Система управления культурой безопасности. Культура безопасности и ее значение для человечества

И.В.Волкова, Е.В.Калинина, О.Н.Осадчая, Е.Ю.Витвинская, НПЦ «Прогноз-Петербург»

Понятие «Культура безопасности» возникло в процессе работы Международной Консультативной группы по ядерной безопасности (International Nuclear Safety Advisory Group – INSAG), вошло в научно-техническую терминологию и получило дальнейшее развитие после публикаций доклада этой группы «Итоговый доклад послеаварийной обзорной конференции по Чернобыльскому реактору».

В современной философской, социологической, психологической, культурологической мысли существует множество определений культуры. Большинство из них можно свести к следующему определению: «Культура – это, прежде всего, система принятых в социуме ценностей». Культура безопасности является частью общечеловеческой культуры и частью культуры страны, она имеет непосредственное отношение к культуре организации и к человеку, его личности. Система ценностей человека – это своеобразный «стержень личности», оказывающий существенное влияние на иные личностные особенности и качества, в том числе профессионально важные.

Можно выделить следующие определения культуры безопасности, изначально сформулированные для атомных станций, но применимые и для других организаций:

«Культура безопасности – это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности…, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью». (INSAG-4) (МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ГРУППА ПО ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, Культура безопасности, Серия Безопасность № 75-INSAG-4, МАГАТЭ, Вена (1991)).

«Культура безопасности - квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности… является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность». (ОПБ –88/ 97) .

Культура безопасности и приверженность ей персонала являются проблемой № 1 не только в Ядерной Энергетике, но и во всех областях человеческой жизнедеятельности, потенциально опасной для значительного количества людей.

Любой вид человеческой деятельности связан с опасностью. Персонал, работающий в области производства, использования, хранения, транспортировки и переработки радиоактивных веществ и материалов, в области производства радиоактивного топлива и атомной энергии, в сфере переработки радиоактивных отходов обеспечивает безопасность использования атомной энергии для решения стоящих перед Россией народнохозяйственных, медицинских, научных и оборонных задач. При этом перед персоналом стоит задача обеспечить такую безопасность, которая могла бы восприниматься обществом как полная.

Приоритет безопасности основан на приоритете жизни и здоровья людей перед экономическими соображениями. Во всем мире в целом все предприятия ядерного топливного цикла, в том числе и атомные станции, увеличивают естественный радиоактивный фон лишь на 0,03%. Однако данная величина не является константой и может существенно меняться при смене приоритетов, изменении отношения к необходимости поддержания и повышения существующего уровня безопасности. И в отличие, к примеру, от предприятий гражданской авиации, цена ошибки человека здесь может быть многократно выше.

Ядерная и радиационная безопасность включает защиту людей от вредного влияния радиоактивных веществ и ионизирующих излучений, а также защиту от аварий в атомных установках. Поэтому требования ядерной и радиационной безопасности относятся ко всем областям использования атомной энергии.

Ядерная и радиационная безопасность требует от персонала не только выполнения разработанных ранее инструкций и процедур, но и постоянного поиска путей её дальнейшего совершенствования с целью уменьшения риска до минимального уровня практически недостижимого события. Эта направленность на безопасность и пути её совершенствования, приоритет безопасности в сознании людей по отношению к другим ценностям должна сочетаться с соответствующим уровнем теоретической и практической подготовленности персонала, четким знанием работниками профессиональных требований к ним и своих должностных инструкций, а также необходимыми для профессиональной деятельности личностными и психофизиологическими качествами работников.

Организация, в свою очередь, обеспечивает приверженность её работников культуре безопасности, заявляя о своей приверженности культуре безопасности, анализируя свой соответствующий задачам безопасности опыт и принимая меры по её совершенствованию, модифицируя организационную структуру в соответствии с реализацией задач безопасности, обеспечивая её соответствующими материальными и людскими ресурсами.

Культура безопасности состоит из следующих основных компонентов:

– необходимых рабочих условий в организации, атмосферы, в которой работает человек, что, в целом, относится к ответственности управляющей иерархии (как показывает опыт эксплуатации АС, этот компонент, отражающий позицию руководства, является решающим для формирования культуры безопасности);

– позиции персонала на всех уровнях, собственного состояния человека и его действий, что во многом определяется созданными в организации условиями и является реакцией работника на них, во многом вытекает из них.

Таким образом, культура безопасности определяется основными ценностями организаций, использующих атомную энергию: безопасность и составляющий её «человеческий фактор».

Выделяют три фундаментальных принципа безопасности: принцип управления, принцип глубокоэшелонированной защиты и технические принципы. В свою очередь, имеется три фундаментальных принципа управления:

Внедрение принципов культуры безопасности;

Ответственность эксплуатирующей организации;

Обеспечение нормативного регулирования и проверка всей деятельности, связанной с безопасностью.

Внедрение принципов культуры безопасности в настоящее время включает в себя задачи поддержания и совершенствования культуры безопасности на предприятиях, которые, в свою очередь, требуют решения следующих задач:

Определения критериев обеспечения культуры безопасности.

Определения принципов обеспечения культуры безопасности.

Определения того, как реализованы и реализуются эти критерии и принципы и какими ресурсами и возможностями необходимо обладать для решения проблем.

Определения того, какой должна быть практика выявления дефицитов культуры безопасности, внедрения корректирующих мер и как она реализуется.

Рассмотрим критерии оценки профессиональной деятельности в области приверженности культуре безопасности, выделенные нами в рамках создания модели компетенции персонала ФГУП концерна «Росэнергоатом» (в первую очередь, персонала атомных станций) в сфере культуры безопасности (КБ).

Но сначала нам необходимо определить основные понятия.

Компетенция – устойчивое базовое качество работника, которое побуждает его воспринимать информацию, думать и вести себя в рабочих и иных ситуациях определенным образом в течение достаточно длительного периода времени, что обеспечивает определенный уровень эффективности его профессиональной деятельности. Компетенцию представляет комплекс системы ценностей и мотивации, профессионально важных личностных качеств, знаний, умений и навыков работника; это качество работника, которое проявляется в его поведении и позволяет ему с необходимым уровнем успешности решать профессиональные задачи. В основе компетенции могут лежать: ценности, мотивы и установки, Я-концепция и иные профессионально важные личностные качества, психофизиологические особенности, знания, умения и навыки. Различают два уровня компетенций: глубинные и поверхностные, и две категории компетенций: пороговые и дифференцирующие.

Глубинные компетенции – это компетенции, определяющие личностные характеристики работника. К ним относятся компетенции на уровне системы ценностей, мотивации, Я-концепции и иных личностных качеств работника. Сложность развития глубинных компетенций заключается в том, что человек стремится сохранить свой образ Я, свою систему мотивов и ценностей, свою модель поведения и реагирования, сформировавшиеся у него в течение множества лет, начиная с детства. Кроме того, сложность воздействия на глубинные компетенции определяется также тем, что личностные качества, в т.ч. профессионально важные, базируются на индивидных особенностях человека, к которым относятся темперамент и психофизиологические свойства. Предварительное психолого-психофизиологическое обследование специалиста до его вступления в должность с целью исключения тех претендентов, система ценностей и профессионально важные качества которых (т.е. их глубинные компетенции) противоречат должностным требованиям, способствует повышению надежности и безопасности работы персонала и снижению дальнейших существенных и не всегда оправданных затрат на психокоррекцию, переподготовку и обучение работников. Таким образом, отбор персонала рекомендуется проводить по наличию, в первую очередь, необходимых для успешной работы глубинных компетенций. А при планировании развития персонала на глубинные компетенции необходимо обращать особое внимание.

Целенаправленное развитие соответствующих требованиям профессии глубинных компетенций осуществляется с целью совершенствования профессиональной деятельности работника от эффективного до наилучшего уровня. Оно проходит в форме индивидуальной и групповой психокоррекции специалистов в направлении их личностного развития («личностного роста»).

Поверхностные компетенции – компетенции, которые относительно просто развить. К ним относятся компетенции на уровне знаний, умений и навыков. Поверхностные компетенции базируются на глубинных компетенциях, которые и обеспечивают стремление человека, побуждают его к использованию полученных знаний и сформированных умений и навыков. Целенаправленное развитие поверхностных компетенций осуществляется в процессе подготовки и переподготовки специалиста, его участия в тренингах, семинарах, выполнения самостоятельных упражнений, прослушивания лекций.

Пороговые компетенции – компетенции, обеспечивающие минимально достаточный уровень эффективности работника для его профессиональной деятельности. Пороговые компетенции не позволяют выделить наилучших профессионалов из группы средних. Например, полный отказ от алкоголя как средства снятия напряжения на рабочем месте является одной из пороговых компетенций, однако он не позволяет разграничить средних и лучших работников.

Дифференцирующие компетенции – компетенции, которые отличают лучших исполнителей от средних: для оценки профессиональной деятельности персонала в области приверженности культуре безопасности – с точки зрения уровня приверженности работников культуре безопасности.

В процессе проведенной нами работы был составлен перечень компетенций персонала ФГУП концерна «Росэнергоатом» (в первую очередь, персонала АС) в сфере культуры безопасности.

Перечень компетенций представляет собой описание набора компетенций в общей форме. Компетенции представлены в виде шкал, разработанных для описания поведения персонала в рамках широкого спектра проявлений приверженности КБ в профессиональной деятельности работников.

В перечень вошли 19 объединенных в группы (кластеры) наиболее распространенных компетенций, которые описывают деятельность руководителей и технических специалистов, демонстрирующую уровень их приверженности культуре безопасности.

Перечень представлен на Таблице № 1.

Таблица № 1

№ п/п

Компетенции

Кластеры
1
Ориентация на достижения в сфере безопасности (ОДБ)

Достижение и действие в области безопасности (КДДБ)
2
Стремление к определенности в вопросах КБ (СО)
3
Инициативные действия в области КБ (ИД)
4
Поиск информации, способствующей повышению КБ (ПИБ)
5
Воздействие на окружающих с целью развития КБ (ВОЗД)

Влияние в сфере культуры безопасности (КВСБ)
6
Организационное знание (ОЗН)
7
Построение отношений (ПО)
8
Понимание окружающих (ПОНИМ)
9
Стремление к развитию других (СРД)

Управленческие компетенции по развитию КБ персонала (КУКР)
10
Директивность в области развития КБ (ДИР)
11
Работа в команде (РК)
12
Лидерство в команде (ЛК)
13
Аналитическое мышление (АМ)

Когнитивные компетенции (ККК)
14
Системное мышление (СМ)
15
Экспертные знания в области КБ (ЭКСП)
16
Самоконтроль и саморегуляция (СКС)

Личная эффективность (КЛЭФ)
17
Уверенность в себе в области безопасности (УВС)
18
Гибкость (ГИБК)
19
Преданность КБ (ПКБ)

Опишем основные кластеры:

Достижение и действие в области безопасности (КДДБ)

Данный кластер включает в себя компетенции, описывающие стремление работника к достижению высоких стандартов безопасности и степень прилагаемых им усилий в этом направлении, проявление личной заинтересованности в повышении уровня КБ как своего, так и своих коллег.

Влияние в сфере культуры безопасности (КВСБ)

В общем виде кластер «Влияние» отражает стремление и способность работника воздействовать на других для достижения определенных целей. При этом надо отметить, что мотивация власти, питающая эффективное поведение данного типа, обычно рассматривается в связи с достижением чего-то хорошего для организации в целом или для других людей. Таким образом, данная компетенция оценивается положительно, только если в конечном итоге действия работника имеют желательный эффект для организации; если же работник добивается своей цели за счет других людей или за счет своей организации, то его действия по данному кластеру оцениваются отрицательно.

В нашем случае кластер «Влияния в сфере КБ» выражает намерение повлиять на окружающих (убедить, уговорить, впечатлить и т.п.) с целью общего совершенствования КБ, развития мотивации безопасности, формирования высокого уровня приверженности КБ. Эффективность такого влияния во многом достигается за счет хорошего понимания чувств и мотивов других людей, умения налаживать контакты в различных сферах, знания ключевых людей в своей организации и во внешнем мире, которые принимают решения в сфере КБ.

Управленческие компетенции по развитию КБ персонала (КУКР)

Управленческие компетенции по развитию культуры безопасности персонала реализуют ряд особых намерений по развитию КБ у других, направляют других и руководят их действиями, структурируют командную работу и сотрудничество в этом направлении, что т.о. позволяет повысить уровень безопасности выполнения работ и способствует формированию того или иного уровня приверженности у персонала. Входящие в данный кластер компетенции показывают, насколько руководящий состав осуществляет направленную на развитие КБ у сотрудников деятельность и поощряет высокую личную вовлеченность в процесс развития КБ на АС, а также активность каждого сотрудника в деятельности по развитию приверженности к безопасности и умение сотрудничать в этом деле.

Когнитивные компетенции (ККК)

Когнитивные (познавательные) компетенции обеспечивают самостоятельное осознание работником проблемы или сложившейся ситуации, осмысление ее на глубоком уровне и разработку планов, направленных на улучшение ситуации в сфере КБ или на решение конкретных проблем в данной области.

Развитость компетенций, входящих в данный кластер, не зависит непосредственно от уровня интеллекта работника (хотя определенных уровень IQ может быть пороговым требованием для компетенций данного кластера). В большей степени развитость когнитивных компетенций определяется тем, насколько успешно работник владеет умением применять свои когнитивные способности в рабочих ситуациях. Развитость у работника навыков наблюдения и/или поиска информации способствуют развитию у него данной группы компетенций, что проявляется в склонности к самостоятельному осознанию сложившейся ситуации или проблемы и способности увидеть её причины, особенности протекания, возникшие и возможные в будущем последствия на более сложном и глубоком уровне, нежели это видят другие.

Эти компетенции позволяют предотвратить ошибки по незнанию, связанные с неточной диагностикой ситуации и, как следствие, принятием неверного решения, а также грамотно продиагностировать коренные причины события или инцидента.

Личная эффективность (КЛЭФ)

Компетенции, входящие в кластер «Личная эффективность», отражают определенный аспект зрелости работника в отношении к окружающим его людям в рабочей обстановке и к своей работе в целом. Эти компетенции контролируют эффективность исполнения работником своих функций, когда дело касается непосредственных трудностей, возникающих на пути достижения цели и давления со стороны среды, касающихся не только безопасности его действий, но и всей деятельности в целом.

Модель компетенций включает не только описание кластеров компетенций, но и отдельных компетенций, их стандартные признаки и измерение, а также взаимосвязь с другими компетенциями.

Приведенный перечень компетенций является основой для определения группой экспертов базовых и дифференцирующих компетенций для конкретных должностей, добавления уникальных компетенций, выработки оптимального уровня развитости каждой компетенции (т.к. более высокий уровень далеко не всегда способствует наилучшему исполнению работы), а также определения, какие компетенции являются препятствием для эффективной профессиональной деятельности с точки зрения приверженности КБ.

В результате этой работы строится профиль «идеального работника, приверженного КБ» для разных должностных позиций; сравнивая профиль конкретного работника с «идеальным» профилем, можно сделать вывод о том, насколько у данного работника развита приверженность КБ.

Выводы:

Оценка профессиональной деятельности с использованием компетенций является одним из современных методов прогнозирования уровня исполнения работы. Метод компетенций эффективен для решения задач отбора, подбора, подготовки и развития персонала.

Сформированный благодаря методу компетенций перечень критериев оценки профессиональной деятельности персонала в области приверженности культуре безопасности является основой для выделения индивидуальных показателей приверженности работников АС культуре безопасности.

Использование данного метода для оценки профессиональной деятельности в области приверженности КБ позволяет прогнозировать реальную приверженность специалиста ценностям культуры безопасности с достаточно высокой точностью за счет:

Во-первых, использования критериальных выборок (этот метод сравнивает людей, которые являются наилучшими работниками с точки зрения приверженности культуре безопасности, со средними в области приверженности КБ работниками, чтобы определить характеристики, связанные с успехом в данной деятельности);

Во-вторых, определения оперантных мыслей и поведения, причинно связанных с успешным результатом деятельности с точки зрения приверженности КБ.

По материалам Международной конференции «Стратегия безопасности использования атомной энергии»

Для выполнения главного условия безопасности жизнедеятельности в новой эпохе - изменения мировоззрения людей - необходимо формирование культуры безопасности.

Говоря о культуре безопасности, целесообразно исходить из общего понимания культуры как«особой области, которая противопоставляется природе, передаётся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования». Культура представляется в единстве трёх её неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной (разумной) деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности и общества. Культура человека является сложной структурой, состоящей из многих элементов, каждый из которых относится к определённой сфере деятельности. Понятие «безопасность» относится ко всем сферам деятельности, её обеспечение составляет специфическую область жизнедеятельности человека в целом.

Культура безопасности - это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.

Воспитание в области культуры безопасности осуществлялось всегда - от момента рождения человека до конца его жизни - родителями и близкими, обществом и государством. Но происходило это разрозненно и стихийно, в основном, вне сферы образования. Общие результаты разумной жизнедеятельности привели человечество сначала к постоянному росту уровня безопасности, но затем - к глобальному кризису. Для благополучного выхода из кризиса в устойчивое развитие необходимо изменить степень развитости личности и общества в области безопасности, для чего, как отмечено выше, дополнить способ жизнедеятельности в этой области контуром преобразования собственного сознания (в дополнение к контуру преобразования окружающей среды). Воспитание и образование должны внести в сознание людей, прежде всего, миропонимание, адекватное новой эпохе. А уже адекватное миропонимание будет способствовать изменению системы ценностей и целей жизнедеятельности людей, переключению их с максимального удовлетворения постоянно и неограниченно растущих материальных потребностей на духовное развитие, на информационную сферу жизнедеятельности.

Новая эпоха требует формирования современной культуры безопасности на основе применения научных подходов. Значение науки для решения проблем современности определено Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (1992): «Только наука может найти пути к безопасному и жизнестойкому будущему. XXI век либо станет эпохой расцвета науки, либо последним веком мировой истории» («Повестка дня на XXI век»). Наука является мощным инструментом человека в познании и преобразовании окружающей среды. До настоящего времени она служила созданию всё более могущественных технологий, имеющих целью, в конечном итоге, обеспечение и повышение уровня безопасности. Уменьшение вторичных опасностей от применения созданных технологий до приемлемого уровня осуществлялось эмпирическим методом проб и ошибок. Но этот традиционный метод оказывается неприемлемым для разрешения возникших глобальных проблем. Поэтому, чтобы избежать катастрофических последствий, в структуре научных разработок на первый план должна выйти та их часть, которая позволяет прогнозировать последствия применения созданных технологий.

Исключительно важно, чтобы прогнозы и поиск оптимальных решений разнообразных задач велись с позиции видения общей системы для анализа современного комплекса проблем безопасности:

«В любой сложной системе воздействие на один её элемент, каким бы обдуманным оно ни было, как правило, ухудшает параметры системы как единого целого» (Дж. Форрестер).

К глобальным проблемам, как проблемам безопасности высшего уровня, привело автономное решение проблем безопасности низших уровней. Это относится ко всем глобальным проблемам - от проблем с угрозой экологической катастрофы, к которым привели желания растущего количества людей справиться с голодом путем сельскохозяйственных преобразований природной среды, до проблем с угрозой ядерного апокалипсиса вследствие желания стран решать проблемы своей национальной безопасности применением современного оружия.

Становление современной культуры безопасности, опирающейся на науку, требует преобразования мировоззрения всех слоев общества с помощью образования. Образование при этом должно носить опережающий характер, позволяющий обществу (коллективу, общественному объединению, нации, мировому сообществу) перейти от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритету предотвращения этих ситуаций, к устранению причин угроз, к обеспечению безопасности своей жизнедеятельности.

Важнейшим компонентом образования, его системообразующим стержнем, должны стать общеобразовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) - в школе, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) - в учреждениях профессионального образования.

Исключительно важна профессиональная подготовка в области безопасности жизнедеятельности слоя управленцев («правящая элита») - лиц, принимающих ответственные решения (ЛПР). Эта подготовка должна быть тем более фундаментальной, чем выше в административной иерархии располагается ЛПР. 100%-ую подготовку в области безопасности должны иметь не только ученые из этой области, но и та часть правящей элиты, которая принимает ответственные решения, влияющие на жизнь и развитие общества. В докладах ученых Римскому клубу не случайно обращалось внимание не только на то, что «в настоящее время сохраняется система, способствующая выдвижению кандидатов, явно преследующих собственные интересы и готовых порой принести общественное благо в жертву личным или партийным амбициям», но и на то, что «избранные народом представители (в том числе и лидеры) не обладают знаниями, необходимыми для понимания ситуации», и это представляет собой одну из современных глобальных проблем.

Общеобразовательная область ОБЖ и общепрофессиональная дисциплина БЖД в целом составляет комплексную образовательную область «Безопасность жизнедеятельности». Все разделы области тесно связаны друг с другом, имеют общие фрагменты и межпредметные связи с другими образовательными областями (в школе практически со всеми, даже с математикой: необоснованное применение абстрактных схем которой может порождать серьезные опасности), образуя общее поле подготовки молодежи к жизни в новой эпохе.

Безопасное (рациональное) поведение, индивидуальная защита в опасных и чрезвычайных ситуациях (ОС и ЧС);

Фрагменты безопасности во всех общеобразовательных областях;

Основы защиты Отечества (включая представление о деятельности государственных структур и о формах личного участия в гражданской и общественной деятельности в целях предотвращения ОС и ЧС);

Мировоззренческие модули (они разных уровней в школе и в профессиональных учебных заведениях; такой модуль - данный «Современный комплекс проблем безопасности»);

Защита учреждений и предприятий в ЧС;

Безопасность профессиональной деятельности специалиста для человека и среды его обитания (предотвращение ОС и ЧС).

Для преобразования мировоззрения людей, обеспечивающего переход к устойчивому развитию, обществу необходимо сформировать и внедрить современную культуру безопасности. Базой этого должны стать наука и образование.

Для установления основного содержания понятия «культура безопасности жизнедеятельности» нужно рассмотреть понятия «культура», «безопасность», «жизнедеятельность» и сопоставить эти понятия.

Итак, культура это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура -- это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т.п.

Безопасность - необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время, решение проблем безопасности не возможно без учета человеческого фактора. Безопасность присуща всем индивидам, социальным группам и затрагивает все сферы жизни общества. Развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств отдельных людей, социума в целом возможно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 г. в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии.

В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков.

«Жизнедеятельность» определяется как «существование и деятельность» людей, социальных групп, общества. Широкий контекст этого определения предполагает рассмотрение всех возможных условий обстановки, в которой отдельный человек, коллектив, сообщество людей может находиться.

Можно выделить следующие важнейшие компоненты определения культуры безопасности жизнедеятельности:

мирровоззренческая основа, система ценностей;

традиции, устойчивые правила поведения членов общества;

духовные, интелектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.

Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений понятия «культура» и выполнив его композицию с конструктами «безопасность» и «жизнедеятельность», можно дать следующее определение:

Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Основные направления деятельности КБЖ:

научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности;

патриотическое и нравственное воспитание молодежи, популяризация деятельности МЧС России;

научно-методическое обеспечение информационной политики в области безопасности жизнедеятельности;

научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения и специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

развитие современных методов обучения населения и подготовки специалистов, в том числе с применением технических средств массовой информации, передовых информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм обучения;

совершенствование организации обучения подрастающего поколения в области безопасной жизнедеятельности;

разработка учебно-методической литературы, мультимедийных пособий, компьютерных обучающих программ;

популяризация профессии спасателя и пожарного.

безопасность жизнедеятельность культура

Человеческий фактор играл решающую роль во многих авариях, но проблемы, обусловленные им, еще далеки от решения. Их актуальность привела к возникновению новой отрасли знания - культуры безопасности, направленной на повышение мотивационной надежности персонала.

Недостаток культуры безопасности явился одной из главных причин аварии на Чернобыльской АЭС. Культура безопасности предполагает высокую квалификационную и психологическую подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности объекта является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самоосознанию ответственности и самоконтролю при выполнении всех работ.

Термин «культура безопасности» был введен в 1986 г. экспертами Международной консультативной группы по ядерной безопасности Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) в итоговом документе по рассмотрению причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В последующих документах культура безопасности была названа фундаментальным управленческим принципом. Согласно принятому МАГАТЭ определению «культура безопасности - это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объекта, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью». Это определение распространяется на любые потенциально опасные объекты и технологии. По другому определению, культура безопасности - это больше, чем просто группа индивидуумов, соблюдающих набор правил по безопасному ведению работ; это группа людей, которые в своем поведении руководствуются общей уверенностью в важности обеспечения безопасности и понимают необходимость того, чтобы каждый член коллектива сам с готовностью поддерживал нормы коллективной безопасности и помогал другим членам коллектива стремиться к этой общей цели.

Культура безопасности является составной частью общей культуры производства и представляет собой совокупность видов деятельности администрации и поведения персонала, направленных на обеспечение безопасности потенциально опасных производств и объектов. Предприятия с потенциально опасными производствами и объектами должны проводить политику, показывающую, что обеспечение безопасности обладает высшим приоритетом перед остальными видами деятельности предприятия.

Культура безопасности предприятия должна основываться на следующих принципах:

осознание каждым работником важности и значения обеспечения безопасности;

ответственность каждого работника, реализуемая через понимание и неукоснительное выполнение должностных инструкций;

высокий уровень знаний и компетентности руководителей, обеспечивающих подготовку персонала и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности;

регулярное осуществление надзора и контроля за состоянием ответственных за безопасность предприятия систем и за подготовкой персонала.

Культура безопасности обеспечивается через систему подготовки кадров и повышения квалификации, экологическое образование. Организации, как правило, проходят несколько этапов в развитии культуры безопасности. 1.

Безопасность - это производное от соблюдения требований и основывается на правилах и регламентах. На данном этапе безопасность рассматривают как технический вопрос, а соблюдение налагаемых извне правил и регламентов считают достаточным для обеспечения безопасности. Улучшения достигают главным образом путем совершенствования технических средств обеспечения безопасности объекта и внедрения систем и процедур контроля за источниками опасности. Эти усовершенствования диктуются необходимостью соблюдения нормативных требований и обычно достигаются посредством руководящих указаний. Персонал склонен полагать, что за безопасность отвечает руководство и ее обеспечение в значительной мере навязано ему другими лицами. 2.

Второй этап предусматривает разработку организацией некоего связанного с безопасностью заявления с изложением своего понимания безопасности и четким указанием его целей, в качестве которых рассматриваются хорошие показатели безопасности. Должны быть установлены ясные процедуры достижения этих целей, а также правила, которые определяют, что можно делать и что делать нельзя. 3.

Безопасность рассматривают как непрерывный процесс совершенствования, в который каждый может внести свой вклад. Третий этап представляет собой тот идеал, к которому необходимо стремиться. Его достижение - процесс длительный. Он требует формирования такого понимания безопасности и ее целей, которые будут разделять все. Значительная часть работников в организации должна быть убеждена в том, что они лично и активно вовлечены в процесс повышения безопасности.

Совершенствование - это непрерывный процесс, требующий самокритичного, открытого и конструктивного сравнения себя с другими и соответствующей оценки себя на их фоне. Важное значение имеет участие всех работников в этом процессе.

В основе достижения высочайшего уровня безопасности лежит выполнение следующих требований: в организации должно существовать четкое распределение обязанностей и ответственности; информационное обеспечение должно быть непрерывным и высокоприоритетным процессом, сопровождающимся проверками того, что сообщения получены и поняты; необходимо препятствовать чрезмерной инициативе в создании недоступных для понимания рекомендаций по возможным усовершенствованиям. Руководство организации и надзорные органы должны устанавливать приоритеты и разрабатывать реалистичные планы усовершенствований с адекватным ресурсным обеспечением и постоянным контролем.

Таким образом, в процессе повышения культуры безопасности организации проходят несколько этапов, стремясь к высшему уровню, который характеризуется реальной приверженностью делу обеспечения безопасности, принятым ценностям и способам работы, сформированным и установленным при участии самих работников.

Наиболее важным является первый шаг на пути создания высокой культуры безопасности - обеспечить приверженность этому делу руководства организации. Подтверждением этого является то, что руководители высшего звена выделяют время и ресурсы на безопасность и выступают в качестве примера для своих сотрудников.

Процедуры контроля за ведением работ должны быть четко определены, просты и годны к ежедневному применению. Персонал должен быть вовлечен в разработку и совершенствование процедур, четко понимать последствия их несоблюдения. Руководителям подразделений необходимо быть бдительными, чтобы не допускать случаев «работы в обход требований». Недопустимо потворствовать выбору кратчайших путей или несоблюдению требований даже в случаях значительной эксплуатационной напряженности. Самоуспокоенность и отрицание способствуют формированию низкой культуры, которую впоследствии будет сложно повысить.

Важно побуждать работников к принятию ими консервативных решений в вопросах безопасности. Необходимо поддерживать повторную оценку действий с использованием таких подходов, как STAR («остановись, подумай, сделай, оцени») и обращение за помощью в случае сомнений относительно безопасности, даже если это приводит к некоторому замедлению производства. Всем сотрудникам необходимо постоянно напоминать о том, что отказы на потенциально опасном объекте могут иметь серьезные последствия для них, их коллег и населения.

Культура отчетности. Сбои и «почти оплошности» рассматривают в организациях с хорошей культурой безопасности как уроки, которыми следует пользоваться во избежание более серьезных событий. Таким образом, существует стимул к тому, чтобы расследовать все события, которые могут оказаться поучительными, в целях установления их причин и обеспечения своевременной обратной связи. «Почти оплошности» очень важны, поскольку представляют большее разнообразие и объем информации для изучения, чем аварии.

Необходимо мотивировать работников к представлению сообщений даже о незначительных проблемах. Здесь возникает вопрос

об отчетности «без обвинения». Если мы хотим, чтобы работники сообщали о случаях на грани оплошности, они должны верить в то, что к этим сообщениям отнесутся с вниманием, а они и их коллеги не будут наказаны. При хорошей культуре отчетности признается, что недопустимым является именно непредставление сообщений о любых проблемах, которые могут оказать отрицательное влияние на безопасность.

«Почти оплошности» представляют собой богатый источник информации для исследования риска аварий и система представления сообщений о них имеет важное значение. Такую систему необходимо поддерживать в атмосфере доверия; с извлеченными уроками следует знакомить всех, кому это может быть полезным, а выявляемые проблемы необходимо оперативно устранять. Небезопасная практика должна стать предметом критического разбора всеми сотрудниками в организации. Важно научить сотрудников конструктивно бороться с небезопасной практикой. Незначительные отступления от безопасной практики работы могут оставаться незамеченными до тех пор, пока не произойдет другое, часто не связанное с первым, отступление. В совокупности эти отступления могут впоследствии привести к более значительному инциденту или аварии. Это является важной причиной для активного стремления к устранению недостатков, которые по отдельности могут показаться не слишком существенными.

Борьба с небезопасными действиями и условиями. Почти все события - от «почти оплошностей» и до отказов, влияющие на безопасность, начинаются с неумышленного небезопасного действия или недопустимого состояния технологического процесса на объекте. Они нередко носят скрытый характер и проходят незамеченными или же расцениваются как обычные и поэтому игнорируются. Затем в сочетании с другой неполадкой в системе происходит новый, более значительный, отказ. Поэтому сведение до минимума имеющихся скрытых недостатков в практике работ или в состоянии объекта является важным в деле предупреждения более серьезных событий.

Минимизация скрытых недостатков требует понимания персоналом того, почему использованы конкретные системы безопасности и требования с точки зрения их вклада в обеспечение безопасности. Работники не только должны быть аттестованы и опытны в своих областях, но и способны бороться с потенциально небезопасной практикой работ и выявлять недостатки, где бы они их не встречали.

Отказ от борьбы с недостатками со стороны руководства не только исключает возможность устранения конкретного отмеченного недостатка в работе, но и способствует формированию культуры, при которой нарушения, недосмотры и «кратчайшие пути» становятся нормой. Типовая модель снижения уровня безопасности включает следующие стадии:

самоуверенности, формируемой в результате хороших показателей в прошлом, восхваления на основе независимых оценок и неоправданного самодовольства;

самоуспокоенности; на этой стадии на объекте начинают происходить незначительные события и проводятся неадекватные самооценки их значимости. Контроль начинает ослабевать, а самодовольство приводит к отсрочке программ модернизации;

отрицания; факт отрицания нередко проявляется, когда число Незначительных событий продолжает расти и начинают происходить более существенные инциденты. Однако преобладает вера в то, что это все еще изолированные случаи. Негативные выводы по результатам внутренних проверок отвергают как безосновательные, а программы анализа причин не применяют. Корректирующие меры реализуют не систематически, а программы модернизации являются неполными;

опасности, возникающей, когда происходит несколько потенциально серьезных инцидентов, но руководство и персонал упорно продолжают отвергать критику, исходящую от внутренних проверок и надзорных органов. Считается, что результаты проверок предвзяты, а критика в адрес объекта несправедлива. Как следствие, надзорные органы нередко молчат и опасаются давать негативные оценки и/или вступать в конфронтацию с руководством;

коллапса; на этой стадии проблемы стали ясны всем сторонам. Руководство объекта чувствует себя подавленно и, как правило, должно быть заменено. Нередко возникает необходимость дорогостоящей программы модернизации.

Важно обнаружить снижение уровня безопасности на первых двух стадиях и не позднее начала третьей.

  • 2.4.2. Социальные факторы
  • 2.4.3. Экологические и техногенные факторы
  • 2.4.4. Политические факторы
  • 2.5. Анализ влияния факторов внутренней среды на безопасность и надежность перевозочного процесса
  • 2.5.1. Состояние финансирования мероприятий по обеспечению безопасности и надежности перевозочного процесса
  • 2.5.2. Факторы, обусловливающие риски, связанные с безопасностью движения
  • 2.5.3. Состояние нормативно-методического обеспечения безопасности и надежности перевозочного процесса
  • 2.5.4. Состояние технико-технологической базы
  • 2.5.5. Состояние кадрового обеспечения управления безопасностью и надежностью перевозочного процесса
  • 2.5.6. Состояние информационных технологий в обеспечении безопасности и надежности перевозочного процесса
  • 2.5.7. Состояние процедур расследования и предотвращения нарушений безопасности движения
  • 2.6. Основные недостатки существующей системы менеджмента безопасности движения
  • 3. Актуализированные цели и задачи по обеспечению гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса
  • 3.1. Цели и задачи в области обеспечения безопасности и надежности перевозок
  • 3.1.1. Политика в области обеспечения безопасности движения
  • 3.2. Показатели безопасности и надежности перевозочного процесса
  • 3.3. Целевое состояние безопасности и надежности перевозочного процесса
  • 3.4. Целевое распределение функций по безопасности движения между подразделениями холдинга «РЖД»
  • 3.5. Система менеджмента безопасности движения
  • 3.5.2. Культура безопасности
  • 3.5.3. Ситуационный контроль за безопасностью движения
  • 4. Задачи по реализации Стратегии
  • 4.3. Задачи по развитию кадрового потенциала в управлении безопасностью и надежностью перевозочного процесса
  • 4.4. Задачи по развитию информационных технологий в обеспечении безопасности и надежности перевозочного процесса
  • 5. Реализация Стратегии
  • 5.1. Основные этапы достижения целевого состояния гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса
  • 5.2. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
  • реализация подходов и требований, гармонизированных с подходами и требованиями мировых стандартов, которые применяются на зарубежных железных дорогах.

    Для достижения указанных целей в последние годы разработаны и введены в действие следующие документы:

    Положение о СМБД (см. п. 2.5.3); СТО РЖД 1.05.514.1 «Технические аудиты в системе управления

    безопасностью ОАО «РЖД». Основные положения»; СТО РЖД 1.05.514.2 «Технические аудиты в системе управления

    безопасностью ОАО «РЖД». Требования, предъявляемые к аудиторам»; Регламент Центра технического аудита по обеспечению качества

    продукции, приобретаемой ОАО «РЖД». Утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 25.11.2009 г. № 2412р;

    Положение об инспекционном и приемочном контроле продукции. Утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 07.12.2010 г. № 2532р;

    Методика проведения технического аудита безопасности движения в структурных подразделениях. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 21 сентября 2011 г. № 2068р;

    Методология определения уровня безопасности движения на основе статистического анализа и индексов оценки ситуации. Утверждена ОАО «РЖД» 28 июля 2009 г.

    В указанном выше Положении о СМБД изложены задачи, элементы (компоненты), модель функционирования СМБД, общие требования, предъявляемые к СМБД, термины и определения в этой области. Сущность СМБД должна заключаться в том, чтобы в каждой организации холдинга «РЖД», связанной с обеспечением безопасности и надежности движения поездов, выполнялись определенные виды деятельности. Этим видам деятельности соответствуют элементы (компоненты) СМБД, представленные на рисунке 2.4.

    Основные отличия создаваемой СМБД от существующей системы управления процессами, связанными с безопасностью движения, приведены в таблице 3.6.

    3.5.2. Культура безопасности

    Одной из особенностей создаваемой СМБД должен стать переход к доверительному и открытому обмену информацией, связанной с безопасностью движения. При реализации такого перехода работники, особенно работники исполнительского звена, не должны испытывать страха наказания за сообщение сведений о недостатках как в своей работе, так и в смежных видах деятельности или деятельности организации в целом.

    Это затрагивает всю систему взаимоотношений персонала на всех уровнях управления холдинга «РЖД», а также способствует повышению уровня отношения каждого работника к безопасности движения и понимания проблем в этой области.

    Комплекс таких отношений и результатов понимания важности и ответственности работников в обеспечении всех видов безопасности в настоящее время получил наименование культура безопасности . При этом следует иметь в виду, что культура безопасности практически охватывает все элементы СМБД.

    Признаками позитивной культуры безопасности, которым руководители должны уделять постоянное внимание и культивировать на всех уровнях управления, являются12 :

    Таблица 3.6 – Отличия создаваемой системы менеджмента безопасности движения от существующей системы

    1. Периодическое принятие различных

    Формирование Политики в области

    решений, связанных с безопасностью

    безопасности движения, принятой

    движения

    руководством и доведенной до сведения всего

    персонала.

    Установление четких качественных и

    качественных целей в области

    количественных целей в области безопасности

    безопасности движения

    движения на среднесрочный и долгосрочный

    (количественные цели начинают

    периоды во всех филиалах и структурных

    устанавливаться применительно к

    подразделениях холдинга «РЖД» и на всех

    бизнес-блокам, видам бизнеса и

    уровнях управления, принятие

    филиалам ОАО «РЖД»), разработка

    целенаправленных планов и программ

    планов, программ и мероприятий по

    обеспечения безопасности и разработка

    развитию хозяйственной деятельности

    процедур их достижения.

    «широким фронтом».

    3. Внесение изменений в нормативно-

    методическую базу холдинга и его

    Реализация документированно оформленных

    деятельность в области безопасности

    методов и порядка своевременного внесения

    движения при появлении новых

    изменений в нормативно-методическую базу

    законодательных, нормативных

    холдинга и его деятельность в области

    правовых актов, стандартов, сводов

    безопасности движения при появлении новых

    правил и других нормативных

    законодательных, нормативных правовых

    документов или дополнений к ним в

    актов, стандартов, сводов правил и других

    условиях отсутствия документированно

    нормативных документов или дополнений к

    установленного порядка внесения таких

    изменений.

    12 Перечисленные признаки и критерии, по которым проводится оценка наличия указанных признаков, а также варианты тематики опросов гармонизированы с признаками, критериями и вариантами тематики опросов, приведенными в Руководстве для инспекторов государственной железнодорожной инспекции Великобритании при инспектировании культуры безопасности (Railway Inspectors’ Guide. Her Majesty’s Railway Inspectorate (HMRI). Safety Culture Inspection Toolkit. Health & Safety Executive (HSE). 2005).

    Продолжение таблицы 3.6

    Процедуры существующей системы

    Процедуры создаваемой системы менеджмента

    управления процессами, связанными с

    безопасности движения

    безопасностью движения

    4. Принятие мер по улучшению

    Управление рисками с реализацией

    безопасности движения, как правило,

    мероприятий по управлению риском каждый

    исходя из опыта разбора произошедших

    раз, когда изменение условий эксплуатации

    транспортных происшествий и

    или появление новых данных создает новые

    событий. Следование принципу

    риски транспортных происшествий и

    «реагировать и исправлять». Переход к

    событий13 . Применение процедур

    принципу «предвидеть и

    доказательства безопасности, начиная с этапа

    предупреждать» за счет использования

    жизненного цикла «Распределение требований

    объективных данных об отказах

    к объекту железнодорожного транспорта»14 .

    технических средств, технологических

    Реализация принципа «предвидеть и

    процессов, результатов факторного

    предупреждать» как превалирующего.

    анализа, оценки рисков.

    5. Организация технического обучения

    Дополнение существующей системы

    и проверки знаний работников,

    технического обучения и проверки знаний

    характеризующих их

    системой оценки профессиональных качеств

    профессиональную подготовку.

    работников, основанной на определении их

    компетентности, готовности соблюдать

    требования безопасности и способности гибко

    реагировать на изменения требований к

    уровню квалификации. Внедрение технологии

    оценки качества тематических курсов и

    процессов технической учебы. Формирование

    среды, благоприятной для стимулирования у

    работников стремления постоянно улучшать

    свою работу и работу своих коллег.

    6. Обеспечение доступа к информации

    Расширение доступа к информации и обмена

    и обмена информацией для всех

    информацией с возможностями свободной и

    работников, связанных с движением

    неограниченной передачи информации о

    поездов, посредством организации

    нарушениях безопасности движения,

    каналов связи и регламентирования

    правильности хода ликвидации их последствий

    своевременности и достоверности

    и имеющихся недостатках в организации

    данной информации.

    процессов, связанных с безопасностью

    движения. Переход к позитивной культуре

    безопасности.

    13 Указанные процедуры изложены в национальныхстандартахвобласти надежности ибезопасности: ГОСТ Р 51.901.1-2002 Менеджментриска. Анализ риска технологических систем; ГОСТ Р 51.901.11-2005 (МЭК 61882:2001) Менеджмент риска. Исследование опасности и

    работоспособности. Прикладное руководство; ГОСТ Р 51.901.12-2007(МЭК60812:2006) Менеджментриска.Методанализа видови последствий отказов;

    ГОСТР51901.13-2005 (МЭК 61025:1990) Менеджмент риска. Анализ дерева неисправностей; ГОСТ Р 51901.15-2005 (МЭК 61165:1995) Менеджмент риска. Применение марковских методов;

    ГОСТР54505-2011 Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте. ГОСТ Р 54504-2011 Безопасность функциональная. Политика, программа обеспечения безопасности.

    Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта.

    Кроме того, такие процедуры предусмотрены в комплексе стандартов ОАО «РЖД» «Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализ надежности (УРРАН)», утвержденных распоряжением ОАО«РЖД»от13 декабря 2010 г. № 2570р.

    14 Процедуры доказательства безопасности и этапы жизненного цикла объекта железнодорожного транспорта изложены в национальном стандарте ГОСТ Р 54504-2011 «Безопасность функциональная. Политика, программаобеспечения безопасности. Доказательство безопасностиобъектов железнодорожного транспорта».

    Окончание таблицы 3.6

    7. Использование средств регистрации

    Разработка, ввод в действие и ведение системы

    и документирования информации в

    стандартов в области учета регистрируемой

    области безопасности движения.

    информации (как с использованием

    технических средств, так и регистрируемой в

    виде записей). Разработка, ввод в действие и

    ведение документации СМБД.

    8. Расследование и учет транспортных

    Дополнение процедур служебного

    происшествий и событий, анализ

    расследования процедурами выявления

    состояния безопасности движения и

    причинно-следственных связей,

    принятие необходимых мер по

    предшествующих возникновению

    предупреждению транспортных

    транспортных происшествий и событий, в том

    происшествий и событий.

    числепричин, порождаемых системно-

    организационными недостатками. Кроме того,

    дополнение процедур анализа анализом

    результативности управления безопасностью

    движения, а процедур принятия необходимых

    мер – процедурами принятия мер по

    непрерывному совершенствованию СМБД или

    ее реинжинирингу.

    9. Отсутствие в ряде филиалов и

    Формирование документированной системы

    структурных подразделений холдинга

    действий при возникновении транспортных

    «РЖД» документированных планов

    происшествий и событий, порядка

    действий при возникновении

    информирования в случае их возникновения и

    транспортных происшествий и

    в ходе ликвидации их последствий, а также

    событий, документированного порядка

    информирования в случае их

    персонала при возникновении нештатных

    возникновения и в ходе ликвидации их

    ситуаций во всех филиалах и структурных

    последствий, а также

    подразделениях холдинга «РЖД», с учетом

    документированного порядка действий

    возможностей взаимодействия с работниками

    персонала при возникновении

    смежных подразделений холдинга, а также

    нештатных ситуаций.

    причастных сторонних организаций.

    10. Проведение технических ревизий с

    Дополнение системы проведения технических

    элементами аудита.

    ревизий и технических аудитов проведением

    внутренних аудитов СМБД, а в перспективе –

    внешних аудитов и сертификации системы

    управления безопасностью движения.

    1) достижение управляемости всех процессов деятельности, связанных

    с безопасностью движения, и ведущей роли менеджмента в ресурсном обеспечении этих процессов. Для обеспечения наличия данного признака руководству организации необходимо добиваться:

    «наблюдаемости» менеджмента, т.е. осознания и уверенности исполнительского персонала в том, что процессы, связанные с безопасностью движения, находятся под управлением известных этому персоналу лиц;

    приоритета поступков персонала в пользу обеспечения безопасности движения по отношению к обеспечению производительности или провозной способности;

    демонстрации поведения руководителей всех уровней, в том числе выдачи ими распоряжений, в интересах безопасности движения;

    2) обеспечение двухстороннего обмена информацией (как по вертикали снизу вверх и сверху вниз, так и по горизонтали с работниками смежных видов деятельности и работниками смежных организаций) с предоставлением достаточного числа каналов обмена информацией. Для его обеспечения руководству организации необходимо добиваться:

    организации системы внутренних докладов о состоянии безопасности движения, инициируемых исполнительским персоналом;

    доступности менеджмента всех уровней; активного отклика менеджмента на озабоченность персонала по

    вопросам безопасности движения; развития систем доступной связи и обмена информацией по вопросам

    безопасности движения; полноты информации в области безопасности движения;

    обеспечения любого взаимодействия персонала, связанного с безопасностью движения, системами взаимодействия с обратной связью;

    3) вовлечение персонала в решение проблем безопасности движения (поддержка его стремления к обсуждению проблем безопасности движения, планированию мероприятий или улучшений, оценке их результативности) как в сфере ответственности самого работника, так и в сфере ответственности других работников. Такое вовлечение в атмосферу обсуждений, планирование и выдачу идей для решения проблем безопасности движения менеджмент всех уровней обеспечивает за счет:

    привлечения к обсуждению возникающих проблем на созываемых совещаниях и собраниях;

    непосредственного общения при посещении предприятий и рабочих

    выдвижения непосредственных исполнителей в качестве участников или докладчиков на соответствующих конференциях;

    морального и материального стимулирования деятельности в области улучшения безопасности движения;

    привлечения персонала к регламентации вносимых изменений в производственные или технологические процессы;

    направления на обучение или обучения на месте персонала в связи с проводимыми изменениями.

    4) непрерывное отслеживание решения выявленных проблем безопасности движения, выявление новых проблем, а также приобретение опыта из любых случаев нарушений безопасности движения. Для обеспечения наличия данного признака руководству организации необходимо добиваться:

    создания системы мониторинга культуры безопасности движения; периодического изучения отношения персонала к состоянию

    безопасности движения в организации и мероприятиям по уменьшению последствий возможных событий;

    регистрации (в журналах установленной формы, базах данных и т.п.) проявлений беспокойства персонала о состоянии безопасности движения;

    развития системы служебного расследования и разбора событий, связанных с нарушением правил безопасности движения;

    5) признание существования системных причин нарушений безопасности движения, перенос акцента с ошибки человека как причины небезопасного события на человеческие ошибки как симптом наличия проблем в системе.

    В соответствии с этим признаком, менеджментом организации признается, что основная ответственность за нарушения безопасности движения лежит на организации, и поэтому расследования проводятся исходя из мультипричинности событий. Цель расследований заключается не

    в том, чтобы найти повод для наказания или возложить на кого-либо вину, а

    в том, чтобы установить возможно более полный набор причин нарушений, чтобы при последующих разборах можно было наиболее адекватно реагировать на предупреждение этих нарушений в будущем.

    При этом в отношении причастного персонала должна действовать презумпция невиновности до решения компетентных органов, а цель расследования события должна заключаться не в поиске виновного, а поиске звена управления или организации деятельности как источника изменчивости процесса с изучением того, как этим можно управлять. Такой подход переносит акцент с ошибки человека как причины небезопасного события на человеческие ошибки как симптом наличия проблем в системе (системных причин).

    Для обеспечения наличия данного признака руководству организации необходимо добиваться:

    культуры доверительного отношения к персоналу; осознания персоналом своей ответственности;

    создания правил и процедур распределения выявляемых недостатков или неисправностей и их учета за соответствующими структурными подразделениями или должностными лицами;