Административное право бахрах читать онлайн. Краткая биография Д. Н. Бахраха. Понятие и виды администрации

Административное право.

Рецензенты:

Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н.

БЗО Административное право: Учебник для вузов. - 3-е изд., пересмотр, и доп. - М.: Норма, 2007. - 816 с.

ISBN 978-5-468-00053-3 (в пер.)

В учебнике в соответствии с программой учебного курса проанализированы основные институты российского административного права. В третьем издании авторы учли серьезные изменения, произошедшие в последние годы в системе государственного управления, в сфере административного законодательства. Рассматриваются понятие административно-правовых отношений, вопросы государственного управления и исполнительной власти, административно-правовые режимы и др.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, научных работников, служащих органов государственного и муниципального управления.

ISBN 978-5-468-00053-3

© Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский,

Ю. Н. Старилов, 2007 © ООО «Издательство НОРМА», 2007

Бахрах Демьян Николаевич - доктор юридических наук, профессор кафедры административного права Уральской государственной юридической академии, заслуженный деятель науки РФ: гл. 1 (§ 2), гл. 2 (§ 3), гл. 3 (§ 3-5), гл. 5 (§ 6), гл. 7 (§ 4, 6-11) гл. 8, гл. 10 (§ 5 - военная и правоохранительная служба), гл. 15 (§ 3-5), гл. 16, гл. 17 (§ 1-4), гл. 18 (§ 1-5, 7, 8), гл 19 (§ 1, 2, 9), гл. 20 (§ 1-4), гл. 22, 23, гл. 28 (§ 4-10), гл. 29 (§ 1-3, 5, 9);

Россинский Борис Вульфович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного права Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, заслуженный юрист РФ: гл. 7 (§ 1-3, 5), гл. 11, гл. 17 (§ 5, 6), гл. 18 (§ 6), гл. 19 (§ 3-8), гл. 20 (§ 5), гл. 21, гл. 24-27, гл. 28 (§ 1-3), гл. 29 (§ 4, 6, 7);

Старилов Юрий Николаевич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного и муниципального права Воронежского государственного университета: гл. 1 (§ 1, 3-8), гл. 2 (§ 1, 2, 4, 5), гл. 3 (§ 1, 2, 6), гл. 4, гл. 5 (§ 1-5), гл. 6, гл. 9, гл. 10 (§ 1-4, § 5 - государственная гражданская служба, § 6-11), гл. 12-14, гл. 15 (§ 1, 2), гл. 29 (§ 8), гл. 30.

Предисловие 15

Раздел I. Государственное управление, исполнительная власть, административное право

Глава 1. Государственное управление 19

§ 1. Понятие, содержание и виды управления 19



§ 2. Социальное управление 22

§ 3. Теория управления и теория административного права...26

§ 4. Понятие государственного управления 29

§ 5. Признаки государственного управления 33

§ 6. Виды государственного управления 35

§ 7. Функции государственного управления 38

§ 8. Исполнительная власть и государственное управление...43

Глава 2. Исполнительная власть 4

§ 1. Основные подходы к изучению

административно-правовой теории 44

§ 2. Принцип разделения властей 46

§ 3. Признаки исполнительной власти50

§ 4. Функции исполнительной власти 53

§ 5. Субъекты исполнительной власти 54

Глава 3. Административное право как отрасль права.

Предмет и метод административного права 56

§ 1. Публичное право и административное право56

§ 2. Административное право и частное право 58

§ 3. Предмет административного права 63

§ 4. Метод административно-правового регулирования 67

§ 5. Система административного права70

§ 6. Взаимосвязь и разграничение административного права

и иных отраслей права 73

Глава 4. Наука административного права 78

§ 1. Наука об управлении 78

§ 2. Административное право как наука 79

§ 3. Административно-правовая политика 81

§ 4. История развития административно-правовой науки 82

Глава 5. Нормы административного права и административно-правовые отношения. Источники административного права 101

§ 1. Система административно-правового регулирования.....101

§ 2. Нормы административного права 103

§ 3. Структура административно-правовых норм 107

§ 4. Реализация и действие административно-правовых

§ 5. Административно-правовые отношения 109

§ 6. Источники административного права 120

Раздел V. Административное принуждение,административное правонарушение

Раздел VI. Административно-процессуальное право.

Список сокращений

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской

Федерации



БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской

Федерации

ГсК РФ - Градостроительный кодекс Российской Федерации КоАП РСФСР - Кодекс РСФСР об административных правонарушениях

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

МРОТ - минимальный размер оплаты труда НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации ТмК РФ - Таможенный кодекс Российской Федерации УИК РФ - Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Раздел I

Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.

Административное право.

УДК 342.9(075.8) ББК 67.401я73 БЗО

Рецензенты:

кафедра административного и муниципального права Саратовской государственной академии права (заведующий кафедрой доктор юридических наук, профессор Н. М. Конин);

доктор юридических наук, профессор И. Ш. Килясханов.

Административное право. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.

3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008. - 816с.

В учебнике в соответствии с программой учебного курса проанализированы основные институты российского административного права. В третьем издании авторы учли серьезные изменения, произошедшие в последние годы в системе государственного управления, в сфере административного законодательства. Рассматриваются понятие административно-правовых отношений, вопросы государственного управления и исполнительной власти, административно-правовые режимы и др.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, научных работников, служащих органов государственного и муниципального управления.

Формат: pdf / zip (Сама книга, 2008, 3-е изд., 816с .)

Размер: 41 ,2 Мб

RGhost

Формат: doc / zip ( Фактически это просто формат txt , сохраненный в doc ) 3-е изд ., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2007 . - 816с.

Размер: 648 Кб

/ Download файл

Формат: pdf / zip 2-е изд ., изм. и доп. - М.: Норма, 2005 . - 800 с.

Размер: 2 ,6 8 Мб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 15
Раздел I. Государственное управление, исполнительная власть, административное право
Глава 1. Государственное управление 19
§ 1. Понятие, содержание и виды управления 19
§ 2. Социальное управление 22
§ 3. Теория управления и теория административного права...26
§ 4. Понятие государственного управления 29
§ 5. Признаки государственного управления 33
§ 6. Виды государственного управления 35
§ 7. Функции государственного управления 38
§ 8. Исполнительная власть и государственное управление...43
Глава 2. Исполнительная власть 44
§ 1. Основные подходы к изучению административно-правовой теории 44
§ 2. Принцип разделения властей 46
§ 3. Признаки исполнительной власти 50
§ 4. Функции исполнительной власти 53
§ 5. Субъекты исполнительной власти 54
Глава 3. Административное право как отрасль права. Предмет и метод административного права 56
§ 1. Публичное право и административное право 56
§ 2. Административное право и частное право 58
§ 3. Предмет административного права 63
§ 4. Метод административно-правового регулирования 67
§ 5. Система административного права 70
§ 6. Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права 73
Глава 4. Наука административного права 78
§ 1. Наука об управлении 78
§ 2. Административное право как наука 79
§ 3. Административно-правовая политика 81
§ 4. История развития административно-правовой науки 82
Глава 5. Нормы административного права и административно-правовые отношения. Источники административного права 101
§ 1. Система административно-правового регулирования 101
§ 2. Нормы административного права 103
§ 3. Структура административно-правовых норм 107
§ 4. Реализация и действие административно-правовых норм 108
§ 5. Административно-правовые отношения 109
§ 6. Источники административного права 120
Раздел II. Субъекты административного права
Глава 6. Понятие, правоспособность и дееспособность субъектов административного права 124
§ 1. Понятие субъекта административного права 124
§ 2. Правоспособность и дееспособность субъектов административного права 127
Глава 7. Индивидуальные субъекты административного права 131
§ 1. Административная правоспособность и административная дееспособность индивидуальных субъектов 131
§ 2. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации 136
§ 3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства 143
§ 4. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов 151
§ 5. Паспортный режим в Российской Федерации 155
§ 6. Способы защиты прав граждан 160
§ 7. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления 163
§ 8. Право гражданина на административную жалобу 164
§ 9. Производство по административным жалобам граждан...169
§ 10. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов публичного управления и их должностных лиц 172
§ 11. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц публичного управления 176
Глава 8. Государственная администрация 178
§ 1. Понятие и содержание деятельности государственной администрации 178
§ 2. Линейная и функциональная власть 181
§ 3. Организационная структура государственной администрации 182
§ 4. Административное ведомство 184
Глава 9. Органы исполнительной власти 187
§ 1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти 187
§ 2. Президент Российской Федерации и исполнительная власть 194
§ 3. Виды органов исполнительной власти 203
§ 4. Правительство Российской Федерации 207
§ 5. Федеральные органы исполнительной власти 215
§ 6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 229
§ 7. Территориальные органы исполнительной власти 243
§ 8. Органы местного самоуправления в системе публичной власти 248
Глава 10. Государственная служба и государственные служащие 253
§ 1. Государственная должность: понятие и основные черты 253
§ 2. Должности государственной службы. Реестры должностей государственной службы 256
§ 3. Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники 260
§ 4. Муниципальная служба и муниципальная должность....266
§ 5. Система (виды) государственной службы 269
§ 6. Виды государственной гражданской службы 273
§ 7. Управление государственной службой 275
§ 8. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, система и виды 276
§ 9. Государственный служащий: основы правового положения 291
§ 10. Классификация государственных служащих 310
§ 11. Прохождение государственной службы 312
Глава 11. Государственные и негосударственные организации как субъекты административного права 331
§ 1. Понятие и виды организаций 331
§ 2. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений 334
§ 3. Понятие и виды общественных объединений 343
§ 4. Основы административно-правового статуса общественных объединений 348
§ 5. Особенности административно-правового положения профессиональных союзов 354
§ 6. Основы административно-правового положения религиозных объединений 357
Раздел III. Формы управленческих действий
Глава 12. Понятие и виды управленческих действий 361
§ 1. Понятие формы управленческих действий 361
§ 2. Значение формы управленческих действий в административно-публичной сфере 364
§ 3. Виды форм управленческих действий 366
Глава 13. Правовые акты управления 375
§ 1. Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления 375
§ 2. Функции правового акта управления 381
§ 3. Действие правовых актов управления 383
§ 4. Виды правовых актов управления 391
§ 5. Правовые акты Президента Российской Федерации 400
§ 6. Правовые акты Правительства Российской Федерации 402
§ 7. Правовые акты федеральных органов исполнительной власти 405
§ 8. Правовые акты управления субъектов Российской Федерации 411
§ 9. Правовые акты муниципальных образований (органов местного самоуправления) 416
Глава 14. Административный договор 422
§ 1. Понятие и публично-правовая природа административного договора 422
§ 2. Признаки административного договора 426
Раздел IV. Методы управленческих действий
Глава 15. Понятие и виды методов управленческих действий 433
§ 1. Понятие и особенности метода осуществления управленческих действий 433
§ 2. Виды методов осуществления управленческих действий 438
§ 3. Методы прямого и косвенного административного воздействия 444
§ 4. Убеждение как метод осуществления управленческих действий 446
§ 5. Поощрение в системе методов управленческих действий 448
Глава 16. Разрешительная система в Российской Федерации 451
§ 1. Понятие и особенности разрешительной системы 451
§ 2. Правовая основа разрешительной системы 453
§ 3. Разрешительное производство. Возбуждение дела 454
§ 4. Принятие и исполнение решения 455
§ 5. Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности 457
§ 6. Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии 459
Глава 17. Административный надзор 460
§ 1. Понятие и субъекты административного надзора 460
§ 2. Содержание административного надзора 463
§ 3. Правовые основы надзорного производства 466
§ 4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор 468
§ 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения 472
§ 6. Государственный пожарный надзор 475
Глава 18. Административно-правовые режимы 477
§ 1. Основные начала теории правовых режимов 477
§ 2. Понятие и признаки специальных административно-правовых режимов 482
§ 3. Виды специальных административно-правовых режимов 487
§ 4. Режим чрезвычайного положения 489
§ 5. Режим особого положения 496
§ 6. Режим военного положения 498
§ 7. Режим закрытого административно-территориального образования 503
§ 8. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации 505
Раздел V. Административное принуждение, административное правонарушение и административная ответственность
Глава 19. Административно-правовое принуждение 512
§ 1. Правовое принуждение 512
§ 2. Понятие и особенности административно-правового принуждения 515
§ 3. Виды мер административно-правового принуждения....518
§ 4. Административно-предупредительные меры 522
§ 5. Меры административного пресечения 526
§ 6. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 529
§ 7. Принудительное лечение лиц, страдающих психическими заболеваниями 531
§ 8. Применение и использование огнестрельного оружия...534
§ 9. Административно-восстановительные меры 537
Глава 20. Административная ответственность 538
§ 1. Понятие административной ответственности 538
§ 2. Нормативное основание административной ответственности 540
§ 3. Административное правонарушение как основание административной ответственности 545
§ 4. Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка и от преступления 548
§ 5. Состав административного правонарушения 552
Глава 21. Административное наказание 561
§ 1. Цели административного наказания 561
§ 2. Виды административных наказаний 563
§ 3. Назначение административного наказания 578
Глава 22. Дисциплинарно-правовое принуждение и материальная ответственность по административному праву 585
§ 1. Понятие и признаки дисциплинарно-правового принуждения 585
§ 2. Дисциплинарная ответственность по административному праву 588
§ 3. Дисциплинарное производство по административному праву 590
§ 4. Материальная ответственность по административному праву 594
Раздел VI. Административно-процессуальное право. Производство по делам об административных правонарушениях
Глава 23. Административный процесс и административно-процессуальное право 596
§ 1. Понятие и виды юридического процесса 596
§ 2. Административные процессы 599
§ 3. Административно-процессуальное право и административно-процессуальные нормы 603
§ 4. Общие стадии административных процессов 606
Глава 24. Общие положения производства по делам об административных правонарушениях. Субъекты административной юрисдикции 610
§ 1. Задачи, принципы и общие положения производства по делам об административных правонарушениях 610
§ 2. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях 617
Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях 623
§ 1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении 623
§ 2. Потерпевший 628
§ 3. Законные представители 633
§ 4. Защитник и представитель 637
§ 5. Свидетель. Понятой 641
§ 6. Специалист. Эксперт. Переводчик 648
§ 7. Прокурор 657
§ 8. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении 658
Глава 26. Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях 660
§ 1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении 660
§ 2. Доказательства 663
§ 3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей 667
§ 4. Экспертиза 669
§ 5. Вещественные доказательства и документы 679
§ 6. Показания специальных технических средств 683
§ 7. Оценка доказательств 686
Глава 27. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 688
§ 1. Понятие и система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 688
§ 2. Доставление. Административное задержание. Привод 692
§ 3. Личный досмотр. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Досмотр транспортного средства 704
§ 4. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов 710
§ 5. Изъятие вещей и документов. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей 713
§ 6. Отстранение от управления транспортным средством. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Задержание транспортного средства. Запрещение эксплуатации транспортного средства. Временный запрет деятельности 722
Глава 28. Стадии производства по делам об административных правонарушениях 729
§ 1. Возбуждение дела об административном правонарушении 729
§ 2. Рассмотрение дела об административном правонарушении 734
§ 3. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях 741
§ 4. Вступление в законную силу постановлений о назначении административных наказаний 745
§ 5. Приведение постановлений о назначении административных наказаний в исполнение 747
§ 6. Срок давности исполнения постановлений о назначении административных наказаний 748
§ 7. Окончание исполнения постановлений о назначении административных наказаний 749
§ 8. Исполнение постановлений о назначении административного штрафа 750
§ 9. Исполнение постановлений о лишении специального права 751
§ 10. Исполнение постановлений об административном аресте 753
Раздел VII. Обеспечение законности в государственном управлении
Глава 29. Обеспечение режима законности в государственном управлении (в сфере публичного управления) 755
§ 1. Содержание и значение законности 755
§ 2. Особенности и способы обеспечения режима законности 758
§ 3. Понятие, содержание и виды контроля 761
§ 4. Президентский контроль 762
§ 5. Парламентский контроль 767
§ 6. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 769
§ 7. Контроль органов исполнительной власти 772
§ 8. Судебный контроль 774
§ 9. Понятие, цели, задачи и предмет прокурорского надзора 786
Глава 30. Административная юстиция как способ обеспечения законности в сфере публичного управления 790
§ 1. Юридическая характеристика административной юстиции 790
§ 2. Административное судопроизводство в системе судебной деятельности 793
§ 3. Административные суды в России: результаты и проблемы законопроектной деятельности 799
§ 4. Кодекс административного судопроизводства - процессуальная основа деятельности административных судов 803
Нормативные акты 807

(р. 30 октября 1932г.) - доктор юридических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ.

Родился в г. Перми.

В 1955г. окончил юридический факультет Пермского государственного университета. С 1958 по 1962г. обучался в заочной аспирантуре Всесоюзного юридического заочного института (ВЮЗИ).

В 1963г. под руководством Я.Н.Уманского подготовил и защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Право запроса депутата местного совета в СССР".

В 1972г. - докторскую диссертацию на тему: "Административное принуждение в СССР, его виды и основные тенденции развития".

С 1962 по 1979г. работал на юридическом факультете Пермского государственного университета.

С 1979г. по настоящее время работает в Свердловском юридическом институте (ныне - Уральская государственная юридическая академия), где с 1979 по 2000г. занимал должность заведующего кафедрой административного права, а с 2000г. - профессора этой кафедры.

В 1992г. стал одним из учредителей негосударственного вуза - Уральского института экономики, управления и права.

С 1993 до 2000г. был ректором института, а в настоящее время - проректор по научной работе.

Основная сфера научной деятельности профессора Д.Н.Бахраха - вопросы теории административного права.

С 1956 по 2003г. Д.Н.Бахрах опубликовал более 300 научных и учебно-методических работ, в том числе 3 монографии, 6 учебников, 11 учебных пособий, 9 брошюр. Наиболее значимыми из них являются монографии: "Советское законодательство об административной ответственности" (Пермь, 1969); "Основные понятия теории социального управления" (Пермь, 1978); "Рассмотрение судами дел об административных правонарушениях" (М., 2003) (в соавт.); учебники: "Таможенное право" (Екатеринбург, 1995) (в соавт.); "Административное право" (М., 2000); брошюры: "Право запроса депутатов" (М., 1962), "Производство по делам об административных правонарушениях" (М., 1989) (в соавт.). В соавторстве с другими учеными Д.Н.Бахрах подготовил "Комментарий к КоАП РФ" (М., 2002), учебник "Административное право" (М., 2003).

Наиболее весомый вклад им внесен в разработку проблем предмета и источников административного права, системы субъектов административного права РФ, административно-правовых статусов граждан и государственных служащих, форм и методов деятельности государственной администрации, принуждения по административному праву, административно-процессуальной деятельности и административного судопроизводства.

Д.Н.Бахрах уделяет большое внимание таким вопросам общей теории права, как действие правовых норм во времени, понятие и виды юридического процесса, юридического договора, правового принуждения. В работах, посвященных административно-правовому статусу граждан, обосновано существование общего и специальных статусов граждан, права на общие и специальные административные жалобы, соотношение административной юстиции и административного судопроизводства в РФ, пути их дальнейшего развития. Он также выявил и обосновал единство и особые признаки трех видов государственной службы: гражданской, военной и военизированной (правоохранительной).

В работах Д.Н.Бахраха раскрываются понятие и виды специализированных административно-правовых режимов, содержание разрешительной системы. Определенный вклад ученый внес в разработку проблем административно-правового принуждения, оснований административной ответственности, производства по делам об административных правонарушениях.

Демьян Николаевич Бахрах (30 октября 1930, Пермь) - советский и российский юрист, специалист в области государственного, административного права. Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного права и советского строительства (1972-1979) Пермского университета, заведующий кафедрой административного права Свердловского юридического института (1979-2000), ректор (1993-2000) Уральского института экономики, управления и права.

Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1999). Первый председатель совета ректоров негосударственных вузов Екатеринбурга (1994).

Биография

Демьян Николаевич Бахрах окончил юридический факультет Пермского университета в июне 1955 года.

В 1958-1962 годах обучался заочно в аспирантуре Всесоюзного юридического заочного института. Под руководством профессора Я. Н. Уманского подготовил и в 1963 году защитил на юридическом факультете ЛГУ кандидатскую диссертацию «Право запроса депутата местного совета в СССР».

После нескольких лет практической работы в 1962 году был принят старшим преподавателем на кафедру государственного права Пермского университета. В 1966 году стал доцентом.

В 1972 году защитил диссертацию «Административное принуждение в СССР, его виды и основные тенденции развития» (Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства), став первым выпускником юридического факультета Пермского университета, получившим степень доктора юридических наук.

В 1972-1979 годах заведовал кафедрой государственного права и советского строительства Пермского университета.

В 1979-2000 годах - заведующий кафедрой административного права Свердловского юридического института (с 1992 - Уральская государственная юридическая академия, с 2014 года - Уральский государственный юридический университет), затем работал там же в должности профессора.

В 1992 году стал одним из учредителей Уральского института экономики, управления и права (УИЭУиП).

В 1993-2000 годах - ректор, позднее - проректор по научной работе УИЭУиП. В 1994 году избран председателем Совета ректоров негосударственных вузов Екатеринбурга. В настоящее время - профессор кафедры административного права УИЭУиП.

Дочь - математик и писатель Марина Голубицкая (род. 1957).

Научная работа

В период работы в Пермском университете Д. Н. Бахрах активно занимался научными исследованиями, опубликовал более 50 работ. Они посвящены трем проблемам: правовому статусу советского депутата; административному принуждению (Административная ответственность в СССР. Пермь, 1969; Ответственность за нарушение общественного порядка. М., 1976 и др.); теории социального управления (Основные понятия теории социального управления. Пермь, 1978; Административная юстиция: проблемы и перспективы // Советское государство и право. 1975. № 8; Методы управления // Экономические науки. 1970. № 8; Управленческий цикл // Правоведение. 1974. № 10 и др.).

Большое внимание Д. Н. Бахрах уделял научной работе своих коллег. Он был редактором ряда книг и сборников научных работ (Задержан милицией. Пермь, 1974; Судебная защита прав граждан. Пермь, 1976; Управление промышленностью. Пермь, 1970 и др.). Привлекал молодых коллег к совместному написанию статей, много сил отдавал работе с аспирантами, 15 из которых защитили кандидатские диссертации. В 1975 г. Д. Н. Бахрах подготовил и издал в Пермском университете сборник задач по советскому административному праву.

В течение 5 лет он был председателем бюро университетской организации общества "Знание", в 1973-1975 – секретарем партбюро факультета.

Наиболее весомый вклад им внесен в разработку проблем предмета и источников административного права, системы субъектов административного права РФ, административно-правовых статусов граждан и государственных служащих, форм и методов деятельности государственной администрации, принуждения по административному праву, административно-процессуальной деятельности и административного судопроизводства. Выявил обосновал единство и особые признаки трех видов государственной службы: гражданской, военной и военизированной (правоохранительной). Весомый вклад ученый внес в разработку проблем административно-правового принуждения, оснований административной ответственности, производства по делам об административных правонарушениях.

Опубликовал более 300 научных и учебно-методических работ, 5 монографий, 10 учебников по административному праву, по которым учатся студенты всех юридических факультетов и вузов России. Под руководством профессора Д. Н. Бахраха были подготовлены и защищены 31 кандидатская диссертация; четверо из его аспирантов защитили докторскую диссертацию.

Бахрах Демьян Николаевич. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002.
Автор книги - доктор юридических наук, профессор, зав кафедрой административного права Уральской государственной юридической академии, ректор негосударственного Уральского университета экономики и права
В учебнике раскрываются особенности, содержание, значение административного права как отрасли российского права Главное внимание автор уделяет административно-правовому статусу гражданина, государственного служащего, значению, структуре, содержанию, формам и методам деятельности исполнительной власти Анализируется система мер административно-правового принуждения и порядок их применения
Учебник создан на основе курса лекций, прочитанных студентам академии и университета
Предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей юридических факультетов и вузов

Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ
ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
ГЛАВА 3. НОРМЫ И ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
ГЛАВА 4. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ГЛАВА 5. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОТРАСЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
РАЗДЕЛ II. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СТАТУСЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИИ
ГЛАВА 7. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ПАСПОРТНОГО РЕЖИМА
ГЛАВА 8. ПРАВО ГРАЖДАН НА ЗАЩИТУ ОТ НЕПРАВИЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ (РЕШЕНИЙ) И БЕЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ, ЕЕ ОРГАНЫ И СЛУЖАЩИЕ
ГЛАВА 9. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 10. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ГЛАВА 11. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ
ГЛАВА 12. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
РАЗДЕЛ IV. ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 13. АКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 14. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 15. НЕГЛАСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ
РАЗДЕЛ V. МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 17. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 18. ПООЩРЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 19. РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 20. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР
ГЛАВА 21. СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ
РАЗДЕЛ VI. ПРИНУЖДЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ
ГЛАВА 22. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ
ГЛАВА 23. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕСЕЧЕНИЕ
ГЛАВА 24. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ГЛАВА 25. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ
ГЛАВА 26. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ГЛАВА 27. СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ГЛАВА 28. МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕЛ
ГЛАВА 29. ДИСЦИПЛИНАРНО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ
РАЗДЕЛ VII. РЕЖИМ ЗАКОННОСТИ (ПРАВОЗАКОННОСГИ) В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 30. СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГЛАВА 31. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Государственная администрация - самая большая, самая мощная часть государственной машины. Она непосредственно распоряжается огромными бюджетными, природными и иными ресурсами страны. В ее системе работает около 9/10 всех государственных служащих. Государственной администрации прямо подчинены почти все существующие средства физического принуждения: войска, милиция, полиция, контрразведка, исправительно-трудовые учреждения, психиатрические больницы и т. д. Власть, которой она обладает, - административная власть - огромная социальная сила. Ее правильное использование серьезно способствует тому, чтобы страна стала процветающей. Субъективизм, некомпетентность, произвол, злоупотребления при осуществлении государственной власти приносят обществу колоссальный вред. К сожалению, так было в России в 30-х и 90-х годах XX века.

В демократически организованном обществе формирование и деятельность государственной администрации должны быть четко, полно урегулированы правом. И основную роль здесь играет фундаментальная отрасль права любого государства - административное право. Особенно велико его значение в России, где такие факторы, как большая территория, значительные природные ресурсы, многонациональный состав населения, исторические традиции обусловили особое значение государственной администрации (административной власти).

Концепцию этого учебника можно изложить несколькими предложениями. Эффективность в деле осуществления безопасности граждан, общества, страны, реализация социальных и экономических программ, конституционных прав и свобод граждан во многом зависит от деятельности государственной администрации. А на ее четкую, плодотворную работу серьезно влияет административно-правовое регулирование. Нормы административного права должны закрепить оптимальные варианты создания системы исполнительных органов государственной власти, распределения компетенции между ними, комплектования их личного состава. Административное право призвано предложить аппарату научно обоснованный набор средств воздействия на общество в нормальных и чрезвычайных условиях, способов реализации прав и законных интересов граждан и их защиты, демократические процедуры деятельности.

В 90-х гг. XX в. в российском административном праве произошли коренные изменения. Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, социальные реформы повлекли большие перемены во всем массиве административно-правовых норм, который был обновлен, расширен, модернизирован, стал более демократичным.

Прежде всего изменения связаны с гуманизацией административного права, которое «повернулось лицом к человеку» и во многих источниках конкретизировало конституционную норму о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Во-вторых, в административном праве последовательно отражено федеративное начало, оно стало важным средством закрепления и развития федерального устройства, обеспечения целостности России и самостоятельности ее субъектов.

В-третьих, активно осуществляется развитие процессуальной составляющей отрасли, ее процессуализация. Разработаны и закреплены демократические процедуры многих видов административной деятельности (лицензирования, выдачи заграничных паспортов и др.).

В-четвертых, в регулировании прав граждан, деятельности администрации, властеотношений резко возросла роль законов и соответственно уменьшилась роль подзаконных актов.

B -пятых, на состояние норм административного права, систему регулируемых ими отношений активно стали влиять Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

Этот учебник значительно отличается от учебников, изданных другими авторами, и от ранее изданных мною учебников.

1.В нем значительно больше внимания уделено правам, обязанностям гражданина, проблемам их реализации, защиты прав.

2.Во многом по-новому рассмотрены вопросы о формах и методах деятельности государственной администрации.

3.Целые параграфы и даже главы посвящены административно-правовым явлениям, которые ранее в учебной литературе не рассматривались (разрешительная система, административная опека, административная деликтность, особенности налоговых правонарушений, ведомственные нормативные акты и др.).

4.Много места отведено законодательству, системе органов исполнительной власти, государственной службе субъектов Российской Федерации.

5.Использованы многие акты Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации.

6.Предпринята попытка усовершенствовать язык учебного курса административного права, унифицировать его терминологию. В частности, широко используются словосочетания «государственная администрация», «акты государственной администрации», «административное ведомство», «специальные административно-правовые режимы», «административная опека».

Следует отметить, что в последние годы между законодательством и практикой нет должного единства. Многие важные правовые положения не оказали планируемого воздействия на деятельность государственной администрации, не всегда последовательно воплощаются в жизнь. Хочется надеяться, что этот учебник станет полезным источником знаний об административно-правовой действительности, о нормах административного права для студентов, аспирантов, преподавателей, практических работников; что он в какой-то мере поможет более полному осуществлению административно-правовых положений, а значит - улучшению административно-правовой действительности.

Заслуженный деятель науки,

доктор юридических наук,

профессор Д. Н. БАХРАХ