Из истории землетрясении. Вопросы и задания

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 класса создан большим коллективом преподавателей и специалистов в области безопасности человека на основе обязательного минимума содержания образования и доработан с учетом нового федерального компонента образовательных стандартов.
В учебнике всесторонне рассматриваются природные явления, опасные для человека: землетрясения, наводнения, ураганы, лесные пожары и др. Приводится разнообразный документальный и статистический материал. Предлагаются правила поведения человека при угрозе стихийных бедствий и алгоритм действий при оказании первой медицинской помощи.

Классификация наводнений по причинам возникновения.
Различают шесть основных типов наводнений в зависимости от причин их возникновения: половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон, наводнение при прорывах плотин.

Половодье - периодически повторяющийся подъем уровня воды в реках, вызываемый обычно весенним таянием снега или обильными дождями на равнинных реках, а также весенне-летним таянием снега и ледников на реках, берущих начало в горных районах. Половодья повторяются ежегодно в один и тот же сезон с различной интенсивностью и продолжительностью, в зависимости от метеорологических условий.

Паводок - интенсивный периодический и кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый сильными дождевыми осадками, а нередко и быстрым таянием снега при зимних оттепелях. В отличие от половодий, паводок может возникнуть в любое время года. При частом выпадении дождей отдельные паводки накладываются один на другой, формируя сложный многопиковый
паводок продолжительностью до нескольких месяцев (такой паводок наблюдался в ряде европейских стран в 2005 году). Значительный паводок может вызвать наводнение, называемое паводковым наводнением.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Раздел I
ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Глава 1
ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
1. ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ И ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
2. НАВОДНЕНИЯ
2.1. Понятие наводнения
2.2. Классификация наводнений по причинам возникновения
2.3. Классификация наводнений по масштабу
2.4. Поражающие факторы наводнений
2.5. Мероприятия по защите от наводнений
2.6. Действия населения при угрозе и во время наводнений
3. УРАГАНЫ, БУРИ. СМЕРЧИ
3.1. Основные понятия и классификация
3.2. Причины возникновения ураганов, бурь, смерчей
3.3. Поражающие факторы и последствия ураганов, бурь и смерчей
3.4. Меры по защите и снижению последствий от ураганов, бурь и смерчей
3.5. Действия населения при угрозе возникновения и во время ураганов, бурь и смерчей
4. ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
4.1. Понятие землетрясения
4.2. Причины возникновения землетрясений
и их классификация
4.3. Основные характеристики землетрясений
4.4. Последствия землетрясений
4.5. Меры по снижению потерь и ущерба от землетрясения
4.6. Правила безопасного поведения во время землетрясения
5. ЦУНАМИ
5.1. Понятие цунами
5.2. Причины возникновения цунами
5.3. Основные характеристики цунами
5.4. Последствия воздействия цунами
5.5. Меры по защите от цунами и снижению последствий их воздействия
5.6. Действия населения при угрозе цунами
6. ОБВАЛЫ, ОПОЛЗНИ И СЕЛИ
6.1. Основные понятия, параметры и причины возникновения
Обвалы
Оползни
Сели
6.2. Поражающие факторы обвалов, оползней и селей
6.3. Мероприятия по предупреждению обвалов, оползней, селей и меры по снижению ущерба от них
6.4. Правила безопасного поведения при возникновении обвалов, оползней и селей
7. ЛЕСНЫЕ И ТОРФЯНЫЕ ПОЖАРЫ
7.1. Понятие лесных и торфяных пожаров
7.2. Классификация лесных и торфяных пожаров
7.3. Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров
7.4. Предупреждение лесных и торфяных пожаров и борьба с ними
7.5. Тушение лесных и торфяных пожаров. Правила безопасного поведения во время пожаров и зашиты от них
8. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ ПО ПОВЕДЕНИЮ ПРИ ОПАСНЫХ ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ
Глава 2
СОЦИАЛЬНО-КРИМИНАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
9. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В ТОЛПЕ. ПАНИКА
9.1. Основные закономерности поведения толпы
9.2. Минская катастрофа
9.3. Как вести себя в толпе
9.4. Терроризм и безопасность человека
10. КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ СЕКСУАЛЬНОГО ДОМОГАТЕЛЬСТВА И НАСИЛИЯ
10.1. Общие принципы поведения
10.2. Специальные рекомендации девушкам-подросткам
Раздел II
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Глава 3
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАНЕНИЯХ И ТРАВМАХ
11. ВИДЫ РАН, ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАНЕНИЯХ
12. ПРАВИЛА НАЛОЖЕНИЯ ПОВЯЗОК
13. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ
Глава 4
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
14. ФАКТОРЫ, РАЗРУШАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ
15. ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ
Ответы на кроссворды
ПРИЛОЖЕНИЯ-ПАМЯТКИ
Правила поведения при поступлении сообщения о наводнении и начале эвакуации
Правила поведения при оповещении о приближении урагана
Правила поведения при оповещении о возможности землетрясения
Правила поведения при поступлении сигнала о возможном приходе цунами
Правила поведения при заблаговременном оповещении об опасности обвала, оползня или селя
Правила безопасного поведения в лесу
Правила поведения при угрозе теракта.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы безопасности жизнедеятельности, 7 класс, Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Наша Земля прекрасна и в летнее солнечное утро, и в снежный зимний день, и в весеннюю грозу, и в осенний дождь. Изумительны по-своему и тропический ливень, и северное сияние, и грохочущие лавины, извержения вулканов, огромные морские волны и барханы в пустыне.

Но многие природные явления могут приобрести такую силу, что становятся опасными для человека.

И если мы не готовы, не знаем, как защитить себя, свой дом и имущество от стихийных сил природы, может возникнуть опасная и даже чрезвычайная ситуация, угрожающая жизни многих людей, их интересам и даже безопасности страны.

Понимая важность этой проблемы, в Российской Федерации принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ряд постановлений Правительства, на основании которых развернута подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций, в том числе преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

Наш учебник написан в соответствии с программой этой дисциплины на основе информационных материалов и опыта лучших специалистов страны. Он поможет не только узнать механизмы возникновения опасных природных ситуаций, но и познакомит с опытом действий по защите от поражающих природных факторов.

За последние годы расширяется география наших поездок, мы становимся очевидцами стихийных явлений, которых не бывает там, где мы живем. Каждый из нас может оказаться в зоне стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации природного характера. И от наших действий будет зависеть наша жизнь, жизнь близких людей. Природа Земли такова, что опасные природные явления всегда были, есть и будут, а значит, мы должны быть к ним готовы.

Изучая курс ОБЖ, вы уменьшаете вероятность ошибок при действиях в опасных и чрезвычайных ситуациях, возникновение страха и паники - главных причин стресса и гибели людей.

Как работать с учебником

В первую очередь ознакомьтесь с оглавлением учебника, вам будут понятны его структура и логика изложения материала. Работая с учебником, обращайте внимание на выделенные в тексте слова - понятия и термины. Для успешного усвоения знаний в учебнике предлагается дополнительный материал:

«Вопросы и задания» в конце параграфа помогут вам проверить свои знания и понять, как вы усвоили новый материал.

Заполнять кроссворды следует без нажима простым карандашом - ведь этот учебник ещё будет служить другим ребятам.

При подготовке к занятиям обращайтесь к форзацам учебника, там вы найдёте фотографии, иллюстрирующие разнообразные природные стихийные явления.

ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ И ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) принято понимать обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения. ЧС возникают не сразу, как правило, они развиваются постепенно из происшествий техногенного, социального или природного характера.

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушенными условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также от границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций в нашей стране создана специальная система - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (кратко РСЧС ).

РСЧС имеет свои силы, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций (это подразделения МЧС, МВД, ФСБ и других государственных органов). Если этих сил недостаточно, то для ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Надо сказать, что защита населения является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей всех учреждений (в том числе и школ) и предприятий.

К числу основных задач этой системы в области защиты населения отнесены:

прогноз чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В данном учебнике мы подробно рассмотрим опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в результате природных явлений и неблагоприятных факторов.

Всё население нашей страны имеет право на защиту своей жизни, здоровья, а также имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, каждый человек должен сам заботиться о собственной безопасности. Граждане Российской Федерации обязаны участвовать в мероприятиях по защите от чрезвычайных ситуаций и обучаться действиям в подобных ситуациях.

Защита населения достигается применением целого ряда мер, среди которых:

□ прогноз возможных чрезвычайных ситуаций и их последствий для населения;

□ непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды;

□ оповещение населения об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;

□ эвакуация людей из опасных зон;

□ подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях населения, руководителей предприятий и организаций, органов управления;

□ проведение спасательных работ.

Особое внимание уделяется подготовке учащейся молодежи. Введение в 1991 году в государственных общеобразовательных учреждениях нового курса - «Основы безопасности жизнедеятельности» - тому подтверждение.

Отнеситесь серьезно к изучению и практическому освоению данного курса. То, что хорошо усвоено в юности, остается на всю жизнь, а эти знания пригодятся всегда.

В последнее время отмечается опасная тенденция увеличения числа природных катастроф. Сейчас они происходят в 5 раз чаще, чем 30 лет назад, а экономический ущерб, наносимый ими, возрос в 8 раз. Год от года растет число жертв от последствий чрезвычайных ситуаций.

Главной причиной такой неутешительной статистики эксперты считают растущую концентрацию населения в крупных городах, расположенных в зонах повышенного риска.

Изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение правилам поведения в подобных условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями.

Учебник по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" разработан в соответствии с требованиями программы курса ОБЖ для общеобразовательных учреждений, одобренной Министерством образования России. В учебнике рассмотрены причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия и правила безопасного поведения при возникновении землетрясений, извержений вулканов, наводнений, цунами, лесных пожаров, ураганов, бурь, смерчей, обвалов и лавин. В разделе "Основы медицинских знаний" авторы акцентируют внимание учащихся на выработке практических навыков наложения различных видов повязок при травмах и ранениях, а также оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Впервые приведена система поведенческих алгоритмов при стихийных бедствиях, рассмотрены психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера. Учебник рекомендован Министерством образования РФ и включен в Федеральный перечень.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Раздел I. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях природного характера 5
Глава 1. Чрезвычайные ситуации природного характера 7
Глава 2. Землетрясения 12
Из истории землетрясений 12
2.1. Происхождение землетрясений 15
2.2. Как оценивают землетрясения 20
2.3. Последствия землетрясений 23
2.4. Меры по уменьшению потерь от землетрясений 25
2.5. Правила безопасного поведения при землетрясениях 27
Глава 3. Вулканы 38
Из истории извержения вулканов 38
3.1. Происхождение и виды вулканов 39
3.2. Последствия извержения вулканов 42
3.3. Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов 43
Глава 4. Оползни, сели, обвалы, снежные лавины 47
4.1. Оползни 47
Из истории оползней 47
4.2. Сели (селевые потоки) 51
Из истории селей 51
4.3. Обвалы 56
Из истории обвалов 56
4.4. Снежные лавины 58
Из истории лавин 58
4.5. Последствия оползней, селей, обвалов, лавин и меры по уменьшению потерь от них 62
4.6. Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и лавин 65
Глава 5. Ураганы, бури, смерчи 73
Из истории ураганов, бурь, смерчей 73
5.1. Происхождение и виды ураганов, бурь, смерчей 75
5.2. Последствия ураганов, бурь и смерчей 86
5.3. Меры по уменьшению ущерба от ураганов, бурь, смерчей 88
5.4. Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей 90
Глава 6. Наводнения 97
Из истории наводнений 97
6.1. Происхождение и виды наводнений 98
6.2. Последствия наводнений 102
6.3. Меры по уменьшению ущерба от наводнений 103
6.4. Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений 104
Глава 7. Цунами 110
Из истории цунами 110
7.1. Происхождение и классификация цунами 112
7.2. Последствия цунами 114
7.3. Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них 116
7.4. Правила безопасного поведения при цунами 118
Глава 8. Лесные и торфяные пожары 125
Из истории лесных пожаров 125
8.1. Происхождение и классификация лесных и торфяных пожаров 127
8.2. Последствия лесных и торфяных пожаров и способы их тушения 148
8.3. Предупреждение лесных и торфяных пожаров 149
8.4. Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушении 152
Глава 9. Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера 158
9.1. Человек и стихия 159
9.2. Характер и темперамент 162
9.3. Психологические особенности поведения человека во время стихийного бедствия 165
9.4. Психологические особенности поведения человека после стихийного бедствия 166
Раздел II. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи 171
Глава 1. Правила наложения повязок 173
1.1. Повязки. Общая характеристика 173
1.2. Отработка практических навыков наложения повязок на руку 176
1.3. Отработка практических навыков наложения повязок на ногу 177
Глава 2. Оказание помощи пострадавшим при переломах и их переноска 179
2.1. Правила оказания первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей 179
2.2. Способы переноски пострадавших 182
Раздел III. Основы здорового образа жизни 187
Глава 1. Режим учебы и отдыха подростка 189
1.1. Режим — необходимое условие здорового образа жизни 189
1.2. Умственная и физическая работоспособность 190
1.3. Профилактика переутомления и содержание режима дня 192
Приложение 1. Изменение поведения животных в дни и часы, предшествующие землетрясению 197
Приложение 2. Причины возникновения лесных пожаров (по данным Министерства природных ресурсов Российской Федерации) 198
Ответы на задания 199
Словарь терминов и определений 200
Использованная и рекомендуемая литература 203.

Управление образования администрации Шемышейского района

Пензенской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего поселка ШЕМЫШЕЙКА

имени Героя Советского Союза Александра Тимофеевича Бодряшова

Рабочая программа

«Основы безопасности жизнедеятельности»

преподаватель-организатор ОБЖ

Артемьев В.С.

2017 г.

Рабочая программа

«Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класс

2017/2018 уч.год.

Рабочая программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Образовательной программы образовательного учреждения МБОУ СОШ р.п. Шемышейка.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
  1. Личностные результаты:
  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Регулятивные УУД :

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД :

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

1.3. Предметными :

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказать первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

МОДУЛЬ I Основы безопасности личности, общества и государства

РАЗДЕЛ I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

Различные природные явления. Общая характеристика природных явлений. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.

Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Расположение вулканов на земле, извержения вулканов.

Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.Смерчи.

Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.

Наводнения. Виды наводнений и их причины. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика. Цунами и их характеристика. Снежные лавины.

Тема 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения.

Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Эпизоотии и эпифитотии.

РАЗДЕЛ II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 2 .Защита населения от чрезвычайных ситуации геологического происхождения

Защита населения от последствий землетрясений. Последствия извержения вулканов. Защита населения.

Тема 3. Защита населения от ч резвычайных ситуации метеорологического происхождения

Защита населения от последствий ураганов и бурь

Тема 4. Защита населения от чрезвычайных ситуации гидрологического происхождения.

Защита населения от последствий наводнений. Защита населения от последствий селевых потоков

Защита населения от цунами

Тема 5. Защита населения от природных пожаров и защита населения

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

РАЗДЕЛ III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Тема №6 Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения.

МОДУЛЬ II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

РАЗДЕЛ IV Основы здорового образа жизни

Тема 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Анатомно-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних

РАЗДЕЛ V Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 8. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

Общие правила оказания первой медицинской помощи

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах

Общие правила транспортировки пострадавшего

  1. Тематическое планирование

по ОБЖ

7 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

28 ч.

24 ч.

3 ч.

6 ч.

Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.

Проверочная работа № 2 по теме: «ЧС геологического происхождения».

3 . Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

10. .

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.

Защита населения от последствий ураганов и бурь.

Смерчи.

Проверочная работа № 3 по теме: «ЧС метеорологического происхождения».

4 . Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

Наводнения. Виды наводнений и их причины.

Защита населения от последствий наводнений.

Сели и их последствия.

Защита населения от последствий селевых потоков.

Цунами и их характеристика.

Защита населения от цунами.

Снежные лавины.

Проверочная работа № 4 по теме: «ЧС гидрологического происхождения».

5 . Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения

Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

Инфекционные заболевания людей и защита населения.

Эпизоотии и эпифитотии.

Проверочная работа № 5 по теме: «ЧС биологического происхождения».

Раздел 2. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

25-26.

Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористичес-кую и экстремистскую деятельность.

27-28.

Роль нравственных позиций и личностных качеств подростков в формировании антитеррористи-ческого поведения

Проверочная работа № 6 по теме: «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму».

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел 3. Основы здорового образа жизни

Психологическая уравновешен-ность.

Стресс и его влияние на человека.

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

8. Первая помощь при неотложных состояниях

Общие правила оказания первой помощи.

Оказание первой помощи при наружном кровотечении.

Оказание первой помощи при ушибах и переломах.

Общие правила транспортировки пострадавшего.

Итоговая проверочная работа № 7 по курсу ОБЖ 7 класса.

Всего часов

Календарно-тематическое планирование

по ОБЖ 7 класс

2017-2018 уч.год.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

план

факт

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства

28 ч.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

24 ч.

1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3 ч.

Вводный инструктаж по ТБ и ПБ.

Различные природные явления и причины их возникновения.

Общая характеристика природных явлений.

Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения.

2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

6 ч.

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

Защита населения от последствий землетрясений.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

Проверочная работа № 1 по теме: «Землетрясения. Правила безопасного поведения при землетрясении».

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле.

Последствия извержения вулканов. Защита населения.

Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.

Проверочная работа № 2

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

Тема №1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

Цель: Раскрыть основное содержание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», ее цели и задачи, основные понятия, определения и термины.

План :

      Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», содержание, цели и задачи.

      Понятия, определения, термины.

      Классификация опасностей.

Основные понятия по теме: Безопасность жизнедеятельности, главная задача курса, объект изучения в БЖД, предметы исследования БЖД, безопасность, опасность, объект опасности, окружающая среда, жизненно важные интересы, человека, угроза, Опасная ситуация, ч резвычайная ситуация, у ровень безопасности, проблема безопасности, мера безопасности, защита, к ультура безопасности, а вария, с тихийное бедствие, к атастрофа, глобальная катастрофа , с пасательные работы

Краткое содержание лекции:

Безопасность жизнедеятельности - это комплекс мероприятий, направленное на безопасное взаимодействие человека со средой обитания и его защиту, устойчивое функционирование объектов хозяйствования в чрезвычайных ситуациях, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также применения современных средств поражения.

В дисциплине рассматриваются следующие вопросы:

    состояние и негативные факторы среды обитания;

    принципы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания;

    анатомо-физиологические последствия воздействия факторов на человека травмирующих, вредных и поражающих, принципы их идентификации, повышение безопасности технических средств и технологических процессов;

    разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала в условия ЧС и ликвидация их последствий;

Нормативно-технические и организационные вопросы БЖ. Главная задача курса - освоение объема теоретических знаний ипрактических действий, необходимых для решения нижеследующих задач:

    создание безопасных условий в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

    эксплуатация и проектирование новой техники, технологических процессов и объектов хозяйствования в соответствии с современными требованиями по безопасности и экологичности;

    устойчивость функционирования объектов хозяйствования и технических систем в обычных условиях и в условиях чрезвычайных ситуаций;

    разработка и реализация мер защиты человека и среды его обитания от вредных воздействий;

    прогнозирование и принятие грамотных решений в условиях ЧС по защите населения, персонала от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения средств поражения, оценка последствий ЧС, а также в ликвидации этих последствий.

Задачи обучения:

Научить действовать в ЧС природного и техногенного характера, способам защиты населения, основам организации и проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения средств поражения;

Охарактеризовать очаги поражения;

Определить основы организации и ведения спасательных и других неотложных работ;

Дать характеристику способов защиты населения от последствий ЧС и современных средств поражения.

Обьект ом изучения вБЖД является комплекс явлений и процесс в системе ‘’человек – среда обитания’’, отрицательно воздействующих на человека и природную среду, предметами исследования- опасности для человека от взаимодействия с окружающей средой и меры безопасности.

Безопасность – состояние объекта опасности, при котором отсутствуют различного рода опасности и угрозы, способные нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека. Безопасность- это результат процесса или деятельности человека (объекта).

Опасность - потенциальный результат взаимодействия человека с окружающей средой, способный нанести вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.

Объект опасности - это человек (индивид) или объединения (общности, сообщества людей) различного уровня, вплоть до мирового сообщества.

Окружающая среда - исходная (природная) среда и среда, преобразованная человеком (социальная и техногенная).

Жизненно важные интересы человека - жизнь, здоровье, благосостояние, доступ к информации.

Угроза – опасность на стадии перехода из возможной к действительную.

Опасная ситуация - это состояние объекта, при котором возникла опасность, т.е существует опасность.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь за собой гибель людей, ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Уровень безопасности - количественное выражение безопасности объекта.

Проблема безопасности - совокупность частных задач обеспечения безопасности объекта.

Мера безопасности - действие субъекта безопасности по обеспечению безопасности объекта безопасности.

Защита - мера безопасности, заключающаяся в парировании выявленных угроз.

Культура безопасности способы и результаты разумной жизнедеятельности, при котором она не создает угроз, способных нанести неприемлемый вред жизненно важным интересам человека.

Авария - нарушение технологического процесса, повреждение механизмов, оборудования и сооружений.

Стихийное бедствие - бедствие, вследствие которого возникла чрезвычайная ситуация.

Катастрофа - разрушительное явление, повлекшее чрезвычайную ситуацию регионального или глобального масштаба, событие с гибелью большого количества людей.

Глобальная катастрофа - событие с гибелью населения стран или человечества в целом.

Спасательные работы - действия в зоне ЧС по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите окружающей среды, ее локализации и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для нее опасных факторов.

Гражданская оборона - это государственная система органов управления и совокупность общегосударственных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения, объектов хозяйствования и территории страны от воздействия поражающих факторов современных средств поражения, ЧС природного и техногенного характера.

ГО организуется по территориально - производственному принципу на всей территории республики.Для ликвидации последствий ЧС мирного времени из числа существующих формирований ГО и штатных специализированных формирований создаются областные, городские и районные отряды экстренного реагирования постоянной готовности.

Сигнал «Внимание всем!» - единый сигнал ГО, который передается сиренами и другими сигнальными средствами. По этому сигналу население обязано включить телевизоры, радио и другие средства приема информации, внимательно прослушать передаваемую информацию и выполнить требования по порядку действий и правилам поведения.

Объекты хозяйствования - здания, сооружения и другие строения, используемые в интересах промышленного, сельскохозяйственного производства и других сфер деятельности общества.

Тесты к теме

Литература:

    Приходько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. Алматы, ВШП «Адилет», 2000.

    Закон РК « О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» от 5.07.1996 г.

    Закон РК «Об аварийно – спасательных службах и статусе спасателей» от 23.03.1997 г.

    Закон РК «О гражданской обороне» от 7.05.1997 г.

    Э.А. Арустамов. Безопасность жизнедеятельности. – Учебник. М. 2003.

    Н.Приходько. Безопасность жизнедеятельности. – Курс лекций. Алматы, 2000.

    ОБЖ. Основы безопасности жизни, октябрь 2007 г.