Правоведение авторское право

Авторские права - совокупность прав, как имущественных, так и неимущественных (их еще называют духовными), принадлежащих человеку (автору, то есть физическому лицу), который своим творческим трудом создал произведение литературы, науки или искусства.

Лишь в начале 70-х годов экономические стороны этого права начали обсуждаться в науке. Пока еще авторское право не имеет такого же значения для экономистов, каким обладает патентная система. Поэтому зачастую происходит недооценка значимости подобной защиты с экономической точки зрения.

Одной из главных причин такой ситуации является то, что изначально авторские права и идея их защиты развивались в основном как правовая и социальная система. Но по мере того как человечество эволюционировало, и повышалась важность информации, авторское право, как часть интеллектуальной собственности, постепенно становится важнейшим нематериальным экономическим активом информационного общества. Сегодня оно больше не считается исключительно категорией права, а рассматривается в качестве неотъемлемой части активов фирм и богатства стран. Понятие авторского права служит основой развития различных отраслей промышленности, способствует росту добавленной стоимости, внешней торговли и рабочих мест. По некоторым данным, доля основанных на нем отраслей промышленности в мировой экономике в начале тысячелетия составила около 7,3% (примерно 2,2 триллиона долларов). При этом прирост в данных сферах - в среднем 5% в год, то есть быстрее, чем в среднем рост всей экономики планеты.

Источники авторского права

Рост значения данного права также явился результатом расширения среды, в которой оно действует. В 1996 году международное авторское право было зафиксировано двумя документами: были приняты два Интернет-договора ВОИС (Договор об исполнениях и фонограммах и Договор об авторском праве), после чего с помощью национального законодательства соответствующих стран оно начало применяться по отношению к экономическим сделкам в различных компьютерных цифровых сетях. Это дало толчок к взаимодействию и обмену опытом, усилению экономического эффекта данного Появились и местные источники авторского права. Развитие технологий, кроме того, позволило ввести новые формы управления им, являющиеся менее дорогостоящими и более точными, с помощью особых технических мер по защите. Благодаря таким технологиям возросли продажи продукции, находящейся под защитой авторских прав.

Оно стало неотъемлемой частью повседневной жизни, и сегодня мы работаем с формами творчества, которые двадцать лет назад было сложно даже себе представить. Продукция, находящаяся под защитой авторского права, на сегодняшний день включает в себя большую часть бизнеса.

Категории прав

Права имущественные и неимущественные;

Права исключительные и неисключительные.

Человек, который обладает авторскими правами на тот или иной объект, являющимися исключительными, имеет на его использование единоличное право и может запрещать использование этого объекта третьими лицами. Исключительные права на произведение возникают, когда автор не передал их (то есть не заключил договор о передаче исключительных прав) другим лицам.

Неисключительное право означает, что лицо, обладающее им, может использовать объект права, созданный обладателем исключительных прав, наравне с ним и другими лицами, имеющими разрешение на его использование этим же способом. Неисключительные права возникают, когда создается договор авторского права, если в нем прямо не предусмотрено другое.

Неимущественные права - это личные права (с ними нельзя совершать операций, как с имуществом: покупать, продавать, передавать, дарить, наследовать и т.д.).

Регистрация и защита авторского права

Данное право является одним из способов защиты то есть представляет совокупность норм права, отношений по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.

Срок авторского права - на протяжении всей жизни автора, а также в течение 70 лет непосредственно после его смерти. Бессрочно охраняются право на имя, право авторства и на защиту репутации создателя произведения.

Такая регистрация существует для того, чтобы показать, что на ее момент объект права существует объективно. Это может пригодиться для защиты авторских прав при столкновении интересов. Во всех странах, на которые распространяется об авторских правах, охраняются права на объекты, созданные жителями России, независимо от того, были ли они зарегистрированы, или от места их регистрации.

Международное авторское право, так же как и РФ, не требуют его регистрации для охраны. Однако, если нужно показать, что объект на момент регистрации существовал объективно, можно зарегистрировать эти правовые отношения в Российском авторском обществе. Если авторские права будут нарушены, дело должно быть рассмотрено в той стране, где произошло нарушение.

Субъекты авторского права

Субъектами являются:

3) переводчик (на собственный перевод).

Объекты авторского права

На основании статьи номер нашего государства, объектами, по отношению к которым применяется авторское право в России, являются произведения литературы, науки и искусства, независимо от их назначения, а также достоинств и формы выражения.

К ним относятся:

  • производные произведения, то есть являющиеся переработкой другого произведения;
  • составные, являющиеся результатом именно творческого труда по расположению или подбору материалов.

Авторское право в России имеют как произведения обнародованные, так и необнародованные, выраженные в любой объективной форме, включая устную и письменную (например, в виде публичного исполнения, произнесения и др.), в форме изображения, видео- и звукозаписи, а также в объемно-пространственной форме.

Признаки объектов

Следует при этом отметить, что объекты такого права имеют конкретные признаки:

  • творческий характер создания;
  • объективную форму его выражения.

То есть объект должен быть создан именно в результате творческого труда и закреплен на некотором материальном носителе (в форме изображения, письменной, видеозаписи или звукозаписи, объемно-пространственной) или выражен в устной форме, но обязательно в виде публичного выступления.

То есть, например, созданные в результате творческого труда автора водные узоры, которые можно наблюдать при работе фонтана, не будут объектом авторского права. Им охраняется только сам фонтан, поскольку он имеет объемно-пространственную объективную форму (камень, металл), а водные узоры ее не имеют.

Еще один пример: просто технический сбор материалов не является плодом творческого труда, поэтому его результат не считается объектом данного вида права. Музыка без авторского права - это, например, сборники лучших песен той или иной группы.

Виды объектов

Итак, на основании статьи номер 1259 Гражданского кодекса нашей страны, объектами авторского права считаются:

  • произведения литературы;
  • музыкально-драматические, драматические и сценарные произведения;
  • пантомимы и хореографические постановки;
  • музыкальные произведения, как с текстом, так и без него;
  • аудиовизуальные;
  • произведения скульптуры, живописи, дизайна, графики, комиксы, графические рассказы и иные произведения изобразительного искусства;
  • объекты сценографического и декоративно-прикладного искусства;
  • произведения градостроительства, архитектуры, садово-паркового искусства, к которым относятся и чертежи, проекты и макеты;
  • объекты фотографического искусства и другие, полученные аналогичным фотографии способом;
  • различные геологические, географические и другие карты, эскизы, планы, пластические произведения, относящиеся к топографии, географии и другим наукам.

Понятие авторского права распространяется и на различные программы, созданные для ЭВМ. Но, в отличие от других объектов, права на них можно оформить в федеральном органе исполнительной власти, работающим с Регистрация не является обязательной и осуществляется по желанию владельца.

Точно так же переводчик, создавая произведение на языке, отличном от оригинала, имеет авторское право на собственный перевод. Сам перевод, так же как и оригинал, является самостоятельным объектом.

Например, персонаж Гарри Поттер, а также часть названия книги имеют авторские права, принадлежащие Дж.К. Роулинг вместе с правами на текст произведения.

Знак авторского права

Это латинская буква С (от слова "copyright", означающего "авторское право"), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) - буква С в круглых скобках.

Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство. Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Также и на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

Защита авторских прав

Возникновение их напрямую связано с самим фактом создания объекта права.

В законодательстве нашей страны не существует особой процедуры регистрации прав авторства на произведение, за исключением регистрации их на программы для ЭВМ. Автором, согласно закону, является тот, кто создал объект, и он обладает следующими правами:

1) исключительным правом на само произведение;

3) правом на имя;

4) на неприкосновенность произведения;

5) на его обнародование.

Технические средства, предназначенные для защиты авторских прав

Существуют специальные технические средства, предназначенные для защиты этого типа прав. К ним относятся любые технологии, а также технические устройства и их компоненты, которые контролируют доступ к тому или иному произведению и ограничивают или же предотвращают действия, не разрешенные его автором или другим правообладателем в отношении данного объекта.

Информация об авторском праве

Ей считается любая информация, идентифицирующая произведение, автора или другого правообладателя, а также об условиях использования объекта права, содержащаяся в оригинале или экземпляре произведения, появляется в результате сообщения в эфир или другим способом доведения произведения до всеобщего сведения, прилагается к нему, а также любые коды и цифры, в которых содержится подобная информация.

1) распространение;

2) воспроизведение;

3) перевод;

4) импорт;

5) переработку;

6) публичное исполнение;

7) публичный показ;

8) передачу в эфир;

9) сообщение по кабелю для всеобщего сведения.

Непосредственно после создания произведения автору необходимо иметь доказательство, что он обладал им на определенную дату. В случае спорных ситуаций это очень поможет. Такие доказательства можно получить с помощью специальной процедуры, называемой депонированием. Ее суть - принятие на хранение экземпляра произведения, а также фиксирование даты его предоставления с участием нотариуса. После этого будет выдано свидетельство о депонировании. С помощью этой процедуры можно документально зафиксировать наличие у автора экземпляра на определенную дату. Такое свидетельство - самая надежная защита в вопросе авторских прав.

Нарушение авторских прав

Их нарушение может повлечь административную, гражданско-правовую и даже уголовную ответственность. Часто бывает, что нарушение авторских прав происходит по незнанию. Поэтому рекомендуется для оповещения третьих лиц о них использовать следующую формулу: знак "защита авторских прав" + имя автора (правообладателя) + год опубликования или его период. Однако по закону оповещать о праве авторства или использовать предложенный формат вовсе не обязательно.

Что такое авторское право? Какой срок действия у авторских прав, и какие существуют ограничения по использованию трудов интеллектуальной собственности? Какую ответственность несут за нарушение авторского права? Ответы на эти вопросы Вы найдете в нашей статье.

Авторское право - есть совокупность законодательных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, связанные с созданием и дальнейшим использованием произведений науки, литературы и искусства. В содержание авторских прав включены несколько правомочий:

  • право авторства;
  • право на имя (дает возможность публиковать произведения под своим именем или псевдонимом, а также анонимно);
  • право на опубликование в любых издательствах;
  • право на защиту произведения от любых искажений.

Автору произведения принадлежат личное и имущественное право, последнее носит исключительный характер и является своего рода правом собственности. На основании этого имущественного права автор может распоряжаться собственным произведением по своему усмотрению, а также разрешать выполнять другим лицам такие действия, как:

  • воспроизведение и распространение экземпляров произведения;
  • публично показывать и исполнять произведение в театрах и концертных залах;
  • осуществлять перевод произведения на другие языки;
  • осуществлять переработку произведения и т.д.
Выполнение любых этих действий без согласия на то автора произведения является нарушением авторских прав и влечет за собой административную и уголовную ответственность. Исключением являются случаи, когда в силу закона произведение может быть использовано без согласия владельца авторских прав.

Срок действия авторского права

На основании ст. 1281 Гражданского кодекса РФ исключительное авторское право является бессрочным и действует на протяжение всей жизни автора и далее в течение 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, который следует за годом смерти. Авторское право на результат интеллектуального труда, который создан в соавторстве, также является бессрочным и действует на протяжении всей жизни и далее в течение 70 лет после смерти последнего автора, начиная с 1 января года, который следует за годом его смерти. В случаях опубликования произведения под псевдонимом, авторское право на него действует на протяжении 70 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом его правомерного обнародования. В течение этого срока автор имеет право раскрыть свою личность, и тогда срок действия авторского права будет исчисляться по общему правилу. Авторы произведений - участники ВОВ приобретают авторские права с увеличенным сроком действия на 4 года. В случаях, когда произведение было опубликовано впервые после смерти автора, его авторское право действует на протяжении 70 лет с момента его выпуска, начиная с 1 января года, который следует за годом обнародования. Окончание срока действия авторского права, а также факт отсутствия защиты трудов на территории РФ означает, что произведение приобретает статус общественного достояния.

Право авторства, право на имя и защиту репутации автора, равно как и право на неприкосновенность произведения, охраняются бессрочно.

Ограничения в авторских правах

Статьей 1273 ГК РФ разрешается использовать произведение, получившее статус народного достояния, в личных целях, без согласия автора и выплат соответствующего вознаграждения. Отметим, что данная норма не распространяется на воспроизведение баз данных, архитектурных зданий и сооружений, репродуцированию книг в целом и нотных текстов, и другое. Гражданское законодательство РФ (ст. 1274-1280) предусматривает целый ряд ограничений, имеющих непосредственное отношение к использованию авторских прав. В частности, допускается использование произведений с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:

  1. цитирование произведений, которые были обнародованы правомерным путем, в оригинальной версии либо переводе в критических, информационных или научных целях;
  2. использование произведений в виде иллюстраций, нарезок аудио- и видеозаписей в учебных целях;
  3. воспроизведение результата интеллектуального труда для всеобщего сведения посредством фото- и кинематографии путем сообщения в эфир с информационной целью;
  4. воспроизведение политических речей, произнесенных публично, с информационной целью с сохранением авторского права на опубликование их в сборниках;
  5. воспроизведение опубликованных в законном порядке произведений рельефно-точечным шрифтом либо иными способами для лиц с ограниченными возможностями по зрению.

Ответственность за нарушение авторского права

Как и в административном праве, гражданское и уголовное законодательство РФ также устанавливают определенную ответственность за нарушение авторского права. Нормы и санкции, применимые к правонарушителям, устанавливаются в зависимости от вида нарушения, и предполагают назначение не только денежных штрафов, но и исправительно-трудовые работы или лишение свободы. Так, статьей 7.12 КоАП (раздел 2, глава 7) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, возникших с целью извлечения дохода, в виде штрафа: для граждан - от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических - от 30 000 до 40 000 рублей. В Уголовном кодексе РФ нарушение авторского права предполагает незаконное использование результатов интеллектуального труда в крупных размерах. Данное нарушение влечет за собой наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей, исправительные работы на срок до одного года, арест на срок до 6 месяцев(ст. 146 УК РФ). Отдельно рассматривается незаконное использование объектов авторского или смежного прав в особо крупном размере, совершенные группой лиц или по предварительному сговору. Такие нарушения влекут за собой исполнение принудительных работ на срок до 5 лет, штраф размером до 500 000 рублей либо лишение свободы на срок до 6 лет. Наиболее актуальные виды нарушения авторского права:

  • невыплата либо частичная выплата авторского гонорара;
  • издание объекта интеллектуальной собственности без согласия на то автора произведения;
  • не указание имени автора произведения;
  • плагиат - выдача результата трудов чужой интеллектуальной собственности за свое;
  • контрафакция - незаконное воспроизведение любым способом результата чужого труда без согласия автора;
  • пиратство - несанкционированное изготовление контрафактных экземпляров печатных изданий, аудио- или видеозаписей с целью тайной продажи.

В главе “Авторские права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности рассказано об основных началах авторского права в России. Перед изучением более специальных разделов необходимо понять, какие результаты интеллектуальной собственности охраняются авторским право, какие авторские права существуют и когда они возникают и сколько действуют. Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете здесь.
Если Вам требуется более детальная информация или юридический анализ конкретного дела, предлагаем обратиться за юридической консультацией, для чего достаточно лишь заполнить форму на этой странице .

1. Авторские права: объекты

Авторские права распространяются на произведения литературы, науки и искусства. Однако закон не приводит исчерпывающий перечень объектов авторского права, так как с течением времени могут быть придуманы новые формы творчества. Наиболее часто встречаются следующие объекты авторских прав:

  • Литературные произведения
  • Музыкальные произведения
  • Фильмы (аудиовизуальные произведения)
  • Произведения изобразительного искусства
  • Фотографии
  • Программы для ЭВМ и базы данных
  • Произведения архитектуры
  • Драматические произведения

Еще раз отметим, что этот перечень является открытым. Но что же объединяет объекты авторских прав? Все объекты авторских прав создаются в результате творческого труда автора. – основной признак, который отличает объекты авторского права .

2. Кого называют автором и правообладателем произведения?

Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав.
Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком. Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда. Например, книга “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В таком случае граждане признаются соавторами.

Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор. Но к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем. Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо .

3. Авторские права: возникновение и регистрация

Один из самых распространенных вопросов – как оформить авторские права? Его постановка не совсем корректна, потому что авторские права возникают в момент создания произведения, т.к. выражения его в любой объективной форме:

  • письменная форма выражения
  • устная форма выражения
  • форма изображения
  • аудио- или видеозапись
  • иные формы

В момент создания автор приобретает всю полноту авторских прав и вправе защищать их. Каких-либо формальностей, в т.ч. регистрации, для этого соблюдать не нужно.

Одновременно российское право позволяет зарегистрировать авторские права на программы для ЭВМ и базы данных. удостоверяет авторские права и освобождает от доказывания их существования и принадлежности в суде и иных государственных органах .

4. Виды авторских прав.

А) Личные неимущественные права включают:

  1. Право авторства – право признаваться автором произведения
  2. Право на имя – право указывать свое имя или псевдоним на экземплярах произведения
  3. Право на неприкосновенность произведения – право запрещать любые изменения произведения без согласия автора
  4. Право на обнародование произведения – право представить произведение публике
  5. Право на отзыв произведения – право отказать от обнародования после его совершения

Б) Исключительное право на произведение – право использовать произведение в любой форме и любыми способами. Перечень форм и способов в законе открытый.

В) Иные авторские права , к которым относятся:

  1. Право следования – право на часть цены оригинала произведения при публичной продаже.
  2. Право доступа – право требовать у собственника оригинала возможность создания копии произведения .

5. Исключительное право на произведение.

Как уже было сказано ранее, исключительное право – это право использовать произведение в любой форме и любыми способами, в том числе путем:

  1. Воспроизведения (создания) экземпляров произведения
  2. Публичного показа и исполнения
  3. Распространения экземпляров произведения
  4. Импорта (ввоза) экземпляров произведения
  5. Доведения до всеобщего сведения – размещение в сети Интернет
  6. Перевода и переработки в иных формах.

Здесь перечислены далеко не все возможные способы использования произведения, существует и целый ряд других. Поскольку право на использование произведения принадлежит правообладателю, все третьи лица обязаны воздерживать от использования произведения без разрешения правообладателя .

6. Авторские права: срок действия.

  1. Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
  2. Авторство, право автора на имя и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. После смерти автора защита этих прав осуществляется наследниками и другими заинтересованными лицами.
  3. Право доступа действует в течение жизни автора.
  4. Право следования действует, пока не прекратилось исключительное право на произведение.

После прекращения исключительного права произведения переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любыми лицами .

7. Территория действия авторских прав.

Сегодня 167 стран мира являются участницами Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений , заключенной в 1883 году. Не вдаваясь в детали данного международного договора, можно сказать, что произведения российских авторов охраняются во всех государствах, присоединившихся к Конвенции. Аналогично произведения иностранных авторов подлежат правовой охране в России.

Следует учитывать, что авторские права за рубежом защищаются в соответствии с законодательством соответствующего государства.

Полезные ссылки по теме “Авторские права” :

1. об авторских правах в Википедии.
2. Материалы по авторскому праву – сайт copyright.ru .
3. Агентство по авторским правам США (Библиотека Конгресса США) – официальный

Ранее действовавшее законодательство (ст. ст.15 - 16 ЗоАП) весь комплекс авторских правомочий подразделяло на имущественные права и личные неимущественные права. При этом основным отличием личных неимущественных авторских прав являлось то, что они не имеют экономического содержания.

1) исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом;

2) личные неимущественные права, к которым относятся:

право на неприкосновенность произведения;

право на обнародование произведения;

иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).

Рассмотрение исключительного права на произведение лучше всего начать с исследования его правовой природы.

По данному вопросу в науке гражданского права происходит много споров. Так, А.П. Сергеев указывает на исключительные права как личного, так и имущественного характера. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2004. С. 19. И.А. Зенин к исключительным относит только имущественные права. Гражданское право: Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. Том I. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 658. В.И. Дозорцев определяет исключительное право как имущественное, однако отмечает, что "принято выделять две группы правомочий по исключительным правам - личные неимущественные и имущественные". Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. М.: Статут, 2003. С. 47. В.А. Белов также считает исключительные права имущественными по своей природе. Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2003. С. 575.

В прежней редакции ГК РФ законодатель употреблял категорию "исключительное право" в качестве синонима интеллектуальной собственности (ст. ст.128 и 138 ГК РФ).

Разработчики IV части ГК РФ исходили из того, что категория "интеллектуальной собственности" характеризует лишь объекты рассматриваемых отношений, но не права их субъектов. "Названные права являются разнородными по своей юридической природе и в силу этого разделяются на личные неимущественные (неотчуждаемые), исключительные (имущественные и потому в принципе отчуждаемые, т.е. способные оформлять оборот "интеллектуальной собственности") и иные (например, известное "право следования", имеющее как личные, так и имущественные элементы)".

Согласно ст.1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право на произведение - это право использовать произведение в соответствии со ст.1229 Кодекса в любой форме и любым способом, не противоречащим закону (в том числе способами, указанными в п.2 ст.1270 ГК РФ).

Использованием произведения, в частности, считается:

воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко - или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Исключением считается лишь случай, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров. Это указывает лишь на то, что автор может распространять экземпляры произведения любым способом, в частности продавать, сдавать в прокат и т.д. Прежде всего, закон связывает распространение только с теми произведениями, которые зафиксированы на материальном носителе.

Право на распространение закон не связывает с пуском в гражданский оборот такого количества экземпляров произведения, которое удовлетворяло бы разумные потребности публики. Распространением будут признаны продажа, сдача в прокат или введение в гражданский оборот иным способом ограниченного числа копий произведения.

публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения. В данном случае имеется в виду закрепленная за автором возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей;

прокат оригинала или экземпляра произведения.

публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю.

Под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.

При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой.

Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

перевод или другая переработка произведения.

Исключительные права на перевод и переработку закрепляются за автором или его правопреемниками. В субъективное право на перевод входит возможности автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами.

К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать или другим образом перерабатывать произведения. Оно также включает в себя возможность автора самому переработать произведение в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на переработку другим лицам.

Под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного).

Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произведений. В настоящее время согласие автора необходимо на любую переработку его произведения. В случае нарушения данного требования автор произведения, подвергшегося несанкционированной им переработке, имеет право на защиту своих прав;

практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Так же необходимо упомянуть и о таком объекте авторских прав, как программы для ЭВМ. Обычным способом их использования является прокат компьютера с установленными на нем программами для ЭВМ.

В силу ст.1271 ГК РФ для оповещения о принадлежащем исключительном праве на произведение правообладатель может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

латинской буквы "C" в окружности;

имени или наименования правообладателя;

Буква "C" является начальной буквой английского слова "copyright" ("авторское право"). Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений на практике призвано обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения. С помощью знака охраны службы и общества (таможенные, авторские и т.п.), в чью компетенцию входит выявление нарушений авторских прав, могут более эффективно бороться с неправомерным использованием произведений, охраняемых законом.

Следует особо подчеркнуть, что использование знака охраны авторского права является правом, а не обязанностью автора или иного правообладателя. Отсутствие такого знака на экземпляре произведения как российского, так и иностранного автора не лишает это произведение авторско-правовой охраны.

Правообладатель может не только использовать, но и распоряжаться исключительным правом на произведение любым способом, не противоречащим закону и существу такого исключительного права. Согласно ст.1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Одним из главных неимущественных прав, возникающих у автора в связи с созданием произведения науки, литературы и искусства, является право авторства.

Право авторства обычно характеризуется, как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Выделение права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и общественного признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов. В общественном признании данной связи заключается особый интерес создателя произведения, который и обеспечивается законом путем наделения творцов произведений особым субъективным правом авторства.

Право авторства неотделимо от личности автора. Оно может принадлежать только действительному создателю произведения и является неотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по договору или по наследству. Более того, от данного права нельзя отказаться. Данное право порождается самим фактом создания произведения и не зависит от того, обнародовано ли это произведение или нет, создано ли оно в порядке выполнения служебного задания или является свободным, используется ли произведение кем-либо или не используется. Для признания лица автором произведения не требуется выполнения каких-либо формальностей или чьего-либо согласия.

Право авторства является правом абсолютным. Возможные нарушения данного права могут состоять как в присвоении чужого авторства, так и в отрицании авторства того лица, которым создано произведение. Наиболее грубым нарушением является полное или частичное присвоение авторства.

Присвоение авторства идей, высказанных ранее в научных произведениях других авторов, не влечет юридической ответственности. Однако в ряде случаев можно вести речь об отсутствии новизны научной работы, если такой труд не будет содержать достаточного количества ранее неизвестных решений научных проблем.

Иная ситуация складывается, когда присваивают авторство на зафиксированные в материальной форме произведения. Российское законодательство в этом случае предусматривает гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Способы присвоения авторства бывают различны. Практике известны случаи, когда автор дает согласие другому лицу на присвоение своего произведения полностью или частично. Но чаще всего присвоение происходит вопреки воле и желанию автора произведения.

С правом авторства тесно связано право на авторское имя. Право любого гражданина приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), закреплено в абз.1 п.1 ст. 19 ГК. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним, т.е. вымышленное имя. В свою очередь, ст.1265 ГК РФ указывает, что право автора на имя - это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Другими словами, право на имя - это право на способ указания имени автора при использовании произведения.

В ст.1265 ГК РФ упоминается о трех возможных способах указания имени. Первый и наиболее распространенный способ - это указание подлинного имени. При отсутствии особого указания автора произведение подписывается фамилией, именем, отчеством автора либо его фамилией и инициалами.

Вторым способом реализации права на имя является указание вымышленного имени (псевдонима). Псевдоним (в переводе с греч) означает "носящий ложное имя". Нередко псевдоним становится вторым именем автора произведения. Так, например, всем известны такие псевдонимы, как Ахматова (Анна Андреевна Горенко), Максим Горький (Алексей Максимович Пешков). Аврора Дюдеван известна под мужским псевдонимом Жорж Санд.

Сейчас псевдонимы чаще всего встречаются в шоу-бизнесе и артистической среде (Жасмин, Витас, Валерия, Верка Сердючка и т.д.).

Как известно, в дальнейшем псевдоним может стать не только вторым именем, но и первым, так как ст. 19 ГК РФ (п.2) предоставляет гражданину право переменить свое имя в порядке, установленном законом. Глава VII Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"

Если речь идет об использовании произведения, созданного в соавторстве, порядок указания имен соавторов определяется соглашением между ними (например, псевдоним "Кукрыниксы" объединил фамилии и имя трех художников - М. Куприянова, П. Крылова и Н. Соколова).

ГК РФ не устанавливает каких-либо ограничений при выборе псевдонима - в качестве псевдонима может быть использовано любое имя. Однако ограничения этого права очевидны и обусловлены самим смыслом гражданского законодательства. Так, вряд ли правомерным будет использование в качестве псевдонима имени, которое совпадает с именем известного человека и тем самым вводит публику в заблуждение относительно авторства данного произведения (например, использование псевдонима В.В. Путин или А.Б. Пугачева). Разумеется, выбор такого псевдонима будет нарушать права и интересы других лиц и может рассматриваться как злоупотребление правом. В общем виде запрет ненадлежащего осуществления гражданских прав, включая и злоупотребление правом, установлен ст.10 ГК РФ.

Произведение может быть использовано и без обозначения имени автора (анонимно), что представляет собой третий способ реализации права автора на имя.

Если произведение используется под псевдонимом или без указания имени автора (анонимно), лица, которым известно подлинное имя автора, не вправе без согласия автора раскрывать его подлинное имя.

На практике способ указания имени автора и условия соблюдения анонимности устанавливается в договоре, по которому автор приобретает права и обязанности под своим подлинным именем. По общему правилу после заключения договора стороны не вправе изменить способ обозначения имени автора в одностороннем порядке.

Согласно п.2 ст.1265 ГК РФ при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом издатель (п.1 ст.1287 ГК РФ), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного, считается представителем автора. В этом качестве издатель имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Для судебной защиты прав создателя произведения издателю нет необходимости представлять в суд доверенность от автора. При подаче заявления достаточно представить экземпляр произведения, на котором указано имя или наименование издателя. В случае если автор такого произведения не раскроет свою личность или не заявит о своем авторстве до разрешения спора по существу, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах", суд принимает решение об удовлетворении иска в пользу издателя.

Право на неприкосновенность произведения так же является личным неимущественным правом автора.

Право на неприкосновенность произведения существовало еще в советском законодательстве. В частности, ст.480 ГК РСФСР 1964 года гарантировала охрану неприкосновенности произведений, указывая, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие бы то ни было изменения как в само произведение, так и в его название и в обозначение имени автора. Воспрещалось также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.

В российском законодательстве были объединены два правомочия: право на защиту репутации автора и право на переработку. Статья 15 ЗоАП закрепляла право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Возвращение права на неприкосновенность произведения после 15-летнего перерыва является одной из наиболее значительных новелл ГК РФ.

В ГК РФ сформулировано право на неприкосновенность произведения как самостоятельное право, которое по своему содержанию значительно шире, чем право на защиту репутации автора.

Следует особо обратить внимание на то, что не допускается снабжение произведения иллюстрациями, комментариями и т.п. Это не означает запрет комментировать, критиковать, анализировать, объяснять, иллюстрировать чужие произведения, не спрашивая согласия автора. Все перечисленное возможно, но при обязательном соблюдении двух условий. Во-первых, отдельно от самого объекта критики или комментирования. Во-вторых, в этически допустимой форме. См.: Маковский А.Л. О кодификации законодательства об интеллектуальной собственности // Закон. 2007. N 10. С. 8.

Статьей 1266 ГК РФ впервые законодательно закреплено, что при использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений. При этом не должен искажаться замысел автора; не должна быть нарушена целостность восприятия произведения; это не должно противоречить воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

И последнее неимущественное право, которое я бы хотела рассмотреть в своей курсовой работе - это право на обнародование произведения, а так же иные права авторов.

Право на обнародование - это обеспечение доступа к произведению любых третьих лиц. Автор может считать свое произведение недостаточно готовым, законченным для представления его на суд публики, и потому он вправе не давать согласия на его обнародование. Свое право автор реализует при заключении договора о первом использовании необнародованного произведения или при передаче его работодателю, если это служебное произведение.

Право на обнародование произведения закреплено ст.1268 ГК РФ, согласно которой автор может осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения.

Произведение считается обнародованным, если действия по обеспечению доступа к произведению широкого круга лиц осуществлены с согласия автора (или самим автором и по его воле).

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, которое обладает исключительным правом на произведение. Такое обнародование не должно противоречить воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Согласно ст.1255 ГК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, автору произведения принадлежат право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения. В соответствии со ст.1295 ГК РФ автору принадлежат права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение).

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

Если работодатель в течение трех лет начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.

Когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору (п.2 ст.1295 ГК РФ), работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. При этом не ограничивается право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя.

Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Право на отзыв. Если автор после обнародования своего произведения не желает по каким-либо причинам его дальнейшего широкого использования, он обычно отказывается заключать договоры, направленные на отчуждение исключительного права на произведение. Тем самым использование произведения ограничивается случаями свободного использования. Вместе с тем автор может поступить более решительно - использовать свое право на отзыв.

Ранее (в ст.15 ЗоАП) право на отзыв было частью права на обнародование произведения.

В настоящее время право на отзыв сформулировано как самостоятельное право и регламентировано ст.1269 ГК РФ, согласно которой автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения.

Право на отзыв может быть реализовано в любое время после того, как автор дал разрешение на обнародование или обнародовал свое произведение. В зависимости от этого можно обозначить две ситуации с разными правовыми последствиями.

Первая ситуация сводится к тому, что автор дал согласие на обнародование своего произведения, но оно еще не было обнародовано. В этом случае автор должен сообщить лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, что он отказывается от данного им ранее согласия на обнародование произведения. При этом никакого публичного заявления со стороны автора не требуется, но автор обязан возместить убытки, если они возникли у указанного лица.

Вторая ситуация имеет место тогда, когда автор дал согласие на обнародование своего произведения и оно уже было обнародовано. В таком случае требуется публичное оповещение об отзыве произведения (чтобы прекратить его бездоговорное использование). При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Право следования ранее было закреплено ст.17 ЗоАП, согласно которой переход права собственности на произведение изобразительного искусства от автора к другому лицу означал первую продажу этого произведения.

В каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов, автор имел право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от перепродажной цены (право следования).

В настоящее время право следования в измененном виде сформулировано в ст.1293 ГК РФ.

В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства, при каждой его публичной перепродаже, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). При этом, в отличие от ЗоАП, размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты должны определяться Правительством Российской Федерации.

Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Законодательное закрепление права следования гарантирует автору вознаграждение при перепродаже оригинала его произведения.

Многие цивилисты считают, что это необходимо, поскольку художники и скульпторы вынуждены дешево продавать свои произведения, чтобы поддерживать свое материальное положение. Международные конвенции об авторском праве. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Комментарий К. Мазуйе. М.: Прогресс, 1982. С. 105.

Право доступа позволяет автору произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Законодательная формулировка права доступа не претерпела существенных изменений - ст.1292 ГК РФ соответствует ст.17 ЗоАП. Добавлено лишь положение о том, что автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото - и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.

Основным нормативным актом в области авторского права является Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах » от 9 июля 1993 г.

Объекты

Объекты. Авторское право охраняет произведения науки, литературы и искусства, под которыми понимаются результаты творческой деятельности человека . Эти результаты охраняются авторским правом, если имеют оригинальный характер и выражены в какой-либо объективной форме, доступной другим лицам. Если произведение состоит из нескольких оригинальных частей, то каждая из них охраняется авторским правом, причем сама по себе.

Закон содержит примерный перечень произведений, охраняемых авторским правом. Это литературные (включая компьютерные программы) и драматические произведения, кино-, теле- и видеофильмы, живопись, скульптура, графика, фотографии, произведения архитектуры и т.п. К объектам авторского права относятся также производные произведения (переводы, обработки, инсценировки) и сборники произведений и материалов (энциклопедии, базы данных).

Субъекты

Субъекты. Первоначальным носителем авторских прав всегда является автор, которым может быть только гражданин. Однако по ранее действовавшему законодательству в некоторых случаях первоначальными носителями авторских прав признавались юридические лица (киностудии, телестудии, издатели энциклопедий и др.); их авторские права сохраняют силу и в настоящее время.

Если произведение является результатом творчества двух или нескольких авторов, то все они считаются соавторами. Соавторство бывает нераздельным (если создан неделимый объект) или раздельным. Взаимоотношения соавторов определяются соглашением между ними.

Авторы зависимых произведений (переводчик, обработчик, составитель) могут использовать свое авторское право лишь в том случае, если получено согласие от автора основного (первоначального) произведения, например от автора оригинала.

Содержание авторских прав. Авторские права включают несколько различных правомочий. Некоторые авторские правомочия являются личными. Это право авторства (право считаться автором, право защищаться от присвоения авторства, т.е. от плагиата), право на имя (т.е. право на использование произведения под своим именем, под своим псевдонимом или без указания имени, анонимно), право на опубликование произведения, право на защиту произведения от искажений.

Личные права всегда принадлежат только автору; они не могут быть уступлены другим лицам. Кроме личных прав, автору принадлежит имущественное право , которое в законе названо «исключительное право на использование произведения».

Своим исключительным характером это право напоминает право собственности . Опираясь на это имущественное право, автор может осуществлять сам либо разрешать другим лицам:

воспроизводить произведение (тиражировать книгу, пластинку и т.п.);

распространять (продавать, сдавать в прокат и т.п.) экземпляры произведения;

публично показывать произведение;

публично исполнять произведение в театрах, концертных залах и т.п.;

сообщать произведение по радио, телевидению и т.п.;

переводить произведение на другие языки;

переделывать (перерабатывать) произведение.

Если какое–либо лицо осуществляет эти действия без согласия автора или иного владельца исключительных авторских прав, то оно нарушает авторские права.

Однако в некоторых случаях, прямо указанных в законе, произведение может быть использовано свободно, без согласия владельца авторских прав. К числу таких случаев относятся: цитирование, воспроизведение произведения в личных целях, воспроизведение некоторых актуальных произведений в газетах, по радио и телевидению, воспроизведение произведений для чисто информационных целей в газетах, по радио и телевидению, репродуцирование (ксерокопирование) в единичном экземпляре некоторых произведений без извлечения прибыли .

Срок действия авторского права . По общему правилу авторское право действует в течение всей жизни автора, а после его смерти в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Однако ранее действовавшее законодательство предусматривало, что авторское право после смерти автора действует только 25 лет. Поэтому произведения авторов, умерших в 1967 г. или ранее, не охватываются новым законодательством и не охраняются.

Авторское право на произведение , созданное в соавторстве, охраняется вплоть до истечения 50 лет с даты смерти того соавтора, который пережил остальных соавторов. Если автор был репрессирован и посмертно реабилитирован, то датой его смерти считается дата реабилитации.

Авторское право на служебные произведения и сложные составные произведения

Авторское право на служебные произведения и сложные составные произведения. Если произведение создано по служебному заданию, в рамках трудового договора (например, штатный фотограф журнала изготовил фотографию, журналист написал статью по заданию газеты), то такое произведение называется служебным.

По общему правилу личные авторские права на служебное произведение сохраняются за автором. А право на использование служебного произведения переходит к работодателю согласно трудовому договору, причем на весь срок действия авторского права. Таким образом, работодатель не обязан спрашивать согласие автора на использование служебного произведения или выплачивать ему какое-либо вознаграждение (кроме оплаты по трудовому договору). Однако это правило может быть изменено особым договором между автором и работодателем.

Особые правила определения владельца авторских прав установлены в отношении сложных составных произведений кино-, теле-, видеофильмов, называемых аудиовизуальными. В их создании участвует большое количество авторов (режиссер, сценарист, композитор, художник и др.). Закон исходит из того, что, участвуя в создании аудиовизуального произведения, все они передали свои исключительные авторские права изготовителю такого произведения (киностудии, продюсеру и т.п.), причем на весь срок действия авторских прав. Однако договором между изготовителем и автором может быть предусмотрен иной порядок использования произведения автора.

Авторские договоры

Авторские договоры. Это гражданско-правовые договоры, предусматривающие передачу отдельных прав на использование произведения. Они заключаются, как правило, в письменной форме. Срок действия договора определяют сами стороны.

Авторские права могут передаваться по договору в разном объеме. Например, по договору может быть передано только авторское право на издание произведения на русском языке, причем только в книжной форме. Но договор может предусматривать и более широкий объем передаваемых прав вплоть до передачи всех прав на использование произведения.

Авторские права на использование произведения могут передаваться как исключительные, и тогда автор лишается этих прав, а получатель становится монополистом в их использовании. Но авторские права по договору могут быть переданы и как неисключительные. В этом случае автор может передавать те же права третьим лицам.

Выплачиваемое по договору вознаграждение за передачу авторских прав определяется соглашением сторон. Закон ориентирует договаривающиеся стороны устанавливать вознаграждение в виде процента от дохода , получаемого от использования произведения.

Организация, получившая по договору исключительные права , может в свою очередь передать их другому лицу по новому договору, который тоже является авторским договором.

Коллективное управление имущественными авторскими правами

Коллективное управление имущественными авторскими правами . В некоторых сферах культуры и информации (радио, телевидение, концерты и т.п.) количество используемых произведений различных авторов очень велико, поэтому заключение индивидуальных договоров с каждым автором практически неосуществимо.

В этой связи в соответствии с законом об авторском праве авторы , создающие произведения, которые обычно используются в этих сферах (прежде всего - песни), поручили специальной организации - Российскому авторскому обществу (РАО) представлять их интересы в этих сферах и заключать от их имени авторские договоры. В свою очередь РАО заключает с организациями, действующими в указанных сферах (радио- и телеорганизации, концертные объединения и т.п.), генеральные авторские договоры. В соответствии с такими договорами организации получают право использовать любые авторские произведения, но обязаны периодически выплачивать РАО определенные суммы и, кроме того, сообщать РАО, какие именно произведения были ими фактически использованы. РАО выплачивает указанные суммы авторам использованных произведений. РАО имеет филиалы в основных регионах страны.

Защита авторских прав

Защита авторских прав . Защита производится в суде или арбитражном суде . Владелец исключительных авторских прав может требовать от нарушителя прекращения нарушения и возмещения причиненных ему убытков. Вместо взыскания убытков владелец авторских прав может потребовать в свою пользу доходы, полученные нарушителем от незаконного использования авторских прав, либо выплаты ему так называемой законной компенсации в размере до 50000 минимальных месячных оплат труда. Конкретный размер этой компенсации устанавливается судом.

Смежные права

Смежные права. По правилам, которые весьма сходны с авторским правом, охраняются так называемые «смежные права», под которыми понимаются права артистов-исполнителей на свои исполнения, права звукозаписывающих организаций на свои звукозаписи, а также права радио - и телестанций на свои передачи.

Крылова З.Г. Основы права. 2010