Регулируемые обществом принципы поведения и отношений. Классификация социальных норм. Сфера правового регулирования

Система социальных норм отражает достигнутую степень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, т.е. таких законов, которые действуют с естественно-исторической необходимостью. Объективный характер этих законов органически связан с их научным пониманием людьми и использованием их в целенаправленной социальной деятельности. «Социальные нормы связаны также с законами естественно-технических наук, с самим научно-техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации». Социальные нормы охватывают различные группы норм, действующих в определенных взаимосвязях друг с другом. В подходах к классификации социальных норм могут быть применены как основные, так и дополнительные, комплексные критерии. Учитываются сфера действия норм, само качество правил поведения, стимулы и гарантии реализации норм. К социальным нормам относятся экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и другие нормы. В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется, корректируется другими социальными нормами. Взаимодействие отдельных норм, групп норм в единой системе социальных норм раскрывает комплексные свойства входящих в систему составных частей. Эффективность действия социальных норм находит выражение в достижении, поддержании общественного согласия граждан, прочного общественного порядка, атмосферы справедливого социального партнерства и инициативы, социальной ответственности, сознательного соблюдения норм всеми гражданами.

Социальные нормы по своей природе являются определенным стандартом поведения. При выделении разновидностей норм учитывается также способ осознания и регулирования поведения, форм санкций за несоблюдение норм. В понятие "социальная норма" входят более конкретные, детальные правила и правила широкого характера, воплощающие основополагающие идеи социальной жизни, которые именуются принципами. Более детальные правила органически связаны с соответствующими принципами, являются их проявлением в конкретных общественных связях, жизненных ситуациях.

Принципы и конкретные отдельные правила осуществляют регулирующие, контрольные, воспитательные функции. Например, активное воздействие на общественные отношения через регулирование волевого поведения людей путем воздействия на мотивы поведения оказывают не только конкретные юридические или моральные правила, но и юридические, и моральные принципы. Принципы справедливости и гуманизма, демократизм, уважение к правам человека, законности и др. оказывают глубокое воздействие на выбор определенного поведения людей, социальных групп, коллективов и в случае отсутствия норм, непосредственно регулирующих данный вид отношений. Социальные нормы связаны с интересами человека, общества в целом, а также с интересами отдельных социальных групп, интересами международного сообщества. Социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людям, социальным группам, всему международному сообществу, можно назвать общечеловеческими нормами. Эти общечеловеческие нормы находят выражение во внутригосударственной и международной жизни.

В сфере хозяйственной жизни общества, где функционирует система рыночных отношений, а также в определенной мере осуществляется государственное регулирование с целью обеспечения развития производства, важная роль принадлежит экономическим нормам и нормативам. Эти нормы регулируют развитие производства, отношения распределения и потребления, отношения между отраслями промышленности, сельского хозяйства, торговли. Экономические нормы и нормативы регулируют денежно-финансовую систему, налоговую систему, деятельность банков, бирж. Рыночная экономика опирается, прежде всего, на саморегулирующуюся систему рыночных отношений, однако во всех высокоразвитых странах, таких, как США, ФРГ, Япония, Англия и др., государство стимулирует развитие экономики, стремится к сохранению социально-политической стабильности общества, повышению жизненного уровня народа. Поэтому государство защищает установившиеся порядки свободного предпринимательства, принимает меры по предотвращению спада производства, кризиса хозяйственной жизни, по росту производства на основе достижений научно-технического прогресса. Используются такие рычаги, как налоги, кредит, инвестиции, другие средства.

Переход от командно-административной системы в хозяйственной жизни к рыночной экономике в России потребовал коренных изменений в формах собственности, преодоления государственной монополии на орудия и средства производства, учреждения частной собственности и предпринимательской деятельности, многообразия форм собственности. «Экономическая реформа, сопряженная с большими трудностями для народа, нацелена на формирование класса собственников, создание благоприятных условий для частнопредпринимательской деятельности, освобождение экономики от государственного руководства, которое в наступивший период тормозило экономический прогресс, вызвало кризис общества».

В условиях становления и развития рынка утверждается эффективное действие экономических норм и нормативов, саморегулирующихся начал хозяйственной деятельности общества, что, однако, не означает изоляции государства, права от экономики. Политика приватизации, либерализация цен, бюджет, налоговая политика, плата за производственные фонды, природные ресурсы, кредитная политика, укрепление и совершенствование финансовой системы - все это свидетельствует об активной роли государства, права в новом устройстве хозяйственной жизни страны. Несомненно, что переход к рынку, налаживание здоровых рыночных отношений займет значительный период времени в жизни страны, потребует больших усилий народа, государства. Этот процесс внесет значительные изменения в систему социальных норм, нормативного регулирования общественных отношений.

Важную группу социальных норм составляют политические нормы. Они регулируют отношение социальных групп, классов, граждан к государственной власти, отношения между классами, нациями и народами. Политические нормы регулируют участие народа, классов, социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Политические нормы различны по объему регулирования политических отношений, объему содержания. Нормы, обладающие наибольшей общественно-политической значимостью, широтой содержания, называются политическими принципами.

К политическим принципам относятся принцип полновластия, суверенитета народа, принцип равноправия народов, наций, равноправия государств, принцип ненасильственного мирного разрешения международных споров и др.

Политические нормы находят выражение в различных формах: в политических декларациях, манифестах государств, политических партий, движений, в конституциях государств, уставах и программных документах политических партий. Политические нормы, выраженные в юридических актах государства, приобретают значение правовых норм. Вопрос о соотношении политических и юридических норм не решается однозначно. Следует различать политическую норму и политическую оценку социальной, правовой нормы. Политическая норма может быть выражена в нормативно-правовом акте, но она может быть выражена и в политическом акте непосредственно. Юридическая норма имеет политическое значение в том смысле, что к ее оценке применялся политический критерий, она устанавливается компетентными государственными органами или каким-либо одним государственным органом.

Конечно, политический критерий, его содержание не следует абсолютизировать и таким образом "политизировать" все нормы права. Следует иметь в виду различия, например, между нормой гражданского, семейного, трудового, т.е. нормой частного права и нормой конституционного права, политический характер которой определяется ее специфическими свойствами. Нормы конституционного права представляют собой политические нормы в юридической форме.

Политические нормы регулируют взаимоотношения граждан с государством, его органами. Порядок выборов, участие граждан 4 в выборах своих представителей в органы государственной власти, других государственных должностных лиц регулируются политическими нормами, которые выражены в юридическом акте. К политическим нормам относятся также и нормы, определяющие, регулирующие и контролирующие отношения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждый закон, принимаемый государственной властью, даже если он не выражает непосредственно политических отношений, получает экономическое, социальное и политическое обоснование, соответствующую оценку в правовом и нравственном сознании общества.

Значительную группу социальных норм составляют корпоративные нормы - установления, принятые в общественных организациях, трудовых коллективах, учебных учреждениях, предпринимательских союзах. Эти нормы учреждаются в уставах объединений, учреждений, в положениях, других актах. Например, деятельность Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова регулируется Уставом. Большая часть корпоративных норм - это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования общественных организаций, а также права, обязанности, ответственность, взаимоотношения членов этих организаций.

Социальные действия, поведение людей в обществе регулируются также обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы (людей) форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В нравах выражается психология определенной социальной группы. Пережитки прошлого в области морали чаще всего удерживаются в нравах. Общество, используя культурные, организационные меры, ведет борьбу с неприемлемыми в цивилизованном обществе нравами.

В воздействии на жизнь людей общества весьма близки к обычаям традиции - сложившиеся способы поведения людей, социальных групп, передаваемые из поколения в поколение. Обычаи и традиции обладают признаками устойчивости. По сравнению с обычаем традиции представляют собой более широкое образование. Традиция - это такой социально-психологический феномен, который по содержанию значительно шире обычая. В качестве традиции проявляются определенные идеи, ценности, социальные установления. Поддержка традиций обосновывается их полезностью для общества. Основой жизненности традиций является преемственность в развитии общества, бережное отношение к социальному, культурному наследию, истории народа, государства. В ходе жизненных процессов зарождаются и утверждаются новые традиции и обычаи.

В социальной жизни, прежде всего в области бытовых, семейных отношений, обычаи, традиции проявляются в обрядах, ритуалах. Обряд - это определенного характера действие или комплекс поступков человека, группы людей. Таковы, например, традиционные свадебные обряды, обряд вручения свидетельства о рождении ребенка, обряды посвящения в рабочие молодых людей, приступающих к трудовой деятельности, проводы ветеранов труда на заслуженный отдых и т.п. Обрядовые церемонии, совершаемые в торжественной обстановке, называются ритуалом. Таким образом, о ритуале можно сказать, что это есть разновидность обычая или традиции.

Значительную и важную группу социальных норм представляют религиозные нормы, регулирующие отношения верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, строение и функции религиозных организаций.

Свод морально-этических установлений - составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны (предписания, правила) представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были взаимосвязаны. Мировые религии: иудаизм, христианство, буддизм, ислам - оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали христианства оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли, прежде всего населения Европы" и Америки. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право. Это право указывает мусульманину соответствующий религии ислама "путь следования". Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна, иджма (высказывания проповедников мусульманской религии), кияс (толкование Корана и Сунны).

В Библии, Коране, Талмуде, других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В "Моисеевых законах" установлена обязанность трудиться в течение шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитания детьми своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 г. римско-католическая церковь опубликовала Кодекс канонического права.

Во "Всеобщей декларации прав человека" говорится: "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов". «Свобода совести и религии, сотрудничество всех конфессий для достижения благополучия и согласия в

В Российской Федерации действуют нормы разных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи. Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы "Всеобщей декларации прав человека", "Итогового документа Венской

стречи представителей государств - участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе". В принятой в России "Декларации прав и свобод человека и гражданина" говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона (ст. 14).

Образ жизни, достигнутый уровень материального благосостояния, культуры общества и человека находят отражение в правилах культурного поведения, нормах приличия, в этикете. Правила культурного поведения отражают внутреннюю духовную жизнь человека, его психологию и мораль. В этих правилах проявляется взаимосвязь моральной оценки и разнообразных эстетических, санитарно-гигиенических требований, соображений удобств. Под этикетом разумеется совокупность правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, формы общения, поведения в общественных местах, манеры и одежды.

В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регуляторы - система мононорм, регулировавших значимые для жизни родовой общины наиболее важные общественные отношения.

Термин "регулирование" означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать.

В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы. К нормативному относится регулирование посредством норм, т.е. путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений. Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения.

Социальное принуждение может быть: государственным, применяемым в случае нарушения норм права; моральным, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических норм; со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы, т.е. нормы уставов, положений общественных объединений; со стороны мирового сообщества - в случае нарушения общепризнанных норм и принципов международного права.

Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; прецедент судебный и административный. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные. Выделяют три вида ненормативных регуляторов - ценностный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах.

Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений.

Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели. Например, директивы КПСС в период административно-командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области законотворчества, планирования.

Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью СМИ, например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, т.е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.

Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие.

Не каждая норма права является социально полезной и эффективной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых.

У ценностного регулятора, как известно, велика сила имитации, подражания массовому поведению ("поступай как все"). Это древнейший из всех регуляторов. Отсюда нормы права, не учитывающие сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут реальными, действующими.

Директивный и информационный ненормативные регуляторы также имеют соответствующие материальные и моральные стимулы. Их влияние огромно, например, невыполнение директив КПСС грозило исключением из партии, наложением партийных взысканий, увольнением с работы.

Еще по теме Вопрос 48. Регулятор общественных отношений.:

  1. 3. Право как государственный регулятор общественных отношений
  2. Об одной из ориентаций в понимании права как регулятора общественных отношений
  3. Глава 1. Обычай «кровной мести» как регулятор общественных этносоциальных отношений
  4. § 1. Дискуссионные вопросы определения границ сферы применения договоров для регулирования общественных отношений
  5. 1. Правовые отношения – особый вид общественных отношений
  6. 37 Формирование (происхождение) права как нормативного регулятора обественных отношений. Теории происхождения права

Назначение права, его принципов, как неоднократно уже отмечалось, состоит в регулировании общественных отношений.

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи права и иных юридических средств воздействие на общественные отношения.

Правовое регулирование не следует смешивать с более широким по объему понятием – правовым воздействием на общественные отношения. Помимо сугубо юридических средств, правовое воздействие включает в себя воспитательные, организационные, профилактические и иные средства правового влияния на поведение человека.

Правовое регулирование является одним из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Правовое регулирование – важнейший вид социального регулирования. Его особенности связаны со спецификой права как особого социального явления: это нормативное регулирование, в основе которого лежат идеи свободы и справедливости.

Те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию, называются предметом правового регулирования.

Есть объективные и субъективные пределы правового (законодательного) регулирования. Иными словами, далеко не все общественные отношения могут регулироваться правом.

Не регулируются правом (точнее сказать, не должны регулироваться) отношения, которые с экономической точки зрения не созрели для такого регулирования. Не регулируются правом отношения любви, товарищества, которые по своему характеру не терпят правового вмешательства. Не регулируются правом отношения с участием душевнобольных, признанных невменяемыми или недееспособными. Не регулируются, наконец, правом те отношения, регулировать которые нецелесообразно, ибо с ними вполне "управляются" нормы морали, обычай, иные социальные предписания. Многие отношения между супругами, например, можно было бы урегулировать юридическими нормами, но в этом нет смысла и надобности (количество поцелуев в неделю, время прихода домой, место за кухонным столом и т.д.).

Все иные общественные отношения могут быть предметом правового регулирования и закрепляются в законодательстве.

Предмет правового регулирования весьма подвижен. Он может сужаться, и тогда из законодательства "уходят" отдельные нормы или целые их блоки (например, акты, регулировавшие государственно-плановую экономику), а может расширяться. Это происходит в случае появления новых общественных отношений, требующих правового воздействия, что влечет издание новых юридических норм.

Регулируются общественные отношения определенным способом (или их совокупностью), который называется методом правового регулирования.

Он, как и предмет правового регулирования, динамичен. По мере укрепления экономики, стабилизации государственных структур и общественного порядка, развития демократии жесткие методы правового регулирования уступают место более мягким.

Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью целой совокупности юридических средств, называемых механизмом правового регулирования.

В этот механизм входит подавляющее число элементов правовой системы, за исключением правовых учреждений. Основными элементами механизма правового регулирования являются:

  • – юридические нормы;
  • – правоотношения;
  • – акты реализации права (индивидуальные правовые акты);
  • – принципы права;
  • – правовая культура.

Последние два элемента являются "сквозными", ибо они пронизывают весь механизм правового регулирования, включаясь в той или иной мере в его иные элементы.

Правовое регулирование – это процесс, длящийся во времени. Он включает две стадии: регламентацию общественных отношений и действие юридических норм.

Регламентация общественных отношений – урегулирование с помощью права (или других социальных норм) определенных сфер или областей общественных отношений.

Правовая (законодательная) регламентация как стадия правового регулирования состоит в издании юридических норм, охватывающих определенные группы общественных отношений. Это своего рода "подведение под право" общественных отношений. Прежде чем регулировать поведение людей с помощью правовых норм, необходимо иметь эти нормы.

В этом суть правовой регламентации. Правовая регламентация общественных отношений заключается в определении и закреплении в юридических нормах круга общественных отношений, регулируемых правом, в определении субъектов права, их прав, свобод и юридических обязанностей, установлении ответственности за нарушение юридических предписаний.

Юридические нормы, таким образом, являются результатом первой стадии правового регулирования общественных отношений и первым основным элементом механизма правового регулирования.

Действие юридических норм – претворение права в жизнь, в реальное поведение людей.

Юридические нормы для того и издаются, чтобы действовать. В процессе их действия возникают предусмотренные в нормах права и обязанности, приобретает четкие, реальные контуры предмет правового регулирования, приводятся в движение рычаги, обеспечивающие правопорядок. Действие юридических норм неразрывно связано с правоотношениями, которые являются формой бытия юридической нормы и выступают основным элементом механизма правового регулирования.

В действии – реальная жизнь нормы. Действие юридических норм и реализация юридических норм означают, по сути дела, одно и то же. Формы реализации юридических норм – соблюдение, исполнение, использование и применение – это и формы их действия.

Реализация правовых норм осуществляется в актах реализации – юридически значимом поведении, в котором реально осуществляются права и обязанности субъектов. Акты реализации норм права – третий основной элемент механизма правового регулирования.

Что же касается путей действия права, то они таковы:

  • – законодательное наделение лиц и организаций, иными словами, субъектов права, правоспособностью и дееспособностью; обладая такими свойствами, субъекты могут полностью включаться в процесс правового регулирования, а для права создаются условия (предпосылки) его действия;
  • – наделение субъектов права юридическими правами и обязанностями;
  • – получение субъектами права реальных благ, иных правовых результатов, предусмотренных нормами;
  • – угроза применения государственного принуждения за неисполнение нормы права, а также реальное применение государственного принуждения.

Указанными путями действуют все юридические нормы. По все ли юридические нормы являются действующими, т.е. все ли они реализуются?

Есть нормы, вообще не действующие. Это все устаревшие нормы, не отвечающие новым условиям и потому не применяющиеся.

Норма может не действовать и потому, что она слишком общая, не детализирована, и потому, что не установлен порядок ее действия. Именно поэтому крупные законодательные акты требуют, как правило, издания дополнительных, конкретизирующих актов, о чем говорится нередко в самих принимаемых законах. Например, ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения": "Правительству Российской Федерации в течение шести месяцев принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона".

Эффективность правового регулирования. Термин "эффективность" употребляется в русском языке в значении результата, следствия чего-нибудь. Отсюда эффективность в нраве органически связана с результативностью, действенностью определенных мер поведения, юридического предписания.

Мерилом эффективности норм права (а следовательно, и правового регулирования) является степень достижения ими поставленной цели. Учитываются, таким образом, два обстоятельства: поставленная цель и достигнутый результат. При этом следует различать цели ближайшие, промежуточные и конечные; прямые и косвенные.

Определяя результативность правового регулирования, надо исходить из того, что правовые нормы направлены:

  • – на закрепление юридическими средствами общественных отношений, уже сложившихся в обществе;
  • – стимулирование дальнейшего развития существующих отношений;
  • – вытеснение социально вредных и опасных связей и отношений.

Соотнеся фактические результаты действия юридических норм с целями, которые ставились при их издании, можно судить об эффективности или неэффективности юридических норм. Эффективной будет норма, если поставленные цели достигнуты. Степень достижения этих целей определяет и степень эффективности юридической нормы, правового регулирования.

Эффективность правовых норм тесно связана с их социальной ценностью. Если норма эффективна, она имеет и социальную ценность. Но неэффективность нормы еще не свидетельствует о ненужности нормы. Обладая социальной ценностью, норма права в силу определенных причин может быть неэффективной.

Условия эффективности юридических норм, правового репетирования весьма разнообразны. Основные из них следующие.

1. Соответствие юридических норм характеру и уровню экономического и социального развития страны. Если нормы права верно отражают это развитие, они могут быть эффективными. К сожалению, современное российское законодательство нс всегда соответствует состоянию экономики, учитывает ее особенности.

Законодательство не должно быть ориентировано на стихийный рынок, зарубежные инвестиции. Оно призвано стимулировать развитие отечественного производства, заботиться о российском товаропроизводителе.

2. Совершенное законодательство. Чем совершеннее законодательство, тем полнее будут достигаться цели, поставленные при издании юридических норм. Совершенное законодательство – это научно обоснованное, непротиворечивое, прогрессивное законодательство. Это законодательство, где дана адекватная юридическая оценка регулируемым общественным отношениям и предложена наиболее оптимальная положительная или отрицательная реакция государства на поведение субъектов права.

Современное российское законодательство пока еще противоречиво. Причины этого: отсутствие четкого представления о путях развития российского общества и как следствие этого отсутствие продуманного плана законотворческих работ; лоббирование законопроектов, отвечающих узкогрупповым интересам, наличие дублирующих федеральных государственных структур, влияющих на правотворчество (Правительство РФ и Администрация Президента РФ) и др.

Малоэффективными будут нормы, устанавливающие завышенные обязанности или санкции, не соответствующие содеянному.

По этой причине недостаточно эффективно современное налоговое законодательство, не стимулирующее развитие производства, а физических лиц побуждающее скрывать доходы. Снижение процентной ставки налога сделало бы ненужными противозаконные манипуляции по сокрытию доходов, стимулировало бы развитие экономики и привело бы к увеличению денежных сборов.

С другой стороны, не будет эффективным и законодательство, занижающее ответственность правонарушителей либо вообще ее не устанавливающее.

3. Высокий уровень правовой культуры. Правовая культура – это знание права и осознанное стремление следовать требованиям юридических норм. Можно хорошо знать содержание правовых предписаний, но не выполнять их. В этом случае речь о правовой культуре идти не может.

Чем выше уровень правовой культуры, тем надежнее и последовательнее выполняются правовые предписания, тем эффективнее правовое регулирование общественных отношений. К сожалению, уровень правовой культуры граждан, должностных лиц в российском обществе не слишком высок. Зато процветает правовой нигилизм – отрицательное отношение к праву и выполнению его требований.

Эффективность правового регулирования зависит и от многих других факторов: состояния нравственности в обществе, уровня работы правоохранительных органов и т.д. Только совокупность всех необходимых условий обеспечивает эффективность правового регулирования общественных отношений.

Этика.Вопрос № 8.

Совесть – это один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Под совестью понимают особый морально-психологический механизм, с помощью которого мы оцениваем свои поступки и мысли, осознаем и переживаем их несоответствие требованиям долга.

Как категория этики совесть характеризует способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходи- мостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Совесть включает в себя:

внутреннюю (рациональную и эмоциональную) оценку нравственного достоинства своих намерений и поступков с учетом усвоенных личностью нравственных норм и идеалов данной личности, выступающих в качестве ее внутреннего «закона» и «судьи»;

чувство личной нравственной ответственности за свое поведение перед людьми, обществом и самим собой.

Формами проявления совести могут быть : нравственное удовлетворение, сомнения, нерешительность, угрызение совести, раскаяние, исповедь и, как следствие, стыд. Стыдливость, застенчивость, внутренне связанная с жертвенностью и сострадательностью, способность забывать себя ради высокой цели являются характерными чертами русской культуры.

Вопрос № 9.

Честь и достоинство являются формой нравственного самосознания. Они говорят нам об особой ценности человеческой личности. Понятия чести и достоинстваразвиваются в истории культуры в единстве и параллельно друг другу.

Как категория этики честь означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека.

Честь – это оценка человека с точки зрения норм социальной группы. Поэтому существуют такие понятия, как честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя и т. д. Чувство чести побуждает совершать определенные поступки, чтобы добиться первенства, высокой оценки своей деятельности именно в пределах той социальной группы, к которой принадлежит человек. С понятием чести связаны обязательные для членов данного сообщества требования, жесткие стандарты поведения, которые получили название «кодекса чести».

Если понятие чести связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, то достоинство обозначает совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и в других, коллегах. Оно обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает.

Достоинство выступает как элемент нравственной культуры, имея, однако же, морально-правовой характер . С одной стороны, достоинство является нравственной ценностью и вследствие этого имеет самое непосредственное отношение к морали. В то же время достоинство имеет отношение и к праву, поскольку защита достоинства осуществляется на основе специально разработанных и зафиксированных в законода-тельстве правовых актов

Существует право на честь и достоинство; право иметь свое мнение и высказывать его, не боясь преследований; право на свободомыслие; право на инакомыслие; право на оппозицию; право на национальное достоинство; право знать все о жизни своего государства без нелепых цензурных ограничений; право на потребность в человеческой культурной жизни; право на защиту своих прав человека и гражданина –

В Гражданском кодексе Российской Федерации, принятом 21 октября 1994 года , для повышения эффективности и действенности судебного решения появилась специальная статья 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации».

Вопрос № 10

1. Мораль: понятие, структура, функции

Мораль (от лат. moralitas , от moralis) это совокупность норм или принципов поведения людей по отношению друг к другу, к окружающим, обществу, человечеству, санкционированных личным убеждением, общественным мнением и традициями. .

Термин «мораль» употребляется и для характеристики: форм поведения , которые считаются правильными или неправильными; правил и стандартов, которыми руководствуются люди при осуществлении какой-либо деятельности; ценностей, которые могут реализоваться в определенных формах поведения.

структура морали

Нравственные нормы (простейшая форма утверждений, например в виде Десяти библейских заповедей и т. п.). Иными словами, это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями .

Нравственные качества (добродетели) человека . Иными словами, это черта характера и то, каким человек должен быть .

Нравственные принципы это более обобщенное выражение нравственного совершенствования, относящееся не к отдельным ситуациям и поступкам, а к самой направленности деятельности человека, его жизненной ориентации.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как:

гуманизм – признание человека высшей ценностью;

альтруизм – бескорыстное служение ближнему;

милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;

коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу;

отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы , относящиеся уже к способам выполнения моральных требовани й. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм . Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы (цель развития личности). Он указывает конечную цель самовоспитания.

Моральные ценности (добро, благо, справедливость, долг, достоинство, честь, счастье, свобода и т. п.). Иными словами, это значимость объекта окружающего мира для человека, группы, общества в целом

Будучи явлением социальной и духовной жизни, нравственность выполняет ряд важных функций .

Во-первых, это регулятивная функция . Нравственность регулирует поведение людей и общества в целом посредством общих идеалов, принципов поведения и т. д.

Во-вторых, это познавательная функция . Мораль является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять поведением, чувствами и т. д.

В-третьих, это воспитательная функция . Нравственное знание является важным условием формирования личности, приобщения ее к высшим ценностям.

В-четвертых, это оценочная , или ценностно-ориентирующая функция . Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности («установка на добро»).

В-пятых, это гуманизирующая функция , т. е. приподнимающая человека над обыденностью, раскрывающая ему подлинный смысл жизни.

Что же касается представителей юридических профессий, то для них первостепенный интерес представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная .

Все функции морали взаимодействуют между собой и дополняют друг друга, обеспечивая тем самым единство и согласованность общества, а также развитие и совершенствование личности.

Вопрос № 11.

Мораль одна из самых древних форм человеческого сознания. Она возникает вместе с человеческим сообществом

для развития морали характерны специфические особенности, зависящие от социокультурных условий.

Выделяют следующие этапы развития морали:

1. Нравы архаичного периода

2. Мораль античности

3. Нравы феодального общества

4. Мораль Возрождения и протестантизма

5. Мораль в Новое и Новейшее время.

Первые нормы морали носили исключительно запретительный характер. Нельзя убить себе подобного (внутривидовое регулирование). Первоначальное формирование морали заняло очень много времени. Весь этот период до раннего рабовладения получил название предмораль.

Следующий шаг на этапе предморали – появление норм разрешительного плана, которые формулировались в сослагательном наклонении – «нельзя убить соплеменника, но стыдно не убить врага».

С этого момента нормы морали начинают делиться на три группы:

Первая группа: Носила запретительный характер. Регулировала поведение в наиболее важных для человека и сообщества первобытных людей ситуациях: запрет на убийство соплеменника, на избыточный сбор растительных продуктов и избыточное убийство животных.

За отступление от норм этой группы следовало серьёзное

наказание.

Эта группа норм в первобытных и родоплеменных сообществах фактически играла роль права.

Вторая группа: Регулировала семейно – брачные отношения. Здесь появляются нормы разрешительного плана.

Третья группа: Регулирование отношений между соплеменниками, которые не состоят в прямом кровном родстве (взаимовыручка, дружба, товарищество и т.д.).

Мораль в современном понимании начинает складываться в период распада родоплеменного строя и начала формирования классового общества. Это связано с постепенным осознанием человеком своего «я» и выделением его из «мы». Люди стали чувствовать свою особенность.

Вопрос № 12.

Соотношение морали и права

Мораль и право: их единство, различия и взаимодействие

Право – это совокупность общеобязательных государст- венных предписаний и принципов, выражающих общую (согласованную) волю различных групп людей в обществе и выступающих мерой (регулятором) свободы и ответственности их поступков и действий . Отсюда следует, что право – это явление не только политико-юридическое, но и социально-этическое, так как правовая жизнь гражданского общества не может развиваться вне моральных категорий, например, таких как: гуманизм, справедливость, совесть, честь, ответственность, справедливость и др.

Мораль – это система этических ценностей, которые признаются человеком.

Итак, что же объединяет мораль и право? В контексте общего (общих признаков и свойств) право и мораль:

Во-первых , имеют общие социальные и экономические основания своего появления и функционирования, основными из которых, прежде всего, являются материальные условия развития государства и общества.

Во-вторых , перед моралью и правом стоит одна и та же задача – восстановить порядок совместной жизни, обеспечить стабильность в государстве и обществе.

В-третьих , мораль и право выполняют единую социальную функцию регулирование поведения людей в обществе . Они представляют сложные системы, включающие в себя:

– общественное сознание (моральное и правовое);

– общественные отношения (нравственные и правовые);

– общественно значимую деятельность;

– нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

В-четвертых , общность морали и права проявляется и в относи- тельной устойчивости моральных и правовых принципов и норм , выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности.

В-пятых , являются ценностными формами (индивидуального и общественного) сознания, объективно проявляющими себя в аксиологических оценках практических общественных отношений, субъектами которых выступают индивиды, общности.

В-шестых , имеют нормативное содержание, выступая в качестве общеобязательного правила поведения (обращенного в будущее, одновременно этического и правового требования должного поведения) в обществе .

В-седьмых ,служат реальными регуляторами складывающихся общественных отношений.

В-восьмых , являются средством поддержания определенного строя общественных отношений (правового и общественного порядка, стабильности в государстве и обществе), средством согласования (снятия) индивидуальных и общественных противоречий (индивидуальных и общественных интересов).

В-девятых ,являются разновидностью устойчивого, повторя- ющегося (социального) общения в достаточно длительных временных (исторических) рамках.

В-десятых , в качестве (обязательного) элемента своего содержания обеспечены принуждением. И если в праве принуждение является неотъемлемым признаком (свойства) права как регулятора, то в сфере моральной саморегуляции и практических нравственных отношений принуждение носит как бы идеальный характер.

И последнее – и право, и мораль являются социальными понятиями, так как мораль, как и право, объективно отражает интересы определенного класса (общности, социальной группы).

Между ними существуют важные различия.

Право и мораль различаются :

1) по объекту регулирования;

2) по способу регулирования;

3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).

Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно вторгаться в личную жизнь человека.

Объектом морального регулирования являются: общественно значимое поведение, личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).

Способ правового регулирования правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием

Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции

. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

1. Право имеет дело с единичным человеком. Мораль, напротив, имеет дело в каждом отдельном случае именно с конкретным человеком, с его интегрирующими личностными свойствами.

2. Мораль задает идеальные масштабы жизни и деятельности, ориентирует на совершенные воплощения норм, ценностей, целей. Право, напротив, формирует социально-целесообразные координаты жизни, исходит из соображения реальной достижимости необходимого общественного порядка.

3. Мораль неотделима от целостного, интегрирующего осмысления каждого конкретного социального факта и поступка. Право же исходит из соображения о типичном и стандартном в действительной социальной жизни. Юридическая ответственность в отличие от моральной конкретно определена, зафиксирована в законодательстве в виде санкций. Моральные санкции формально не зафиксированы, они выражены в моральных принципах , поэтому менее определенны, чем правовые.

4. Мораль в отличие от права носит ненасильственный характер и исключает прямое принуждение, исходит из добровольности.

5. Специфика права определяется его связью с государством. Если нормы права устанавливаются властной силой государства и официально закрепляются в виде четких нормативных актов, то моральные нормы исходят непосредственно из

общества, их формирование осуществляется стихийно

пронизывает все стороны отношений между людьми

6. Правовые нормы направлены на регулирование наиболее существенных отношений общественной жизни, требующих государственного воздействия (отношения собственности, политические отношения).

Нравственность пронизывает все стороны отношений между людьми.

7. Право регулирует отношения в ограниченном социальном пространстве и в ограниченных временных рамках, а моральное регулирование отношений не ограничено во времени.

8. В центре внимания морали – долг человека перед самим собой, перед своими идеями, религией, ближними, т. е. мораль обращается к внутреннему миру человека, в то время как право интересуют только поступки людей в рамках жизни общества и т. п.

Этика. Вопрос № 13.

1.Индивидуальная мораль- нравственные устои, сложившиеся в сознании и поведении отдельной личности.

2.семейная мораль- нравственные устои, сформировавшиеся в одной конкретно взятой семье.

3.групповая мораль- мораль какой-то общности людей, объединенных какими-то признаками- идейными,возрастными,половыми,национальными,религиозными,профессиональными.

4.Общественная мораль- мораль,присущая всему обществу по государственно-территориальному признаку.

5.Общечеловеческая мораль- эталон понятия морали, т.е. общие, основные требования,связанные с простейшими формами взаимоотношений людей, те, к которым надо стремиться- не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, выполнять обещания и т.д.

Во все времена осуждались жестокость,жадность,трусость,лицемерие,вероломство,клевета,зависть,выоскомерие,поощрялись смелость, честность, самообладание, великодушие, скромность, доброта.

Мораль предстает как общий жизненный маяк, на который следует ориентироваться- каким должен быть человек, в чем смысл его существования.

Разные эпохи, сословия, классы, группы создавали свои моральные идеалы,однако морали присущ еще общечеловеческий фактор, и стремление человека к развитию во всех сферах жизни ведет его или должно вести к его моральному развитию и совершенству.

Вопрос 14.

Нормы и принципы профессиональной этики

Профессиональные моральные нормы - это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней

саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов.

Нормы профессиональной этики призваны нейтрализовать возможность злоупотребления со стороны специалистов . Чем более сложно организовано и структурировано общество, тем обширнее будет список профессиональных групп, вырабатывающих свои специфические нормы и принципы. Кроме того, они должны считаться с теми особыми повышенными требованиями, которые предъявляются обществом к представителям этих профессий.

Общие принципы профессиональной этики , базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:

а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);

б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

Вопрос № 15.

3. Особенности профессиональной этики юриста и их

нравственное значение

Юридическая этика характеризуется особенностями осуществляемого трудового процесса, связанного с тем, что объектом деятельности юриста выступает человек, сама же деятельность протекает строго в рамках регулирования соответствующими правовыми нормами.

В России начало основательной разработке судебной этики и ее преподаванию было положено выдающимся судебным оратором А. Ф. Кони в 1902 году.

Профессиональная этика юриста, или юридическая этика, является специфической формой проявления морали в целом. В данном случае речь идет о совокупности конкретизированных общих нравственных принципов, норм применительно к правоохранительной и правоприменительной деятельности юриста. Они и составляют основное содержание этого вида этики.

Юридическая этика – это достаточно сложная категория, которая включает определенные стандарты и правила поведения членов юридического сообщества. Требование соблюдать стандарты юридической профессии обусловлено необходимостью слаженной работы всей судебной системы и правоохранительных институтов, которые обеспечивают гарантии прав и свобод человека и гражданина.

В рамках юридической этики выделяются следующие виды : судебная, прокурорская, следственная, адвокатская, этика работников органов внутренних дел, этика юрисконсульта, нотариуса, ученых-юристов и преподавателей юридических учебных заведений и т. д.

Каждая разновидность юридической этики наряду с общими моральными принципами должна включать и специфические нравственные нормы , определяющие поведение людей этой профессии в свойственных только для нее ситуациях. Специфические нравственные правила, адресованные работникам юридической профессии, не могут противоречить общим для всех принципам и нормам морали. Они лишь дополняют и конкретизируют их применительно к условиям юридической деятельности. Но, между тем, в основном для всех работников юридической профессии главными нравственными категориями должны быть: долг, совесть, честь, справедливость, гуманность, требовательность к себе и неуклонное следование правовым предписаниям.

К работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право.

Итак, юридическая этика это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работ- ников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области .

она способствует правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации.

Мораль - это форма общественного сознания, регулирующая отношения между людьми и опирающаяся на самосознание человека и силу общественного мнения.

Термин «мораль» по содержанию есть латинский аналог термина «этика». В латинском языке это слово соответствует древнегреческому «этос» и обозначает нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с прямой ссылкой на Аристотеля образовал прилагательное «моральный» для обозначения этики. В русском языке есть самобытный термин «нрав», являющийся эквивалентом латинского слова «мораль». В социальных науках термины «мораль » и «нравственность» употребляются как синонимы.

Наука о морали (нравственности), о должном отношении между людьми называется этикой.

Сущность моральной регуляции раскрывается через следующие

  • 1. По способу своего существования мораль - это система норм, принципов, правил, которыми руководствуются люди в своём обычном поведении. Эти принципы носят оценочно-предписывающий характер. То есть мораль всегда одобряет или порицает поступки людей. Например, нормально, т.е. в рамках норм, и хорошо быть добрым, честным, трудолюбивым, бескорыстным. Ненормально и плохо быть злобным, лживым, ленивым, жадным. Одобряя или порицая, мораль предписывает как себя вести, чтобы считаться культурным человеком.
  • 2. В центре внимания морали стоит соотношение должного и сущего. То есть мораль постоянно сравнивает наличное поведение (сущее) с идеалом, образцом, достижение которого сделает мир прекраснее и гармоничнее. К таким идеалам относятся, прежде всего, Добро, Достоинство, Справедливость, которые, в полной мере, никогда не присутствуют в обыденной жизни.
  • 3. В процессе воспитания моральные нормы становятся привычкой и действуют изнутри человеческого сознания. В простых ситуациях культурный человек соблюдает эти нормы без лишних раздумий (помочь слабому, уступить место больному, защитить ребенка и т.п.). Но привычки бывает не достаточно в противоречивых ситуациях. Например, стоит ли напоминать человеку о его физических недостатках при объяснении его неудач? Прямота требует одного решения, милосердие - другого. Необходимо размышлять. А если размышлять некогда? Тогда приходится полагаться на опыт и интуицию. Здесь решение приходит на основе прошлых размышлений и привычек.
  • 4. Мораль, в отличие от других регуляторов поведения, распространяется на все сферы жизни и на все виды отношений между людьми, например, дружить с кем-то или не дружить. Поэтому мораль более подвижна и часто охватывает такие области отношений, под которые ещё не подведена юридическая база.

Нравственность присутствует везде, где можно усмотреть общение. Прежде всего - это отношения между людьми, в том числе, отношение к самому себе. Человек может видеть душу, а, следовательно, равного себе существа в общении в любом предмете. Тогда и на эти предметы распространяется его мораль. А некоторые люди к другим людям относятся как к бездушным предметам. Такое поведение считается безнравственным.

Мораль закономерно возникает и функционирует там, где возникает необходимость согласования личных и общественных интересов.

В систему моральной регуляции включают нормы, ценности, высшие ценности, идеалы и принципы.

Нормы - это предписанные правила поведения, которые человек должен выполнять. Они, как правило, составляют некий моральный кодекс.

Однако в абсолютном большинстве случаев моральный кодекс складывается не из предписаний, а из запретов. То есть мораль, прежде всего, запрещает зло, вред другому человеку. Нормы указывают границы, за которыми поведение перестает быть моральным.

Ценности - это свойства морального поведения, духовные блага.

Высшие духовные ценности - это Добро, Достоинство, Справедливость и др.

Таким образом, ценности выстраиваются в некую иерархию. Поэтому людям нередко приходится жертвовать одними ценностями ради других (например, благоразумием ради свободы, достоинством ради справедливости). Обычно система ценностей имеет форму усеченной пирамиды: чем выше ценности, тем их меньше. Если же на вершине всего одна ценность, т.е. пирамида остроконечная, то перед нами - фанатизм.

Моральный идеал - это личность, воплощающая в своем поведении высшие ценности.

Идеалы человек помещает в свое личное будущее или находит живой пример в окружающем мире или среди известных личностей прошлого.

Принцип - это основополагающие идеи, обосновывающие реальные моральные нормы.

Ценности и идеалы усваиваются человеком, прежде всего, на эмоциональном уровне. А формулирование принципов требует рационального осмысления и осторожного применения. Принципиальность может быть не всегда хороша. Она может задеть чувства других людей (например, строгое следование честности и прямоте заставляет сказать тяжело больному, что он обречен, а инвалиду сказать, что он - неполноценный человек). Иногда правда, точная информация помогает избавиться от иллюзий, а иногда она лишь угнетает и обессиливает.

Жесткое следование принципам высокой морали называется «ригоризм». Хорошо, если человек требователен к себе больше, чем к другим. Если же наоборот, то это - ханжа.

Категории морали в своей совокупности можно рассматривать как систему идей, обосновывающих правила поведения. Основополагающими являются категории «добро» и «зло». От их содержания зависит понимание всех других этических ценностей. Однако проявление добра столь многообразно, что чёткое определение дать трудно. Самое общее определение таково.

Добро - явление, которое оценивается положительно, позволяя человеку и обществу жить, развиваться, достигать гармонии и совершенства. К понятию «добро» очень близко понятие «благо», их обычно употребляют как синонимы. Понятие «добро» имеет два родственных понятия: «доброта » и «добродетель ». Доброта - это свойство человека, несущего другим людям добро в виде любви, помощи, благоволения. Добрый человек не бывает агрессивным и никогда не навязывает своих услуг силой. Доброта проявляется в практической жизни, поэтому нельзя быть «добрым в душе», но жестоким и грубым в поведении.

Добродетели выражают разные грани, стороны «добра». Это конкретные похвальные человеческие свойства, которые ценятся в данном обществе. В разных культурах, в разных слоях общества добродетели разные. Они рассматриваются как свойства, необходимые для выживания и процветания этого общества. В одних обществах ценится гордость, честь, достоинство, в других - смирение, в одних ценится щедрость, в других - бережливость и т.д. И такие свойства называют высшими ценностями. Во всех культурах носителями добродетелей выступают народные герои и святые.

Однако у обычного человека есть не только достоинства, но и недостатки. Ведь безгрешен только Бог. Он и является воплощением добра. А люди часто творят и имеют дело со злом. Что же это такое?

Зло - то, что разрушает жизнь и благополучие человека, ведет к отчуждению людей друг от друга.

В практической жизни человека зло можно разделить на три вида:

  • 1) природное зло (стихийные бедствия, эпидемии, обычные болезни и т.п.);
  • 2) социальное зло (войны, революции, социальные кризисы, терроризм и т.д.);
  • 3) нравственное зло (происходит по воле отдельного человека, по его выбору.)

Нравственное зло делят на два вида: враждебность и распущенность. Враждебность - зло активное, стремящееся к разрушению чужой жизни и благополучия. Это сознательное стремление нанести другому человеку вред, ущерб, страдание. Распущенность - это неумение справиться со своими инстинктами и страстями. Распущенный человек не благоволит к другим. Эгоизм вытесняет заботу о другом человеке. Он раб собственных желаний, какими бы грубыми с точки зрения культуры и вредными для собственного здоровья они не были. Ведь потакать своим слабостям легче, чем бороться с ними, чем проявлять терпение и сдержанность. В обыденной жизни распущенные люди не так опасны как враждебные. Однако жажда удовлетворения инстинктов ведёт к обману, коварству, злобности, а часто и к агрессивности для получения желаемого предмета или состояния.

Совесть - самооценка личностью своих мыслей, чувств, поступков с точки зрения высших ценностей морали.

Совесть диктует нам поступки не зависимо, а главное, в отсутствии внешнего контроля. Бессовестный человек - это безнравственный человек, поскольку не имеет нравственных ориентиров.

Стыд - это переживание своего несоответствия моральным требованиям перед лицом других людей. В стыде кроется страх человека перед возможным неодобрением, насмешкой или презрением со стороны общества за падение ниже принятого морального уровня. Особенно стыдятся чужих и вышестоящих. Ведь свои и равные способны войти в наше положение, понять нас и простить. Стыд есть гнев на себя за то, что упал в глазах другого человека.

Гордость - это удовлетворение ценностью и совершенством, как самого себя, так и того, с чем себя отождествляешь. Гордость сверх меры называется гордыней, т.е. это гордость беспочвенная. Ее еще называют высокомерием (высоко себя мерить), кичливостью, чванством, заносчивостью. Противоположным понятием являются скромность.

Это отказ от особого положения и отсутствие претензии на необычность своих черт. Но это не значит, что скромный человек лишен чувства собственного достоинства (гордости), он просто не стремится заявлять об этом громогласно. Смирение - это отсутствие умиления собственными добродетелями, т.е. гордыни; это осознание недостаточности собственного совершенства.

Честь - это осознание человеком своего общественного значения.

Достоинство - это самооценка личности, осознание своего соответствия моральному образцу.

Содержание категорий морали выступает основой для нравственной оценки, как отдельных личностей, так и общностей. Эта оценка является необходимым условием духовной жизни людей и представляет собой одобрение или осуждение поведения субъекта с точки зрения нравственных ценностей. Нравственное поведение - это всегда результат морального выбора свободной личности, его добровольное решение обеспечивать другим людям духовные блага, следовать общественным нормам, даже там, где отношения не отрегулированы правом.

Взаимодействие морали и права в обществе - это сложный многогранный процесс. Они выступают дополняющими друг друга средствами социального регулирования, которые поддерживают и обогащают друг друга. Взаимосвязь права и морали проявляется в том, что исполнение правовых норм во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Право должно содействовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Нравственные воззрения являются той основой, на которой формируются правовые взгляды, правовые идеалы, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями (например, уголовные преступления).

Однако следует отметить, что, выполняя наряду с появившимся позднее правом роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты , но в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов:

  • 1. Моральный закон исполняется человеком добровольно, он сам прилагает его к себе, тогда как закон правовой, юридический принудителен, обязателен даже при условии неприятия и незнания его человеком, независимо от отношения отдельных людей к нему.
  • 2. Моральные нормы формируются в самой практике массового поведения, зачастую стихийно, право формируется, утверждается и проводится в жизнь специальными органами.
  • 3. Мораль содержится в неформальном общественном сознании. Право представлено в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму.
  • 4. Нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости. Нормы права оценивают отношения с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.
  • 5. Мораль регулирует все сферы жизни общества. Право регулирует только некоторые сферы жизни общества.

Вопросы для повторения:

  • 1. В чем состоит сущность морали?
  • 2. Как соотносятся понятия «мораль», «этика», «нравственность»?
  • 3. Каковы высшие духовные ценности?
  • 4. Что представляет собой моральный идеал?
  • 5. Что выступает основой нравственной оценки личности?
  • 6. В чем смысл морального выбора личности?