованная система коллективно-договорного регулирования, до минимума уменьшилось влияние государства в области формирование заработной платы. В конце 80-х уровень инфляции оказался значительно выше, чем в других развитых странах. Уровень безработицы увеличился от 2-3% в 70-80 годах до 6-8% в 90-е годы. Все это вызывает необходимость совершенствования скандинавской модели - либерализации экономики, пересмотра стратегии развития, дерегулирования, приватизации и усилению роли рынка.

Саксонская (германская) модель рыночной экономики

Саксонская (германская) модель - модель социально-рыночного хозяйствования, которая основывается на предоставлении хозяйствам возможности развиваться и успешно конкурировать между собой. Стимулирование конкуренции связывается с созданием особой инфраструктуры, которая сдерживает негативное влияние рынка.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»

Кафедра экономической теории и мировой экономики

Курсовая работа по макроэкономике

на тему: «Скандинавская модель экономического роста: уроки для России»

Выполнил: студент-бакалавр БФ / 1 – 3

Направление: Экономика

Профиль: Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Дмитриева София Александровна

Проверил: к.э.н. Гринева М.Н.

Воронеж-2014г.

10.Захарова Наталья Юрьевна. Антикризисное регулирование банковской системы Швеции - Москва, 2010, 184с. 26

12.Калашников М. Скандинавская модель: не надо утопий, 2013, 12с. 26

14.Корнийчук Л.Я., Татаренко Н.А., Поручик А.М. История экономических учений учебное пособие / К.: КНЭУ, 2008, 562 c. 26

Введение

В последнее время среди стран с развитой рыночной экономикой все более заявляет о себе феномен скандинавской социально-экономической модели развития общества. О нем мы часто слышим в российских и зарубежных СМИ, из-за него ломают копья ученые-экономисты, выносят свои восторженные суждения побывавшие там очевидцы. Так в чем же он заключается?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить особенности развития и выявить результаты функционирования скандинавской модели экономики, а также оценить актуальность ее уроков для России. Это и является целью данной курсовой работы.

Для реализации этой цели поставлен ряд задач:

1. Рассмотреть сущность скандинавской экономической модели, ее сильные и слабые стороны, особенности развития скандинавских стран.

2. Провести сравнительный анализ экономик скандинавских стран и России, выявить общие черты и различия.

3. Рассмотреть уроки «общества благосостояния» для России.

Последовательное решение поставленных задач позволит прийти к заключению о целесообразности применения данной экономической модели или отдельных ее частей, принципов, постулатов к условиям современной российской экономической политики.

Глава 1. Скандинавская модель экономики: сущность, особенности, результаты

1.1. Сущность скандинавской модели экономики

Скандинавская модель экономики является одним из вариантов социально-рыночного хозяйства, который предполагает значительную роль государства в экономике, особенно с точки зрения социальной защиты населения. Это рыночная экономика смешанного типа с преобладанием частной собственности, со зрелой социальной инфраструктурой и всячески поощряемыми частной инициативой и предпринимательством. Скандинавские страны отличаются открытостью к конкуренции и внешней торговле, гибкими рынками труда, высокими расходами на образование и щедрыми социальными расходами на поддержку безработных. В результате в этих странах высокий уровень жизни, занятости и образования населения при очень низких неравенстве и коррупции. Следуя цели общественного равенства, социал-демократы, которые стоят у власти там довольно длительный срок, построили систему всеобщего благосостояния, заключающуюся в том, что «общество отвечает за предоставление государственных услуг хорошего качества всем гражданам в ряде важных областей: образования, здравоохранения, социальных услуг» . Основные потребности, такие как образование и здравоохранение, в Швеции социализированы. Государственный сектор экономики велик. Суммарные государственные расходы составляют до 60% ВВП, что ставит Швецию по этому показателю на первое место в мире .

Социальное страхование составляет основной элемент шведской социальной политики всеобщего благосостояния. Официальные документы Швеции подчеркивают основную цель системы социального страхования - обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости, в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине и безработицей. Нуждающимся выплачивается так называемая общественная помощь - денежное пособие наличными.

Система страхования здоровья является, прежде всего, инструментом создания социально-экономического равенства. Она делает возможным людям с низкими доходами, нуждающимся в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Система социального страхования финансируется из государственных и местных налогов, взносов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала различных фондов .

Швеция занимает ведущие позиции в мире по многим показателям развития здравоохранения. Детская смертность здесь очень низка (страна уступает только Исландии и Японии). Средняя продолжительность жизни велика (74 года у мужчин, 80 - у женщин) (приложение 1). Основные проблемы здоровья в Швеции связаны с окружающей средой (в больших городах) и стилем жизни: такие вредные привычки, как потребление жевательного табака здесь крайне распространены и являются своеобразной «визитной карточной» шведов, что сопоставимо с легкими формами наркотической зависимости в Голландии .

Развитие здравоохранения рассматривается в Швеции как задача государственного сектора и осуществляется в основном местными властями. Как и здравоохранение, образование в Швеции занимает передовые позиции в мире. В стране практически полная грамотность населения. Основное бремя расходов на образование берет на себя государство. В 50-е годы была проведена реформа системы образования, были созданы обязательная начальная общеобразовательная десятилетняя школа, средняя школа, а также система образования для взрослых. Причем высшее образование почти полностью государственное. В просветительских целях активно используются средства массовой информации; хорошо налажена система заочного обучения, сочетающая в себе различные формы обучения (кружки, просветительские передачи), что ведет к большей эффективности образования. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы, которая является средством разрешения социальной напряженности. Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире, и, по некоторым данным, наивысшим в Европе. Известно, что уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все другие страны мира; зарплата женщин относительно мужчин в Швеции наиболее высокая в мире. Уровень безработицы в последние годы составляет примерно 1,5% .

В области заработной платы в Швеции сложилась своеобразная система, получившая наименование «солидарной политики зарплат». Она основана на ряде принципов, из которых наиболее важными являются: справедливое распределение доходов пропорционально тяжести труда и его результативности; равное вознаграждение за равный труд для мужчин и женщин, для различных возрастных категорий работников, для трудящихся предприятий одной отрасли, но разных форм собственности (работник не должен страдать из-за низкой рентабельности своего предприятия); уменьшение вилки зарплат по отраслям экономики между рабочими и служащими. Базовая же цель - общее повышение жизненного уровня в стране .

Государство хотя и не владеет напрямую, но, действуя индикативно, фактически распоряжается средствами производства, перераспределяя через развитую налоговую систему доходы, полученные в частном секторе экономики, стимулируя, таким образом, или, наоборот, сдерживая развитие различных видов деятельности, направлений и целых отраслей экономики. При этом сохраняются различные, но равноправные формы собственности (частная, государственная, кооперативная, коммунальная), с бесспорным преобладанием частной, ибо «свой интерес» – это тот «вечный двигатель», который заставляет непрерывно вращаться маховик общественного воспроизводства и развития .

И конечно же за государством остаются его две главные и непреложные функции – разработка долговременной стратегии развития экономики и законодательное регулирование предпринимательства. В сущности, данная «нордическая», как ее еще называют, модель экономики сочетает в себе лучшие черты капиталистического и социалистического пути развития .

Наибольших успехов на пути реализации этого «скандинавского социализма» достигла Швеция. Поэтому даже появился известный лозунг: «Равнение – на Швецию!».