Пространстве и по кругу лиц. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц

Для правильного применения правовых норм необходимо точно определять пределы действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, на которых они распространяются.

Действие нормативного акта во времени начинается, по общему правилу, с момента вступления его в силу.

Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.

Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Так, в России законодательные акты вступают в силу на всей территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти.

Нормативно-правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие.

Установление точного срока вступления в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению. Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях:

если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила;

если уголовные законы или акты административного законодательства смягчают наказание или вообще устраняют наказуемость деяния.

Нормативно-правовые акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

по истечении срока действия акта, когда такой срок был специально установлен;

в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее действующий;

на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного нормативного акта.

Действие в пространстве. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.

Действие нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так, нормативные акты членов федеративного государства действуют лишь на их территории; акты местных органов государства - на территории района, префектуры, города, земли и т.п. При федеративном государственном устройстве в отдельных случаях допускается возможность действия некоторых правовых норм одного государства на территории другого государства (например, при разрешении имущественных споров, вопросов о наследстве).

Действие по кругу лиц. Существует правило, согласно которому действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства дня защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.

Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе).

Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

Нормативно-правовые акты действуют во времени следующим образом:

Моментом начала действия нормативного акта является истечение определенного срока после его опубликования (как правило, 10 дней).

Также моментом начала действия некоторых актов является момент их принятия или официального опубликования, если об этом прямо говорится в акте.

Время вступления нормативно-правового акта в действие может быть указано в нем самом, в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РК (общая часть) был принят в декабре 1994 года, а вступил в силу 1 марта 1995 года.

Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами:

1) истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

2) в связи с прямой отменой нормативного акта;

3) в связи с принятием нового акта.

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия.

Закон обратной силы не имеет. Это значит, что закон не действует на те отношения, которые возникли до его принятия. Однако существуют исключения из этого правила:

1) когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;

2) когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;

3) когда нормативный акт отменяет уголовную ответствен-ность.

Под пространством понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории военных и иных судов в открытом море, летательные аппараты, а также территории посольств.

В теории права существует также понятие “экстерри-ториальность”.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов за пределы территории государства. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Круг лиц включает в себя граждан, лиц без гражданства и иностранцев. По общему правилу нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства, одинаково.

Из этого правила есть исключения.

Так свои особенности имеет действие нормативных актов на иностранцев и лиц без гражданства. Им не предос-тавляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность служить в вооруженных силах и др.)

Представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности)). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории РК, решается дипломатическим путем.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что понимается под формой права?

2. Каково соотношение категорий «форма права» и «источник права»?

3. Назовите виды форм права и охарактеризуйте каждый вид.

4. В чем особенность правовых обычаев как источников права?

5. Дайте определение судебного прецедента.

6. Дайте определение нормативно-правового акта и охарактеризуйте его виды.

7. В чем заключается высшая сила закона?

8. Дайте определение подзаконного акта.

9. Каково действие нормативно-правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц?

3.1. Действие норм права во времени. Действие норм права во временив отечественной теории государства и права принято определять началом и окончанием действия нормативных правовых актов . Нормативные правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Момент вступления нормативных правовых актов в силу в практике различных государств определяется по-разному. В одних случаях он связывается с датой принятия или утверждения нормативного правового акта, в других – с датой его официального опубликования, в третьих – с какими-то другими сроками.

В Российской Федерации тоже нет единообразного порядка вступления нормативных правовых актов в силу. Так, в соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. федеральные и федеральные конституционные законы Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. При этом официальным опубликованием федерального конституционного закона или федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). В соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г.2 нормативные акты Президента РФ и нормативные акты правительства РФ вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи, а нормативные акты федеральных органов исполнительной власти по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования, если этими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.



Свои правила опубликования и вступления в силу законов и других нормативных правовых актов устанавливаются субъектами Российской Федерации. Так, согласно пункту 4 ст. 23 Устава Иркутской области нормативные правовые акты Иркутской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные нормативные правовые акты Иркутской области, дата вступления в силу которых не определяется ими непосредственно, вступают в силу на следующий день после их официального опубликования, если иной порядок не определен федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами Иркутской области.

Исходя из практики различных государств, в том числе и нашего, можно выделить четыре основных варианта вступления нормативных правовых актов в силу. Во-первых, нормативные правовые акты могут вступать в силу по истечении определенного срока после их официального опубликования. Во-вторых, они могут вступать в силу с момента, установленного самим нормативным актом. Этим моментом может быть: а) момент принятия нормативного акта, б) момент его официального подписания, в) момент его официального опубликования, г) конкретная дата. В-третьих, нормативные правовые акты могут вступать в силу с момента, установленного другим, вспомогательным нормативным актом, вводящим в действие основной нормативный акт. Например, многие кодексы, принятые в нашей стране, были введены в действие специальными законами, в которых определялся порядок вступления в силу соответствующего кодекса, в том числе дата, с которой этот кодекс начинал действовать. В-четвертых, нормативные правовые акты могут вступать в силу с момента получения их соответствующими органами и организациями. Так чаще всего вступают в силу ведомственные акты, не имеющие общего значения и предназначенные строго определенным адресатам.

Окончание действия нормативных правовых актов связывается обычно с утратой нормативными актами юридической силы. Порядок утраты нормативными правовыми актами юридической силы тоже имеет несколько вариантов. Во-первых, нормативные правовые акты утрачивают силу в случае истечения срока их действия. Этот случай касается временных нормативных актов, которые, как известно, принимаются на определенный срок и по истечении этого срока автоматически утрачивают силу. Во-вторых, нормативные правовые акты утрачивают силу в случае их официальной отмены другим нормативным актом. Например, Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30 ноября 1994 г. отменил как полностью, так и частично целый ряд ранее действовавших законов и подзаконных актов. В-третьих, нормативные правовые акты утрачивают силу, если в действие вводятся новые нормативные акты, устанавливающие иные правила по тем же самым вопросам. В этом случае происходит фактическая утрата нормативным актом юридической силы. Например, в связи с принятием новой Конституции Российской Федерации, которая вступила в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования, т. е. 23 декабря 1993 г., одновременно прекратилось действие Конституции (Основного закона) Российской Федерации-России, принятой 12 апреля 1978 г., с последующими изменениями и дополнениями. В-четвертых, фактически утрачивают силу и те нормативные акты (или отдельные положения нормативных актов), которые признаны судом неконституционными или незаконными. Так, согласно части 6 ст. 125 Конституции РФ акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными, утрачивают силу. И, в-пятых, нормативные правовые акты утрачивают силу (также фактически) в случае изменения обстоятельств, на которые они были рассчитаны. Например, акты периода Великой Отечественной войны утратили смысл и прекратили свое действие после ее окончания.

Таким образом, началом и окончанием действия нормативных правовых актов характеризуются их временные пределы и временные пределы содержащихся в них норм права. Вступление нормативного акта в силу означает, что содержащиеся в нем нормы начинают регулировать соответствующие общественные отношения. При этом они будут распространять свое действие только на те общественные отношения, которые будут возникать с момента вступления этого акта в силу. То есть на общественные отношения и связанные с ними факты, которые возникли и сложились до вступления нормативного акта в силу, содержащиеся в нем нормы, по общему правилу, не распространяются. Иными словами, закон (нормативный правовой акт) обратной силы не имеет. Например, в ст. 4 ГК РФ прямо говорится, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения этих актов в действие.

Правило, согласно которому закон обратной силы не имеет, действует во многих странах мира. Оно вносит стабильность в правовое регулирование общественных отношений, гарантирует права и свободы личности, создавая уверенность в том, что вновь принимаемые нормативные акты не ухудшат правового положения участников уже урегулированных правом общественных отношений. Вместе с тем из этого правила есть два исключения. Во-первых, обратную силу приобретает закон, если он устраняет или смягчает ответственность за совершенное правонарушение (ст. 54 Конституции РФ, ст. 10 УК РФ, ст. 1.7 КоАП РФ). Так, согласно ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т. е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Во-вторых, обратную силу приобретает закон, если это прямо предусмотрено законом. Например, ст. 11 уже упоминавшегося Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» гласит: «Действие ст. 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 г. и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса».

С утратой нормативным актом юридической силы содержащиеся в нем нормы права, по общему правилу, перестают регулировать соответствующие общественные отношения и не могут больше применяться. Вместе с тем в некоторых случаях закон, уже утративший силу, все же может применяться и, таким образом, фактически продолжает еще действовать. Эта ситуация называется «переживанием» закона.

«Переживание» закона – явление, прямо противоположное обратной силе закона. Здесь нормативный правовой акт, отмененный или замененный новым, продолжает «жить» и после введения в действие нового нормативного акта и как бы «переживает» отведенный ему временной срок. «Переживание» закона, как фактическое действие нормативного акта, формально утратившего юридическую силу, имеет место тогда, когда общественные отношения и связанные с ними факты были урегулированы утратившим силу нормативным актом и сохранились после введения в действие нового нормативного акта. Такие отношения называются длящимися, и применение к ним нормативного акта, уже утратившего силу, как правило, вызвано необходимостью учета интересов лиц, вступивших в правоотношение до введения в действие нового нормативного акта. Например, к преступлениям применяется закон времени совершения преступления, если новый закон не приобрел обратной силы, т. е. не устранил преступность деяния или не смягчил наказание.

3.2. Действие норм права в пространстве. Действие норм права в пространствеэто их действие в пределах определенной территории. Нормы права и содержащие их нормативные правовые акты, по общему правилу, действуют в пределах территории государства .

Но что понимается под территорией государства и что к ней относится? В научной и учебной литературе нет однозначного определения территории государства, однако точнее всего территорию государства представляется определять как пространство, на которое полностью и безраздельно распространяется власть государства . К этому пространству относятся: во-первых, сухопутная территория , в состав которой входят суша в пределах государственных границ, а также принадлежащие государству острова и анклавы независимо от их местонахождения; во-вторых, водное пространство , в состав которого входят внутренние воды (озера, реки, каналы, водохранилища, внутренние морские воды) и территориальное море (в России – прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль); в-третьих, находящееся над сухопутной территорией и водным пространством государства воздушное пространство ; в-четвертых, находящиеся под сухопутной территорией и водным пространством государства недра . Кроме того, в состав территории государства входит и так называемая условная территория , к которой относятся: территория посольств и консульств за рубежом; курсирующие под флагом государства гражданские речные, морские и воздушные суда, если они находятся в водах и воздушном пространстве своего государства либо в открытом море и воздушном пространстве над ним; военные корабли и военные воздушные суда государства независимо от их местонахождения; космические корабли, станции и другие космические аппараты государства; кабели и трубопроводы, проложенные в открытом море; технические сооружения на континентальном шельфе и в открытом море и некоторые другие объекты.

Действуя в пределах территории государства, нормативные правовые акты могут распространять свое действие как на всю территорию, так и на отдельные ее части. На всю территорию государства распространяют свое действие обычно нормативные правовые акты центральных органов государственной власти. На отдельных частях государственной территории могут действовать как нормативные правовые акты центральных органов государственной власти, так и нормативные правовые акты местных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Например, в Российской Федерации некоторые нормативные акты федеральных, т. е. центральных, органов действуют не на всей территории государства, а на той или иной ее части (в районах Крайнего Севера, в пограничных зонах и т. д.).

В федеративных государствах, поскольку субъекты федерации могут иметь свое законодательство, нормативные акты субъекта федерации действуют на территории субъекта, но в определенных случаях могут применяться и на территории других субъектов федерации. Например, в бывшем СССР, если лицо совершало преступление на территории одной союзной республики (субъекта федерации), а к уголовной ответственности привлекалось на территории другой, к нему применялось уголовное законодательство той союзной республики, на территории которой было совершено преступление.

Несмотря на то, что нормативные правовые акты государства, как правило, действуют в пределах территории государства, в определенных случаях возможно их экстерриториальное действие, т. е. действие за пределами территории государства. Как представляется, экстерриториальное действие нормативных правовых актов, имеет место в следующих случаях.

Во-первых, в случае нахождения граждан государства за границей. Граждане государства, находящиеся за границей, всегда сохраняют правовую связь со своим государством. Во многих государствах в соответствии с международным правом действуют конституционные и специальные нормы, обеспечивающие права и законные интересы своих граждан, находящихся вне пределов государства. Кроме того, нормы права, будучи общеобязательными правилами поведения, обязательны для граждан не только на территории государства, но и за ее пределами. Поэтому граждане государства, находящиеся за границей, обязаны подчиняться не только законодательству страны пребывания, но и законодательству своей собственной страны. Так, согласно части 1 ст. 12 УК РФ граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых Уголовным кодексом РФ, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Во-вторых, в случае заключения соглашений с другими государствами, в соответствии с которыми определенные правовые нормы одного государства действуют на территории другого государства и наоборот. Это касается норм гражданского, коммерческого, трудового, финансового и некоторых других отраслей права.

В-третьих, в случае действия на территориях со смешанным правовым режимом. К этим территориям относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Континентальный шельф – это морское дно и его недра, расположенные за пределами территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка, а исключительная экономическая зона – это морское пространство шириной до 200 морских миль, расположенное за внешней границей территориального моря и примыкающее к нему. Эти территории не входят в состав территории прибрежных государств и вообще не являются территорией какого-либо государства. Вместе с тем прибрежные государства обладают определенными суверенными правами на этих территориях. Они имеют исключительные права на разработку и использование живых и неживых ресурсов и некоторые другие виды деятельности в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны. В этой связи на данных территориях помимо норм международного права действуют также правовые нормы соответствующих прибрежных государств. А поскольку эти территории не входят в состав территории какого-либо государства, то действие на этих территориях правовых норм прибрежного государства следует рассматривать как их экстерриториальное действие.

3.3. Действие норм права по кругу лиц. С действием норм права в пространстве тесно связано их действие по кругу лиц.По общему правилу, нормы права и содержащие их нормативные правовые акты каждого конкретного государства распространяются на всех лиц, проживающих или находящихся на территории данного государства. Это и граждане государства, и иностранцы, и лица без гражданства, и государственные органы, и различные организации, и прочие лица, являющиеся субъектами права. В то же время из этого правила есть исключения.

Во-первых, в каждом государстве имеются правовые нормы, которые распространяются только на граждан государства и не действуют в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Так, например, в Российской Федерации иностранцы и лица без гражданства не могут иметь некоторые юридические права и обязанности. В частности, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, не могут быть назначены на некоторые государственные должности (например, судьи, прокурора, нотариуса), не обязаны нести военную службу и т. д.

Во-вторых, отдельные нормы права распространяют свое действие только на определенные категории субъектов: должностных лиц, военнослужащих, врачей, учителей, студентов и т. д. Например, норма, содержащаяся в части 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), действует только в отношении должностных лиц.

В-третьих, дипломаты, консульские работники, другие лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, не подлежат аресту и задержанию в случае совершения ими соответствующих правонарушений на территории страны пребывания. Вопрос об их ответственности за данные правонарушения решается дипломатическим путем.

Нормативные акты, содержащие нормы гражданского , под-лежат обязательному официальному опубликованию. Такое опублико-вание важно и для определения момента вступления соответствую-щего акта в силу, и для ознакомления с содержанием его правил всех участников правоотношений. Кроме того, официальное опубликова-ние содержит и официальный (общеобязательный) текст такого акта, которым надлежит руководствоваться.

Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей территории РФ. При этом по общему правилу они не имеют обратной си-лы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК).

Это традиционное для всякого развитого правопорядка положение имеет, однако, и ряд необходимых исключений:

    1. сам гра-жданский закон может предусмотреть распространение своего действия и на отношения, возникшие до вступления его в силу;
    2. если закон изменил продолжительность давностного срока по какому-либо требованию, возникшему до введения его в действие, но предъявленному в суд после этого момента, то соответствии с общим правилом п. 2 ст. 4 ГК новый закон применяет-ся к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его в действие, но на основе существовавших до этого момента правоот-ношений. Следовательно, требование, предъявленное в суд после введе-ния в действие нового закона, подпадает под действие новых давностных сроков, хотя его основой и служит ранее возникшее правоотношение.

Особые правила предусмотрены для договоров, заключенных до вве-дения в действие нового закона (устанавливающего в этом отношении обязательные, императивные предписания), но исполняемых после этого момента. С тем чтобы обеспечить точное, надлежащее исполнение взя-тых на себя сторонами договора обязательств, отражающее важнейший принцип договорного права, закон сохраняет здесь силу за условиями ранее заключенного договора (п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 422 ГК), несмотря на их противоречие новым императивным правилам. Тем самым в сущности как бы продлевается действие старого, ранее действовавшего законода-тельства, на котором основывались условия заключенных договоров.

Конечно, в новом законе может быть прямо предусмотрено распро-странение его действия и на отношения, вытекающие из ранее заклю-ченных договоров. Например, Закон о введении в действие части вто-рой ГК РФ в ч. 1 ст. 8 распространил действие правил Кодекса об ос-нованиях, последствиях и порядке расторжения договоров отдельных видов на все действующие договоры независимо от даты их заключе-ния. В этом случае общее правило п. 2 ст. 422 ГК не применяется.

Действие гражданского законодательства в пространстве и по кругу лиц

Федеральный характер гражданского законо-дательства предопределяет его действие на всей территории РФ. Ограничение территориального действия правил, регулирующих имущественный оборот, может вводиться лишь феде-ральным законом и только в случаях, когда это необходимо для:

    • обес-печения безопасности государства;
    • защиты жизни и здоровья людей;
    • охраны природы и культурных ценностей (абз. 2 п. 3 ст. 1 ГК).

Правила гражданского законодательства распространяются на со-ответствующие отношения российских субъектов гражданского права:

    1. , юридических лиц и публично-правовых образований;
    2. иностранцев, лиц без и иностранных юридических лиц (применяются также к гражданским правоотношениям с учас-тием данных лиц,если иное не предусмотрено федеральным законом - абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК; условия и порядок такого применения регулируются нормами меж-дународного частного права - см. разд. VI ГК).

Федеральный закон сам может установить ограничения сферы сво-его применения определенным кругом лиц. Так, Федеральный закон «Об акционерных обществах» до определенного им момента не распространяет действие ряда своих правил на акционерные общест-ва, созданные в результате

Закон или иной нормативный юридический акт, имеет пределы своего действия в следующих основных «измерениях»: во времени, в пространстве, по кругу лиц. Наиболее сложные вопросы возникают в отношении действия закона или иных нормативных актов во времени. Начальным и конечным моментами такого действия являются вступление в действие закона и прекращение действия закона. 3

Вступление в действие закона . Вступление (введение) закона в действие происходит в соответствии со следующими тремя принципами: 1

  • а) немедленное действие, когда закон со дня вступления распространяется на все случаи только «вперед» (это особо важно для длящихся отношений, например алиментных); все, что было до дня вступления закона в действие, под него не подпадает; именно такой порядок использован в гражданском законодательстве. Согласно статьи 4 ГК РФ, «по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие» (в области гражданского права существуют и сложные случаи, связанные со значительной юридической силой договоров по частноправовым отношениям; согласно статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
  • б) обратное действие (обратная сила), когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случай и «вперед» и «назад», т.е. и на случаи, которые происходили раньше, в прошлом;
  • в) переживание закона, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать действовать по отдельным вопросам.

Типичным, нормальным в условиях законности вариантом действия закона является первый -- немедленное действие. Обратная сила закона -- исключение, каждый случай придания закону обратной силы должен быть особо оговорен в законе. В соответствии со статьей 54 Конституции закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это правило еще более строго сформулировано в отношении правонарушений: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». В то же время, как сказано в той же статье 54, «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Переживание закона -- редкие случаи, связанные со сложными ситуациями, тоже особо оговариваемыми в законе.

Момент (день) вступления закона в действие нужно отличать от момента (дня) обретения им юридической силы. Закон приобретает юридическую силу на основе его принятия Государственной Думой в окончательной редакции и одобрения Советом Федерации (конституционный закон -- его принятия и одобрения обеими палатами в предусмотренном конституционном порядке, о котором ранее говорилось). Практически в соответствии со сложившейся практикой закон обретают юридическую силу после его подписания Президентом. С того же времени, если это прямо предусмотрено в законе, он может вступить в действие.

Однако, как правило, вступление закона в действие отдалено во времени от дня его принятия и подчинено особому порядку. Этот порядок в Российской Федерации урегулирован в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».Во многих случаях законодательный орган одновременно с законом принимает особый акт о порядке вступления в действие данного закона.

Так, одновременно с частью первой ГК РФ, 21 октября 1994 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», состоящий из 14 статей, в которых регламентируется весь комплекс вопросов о введении в действие Кодекса.

Решающее значение в порядке вступления закона в действие имеют: а) официальное опубликование закона; б) срок.

Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Здесь, как и в иных случаях, официальное опубликование -- не только акт, свидетельствующий о завершении правотворческого процесса, но и, в сущности, даваемое государством свидетельство достоверности и точности содержания нормативного акта.

Срок. После официального опубликования законы вступают в действие одновременно на всей территории Российской Федерации в соответствии со следующими правилами. Общий порядок -- закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Вместе с тем самим законом или особыми законодательными актами может быть установлен и другой порядок вступления закона в силу.

При принятии закона может быть предусмотрено, что он вступает в действие непосредственно с момента официального опубликования. В ряде случаев закон вступает в действие по истечении срока, специально предусмотренного при принятии закона.

Определенные правила установлены в отношении сроков вступления в действие актов Президента и Правительства Российской Федерации. Официальное опубликование этих актов осуществляется в том же самом издании, в котором публикуются законы, акты палат, -- в «Собрании законодательства Российской Федерации», -- а также в «Российской газете». Нормативные акты Президента вступают в действие по истечении семи дней после их опубликования, а если в акте указан срок вступления в силу, -- в указанный срок. Специальный порядок установлен для вступления в действие актов Правительства.

Прекращение действия закона . Прекращение действия закона означает и утрату им юридической силы. Это последствие наступает при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • 1) истечение срока, на который был принят закон (таков, в частности, закон о бюджете);
  • 2) отмена закона (в постановлении законодательного органа о порядке введения в действие закона, как правило, указываются акты, которые утрачивают юридическую силу);
  • 3) фактическая замена данного закона другим, регулирующим те же самые вопросы (это наименее приемлемый способ прекращения действия нормативного акта, он порождает неопределенность, создает трудности на практике).

Судам или органам иной юрисдикции, иногда приходится оценивать правомерность фактов и ситуаций, которые происходили в прошлом. Поскольку применительно к указанным фактическим обстоятельствам не предусмотрена обратная сила действующего на данный момент закона, то суду или органу иной юрисдикции, следует при такой оценке руководствоваться законом, который действовал в то время, когда происходили соответствующие события.

Действие закона в пространстве . Пределы действия закона в пространстве очерчены территорией государства и государственным суверенитетом. 1

Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции Российской Федерации).

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.

В соответствии с началами государственного суверенитета иностранное законодательство может применяться на территории данного государства лишь постольку, поскольку это допускается его законами и определено межгосударственным соглашением с иностранным государством.

Согласно Конституции, определяется и непосредственное действие на территории страны, международного права, в том числе общепризнанных норм о правах и свободах человека. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (статья 15).

В соответствии с федеративным государственным устройством действует принцип приоритета федерального законодательства, осуществляемого в рамках общефедеральной компетенции общефедеральными органами, над республиканскими, региональными и местными муниципальными нормативными актами. Как гласит статья 76 Конституции РФ, «по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации». Нормативные акты субъектов Федерации действуют только на их собственной территории, нормативные акты местных муниципальных органов -- на управляемой ими территории.

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов регулируется коллизионными нормами, которые содержатся в Конституции (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах.

Действие закона по кругу лиц. Порядок действия закона по кругу лиц является производным от порядка его действия по территории. Общее правило здесь таково: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.

«Все лица» -- это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы, лица без гражданства, а также все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности. Вместе с тем существуют и определенные особенности в действии законов по лицам. 1

Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяется на граждан данного государства независимо от места их нахождения и от того, понесли ли они наказание по законам иностранного государства.

В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности. Это значит, что к ним не могут быть применены меры ответственности и иные меры государственного принуждения за нарушение уголовного и административного законодательства.

И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах).