Право социального обеспечения участники. Право социального обеспечения - конспект лекций - Долженкова Г.Д. Понятие социального обеспечения

Занятие №2

Родной язык и развитие речи-30 минут .

    Беседа о школе:

К вам в гости пришел мишка - Топтыжка. Он хочет вас пригласить в один чудесный дом.

В этом доме чудеса:
Много парт, звонок – оса.
Прозвенел и тишина.
Начинать урок пора.
- Что это? (Школа.)

Для чего мы сегодня пришли в школу?

Чему вы будете учиться?

Когда и зачем? Почему и откуда?

На всё ты хочешь ответы найти.

И я тебе верным помощником буду,

Готовым помочь и всегда и повсюду,

А кто я – по буквам заглавным прочти!

Рано утром малышок

В двери к нам стучится:

«Открывайте шире дверь,

Я пришёл учиться».

(Работа над громкостью, выразительностью речи детей).

    Чтение учениками по памяти их любимых стихотворений.

    Работа в тетради.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Карандашик так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Вы видите в тетради дорожку. Она достаточно узкая. Ваша задача – пройти по тропке, не выходя за ее границы.





    • Без крыльев летят,
      Без ног бегут,
      Без паруса плывут. (Облака)

      Молоко над речкой плыло,
      Ничего не видно было.
      Растворилось молоко –
      Стало видно далеко. (Туман)

      Не пешеход, а идет.
      Мокнут люди у ворот.
      Ловит дворник его в кадку.
      Очень трудная загадка? (Дождь)

      На дворе переполох:
      С неба сыплется горох.
      Съела шесть горошин Нина,
      У нее теперь ангина. (Град)

      Рыбам зиму жить тепло:
      Крыша – толстое стекло. (Лед)

      Бел как мел, с неба прилетел.
      Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

Занятие №3

Счёт и развитие математических представлений.- 30 минут.

1. Сосчитай до 10 … и обратно.

3. Назови число на один меньше, чем 9, 7?

4. Что больше 9 горошин или 8 карандашей?

5. Покажи, где у книги верхний правый угол, нижний левый?

6. Какое число стоит между 3 и 5?

2) Решение стихотворных задач.

    У кошки три котенка.
    Они мяучат громко.
    В лукошко мы глядим:
    Куда пропал один?

Вдруг видим: из-под лавки
Его выносит кошка.
Он первым встал на лапки
И вылез из лукошка.

А сколько котят еще не умеют ходить? (2)

    Дама сдавала в багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картинку, коробку, картонку

И маленькую собачонку.

Но только раздался звонок

Удрал из вагона щенок. (7-1=6)

3) Работа в тетради.

Обведите каждую клетку. Игра «Поезд».

Обведите клетку через одну и соедините «вагоны поезда».

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Карандашик так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

(Выполняется массаж пальчиков.)

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Занятие №1

Знакомство со школьной жизнью- 30 минут.

1) Знакомство с учебными вещами, необходимыми первокласснику. Кто вас встретит у порога
И научит вас писать,
Прочитает книжек много
И поставит всем вам "5"?

Вы теперь не просто дети,
Вы теперь... (ученики ),
Форму новую надели,
Завязали все шнурки.

Со мною в дождик и в метель
Шагает в школу мой... (портфель )
Зимой он книжками набит,
А летом пуст и крепко спит.

То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать,
Называюсь я... (тетрадь).

А какие ещё вещи необходимы первокласснику?

    Я – красивая закладка.

Я нужна вам для порядка.

Зря страницы не листай.

Где закладка, там читай!

    Почему из-под точилки

Вьются стружки и опилки?

Карандаш писать не хочет –

Вот она его и точит.

    Я – малютка карандашик,

Исписал я сто бумажек.

А когда я начинал,

То с трудом влезал в пенал.

Школьник пишет и растёт,

Карандаш – наоборот.

(Показ и объяснение назначения вещей учителем).

2) Игра "Вопрос – ответ".

Учитель задает вопрос и кидает ребенку мишку, ребенок отвечает на вопрос и бросает игрушку назад.

    Как в школе нужно обращаться к учительнице?

    Если тебе нужно о чем-нибудь спросить учительницу, как ты поступишь?

    Если тебе во время урока понадобится выйти в туалет, что ты скажешь?

    Что такое урок?

    Как ты узнаешь, что пора идти на урок?

    Для чего нужна перемена?

    Как в школе называется комната, где учатся дети?

    Как в школе называется стол, за которым дети сидят?

    Где пишет учитель, когда объясняет задание?

    Что такое отметка?

    Какие отметки плохие, а какие хорошие?

    Что такое каникулы?

    Какие бывают каникулы?

Звенит звонок. Урок окончен.

Занятие №2

Счёт и развитие математических представлений- 30 минут .

1) Решение стихотворной задачи.

Ребята, считайте скорей, сколько зверей?

    Как-то вечером к медведю

На порог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, «косой»,

Волк с плутовкою лисой!

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

Помоги ему скорей,

Посчитай-ка всех зверей. (7)

2) Работа с наборным полотном.

Сколько? (грибов, яблок, и т.д.) Как узнали? (посчитали).

Прямой и обратный счёт в пределах 10.

3)- Найди среди знакомых предметов такие, которые имеют четырёхугольную форму? (доска, стол, тумбочка, парта, книга, и т.д.)

Что это за фигуры? (круг и овал).

Чем похожи круг и овал?

4) Задание: возьми из коробки 10 палочек, сложи то же, что у меня (в прямой и зеркальной проекции).

Положи перед собой 4 палочки, добавь столько же. Сколько стало?

Положи перед собой 5 палочек, добавь 1. Сколько стало?

5) Решение простых арифметических задач без наглядной опоры.

6) Работа в тетради. Письмо наклонных прямых палочек из одного угла каждой клетки в противоположную, следующая строка через одну клетку.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Карандашик так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

А для того чтобы ваши пальчики слушались, их надо разогреть.

(Выполняется массаж пальчиков.)

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Звенит звонок. Урок окончен.

Занятие №3

Родной язык и развитие речи- 30 минут.

    Фонетическая зарядка: Как рычит собака? (Р-р-р…)

Как тикают часы? (Тик-так…)

Как воет волк? (У-у-у-у…)

    Чистоговорка.

Ба-бо-бы – на дворе стоят стол…(бы).

Бу-бы-ба – из окна торчит труб…(ба).

    Составление предложений из двух слов по картинке. Составление предложений по картинке и по вопросам учителя.

    Свободное рассказывание детьми об интересных случаях из их жизни с опорой на вопросы учителя.

    Дидактическая игра «Кто летает?» (синица, ласточка, заяц, ёж, самолёт, девочка, бумажный змей, лебедь, парта, скворец, грач, корова).

    Скороговорка.

У Тамары-тараторки

Тридцать три скороговорки.

Самая простая

Знаете какая?

Да вот она:

Собака Шарик

Несла сухарик.

А ну попробуй, повтори,

Да не один разок, а ТРИ!

    Работа в тетради.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Карандашик так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Вы видите в тетради дорожку – это рабочая строка. Она узкая. Ваша задача – написать наклонную палочку, не выходя за ее границы.

А для того чтобы ваши пальчики слушались, их надо разогреть.

(Выполняется массаж пальчиков.)

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

8) Загадки.

    Прилетели галки в поле

И уселись на снегу…

Стану я учиться в школе –

Разобраться в них смогу! (Буквы).

    Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины).

    К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи. (Арбузы).

8) Когда так говорят?

Спит как убитый - (очень крепко).

Трещит как сорока - (очень много и попусту болтает).

Звенит звонок. Урок окончен.

Подготовительные занятия для будущих школьников нужно проводить, хоть и в игровой форме, но упорно и методично, плавно переводя игру в маленький урок.

Образование – обязательный процесс для всех и для каждого. Без школы сложно обойтись, ведь она, помимо необходимых общеобразовательных знаний, дает коммуникативные навыки, прививает определенную систему ценностей и чувство ответственности, дарит первый опыт адаптации к будущей взрослой жизни… Одним словом – обучает всему тому, чего, находясь дома, постигнуть практически нереально.

Школа дает знания, но в первый класс ребенка нужно отправлять не в ожидании, что его там всему научат, а подготовленным. Тогда и стрессов у дошколенка будет меньше, и образовательный процесс не вызовет сложностей, и проблем с адаптацией к новому статусу «младший школьный возраст» не возникнет.

Подготовительные занятия – чем раньше, тем лучше

Как бы это ни странно звучало, но чем старше ребенок, тем сложнее подготовить его к обучению в школе. Особенно если он не ходит в детский сад (в дошкольном коллективе воспитатель проводит занятия по специально установленной методике, дети же, соревнуясь друг с дружкой, быстрее схватывают материал), а сидит с мамой или бабушкой дома. И тем более, когда прежде к этому никаких шагов не предпринималось. В 4-5 лет кроха с удовольствием учит понятия «больший-меньший», «гласный-согласный», «звук-буква», «число-цифра», особенно если родители выступают не в роли строгого учителя, а предлагают увлекательную игру.

Тематический материал:

А вот в 7 лет – переломный возраст от малыша к школьнику – ребенок начинает стесняться своих незнаний и при этом противиться учебе. Играть «как детки» ему уже не пристало, а «как взрослые» – еще не умеет. Возникает конфликт, выливающийся сначала в «не понимаю – не хочу», потом в «не желаю – не буду – не интересно». Особенно если малыш по своей натуре замкнут. И тут родителям нужно хорошенько потрудиться (главное – терпеливо и тактично, без криков и обвинительных ярлыков!), чтобы переломить ситуацию.

Идеальное время обучаться школьной жизни – 5-6 лет. К этому возрасту ребенок:

  • имеет довольно внушительный словарный запас (он, как правило, составляет порядка 2 тысяч слов, среди которых есть уже и временные понятия, и пространственные);
  • воспринимает и сам использует сложные предложения;
  • знаком с элементами учебной деятельности (пусть и в игровой форме);
  • самостоятельно планирует, а потом и контролирует, анализирует свои действия;
  • понимает разницу между просьбой и указанием;
  • у него уже достаточно хорошо развита мелкая моторика рук (по крайней мере, так должно быть, если он рисует, лепит, собирает конструктор, мозаику, пазлы);
  • умеет пользоваться органами чувств и понимать их сигналы (различает «крупный» и «мелкий, «высокий» и «низкий», «короткий» и «длинный», «черный» и «белый», «легкий» и «тяжелый»).

Все что нужно заботливым родителям – подобрать методику и материал, чтобы правильно использовать этот багаж, развивая:

  • память малыша;
  • логику;
  • умение (навыки) писать;
  • элементарные математические знания.

Игра как основа занятий

Любой родитель должен взять себе за правило: ребенок – наибольшая жизненная ценность. Он требует уважение к своим интересам и не потерпит, если с ними не считаются. Будьте готовы к тому, что отпрыски, которых вы пытаетесь научить чему-то, часто воспринимают это в штыки. В устах детей это выглядит примерно так:


Изначально подготовка к школе включает занятия для дошкольников в развлекательной форме, но упорно, последовательно и методично, плавно переводя игру в хоть и маленький (15-20 минут), но уже урок.

Дошколята и математика

Первые подготовительные занятия по арифметике проводите прямо по дороге домой, в магазин, даже сидя на стуле. Вот примерные задания, развивающие счет, умение решать задачки и логически размышлять:

  • идем по улице, видим, что на ветке дерева (на кусте, проводах) сидят птички, заинтересованно говорим: «Смотри, сколько тут пернатых, а давай-ка их сосчитаем». И выразительно проговариваем вслух вместе с ребенком: один, два, три… Упорхнула птичка, тут же произносим: «На одну стало меньше. Сколько же их теперь?». Прилетела и подсела: «Птички добавились, проверим?». Тут сразу и счет, и понимание действий вычитания и сложения, и наблюдательность;
  • поднимаемся по лестнице к квартире: «Интересно, сколько же у нас тут ступенек?». Кроха начнет их пересчитывать – это закономерность. Если он не знает дальше числа, подсказываем. А в следующий раз, когда вы спускаетесь или вновь поднимаетесь, предлагаете: «А давай проверим, не стало ли ступенек больше (меньше)» – закрепляем счет;
  • сидя на стуле, произносите, намеренно ошибаясь: «Как он не падает? Скорее всего, у табурета шесть ножек. Проверим?». После того как ребенок сосчитал, продолжаем: «А спинок (сидений) больше или меньше?» – развиваем умение сопоставлять, сравнивать.

То же самое можно проделывать с любыми предметами, попадающимися на глаза или в руки.

  • рисуем точку в каждой клеточке, через одну, две, три и так далее;
  • обводим клеточку, считая, сколько получилось черточек, проговаривая слова «отрезок», «сторона»;
  • соединяем чертой противоположные углы клеток;
  • вводим понятие «геометрические фигуры»: предлагаем ребенку соединить по две-три клеточки так, чтобы получались квадраты, прямоугольники, треугольники. При этом поясняем, что если все стороны одинаковые – это квадрат. Проговаривая слова «длина», «ширина», называем разницу между квадратом и прямоугольником и поясняем, что ширина – короткие стороны, длина – длинные. Также указываем на особенности треугольника (у него три стороны).

Кстати, круги, квадраты, прямоугольники и даже трапеции плотно окружают нас дома: большие, меньшие по размерам, наклонные, острые, тупые. Это предметы мебели, кастрюли, одеяла, подушки. Главное, не забыть показать и сказать, какой они формы. Это тоже занятия по математике для будущих первоклашек. А чтобы не было скучно, соревнуйтесь, кто больше найдет квадратов, кругов и так далее. На улице – кто быстрее сосчитает машины на парковке, голубей возле скамейки, деревья вдоль аллеи…

Следующая фаза – цифры. Их необязательно писать, главное – знать. Делаем это так:


В обучающих целях используйте также трафареты, вырезайте числа, приклеивайте их к листу.

Подготовка будущих первоклассников по письму

К занятиям приступают после того, как ребенок научился правильно держать ручку и карандаш. Письменная подготовка к поступлению в школу начинается с показа строчки в тетради в косую (!) линию. Да-да, именно так, причем проведя по ней пальцем. Это нам, взрослым, видны строчки, начало и конец страницы, понятно, что писать нужно слева направо, а не наоборот. Для ребенка это вовсе не очевидно, он не знает и не должен знать ничего подобного – и нечему тут удивляться.

И помните важное правило: не просто НЕ НУЖНО учить ребенка писать буквы, этого делать НЕЛЬЗЯ! Мало того, это вредно. Даже если вы педагог или ваша мама заслуженный воспитатель. Правильно писать буквы по четко установленному порядку, специально разработанным методикам учит преподаватель – в первом классе. Ребенок должен лишь быть подготовлен к их написанию.

Итак, определившись с линиями, проводим следующие занятия:

  • ставим на строчке точки в произвольном порядке;
  • учимся писать точки на равномерном удалении. Сначала кто-то из родителей ставит крапинки карандашиком, ребенок их повторяет ручкой, потом малыш продолжает делать это самостоятельно;
  • соединяем линией две рядом стоящие точки, оставляя между соседними отрезками пробел;
  • прописываем ровные, затем наклонные черточки от верхней до нижней линии строчки. Не ругайтесь, если получившиеся палочки «танцуют», а не параллельны друг дружке. Это придет со временем. Лучше нарисуйте, скажем, цветочек (машинку) посреди строчки и попросите огородить его черточками-забором с одной стороны, а потом с другой;
  • выводим нижние петельки. Это сложно и скучно. Поэтому лучше карандашом изобразите в тетради какого-то маленького зверька с загнутым хвостиком (кошку, мышку, змейку) и попросите домалевать ручкой кончик-петельку;
  • отрабатываем навыки написания черточки с петелькой. Изображаем, например, шляпки зонтиков, а дети добавляют им ручки. Чтобы было интересней, используйте разноцветные чернила;
  • рисуем в тетради маленькое и большое солнышко, луну, месяц и заштриховываем (не закрашиваем!) их. Штриховка, как никакое другое упражнение, вырабатывает четкость, легкость и плавность линий;
  • соединяем рядом стоящие черточки, петельки непрерывной линией. Это могут быть волны, рожки барашки, усики стрекозы или бабочки, забор, крыша домика для гномика, лепестки цветка, дымок от паровоза.

На подготовительных занятиях по письму ребенок:

  • рисует мелкие предметы (например, грибочки, вишенки, глаза у мишки или феи);
  • изображает веселые и грустные рожицы, прорисовывая круги;
  • обводит контуры картинок;
  • заштриховывает предложенные фигурки в одном направлении, не выходя за линию;
  • не отрывая руки, рисует зигзаги, спираль (например, улиткин домик, свернувшуюся в клубок змею, собранный шланг, которым поливали бабушкин огород) – от наибольшего витка к наименьшему.

Кстати, это очень непростой и крайне важный этап подготовки – разрабатывается кисть руки, мелкая моторика пальчиков, тренируется усидчивость, без которой в школе не обойтись, умение сосредотачиваться, свободно владеть ручкой и карандашом.

Все эти занятие проводятся не в один день, а на протяжении нескольких месяцев (минимум – семи-восьми). Так что если вы не уделяли внимания подготовке к школе раньше, отнимите от сентября восемь месяцев и принимайтесь за активную работу. Уже в первом классе ребенок скажет вам спасибо, а учитель отметит хорошую базу, так необходимую малышу для старта во взрослую жизнь.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Целевые установки :

  • Развивать интерес к обучению в школе;
  • В игровой форме познакомить детей с правилами работы на уроке, дать возможность получить новые впечатления.
  • Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, воображение, речь, способствовать развитию мелкой моторики пальцев, закреплять умение штриховать, ориентироваться на листе, печатать.
  • Выявить первичные знания будущих первоклассников, определение стартовых возможностей детей.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, дружеские взаимоотношения в коллективе.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, презентация, наборы цветных карандашей для каждого ребёнка, индивидуальное пособие «Ромашка».

Для работы на уроке разработано индивидуальное пособие «Ромашка» – цветок с 5 лепестками, на которых сделаны заготовки для выполнения заданий и стоят номера. В центре напечатано имя ребёнка. При работе ромашку поворачивать против часовой стрелки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

(звучит музыка, дети входят в класс) Слайд 2

Здравствуйте, будущие первоклассники! Сегодня я приглашаю вас на весенний урок, на котором мы будем весело играть, выполнять интересные и важные задания, и вы сможете почувствовать себя школьниками.

II. Мотивация.

На доске прикреплены ромашки по количеству детей.

– Посмотрите, какую чудесную цветочную поляну я для вас приготовила. Как называются эти цветы? (ромашка)

Каждый из вас получит ромашку в подарок, и она будет вам помогать в работе на уроке. (учитель раздаёт ромашки детям, одна остаётся на доске)

– Что необычного заметили на цветке? (на лепестках задания)

– Итак, для работы на уроке есть ромашка и цветные карандаши.

Будьте внимательны, доброжелательны,

возьмем с собой отличное настроение, и у вас всё получится.

III. Работа с геометрическими фигурами.

Беседа о приходе весны. Слайд 3

– Что происходит весной в природе?

(все оживает, тает снег, прилетают птицы, появляются первые цветы, бегут ручьи, солнце ласково смеется)

– На какую геометрическую фигуру похоже солнышко? Слайд 4

Сколько кругов? Какие еще геометрические фигуры видите?

Штриховка горизонтальная и вертикальная. Лепесток 1

– Положите ромашку перед собой и поверните её так, чтобы на вас смотрел лепесток с цифрой 1. Заштрихуйте квадрат вертикально, круг – горизонтально.

IV. Письмо цифр, ориентировка на листе.

– В гости к нам пришли цифры, назовите их. Слайд 5

– Выполняем задание на лепестке 2.

В верхнем левом углу напишите цифры 1, 3, 5, в верхнем правом углу – цифры 2, 4, 6. В нижнем левом – 7, 8. В нижнем правом – 9. Какую цифру не написали?

V. Решение примеров на сложение и вычитание 1 .

Слайды 6-10

– Весёлый кораблик приглашает в путешествие, вместе с друзьями решаем примеры по цепочке.

VI. Физкультминутка.

Игра «Веснянка» (дети выходят на ковёр, выполняют движения в кругу)

Солнышко, солнышко
Золотое солнышко,
Гори, гори, ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
И сугробы тают, тают
А цветочки подрастают.

VII. Игра «Назови пропущенное слово» .

  1. Солнце светит днем, а луна (ночью)
  2. Вы пришли в детский сад утром, а вернетесь домой (вечером)
  3. Листья на деревьях опадают осенью, а распускаются (весной)
  4. Если вчера был понедельник, то сегодня (вторник)
  5. Зимой небо серое, а весной (голубое)
  6. Весной день длиннее, а ночь (короче)
  7. После осени наступает зима, а после зимы (весна)

VIII. Чтение слов.

Слайды 11-13

– На какие группы можно их разделить?

(дикие и домашние) Слайд 14

IX. Отгадывание загадок, печатание слов.

Слайд 15

– Выполняем задание на лепестке 3-печатаем отгадки.

    Составь слово из первых букв названий картинок: грибы, рыба, арбуз, часы. (грач)

    Кто над нами вверх ногами, ходит – не страшится,
    Упасть не боится, целый день летает,
    Всем надоедает? (муха)

    Самого не видно, а песню слышно.
    Летит, пищит, случай не упустит,
    Сядет и укусит. (комар)

– Какое из слов лишнее, почему?

– Как назвать одним словом остальные слова?

X. Физкультминутка.

Слайд 16

– Отгадайте загадку.

Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотела,
А он вспорхнул и улетел. (бабочка)

– Выполняем упражнения с бабочкой

XI. Соединение точек с цифрами линиями, обведение по контуру, раскрашивание.

– Отгадайте загадку.

Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенек
Промелькнул как огонек. (белка) Слайд 17

– Выполняем задание на лепестке 4: соедините последовательно точки с цифрами, обведите по контуру и раскрасьте.

XII. Рефлексия.

Слайд 18

– Что понравилось на уроке? Интересно быть школьниками?

Лепесток 5.

Рисование солнышка. (звучит музыка)

Дети дарят ромашки родителям.

Ресурсы:

  • fotki.yandex.ru/users/svetlera/album/125330/?&p=1
  • www.detsadclub.ru

День первый.

Занятие 1. (Развитие речи).

Тема: Знакомство детей со школой, учителем, между собой.

Цели: - познакомить детей со школой, с учителем, между собой;

Ввести правило «Хочешь говорить - подними руку»;

Учить детей задавать вопросы по теме «Знакомство»;

Развивать речь, внимание, наблюдательность.

Ход занятия.

    Организационный момент.

У. Звенит звонок, заливается.

В школе урок начинается.

У. - Прозвенел звонок. Дети, кто из вас знает, что он обозначает?

2. Вступительное слово учителя.

У. - Ребята. Совсем скоро вы станете учениками. Вы будете учиться вместе 11 лет, станете одним дружным коллективом. Много интересного и удивительного вы узнаете. Изучите много новых предметов, сделаете необычайные открытия. Но вначале нам нужно познакомиться. Я не знаю вас, а вы не знаете меня, нам неудобно общаться, поэтому будем знакомиться. Я расскажу о себе, а каждый из вас по очереди расскажет о себе.

3. Игра «Знакомство». (Дети встают в круг, передают друг другу игрушку или мяч и рассказывают о себе). Начинает игру учитель.

А) Рассказ учителя о себе.

У. - Что бы вы ещё хотели обо мне узнать, задавайте вопросы.

Б) Введение правила « Хочешь говорить - подними руку».

У. - Стоп. Внимание, дети. Когда все говорят одновременно, получается шум, вы не слышите друг друга, перебиваете и мне трудно понять, что вы говорите. Чтобы такого не было, в школе есть правило: « Хочешь говорить - подними руку». (Показ знака).

В) Рассказ ребят о себе.

(После выступления каждого, дети задают ему вопросы). Например, «Какие животные есть у тебя дома»? « В какие игры ты любишь играть»? « Есть ли у тебя братья и сёстры»? и т. д.

Г) Знакомство детей со школой. (Показ фотографий школы, учебных кабинетов; рассказ учителя о школе).

4. Физкультминутка.

5. У. - А теперь тихо сели на свои места и продолжим работу за партами. Кто из вас знает, какие предметы вы будете изучать в школе? (Учитель читает стихи о школьных предметах).

У. - А что вам поможет изучать эти предметы? Отгадайте загадки и вы узнаете, кто же эти помощники?

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдаёт.

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом. (Карандаш).

Стальной конёк

По белому полю бегает,

За собой синие следы оставляет. (Ручка).

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я такой исполнил танец!

Да нельзя, я школьный … (ранец).

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга).

У. -Что вы узнали на занятии? Что запомнили?

Занятие 2. (Подготовка к изучению математики).

Тема: Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт.

Цели: - выявить знания детей по счёту в пределах 10;

Развивать внимание, мышление, речь.

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Знакомство с наукой «Математика».

    Коллективная работа

А) работа над количественным счётом:

Посчитайте от 1 до 10.

Посчитайте сколько в классе ребят?

Сколько в классе мальчиков?

Сколько в классе девочек?

Сколько учеников сидит в первом ряду?

Сколько учеников сидит во втором ряду?

Сколько учеников в третьем ряду?

Б) работа с отрезками натурального ряда чисел.

У. - Назовите числа.

У.- Какие цифры пропущены на жёлтой полоске?

Какие цифры пропущены на зелёной полоске?

В
) работа над порядковым счётом:

Назовите, какие предметы изображены?

Сосчитайте сколько их?

Что стоит первым, вторым, пятым? И т. д.

Что стоит за яблоком? Что стоит за зонтом? Что стоит между пирамидой и яблоком? И т. д.

4. Работа в тетрадях.

А) самостоятельная работа. У.- Откройте тетради в клетку. На первой странице напишите цифры, которые вы знаете.

Б) коллективная работа.

У.- Сосчитайте, сколько предметов в каждой рамочке и покажите соответствующую цифру.

Б). Самостоятельная работа (задание с печатной основой).

У.- Рассмотрите рисунок. Назовите одним словом, что изображено.

У. - Сосчитайте сколько на рисунке предметов по отдельности и запишите соответствующую цифру в клетке.

В). работа над развитием мелкой моторики. Работа по образцу.

У.- Продолжите заданный рисунок до конца строки.

У. - Что запомнилось вам на занятии? Что понравилось? Какая работа оказалась самой сложной?

Занятие 3. (Подготовка к письму).

Тема: Рабочая строка. Междустрочное пространство.

Цели: - познакомить детей с правилами работы на уроке письма;

Учить различать рабочую строку и междустрочное пространство;

Развивать мелкую моторику.

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Знакомство с правилами работы на уроке письма.

У. - Отгадайте загадку: Чёрные птички

На каждой страничке

Молчат, ожидают

Кто их отгадают. (Буквы).

У. - Дети, что можно делать с буквами?

Какие буквы написаны в книгах, в учебниках, в журналах, в газетах? (Печатные).

Кто из вас уже знает буквы? Назовите и покажите буквы, которые вы знаете.

3. Работа в тетрадях.

А) знакомство с рабочей строкой и междустрочным пространством;

Б) упражнения для развития мелкой моторики;

В) упражнения с ручкой;

Г) печатание букв.

У. - Откройте тетради и на первой странице напишите буквы, которые вы уже знаете, напишите своё имя.

4. Работа с заданиями на печатной основе.

У. - Продолжите рисунок по образцу, дорисуйте недостающие части рисунка, раскрасьте рисунки.

У. - Что понравилось на уроке?

День второй.

Занятие 1.(Подготовка к изучению математики).

Тема: Расположение предметов в пространстве. «За », « Перед », « Над », « Под », « Между», « Слева», « Справа».

Цели: - учить определять расположение предметов в пространстве;

Закрепить знания детей по количественному счёту;

Развивать мышление, внимание, речь.

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Закрепление знаний по количественному счёту, расположение предметов в пространстве.

У. - Внимание, дети. Кто изображён на рисунке?

Сколько насекомых вы видите?

Кто стоит между кузнечиком и божьей коровкой?

Кто стоит справа от бабочки?

Кто стоит слева от бабочки?

У. - Рассмотрите рисунок. Кто изображён на нём? Сосчитайте, сколько животных изображено?

Кто находиться в центре?

Кто находится в правом верхнем углу?

Кто находится в левом нижнем углу?

Под кем нарисована рыбка?

Над кем нарисована лягушка? И т. д.

3. Физкультминутка.

4.Задание на развитие мышления.

У. - Рассмотрите рисунок. Сосчитайте количество предметов. Найдите «лишний» предмет. Почему он «лишний»?

5. Работа в тетрадях.

У. - Продолжите рисунок по образцу.

У.- Что понравилось на уроке? Что запомнилось?

Занятие 3.(Подготовка к обучение грамоте).

Тема: Гласные буквы А, О, У. Звуки /а/, /о/, /у/.

Цели: - познакомить с гласными буквами А, О, У и звуками /а/, /о/, /у/;

Учить определять местонахождение этих звуков в словах;

Развивать речь, внимание, способствовать обогащению словаря.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2. Звуковая разминка.

У.- Повторите за мной.

НА НО НУ АУ АО

АН ОН УН УА ОА

ША ШО ШУ ОУ УО

Кто был внимательным? Какие звуки повторили много раз?

3. Работа по теме.

У.- Какими буквами на письме обозначаются эти звуки? Найдите их в кассах и покажите.

А) самостоятельная работа на развитие внимания. (слайд № с. 10)

У.- На карточке найдите буквы А, О, У. Букву А - подчеркните.

Букву О - зачеркните. Букву У - обведите в кружок.

    Физкультминутка.

У.- Я называю слова, если в слове есть звук /а/, вы хлопаете в ладоши.

4. Определение местонахождения звуков в словах.

У.- Произнесите названия предметов, определите, есть ли в них звуки /а/, /о/, /у/ и где они находятся? (в начале слова, в середине, в конце).

У.- Кто из вас знает какие это звуки? Гласные или согласные? Почему?

У.- Давайте попоём эти звуки. (Звуки поются на мотив любой известной детской песни).

У.- Что понравилось на уроке?

Занятие 3.(Подготовка к письму).

Тема: Прямые палочки.

Цели: - учить правильно держать карандаш, ручку; писать прямые палочки;

Развивать мелкую моторику.

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Упражнения на развитие мелкой моторики. (Пальчиковая гимнастика).

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадку

Будут буковки писать.

(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз).

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Нужно пальцы загибать.

(Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз).

    Раскрашивание рисунка.

    Физкультминутка.

    Работа со счетными палочками. (Выполнение рисунка по образцу).

    Работа в тетрадях.

У.- Пропишите наклонные палочки по образцу у себя в тетрадях.

У.- Что было самым сложным на уроке? Что понравилось?

Предшкольная подготовка

Содержание программы и занятий:
1. Речь. Для чего нужна речь. Беседа по теме "В классе".
2. Речь устная и письменная.
3. Слова в предложении.
4. Предложение и слово. Деление слов на слоги.
5. Буква и звук.
6. Виды предложений. Составление простых предложений.
7. Предлоги в предложении.
8. Слово и предложение.
9. Звуки в речи. "Зимой в лесу".
10. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
11. Работа над словообразованием.
12. Гласные и согласные звуки. "В цирке".
13. Гласные и согласные звуки. "Моя квартира".
14. Слияние согласного звука с гласным. "Дикие животные".
15. Закрепление. Составление рассказа по сюжетной картинке.
16. Закрепление. "Самый светлый мамин день".
17. Знакомство с детскими журналами «Как хорошо уметь читать!»
18. Диалог. Беседа по картинке «В магазине».
19. Обобщение «В мире книг»

Занятие 1.
Цели и задачи занятия:
1. Знакомство с детьми.
2. Развивать артикулярную моторику, речевое дыхание.
3. Формировать правильное звукопроизношение.
Оборудование: картинка «Винни Пух».

Ход занятия.

I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте. Давайте познакомимся. Меня зовутМарина Ивановна. Попробуем создать хорошее настроение «Улыбнитесь». В детстве я очень боялась Африки. Почему? А вы вспомните.
Маленькие дети, ни за что на свете
Не ходите в Африку гулять!
В Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие злые крокодилы.
Будут вас кусать, бить и обижать.
- Страшно? И я тоже боялась. И только позже я узнала, что в Африке не так уж и много кусачих крокодилов и драчливых горилл. Зато в Африке много удивительных стран. Одна из таких Египет. Именно в Египте давным-давно придумали писать при помощи рисунков. И мы сейчас с вами этому научимся. Как вы думаете, о чем хочется рассказать, прежде всего, любому человеку? Ну, конечно, о себе. Сейчас я попробую написать письмо, в котором расскажу о своей семье.
Меня зовут Инна Николаевна. У меня большая семья: мама, папа, брат, сын и я. Мою маму зовут Зинаида Яковлевна. Моего папу зовут Николай Яковлевич. Моего брата зовут Владимир. Моего сына зовут Александр. А я его называю Сашенька, Саша.. Я люблю мою семью.

I
Игра «Веселый язычок».
С виду черные, кривые,
От рождения немые.
А как только встанут в ряд,
Сразу вдруг заговорят. (Буквы ).
Учитель: В книге написаны предложения, тексты. А это тоже речь. Какая?
- Наша речь состоит из предложений. Предложение – это законченная мысль.
- Посмотрите, как напуган Винни Пух. Он боится, что его укусят пчелы. (Учитель показывает картинку с Винни Пухом ). Выполняют упражнение на развитие голоса и речевого дыхания.
- А сможем ли мы показать голосом, как сердито жужжат пчелы? Давайте попробуем: Ж-Ж-Ж. - А теперьпомогите Винни Пуху составить предложения по картинке (самостоятельная работа ).

III. Подготовка к письму. (Гимнастика для пальцев ).
Учитель: Сконструируйте на парте звездочку по образцу, если получится, то запомните и выложите звездочку без образца.

IV. Физминутка.
Руки положите на парту и сожмите кулачки.
Наши нежные цветки
Распускают лепестки (раскрываем пальчики ).
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет (шевелят пальчиками )
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают,
Головой качают (вращение кистями рук ).

V. Работа над чистоговоркой.
Учитель: Чистоговорки учат внятно и четко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи. Сейчас мы разучим стихотворение. Произносить его нужно громко и медленно. Говорить чисто и без ошибок. Стихотворение маленькое, но с секретом: трудно его произнести, чтоб не ошибиться.
За-за-за - уходи домой, коза.

VI. Игра «Не пропусти профессию».
Учитель: Сейчас мы будем поднимать руки только тогда, когда среди названных мною слов вы услышите названия профессий:

    лампа, водитель, ножницы;

    механик, липа, токарь;

    сталевар, яблоко, болтун;

    строитель, гроза, обруч;

    попугай, пекарь, шахтер;

    учитель, сено, терпение;

    продавец, тетрадь, птица;

    ложка, цветовод, мышка.

Домашнее задание: рассказать родителям о себе.

Занятие 2.
Цели и задачи занятия:
1.Формировать понятие речи (устная и письменная ), предложение.
2.Развивать артикулярную моторику голоса, дыхания, мелкой моторики.
3.Конструировать по образцу.
Оборудование: картинка «Пятачок», мячик.

Ход занятия.

I. Упражнение на развитие артикулярной моторики.
Учитель: Здравствуйте. Давайте с вами поиграем. Игра «Вкусное варенье» (речевая гимнастика, активизация мышц языка ). Облизнули верхнюю губу.
Жил язычок в своем домике. Проснулся и осмотрелся. Выглянул за калитку, посмотрел вниз, нет ли луж на земле. Понравилось ему на улице, и захотел он погулять. Устал он, решил поесть, чтобы сил набраться. Стал молочко лакать, как кошечка. Вот он наелся, а губки испачкал. Почистил губки и решил поспать.
А теперь выполним упражнения «Лошадки», «Бублик», «Дудочка» и упражнения на дыхание:

    вдох, выдох;

    вдох, задержим дыхание на счет от 1 до 5, выдох.

А сейчас выполним упражнение на развитие речевого дыхания и голоса (как шелестят листья – тихо, громко, тихо ). «Шумит ветерок» (ребята произносят звук Ш - Ш-Ш ).

II. Работа по теме.
Учитель: В давние времена человек мог передать свои мысли при помощи жестов и звуков. Наконец он додумался звуками обозначать все, что узнавал. На это человечеству потребовалось сотни тысяч лет. Сейчас я разговариваю с вами. Это речь? Как она называется, кто-нибудь знает? Мы с вами говорим, рассказываем, читаем – это устная речь. Но не смог человек пользоваться только устной речью, и звуки стал обозначать значками, а затем буквами. То, что написано, – это письменная речь. Наша речь состоит из предложений. Предложение – это определенная мысль.
- Теперь послушайте историю, которая однажды произошла с пятачком. Какая форма речи помогла Пятачку?
В один из дней пошел сильный дождь, и Пятачок оказался окруженным со всех сторон водой. Ему было очень страшно и одиноко. Он совсем отчаялся: "... вот я сижу тут, весь окруженный водой, и совсем ничего не могу сделать". Но все-таки Пятачку удалось кое-что придумать. Он нашел кусочек бумаги, карандаш, бутылку, пробку и написал:"Помогите Пятачку (это я), а на обороте: это я, Пятачок, спасите, Помогите! "
Потом он положил бумагу в бутылку, закупорил ее и бросил в воду. Кто-нибудь обязательно выловит плывущую по волнам бутылку, прочтет призыв о помощи и спасет бедного Пятачка.
- Можно ли молча все рассказать?
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)

III. Игра «Я положил в мешок» .
Учитель: Я положила в мешок яблоки. Следующий ребенок повторяет то же самое и добавляет одно слово: «Я положил в мешок яблоки и бананы» и т.д.

IV. Игра «Четвертый лишний».
Учитель: Дети, становитесь все в кружок. Я бросаю мячик и называю четыре предмета, 3 из которых относятся к одному понятию. Вы должны определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч учителю:

    яблоко, апельсин, груша, мячик;

    лошадь, собака, кошка, щука;

    стол, стул, кровать, чайник.

Занятие 3.
Цели и задачи занятия:
1.Формировать понятие слово, предложение.
2.Развивать артикулярную моторику голоса, дыхания.
3.Конструировать по образцу.
Оборудование: картинки с фруктами, корзинка для фруктов.

Ход занятия.

I. Упражнение на развитие артикулярной моторики.
Учитель: Здравствуйте. Давайте поиграем. Игры: "Лошадка", "Тубы круглые как бублик", "Кто лучше сделает дудочку".
Упражнение на дыхание .

    вдох, выдох;

    вдох, задержать на счет 1 -5, выдох;

    вдох, на выдохе "Как шелестит листва" (тихо, громко, тихо ).

II. Повторение о речи.
Учитель: Кто помнит, какая бывает речь?
- Из чего состоит речь?
- Составьте по картинке предложение, т.е. выразите свою мысль.

III.Формирование понятия «предложение», «слово».
- Посмотрите на это дерево. Оно не простое, а волшебное. Что выросло на этом дереве? А как назвать это одним словом? (Фрукты ). Сейчас мы будем собирать урожай в эту волшебную корзинку. Мы называли фрукты, а собрали… (слова ).
Значит, когда мы что-то называем, то произносим слово. Теперь собирать будем вежливые слова. (У каждого ребенка на парте лежит схема, которую надо положить в корзинку, когда называют вежливое слово ).
Учитель: Ребята, предложения состоят из слов, слова бывают разные – короткие, длинные. В предложении бывает одно, два, три и больше слов. Например:
Спит. Играют.
Девочки играют.
Девочки весело играют.
- А теперь угадайте, в каком домике живет это предложение? Наступила зима. Идет сильный дождь.
- Ребята, скажите, пожалуйста, а бывает так, что одно слово, а значений имеет много? Например: ручка у двери, у Ивана шариковая ручка.

IV. Игра «Закончите предложение».
Учитель: Я скажу предложение, а вы его закончите, скажите последнее слово.
Хлеб кладут в (хлебницу).
Масло кладут в (масленку).
Рыбу ловит (рыбак).
Серый волк в густом лесу встретил рыжую (лису).
Хитрый след плести стараясь, по дороге прыгал (заяц).
Учитель: Что мы добавляли? (Слова ). А получились? (Предложения ). Из чего же состоит предложение? (Из слов ). Что короче, а что длиннее? Предложение или слово? Я скажу слово «собака», а вы придумайте предложение с этим словом.

V. Физминутка.
Руки положите на парту, кулачки сожмите:
Наши нежные цветки
Распускают лепестки (раскрывают пальчики )
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет (шевелят пальчиками )
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают (вращение кистями рук ).

VI. Задание на внимательность и сообразительность.
Учитель: Подскажите клоуну, какой шарик он забыл дома?

VII. Развитие логического мышления.
Родители будут признательны очень, что ты отыскать им детишекпомог.В чертеж загляни! Если с папою дочка. Подумай, с кем рядышком встанет сынок?

VIII. Чистоговорка. (Для внятного четкого произношения слов учитель четко выговаривает звуки речи ).
За-за-за - уходи домой, коза.
Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу

IX. Скороговорка.
Зеленая береза стоит в лесу.
Зоя под березой поймала стрекозу.

Занятие 4.
Цели и задачи занятия:
1.Научить детей делить слова на слоги.
2.Развивать мелкую моторику.
3.Конструировать по образцу.
Оборудование: картинки с животными.

Ход занятия.

I. Организационный момент.


1.Развитие артикулярной моторики. Игра «Лошадка». Игра «Дудочка», «Бублик» (активизация мышц языка ).
2.Упражнение на дыхание.
3.Работа над чистоговоркой. (Четко и быстро произнести чистоговорку ).
Цы-цы-цы, цы-цы-цы-
Зайцы, мельницы, птенцы.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши-
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше-
Это утка в камыше.

III. Повторение (Предложения).
Учитель: Из чего состоит предложение? (Из слов ).
- Какие бывают слова? (Длинные и короткие ).
- Слова делятся на слоги. Например, слово «мама». В этом слове два слога. В слове «дом» - один слог, а в слове «машина» - три слога. А теперь определите сами, сколько слогов в этих словах:
Школа, книга, доска, цветок, окно, стул, нос, глаза, улица.

IV. Игра «Живые слова».
Ежик несет яблоко. /____ ____ ____.
Ребята выбирают себе слово из предложения.
Задание: поставить слова в таком порядке, чтобы получилось предложение.
Белка сушит грибы. (Учитель шепчет слова на ушко ребенку ). Дети громко произносят слова и выстраивают в предложение.

V. Работа по теме: «Деление слов на слоги».
Учитель: Все слова делятся на слоги. Будем учиться делить слова на слоги.
Пальма ____/_____ Осина ____/_____/______.
Задание: конструирование схем (развитие мелкой моторики).
Учитель: Как одним словом назвать эти слова? (деревья ____/_____/____).
Игра «Подбери схему».
Лиса Корова
____/____ ____/___/___
Заяц Коза
____/____ ___/____
Еж
_____
Задание: измените слово «еж» так, чтобы слово состояло из двух слогов (Ежик ). ___/____.
- На какие группы можно разделить этих животных?
Игра «Доскажи словечко».
Хитрая плутовка
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто же это ? (лиса ____/____).
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а (лук ____).
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый,
Мы расчистим снег и лед
Во дворе (лопатой ___/____/____).

V. Скороговорка.
У ежа и елки иголки колки. (Громко, четко и быстро произносят слова ).

VI. Работа в тетради.
Задание: Раскрась кружок так, чтобы он показывал: движение запрещено. На какой свет можно переходить улицу? Продолжи узор. _____.______.______.
Домашнее задание: Раскрась кружочки.

Занятие 5.
Цели и задачи занятия:
1. Научить детей распознавать звуки, различные по продолжительности.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Конструировать по памяти, образцу.
Оборудование: картинки с животными, снежинки, палочки, пластилин.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Речевая и дыхательная гимнастика.
1.Развитие артикулярной моторики Игра "Веселый язычок". Игра «Дует ветер». (Активизация мышц языка).

III. Повторение о слогах. Игра «Живые слоги».
Учитель: Назовите одним словом? (Птицы).
Курица сорока воробей утка гусь
- Какая птица лишняя? Почему? (Гусь) .
- Измените слово «гусь» так, чтобы оно состояло из двух слогов (гу-си ), из трех слогов (гу-се-нок ).

IV. Скороговорка. (Помогает правильно и четко произносить слова ).
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
Чистоговорка.
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа,
Жи-жи-жи, здесь живут ежи.

V. Работа по теме: « Звуки и буквы».
Учитель: Вы любите путешествовать? Тогда давайте прямо сейчас отправимся в путешествие. Даю гудок: «У-у-у» (Все повторяют хором ). Остановка. Станция «Звуки». С одним звуком мы уже познакомились, он помог нам отправиться в путь. Какой это звук? Мы его не видим, но слышим.
- Ребята,я произнесу звук, а вы отгадайте, что он вам напоминает, где вы его могли слышать?
С-с-с - (Чайник, когда он закипает, то начинает свистеть).
В-в-в - (так зубоврачебная машина визжит).
Ж-ж-ж - (Жук жужжит).
Ф-ф-ф - (Фыркает еж).
Ц-ц-ц - (Поет синичка).
Е-е-е - (Воет волк).
- Мы приехали на полянку. Давайте послушаем, что здесь происходит. Слышите шелест листвы. Как она шелестит? (Ш-ш-ш -). А вот летит жук
(Ж-ж-ж -). И комарик тут как тут (З-з-з -). Что же такое звуки?

VI. Физминутка.
Учитель: Закройте глазки, мы поиграем с вами в зимнюю сказку. А героем будет ______. Откройте, пожалуйста, глазки, посмотрите, кто у нас на картинке (зайка ).
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Раз-два, раз-два надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.

VII. Конструирование снежинки.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка )

VIII. Азбука почемучек.
Учитель: Бегемот – это кто?
- Кто воспитывает детей?
- В чем проявляется жадность?
- Что можно украсить шарами?
- Сколько этажей в твоем доме?

IX. Повторение.
Учитель: Что мы называем звуками?
- Какие бывают звуки?
Чем они отличаются? В каких домах живут звуки? Продолжим наше путешествие. Надоело звукам в стране «Фонетика» быть невидимыми. Решили они себе костюмы сшить, для каждого звука свой костюм. А назвали они свои костюмы – буквами. Посмотрите, сколько их в русском алфавите.
- Найдите буквы, которые состоят только из палочек. Выложите их у себя на столе.
- А теперь давайте вылепим эти буквы. (В, З, О, Р, Ф, Ч, Э, Ю, Я).
- Что мы делали сейчас, ребята?
- Назовите буквы. (Буквы – это то, что мы пишем ).
- А чем отличается звук от буквы?

Х. Составление рассказа по схеме. Слоги.
Барбос грыз кость. /____ _____ _____.
Прилетела ворона. /_____ ______.
Хочет взять кость. /_____ _____ _____.
Барбос зарычал. /____ _____.
Учитель: Покажите, как зарычал Барбос «Р-р-р». Попробуйте сказать целым предложением (Барбос зарычал «Р-р-р». /____ ______ .
- Что изображено на картинке квадратиком? (Звук [ р ]).
Домашнее задание: приготовь снежинку для украшения елки.

Занятие 6.
Цели и задачи занятия:
1. Познакомить детей с предложением.
2. Научить составлять простые предложения и определять количество слов в предложении.
Оборудование: картинки с животными.

Ход занятия.

I. Организационный момент.
Учитель: На предыдущем занятии вы научились выделять предложение из текста. А сегодня вы будете сами составлять предложения. Уверена, что у всех получится. Вы любите отгадывать загадки? Послушайте две загадки и скажите, о каких животных идет речь?
Гладишь – ласкается
Дразнишь – кусается
Не замок. А охраняет,
И в дом не пускает. (Собака ).
- У кого дома есть собака?

II. Работа над сюжетными картинками.

    О ком эти картинки? (Взрослое животное - собака, детеныш - щенок )

    Кого вы увидели на картинке? (Мальчика, собаку, щенков, маму ).

    Что делает собака? (Лежит ).

    Кто лежит? (Cобака ).

    Что же мы узнали о собаке?

    Ребята, если слова " дружат ", то они помогают нам о чем-то узнать.
    Это и будет предложение. В нем может быть 2,3,4,5 слов.

Сколько слов в нашем предложении?
Собака лежит. (Назовите 1 слово, 2 слово ).
_________/________.
Я думаю, каждый из вас захочет построить свое предложение по этим картинкам. (Составление предложений и изображение схемы на доске).

II. Игра.
А теперь поиграем. Встаньте. Я буду называть определенные слова и предложения. Если слово, хлопните, предложение - присядьте.
Карандаш. Волчок вертится. Стол. Барабан. Медведь рычит. Дети играют. Книга. Пенал. Рыбки плавают.

III. Работа со стихотворением.
Стихотворение Д.Хармса " Очень-очень вкусный пирог ".
Я буду читать стихотворение, в котором в конце каждого четверостишия недостает слова. Это слово вы должны будете придумать и сказать его.
" Кто придумает конец, тот и будет молодец! "

IV . Путешествие в гости к сказке.
- Из какой сказки? (Царь, три сына, стрела, болото, лягушка ).
- Составьте предложение с данными словами.
- Что же такое предложение?

Занятие 7.
Цели и задачи занятия:
1. Учить детей составлять распространенные предложения с использованием предлогов.
2. Учить придумывать сказку на предложенную тему.
Оборудование: картинки с животными.

Ход занятия.

I. Организационный момент.
Сегодня мы будем продолжать знакомство с предложением и узнаем о
роли маленьких слов (предлогов ).
Повторим. Закончите хором.
Наша речь состоит из............................
Предложение состоит из.................................
Сколько слов может быть в предложении?

II. Игра.
Вы - учителя. Будьте готовы исправить ошибки, которые, возможно, я допущу.
Цветы стоят на вазе. Правильно? Какие слова я перепутала?
Маша с мамой идут на кино. Правильно?
Видите, какое значение имеют " маленькие слова " или предлоги в предложении.