Сколько ветвей власти существует в российской федерации. Три ветви власти. Характеристика законодательной, исполнительной, судебной власти. Система государственного управления зарубежных стран

Концепция 3 ветвей власти появилась еще в Средние века, ученые не только объяснили практическую необходимость такого разделения, но и разработали саму теорию. Несмотря на то что впервые о концепции заговорили в Средние века, актуальность теории сохраняется и по сей день. Если начать изучать мировые конституции, можно обратить внимание, что почти во всех странах фиксируется положение о разделении властей, именно на конституционном уровне. Расскажем о том, что собой представляют 3 ветви законодательной власти.

Теория разделения властей

В классической теории власть разделяется на три ветви: первая - законодательная, вторая - исполнительная, третья - судебная. Такое положение закреплено и в Конституции Российской Федерации. Десятая статья посвящена разделению властей на 3 ветви власти: право, закон и исполнение.

Теоретическая разработка

Основоположником теории считается английский ученый Джон Локк. Именно он занимался разработкой концепции разделения властей. В основу его учения легло мнение о том, что такое деление полномочий между конкретными субъектами власти жизненно необходимо. Узурпация власти, не важно, одним лицом или группой, - это реализация и охрана исключительно частных интересов, а до правовой защиты отдельной личности никому нет дела. Первостепенное значение Джон Локк придавал законодательной ветви власти, однако, несмотря на ее «приоритет», ее первенство не должно быть абсолютным. Ни исполнительная, ни судебная власти не должны занимать пассивное положение в управлении.

Что же дальше?

Через столетие модель Локка, полностью обоснованная, получила официальный статус и была зафиксирована в важнейшем мировом документе - Всемирной декларации прав человека и гражданина в 1789 году. Именно в этом документе была закреплена такая позиция, что государство, которое не принимает эту модель в управлении, не имеет Конституции. Последователем Локка стал не менее известный французский ученый Шарль Луи Монтескье. Его взгляды основывались на том, что разделение властей - самое настоящее спасение для общества от управленцев государством, которые не стыдятся злоупотреблять собственной властью, от узурпации как таковой и концентрации управления в одном месте, что, в свою очередь, бережет народ от деспотизма. Монтескье не только разделял власть на три ветви, но и разработал теорию о системе сдерживания и противовесов. Существуют 3 ветви власти в РФ, отражены они на схеме ниже.

Общая характеристика теории

Теория деления властей базируется на следующих понятиях. В первую очередь, смысл эта модель имеет только тогда, когда она закреплена в Конституции страны. Во вторую, разделение властей на три ветви возможно только в том случае, если каждая из них представлена разными органами и руководителями. Один и тот же человек ни в коем случае не может быть наделен полномочиями двух видов управления сразу. В третью, все три ветви должны быть автономны и равны друг перед другом.

В чем суть механизма сдержек и противовесов

Джеймс Мэдисон работал над тем, чтобы разработать эффективную модель реализации разделения властей. Здесь и появился механизм сдержек и противовесов, суть которого заключается в частичном совпадении полномочий ветвей власти. В Америке такой механизм используется и по сей день. Самый простой пример следующий: президент - это исполнительная власть, но тем не менее он имеет право вето и может использовать его в отношении издаваемых законов. Такие же сдержки есть и у судебной власти: суд может признать законодательный акт недействительным, если тот противоречит положениям Конституции. Благодаря таким механизмам другие ветви власти могут сдерживать законодательную. Также конгресс, который представляет законодательную власть, ратифицирует решения президента по поводу назначения в органы судебной и исполнительной власти. В итоге мы имеем дело с четким балансом между тремя ветвями власти, который обеспечивают они себе сами. Только благодаря взаимодействию, взаимоограничению и тому, что реализуется этот механизм только при помощи правовых мер, мы можем говорить об эффективной работе 3 ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная

Несмотря на механизм сдержек и противовесов, законодательная власть в любом случае имеет первостепенное значение и считается верховной. Ее суть в том, чтобы выражать волю и суверенитет народа. В Российской Федерации эта ветвь власти представлена Федеральным Собранием, что закреплено на конституционном уровне. Этот орган состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первая палата включает в себя представителей каждого из субъектов государства. Ее полномочия заключаются в утверждении границ между частями России, указов президента о введении военного или чрезвычайного положения. К полномочиям Совета также относится назначение судей Конституционного и Верховного судов, Генерального прокурора, председателя и заместителей Счетной палаты. Еще одно важное полномочие Совета - в том, что представители имеют право на отрешение от должности президента. Что касается госдумы, то ее представители избираются народом. Главной сферой деятельности второй палаты считается объявление амнистии, выдвижение обвинений к главе Федерации, выражение недоверия правительству. Государственная Дума может назначить председателя Центробанка, а также уполномоченного по правам человека. Несмотря на немаленький перечень полномочий, первоочередной задачей парламента является принятие федеральных законов. Из всех 3 ветвей власти государства законодательная считается первоочередной.

Исполнительная

Данная ветвь власти - самостоятельная, независимая и публичная, основные полномочия ее заключаются в том, чтобы управлять делами государства. В Российской Федерации деятельность исполнительной власти заключается в организации практического исполнения Конституции и законов. Сюда также следует отнести такие аспекты, как внешняя и внутренняя оборона и безопасность России. Задача правительства заключается в том, чтобы обеспечить законность, охрану прав и свобод народа.

Судебная

Суть судебной власти заключается в том, чтобы обеспечить восстановление и защиту нарушенных прав, при этом исполнить справедливое наказание для тех, кто виновен в этом нарушении. Если обратиться к Конституции, то, согласно ее положениям, в Российской Федерации данная власть осуществляется исключительно судами, но полную самостоятельность имеет только номинально. Реализуется судебная ветвь власти в ходе конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного производства. При этом судебная система Федерации характеризуется единством. На конституционном уровне закрепляются все самые важные положения, которые касаются правового статуса судей, важнейших принципов судопроизводства. Закреплены положения о независимости, неприкосновенности и несменяемости судей, а также открытость, состязательность и равенство судопроизводства.

Особенности

По поводу президента к общепринятому мнению ученые не пришли. Одна сторона относит главу государства к исполнительной власти, другая придерживается мнения, что президент не относится ни к одной из них. Теория разделения властей предусматривает только три основных направления, однако в научном мире до сих пор ведутся дискуссии по поводу их количества. Особенно это касается положения президента. Вопросы возникают не только по поводу главы государства. Например, прокуратура: на конституционном уровне ее относят к судебной власти, однако фактически этот орган нельзя отнести к данной ветви. Существует множество теорий, которые касаются правового положения органов прокуратуры. Одни юристы без сомнений относят их к судебной власти, другие - к исполнительной, третьи - ни к одной из представленных ветвей. Тем не менее разделение властей - важнейший механизм защиты граждан, и при этом без реализации подобного разграничения невозможен демократический строй в государстве.

Исполнительная власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, которое состоит из председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Оно создает постановления и распоряжения, обеспечивая их исполнение, различными способами влияет на законодательный процесс .

Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он является главой государства, объединяя все власти, способствуя согласованному и эффективному функционированию.

Исполнительная ветвь власти является одной из разновидностей государственной власти. Её сущность заключается не только в исполнении законов, но и в государственном управлении , основывающемся на принципе законности. Также исполнительная власть выполняет и общие, специальные управленческие функции.

Исполнительная власть, как и любая другая, имеет свои отличительные признаки :

Исполнительная власть - неотъемлемый признак существования правового государства, в котором существует разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Ведь выполнение в государстве различных функций невозможно возложить только на одну ветвь, ибо это будет уже пренебрежением демократическим традициям.

Исполнительная власть - это самостоятельный вид единой государственной власти, которая находится в постоянном взаимодействии с властями законодательной и судебной. Самостоятельность исполнительной власти проявляется в наличии у неё собственного поля деятельности, а также средств управления и воздействия на общественные отношения. И хотя исполнительная власть выполняет особую роль в механизме государственного управления, она постоянно находится под контролем со стороны других ветвей государственной власти.

Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью .

Исполнительная власть осуществляется органами исполнительной власти, которые при этом являются и органами управления.

Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие сред-ства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.

Исполнительная власть - это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции .


Судебная ветвь власти в РФ

Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):

Осуществляется только судами;

Имеет полную самостоятельность номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость судебной власти реализуется посредством применения права в ходе конституционного , гражданского , административного и уголовного судопроизводства ;

Характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём: закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

Признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

Закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;

Финансирования судей из федерального бюджета.

Органы судебной власти

По действующей Конституции РФ судебная власть осуществляется федеральными судами и судами субъектов РФ. Функции судебной власти: Правосудие. Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения. Толкование правовых норм, удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России.

Высшие федеральные суды:

- Конституционный Суд РФ , рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента РФ);

- Верховный Суд Российской Федерации;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматривающий хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью;

Рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения этих коллегий об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. (ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ «О дисциплинарном судебном присутствии»).

Роль и место судебной власти в современной России: Постсоветская Россия являет собой пример государства, в котором до сих пор существует классическое разделение властей, но де-факто судебная власть в силу различных причин находится в зависимости от власти исполнительной. Такая зависимость влечёт за собой ряд негативных последствий как для экономики, так и для общества в целом, в связи с чем в стране время от времени возникают дискуссии о необходимости продолжения судебной реформы.

Институт Президентства ветвь власти в РФ

Президент Российской Федерации является главой государст-ва, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражда-нина. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет ос-новные направления внутренней и внешней политики государст-ва, представляет Россию внутри страны и в международных от-ношениях, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.

Президент РФ юридически не входит в систему ни одной ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной), он как бы возвышается над властными институтами, осуществляет взаимодействие между ними и при принятии решений руковод-ствуется общей волей, т.е. волей большинства избирателей.

Президент РФ назначает высших должностных лиц государ-ства, в том числе председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), заместителей председателя Правитель-ства РФ и федеральных министров; назначает выборы Государ-ственной Думы, референдум; подписывает и обнародует феде-ральные законы; издает указы и распоряжения; является Вер-ховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и вы-полняет другие общегосударственные функции.

При Президенте РФ функционируют органы, обеспечи-вающие проведение им внутренней и внешней государственной политики. Аппаратом для осуществления функций главы госу-дарства является Администрация Президента РФ. Она действу-ет на правах государственного органа управления. В составе Администрации - самостоятельные подразделения, должност-ные лица. Образованы советы по направлениям деятельности. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности . Совет Безопасности формируется Президентом РФ и осуществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства, защиты их от внутренних и внешних угроз. Одной из функций Совета Безопасности является контроль за реализаци-ей органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ стратегии в области внутренней, внешней и воен-ной политики.

Для содействия реализации главой государства полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина образованаКомиссия по правам человека при Президенте РФ. Комиссия для вы-полнения возложенных на нее задач анализирует информацию, рассматривает обращения лиц, организаций о фактах наруше-ний прав и свобод, проверяет информацию об ущемлении прав, представляющем особую общественную опасность. Комиссия имеет право запрашивать необходимые документы и материалы у органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, организаций, должностных лиц, заслушивать на заседаниях информацию соответствующих должностных лиц по вопросам, связанным с защитой прав и свобод граждан.

Методы государственного регулирования экономики

Регулирование экономики является важнейшей функцией го-сударства в условиях рыночного хозяйствования. Государствен-ное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужной ему деятельности, так и для ограниче-ния нежелательных ее форм. Без государственного регулирования снижается эффективность производства, невостребованной оказывается фундаментальная наука, сокращается из-за удорожания социальная инфраструктура, движение к цивилизованным формам жизни осуществляется стихийно с издержками и потерями.

В настоящее время усиливаются глобализация экономических отношений, зависимость предприятий от конъюнктуры мирового рынка, изменения валютного курса, что обусловливает возмож-ность инерционного, не отвечающего интересам страны развития. В этих условиях для того, чтобы экономика развивалась в нужном направлении, капитал направлялся в производство, фор-мировался класс эффективных собственников, укреплялась на-циональная безопасность государства, саморегулирования рынка недостаточно. Экономический рост не может начаться сам по себе, его нужно стимулировать, что под силу лишь государству, свободному от корпоративного влияния.

В России имеются благоприятные условия для регулирова-ния экономики. Конституция РФ провозглашает равенство всех форм собственности. Капитал и производство сконцентрирова-ны в крупных предприятиях, имеется многолетний опыт плани-рования и программирования. Постоянно анализируются хозяй-ственные связи между регионами, предприятиями, спрос и пред-ложение, состояние рынков. Действуют информационные сети, рассчитываются параметры в масштабе страны.

Государственное регулирование базируется на выбранной хо-зяйственной стратегии, механизме правового принуждения, экономических интересах хозяйствующих субъектов и предпо-лагает установление общих правил и порядка, ответственности за их соблюдение. Главная роль в регулировании экономики отводится Мини-стерству экономического развития и торговли Российской Федера-ции, осуществляющему проведение единой государственной со-циально-экономической политики. Основными его задачами являются определение путей и разработка методов эффектив-ного развития экономики, обеспечивающих социально-эконо-мический прогресс Российской Федерации.

Министерство: Организует и координирует разработку приоритетных на-правлений развития экономики, комплексного прогноза соци-ально-экономического развития Российской Федерации, регио-нов, отраслей и секторов экономики. Разрабатывает сводный финансовый баланс государства, обосновывает отдельные статьи доходов и расходов федераль-ного бюджета. Анализирует экономическое положение страны, основные тенденции, проведение экономической реформы, определяет стратегию ее дальнейшего развития.

Осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по формированию и реализации федераль-ных и межгосударственных целевых программ. Организует разработку государственной инвестиционной политики, обосновывает структурную политику. Формирует объемы и структуру поставок для федеральных нужд, включая оборону и государственный материальный резерв. Участвует в разработке и реализации механизма стимулиро-вания деловой активности и поддержки предпринимательства. Вносит предложения по совершенствованию структуры органов исполнительной власти.

В настоящее время основными объемными по-казателями стали валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт. Мощным средством воздействия на экономику является бюджетное регулирование. Государство создает финансовую сис-тему, в которую входят федеральный, региональные и местные бюджеты, внебюджетные государственные фонды, денежные средства государственных и муниципальных предприятий. Бюд-жеты и фонды обеспечиваются собственными источниками до-ходов и правом определения направлений их расходования. Бюджетная политика является ядром экономической поли-тики государства. Ее стратегические и краткосрочные ориенти-ры определяются Бюджетным посланием Президента РФ Феде-ральному Собранию. Бюджетный процесс регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Процедура принятия нормативно-правовых актов

Основным источником права служит закон, т.е. акт высших органов государственной власти. Он обладает наибольшей, юридической силой по отношению к другим нормативным актам. Правовое государство зиждется на диктатуре закона. Законы и другие нормативные акты разрабатываются и при-нимаются в соответствии с установленной процедурой. В законотворческой деятельности участвуют все ветви власти, федеральные и региональные органы государственного управления.

Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ. Правительство РФ составляет план законопроектных работ. При этом учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных государственных организаций. Вносимые предложения проходят экспертную оценку в Министерстве юстиции Российской Федерации с привлечением в необходимых случаях соответствующих институтов, организаций.

Правительство РФ координирует законопроектную деятельность с палатами Федерального Собрания, с органами исполнительной власти субъектов РФ (по вопросам совместного ведения). Органы исполнительной власти субъектов РФ получают планы законопроектных работ Правительства РФ для практического использования и участия в подготовке документов. Проекты законов и законодательных предложений направляются в Государственную Думу. Принятые Государственной Думой федеральные законы пе-редаются на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения им закона (вето) палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий. Вето Совета Федерации преодолевается Государственной Думой при повторном голосовании не менее чем 2/3 голосов общего числа депутатов.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов общего числа депутатов Государственной Думы. После этого он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ. При рассмотрении в Парламенте проектов, законодательных инициатив, указов назначаются официальные представители Президента РФ принятый парламентом закон направляется Президенту РФ.

Если Президент его отклоняет, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. В случае одобрения в ранее принятой редакции закона большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы он подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.

Основным документом, определяющим текущую финансово-экономическую политику, является Закон о федеральном бюджете. Его принятию придается социально-политическое значение, а разработка осуществляется по особой процедуре. Правительство РФ готовит проект федерального бюджета на очередной год и выносит его на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания. Центральный банк России представляет в Государственную Думу основные направления государственной денежно-кредитной политики.

Государственная Дума направляет проект закона о федеральном бюджете Президенту РФ, Совету Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. Президент РФ наделен полномочиями издавать указы и рас-поряжения. Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, законов и указов Президента РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их реализацию. Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ не должны противоречить законам, в случае противоречия действуют положения законов.

Управление конфликтами в государственном управлении

Конфликтная ситуация возникает в результате накапливания в течение длительного времени неразрешенных экономических, социальных, межэтнических, религиозных и других форм общественных противоречий. Отрицательная сторона конфликта выражается в опасности нестабильности, раскола общества, внутренних беспорядков. Позитивным в конфликте выступает возможность устранения устаревших отношений, правил, норм, достижения необходимого равновесия на более высокой ступени развития.

Виды конфликтов:

1. Экономические. В их основе лежит столкновение экономических интересов, когда потребности одной стороны удовлетворяются за счет потребностей другой.

2. Социально-политические противоречия, касающиеся политики государства в сфере властных и социальных отношений, партий и политических объединений

3. Идеологические - находятся противоречия во взглядах, установках людей на самые разные проблемы жизни общества, государства.

4. Социально-психологические. Они могут проявиться как между личностями, так и между социальными группами. В их основе лежат нарушения в области взаимоотношений.

5. Социально-бытовые. Они связаны с разными представлениями групп и отдельных лиц о жизни, быте и т.д

Конфликты бывают:

Двусторонние;

Трехсторонние;

Многосторонние.

Для разрешения конфликтов трудовых правоотношений созданы органы регулирования социально-трудовых отношений.

1 . Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, она формируется на основе принципов паритетности и равноправия сторон, полномочности представителей. Это постоянно действующий орган системы социального партнерства. Каждой стороне выделено по 30 мест. Правительственная сторона формируется из представителей федеральных органов государственной власти (Правительство РФ, Госдума, Совет Федерации). Президент РФ утверждает координатора Комиссии, который не является ее членом и не вмешивается в оперативную деятельность сторон, не участвует в голосовании, а организует работу Комиссии, председательствует на заседаниях, подписывает ее решения.

К работе по урегулированию коллективных трудовых споров Комиссия может привлекать работодателей, руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов, независимых экспертов. Она вправе вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, не обеспечивших выполнение мероприятий по реализации Генерального соглашения.

2 . Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. В систему Службы входят Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России, территориальные органы того же назначения. В систему Службы могут также входить по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ соответствующие подразделения этих органов, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба является государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Работники службы пользуются правом беспрепятственного посещения организаций в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

3 . Правительственная комиссия по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах. Материально-техническое обеспечение комиссии осуществляет Служба занятости, председателем комиссии является Министр труда и социального развития Российской Федерации. Действует также оперативная Комиссия Правительства РФ по рассмотрению социальных конфликтных ситуаций. Установлена ответственность как работодателя, так и работников за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.

Профсоюзы защищают коллективные права и интересы работников независимо от их членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство. В этих целях они добиваются расширения производства, развития малого бизнеса, прогнозируют ситуацию на рынке труда, вместе с органами власти и работодателями разрешают споры. Профсоюзы и их органы защищают индивидуальные права членов профсоюзов, связанные с трудовыми отношениями. Особенно важно защитить работников на мелких предприятиях, где нет профсоюзных организаций. Здесь первостепенную роль должен играть контроль со стороны Рострудинспекции за соблюдением трудового законодательства.

Система государственного управления зарубежных стран

В структуре органов государственного управления выделяются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Органы законодательной власти представлены общегосударственными парламентами (а в некоторых странах, например, Индонезии и Туркменистане надпарламентскими органами), законодательными собраниями субъектов федерации и политических автономий, если речь идет о федеративных государствах (например, о России или США) и о государствах с политическими автономными образованиями (например, парламент Шотландии).

Исполнительная власть организована по-разному. В некоторых странах по конституции она принадлежит монарху, но на деле в парламентарных монархиях (Великобритания, Япония и др.) он власти не имеет. Государственный аппарат в таких странах фактически возглавляет правительство. В дуалистических монархиях монарх реально управляет страной (Непал, Иордания и др.), а в абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Оман и др.) в руках монарха находится вся полнота власти. В республиках исполнительная власть обычно принадлежит президенту, по опять-таки ее реальное осуществление зависит от формы правления.

В президентских республиках (Бразилия, США, Египет и др.) президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Он возглавляет государственный аппарата, делегируя министрам те или иные полномочия, а те в свою очередь делегируют их нижестоящим государственным служащим. Правительства как коллегиального органа в президентских республиках обычно нет, а если оно есть (Египет и др.), то премьер-министр, назначаемый и смещаемый президентом без ведома парламента, является лишь так называемым административным премьером. Он действует по поручениям президента, а фактическим главой правительства остается президент.

В парламентарных республиках, например, в Индии или Германии, государственный аппарат возглавляет правительство, точнее, премьер-министр. В полупрезидентских республиках иная ситуация. Бывает, что существует «двухголовая» исполнительная власть - она принадлежит и президенту, и правительству (Франция и др.). В России руководство государственным аппаратом разделено. «Силовые» министерства и ведомства (обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, службы безопасности и т.д.), некоторые другие министерства (иностранных дел, юстиции) находятся под непосредственным руководством президента, другими руководит премьер-министр. Среди ветвей власти исполнительная власть обладает самым разветвленным и многочисленным аппаратом, самым большим штатом государственных служащих.

К исполнительной ветви власти примыкают материальные при-датки государства: армия, полиция (милиция), служба государственной безопасности, разведка и контрразведка, тюрьмы. По существу, это особые виды государственных организаций. Они в значительной степени усиливают исполнительную власть.

Судебная ветвь власти имеет свой специфический аппарат. В одних странах это судьи и обслуживающие суды технические служащие (секретари судебных заседаний, канцелярия и т.д.), в других - так называемые следственные судьи (в некоторых странах это следователи, не входящие в состав собственно судебного корпуса), прокуроры при судах и подчиненные судьям судебные коменданты, приставы, обес-печивающие порядок судебных заседаний. Существуют разные звенья судов (низовое, среднее, верховные суды), но при рассмотрении и ре-шении конкретных дел в отличие от чиновников исполнительной власти суды и судьи не подчинены по вертикали. К трем ветвям власти примыкают некоторые другие органы, организационно не входящие в их структуру (например, Счетная палата при парламенте России).

Теоретико-организационные основы местного самоуправления в Российской Федерации

В РФ как демократическом государстве признается самоуправление территориальных единиц разных уровней: субъектов Российской Федерации в рамках федеративного государства, местное самоуправление в муниципальных образованиях, территориальное общественное самоуправление в частях муниципального образования. Местное самоуправление в этой системе есть уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении локальных проблем. Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятом в 1995 г., приведена следующая формулировка: «Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ говорится следующее: «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций».

Принципы ОМСУ :

Самостоятельность населения в решении вопросов местного значения;

Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в решении общих задач;

Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

Законность в организации и деятельности местного самоуправления; гласность деятельности местного самоуправления;

Сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления; государственные гарантии местного самоуправления.

Одним из ключевых факторов, сдерживающих развитие местного самоуправления в России, является слабость гражданского общества, низкий уровень социальной активности, низкая правовая культура населения, дефицит знаний о сущности и возможностях самоуправления.

16. ОСНОВНЫЕ ВЕТВИ ВЛАСТИ

Сущность законодательной власти состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения воли народа. Кроме законодательной она выполняет ряд важных функций: финансовую (утверждение государственного бюджета); распорядительную (формирование высших исполнительных и судебных органов); контроль за деятельностью исполнительной власти.

Законодательная власть носит представительный характер. Она состоит из системы органов государства, имеющих право на приятие законов. К ним относятся:

Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации;

Законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляющие собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.

По предметам ведения в РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, обладающие прямым действием на всей территории страны. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. ФЗ не могут противоречить конституционным законам. Законодательная власть на любом уровне функционирует в тесной взаимосвязи с другими ветвями власти.

Исполнительная власть призвана обеспечивать реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны.

Систему органов исполнительной власти России составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство РФ и его подразделения) и органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти могут передавать часть своих полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ, если это не противоречит Конституции и федеральным законам.

Судебная власть – вид государственной власти, отвечающий за осуществление правосудия. Правосудие является одним из видов государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, которые связаны с нарушением норм права, путем гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды – специальные органы, посредством которых реализуется судебная власть.

Судебная система РФ состоит из трех ветвей:

Конституционный суд России и конституционные (уставные) суды в субъектах РФ;

Суды общей юрисдикции, осуществляющие уголовное, гражданское, административное и другие виды судопроизводства;

Арбитражные суды.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ, а не политической целесообразности, политическим взглядам и интересам, программам политических институтов; судьи неприкосновенны и несменяемы. Конституция РФ устанавливает также, что финансирование судей должно производиться только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Из книги Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века автора Федосюк Юрий Александрович

Губернские власти ГУБЕРНАТОР - глава, или, как прямо формулировалось в законе, «хозяин губернии», непосредственно подчинялся самому влиятельному из министерств - министерству внутренних дел. При губернаторе имелось ГУБЕРНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ. Живую и яркую картину

Из книги Зернистые мысли наших политиков автора Душенко Константин Васильевич

Уездные власти Губерния делилась на УЕЗДЫ, административными центрами которых были уездные города. Уездным или другим негубернским городом (так называемым ЗАШТАТНЫМ) управлял ГОРОДНИЧИЙ - полицейский чиновник, распоряжавшийся всеми делами города.Городничий лучше

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Ветви и вертикаль Президентская сторона наносит удар за ударом ниже пояса, и всё по законодательному органу. Председатель Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов в 1993 г. («Вечерняя Москва», 3 авг. 1999) Каждый по-своему представляет свой орган как единственный и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СП) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Власти предержащие Из Библии (церковно-славянский текст). В Евангелии (Послание апостола Павла к Римлянам, гл. 13, ст. 1-5) говорится о повиновении властям: «Всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть аще не от Бога».В переводе на русский язык «предержащий»

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Коридоры власти С английского: Corridors of Power.Название романа (1964, рус. пер. 1966) английского писателя, ученого-физика, общественного и государственного деятеля лорда Чарльза Перси Сноу (1905-1980).Иносказательно о непубличных, закрытых от общественного контроля властных сферах,

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

29. РЕСУРСЫ ВЛАСТИ И СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ Источники власти разнообразны, как и средства воздействия на объекты власти для выполнения поставленных задач.Ресурсами власти называют потенциальные средства, которые могут использоваться, но еще не используются или

Из книги Ягодники. Руководство по разведению крыжовника и смородины автора Рытов Михаил В.

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Лауреаты «Золотой пальмовой ветви» КАННСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ Международный каннский кинофестиваль (франц. Festival international du film de Cannes) считается самым престижным кинофестивалем в мире. Впервые проводился в 1946 году с 20 сентября по 5 октября в курортном городе Канны на

Из книги Великие тайны золота, денег и драгоценностей. 100 историй о секретах мира богатства автора Коровина Елена Анатольевна

9.1.1. Двухлетние ветви На двухлетней ветви черной смородины, наиболее важной для плодоношения, имеются верхушечный и боковые побеги, рост которых направлен вверх, потому что ветвь взята растущей почти горизонтально с намерением видеть различие в росте для стенной

Из книги Я познаю мир. Живой мир автора Целлариус А. Ю.

9.1.2. Трехлетние ветви На 3-летней ветке красной смородины с первого взгляда кажется сходство роста с предыдущим примером, ибо нижние разветвления длиннее верхних, но первые двухлетние, а вторые однолетние, на двухлетних же ветвях рост обратный: у первого основного кольца

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Резепова Виктория Евгеньевна

Les oliviers de la justice Оливковые ветви правосудия 1962 - Франция (81 мин)? Произв. Studios Africa (Жорж Дероклес)· Реж. ДЖЕЙМС БЛЮ· Сцен. Жан Пелегри, Сильвен Домм, Джеймс Блю по одноименному роману Жана Пелегри· Опер. Жюлиус Рашефф· Муз. Морис Жарр· В ролях Пьер Протон, Саид Ашаибу, Мохамед

Из книги автора

Камень власти Весит этот камень 136,75 карата - встречаются бриллианты и побольше. Форма его - квадрат, обточенный по углам. Встречаются камни и более изысканные. Но дело в том, что данный камень - один из самых известных миру исторических алмазов. Он менял страны,

Из книги автора

Три ветви У круглых червей вместо паренхимы, вмещающей внутренние органы, – пустое место, заполненное жидкостью. И именно это «пустое место" и называется полостью тела, а вовсе не полость кишечника, как многие считают. Кстати, у круглых червей сформировался сквозной

Устройство любого современного государства можно уподобить раскидистому дереву. От основного ствола отходят три ветви власти, каждая из которых несёт определённую нагрузку, а все вместе они обеспечивают работу механизмов государственного управления.

Впервые такая схема была предложена английским философом Джоном Локком в семнадцатом веке. Данная идея деления власти на связанные между собой ветви является характерной чертой правовых государств. Наиболее полное развитие она получила в трудах французского мыслителя Шарля Луи Монтескье, который сформулировал понятие «3 ветви власти», с некоторыми изменениями дошедшее до наших дней.

Первой из этих ветвей, законодательной, принадлежит исключительное право принятия законов, она осуществляет свои функции через представительный орган власти - парламент, в который народ делегирует представителей посредством выборов. Законодательное собрание (один из синонимов парламента) является той единственной инстанцией в государстве, которая после тщательного рассмотрения на принимает те или иные законы или поправки к ним.

Парламент, таким образом, олицетворяет собой законодательную ветвь государственного древа, вдобавок он регулирует финансовую сферу, утверждая предложенный правительством бюджет, решает массу других вопросов, относящихся к внешней и внутренней политике страны.

Помимо законодательной, три ветви власти подразделяются на исполнительную и судебную.

Помимо законодательного и исполнительного компонентов, конструкция «три ветви власти» включает в себя и судебный.

Его характеризует в первую очередь правосудие - особенная государственная деятельность, призванная решать спорные вопросы в судебном порядке.

Судебная власть должна строго следить за соблюдением законности и реализацией правосудия в соответствии с нормами уголовно-процессуального и хозяйственного права. Этой цели служит, например, такой как прокуратура. Кроме того, судебные органы, в частности, Конституционный суд, выполняют функцию надзора за двумя другими ветвями власти в соответствии с важнейшим в структуре подлинно демократического государства

Три ветви власти, будучи обособленными, должны не только взаимодействовать и дополнять друг друга, но и посредством так называемой системы сдерживания и противовесов постоянно находиться в рамках правового поля.

Этой же цели служит и пост президента страны - не только главы государства, но и гаранта конституционных прав граждан. Основным же в деятельности президента является согласование эффективной работы органов всех трёх ветвей власти в проведении основных направлений политики государства.

Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека - обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Парламент Российской Федерации - Федеральное собрание - состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты.

Федеральное Собрание рассматривает все вопросы, связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д. Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента. «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», - гласит статья 110 п.1 Конституции РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, так как при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности - обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (статья 126).Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (статья 127).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 125).

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан. Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России. По общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них.