А в теория государства и. Основные теории государства. Формы возникновения государства

Предлагаемое читателю четвертое издание учебника «Теория государства и права» переработано и дополнено с учетом серьезных достижений в области общетеоретических исследований.

В настоящее время общая теория государства и права существенно продвинулась вперед в исследовательском познании таких важных категорий, как сущность права, его источники, вина как основополагающий принцип юридической ответственности, механизм реализации права, юридическая техника, влияние процессов глобализации на функционирование государства и правовой системы России, многих других проблем. Наша наука дает немало новых интересных и самобытных идей. В настоящем издании учебника они нашли отражение.

В учебник включен ряд новых вопросов, которые до сих пор не рассматривались в курсе «Теория государства и права», но приобрели в последнее время значительную актуальность и находятся в поиске своего места в данной учебной дисциплине. Следует ознакомить с ними студентов, что будет способствовать активному формированию их юридического мышления, творческого подхода к приобретению юридических знаний и самостоятельности в суждениях и оценках государственно-правовой действительности. Это проблемы соотношения государства, государственной власти и государственности; влияния процессов глобализации на унификацию национально-правовых систем; представления о таких категориях, как законные интересы, злоупотребление правом, субсидиарное правоприменение, особенности публичных правоотношений и др.

Серьезную разработку в рамках общей теории права получила тема «Юридические ошибки». Это позволило посвятить ей специальную главу.

Вместе с тем автор не намерен существенно расширять материал учебника, превращая его в «пухлый том», памятуя о том, что с теорией государства и права знакомятся уже на первом курсе юридических вузов. Для более основательного и детального изучения той или иной темы существует масса других источников: Академический курс общей теории государства и права, монографии, научные статьи и сборники научных статей, материалы конференций и т. д.

Важно пробудить у студентов интерес к познанию конкретных проблем и обратить на них более пристальное внимание в процессе самостоятельной подготовки к семинарам, коллоквиумам и другим практическим занятиям, а также при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.

Общеизвестно, что теория государства и права является базовой, фундаментальной, исходной и ведущей учебной юридической дисциплиной. Овладение ее материалом создает надежную теоретическую основу для изучения отраслевых юридических дисциплин, а также для профессиональной деятельности юристов. Поэтому четкое, в современном понимании и сжатое изложение сложных и по большей части спорных положений теории государства и права – необходимое условие усвоения понятийно-категориального аппарата юриспруденции. В настоящем учебнике поставлена именно такая задача.

Раскрывая современную концепцию теории государства и права, автор опирался на разработки как современных, так и дореволюционных русских юристов, стремясь представить самый широкий спектр государственно-правовых учений. Специальное внимание уделено различным мнениям и взглядам ученых на проблемы, возникающие в области теории государства и права. Это способствует творческому восприятию данного учебного курса, информирует обучающихся об отсутствии единых, унифицированных подходов к оценке тех или иных явлений государственно-правовой действительности, содействует выработке самостоятельного отношения к принципиальным юридическим проблемам, наиболее приемлемой и аргументированной позиции.

Стремясь предельно сократить объем учебника, автор опустил часть иллюстрирующего материала к теоретическим положениям, который обычно приводится при чтении лекций.

Многолетняя преподавательская работа автора в Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина и других высших учебных заведениях России позволила учесть восприятие учебного материала студентами и соответствующим образом отреагировать в новом издании книги. Вместе с тем сохранены оправдавшие себя последовательность изложения курса теории государства и права и его структура.

В материалах учебника учтены перспективы перехода юридических вузов на двухуровневую систему подготовки по специальности «Юриспруденция». Поэтому он сориентирован как на студентов первого курса бакалавриата, так и на уровень магистерской подготовки. Определение же приоритетов в получении общетеоретической подготовки на том или ином уровне принадлежит преподавателю, читающему соответствующий курс лекций.

Важно привлечь внимание еще к одному моменту. Безусловная необходимость осовременить систему юридического образования в нашей стране нередко подменяется стремлением включить в общую теорию государства и права конъюнктурные, ситуационные идеи и положения, а также малооправданные заимствования из смежных общественных наук.

Существует большой соблазн перенести в юридическую науку, в частности в теорию государства и права, философские, политические, экономические, социологические и даже технические понятия и категории. Нередко это аргументируется потребностями создания правовой теории XXI в., поиска интегративного правопонимания, познания государства и права как многоединства. Не отрицая права каждого ученого на свободу выбора собственного исследовательского пути, отметим, что в отечественной общетеоретической мысли сложились свои оригинальные, во многом оправданные национальные традиции и достижения, и было бы ошибочным отказываться от них даже в угоду идеям постмодернизма. Их следует умножать, развивать, совершенствовать, опираясь на классическое юридическое знание. Настоящий учебник основывается на таком знании, имеющем непреходящее значение.

Представляется справедливым утверждение: учитель – не тот, кто учит, а у кого учатся. Поэтому привлекательность учебного курса теории государства и права, его усвоение и практическая полезность во многом зависят от умения и даже таланта подачи сложного теоретического материала, способности педагога раскрыть ценность государства и права в жизни общества и каждого человека.

Неоценимой помощью в процессе подготовки настоящего издания стали рекомендации и критические замечания рецензентов – известных отечественных ученых: члена-корреспондента Российской академии наук, доктора юридических наук, профессора Геннадия Васильевича Мальцева и заведующего кафедрой теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ, доктора юридических наук, профессора Михаила Николаевича Марченко , которым автор учебника приносит самую глубокую благодарность.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Предмет и объект изучения теории государства и права

Термин «теория» греческого происхождения и означает «рассмотрение», «исследование». Под теорией понимается тот уровень познания, на котором обобщаются и систематизируются знания о предмете исследования, вырабатываются и формулируются понятия, категории, суждения, умозаключения об этом предмете. Иначе говоря, теория – это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемого предмета. Таким образом, теория:

во-первых, всегда есть определенная система научных знаний;

во-вторых, отличается от действительности, так как отражает ее не с абсолютной точностью;

в-третьих, ее содержание изменяется с изменением предмета познания, условий существования и функционирования общественных и государственных явлений;

Название: Теория государства и права в вопросах и ответах.

Издание представляет собой краткий курс теории государства и права, в котором в форме вопросов и ответов изложены основные положения одноименного предмета и новейшие достижения отечественной и зарубежной науки. Материал соответствует государственному образовательному стандарту и учебной программе российских вузов по данной дисциплине.
Для студентов юридических вузов и факультетов. Может быть полезен тем, кто интересуется проблемами государства и права.

Настоящая книга является вторым изданием одноименного учебника, который получил широкое признание как преподавателей, так и студентов юридических вузов и факультетов, поскольку содержит сжатие и доступное изложение сложного учебного курса по теории государства и права. Он оказался полезным для студентов всех форм обучения юридических вузов и слушателей учебных заведений юридического профиля при повторении пройденной программы, при подготовке к зачетам и экзаменам, для лучшего усвоения важнейших общетеоретических категорий и понятий.
Цель книги - убедить обучающихся в том, что усвоение материала теории государства и права создает надежную теоретическую базу для последующего изучения отраслевых юридических дисциплин, особенно в плане постижения понятийно категориального аппарата юриспруденции.

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И НРАВА
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 15

1. Что составляет предмет изучения теории государства и права 15
2. Какое место занимает теория государства и права среди общественных наук 16
3. Каково место теории государства и права в системе юридических наук 16
4. Какие функции призвана выполнять теория государства и права 18
5. Что такое методология теории государства и права 14
6. Как можно охарактеризовать общефилософские методы 19
7 Что представляют собой общенаучные методы 20
8. Что можно отнести к частнонаучным методам 22
Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ 23
9. Как современная наука объясняет происхождение государства 23
10. В чем сущность перехода от присваивающей к производящей экономике 25
11. Что представляли собой древнейшие города-государства 26
12. Было ли в первобытном обществе нормативное регулирование общественных отношений 28
13. Отличалась ли нормативная система этапа производящей экономики от системы первого этапа 30
14. Есть ли другие, кроме потестарной теории, объяснения причин пояапения государства 31
15. Чем отличается потестарная (кризисная) теория от перечисленных выше 34
Раздел II. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Тема 3. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА 36

16. Что понимается иод государством, каковы его признаки 36
17. Что составляет сущность государства 39
18. Каково социальное назначение государства 40
19. Что такое типология государств 41
20. В чем смысл формационного подхода 41
21. Чем отличается цивилизационный подход от формационного 43
22. Исключает ли цивилизационный подход формационный 44
23. Существуют ли еще какие-либо типологии государств 45
Тема 4. ВЛАСТЬ И ЕЕ ВИДЫ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 47
24. Что такое власть и каковы ее особенности 47
25. Какие существуют виды власти 48
26. Чем отличается государственная власть от других вилов политической власти 50
27. Из чего состоит структура государственной власти 50
Тема 5. ФОРМА ГОСУДАРСТВА 52
28. Что понимается под формой государства 52
29. Что представляет собой форма правлении 53
30. Какие особенности присущи республиканской форме праатепия 54
31. Как различаются между собой президентская и парламентарная республики 55
32. В чем состоят достоинства и недостатки президентской и парламентарной республик 56
33. Что понимается под государственным устройством 56
34. Какое государство является унитарным 57
35. Что характерно для федерации 57
36. Что такое государственно-правовой режим 59
37. Что представляет собой конфедерация и каковы ее отличительные черты 62
38. Какие еще существуют межгосударственные объединения 62
Тема 6. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 64
39. Что понимается подфункциями государства 64
40. Какие факторы влияют на содержание функций государства 65
41. Как можно классифицировать функции государства 66
42. Какие функции государства могут быть отнесены к внутренним 67
43. Какие функции государства относятся к внеяшим 71
44. В каких формах и какими методами реализуются функции государства 73
Тема 7. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА 75
45. Что понимается под механизмом государства 75
46. Какие виды государственных органов создаются 77
47. На каких принципах строится и функционирует государственный аппарат 78
48. В чем смысл принципа разделения властей 78
49. Что предоставляет собой законодательная власть 80
50. Каково назначение исполнительной власти 82
51. В чем состоят особенности судебной власти 83
52. Что такое бюрократия и какую роль она играет в выполнении функций государства 85
53. Чем отличается бюрократическая система управления от бюрократизма 87
54. Какая концепция управления принята в современной России 88
Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И МЕСТО В НЕЙ ГОСУДАРСТВА 91
55. Что такое политическая система общества 91
56. Что входит в состав политической системы, какова ее структура 91
57. Какое место занимает в политической системе государство 94
58. Каковы взаимоотношения государства и общественных объединений 95
59. Что характерно для правового положения общественных объединений в Российской Федерации 96
60. Какую роль играют в политической системе политические партии 98
61. Каковы условия создания и функционирования партий в Российской Федерации 99
62. Как взаимодействуют государство и политические партии 100
63. По каким параметрам классифицируются современные политические партии 102
Тема 9. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ 103
64. Что понимается иод государственностью и тождественно ли это понятие понятию государства 103
65. Какие факторы козлейстиуют на развитие государственности 104
66. В чем специфика современной российской государственности 105
67. Что характерно для государственной организации современной России 106
Раздел III. ТЕОРИЯ ПРАВА
Тема 10. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА 109

68. Какова роль теологических теорий в объяснении происхождения нрава 109
69. Как трактуют возникновение права - естественно-правовые учения 110
70. В чем суть исторической школы права 112
71. Каково содержание психологической теории права МЗ
72. Какой позиции в образовании права придерживается марксистская теория 113
Тема 11. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА 114
73. Что такое право 114
74. В чем заключается нормативный подход к праву 115
75. В чем суть нравственного (философского) подхода к пониманию права 116
76. Каково содержание социологического подхода к правопониманию 117
77. К какому пониманию права - узкому или широкому - можно отнести психологический подход и в чем её суть 118
78. Что такое сущность права 119
79. Какие функции выполняет право 120
80. Что такое право и объективном смысле 123
81. Что понимается под субъективным правом 124
Тема 12. ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 124
82. Что понимается под регулятором общественных отношений 124
83. Какие регуляторы относятся к ненормативным 125
84. Что такое технические нормы 126
85. Какие нор мы относятся к социальным 127
86. Что объединяет все разнообразные социальные нормы в одну группу 129
87. Какие различия существуют между отдельными видами социальных норм 129
88. В каких сферах взаимодействуют право и мораль и могут л и они противоречить друг другу 130
89. Какие особенности присуши праву как нормативному регулятору 131
Тема 13. НОРМЫ ПРАВА 132
90. Что такое норма права и каковы ее признаки 132
91. Что включает в себя структура правовой нормы 134
92. Какими бывают элементы нормы права 135
93. Какие существуют виды норм права 136
94. Совпадают ли норма права и статья нормативного правового акта 140
95. Какие существуют способы изложения норм права в статьях нормативного правового акта 140
Тема 14. ИСТОЧНИКИ ПРАВА 141
96. Что понимается под источником права 141
97. Какие бывают виды источников права 142
98. Что такое правовой обычай 142
99. Что понимается под судебным прецедентом 143
100. Какую роль играет правовая доктрина в качестве источника права 144
101. Что предстаачяют собой договоры нормативного содержания 145
102. Как используются религиозные нормы в качестве источника права 146
103. Что пони мается под принципам и права 146
104. Какова роль судеб ной практики как источника права 147
105. Как применяется международное право в качестве источника нрава 148
106. Что представляют собой нормативные правовые акты 149
107. Что такое закон и чем он отличается от других нормативных правовых актов 150
108. Какие существуют виды законов 150
109. Какие акты относятся к подзаконным 153
Тема 15. СИСТЕМА ПРАВА 154
110. Что такое система права 154
111. Какова структура системы права 155
112. Какие критерии позволяют отграничить одну отрасльирава от другой 156
113. Какова система отраслей права 157
114. Каково соотношение между системой права и системой законодательства 158
115. В чем состоят различия между материальным и процессуальным правом 159
116. Как разграничиваются публичное и частное право 159
117. В каком соотношении находятся внутригосударственное и международное право 161
Тема 16. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА 162
118. Что понимается под правовой системой. Тождественны ли данное понятие и понятие «сиетема права» 162
119. Что присуще романо-германской правовой семье 162
120. В чем заключаются особенности семьи общего (прецедентного) нрава, или англосаксонской семьи 163
121. Каковы особенности славянской правовой семьи 165
122. Что характерно для латиноамериканской правовой семьи 166
123. В чем состоит своеобразие скандинавской правовой семьи 166
124. Что присуще мусульманской правовой семье 167
125. Каковы особенности индусской правовой семьи 168
126. В чем состоят особенности семьи обычного (адатиого. традиционного) права 169
127. В чем заключается специфика дальневосточной правовой семьи 171
128. Каково своеобразие семьи социалистического права 171
Тема 17. ПРАВОТВОРЧЕСТВО 172
129. Каковы понятие и содержание правотворчества 172
130. Какие требования предъявляются к правотворческой деятельности 172
131. Кто может быть субъектом правотворчества и какие бывают виды правотворчества 174
132. Что представляет собой законодательный процесс 177
13З. В чем состоит стадия законодательной инициативы 177
134. Каково содержание стадии обсуждения законопроекта 178
135. Как можно охарактеризовать стадию принятия закона 179
136. Что такое стадия промульгации ISO
137. Каковы пределы действия нормативных правовых актов 181
138. Что понимается под систематизацией нормативных правовых актов 183
Тема 18. ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ПРАВООТНОШЕНИЯХ 186
139. Что такое правоотношение и каковы его особенности 186
140. Какова структура правоотношения 187
141. Что включает в себя понятие правосубъектности 189
142. Что составляет содержание правоотношения 190
143. Что представляют собой объекты правоотношений 191
144. Что такое юридические факты и как они связаны с правоотношениями 192
145. Какие существуют виды правоотношений 194
Тема 19. ТЕОРИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА 195
146. В чем заключается понятие реализации права 195
147. В каких формах осуществляется реализация права 196
148. В чем состоит специфика правоприменения 197
149. Какие обстоятельства требуют именно правоприменения как формы реализации права 197
150. Какие стадии выделяются в правоприменительном процессе 198
151. Какие виды правоприменительных актов существуют на практике 199
152. Каковы различия между правоприменительными актами пактами нормативными правовыми 200
153. Что такое пробелы вправе 201
154. Что такое мнимые пробелы вправе 202
155 По каким причинам возникают пробелы в праве и как их можно устранить 202
Тема 20. КОЛЛИЗИИ В ПРАВЕ 203
156. Что понимается под юридическими коллизиями 203
157. По каким причинам возникают коллизии 204
158. Какие существуют виды коллизий 205
159. Какова классификация колизий норм права 2П5
160. Какими способами устраняются коллизии. 206
161. Какие существуют меры для предотвращения возникновения коллизий 208
Тема 21. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА 208
162. Что такое толкование права 208
163. В чем состоят способы (приемы) толкования права 209
164. Что представляет собой официальное и неофициальное толкование 210
165. В чем состоит толкование норм права по объему 212
166. Что представляют собой ии герпретационные акты 212
167. Какие виды интерпретационных актов существуют 213
Тема22. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА 213
168. Что понимается под юридической техникой 213
169. Что включает в себя законодательная техника 214
170. Каков состав правоприменительной техники 215
171. Что такое техн и ко- правовые категории, используемые в юридической технике 216
172. Что понимается пол юридическим документом 217
173. Как классифицируются юридические документы 218
Тема 23. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 219
174. Что такое механизм правового регулирования 219
175. Какие особенности присуши механизму правового регулирования 220
176. Какова структура механизма правового регулирования 220
177. Как можно охарактеризовать стадии механизма правового регулирования 221
Тема 24. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 222
178. Что понимается под правомерным повелением 222
179. Как может быть предстаыена типология правомерною поведения 223
Тема 25. ПРАВОНАРУШЕНИЯ 224
180. Какие поступки и действия относятся к правонарушениям 224
18f. Что представляет собой юридический состав правонарушения 225
182. Какие существуют виды правонарушений 228
183. Каковы условия и причины совершения правонарушений 230
Тема 26. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТBETCTBЕHHOCTЬ 232
184. Что понимается под юридической ответственностью и каковы ее признаки 212
185. Как можно классифицировать виды юридической ответственности 233
186. Что характерно для конституционной ответственности 234
187. Какие особенности присущи уголовной ответственности 235
188. Каковы особенности гражданско-правовой ответственности 237
189. Какие черты присущи административной ответственности 238
190. В чем своеобразие дисциплинарной ответственности 240
191. В чем состоит материальная ответственность 241
192 Какие цели преследует юридическая ответственность и па каких принципах она основывается 243
Тема 27. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК 244
193. Что понимается подзаконностью 244
194. На каких основополагающих началах (принципах) строится законность 245
195. Какие существуют гарантии законности 246
196. Что такое конституционная законность, каковы ее отличительные признаки 248
197. Что включает в себя конституционный контроль 248
198. Что понимается под правопорядком и каково его содержание 249
199. Каковы структура и функции, выполняемые правопорядком 250
200. В каком соотношении находятся правопорядок и общественный порядок 251
201. Что такое правовой нигилизм, каковы его истоки 252
202. В каких формах выражается правовой нигилизм 253
203. Какими пулями возможно преодолеть правовой нигилизм 254
204. Что такое правовой идеализм 255
Тема 28. ПРАВОСОЗНАНИИ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 255
205. Что понимается под правосознанием и какова его структура 255
206. Какие функции выполняет правосознание 257
207. Какие виды правосознания существуют 257
208. Что такое уровни правосознания 258
209. Каково понятие правовой культуры 259
210. Какова структура правовой культуры и ее уровни 260
211. Какие функции возложены на правовую культуру 261
Раздел IV. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО
Тема 29. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 263

212. Какое общество можно назвать гражданским 263
Тема 30. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО 263
213. Что понимается пол социальным государством 265
214. По каким признакам можно определить, яьляется ли данное государство социальным или нет 266
215. Какие функции свойственны социальному государству 266
Тема 31. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 267
216. В чем суть учения о правовом государстве 267
217. Каким критериям должно отвечать правовое государство 269
Тема 32. ИНСТИТУТ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ 272
218. Что такое права человека, на каких принципах строится институт прав человека 272
219. Как можно классифицировать права человека 274
220. Какие права человека относятся к политическим 277
221. Каков состав социально-экономических и культурных прав 279
222. Каков механизм защиты прав человека 282
223. Каковы международные средства защиты прав человека 283

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Глава 1. Предмет и методология теории государства и права

2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
3. Функции теории государства и права
4. Теория государства и права как учебная дисциплина
5. Методология теории государства и права
Глава 2. Происхождение государства. Основные концепции
1. Социальная организация первобытного общества
2. Переход от присваивающей к производящей экономике
3. Типичные и уникальные формы возникновения государства
4. Города-государства
5. Нормативная система первобытного общества
6. Другие теории происхождения государства
Раздел II. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Глава 3. Понятие, сущность и типология государства
1. Понятие государства, его признаки
2. Сущность государства
3. Социальное назначение государства
4. Типология государств
Глава 4. Власть и ее виды. Особенности государственной власти
1. Общая характеристика власти
2. Виды власти
3. Государственная власть
4. Компоненты государственной власти
Глава 5. Форма государства
1. Форма правления государства
2. Государственное устройство
3. Государственно-правовой режим

4. Межгосударственные объединения
Глава 6. Функции государства
1. Понятие функций государства. Факторы воздействия на них
2. Классификация функций государства
3. Внутренние функции государства
4. Внешние функции государства
5. Формы и методы реализации функций государства
Глава 7. Механизм государства
1. Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства
2. Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности
3. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности
государственного аппарата
4. Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства
Глава 8. Политическая система и место в ней государства
1. Понятие политической системы
2. Структура политической системы
3. Государство в политической системе
4. Государство и общественные объединения
5. Государство и политические партии
Глава 9. Российская государственность
1. Советское государство как результат революционного перехода от буржуазного к
социалистическому государству
2. Марксистская теория пролетарского государства
3. Советская форма правления
4. Современная российская государственность
Раздел III. ТЕОРИЯ ПРАВА
Глава 10. Понятие и сущность права
1. Основные концепции правопонимания
2. Сущность права
3. Функции права
4. Право в объективном и субъективном смыслах

Глава 11. Право в системе регулирования общественных отношений
1. Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные
регуляторы
2. Социальные и технические нормы
3. Виды социальных норм
4. Общее и особенное в социальных нормах
5. Особенности права как нормативного регулятора
Глава 12. Право и другие социальные явления
1. Соотношение государства и права
2. Право и справедливость
3. Право и социальные интересы
4. Ценность права
Глава 13. Нормы права
1. Понятие и признаки нормы права
2. Структура правовой нормы
3. Классификация норм права
4. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов
Глава 14. Формы (источники) права
1. Понятие формы (источника) права
2. Виды источников права
3. Законы как источник права. Виды законов
4. Подзаконные акты
Глава 15. Система права
1. Понятие системы права. Характеристика ее элементного состава
2. Система отраслей права
3. Система права и система законодательства
4. Материальное и процессуальное право
5. Публичное и частное право
6. Международное и национальное (внутригосударственное) право
Глава 16. Правовые системы современного мира
1. Понятие правовой системы. Типология правовых систем

2. Краткая характеристика правовых семей
Глава 17. Правотворчество
1. Понятие, содержание и принципы правотворчества
2. Виды правотворчества
3. Стадии правотворчества. Законодательный процесс
4. Пределы действия нормативных правовых актов
5. Систематизация нормативных правовых актов
Глава 18. Общее учение о правоотношениях
1. Понятие и особенности правоотношений
2. Состав правоотношений
3. Юридические факты
4. Виды правоотношений
Глава 19. Теория реализации права
1. Понятие и формы реализации права
2. Специфика правоприменительной деятельности
3. Стадии правоприменительного процесса
4. Акты применения права, их виды
5. Способы реализации права
6. Пробелы в праве
Глава 20. Коллизии в праве
1. Понятие юридических коллизий
2. Виды коллизий и причины их возникновения
3. Коллизии норм права и нормативных актов
4. Способы устранения коллизий. Превентивные меры
5. Юридическая конфликтология
Глава 21. Толкование права
1. Общее понятие толкования права
2. Способы (приемы) толкования права
3. Виды толкования права

4. Толкование норм права по объему
5. Интерпретационные акты
Глава 22. Юридическая техника
1. Законодательная и правоприменительная техника
2. Технико-правовые категории
Глава 23. Механизм правового регулирования
1. Понимание механизма правового регулирования
2. Структура и стадии механизма правового регулирования
3. Эффективность механизма правового регулирования
Глава 24. Правомерное поведение
1. Понятие правомерного поведения. Право и поведение
2. Типология правомерного поведения
Глава 25. Правонарушения и юридическая ответственность
1. Понятие правонарушения, его признаки, юридический состав
2. Виды правонарушений, причины ил совершения
3. Юридическая ответственность: понятие и признаки
4. Виды юридической ответственности
5. Цели и принципы юридической ответственности
Глава 26. Законность и правопорядок
1. Три аспекта понятия законности. Ее структура
2. Принципы законности
3. Гарантии законности
4. Конституционная законность
5. Правопорядок: черты, содержание, функции
6. Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления
Глава 27. Правосознание и правовая культура
1. Понятие правосознания и его структура
2. Функции и виды правосознания. Связь правосознания и права
3. Правовая культура: понятие, элементы, формы действия
4. Функции правовой культуры

Раздел IV. ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО
Глава 28. Государство и гражданское общество
Глава 29. Социальное государство
Глава 30. Правовое государство
1. Развитие идей правового государства
2. Признаки правового государства
Глава 31. Институт прав человека в России
1. Общая характеристика. Принципы действия
2. Классификация прав человека
3. Юридические обязанности человека
4. Механизмы защиты прав человека
Список литературы

Предисловие
Настоящее издание подготовлено на основе курса лекций, который читает автор в
Московской государственной юридической академии, и характеризуется авторским
видением многих общетеоретических проблем.
В последнее десятилетие появилось немало учебников и учебных пособий по теории
государства и права. Одни написаны научными коллективами, другие - отдельными
авторами с разных методологических позиций и на основе разных подходов к
основополагающим юридическим понятиям, категориям, конструкциям. Вместе с тем
современная общетеоретическая наука слабо продвигается в разработке многих понятий,
отражающих государственно-правовые реалии сегодняшнего дня. Этому не способствуют и
процессы коммерциализации, охватившие ныне науку в целом, в том числе юридическую.
Монографические исследования стали редкостью и выполняются только некоторыми
энтузиастами. В этом плане новые учебники по общетеоретическим дисциплинам, в которых
отражаются позиции тех или иных ученых по главным теоретическим проблемам, позволяют
в определенной степени восполнить пробелы в исследовательской работе.
Учебная литература в настоящее время - самостоятельный путь развития юридической
науки, служит своеобразной ответной реакцией на инертность исследовательской научной
мысли.
Вопрос о роли теории государства и права в высшем юридическом образовании вряд ли
можно отнести к дискуссионным. Общепризнано, что теория государства и права является
базовой, фундаментальной, исходной и ведущей учебной юридической дисциплиной.
Овладение ее материалом создает надежную теоретическую базу для изучения отраслевых
юридических дисциплин. Поэтому четкое, в современном понимании и сжатое изложение
сложных и по большей части спорных положений теории государства и права - необходимое
условие усвоения понятийно-категориального аппарата юриспруденции. В настоящем
учебнике поставлена именно такая задача.
Автор, раскрывая современную концепцию теории государства и права, опирается на
разработки как современных, так и дореволюционных русских юристов, стремясь
представить самый широкий спектр государственно-правовых учений. Специальное
внимание уделяется в работе различным мнениям и взглядам ученых на проблемы,
возникающие

Раздел I
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Глава 1
ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ
ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1. Предмет и объект изучения теории государства и права
Термин "теория" греческого происхождения и означает "рассмотрение", "исследование". Под
теорией понимается тот уровень познания, на котором вырабатываются и формулируются
понятия, категории, суждения, умозаключения о предмете познания. Иначе говоря, теория это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности,
тенденции функционирования и развития познаваемого предмета. Таким образом, теория,
во-первых, всегда есть определенная система научных знаний;
во-вторых, отличается от действительности, так как отражает ее не с абсолютной точностью;
в-третьих, ее содержание обязательно изменяется с изменением предмета познания;
в-четвертых, главным критерием ее истинности служит практика;
в-пятых, способна оказывать преобразующее воздействие на практику через деятельность людей.
Определить предмет теории государства и права - значит установить круг тех общественных
явлений, институтов, учреждений, которые она изучает. Это та область познания, на которую
направлена данная наука.
Как следует из названия теории государства и права, она изучает такие явления, как государство и
право. Но эти явления изучаются и другими общественными науками, например философией,
социологией, политологией, антропологией. Предмет изучения теории государства и права
составляют общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений.
Опираясь на другие отрасли знаний, теория государства и права формулирует понятия, категории,
конструкции, модели отдельных юридических явлений, ставя своей задачей изучение не всех, а
наиболее общих закономерностей функционирования государства и права.
Обычно в учебниках перечисляются те стороны и процессы государственно-правовой жизни,
которые изучаются теорией государства и права. Например, проф. М.Н. Марченко называет
примерно семь блоков общественных отношений, исследуемых теорией государства и права:
общие закономерности процесса возникновения, становления и развития государства и права;
взаимосвязь государства и права;
их характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты;

Место и роль государства и права в жизни общества и в его политической системе;
право, правосознание, законность, конституционность;
законодательный процесс;
правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.
Несколько иначе формулирует этот предмет проф. В.М. Сырых. Он выделяет три вида
закономерностей, изучаемых теорией государства и права:
закономерности становления, развития и функционирования государства и права как относительно
самостоятельных компонентов общества;
социально-экономические, политические, нравственные и иные закономерности, которые
способствуют развитию и функционированию государства и права;
специфические закономерности познания государства и права.
Есть и иные точки зрения, но предмет теории государства и права определяется в юридической
науке единообразно.
Наряду с предметом нередко выделяют и объект изучения теории государства и права. Под
объектом понимается некоторая цельность, изучаемая многими науками, и каждая из них имеет в
этом объекте свой предмет, т.е. определенный участок, сферу, проблематику. Таким объектом для
теории государства и права выступают государство и право, которые изучаются и другими
общественными науками (проф. М.Н. Марченко, проф. В.Н. Протасов). В.М. Сырых рассматривает
объект как основу, начальный пункт научного познания и относит к объекту все политикоправовые явления - государство, право, правоотношения, правонарушения, а также конкретноисторические условия их существования, реальное поведение субъектов права, психологию
граждан, их оценки своего поведения, действующего права, деятельности государственных
органов.
Но в целом вопрос об объекте теории государства и права дискуссионен и мало разработан.
Предмет теории государства и права не является застывшим, с течением времени он изменяется и
развивается. Это обусловлено тем, что с развитием общества, уровня общественного сознания,
культуры, идеологии меняются представления о государстве и праве, отдельных их сторонах,
месте и роли в развитии общества. В литературе к предмету теории государства и права
предлагалось относить не только закономерное, но и случайное (проф. А.Б. Венгеров). И это
справедливо, так как на развитие конкретного государства и права оказывают влияние и элементы
случайности, в том числе случайное стечение обстоятельств, появление на политической арене
отдельных личностей и др.
Говоря о теории государства и права, следует различать ее как науку и учебную дисциплину. В
юридических вузах изучается учебная дисциплина, которая представляет собой систему
определенных теоретических знаний, построенную в соответствии с конкретной учебной
программой, предназначенной для подготовки специалистов в области юриспруденции.
Учебная дисциплина базируется на науке. Поэтому в процессе изложения отдельных вопросов
даются ссылки на принятые в юридической науке позиции и точки зрения.
Государство и право изучаются в теории государства и права в единстве, во взаимодействии.
Однако в науке высказывалось мнение о необходимости выделения отдельно теории государства и

Теории права, о переименовании данной науки в теорию права и государства, подчеркивая тем
самым приоритетное значение в жизни общества права. Однако в целом возобладала позиция,
рассматривающая теорию государства и права как единую науку и учебную дисциплину.
Действительно, законодательство и нормы права не могут существовать вне государства, также и
государство проявляет свою деятельность прежде всего посредством нормотворчества, т.е.
принятия нормативных правовых актов разнообразного содержания и регулирующих наиболее
важные общественные отношения.

2. Место теории государства и права
в системе общественных и юридических наук
Раскрывая место теории государства и права в системе общественных наук, следует подчеркнуть,
что это тоже общественная наука, так как она изучает явления, существующие в обществе. Теснее
всего теория государства и права связана с такими общественными науками, как философия,
политология, социология, экономическая наука, герменевтика и др. Все эти науки изучают
государство и право, но под своим углом зрения, т.е. в той мере, в какой это способствует
исследованию их собственного предмета. Так, философия разрабатывает идею государства и права
через призму их ценности или антиценности для общества и отдельного человека. Социология,
напротив, более приближена к практике и рассматривает влияние различных социальных факторов
на государство и право. Политология изучает политику в целом и шире, чем юридическая наука, в
том числе политические системы мира, политические партии, средства массовой информации,
политическую культуру, нормы политической этики и др.
Тесная связь существует между теорией государства и права и экономической наукой, поскольку
развитие государственно-правовых явлений во многом зависит от экономических факторов.
Поэтому теория государства и права использует разработки экономической науки, которые
позволяют глубже познать государственно-правовые явления.
Герменевтика - наука о понимании и интерпретации текстов и других явлений культуры,
используется в юриспруденции для изучения юридических текстов (юридическая герменевтика).
Таким образом, определяя место теории государства и права в системе других общественных наук,
следует отметить, что она не обладает монополией на рассмотрение государства и права, но у нее
свой ракурс рассмотрения этих явлений по сравнению с другими общественными науками. Теория
государства и права делает особый акцент на изучении юридических начал в функционировании
государства и права, в том числе политического содержания права, юридической политики,
юридических моментов в деятельности государства, его органов и должностных лиц.
Что касается места теории государства и права в системе других юридических наук, то надо
отметить, что все юридические науки принято подразделять на следующие группы:
1) теоретико-исторические науки, к которым относятся теория государства и права, история
государства и права отечественная и зарубежная, история политических и правовых учений;
2) отраслевые юридические науки, перечень которых постоянно меняется с появлением новых
комплексных образований, со специализацией научных знаний, с дифференциацией научных
направлений и т.д. К традиционным отраслям относятся гражданское, уголовное, конституционное
право и др. В последние годы появились новые отрасли и подотрасли, последние выделились из
отраслей традиционного характера, например банковское, налоговое право, а в качестве
самостоятельных отраслей - экологическое право, право социального обеспечения, атомное,
космическое право. Отраслевые науки занимаются исследованием одной какой-то сферы
государственно-правовой жизни;
3) прикладные юридические науки, например криминалистика, криминология, судебная
статистика, судебная медицина, судебная психиатрия и др.;
4) так называемые организационные науки, например судоустройство, организация прокуратуры,
адвокатуры, нотариата и др.;
5) международные науки, к числу которых относятся международное публичное, международное
частное право, морское, космическое право и др.

По отношению ко всем названным юридическим наукам теория государства и права выступает
обобщающей на

Теория государства и права Л. А. Морозова

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Название: Теория государства и права

О книге «Теория государства и права» Л. А. Морозова

Несмотря на то, что люди сейчас живут в век интернета, где найти можно, кажется, абсолютно всю полезную и не очень информацию, учебники по-прежнему не остаются в стороне. Ведь многие согласятся, что легче держать в руках книгу, в которой собрана вся нужная информация, чем перерывать сотни интернет-страниц, выискивая именно то, что нужно. А иногда сделать это бывает очень непросто. Если книга увесистая, но носить с собой её никуда не нужно – это просто идеальный вариант как для студентов, так и для людей, желающих расширить кругозор. Для каждого человека, учащегося на юридическом факультете, важно иметь всегда под рукой учебник, который сможет полно и доступно подать материал по современному состоянию юридической науки. И именно благодаря книгам, которые пишет Людмила Морозова, студенты, а также аспиранты и преподаватели, имеют возможность узнать об актуальных вопросах, касающихся исключительно юридического профиля. Её учебник под названием «Теория государства и права» постоянно улучшался, переиздавался с поправками и освещением все новых и новых вопросов.

Книга «Теория государства и права», которую написала Людмила Морозова, создана специально для того, чтобы сформировать юридическое мышление у студентов и помочь им найти творческий подход для приобретения специальных навыков и знаний, которые необходимы для того, чтобы стать успешным юристом. Также учебник ни в коем случае не ограничивает свободу мышления, чтобы студенты могли научиться оценивать ту или иную ситуацию самостоятельно, принимая во внимание каждую мелочь.

Эта книга станет отличным помощников в подготовке к экзаменам, а также поможет разобрать азы науки тем, кто не сильно разбирается в юриспруденции. Вся информация подана в доступном виде. Если не пожалеть времени и полностью читать учебник, можно получить знания, которые структурировано отложатся в голове. Ведь весь материал в книге оформлен таким образом, чтобы студенту было легче усваивать прочитанную информацию. Эта последовательность, в которой подаётся информация, признана самой эффективной.

Многие, кто выбрал именно этот учебник, считают его одним из лучших, который написан на территории России. Людмила Морозова очень постаралась, чтобы все желающие могли без труда выучить всю необходимую информацию. Несмотря на серьёзные темы, которые освещает учебник, он не воспринимается как сухой текст в 500 страниц. И в нем нет воды, только нужная и полезная информация. Ничего лишнего, так что читать произведение легко.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Теория государства и права» Л. А. Морозова в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу «Теория государства и права» Л. А. Морозова

В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

Текущая страница: 1 (всего у книги 59 страниц) [доступный отрывок для чтения: 39 страниц]

Владимир Михайлович Сырых
Теория государства и права: Учебник для вузов

Предисловие

По предложенному Вашему вниманию учебнику можно успешно усвоить курс теории государства и права самостоятельно. Особенно учебник будет полезен студентам, которые по тем или иным причинам не могут посещать лекционные занятия, но желают иметь глубокие знания данного курса, основательно разобраться , что такое право и государство, как они устроены и каким образом они действуют в современном обществе.

В основу учебника положен курс лекций, которые на протяжении длительного времени автор читает студентам юридических вузов и факультетов университетов. Учитывая уровень знаний, которым обладает студент первого курса, материал учебника излагается достаточно просто и понятно. В этих целях:

во-первых, курс излагается по возможности кратко, из учебника практически изъяты все полемические рассуждения, сложные теоретические конструкции, которые необходимы и полезны в монографиях, но существенно осложняют процесс восприятия курса студентами. В то же время все вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом курса теории государства и права и учебной программой в учебнике освещены достаточно полно и обстоятельно;

во-вторых, курс излагается системно. При этом освещение простых тем курса предшествует изучению его более сложных тем. Именно по этой причине вопросы правопонимания, а также предмета и метода теории государства и права излагаются в последних главах учебника, тогда как в большинстве учебников эти вопросы излагаются в их первых главах. Каждая глава учебника органически связана с другими главами и по содержанию таким образом, что не следует стремиться изучать какие-либо главы, не усвоив материала предшествующих им глав. Только изучение курса в той последовательности, в какой он излагается в учебнике, гарантирует успешное овладение курсом в целом;

в-третьих, в учебнике освещаются вопросы, которые необходимы для формирования целостных знаний о праве и государстве, но которых нет в других учебниках. Это главы, посвященные характеристике методов толкования права, правообеспечительной и правоохранительной деятельности государства, видов безвиновных противоправных деяний и деятельности государства по защите нарушенных прав граждан и иных лиц. Более полно, чем в других учебниках, освещаются такие центральные темы теории права, как механизм правовогорегужирования, государство, право и личность, учения о сущности и природе права, типологии государства и права, правозащитная деятельность государства, предмет и метод науки теории государства и права ;

в-четвертых, в учебнике все понятия и категории теории государства и права, которые студент должен знать по завершении обучения курсу, выделены полужирным шрифтом. Аналогичным образом выделены и наиболее важные положения и выводы по каждому вопросу курса, а также краткие определения основных понятий и категорий курса;

в-пятых, в целях облегчения процесса освоения студентом курса учебник содержит много конкретных примеров, иллюстрирующих действие того или иного положения, вывода на практике, в деятельности государственных органов и современного гражданского общества, а также в нем приведены схемы основных правовых явлений и процессов, изучаемых в пределах курса теории государства и права.

Хотя примеры и схемы сами по себе не освобождают студента от обязанности основательного изучения практической деятельности государственных органов и иных лиц, однако благодаря им удается увидеть сугубо «земную» основу большинства абстрактных теоретических положений учебника, соотнести эти положения с реальными действиями и поступками. Студент, будучи субъектом многочисленных конкретных правоотношений, активно действует в правовой сфере, хотя и не всегда догадывается о том, какие сложные теоретические построения лежат в основе ординарных, повседневных для него правовых явлений. Задачей соединения теории и практики обучающегося и обусловлено наличие в учебнике конкретных примеров-иллюстраций.

По завершении обучения по данному учебнику обучающийся сможет получить не только теоретические знания о праве и государстве, но и ряд полезных практических рекомендаций, необходимых для работы в сфере правотворчества и правоприменения, а также для профессионального, компетентного анализа источников официального опубликования нормативно-правовых актов.


Доктор юридических наук, профессор

В.М. Сырых

Раздел первый Теория государства

Глава 1 Происхождение государства
1. Понятие социальной власти

Одним из необходимых условий существования человеческого общества является выработка единой воли лиц, действующих совместно. Ни одно общественное, а тем более правовое отношение не обходится без согласования воли их участников. Не может возникать правоотношение, если один из его участников не обладает разумной или свободной волей и не способен выразить ее в отношениях с другими лицами.

Согласование воли осуществляется различными способами. Это может быть совет, рекомендация, как следует поступать в том или ином случае, чтобы достичь положительного результата (рекомендации врачей, советы родственников и знакомых, пояснения преподавателей в процессе обучения);

предписание действовать определенным образом. Если совет, рекомендацию можно не исполнять, то предписания являются обязательными. Например, правила игры, правила дорожного движения. Гоголевские герои Ноздрев и Чичиков не смогли успешно завершить игру в шашки потому, что один из них постоянно нарушал ее правила. Подобный результат ожидает всех, кто попытается нарушить установленные предписания;

приказ, команда действовать определенным образом. В этом случае происходит подчинение воли одного человека другому, один человек управляет другим, предписывает, как ему следует действовать в данной ситуации. Это управление и понимается как власть. Власть может быть безграничной, когда человек должен выполнять ее любые команды, выраженные как устно, так и письменно или с помощью жестов, а подчас и даже взгляда.

Другим характерным признаком власти является обязательность исполнения отданного приказа, непременное подчинение данной команде. Без соблюдения этого условия власть перестает быть властью и превращается в пустое сотрясение воздуха пустым звуком. Подчинение приказу может быть добровольным, либо под угрозой применения принуждения, либо с применением насилия. Применение принуждения является обязательным признаком власти, отличающим ее от рекомендаций и технических предписаний.

Право индивидуума или органа отдавать властные указания основывается на каких-либо признаваемых обществом нормах. Руководитель преступного сообщества также обладает властью, руководит действиями своих сообщников. Однако его управление сообществом не является действительной властью, признаваемой обществом. Наоборот, все такие действия признаются общественно опасными, и все члены сообщества подлежат уголовной ответственности. Социальная власть должна признаваться таковой в силу моральных норм, обычаев или права и направлена на достижение социально полезного результата. Власть, осуществляемая с целью нарушения прав и свобод человека и гражданина, организаций и иных лиц, социально вредна и должна быть незамедлительно прекращена обществом. Еще буржуазные идеологи обосновали право общества, коллектива сместить лиц, использующих предоставленную им власть в своекорыстных целях и узурпирующих права других.

Таким образом, власть понимается как основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально полезных результатов.

Социальная власть существует на трех уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Власть семьи основывается на принципах добровольности лиц, из которых она состоит, и праве супругов самостоятельно определять вопросы управления семьей. Супруги, не способные определиться в вопросах власти и подчинения, не образуют семьи и рано или поздно расторгают брак в установленном законом порядке.

Социальная власть на уровне отдельных коллективов людей – общественных объединений или трудовых коллективов – характеризуется тем, что эта власть имеет своим источником два вида социальных норм. Она признается действующими нормами права, а конкретные формы проявления власти определяются самими коллективами в уставах общественных объединений или нормативно-правовых актах, принимаемых трудовыми коллективами или органами управления организаций, предприятий, учреждений. Все споры о власти и законности ее решений в организациях, предприятиях, учреждениях решаются компетентными государственными органами, а в общественных объединениях их членами непосредственно.

Социальная власть в современном обществе, разделенном на классы, иные социальные слои, осуществляется государством. Как орган управления делами общества государство принимает общеобязательные нормативно-правовые акты, а также индивидуальные акты применения норм права, осуществляет государственное принуждение в отношении лиц, совершающих правонарушение. Государство выполняет особые, только ему присущие функции, имеет специфическое содержание и форму. Обстоятельное изучение названных компонентов государства и составляет основное содержание теории государства.

2. Основные теории происхождения государства

В настоящее время имеется несколько теорий происхождения государства, которые различным образом объясняют причины, условия и процесс возникновения и развития данного явления. Отсутствие единства во взглядах ученых на историю становления государства обусловливается рядом объективных и субъективных факторов. Во-первых, процесс становления государства приходится на начальные стадии истории человечества, на которых еще не было письменности и люди не могли зафиксировать этот процесс сколько-нибудь полно и всесторонне в письменных источниках. Дошедшие до наших дней свидетельства об этом этапе истории государства являются отрывочными и не позволяют составить полной и объективной картины о том, в силу каких причин возникло государство и как шел процесс его становления. Лишенные достоверных и полных знаний, ученые вынуждены рассматривать этот процесс умозрительно, выдвигая те или иные гипотетические, предположительные суждения.

Во-вторых, на взгляды ученых по вопросу о происхождении государства сильное влияние оказывают уровень развития философии, социальных и правовых наук. В условиях недостаточной развитости этих наук в Древней Греции и Древнем Риме, в период раннего Средневековья, ученые давали весьма наивные объяснения причин возникновения государства, сводя все дело к божественной воле или власти отца большого семейства, переросшего со временем во власть монарха. По мере развития социальных и правовых наук, а также и философии, теоретические построения относительно истории становления государства становились более сложными и более аргументированными.

В-третьих, на позиции авторов теории происхождения государства сказываются их мировоззренческие, философские и идеологические позиции. Теолог Фома Аквинский в силу своих мировоззренческих позиций не видел и не мог видеть влияния материальных объективных причин на процесс становления государства, равно как и материалист Ф. Энгельс при любых условиях не способен разделять позиции сторонников божественного происхождения государства.

В современной теории государства и права наиболее распространенными считаются теологическая, патриархальная, договорная и материалистическая теории происхождения государства, а также теория насилия.

Согласно теологической теории, получившей наибольшее развитие в XII–XIII вв., церковь от бога получила два меча, один из которых оставила себе, а другой вручила государям как символ проявления божественной власти на земле. Поэтому каждый государь является слугой церкви, только при этом условии он получает власть от «бога» и может управлять государством.

Патриархальная теория, сторонниками которой были Аристотель и Н.К. Михайловский, рассматривает государство наилучшей формой правления, призванной обеспечить общее благо всем членам общества. При этом власть монарха предстает как продолжение власти отца (патриарха) большой семьи, распавшейся на мелкие семьи. Соответственно и основная задача монарха видится в том, чтобы заботиться о своих подданных, создавать условия для достижения общего блага и обеспечивать послушание населения действующим в обществе законам.

Договорная теория происхождения государства получила широкое распространение у буржуазных идеологов, обосновавших право буржуазии на государственную власть и буржуазную революцию (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.). Согласно этой теории государство возникло в результате договора между людьми. Находясь на начальных стадиях истории человечества, люди не имели государства. Не было и сильной власти, способной защитить человека от произвола других лиц, что приводило к постоянным столкновениям бедных и богатых, сильных и слабых. Для наведения порядка и создания условий, гарантирующих неприкосновенность частной собственности, чести и достоинства каждого человека, люди заключили между собой договор, по которому часть своих естественных прав они добровольно передают государству. Как орган управления делами общества государство обязуется защищать слабых и бедных, охранять общество от нападений извне, а также обеспечивать соблюдение прав человека. Если государство свои права выполняет ненадлежащим образом, – что, по мнению буржуазных идеологов, и имело место в условиях феодального общества и феодального государства, – то народ имеет право на смену такого государства, в том числе и путем вооруженного восстания.

Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович и др.) несколько иначе объясняет процесс становления государства. По глубокому убеждению ее сторонников, государство возникло в процессе завоевания одних племен (народов) другими племенами (народами). Борьба племен за свою независимость и приводит к возникновению специального органа как у слабых племен, так и сильных. Слабые племена видят в государстве одно из основных средств объединения сил, способных противостоять посягательствам других, более сильных племен. Государство необходимо и сильным племенам как орган управления, насилия над побежденными племенами и обеспечения их подчинения законам и установлениям победителей.

Материалистическая теория происхождения государства (К. Маркс и Ф. Энгельс) истоки государства видела в развитии экономических материальных отношений общества, приведших к расслоению общества на бедных и богатых, рабов и рабовладельцев. Противоречия между этими слоями общества оказались настолько стойкими и несовместимыми, что общество в поисках органа, способного обеспечить в таком обществе порядок и умерить классовые столкновения, создает специальный орган принуждения, охраны порядка – государство. Этот орган, призванный обеспечивать и охранять порядок в обществе, со временем превратился в орган политического господства экономически господствующего класса. В условиях рабовладения государство охраняло и защищало интересы рабовладельцев, в феодальном обществе – феодалов, а в буржуазном – буржуазии. Логика развития общества и государства неизбежно приведет к новому социальному строю – коммунизму, а орудием его построения будет выступать государство, выражающее политическую волю и власть рабочего класса и всех трудящихся.

В современной учебной литературе нередко содержатся утверждения о том, что все теории происхождения государства имеют одинаковое научное значение, что «каждая теория является определенной ступенькой к познанию истины». По нашему мнению, подобные выводы не соответствуют действительному положению дел, также как и большая часть оправдываемых ими теорий происхождения государства.

Бездоказательной является теологическая теория происхождения государства. Библия и иные христианские источники ничего не говорят о факте передачи церкви пресловутых двух мечей. Если исходить из тезиса о причастности церкви к получению мечей, то этот процесс мог произойти не ранее появления христианства, т. е. начала новой эры. В этот период человечество обладало письменностью и уж наверняка сохранило бы этот акт в письменных источниках. Однако никаких свидетельств такому факту нет. И по сей день не ясно, какому конкретно государю был передан этот меч, когда состоялся акт передачи меча и где в настоящее время этот меч хранится.

Несостоятельной является и патриархальная теория происхождения государства. Ее основоположник, Аристотель, жил до новой эры и не располагал достоверными знаниями о том, как была организована власть в семье в условиях первобытно-общинного строя, в недрах которого и были созданы необходимые предпосылки для возникновения государства. Власть государя не могла быть прямым продолжением власти отца (патриарха) большой семьи по той простой причине, что такой власти у мужчин не было. Власть в семье принадлежала женщине, по ее линии велся и отсчет родственников семьи. Власть отца в семье возникает в истории человечества значительно позже и влечет за собой революцию в формах собственности – общая собственность рода заменяется частной собственностью отдельной семьи. А появление последней и явилось непосредственной причиной возникновения государства.

Теория насилия основывается на известных исторических фактах завоевания одних племен другими. Однако в этой теории остаются нераскрытыми причины, в силу которых одни народы признают возможным и целесообразным покорение других народов с целью их грабежа, возложения обязанности отдавать часть произведенных материальных благ победителю. В условиях первобытно-общинно-го строя, когда человек мог производить ровно столько, сколько и потреблял, акции покорения одних племен другими были бессмысленны, поскольку никаких материальных благ у побежденных, кроме территории, отнять было нельзя из-за отсутствия таковых. Как аргументированно показывает Ф. Энгельс, «частная собственность образуется всюду в результате изменившихся отношений производства и обмена… следовательно, по экономическим причинам. Насилие не играет при этом никакой роли. Ведь ясно, что институт частной собственности должен уже существовать, прежде чем грабитель может присвоить себе чужое добро, что, следовательно, насилие, хотя и может сменить владельца имущества, но не может создать частную собственность как таковую». Поэтому объективные истоки возникновения государства нужно искать не в политических актах вроде завоеваний одного народа другим, а в выявлении логики развития общества и возникновения причин, в силу которых стало возможным политические насилие во всех его многообразных проявлениях.

Процесс объяснения причин возникновения государства из условий внутреннего саморазвития общества наиболее полно раскрывает материалистическая теория происхождения и заслуживает более обстоятельного изложения и изучения.

3. Публичная власть родового строя

Для того чтобы понять, каким образом и в силу каких причин возникло государство, нужно выяснить три вопроса: 1) какой была публичная власть, предшествующая государству; 2) в силу каких обстоятельств произошла смена этой власти государством; 3) что принципиально отличает государство от публичной власти родового строя.

Наиболее исчерпывающие и убедительные ответы на эти вопросы даются в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Главные положения этой работы сводятся к следующему.

Согласно материалистическому пониманию истории человеческого общества формой общественного строя, не знавшего государства, но породившего его, был родовой строй. Род представляет собой союз родственников по материнской линии. Он был присущ всем народам земного шара до их вступления в эпоху цивилизации и образования государства. Некоторые народы Азии и Америки и по настоящее время живут общинно-родовым строем.

Публичная власть родового строя имела демократическую основу и характеризовалась следующими чертами.

1) Верховная власть принадлежала общему собранию всех взрослых членов рода. Мужчины и женщины обладали равным правом голоса. На собрании принимались решения, имеющие наиболее важные значения, в том числе объявление войны другим родам, избрание вождя, а на период военных действий – и военачальника, разрешались вопросы кровной мести (принимать выкуп за убитого сородича или же мстить за него).

2) Внутри рода не было какого-либо аппарата, органа, осуществлявшего управление делами рода на профессиональной основе. Вожди и военачальники избирались общим собранием и им же смещались. Смещенные лица становились рядовыми членами рода, воинами, частными лицами и не видели в этом никакого умаления их достоинств. Старейшины и военачальники в процессе управления делами рода не получали какого-либо материального вознаграждения.

3) Род выступал в качестве органа защиты всех своих членов. Тот, кто причинял зло отдельному человеку, воспринимался как причинивший зло всему роду. Соответственно, на защиту обиженного вставал весь род, все его члены. В войнах участвовали все здоровые взрослые мужчины, и проявление трусости считалось самым позорным поступком. На убийство соплеменника род отвечал кровной местью. Собрание рода, откуда происходил убийца, предпринимало попытки покончить дело миром, высказывая потерпевшему роду сожаление и предлагая значительные подарки. Если предложения и подарки отвергались, то потерпевший род назначал мстителей, которые должны были выследить и лишить жизни убийцу. Если это поручение было выполнено, то конфликт считался исчерпанным и род убитого не мог объявлять кровную месть лицам, осуществившим возмездие.

Последовательный демократизм публичной власти родового строя был возможен и сохранялся длительное время благодаря экономическому, имущественному равенству всех членов рода. Его экономический базис характеризовался неразвитыми производительными силами. Так называемое присваивающее производство в виде охоты, рыболовства, собирания плодов, а также примитивность орудий труда не позволяли отдельному человеку производить значительно больше того, что он сам мог потребить. Рабочая сила человека на этой ступени не давала сколько-нибудь заметного излишка над расходами по ее содержанию.

Разделение между членами рода было чисто естественного происхождения и существовало между полами. Мужчина занимался охотой, рыболовством, а женщина работала по дому, занималась приготовлением пищи и одежды. Каждый из них хозяйничал в своей области: мужчина в поле, а женщина в доме. Неразвитые производительные силы родового строя были способны обеспечить его членов только самыми необходимыми материальными благами, да и то лишь коллективными усилиями всех членов рода. Поэтому и результаты такой деятельности составляли общинную собственность на жилище и собранные продукты. Все члены рода были экономически равны, и каждый из них имел материальных благ ровно столько, сколько их имел каждый другой член рода.

Экономическое равенство всех членов рода делало невозможным их деление на привычные современному человеку социальные слои бедных и богатых. Не было рабов и рабовладельцев. Коль скоро труд раба был экономически невыгоден, то военнопленных либо убивали, либо усыновляли, принимали в члены рода.

Лишь лишенный экономических противоречий род мог существовать и управляться демократическим путем, без государства. Система экономических и социальных отношений родового строя в научной литературе охватывается понятием «первобытного коммунизма».