Которых содержатся конституционно правовые нормы. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Конституционные нормы: особенности и виды

Конституционно-правовые нормы - это установленные или санкционированные государством правила, которые определяют поведение участников конституционно-правовых отношений.

Они представляют собой особая разновидность норм системы национального права. им присущий черты, присущие всем правовым нормам. Как важное средство социальной ориентации лица они устанавливаются или санкционируются государством; имеют государственно-властный характер, является формально определенными общеобязательными правилами поведения; закрепляются в правовых актах, которые выдаются компетентными государственными органами; имеют двусторонний характер, т.е. устанавливают не только права, но и обязанности участников правоотношения; предусматривают наличие особого механизма реализации, элементами которого есть материальные, идеологические, социально-психологические и правовые факторы; определяют возможность багатоваріантної поведения; имеют ситуационный характер; являются целенаправленными и гарантированными.

Вместе с тем конституционно-правовым нормам присущий целый ряд специфических качеств и признаков, которые есть одним из факторов выделения конституционного права в отдельную область.

Важнейшим специфическим качеством таких норм есть их особый вес и значения в системе национального права. И это целиком закономерно, поскольку данные нормы регламентируют сердцевину общественного отношения - отношений, которые составляются в процессе осуществления власти народом. Это обеспечивает доминирующее положение конституционных норм, их безоговорочное влияние на правовые нормы и правовые отношения других областей права. Так, регулируя на равные Конституции Украины отношения собственности, эти нормы (а затем - вся область) являются определяющими для других областей права - гражданского, хозяйственного, авторского, трудового и т.п.. Закрепляя отношения, которые составляются в сфере исполнительной власти, конституционные нормы закладывают основы административного и других областей права.

Нормы конституционного права, как и вся область правая, выполняют интеграционные функции в правовой системе страны: они соединяют ее в одно целостное образование, определяют найсуттєвіші ее структурные и функциональные ха-рактеристики, направления усовершенствования и развития.

Особая юридическая природа, содержание, высочайшая юридическая сила, наибольшая стабильность в сравнении с другими областями права, повышенный уровень охраны со стороны государства, учредительный характер конституционно-правовых норм, прямой характер их действия, особый механизм реализации и специфика их структуры - такие важнейшие признаки конституционно-правовых норм.

Нормам конституционного права присущий политический характер, поскольку основным предметом этой области права есть государственно-политические отношения власти, т.е. политические отношения, которые возникают и осуществляются в сфере функционирования государства.

Однако характеризовать такие нормы как сугубо политические нет оснований. Политические нормы включают чрезвычайно широкий круг социальных норм, которые действуют в сфере осуществления политической деятельности, сердцевиной которой является борьба за власть, содержание власти и использование, осуществление ее в интересах определенных субъектов.

Однако лишь относительно незначительная часть таких норм опосредствуется правом и становится, таким образом, правовыми нормами. Политическая направленность таких норм очевидная. Они принимаются по поводу политики, но не является ее формальным выражением, не являются типичными политическими нормами, которые существуют вне конституционного права.

Среди конституционно-правовых норм значительный удельный вес занимают нетипичные нормативные положения, в которых непосредственно не определяются права и обязанности субъектов, их задача в другом: они есть зв"язуючою звеном между нормами разных областей права, интегрирующим фактором, который обеспечивает единство и стабильность правовой системы. Это нормативные предписания, которые определяют общие принципы конституционного права, учредительные нормы, гарантирующие нормы, юридические конструкции, нормы-дефиниции, презумпции И Т.П..

Характер общественного отношения, урегулированное нормами конституционного права, определяет их композицию, т.е. структуру. Внутренняя форма организации и построения предписаний конституционно-правовой нормы не является, как правило, традиционной. Конечно, классическая модель правовой нормы предусматривает обязательное наличие трех взаимосвязанных звеньев: гипотезы, диспозиции и санкции. Для конституционного права такие нормы скоріш исключение, чем правило. Большинство из них содержат лишь именно правило поведения - диспозицию. Чрезвычайно редко случаются в них гипотеза и санкция.

Так, например, совсем нет потребности в гипотезе и санкции многих конституционных норм ст. ст. 1, 2, 3, 5, 7, 15, 20 и др. Конституции Украины. Гипотезы конституционно-правовых норм содержатся в ст. ст. 29, 82, 87, 111 и др. Конституции Украины. Указания на санкцию есть, в частности, в ст. ст. 56, 60, 62, 81 и др.

Элементы конституционно-правовой нормы нередко переплетаются между собой, и на практике довольно непросто выделить их в чистом виде.

Санкциям конституционного права присущий целый ряд особенностей, которые определяются характером общественных конституционных отношений. Важнейшая из них - профі-лактичне, организующее и воспитательное назначения таких сан-кцій.

Специфический круг субъектов, которые уполномоченные применять конституционно-правовые санкции. Это, прежде всего, народ, территориальные общины (население административно-территориальных единиц), органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Способы формализации (законодательного закрепления) конституционно-правовых санкций также отличаются немалым рядом особенностей. Во многих случаях такими есть прямое указание на ответственность органов государственной власти, должностных лиц, отмена правовых актов, которые противоречат Конституции и законам, и т.п..

Существует целый ряд особенностей применения конституционно-правовых санкций. Некоторые из санкций, например досрочное прекращение полномочий, применяются вместе с уголовно-правовыми санкциями (при совершении народным депутатом преступления и обретении законной силы обвинительным приговором относительно него). Нередко основанием применения конституционно-правовых санкций есть такие определенные законом условия, как "нарушение требований относительно несовместимости", "нарушение присяги" и т.п.. При этом надо иметь в виду, который средством обеспечения реализации конституционно-правовых предписаний могут быть санкции (точнее говоря, целые нормы, которые предусматривают определенные санкции) других областей права. Это предполагается, например, ст. ст. 34, 47, 50, 52-56, 80, 81, 105, 111 Конституции Украины, охрана и реализация которых обеспечивается "родственными" нормами криминального и адмі-ністративного права.

Классификация норм конституционного права - это распределение их на группы в зависимости от того или другого критерия. Она проводится с целью более глубокого и полного проникновения в их природу и содержание; волю законодателя; дает возможность проявить функциональные связи правовых норм и их субординацию; помогает совершенствовать механизм ре-алізації таких норм.

Классификация конституционных норм имеет глубокую объективную основу, которая обусловлена самым содержанием конституционного права как области права, его структурой, юридической природой конституционных норм, а также функциями и специализацией области конституционного права. Именно эти основы и должны определять критерии классификации конституционно-правовых норм.

Наиболее распространенной есть классификация конституционно-правовых норм за их содержанием, которое раскрывается прежде всего через предмет правового регулирования, представление о котором дает нам система (содержание) Конституции Украины. В від-повідності с этим все нормы можно поделить на несколько групп.

Первая группа - это нормы, которые определяют основные основы конституционного порядка Украины. Эти нормы провозглашают Украину как суверенное и независимое, демократическое, правовое, социальное государство, единым источником власти в которой есть народ и конституционный порядок которой основывается на принципах приоритета прав и свобод человека (гражданина), ответственности государства перед человеком и обществом за свою деятельность, верховенства права, политического, экономического и идеологического плюрализма, территориальной целостности, признание приоритета общечеловеческих ценностей, преимущества общепризнанных принципов международного права над интересами национального права и др.

Вторая группа - это нормы, которые закрепляют основные кон-ституційні права и свободы человека и гражданина.

Третья группа - нормы, которые закрепляют народное волеизъявление (выборы, референдумы) и другие формы непосредственной демократии.

Четвертая группа - нормы, которые закрепляют организацию государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, власти Президента Украины и местного самоуправления.

Пятая группа - нормы, которые закрепляют территориальное устройство Украины, в частности его определяющие принципы, систему административно-территориального деления, статус Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя.

Подобное группирование норм Конституции проведено в соответствии с ее структурой и расположением конституционных институтов.

В зависимости от содержания, нормы конституционного права делятся на материальные и процессуальные. Еще до недавнего времени считалось, что применение процессуальных норм ограничивается сферой криминального, гражданского и административного права. Для этого, между прочим, были объективные основания, которые обусловливались характером социалистического права, где процесс, процедура в сфере деятельности государственных органов имели второстепенное, вспомогательное значение. Практика деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины и других органов убедительно опровергают такую мысль: процессуальные нормы имеют чрезвычайное, принципиальное значение. Они есть одной из предпосылок эффективной работы государственных органов, важной гарантией законности в их деятельности.

В теории и практике принято считать, что нормы материального права выражают содержание деятельности государственных органов, определяя их правовой статус, а процессуальные нормы закрепляют порядок, способы, методы осуществления этой деятельности путем установления конкретных организационно-правовых (процессуальных) форм реализации норм материального права. Материальные нормы отвечают на вопрос "что делать?", а процессуальные - "как делать?", взаимосвязь между ними - это связь содержания и формы.

На процессуальные нормы есть непосредственные указания во многих источниках конституционного права Украины, причем в одних случаях они подаются "в чистом виде", в других их довольно тяжело, а иногда и невозможно отделить от материальных норм.

Процессуальные нормы являются составной частью практически всех шститутів конституционного права Украины. В этом их функциональное назначение: обслуживать ін-ститут, обеспечивать реализацию его норм. Особенно характерно это для таких шститутів, как избирательное право, за-конодавча власть, в частности законодательный процесс, местное самоуправление и т.п..

Поэтому не случайно, что существуют акты, где процессуальные нормы или занимают особое место, или являются доминирующими в структуре и содержании таких актов. Типичными в этом отношении есть раздел Конституции, где речь идет о законодательном процессе, Законе о выборах Президента Украины, Закон о выборах народных депутатов Украины, Закон о всеукраинском и местных референдумах. Наиболее "насыщенные" процессуальными нормами являются акты, которые определяют порядок работы и принятие решений органами государственной власти - государственными органами - регламенты этих органов или законы об их ре-гламенти, в частности, Регламент Верховной Рады Украины.

Процессуальные нормы играют особую роль в конституционном праве. Без них невозможное воплощение у жизнь конституционных шститутів и норм. Ими определяется порядок деятельности государственных органов, принятие решений по вопросам их компетенции, реализация таких решений и т.п..

Они имеют особое, исключительное значение для юрисдикційної деятельности - деятельности Конституционного Суда. Деятельность Суда имеет четко определенный процессуальный^-процессуальный-процедурно-процессуальный характер, соблюдение которого является непременным условием его эффективного функционирования. Другими словами, можно вести речь о конституционно-судебном процессе, который стоит в одном ряде с криминальным или гражданским процессом.

Конституционное процессуальное право не может ограничиваться лишь нормами, которые регулируют проведение в Конституционном Суде. Сюда надо отнести и другие процессуальный^-процессуальные-процедурно-процессуальные нормы, в частности те, которые регламентируют избирательный процесс, процедуру реализации своих полномочий органами государственной власти, народными депутатами Украины и т.п..

Основными чертами конституционно-правовых процессуальных норм есть:

1. Регулирование отношений, которые составляются при к

держании определенного порядка (процедуры) реализации упов

новаженими субъектами своих функций (гражданами -

политических прав) и возникают в сфере учредительной, право-

творческой, правоприменимой, контрольной и другой діяль

ності и имеют организационно-процедурный характер.

2. Процессуальным нормам присущий категоричность их

предписаний, а субъекты, которым они адресованы, наделенные, как

правило, государственно-властными полномочиями.

3. Процессуальные нормы "обслуживают" материально-

конституционные нормы и призванные к жизни нуждами

реализации материальных норм.

4. Процессуальные нормы представляют собой определенную систе

му, их условно можно поделить на две группы: регулятивные

и юрисдикційні.

5. Конституционное право особым чином объединяет в

себе элементы материального и процессуального права, есть,

так сказать, процессуальный^-процессуальным-материально-процессуальным. Для виде

лення из конституционного права отдельной области - консти

туційно-процесуальної - ныне достаточных оснований не

существует. И вдобавок во многих случаях поделить нормы

конституционного права на материальные и процессуальные и

сосредоточить последние в одном процессуальном акте прак

тично невозможно, т.е. есть проблемы кодификации таких

норм и т.п.. Очевидно, оптимальным вариантом в сучас

их условиях может быть выделен конституционный процесс

в пределах конституционного права Украины.

6. Критерием классификации норм конституционного

права есть прежде всего его функции.

Учитывая это различают прежде всего регулятивные и охранительные нормы. Это - главное распределение норм конституционного права, который отвечает делению специально-юридических функций на регулятивные и охранительные. На этой основе возникает конкретное регулятивное и охранительное правоотношение. Регулятивные (правоустановчі) отношения возникают большей частью при установлении субъективных прав и обязанностей участников правоотношения.

В свою очередь, регулятивные нормы могут быть обязывающими, забороняючими и уповноважуючими.

Обязывающие - это такие юридические нормы, которые устанавливают обязанность лица совершить определенные положительные действия. Так, г. І ст. 92 Конституции Украины обязывает здій-снювати законодательное регулирование конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Украины, гарантии этих прав и свобод. Это - реализация динамической функции конституционного права, которая находит свое проявление в активных действиях субъектов конституционно-правовых отношений.

Дри осуществлении статической регулятивной функции на лицо полагаются пассивные обязанности - содержаться от определенных действий.

Так, согласно ст. ст. 22, 24 Конституции Украины, предусмотрено: содержаться от действий, которые направлены на любое прямое или косвенное ограничения прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан за расовыми и национальными признаками, так же, как и всякую проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения.

Примером реализации пассивной функции могут быть так называемые абсолютные права, т.е. права, носителям которых про-тистоїть неопределенный круг обязанных лиц (например, право собственности).

Уповноважуючі правовой^-правовые-конституционно-правовые нормы устанавливают субъективные права с положительным наполнением, т.е. права на осуществление тех или других положительных действий. Таких норм много в Конституции Украины, многих законах, которые уполномачивают, например Президента Украины, осуществлять целый ряд действий на реализацию его государственно-правового статуса.

Среди конституционных норм немало специализированных норм: общих, дефинитивных, норм-принципов, учредительных, гарантирующих, оперативных, колізійних и других. За мерой определенности конституционные нормы бывают:

1) абсолютно определенные императивные, которые предусматривают лишь такой и только такой вариант поведения (избрание Президента Украины народом Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тот^-емкого голосования сроком на пять лет; формирование Президентом Украины Кабинета Министров путем значения-пере-значения Премьер-министра по согласию Верховной Рады Украины и членов Кабинета Министров по представлению Премьер-министра);

2) относительно определенные, которые предусматривают определенную свободу выбора. Такие нормы бывают ситуационными, факультативными, диспозитивными. Ситуационные нормы дают возможность решать вопрос в зависимости от конкретных ситуаций, которые составляются в процессе осуществления власти народа Украины, например, такой есть норма ст. 112 Конституции Украины относительно выполнения обязанностей Президента Украины на период к избранию и вступлению на пост нового Президента Украины в случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины согласно действующему Конституции Украины (ст. 108, 109, ПО, 111).

Факультативные - нормы, которые рядом с основным ва-ріантом предусматривают факультативный вариант.

Диспозитивные нормы предоставляют право избрания варианта поведения на собственное усмотрение, если на это в законе нет конкретного запрета.

Диспозитивной есть, например, норма ст. 35 Конституции, которая предусматривает право на свободу мировоззрения и исповедование^-исповедование-исповедования-вер-исповедование. Это право включает право свободы исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять релшйш и культу ритуальные обряды, вести религиозную деятельность.

Императивные (абсолютно определенные) нормы предусматривают единственно возможный вариант поведения. Так, принятие к гражданству Украины - это исключительная прерогатива Президента Украины.

Другим примером императивной нормы есть конституционное предписание (ст. 94 Конституции) о том, что Закон Украины подписывает Глава Верховной Рады Украины и передает его Президенту Украины. Императивность здесь абсолютная - никто не в возможности выполнить указанные функции Главы Верховной Рады и Президента.

Специальные нормы предусматривают особый порядок рассмотрения дел. Примером таких норм могут быть некоторые нормы Закона о гражданстве Украины.

Нормы конституционного права могут классифицироваться и за другими признаками. Так, за сферой действия нормы бывают общие и локальные; за продолжительностью действия - постоянные и временные. их можно классифицировать также за органами, которые выдают нормативные акты, можно различать нормы, выданные Верховной Радой Украины, Президентом Украины, советом или другим органом местного самоуправления и т.п..

Можно классифицировать акты также за их государственно-правовой природой. В частности, за природой государственно-властных полномочий. Так, некоторые органы, посаду бы, не имея необходимых полномочий, иногда получают их от других органов государственной власти или органов местного самоуправления. Это так называемые делегированные полномочия.

Нормы конституционного права можно разделять за их юридической силой. В соответствии с этим источника конституционного права составляют определенную иерархическую систему, в которой существует определенная субординация правовых актов, еще ґрун-тується на их неодинаковой юридической силе.

Нормы конституционного права можно классифицировать за характером (степенью) определенности гипотезы конституционно-правовой нормы, которая может быть абсолютно определенной, относительно определенной и неопределенной.

Абсолютно определенная гипотеза указывает на предельно в-меченные, конкретные и точные обстоятельства действия диспозиции. Тот^-творю, например, есть норма о том, что решение о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины принимается большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Относительно определенная гипотеза указывает лишь на общие условия, факты и обстоятельства, связанные с применением нормы. Такой, например, есть гипотеза нормы ст. 81 Конституции Украины, в которой отмечается: "В случае невыполнения требования относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности полномочия народного депутата Украины прекращаются досрочно на основании закона по решению суда".

Гипотезы приведенных норм четко не определяют, какие именно нарушения побуждают нормы к действию.

Норма с неопределенной гипотезой разрешает субъектам конституционно-правовых отношений применять ее за собственным усмотрением, руководствуясь такими условиями, как: "в случае необходимости", "на собственное усмотрение", "в случае необходимости" и т.п..

Так, ст. 89 Конституции Украины отмечает, что Верховная Рада может создавать временные специальные комиссии для подготовки и предыдущего рассмотрения вопросов.

За внутренним строением гипотеза может быть простоя и сложной. Простая гипотеза указывает на одно условие применения диспозиции конституционно-правовой нормы. Для сложной гипотезы (она бывает кумулятивной или аль-тернативною) характерное наличие двух или больше условий, при наступлении которых реализуются предписания конституционно-правовой нормы.

Понятие и предмет конституционного (государственного) права РФ.

Конституционное право - одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Конституционное право может выражаться в следующих элементах:

2. Отрасль.

3. Учебная дисциплина.

Наука Конституционного права – это совокупность, система взглядов, идей, точек зрения о Конституционном праве как отрасли права и регулируемых этой отраслью общественных отношений.

Конституционное право как отрасль – это основополагающая отрасль права; совокупность правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, взаимоотношения между государством и личностью, государственно-территориальное устройство, порядок образования и компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления. Это фундаментальная отрасль Российского права.

Конституционное право как учебная дисциплина – это определённая совокупность знаний из области науки, которые посредством различных методических приемов доводятся до обучаемых в пределах, необходимых для специалистов юридического профиля.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:



3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Методы регулирования. В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий или запрещающий характер. А также в конституционной отрасли права существуют нормы дозволяющие, являющиеся нормами-основами.

Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (например, избрание на всеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового).

Нормы-дозволения также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности.

В отличие от других отраслей права в конституционном праве много норм-принципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений, но как правило подробно раскрываются в нормах других отраслей права (например, право на труд обычно закрепляется в Конституции, но уточняется до непосредственно применяемых норм лишь в трудовом кодексе).

Можно также выделить отдельные методы науки Конституционного права:

1. формально-юридического анализа

2. сравнительно-правовой

3. системный

4. правового моделирования

5. статистический

6. конкретно-социологический

7. диалектический

Вывод: конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

Нормы конституционного права: понятие, виды, особенности.

Конституционно-правовая норма установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.

Классификация конституционно-правовых норм . Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:

I. По объекту правового регулирования, или содержанию:

а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;

б) закрепляющие статус человека и гражданина;

в) федеративное устройство России;

г) закрепляющие и регулирующие систему и организацию деятельности органов государственной власти.

II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:

III. По характеру содержащихся правовых предписаний:

а) управомачивающие, т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий;

б) обязывающие - нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ - каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);

в) запрещающие - конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).

IV. По территории действия:

а) федеральные конституционно-правовые нормы;

б) правовые нормы субъектов РФ.

V. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:

а) императивные - нормы, не опускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ - предметы ведения РФ);

б) диспозитивные - нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий и обстоятельств;

VI. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

а) материальные;

б) процессуальные (процедурные).

VII. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:

а) общие - неопределенный круг лиц;

б) специальные - определенный круг лиц.

Особенности конституционно-правовых норм . Наряду с общими признаками, присущими любой правовой норме (универсальный, неперсонифицированный характер, сознательно-волевой характер, формальная определенность, обеспеченность силой государственного принуждения и др.), конституционно-правовые нормы обладают рядом отличительных черт:

1. В отличие от норм других отраслей права некоторые конституционно-правовые нормы носят декларативный характер, такие нормы не всегда могут породить конкретное правоотношение, лечь в основу правоприменительного решения; для конституционного права характерно наличие норм-принципов, норм-целей и т. п. Примерами таких норм являются положения преамбулы Конституции РФ, ст. 1 («Российская Федерация... есть демократическое..., правовое государство...»), ст. 2 («Человек, его права и свободы являются высшей ценностью...») и др. Однако сказанное не умаляет значимости рассматриваемых конституционно-правовых норм: будучи предписаниями общего характера, они имеют существенное значение не только в социальном, политическом, идеологическом, но и в юридическом плане (на эти нормы, в частности, регулярно ссылается в своих актах Конституционный Суд РФ). Кроме того, большинство конституционно-правовых норм (закрепляющих систему власти и статус органов публичной власти, основания приобретения российского гражданства, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ и др.) носит все же конкретный, а не декларативный характер.

2. Поскольку конституционное право – отрасль публичного права, большинство конституционно-правовых норм носит императивный характер, т. е. представляют собой правила, предписания, не допускающие каких-либо иных вариантов толкования или поведения, например: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), «законы подлежат официальному опубликованию...» (ч. 3 ст. 15), «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1 ст. 50), «одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81), «перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия» (ст. 116) и т. п. В то же время конституционное право содержит и некоторые диспозитивные (менее жесткие, дающие соответствующему субъекту возможность выбора) нормы, например: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ» (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ), «в случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу» (ч. 3 ст. 117), «Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием... или выносится на всенародное голосование...» (ч. 3 ст. 135) и др.

3. Конституционно-правовые нормы часто имеют усеченную структуру, для большинства норм конституционного права не характерно наличие санкций (часто норма состоит только из диспозиции): «Президент РФ обладает неприкосновенностью» (ст. 91 Конституции РФ), «Государственная Дума избирается сроком на четыре года» (ч. 1 ст. 96), «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 130) и др. В то же время некоторые конституционно-правовые нормы содержат и санкции – неблагоприятные последствия для субъектов конституционных правоотношений, не выполняющих соответствующие предписания (нормы об отрешении от должности Президента РФ или главы региона, о роспуске законодательного органа субъекта РФ, об отзыве депутата представительного органа власти и др.).

4. Конституционно-правовые нормы (прежде всего нормы Конституции РФ) имеют учредительный характер, в том числе для других отраслей российского права. Именно на основе конституционно-правовых норм сформировано развитое отраслевое законодательство РФ, конституционные предписания являются источником практически всех отраслей национальной системы права. Так, гражданское законодательство России базируется на конституционных нормах о многообразии и равной защите всех форм собственности, свободе экономической деятельности, единстве экономического пространства и др. (ст. 8, 34, 35 Конституции РФ); трудовое законодательство развивает нормы Конституции РФ о социальной государственности (ст. 7), о свободе труда и праве на отдых (ст. 37) и др.; земельное законодательство не может не учитывать предписаний Конституции РФ о возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной собственности, об особом правовом режиме данных объектов правоотношений (ст. 9, 36, 42, 58); процессуальное законодательство базируется на конституционных принципах правосудия и функционирования судебной власти (ст. 46–54, гл. 7 Конституции РФ) и т. д.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность , то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений - предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию - основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По содержанию , то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям , которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные.

Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

В данной классификации приведены основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны и дополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих перед исследователем.

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что им свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, а также особенности, выделяющие их в самостоятельную часть всей системы права.

Конституционно-правовые нормы обладают следующими специфическими признаками, по которым их можно отличить от норм иных отраслей права.

1. Основное назначение, роль и место в механизме правового регулирования конституционно-правовых норм определяются особым характером той сферы общественных отношений, на регулирование которой они направлены (например, человек и государство).

2. Специфическим признаком норм конституционного права является особый характер источников права, в которых они выражены. Самым главным источником, в котором выражены основополагающие, наиболее значимые нормы, является особый акт, обладающий высшей юридической силой во всей правовой системе, - Конституция РФ. Наивысшая юридическая сила норм Конституции РФ обусловлена тем, что Конституция содержит политико-юридические решения наиболее важных проблем государства и общества. Высшая юридическая сила конституционных норм является основой законности и правопорядка в обществе. В Конституции РФ устанавливается иерархия основных источников права (ст. 16).

3. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм, а не норм конкретно регулирующего характера. К общерегулятивным относятся нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы, нормы-разъяснения, нормы-справки и др. Так, нормы-принципы рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.). Нормами-принципами и нормами-декларациями являются нередко основополагающие положения конституций. "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст. 10 Конституции РФ).

Конституции и другие источники конституционного права содержат положения, в которых даны объяснения значения того или иного термина, устанавливается, что понимается под отдельными словами, применяемыми в конституциях или других нормативных актах. "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (ст. 1 Конституции РФ).

Вместе с тем в конституционном праве существуют и нормы-правила. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 99 Конституции РФ "Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания".



В конституционном праве встречаются и нормы-цели, нормы-программы. Это особенно характерно было для советских конституций, конституций социалистических стран, некоторых конституций развивающихся государств. Такие нормы представляют собой программные положения, нередко перенесенные в конституцию из программных документов единственной правящей партии.

Среди норм конституционного права выделяется группа норм, которые называются "нормы-разъяснения" и "нормы-справки". Такие нормы содержатся в преамбулах конституций и законодательных актов. Они, например, фиксируют важнейшие факты из национальной истории, поворотные события в жизни страны и не могут быть изменены или отменены без применения установленного порядка внесения поправок и изменений в конституцию или в законодательный акт.

4. Учредительный характер предписаний, содержащихся в нормах конституционного права. Именно конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, т.е. обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

5. Особый механизм реализации конституционно-правовых норм. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны с возникновением не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).



6. Специфический характер субъектов, на регулирование отношений которых обращены нормы конституционного права. Это такие субъекты, как народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.

7. Особенности структуры норм конституционного права. Конституционно-правовую норму необходимо рассматривать как логически цельное предписание, формально закрепляющее государственно-властное веление, поэтому о трехчленной структуре (гипотеза, диспозиция и санкция) можно говорить лишь как об общей модели. Структура одних конституционных норм соответствует этой модели, структура других представлена в виде различных модификаций с измененным числом элементов. Соотношение элементов определяют такие факторы, как характер регулируемых общественных отношений, выполняемые функции, особенности законодательной политики, степень совершенства юридической техники. Так, например, в нормах конституционного права Российской Федерации преобладают нормы с отсылочными санкциями, а также весьма распространены нормы, в которых отсутствует гипотеза.

Нормы конституционного права многообразны и отличаются друг от друга. Отличительные признаки дают основания для их классификации.

1. По степени определенности содержащихся в них предписаний нормы конституционного права делятся на диспозитивные и императивные.

Диспозитивные - это такие нормы, которые оставляют возможность выбора поведения на усмотрение участника конституционно-правовых отношений. Это, например, нормы, предоставляющие правительству право в случае выражения вотума недоверия уйти в отставку или распустить парламент или его нижнюю палату, право главы государства объявить при определенных условиях чрезвычайное положение и т.д. Диспозитивная норма в конституционном праве может:

Давать несколько вариантов своей реализации (например, Президент РФ может одобрить или не одобрить закон, поступивший из Государственной Думы);

Одно полномочие предоставлять нескольким субъектам (ст. 104 Конституции РФ устанавливает перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы);

Оставлять на усмотрение адресата, осуществлять полномочие или нет (получив предложения о кандидатурах на пост судьи Конституционного Суда РФ, Президент РФ по своему усмотрению решает, принять ли во внимание представленные кандидатуры).

Однако диспозитивных норм в конституционном праве меньше, чем императивных, которые предписывают определенное поведение при соответствующих обстоятельствах.

2. По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права разделяются на материальные и процессуальные. Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. "Федеральные законы принимаются Государственной Думой" (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ). Процессуальные нормы определяют формы, в которых эта норма должна быть реализована: "Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ" (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ). Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат парламентов, в некоторых странах - законы о парламентах.

3. Классификация по юридической силе осуществляется в прямой зависимости от того, в каком нормативном акте (конституции, законе, подзаконном акте) выражена норма конституционного права. Наибольшей юридической силой обладают нормы конституций. В Российской Федерации на основе ст. 16 Конституции РФ 1993 г. закреплена иерархия норм конституционного права. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные законы. На основе Конституции и федеральных конституционных законов издаются все другие нормативные правовые акты: федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.

От уровня юридической силы нормы зависит и юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Юридическая сила определяет и порядок отмены нормы, линию ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.

4. По территории действия. Различают нормы, действующие на территории всей страны, и нормы, действующие на территории группы субъектов Федерации, отдельных субъектов Федерации, муниципальных образований.

5. Нормы конституционного права классифицируют и по времени их действия. Различают нормы постоянного действия (которые не обусловлены никаким сроком действия) и нормы временного действия (т.е. рассчитанные на установленный срок, который может быть как назван в самом акте, так и не назван, но временность норм подчеркивается именованием - "временный регламент", "временное положение". Временными нормами могут быть такие, которые выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституций и др. "Институты Республики, предусмотренные настоящей Конституцией, - отмечается в Конституции Франции, - будут созданы в течение четырех месяцев со дня ее промульгации" (ч. 1 ст. 91).

В ряде стран приняты законы о чрезвычайном положении. Нормы таких законов действуют только в случае объявления чрезвычайного или военного положения. "В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, в соответствии с федеральным конституционным законом, могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия" (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ).

6. Различаются конституционно-правовые нормы и по содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, другие - с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с системой органов государства. Существуют и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно близкие сферы общественных отношений.

При применении норм важно установить все эти взаимосвязи, определить их место в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

7. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Различают нормы управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Они закрепляют правомочия всех субъектов действовать в целях предусмотренных в них предписаний.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свои поведение, действия с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям. К ним относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, и нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем предусмотренный в норме.

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.

8. По субъектам правотворчества. Нормы конституционного права могут исходить от народа (решения, принятые на референдумах), органа законодательной (представительной) власти (законы государства, нормативные акты парламента и его палат), президента (указы, распоряжения), высшего органа исполнительной власти (постановления и распоряжения правительства), иных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации. Особую роль в конституционном праве играют решения судебного органа конституционного контроля (в Российской Федерации - Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ).

Правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а их совокупности. Такие совокупности родственных норм именуются государственно-правовыми институтами. Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, так как не каждая отдельная норма проявляет свойства, присущие институту в целом.

Таким образом, конституционно-правовые институты - это совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Такими институтами являются, например, институт главы государства, институт местного самоуправления и т.д.

Конституционно-правовые институты существенно различаются по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе.

Среди конституционно-правовых институтов выделяют комплексные (генеральные) институты. Комплексными институтами является, например, совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих народное представительство, права и свободы человека и гражданина и др.

Нередко в конституциях указывается, какими актами регулируется тот или иной институт. Например, в Конституции РФ 1993 г. называется более десяти федеральных конституционных законов и ряд федеральных законов, которые являются основой конституционно-правового регулирования института. В других странах для этого предусмотрены органические законы, принимаемые в особом порядке, и т.д.

Разумеется, совокупности конституционно-правовых норм, близких по содержанию и являющихся конституционно-правовыми институтами, имеют в разных странах существенное различие. Институты, имеющиеся в одних странах, могут отсутствовать в других. Например, институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека) имеется далеко не во всех странах.

10. Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации:

понятие и содержание.

Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации – это свойство Конституции, определяющее ее верховенство в российской правовой системе.

Данное свойство имеет принципиальное значение.

Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм, и в этом смысле она сама выступает в качестве так называемой абсолютной нормы, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в Российской Федерации. Указанное положение закреплено в ч. 1 ст. 15 Основного Закона («Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»).

Высшая юридическая сила Конституции РФ выражается в следующем:

Ее нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и других отраслей права - гражданского, уголовного, административного и др.;

Текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции органами государственной власти и не могут противоречить нормам конституции;

Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию;

Конституция юридически закрепляет и гарантирует политическое, государственное единство народа;

Правовые системы Российской Федерации и ее субъектов являются едиными;

Конституция закрепляет территориальную целостность государства (в России нет анклавов, свободных от действия федеральной Конституции, и она не нуждается в ратификации или иной форме утверждения субъектами РФ).

Обеспечение высшей юридической силы и прямого действия Конституции возложено именно на Федерацию, которая в соответствующих случаях вправе и обязана использовать адекватные меры воздействия.

Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативно-правовых актов занимаются органы конституционного контроля (надзора, суда). Им нередко принадлежит и право толкования конституционных положений. В России это Конституционный Суд РФ, представляющий собой орган государственной власти, осуществляющий конституционный контроль в порядке судопроизводства.

Государственный суверенитет Российской Федерации. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с понятием и содержанием государственного суверенитета

Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права в системе российского права.

КП – одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных гос-м, исполнение которых обеспечивается гос-м, в том числе и методами принуждения.

Конституционное право – ведущая (публичная), отрасль российского права, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, соц. и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти РФ, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Место Конституционного Права в системе российского права.

КП являетсяведущей отраслью в системе права РФ. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.



Во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами КП незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гр-на, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами КП принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Все отрасли основываются на закрепленных КП принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

Роль КП как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.

Нормы Конституции – основного источника КП – исходные для всех отраслей права.

Соотношение КП с др. отраслями права:

Определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы КП устанавливают основные начала для АП. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, КП служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы РФ, нормы КП предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства, КП содержит исходные начала для УП, уголовного процесса и др.

Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды. Конституционно-правовые институты.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила, установленные или санкционированные государством, обеспеченные гос. принуждением или его угрозой и регулирующие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в Конституции как высшем и основном законе страны, ФКЗ, ФЗ, и др.

Особенностями конституционно-правовых норм являются: а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством; б) широта охвата многими из них регулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы; г) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, который широко используется в КП лишь при определении прав и свобод человека; е) высшая юридическая сила большинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций; з) особый порядок и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

Сами же конституционно-правовые нормы могут быть классифицированы : по характеру предписаний эти нормы могут быть императивными, когда в них правило поведения предписывается повелительно, строго, однозначно, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения. Примерами первых может служить ст. 116 Конституции РФ («Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия»). Примерами вторых являются: положение ч. 4 ст. 117 Конституции, согласно которому, если ГД отказывает в доверии Правительству, то «Президент в течение 7 дн. принимает решение об отставке Правительства или о роспуске ГД и назначении новых выборов».

По их назначению : материальные и процессуальные. Первые - что именно регулируется, вторые - как осуществляется регулирование. В ч. 1 ст. 105 Конституции РФ содержится материальная норма: «ФЗ принимаются ГД», а в ч. 2 той же статьи - процессуальная норма: «ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов».

По методу правового регулирования , а) обязывающие б) запрещающие; в) дозволяющие.

По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего действия, и временные, призванные действовать только в определенные периоды (в периоды чрезвычайного положения).

Но наиболее дифференцированы конституционно-правовые нормы по форме выражения их конкретного содержания . Это - нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъяснения, нормы-декларации, нормы-цели и др. Например, Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парламента). Нормы-принципы, как и нормы-декларации - в ст. 8 Конституции РФ говорится, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

––––––

Институты конституционного права - это совокупность согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений и объединенных общностью конкретных целей такого регулирования. Такими институтами являются институт гражданства, институт личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы государства, институты парламента, правительства и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм. Ряд институтов носит сложный в структурном отношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав). Системы конституционно-правовых институтов разных стран неодинаковы и могут не включать те или иные конкретные институты. Ясно, например, что в республиканских конституционно-правовых системах отсутствуют отдельные институты, свойственные аналогичным монархическим системам.