Краткий курс лекций по криминалистике. Введение в курс криминалистики. Государственный образовательный стандарт

Понятие криминалистики . Впервые термин «кри-миналистика» использовал в XIX веке австрийский ученый Ганс Гросс для обозначения науки о раскрытии преступлений . При этом под рас-крытием понимался процесс предварительного расследования в целом. Со временем в термин «раскрытие преступлений» некоторые специа-листы стали вкладывать более узкое содержание и обозначать им дея-тельность, завершаемую в момент, когда собраны доказательства , до-статочные для предъявления обвинения. Поэтому и криминалистику стали называть наукой о раскрытии и расследовании преступлений . Верное в своей основе это определение, однако чрезмерно абстрактно, так как отражая цель, ради которой данная наука существует, оно не раскрывает в полной мере ее содержания и, следовательно, не позво-ляет четко отграничить от смежных наук, имеющих своим назначени-ем содействие в установлении истины по уголовным делам.

Более конкретным является используемое в некоторых публикаци-ях определение криминалистики как науки о способах совершения преступлений, технике, тактике и методике расследования. Но и оно недостаточно, поскольку не исчерпывает предмета криминалистики. В рамках этой науки изучаются не только способы преступлений, но и все иные элементы, облегчающие расследование (объекты посяга-тельств, место, время совершения, мотив и др.).

Очередная попытка конкретизировать и расширить определение данного понятия привела к введению в него закономерностей возник-новения и собирания доказательств. При этом техника, тактика и ме-тодика были заменены средствами и методами судебного исследова-ния и предотвращения преступлений. Определение стало полнее и конкретнее, но не настолько, чтобы считать его безупречным. Приме-нительно к криминалистике было бы точнее говорить не о доказатель-ствах, а о следах преступлений.

Теория доказательств — важнейшая составная часть предмета нау-ки уголовного процесса . Криминалистика же сосредоточивается на анализе информации, наполняющей правовую форму доказательств. Ее несут в себе следы преступлений как материальные (например, отобра-жения рук преступника, орудий взлома, транспортных средств), так и психофизические, т.е. факты, запечатленные в сознании преступника, потерпевшего , свидетеля .

Событие преступления и хотя бы отдаленно связанные с ним по-ступки, действия, поведенческие акты людей отражаются в реальной действительности. Часто они запечатлеваются окружающей средой как вещественные улики, получившие образное название «немых свидете-лей». Еще чаще они отражаются в виде знаний конкретных субъектов, получивших сведения о преступлении или связанных с ним обстоя-тельствах непосредственно, например, как участники событий, либо опосредованно, в частности от других лиц.

В рамках криминалистики изучаются не только закономерности возникновения следов и действий с ними, но также сами следы, более того, все объекты и явления многообразной действительности, как не-посредственно относящиеся к событию преступления, так и в какой-то степени связанные с ним, при условии, конечно, если они способству-ют расследованию, например, криминалист интересуется не только ме-ханизмом образования следов орудия взлома, но и строением, харак-тером, особенностями этих следов, позволяющими распознать оставив-шее их орудие.

Кроме того, без указания на технико-криминалистический, следст-венно-тактический и следственно-методический характер средств и методов определение не приобретает криминалистической специфики, ибо средства и методы работы со следами преступлений разрабатыва-ются также другими науками, смежными с криминалистикой, напри-мер судебной медициной.

Чрезмерно широким представляется имеющееся в литературе опре-деление криминалистики как науки о технологии и средствах поиско-во-познавательной деятельности в уголовном судопроизводстве . Разработка указанной деятельности входит в задачи, например, уголов-но-процессуальной науки, которая осуществляет ее в аспекте не техни-ки, тактики и методики, а юридических правил расследования, его нормативной технологии. Кроме того, криминалисты разрабатывают рекомендации не только относительно поиска и изучения доказа-тельств, но и по их фиксации и удостоверению подлинности.

В закономерностях возникновения следов преступлений реализуют-ся определенные причинно-следственные связи, нередко носящие ве-роятностно-статистический характер. Так, по многочисленным наблю-дениям, чаще всего расчленение трупа убитого человека производят преступники, близко знающие потерпевшего. Знание этой закономер-ности позволяет правильно очертить круг лиц, среди которых надо прежде всего искать виновного.

К этой же группе относятся закономерные связи, касающиеся фор-мирования мысленных образов у потерпевших, обвиняемых и свиде-телей, обусловленности точности их показаний различными фактора-ми, в частности психофизиологическими особенностями реципиента и условиями восприятия им события.

Вторую группу составляют закономерности операций со следами преступлений - действий по их обнаружению, фиксации, изъятию, осмотру и использованию в доказывании .

Для фиксации следов применяется в качестве обязательного спосо-ба описание в протоколе процессуального действия, а как факульта-тивные — фотографирование, вычерчивание планов и схем, киносъем-ка, изготовление слепков, магнитофонная и видеозапись.

Факт и условия применения любого факультативного способа отра-жаются в соответствующем протоколе. Анализ обнаруженных следов производится в процессуальной, например в форме экспертизы, и не-процессуальной (так называемое предварительное исследование следо-вателем, прокурором , оперативным работником) формах. Выводы по результатам непроцессуального исследования доказательственного значения не имеют и используются лишь в оперативных целях jh .опре-деления направлений расследования, построения и проверки с венных версий, оценки собранных доказательств. ппепеляется

Многие тактические и методические приемы возникли в недрах следственной практики. Ученые их систематизировали, в ряде случаев дополнили, развили, включили в систему научных рекомендаций.

Другой частной задачей криминалистики является постоянное сле-жение за новейшими достижениями в области естественных, техниче-ских и общественных наук с целью приспособления их к нуждам предварительного следствия. Совершенствование научного аппарата расследования было бы невозможно без широкого использования дан-ных физики, химии, биологии, математики, кибернетики, антрополо-гии, психологии, логики.

Частный, вспомогательный характер имеет и такая задача кримина-листики, как изучение положительного опыта зарубежной следствен-ной практики, рекомендаций, разработанных иностранными кримина-листами, и их использование в дальнейших научных исследованиях.

Решение названных частных задач является познавательной функ-цией криминалистики.

Еще одну задачу и соответствующую ей функцию данной науки представляет оказание криминалистами-учеными и педагогами помо-щи практическим работникам в освоении средств и методов кримина-листики, в их внедрении в расследование преступлений.

Криминалистика как учебная дисциплина. В отличие от крими-налистической науки, созидающей, формирующей соответственные знания, криминалистика в качестве учебной дисциплины имеет своим назначением обеспечить овладение ими. Если литературными источни-ками науки криминалистики являются монографии, практические ру-ководства, методические пособия, информационные письма, научные аналитические обзоры практики, научные статьи, то источники крими-налистики — учебной дисциплины — это: учебники, учебные про-граммы, учебно-тематические планы, методические указания для пре-подавателей, студентов и аспирантов, задания для контрольных и кур-совых работ, лабораторные практикумы.

Криминалистика и смежные науки. Наиболее полному уяснению сущности криминалистики служит ее разграничение со смежными нау-ками. Правовой основой расследования преступлений являются нормы уголовного, уголовно-процессуального права . Поэтому во многих рабо-тах по криминалистике наряду с криминалистическими рекомендация-ми излагаются сведения уголовно-правового и уголовно-процессуаль-ного характера. Так, в пособиях по методике расследования отдельных видов преступлений даются советы относительно юридической квали-фикации уголовно-наказуемых правонарушений , а применительно к технике и тактике производства следственных действий делаются ссылки на нормы уголовно-процессуального закона . В частных методиках элементы составов преступлений являются отправными пункта-ми в построении систем следственных действий. В отличие от крими-налистики как науки о технике, тактике и методике расследования, уголовное право — это наука о правовой природе уголовно-наказуемо-го правонарушения, его структуре, элементах составов различных ви-дов преступлений, сущности и видах уголовного наказания , общих ус-ловиях его назначения и правовых последствиях этого. Уголовно-пра-вовые рекомендации позволяют осуществить правильную юридиче-скую квалификацию преступного действия или бездействия.

Предмет науки уголовного процесса составляют регламентирован-ная законом процедура предварительного следствия и судебного рас-смотрения уголовных дел, а также ее реализация в следственной и су-дебной практике.

Уголовно-правовая и уголовно-процессуальная науки опираются на соответствующие отрасли права , с нормами которых криминалистика согласует свои рекомендации.

Применительно к некоторым преступлениям, совершенным в исп-равительно-трудовых учреждениях, криминалистические методики строятся с учетом положений науки исправительно-трудового права и изучаемых ею норм, регламентирующих исполнение уголовного нака-зания.

Поскольку в ходе расследования нередко возникает необходимость разграничить уголовно-наказуемые и административно-правовые нару-шения, криминалистика оказывается смежной с наукой администра-тивного права. Эта смежность обусловлена также взаимодействием следователей с работниками оперативно-розыскных органов. В отли-чие от науки о расследовании преступлений наука административного права изучает систему административных органов, их функции, прак-тическую деятельность, нормы, предусматривающие ответственность за административные правонарушения и процедуру определения нака-зания за них.

Необходимость всемерной рационализации приемов и методов рас-следования, оптимального сочетания различных действий следователя, выполнения их в наиболее целесообразной последовательности, с рас-четом на экономию времени и сил, при достижении максимально эф-фективных результатов потребовала использования криминалистами положений науки управления . В рамках криминалистики подготовлена система рекомендаций по научной организации труда следователя, предусматривающих его специализацию, профессиональное усовер-шенствование, оптимальную нагрузку, наилучшее распределение вре-мени по производственным операциям, применение средств оргтехники.

Возложение на следователя процессуальной обязанности устанав-ливать причины и условия, способствовавшие конкретным преступле-ниям, и принимать меры к их устранению предопределяет взаимодей-ствие криминалистики с криминологией — наукой о причинах пре-ступности, ее состоянии, структуре, динамике, личности преступника и методах социальной профилактики. Различие между ними заключа-ется в том, что криминалистика учит тому, как надо расследовать пре-ступления, а криминология — как их предупреждать.

К числу смежных с криминалистикой относятся науки, являющиеся базовыми для различных видов судебных экспертиз — судебная меди-цина, судебная психиатрия, судебная психология, судебная бухгалте-рия, судебная автотехника и др. Положения этих наук учитываются при подготовке криминалистических рекомендаций по обнаружению, изъятию, сохранению, осмотру объектов соответствующих экспертиз. Помимо этого, в рекомендациях, адресуемых судебным экспертам различных профилей, находят отражение некоторые положения крими-налистики, в частности касающиеся применения метода криминали-стической идентификации.

Тем не менее существуют достаточно четкие границы между кри-миналистикой и судебно-экспертными науками. В рамках последних изучаются закономерности специфических явлений и видов деятельно-сти, например, в судебной медицине — касающиеся анатомии и физи-ологии человека, патологических особенностей его организма, негатив-ных последствий разрушительных воздействий на него; в судебной психиатрии — связанные с болезненными нарушениями психической деятельности человека; в судебной психологии — относящиеся к пси-хическим свойствам индивида и их проявлениям в конкретных услови-ях; в судебной бухгалтерии — имеющие отношение к правилам бух-галтерского учета и их нарушениям; в судебной автотехнике — охва-тывающие устройство автотранспортных средств, дорожных сооруже-ний, их эксплуатацию, правила движения, последствия их неисполнения.

Криминалистика тесно соприкасается с общественными науками, в том числе философией и этикой. Все криминалистические рекоменда-ции строятся с учетом законов мышления, разработанных в логике, правил определения и деления понятий, формулирования суждений и построения силлогизмов. На этом, в частности, основаны рекоменда-ции по выдвижению следственных версий, определению оптимальной последовательности применения тактических приемов и проведения следственных действий.

Учение этики о правилах должного, нравственного поведения лю-дей предопределяет содержание криминалистических рекомендаций, направленных на формирование безупречного образа действий, такой линии поведения любого участника расследования, которая строго со-ответствует требованиям морали .

Средства, приемы и методы криминалистики находят применение не только при производстве следственных действий, но и при осущест-влении оперативно-розыскных мероприятий.

Методы криминалистики

Социологические методы, такие как анкетирование и опрос (интер-вьюирование), также применяются в криминалистических исследова-ниях. С помощью специальных анкет изучаются уголовные дела, а с помощью опросных листов интервьюируются работники правоохрани-тельных органов. Цель подобных исследований заключается в установ-лении закономерных связей между структурными элементами крими-налистических характеристик, выявлении типичных недостатков пред-варительного следствия, определении частот встречаемости различных способов совершения преступлений и эффективности разных приемов расследования.

Специальные методы криминалистики. Так называются методы, разработанные специально для применения в криминалистической практике. Основным является метод криминалистической идентифика-ции. Наряду с ним к специальным относятся: методы организации рас-следования, планирования следственных действий, взаимодействия следователя с оперативными работниками милиции, применения комп-лексов тактических приемов, наилучшего чередования следственных действий в методиках расследования; методы криминалистической техники , предназначенные для обнаружения и фиксации следов пре-ступлений, а также различных криминалистических исследований (по-черковедческих, трасологических, баллистических и др.).

Критерии допустимости применения методов криминалистики. В общенаучном аспекте допустимыми следует считать методы, науч-ная состоятельность которых не вызывает сомнений, т. е. основанные на объясненных наукой или самоочевидных закономерностях, процес-сах и явлениях.

Наряду с требованиями научной состоятельности к методам крими-налистики предъявляется требование правомерности, законности . До-пустимо применять только те средства и приемы, которые не противо-речат, полностью соответствуют нормам и принципам права и ни в какой степени не нарушают права и законные интересы личности . Аб-солютно недопустимы средства, применение которых сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей.

Не менее важны этические критерии. Действующее в нашей стране уголовно-процессуальное право имеет отчетливо выраженную нравст-венную основу.

В аспекте этических критериев допустимы криминалистические ме-тоды, которые:

а) не основаны на обмане;
б) не связаны с угрозами, шантажом;
в) не сопряжены с физическим и психическим насилием;
г) не унижают достоинство личности;
д) не понуждают подозреваемого (обвиняемого) к аморальным по-ступкам;
е) не используют низменные побуждения (чувство корысти, мести, ревности, национальной вражды и др.);
ж) не эксплуатируют невежество, предрассудки, суеверие участни-ков уголовного процесса;
з) не основаны на использовании религиозных чувств.

Система криминалистики

2. В некоторых публикациях курс криминалистика был поделен на две части - - общую, включающую криминалистическую технику и следственную тактику, и особенную, состоящую из частных методик расследования. Затем в системе криминалистики были обозначены че-тыре раздела: введение в науку, криминалистическая техника, следст -венная тактика и методика расследования. При этом во введении рас-сматривались предмет, методология и система криминалистики. Впос-ледствии было предложено выделить из него в самостоятельный раз-дел учение о криминалистической идентификации и, таким образом, создать еще одну — пятую часть курса.

В общетеоретический раздел курса криминалистики логично впи-сываются вопросы применения таких форм деятельности, как органи-зация расследования, взаимодействие следователя с сотрудниками опе-ративных и экспертных подразделений, информационное обеспечение предварительного следствия, а также привлечение к расследованию представителей общественности.

В перспективе не исключено введение в общетеоретический раздел более детального изложения логических приемов криминалистическо-го познания, с рассмотрением в нем положений, общих для опознава-тельной деятельности различных участников уголовного процесса .

Возрастающая потребность в использовании с криминалистически-ми целями математики и кибернетики со временем потребует более широкого освещения в общетеоретическом разделе этих вопросов.

Итак, в первый раздел криминалистики входят введение в ее курс, т.е. предмет, методологические основы (методы) и система, а также общетеоретические положения.

Другими традиционными частями курса данной науки являются криминалистическая техника, криминалистическая тактика и методика расследования отдельных видов и групп преступлений.

Курс криминалистики допустимо рассматривать как состоящий из общей и особенной частей, относя к первой разделы, посвященные об-щей теории, криминалистической технике и тактике, а ко второй -криминалистическую методику. Основанием для такого членения кур-са может служить необходимость сочетания положений первых трех разделов применительно к расследованию различных видов преступ-лений с учетом их специфики.

Вместе с тем неприемлемо разграничение общей и особенной час-тей курса по линии между общими положениями криминалистической тактики и тактикой производства отдельных следственных действий или между техникой и тактикой расследования, поскольку это проти-воречит требованиям логически выдержанной систематизации научно-го материала.

Криминалистическая техника. Как раздел криминалистики кри-миналистическая техника представляет собой систему научных поло-жений, а также соответствующих им технических средств и методов, применяемых при расследовании преступлений . Технические средства и методы криминалистики создаются и совершенствуются на основе обобщения работы следователей и других участников уголовно-про-цессуальной деятельности и, кроме того, на базе использования дости-жений естественных и технических наук. Непосредственными целями их применения являются точная фиксация хода и результатов следст-венных действий, собирание, осмотр и исследование вещественных до-казательств, регистрация объектов криминалистических учетов , задер-жание и опознание лиц, совершивших преступления.

Материал рассматриваемого раздела располагается с учетом, во-первых, видов технических средств и методов и, во-вторых, видов объектов, работа с которыми требует применения технико-криминали-стических средств, В этой части курса имеется два подраздела. В од-ном из них содержатся общие положения о понятии, значении, систе-ме криминалистической техники, даются описания различных видов технических средств и методов (специальных научно-технических комплектов, средств фотографирования, киносъемки, звукозаписи и видеозаписи, поисковых приборов, средств и методов исследования ве-щественных доказательств). Со временем здесь, видимо, будут изла-гаться общие положения методик криминалистических исследований применительно в основном к криминалистической экспертизе.

Второй подраздел содержит сведения о применении средств крими-налистической техники в работе с криминалистическими объектами: документами, следами рук, ног, зубов человека , орудий взлома и инст-рументов, транспортных средств, огнестрельным оружием , веществен-ными доказательствами выстрелов и др. Материал здесь четко сгруп-пирован в отдельные блоки, которыми являются: судебное почеркове-дение, технико-криминалистическое исследование документов , трасо-логия (следоведение), судебная баллистика , криминалистическое уче-ние о признаках внешности человека, криминалистические учеты (уго-ловная регистрация). За последние годы проявилась тенденция к фор-мированию новых блоков, в частности посвященного технике обнару-жения, изъятия и исследования в качестве вещественных доказательств разного рода веществ и материалов — объектов почвенного происхож-дения, горюче-смазочных материалов, лакокрасочных покрытий, сле-дов взрыва, микрочастиц и др.

Следственная (криминалистическая) тактика. Под следственной тактикой как разделом криминалистики понимается система научных положений и рекомендаций по применению при расследовании такти-ческих приемов.

Данный раздел по традиции начинается изложением общих кон-цепций о понятии следственной тактики, понятии, значении, видах тактических приемов, планировании расследования.

В разделе следственной (криминалистической) тактики наиболее значительное место занимают положения о применении тактических приемов при производстве следственных действий: осмотре, следст-венном эксперименте, обыске , выемке , допросе , проверке показаний на месте, предъявлении для опознания, подготовке и назначении судеб-ной экспертизы.

Методика расследования отдельных видов и групп преступле-ний. Методика расследования — это обусловленная предметом дока-зывания система следственных и иных предусмотренных нормами пра-ва действий, осуществляемых в оптимальной последовательности с целью полного, точного и быстрого расследования и предупреждения преступлений. Методикой предусматривается как комплекс необходи-мых действий, так и круг подлежащих решению вопросов, особенно-сти применения технико-криминалистических средств и тактических приемов, обусловленных характером преступления определенного ви-да. Конкретная методика строится с учетом типичных способов совер-шения преступлений данной группы и других элементов их кримина-листических характеристик, а также характерных для них следствен-ных ситуаций.

Раздел методики расследования начинается с общих положений по наиболее концептуальным вопросам, касающимся методики вообще, независимо от вида расследуемых преступных проявлений. Далее из-лагаются частные методики, ориентированные на расследование от-дельных-видов преступлений — убийств , изнасилований , разбойных нападений , хищений государственного и общественного имущества, краж личного имущества граждан и др.

В совершенствовании частных методик наметились две тенденции — на разработку рекомендаций по расследованию, с одной стороны, групп родственных преступлений, а с другой — разновидностей пре-ступлений тех или иных видов. Так, методика может быть ориентиро-вана на расследование преступлений против личности (убийств, при-чинения вреда здоровью, изнасилований). В структуре их расследова-ния немало общего. Применительно ко всем преступлениям данной группы в качестве первоначальных следственных действий произво-дятся осмотр места происшествия , осмотр трупа или освидетельствова-ние живого лица (потерпевшего , подозреваемого), осмотр одежды жер-твы преступления и обвиняемого, назначение судебно-медицинской экспертизы. Будучи в известной мере схематичной, такая методика весьма экономична и вырабатывает верные подходы к решению след-ственных задач в рамках однородных преступлений. Более частные методики — по расследованию разновидностей преступлений, напри-мер, убийств, совершенных наемниками, помогают следователю быст-рее и точнее определить пути расследования в нестандартных ситуациях.

Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Раздел I. Проблема криминалистической техники и судебной экспертизы
1. "Полевая криминалистика" и ее проблемы
1.1. Постановка проблем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2. Возможные варианты решения проблем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Принципы комплектования наборов технико-криминалистических средств. . . . . . 7
Пределы технического оснащения следователя и специалиста для работы в "полевых"
условиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Перспективные направления научных исследований в области технического оснащения
следователя для работы в "полевых" условиях. . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Информационное обеспечение оперативно-следственной группы в "полевых"
условиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Принципы распределения средств "полевой" криминалистики и вопрос о субъекте их
применения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Проведение криминалистических экспертиз в "полевых" условиях. . . . . . . . .21
2. Проблема полиграфа
2.1. Возникновение и содержание проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
2.2. Возможные пути решения проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
3. Проблемы компьютеризации судебной экспертизы
3.1. История и современное состояние проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . 57
3.2. Возможные пути решения проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
4. Проблема одорологического метода
4.1. Возникновение проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
4.2. Возможные пути решения проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
5. Судебная экспертиза и процессуальный закон
5.1. Возникновение проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
5.2. Дискуссионные вопросы теории и практики судебной экспертизы. . . . . . 100
Назначение экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела. . . . . . . . . 100
Правовой статус руководителя судебно-экспертного учреждения (подразделения) .107
Законодательная регламентация статуса субъектов экспертного исследования. . 111
Регламентация производства комплексной экспертизы. . . . . . . . . . . . . .116
Расширение круга субъектов назначения судебной экспертизы. . . . . . . . . .117
Расширение перечня случаев обязательного назначения экспертизы. . . . . . . 118
Законодательная регламентация экспертной инициативы. . . . . . . . . . . . .120
Оптимизация формы и содержания экспертных заключений. . . . . . . . . . . . 122
5.3. Организационно-правовые и нравственные проблемы экспертной
деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Раздел II. Проблемы криминалистической тактики
6. Следственная ситуация и ее тактическое значение
6.1. Понятие следственной ситуации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
6.2. Виды следственных ситуаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .139
6.3. О концепции "бесконфликтного следствия" . . . . . . . . . . . . . . . . 148
7. Тактическое решение
7.1. Понятие тактического решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .156
7.2. Определение цели тактического воздействия. . . . . . . . . . . . . . . 164
7.3. Проблема следственной интуиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169
7.4. Понятие тактического решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176
7.5. Некоторые специальные вопросы принятие тактических решений. . . . . . .187
Тактическое решение при расследовании преступления группой следователей. . .187
Принятие решений в условиях тактического риска. . . . . . . . . . . . . . . 191
Принятие тактического решения в условиях конфликтной ситуации. . . . . . . .198
8. Тактическая комбинация
8.1. Возникновение проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202
8.2. Понятие и виды тактической комбинации. . . . . . . . . . . . . . . . . 208
8.3. Общие условия допустимости тактических комбинаций. . . . . . . . . . . 216
8.4. Тактические комбинации при производстве допроса. . . . . . . . . . . . 235
9. Фактор внезапности, его учет и использование при расследовании преступлений
9.1. Фактор внезапности, его смысл и форма использования при раскрытии
преступлений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
9.2. Тактика действия следователя с использованием фактора внезапности. . . 250
9.3. Учет воздействия фактора внезапности на деятельность следователя. . . .268
9.4. Влияние фактора внезапности на полноту и достоверность доказательственной
информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
10. Проблема совершенствования техники и методики планирования расследования
10.1. О сетевом методе планирования расследования. . . . . . . . . . . . . .276
10.2. О программировании расследовании преступлений. . . . . . . . . . . . .292
Раздел III. Проблема криминалистической методики
11. Формирование частных криминалистических методик как комплексов
криминалистических рекомендаций
11.1. Частные криминалистические методики как комплексы криминалистических
рекомендаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
11.2. Криминалистическая характеристика преступления. . . . . . . . . . . . 306
11.3. Криминалистическая классификация преступлений. . . . . . . . . . . . .319
11.4. Определение предмета и направления расследования. . . . . . . . . . . 329
11.5. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные
мероприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .335
11.6. Последующие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. 337
12. Источники криминалистических методологических рекомендаций
12.1. Право как определяющий фактор и источник методических рекомендаций
криминалистики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
12.2. Следственная практика как источник криминалистических методических
рекомендаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
12.3. Наука как источник криминалистических методических рекомендаций. . . .352
13. Сокрытие преступления как форма противодействию расследованию
13.1. Понятие сокрытия преступления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .355
13.2. Классификация способов сокрытия преступления. . . . . . . . . . . . . 365
13.3. Факторы, побуждающие к сокрытию преступления и влияющие на выбор
способа сокрытия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373
14. Раскрытие и расследование преступления как цели применения частной
криминалистической методики
14.1. Криминалистическое понятие раскрытия преступления. . . . . . . . . . .378
14.2. Этапы расследования преступления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390
14.3. Обнаружение признаков преступления. . . . . . . . . . . . . . . . . . 398
14.4. Вопрос о методе раскрытия и расследования преступлений. . . . . . . . 422
Раздел IV. Криминалистика как объект изучения и сравнения
15. Криминалистика как объект изучения
15.1. Криминалистика как компонент юридического образования. . . . . . . . .435
Организационное становление вузовского курса криминалистики. . . . . . . . .435
Развитие содержательной стороны курса криминалистики. . . . . . . . . . . . 439
Криминалистическая специализация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449
Вопросы методики преподавания криминалистики. . . . . . . . . . . . . . . . 450
Учебная литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454
15.2. Криминалистика как компонент профессионально-служебной подготовки
практических работников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .460
15.3. Историография и библиография отечественной криминалистики. . . . . . .465
Указатель биографических сведений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .474

Курс криминалистики для слушателей Московского института МВД России, обучающихся на базе среднего специального юридического образования по профилю борьбы с организованной преступностью, существенно отличается от типовых

программ курсов криминалистики других юридических вузов.

Это определяется:

тем, что слушатели ранее изучали курс криминалистики при обучении в средних специальных школах милиции; наличием у слушателей опыта практической работы в оперативных службах;

спецификой будущей работы слушателей в подразделениях по борьбе с организованной преступностью. За время, прошедшее с момента изучения слушателями курса криминалистики в специальных средних школах милиции, существенно изменилось и расширилось содержание криминалистических знаний: появились новые теории, понятия, в практику расследования внедрены новые научно-технические средства и методы. Существенно возросла и претерпела существенные изменения преступность. В настоящее время она во все большей степени характеризуется организованностью преступных формирований, их вооруженностью, совершением тяжких преступлений, появлением в преступных структурах групп, осуществляющих безопасность и противодействие органам расследования. Преступные структуры располагают коррумпированными связями в органах власти и управления, в правоохранительных органах, что осложняет борьбу с ними.

Деятельность преступных стуктур во все большей мере направлена на совершение преступлений в сфере наркобизнеса, экономики, внешнеэкономической, банковской деятельности. Организованная преступность располагает значительной материальной базой, образованной за счет средств, полученных преступным путем. В преступные организации вовлекаются десятки лиц, совершающих значительное количество преступлений как в России,так и за рубежом. Все это предполагает, что выпускникам Московского института МВД России во время работы в подразделениях по борьбе с организованной преступностью понадобятся глубокие, специализированные знания, умения, навыки работы по раскрытию преступлений.

Развитие уголовного, уголовно-процессуального законодательства, принятие Закона об оперативно-розыскной деятельности, позволяют значительно расширить арсенал средств и методов доказывания при расследовании деятельности преступных структур. Этим обусловлено особое значение криминалистических знаний для борьбы с организованной преступностью.

Задачи курса определяются необходимостью формирования у слушателей следующего комплекса знаний, умений и навыков:

использование технико-криминалистических средств и средств вычислительной техники в процессе раскрытия и

расследования деятельности преступных структур; информационно-аналитическая работа по оценке доказательственной и ориентирующей информации, принятие тактических решений, выдвижение версий, прогнозирование и планирование;

тактика проведения следственных действий и ее особенности при расследовании деятельности преступных структур;

криминалистические методы выявления ролевых функций участников преступных структур;

методы обеспечения безопасности, соблюдения требований сохранения следственной и служебной тайны; криминалистические методики расследования отдельных категорий преступлений, являющихся типичным проявлением деятельности преступных структур;

организация расследования, комплексное использование сил и средств.

При определении структуры программы учитывалась необходимость первоочередного решения именно этих задач обу-чения.Кроме того, учитывался факт овладения обучаемыми значительной частью содержания криминалистики во время получения среднего специального юридического образования.

Учитывалось также: ограниченное количество часов для проведения аудиторных занятий по криминалистике, степень обеспеченности специальной литературой и научными разработками по тем или иным проблемам, возможности самостоятельного изучения ряда тем. Поэтому по сравнению с традиционной структурой курса криминалистики в данной программе значительно сокращен объем изучения общей теории криминалистики, криминалистической техники и тактики. Основное внимание уделено проблемам криминалистической методики в части расследования деятельности преступных структур, в которой наиболее ярко выражена специфика этой деятельности.

Лекции предусмотрены по наиболее актуальным темам и темам, по которым отсутствует достаточное количество научных разработок.

Семинарские занятия проводятся с максимальным использованием обобщенных материалов практики борьбы с организованной преступностью и личного опыта обучаемых с ориентацией на практические вопросы, с максимальным приближением обучения к конкретным ситуациям, складывающимся на практике.

Практические занятия проводятся в форме групповых упражнений с использованием элементов деловых игр при выделении различных игровых ролей. На практических занятиях имитируются реальные ситуации, возникающие в процессе расследования деятельности преступных структур. Это достигается тем, что все вводные строятся на использовании материалов положительного опыта деятельности следственных подразделений и аппаратов РУОП. Моделирование следственных ситуаций осуществляется как на основе специальных компьютерных систем, так и на основе вводных, основанных на бумажных носителях информации. Для имитации следственных ситуаций и подачи вводных используются также видеозапись хода и результатов проведения на практике реальных

следственных действий. На практических занятиях непосредственно используются технико-криминалистические средства. Часть занятий проводится на специально оборудованных полигонах.

Значительный объем учебного времени выделяется для проведения криминалистических учений. Их особенностью является отработка в комплексе вопросов использования технико-криминалистических средств, тактических приемов и криминалистических методик расследования отдельных видов преступлений, совершаемых участниками преступных структур. При наличии в игровых коллективах достаточно большого числа игровых ролей осуществляется также отработка навыков взаимодействия работников различных ведомств и служб. В процессе изучения курса криминалистики слушатели должны подготовить практикумы, а также выполнить ряд практических и контрольных работ. Контроль за усвоением знаний осуществляется во время собеседований, принятия зачетов и курсового экзамена.

Курс состоит из 36 тем и итогового кафедрального учения, разбитых по 7 разделам. Общий объем учебного времени

190 часов. В том числе лекций - 56, семинаров - 44, практических занятий - 64 2 0 , учений - 26 часов. Раздел 1 - введение в курс и общие положения Раздел 2 - криминалистическая техника Раздел 3 - криминалистическая тактика Раздел 4 - общие положения методики расследования деятельности преступных структур

Раздел 5 - методика расследования корыстных и корыстно-насильственных преступлений,совершаемых участниками преступных структур

Раздел 6 - методика расследования деятельности преступных структур в сфере экономики

Раздел 7 - методика расследования деятельности преступных структур в особых условиях

Таким образом курс ориентирован на специфическую криминалистическую подготовку специалистов подразделений РУ-ОП,УОП,уже владеющих основами криминалистических знаний.

Более чем тридцать лет преподавания позволили не только понять, но и прочувствовать одну несложную вещь: каждая лекция есть импровизация на достаточно строго заданную тему. Заданную государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, в нашем случае по специальности 021100 – юриспруденция и дисциплине ОПФ.Ф.13 – криминалистика (требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по ней приводятся ниже).

Но каждая импровизация (если ты, конечно, не гений, как пушкинский Импровизатор), как и удачный экспромт, должна быть хорошо продумана. И потому каждая лекция – это в первую очередь новое осмысливание, организация архитектоники и изложения лежащего в ее основе обычно весьма сложного материала. А для этого нужен текст лекции. Но, главное, текст лекций необходим изучающим этот материал студентам. Дело в том, что, увы, за те несколько академических часов, которые отводятся учебным планом на освещение той или иной темы (всего на лекционный курс по криминалистике в неспециализированных юридических высших учебных заведениях отводится менее шестидесяти аудиторных часов), многие ее аспекты преподаватель вынужден опускать, и его авторскую позицию можно понять, только изучая тексты лекций (не считая, естественно, изучения других его публикаций).

Для настоящего издания я выбрал тексты лекций по 7 темам, которые в своей системе, на мой взгляд, составляют основы криминалистики как науки и учебной дисциплины. Может быть, здесь излагаются не лучшие импровизации автора на эти темы, и с выбором их не все согласятся. Несомненно, отдельные проблемы той или иной темы автором либо опущены, либо упущены. Видимо, есть и прямые погрешности в обобщении материалов. Но все же я решил их опубликовать, ибо, как предупреждал Артур Шопенгауэр критиков, публикуя свои работы ранних лет, «время, когда я уже ничего не смогу исправить, не может быть очень далеко».

В это издание данной работы внесены определенные коррективы в сравнении с предыдущими ее изданиями; в одних случаях они обусловлены изменениями действующего уголовно-процессуального законодательства, в других – коррекцией взглядов автора на ту или иную проблему.

И еще несколько «вводных» замечаний. Работая над этим курсом лекций, я, разумеется, ознакомился с текстами многих лекций именитых криминалистов. И, на мой взгляд, недостаток ряда из них состоит в том, что, хотя в большинстве текстов видна авторская позиция по излагаемому материалу, нет авторской интонации. А без нее – это не лекция, это – иной жанр: учебного или учебно-методического пособия. Как удалось (и удалось ли) мне сохранить авторскую интонацию – судить читателю.

Не по всем вопросам всех освещенных здесь тем у меня есть собственное мнение. И тогда я ограничиваюсь изложением мнений по ним, высказанных в литературе. Я думаю, что в подобного рода изданиях это допустимо, в чем меня убеждают (и где-то утешают) слова американского философа и поэта Ральфа Эмерсона: «Использование заимствованных мыслей всегда сопровождается некой неловкостью, но, едва мы осознаем, как нужно применить их, они становятся нашим состоянием».

И последнее: очень много лет тому назад Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина в одной из своих работ сделал такое отступление: «Если этот вопрос не был бы длинным, то я бы стал излагать его.

Поэтому то, что я могу объяснить вкратце, заключается в следующем…». Эти слова философа и целителя, известного нам под значительно более коротким великим именем Авиценна, можно считать эпиграфом к предлагаемому на суд читателей курсу лекций по основам науки и учебной дисциплины криминалистики.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ


Министерство образования

Российской Федерации


«УТВЕРЖДАЮ»


Заместитель министра образования

Российской Федерации

Шадриков В. Д.

Номер государственной регистрации 260гум/сп


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 021100 – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ


КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ


Вводится в действие с момента утверждения

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 021100 – юриспруденция

(извлечени е)

Наименование дисциплин и их основные размеры

Всего часов


ОПД.Ф.13


Криминалистика

Предмет криминалистики; ее взаимосвязь с другими правовыми дисциплинами, а также судебной медициной, судебной психиатрией и психологией; механизм преступления; специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности по расследованию; взаимодействие следователя и оперативных подразделений; информационная основа расследования; основы криминалистической профилактики и прогнозирования; криминалистическая характеристика преступления; методы криминалистики; идентификация и диагностика; криминалистическая ситуация и версия; моделирование при расследовании преступления; криминалистическая техника; определение места компьютеров в структуре средств криминалистической техники и методы решения криминалистических задач с их использованием; методы криминалистического исследования различных материалов, веществ и следов, не являющихся объектами изучения традиционных криминалистических экспертиз (КЭМВИ, запаховых следов, акустических, звуко– и видеоинформации и др.); трасология; судебная баллистика; исследование документов; экспертиза, ее виды; информационно-справочное обеспечение криминалистической деятельности; криминалистическая тактика; следственный эксперимент; тактика осмотра места происшествия, задержания, освидетельствования, обыска, выемки, допроса; криминалистическая методика расследования; методические основы расследования (преступлений, совершенных организованными преступными группами, лицами с психическими аномалиями, иностранными гражданами, несовершеннолетними и др., основы методик и действий по горячим следам преступлений, по ранее не раскрытым преступлениям и др.); виды методик расследования.

Тема 1
ВВЕДЕНИЕ В КУРС КРИМИНАЛИСТИКИ

Введение в курс криминалистики


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ


1. Краткий экскурс в историю возникновения и становления науки криминалистики.

2. Современные воззрения на предмет науки криминалистики.

3. Система, основные понятия и методы криминалистики.


ЛИТЕРАТУРА


Белкин Р.С. Курс криминалистики. В трех томах. Т. 1. – М., 1997

Белкин Р.С. История отечественной криминалистики. – М., 1999

Торвальд Э.Ю. Сто лет криминалистики. – М., 1974

Крылов И.Ф. Очерки истории криминалистики и криминалистической экспертизы. – Л., 1975

Баев О.Я. Российская криминалистика начала ХХI в.: направления развития, современные проблемы // Вестник криминалистики. – М., 2000. – Вып. 1

Возгрин И.А. Введение в криминалистику. – СПб, 2003

1. Краткий экскурс в историю возникновения и становления науки криминалистики

Давно известно: чтобы понять какое-либо явление, необходимо знать, как это явление возникло, какие этапы оно проходило в своем развитии. И лишь после этого станет ясным, чем является оно в настоящее время. Сказанное относится и к возникновению и становлению любой науки, в том числе, естественно, и науки криминалистики.

Здесь необходимо небольшое отступление. Кстати, об отступлениях: как в любом повествовании, отступления в лекциях необходимы, и мне – воспользуюсь словами одного хорошего писателя – «нередко придется употреблять это почти одиссеевское словечко, ибо отступление в прозе – нечто вроде зигзага по пути в Итаку»1
Аксенов В. Скажи изюм. – М., 1999. – С. 17.

Итак: в связи с чем вообще возникает наука (если говорить об этом вкратце и в самом огрубленном и общем виде)?

Потребности человека, потребности общества вызывают к жизни тот или иной вид деятельности – от строительства жилища и врачевания до изучения круговращения звезд и определения места человека под ними. Накопленный в этих видах деятельности опыт нуждается в обобщении и теоретическом осмыслении. И тогда возникает соответствующая наука: медицина и архитектура, астрология, астрономия и философия.

Говорят, что второй древнейшей профессией, вторым древнейшим видом профессиональной деятельности является журналистика (на первое место – не буду обсуждать сейчас, по праву ли? – ставят проституцию). Вряд ли с этим можно согласиться. Задолго до журналистики потребности общества вызвали к жизни фигуру расследователя «возмутителей спокойствия», расследователя того, что с возникновением государства стало называться деликтами, правонарушениями и преступлениями. Увы, история человечества, история цивилизации – это во многом история преступлений и наказаний. А чтобы наказать преступника, его надо как минимум найти и изобличить.

Основы деятельности по расследованию преступлений таятся в глубокой древности, в той, где таится первое из наиболее известных, «знаковых» преступлений на земле – убийство Авеля.

Вот как это произошло и расследовалось:

«…восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

И сказал Господь (Бог) Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал (Господь): что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли…» (Быт. 4).

Классическая до сегодняшнего дня схема: убийство, попытка уйти от ответственности, извернуться («разве я сторож…»), изобличение («кровь брата твоего…») и последующее наказание (по «данному делу» – в виде изгнания и «каиновой печати»).

Кстати, вот как комментируют теологи эту ситуацию: Каин «с упорством ожесточившегося грешника не только запирается в преступлении, но и дает дерзкий ответ Богу… Бог приступает, наконец, к осуждению его, в котором проявляет свое всеведение, всемогущество, правосудие и милосердие». «Голос крови брата твоего…» обозначает тяжкое преступление, остающееся по неведению или небрежению безнаказанным у людей…»2
Толковая библия. В 3 томах / Под ред. А.П. Лопухина. – М., 2001. – Т. 1. С. 28.

Менялись эпохи, менялись и методы изобличения правонарушителей, методы расследования преступлений. Уже несколько тысяч лет тому назад древние китайцы создали способы расследования, учитывающие психофизиологию человека: заподозренным в совершении преступления людям на кончики языка клали щепотки риса; у кого он оставался сухим, тот и объявлялся преступником. Исходили китайские расследователи из посылки, что у виновного от волнения не выделяется слюна. Замечу попутно, что при всей своей кажущейся наивности что-то, так сказать, научное в этом способе есть, во всяком случае, особенности психофизиологических реакций человека активно изучаются и используются и в современной криминалистике, в частности, для диагностики личности, в том числе и с использованием для того аппаратов типа полиграфа (о нем речь пойдет в теме 5 настоящего курса лекций).

Уже в Законе XII Таблиц (первом своде законов Древнего Рима, 451–450 гг. до н. э.) содержались сугубо криминалистические предписания по, как бы мы сейчас сказали, тактике обыска. В частности, указывалось: «Закон XII Таблиц предписывает, чтобы при производстве обыска обыскивающий не имел никакой одежды, кроме полотняной повязки, и держал в руках чашу»3
Цит. по: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под. ред. З.М. Черниловского. – М., 1984. – С. 50.

Я вообще-то не представляю, как можно реально производить обыск с чашей в руках, но практический смысл этой рекомендации ясен и, увы, актуален и для наших дней: чтобы не возникали сомнения в том, что обыскивающий что-то значимое в доказательственном отношении подкинул в обыскиваемое помещение.

Суровое время Средневековья явило обществу инквизиционный процесс, с клещами, дыбой, другими пытками, четко регламентированными по ступеням и степеням, с огнем и водой как методами изобличения преступников. Например, женщине, заподозренной в связях с нечистой силой, связывали руки и бросали в воду. Если всплывет, совершенно очевидно – ведьма, и в огонь ее! Если утонет – ошибочка вышла, но господь отпустит ей и, кстати, палачам ее грехи.

Достойные святые отцы монахи – инквизиторы XV века Генрих Инститорис и Яков Шпренгер в одной из, пожалуй, самых страшных книг в истории человечества – «Молоте ведьм» – подробно расписали, как расследовать преступления еретиков. Например, вот как звучит наименование одного из параграфов этого сугубо «научно обоснованного учебно-методического пособия»: «Пятнадцатый вопрос о том, как продолжается пытка, о признаках, по которым судья узнает ведьму, как должен он защищать себя от околдования и как они остригаются и где прячут свои орудия околдования. К сему добавляются разные объяснения о том, как надлежит сломить их запирательство»4
Молот ведьм. – М., 1990. – С. 299.

Все эти века, все эти томительные десятилетия средства и методы расследования преступлений изучались и обобщались в рамках теории уголовного судопроизводства, как бы мы сказали сегодня, в рамках науки уголовного процесса. И так продолжалось до середины XIX века. Чем же знаменит, конечно же лишь под углом изучаемой темы, этот XIX век?

Обычно в этом отношении говорят о резком и практически повсеместном – от России до Франции, от Англии до Америки – всплеске преступности. Конечно, и это имело место. Но дело все же в несколько ином: в осознанной общественной потребности целенаправленной борьбы с преступностью, в ограждении членов общества от преступных посягательств, в обеспечении неотвратимости наказания за совершение преступлений. Тогда-то и появляются первые профессионалы «уголовного сыска», первые органы, занимающиеся исключительно расследованием преступлений.

Обычно возникновение криминальной полиции в узком значении этого понятия связывают с именем Эжена Видока, который в 1810 году после весьма бурно проведенной молодости явился в парижскую полицейскую префектуру и предложил использовать свое знание преступного мира для борьбы с ним. Как сообщает Ю. Торвальд, Видок с несколькими своими людьми (такими же, как и он сам, бывшими преступниками) за год изобличил и арестовал около 1000 убийц, взломщиков и воров. За 20 лет своего нахождения на посту криминальной полиции Видок создал архивы, досье на наиболее выдающихся преступников, зачатки идентификации. В частности, когда он уже не мог скрывать свою роль шефа полиции, Видок систематически посещал тюрьмы, осматривал заключенных и, обладая феноменальной зрительной памятью, запоминал их внешность, что давало возможность устанавливать в дальнейшем тождество отдельных из них с разыскиваемыми преступниками. Кстати сказать, знаменитая картина Винсента Ван-Гога «Прогулка заключенных» изображает не что иное, как так называемый «полицейский парад»: заключенные проходят по кругу, в центре которого стоят полицейские, запоминающие их внешность.

Где-то в это же время, может быть, на несколько десятилетий ранее, в Англии судья Генри Филдинг (он же известный писатель – Филдинг) организовал сыскную полицию: дюжина его помощников была не только снабжена пистолетами, но и одета в красные жилеты, служащие опознавательными знаками (видимо, это была первая форма полицейских). На посту шефа английской сыскной полиции Генри Филдинга сменил его сводный брат Джон. Он был слепым, но, как свидетельствует история (а может быть, легенда), к концу жизни по голосу мог опознавать более 2500 преступников.

Примерно в те же годы некий американский бондарь случайно был вовлечен в расследование убийства. Используя природную интуицию и склонность к дедуктивному мышлению, он раскрыл преступление. На следующее утро он проснулся великим детективом государства, в котором, как меланхолично сообщает тот же Ю. Торвальд, самая сильная полиция в Чикаго насчитывала всего лишь одиннадцать в высшей степени сомнительных сотрудников. Этот бондарь не упустил своего шанса и основал первое в истории Национальное сыскное агентство, дав ему свое имя. Звали же его Аллан Пинкертон5
Торвальд Ю. Сто лет криминалистики. – М., 1974.

И хотя именно с фамилиями Видока, Филдинга, Пинкертона историки связывают возникновение профессиональной криминальной полиции, появление криминалистов по своей основной профессии, нельзя не восстановить отечественный «приоритет» в этом деле. Как упоминает Р.С. Белкин, еще в 1741 году вор-рецидивист Ванька Каин (кличка Ивана Осипова) подал в Сыскной приказ челобитную с просьбой принять его в службу «для сыску и поимки» 32 преступников, перечисленных в челобитной. «Просьба его, – пишет Р.С. Белкин, – была удовлетворена, и он занимался «доносительством» до конца 1740-х годов, когда обнаружилось, что Каин параллельно с «доносительством» сам совершал преступления в сговоре с чиновниками полиции и Сыскного приказа… Время было суровое, шутить императрица Елизавета Петровна не умела, и Ваньке Каину был вынесен смертный приговор, замененный затем наказанием кнутом, вырезанием ноздрей, клеймением и ссылкой в тяжелую работу»6
Белкин Р.С. Курс криминалистики. Т. 1. – М., 1997. – С. 185.

Делая краткий исторический экскурс возникновения профессиональной криминальной полиции, я не случайно обратил внимание не только на феноменальную зрительную память Эжена Видока, такую же феноменальную слуховую память Джона Филдинга, на «полицейские парады», но и на то, что Ванька Каин в конце своего славного пути был клеймен.

Дело в том, что перед любой криминальной полицией, перед любым «сыском и поимкой» всегда возникала, да и возникает в настоящее время в качестве первостепенной задача отождествления лица либо как совершившего раскрываемое преступление, либо как уже совершавшего преступления ранее.

Долгие годы эти задачи решались либо с помощью описания разыскиваемого преступника («а лет ему от роду 20. А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волосы рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая» – так описан «злой еретик» Гришка Отрепьев в «Борисе Годунове» Пушкина), либо таким «душевным» способом, как клеймение, позволяющим безошибочно распознавать то лицо, которое ранее, так сказать, «привлекалось» (вспомним хотя бы лилию на роскошном плече Миледи из «Трех мушкетеров»).

Очевидно, что эти способы отождествления были либо крайне неточны, либо крайне негуманны. Профессиональная криминальная полиция в просвещенном XIX веке удовлетвориться ими не могла. И вот тогда-то возник первый научный метод отождествления личности.

Здесь вновь необходимо краткое отступление. Как (выше мы говорили, в связи с чем) возникает любая наука?

«Процесс образования научных дисциплин, – писал известный философ П.В. Копнин, – носит конкретно-исторический характер; длительное время система знаний развивается внутри какой-либо науки, а потом ее связи с другими теоретическими системами, входящими в нее, ослабевают, и сама она внутренне разрастается, вырабатывает свой язык и метод и, таким образом, становится самостоятельной областью знания, получает свое имя»7
Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. – М., 1974. – С. 310.

Именно таким же образом возникала и наука криминалистика. Как уже отмечалось, длительное время система знаний о расследовании преступлений развивалась внутри науки уголовного процесса, но затем общественная потребность обусловила возникновение уже научного метода, «не вписывающегося» в науку уголовного процесса, и народившаяся наука впоследствии получила свое имя (о чем скажем чуть позже).

Летом 1879 года мелкий чиновник Парижской полиции Альфонс Бертильон, заполняя многочисленные карточки на преступников с указанием примет, которые никак не могли помочь их установлению (рост низкий, волосы черные и т. д.) «Ай да, бумага! По этим приметам немудрено будет вам отыскать Дубровского. Да кто же не среднего роста, у кого не русые волосы, не прямой нос, да не карие глаза! Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем бог тебя свел. Нечего сказать, умные головушки приказные», – справедливо возмутился Кирилла Петрович, выслушав «приметы Владимира Дубровского, составленные по сказкам бывших его дворовых людей»), вдруг понял, что естествознание дает возможность безошибочно отличать одного преступника от другого по соотношению между собой частей человеческого тела.

Ю. Торвальд пишет, что А. Бертильон потом признавался, что эта идея родилась у него от сознания полнейшей бессмысленности своей работы и одновременно из воспоминаний детства о работе своего отца и деда (отец его был профессором, а дед – известным математиком и естествоиспытателем). Так родился первый научный антропометрический метод расследования преступлений, именуемый по фамилии его создателя бертильонажем.

Суть его сводится к обоснованному положению о том, что размеры костей взрослого человека всю жизнь остаются неизменными и что если вероятность совпадения роста людей представляет соотношение 4:1, то рост плюс еще одно измерение, например, длина тела до пояса, уменьшает вероятность совпадения до 16:1. Если же сделать 11 измерений и зафиксировать их в карточке преступника, то по теории вероятности шанс найти одного человека с такими же данными будет 1 на 4 с лишним миллиона; если же воспользоваться 14 измерениями, то этот шанс снизится на 1 к 286 с лишним миллионов.

Так родился первый, весьма трудоемкий, не очень, может быть, совершенный, но научный метод расследования, родилась наука криминалистика. Как в любой науке, в ней есть свои герои и мученики.

В то время, когда Бертильон в Париже измерял и фотографировал преступников, служащий британской администрации в Индии Вильям Хершель писал письмо: «С этим прилагаю работу о новом методе идентификации личности. Он заключается в отпечатках указательного и среднего пальцев правой руки с использованием обычной штемпельной краски».

В это же время шотландец Генри Фулд в письме из Японии сообщал: «Я рассматривал несколько найденных в Японии черепков глиняных сосудов и обратил внимание на некоторые отпечатки пальцев, которые, видимо, возникли, когда глина была еще мягкой. Сравнение этих отпечатков со вновь сделанными побудило меня заняться этой проблемой. Рисунок линии кожи не изменяется в течение всей жизни и может лучше фотографии служить средством идентификации».

Более чем тридцать лет преподавания позволили не только понять, но и прочувствовать одну несложную вещь: каждая лекция есть импровизация на достаточно строго заданную тему. Заданную государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, в нашем случае по специальности 021100 – юриспруденция и дисциплине ОПФ.Ф.13 – криминалистика (требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по ней приводятся ниже).

Но каждая импровизация (если ты, конечно, не гений, как пушкинский Импровизатор), как и удачный экспромт, должна быть хорошо продумана. И потому каждая лекция – это в первую очередь новое осмысливание, организация архитектоники и изложения лежащего в ее основе обычно весьма сложного материала. А для этого нужен текст лекции. Но, главное, текст лекций необходим изучающим этот материал студентам. Дело в том, что, увы, за те несколько академических часов, которые отводятся учебным планом на освещение той или иной темы (всего на лекционный курс по криминалистике в неспециализированных юридических высших учебных заведениях отводится менее шестидесяти аудиторных часов), многие ее аспекты преподаватель вынужден опускать, и его авторскую позицию можно понять, только изучая тексты лекций (не считая, естественно, изучения других его публикаций).

Для настоящего издания я выбрал тексты лекций по 7 темам, которые в своей системе, на мой взгляд, составляют основы криминалистики как науки и учебной дисциплины. Может быть, здесь излагаются не лучшие импровизации автора на эти темы, и с выбором их не все согласятся. Несомненно, отдельные проблемы той или иной темы автором либо опущены, либо упущены. Видимо, есть и прямые погрешности в обобщении материалов. Но все же я решил их опубликовать, ибо, как предупреждал Артур Шопенгауэр критиков, публикуя свои работы ранних лет, «время, когда я уже ничего не смогу исправить, не может быть очень далеко».

В это издание данной работы внесены определенные коррективы в сравнении с предыдущими ее изданиями; в одних случаях они обусловлены изменениями действующего уголовно-процессуального законодательства, в других – коррекцией взглядов автора на ту или иную проблему.

И еще несколько «вводных» замечаний. Работая над этим курсом лекций, я, разумеется, ознакомился с текстами многих лекций именитых криминалистов. И, на мой взгляд, недостаток ряда из них состоит в том, что, хотя в большинстве текстов видна авторская позиция по излагаемому материалу, нет авторской интонации. А без нее – это не лекция, это – иной жанр: учебного или учебно-методического пособия. Как удалось (и удалось ли) мне сохранить авторскую интонацию – судить читателю.

Не по всем вопросам всех освещенных здесь тем у меня есть собственное мнение. И тогда я ограничиваюсь изложением мнений по ним, высказанных в литературе. Я думаю, что в подобного рода изданиях это допустимо, в чем меня убеждают (и где-то утешают) слова американского философа и поэта Ральфа Эмерсона: «Использование заимствованных мыслей всегда сопровождается некой неловкостью, но, едва мы осознаем, как нужно применить их, они становятся нашим состоянием».

И последнее: очень много лет тому назад Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина в одной из своих работ сделал такое отступление: «Если этот вопрос не был бы длинным, то я бы стал излагать его. Поэтому то, что я могу объяснить вкратце, заключается в следующем…». Эти слова философа и целителя, известного нам под значительно более коротким великим именем Авиценна, можно считать эпиграфом к предлагаемому на суд читателей курсу лекций по основам науки и учебной дисциплины криминалистики.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ

Министерство образования Российской Федерации

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель министра образования

Российской Федерации

Шадриков В. Д.

Номер государственной регистрации 260гум/сп

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 021100 – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ

Вводится в действие с момента утверждения

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 021100 – юриспруденция

(извлечени е)

Наименование дисциплин и их основные размеры

Всего часов

ОПД.Ф.13

Криминалистика Предмет криминалистики; ее взаимосвязь с другими правовыми дисциплинами, а также судебной медициной, судебной психиатрией и психологией; механизм преступления; специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности по расследованию; взаимодействие следователя и оперативных подразделений; информационная основа расследования; основы криминалистической профилактики и прогнозирования; криминалистическая характеристика преступления; методы криминалистики; идентификация и диагностика; криминалистическая ситуация и версия; моделирование при расследовании преступления; криминалистическая техника; определение места компьютеров в структуре средств криминалистической техники и методы решения криминалистических задач с их использованием; методы криминалистического исследования различных материалов, веществ и следов, не являющихся объектами изучения традиционных криминалистических экспертиз (КЭМВИ, запаховых следов, акустических, звуко– и видеоинформации и др.); трасология; судебная баллистика; исследование документов; экспертиза, ее виды; информационно-справочное обеспечение криминалистической деятельности; криминалистическая тактика; следственный эксперимент; тактика осмотра места происшествия, задержания, освидетельствования, обыска, выемки, допроса; криминалистическая методика расследования; методические основы расследования (преступлений, совершенных организованными преступными группами, лицами с психическими аномалиями, иностранными гражданами, несовершеннолетними и др., основы методик и действий по горячим следам преступлений, по ранее не раскрытым преступлениям и др.); виды методик расследования.

Введение в курс криминалистики

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Краткий экскурс в историю возникновения и становления науки криминалистики.

2. Современные воззрения на предмет науки криминалистики.

3. Система, основные понятия и методы криминалистики.

ЛИТЕРАТУРА

Белкин Р.С. Курс криминалистики. В трех томах. Т. 1. – М., 1997

Белкин Р.С. История отечественной криминалистики. – М., 1999

Торвальд Э.Ю. Сто лет криминалистики. – М., 1974

Крылов И.Ф. Очерки истории криминалистики и криминалистической экспертизы. – Л., 1975

Баев О.Я. Российская криминалистика начала ХХI в.: направления развития, современные проблемы // Вестник криминалистики. – М., 2000. – Вып. 1

Возгрин И.А. Введение в криминалистику. – СПб, 2003

Давно известно: чтобы понять какое-либо явление, необходимо знать, как это явление возникло, какие этапы оно проходило в своем развитии. И лишь после этого станет ясным, чем является оно в настоящее время. Сказанное относится и к возникновению и становлению любой науки, в том числе, естественно, и науки криминалистики.

Здесь необходимо небольшое отступление. Кстати, об отступлениях: как в любом повествовании, отступления в лекциях необходимы, и мне – воспользуюсь словами одного хорошего писателя – «нередко придется употреблять это почти одиссеевское словечко, ибо отступление в прозе – нечто вроде зигзага по пути в Итаку» .

Итак: в связи с чем вообще возникает наука (если говорить об этом вкратце и в самом огрубленном и общем виде)?

Потребности человека, потребности общества вызывают к жизни тот или иной вид деятельности – от строительства жилища и врачевания до изучения круговращения звезд и определения места человека под ними. Накопленный в этих видах деятельности опыт нуждается в обобщении и теоретическом осмыслении. И тогда возникает соответствующая наука: медицина и архитектура, астрология, астрономия и философия.

Говорят, что второй древнейшей профессией, вторым древнейшим видом профессиональной деятельности является журналистика (на первое место – не буду обсуждать сейчас, по праву ли? – ставят проституцию). Вряд ли с этим можно согласиться. Задолго до журналистики потребности общества вызвали к жизни фигуру расследователя «возмутителей спокойствия», расследователя того, что с возникновением государства стало называться деликтами, правонарушениями и преступлениями. Увы, история человечества, история цивилизации – это во многом история преступлений и наказаний. А чтобы наказать преступника, его надо как минимум найти и изобличить.