Отличие административной ответственности иных видов ответственности. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

Цели административной ответственности.

Цели адм. ответственности определяются целями адм. взысканий. Адм. взыскание – это мера адм. ответственности, которая применяется к лицу, совершившему правонарушение.

Цели: 1) воспитание физ. лица, совершившего адм. правонарушение; 2) предупреждение совершения адм. правонарушения.

Адм. взыскания подразделяются на:

1) Индивидуальные – применяются в отношении одного лица, чтобы больше не допускать его совершения.

2) Общие – налагается на любого субъекта отношений, причем не только на лицо, совершившее адм. правонарушение, но и его окружение, с целью формирования у данного окружения неприятия неправомерного поведения.

Адм. ответственность – неблагоприятные моральные или материальные последствия, которые претерпевает лицо, совершившее адм. правонарушение.

Адм. ответственность наступает за совершение деяний, урегулированных нормами адм.-деликтного права.

То есть главное отличие в источниках, регулирующих те или иные общественные отношения:

1) Адм. отв-ть за адм. правонарушения, регулируемые КоАП.

2) Уголовная за преступления за преступления (Уголовный кодекс).

3) Гражданская отв-ть регулируется нормами гражданского права.

4) Дисциплинарная регулируется нормами трудового законодательства.

Кроме того отличие в виде и мерах ответственности.

59. Принципы адм.ответственности

АО основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

Привлечение и освобождение от АО осуществляется не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании закона.

Физ.лица, совершившие адм.правонарушения, равны перед законом и подлежат АО независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства и др.

Лицо подлежит АО только за те адм.правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Адм.взыскание должно назначаться с учётом характера и вредных последствий совершённого адм.правонарушения, обстоятельств его совершения, л-ти физ.лица, совершившего адм.правонарушение.

Физ.лицу, совершившему адм.правонарушение, д.быть назначено адм.взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания, кот.не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физ.лица или причинение ему физ.страданий.

Административное взыскание, налагаемое на юрид.лицо и индивид.предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.

60. 61. Адм.взыскания как меры адм.ответственности

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, как применение взыскания к правонарушителю. При этом наказание – общеправовая категория, присущая и в выговоре за нарушение труд.дисциплины, и в адм.штрафе, и в лишении свободы, назначенном по приговору суда. Адм.взыскание (АВ) – мера ответственности за адм.правонарушение, один из видов карательных санкций. АВ применяются в целях: а) воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку; б) предупреждения совершения им новых правонарушений; в) предупреждение совершения правонарушений др.лицами. АВ выражаются,как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. АВ явл-ся карательными, «штрафными» санкциями. Как правило, они состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершённый проступок (деликт) деликвент (правонарушитель) либо лишается к.-то субъективного права (права управления транспортным средством, лицензии) и др.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности. Кара – это правовой урон, причинённый привлечённому к ответственности. АВ причиняет ему опред.страдания, лишения. Однако кара не явл.самоцелью, она – необходимое ср-во воспитания, предупреждения правонарушений. Взыскания м.б.разовыми, единовременными (конфискация, предупреждение, штраф) и длящимися, растянутыми во времени (административный арест, лишение спец.права, исправительные работы). Согласно действующему законодательству АВ в качестве санкций устанавливаются законодательными актами РБ и актами местных органов представительной и ИВ. Т.образом, под АВ понимается мера гос.принуждения, применяемая полномочными органами гос.управления (ИВ), их должностными лицами, судами (судьями) к лицам, виновными в совершении адм.проступка, в целях наказания, воспитания нарушителя, предупреждения совершения им новых правонарушений.



62. Система и сущность отдельных видов АВ

В законе перечень взысканий дан в строго опред.порядке: от менее суровых к более суровым, т.е.закон содержит «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для тех, кто издаёт нормы права, и для тех, кто их применяет. В частности, велико её значение в том случае, когда нормы содержат альтернативные санкции. В ст. 23 КоАП закреплены след.виды АВ:

1. предупреждение

3. возмездное изъятие предмета, явившееся орудием совершения или непосредственным объектом адм.правонарушения

4. конфискация предмета, явившегося….

5. лишение спец.права, предоставленного данному гр-ну (права управления транспортными ср-ми, права охоты)

6. исправительные работы

7. администрат.арест

8. взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственно объектами адм.правонарушения

9. адм.выдворение из пределов РБ иностр.гр-н и лиц без гр-ва

Все названные виды взысканий тесно связаны между собой и образуют единую с-му. Их прежде всего объед-т общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших адм.правонарушения, предупреждение совершения иных нарушений.

Предупреждение явл.наиболее мягк.мерой взыскания и состоит в письм.предостережении физ.лица о недопустимости противоправного поведения.

Штраф – это мера имущественного характера. Минимальный размер штрафа не может быть менее одной десятой базовой величины – на физ.лицо, на инд.предпринимателя – менее 2 базовых величин, а на юрид.лицо – менее 10 базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на физ.лицо, не м-т превышать 50 базовых величин, на инд.предпринимателя – 200 базовых величин, а на юрид.лицо – 1000 базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах.

Исправительные работы устан-ся на срок от 1 до 2 мес и отбываются по месту работы физ лица, освобождённого от УО с привлечением к адм.ответ-ти в порядке, предусмотренном ст.86 УК РБ.

Лишение спец.права, предоставленного физ.лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом на срок от 6 мес.до 3 лет. Лишение права заниматься опред.д-тью применяется на срок от 6 мес.до 1 года с учётом характера совершённого адм.правонарушенияч, связанного с занятием видом д-ти, на осуществление кот.треб-ся лицензия, если будет признано невозможным сохранение за физ.или юрид.лицом права заниматься таким видом д-ти.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собств-ть гос-ва дохода, полученного в рез-те противоправной д-ти, предмета адм.правонар-я, а также орудий и ср-в соверш-я адм.правон-я.

63. Классификация АВ. Основные и дополнит.АВ.

Предупреждение, штраф, исправительные работы и адм.арест применяются в качестве основного адм.взыскания. Лишение спец.права, лишение права заниматься опред.д-тью, а так же депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного АВ. Конфискация, взыскание стоимости предмета адм.правонар-я применяются в качестве дополнительного АВ. За 1 адм.правонар-е м.б.наложены основное либо основное и дополнительное АВ из числа указанных в санкции статьи Особенной части КоАП. Дополнительные АВ применяются в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП.

64. Общие положения о наложении АВ.

АВ за совершённое адм.правонар-е налагается в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части КоАп, предусматривающей ответственность за данное адм.правонар-е. При наложении АВ на физ.лицо учитываются хар-р совершённого адм.правон-я, обстоят-ва его совершения и л-ть лица, его совершившего, степень его вины, хар-р и размер причинённого им вреда, имущественное положение, смягчающие или отягчающие адм.ответ-ть. При наложении АВ на юрид.лицо учитываются хар-р адм.правон-я, хар-р и размер причинённого вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие адм.ответ-ть, а также финансово-эконом.положение юрид.лица. Наложение АВ не освобождает физ.или юрид.лицо от исполнения обяз-ти, за неисполнение кот. Было наложено указанное взыскание.

Все виды юридической ответственности (гражданско-правовая, уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная) полностью совпадают с видами правонарушений, но по порядку привлечения к ней их можно условно подразделить на два вида. К первому относится ответственность, налагаемая компетентными государственными органами или должностными лицами, характеризуемая наиболее жесткими мерами государственно-принудительного воздействия, рассматриваемая либо в судебном, либо административном порядке: уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная. Ко второму виду ответственности следует отнести привлечение к ней правонарушителя непосредственно управомоченным лицом, что характерно для гражданско-правовой ответственности при наличии факта совершения гражданско-правового деяния. При привлечении правонарушителя к ответственности компетентным государственным органом или должностным лицом кроме факта правонарушения необходим правоприменительный акт, устанавливающий его вину, а в ряде случаев и точную меру государственно-правового воздействия. Например, в отличие от административной ответственности конституционная ответственность характерна тем, что Конституция - это «закон законов», обладающий высшей юридической силой и являющийся юридической базой всего текущего законодательства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Отсюда логически вытекает обязанность всех государственных и общественных органов, физических и юридически лиц, на которых распространяется территориальное и личное верховенство государства, соблюдать и защищать Основной Закон. В качестве организационной формы конституционного контроля выступает Конституционный Суд, наделенный достаточно широкими полномочиями.

Конституция определяет стратегию правотворчества и правоприменения, налагает на государство, государственные и общественные органы, должностных лиц юридическую ответственность в соответствии со сформулированными в ней основополагающими принципами и теми целями, которые в ней декларируются.

Конституционная ответственность заключается в установлении государством ответственности граждан и должностных лиц за нарушение конституционных прав. Под соблюдением конституционных прав понимается такая форма реализации, которая выражается в том, что субъект сообразует свое поведение с юридическими запретами: он не совершает действий, запрещенных юридическими нормами, то есть выполняет возложенные на него обязанности.

Реализация Конституции есть процесс организации государственно-политического единства, включающий элементы как формального, организационного, так и содержательного свойства. Речь идет о юридическом оформлении государства, учреждении его органов, наделении их, а также граждан и их ассоциаций определенными правами, возложении на них ответственности и поддержании установленных Конституцией правовых состояний.

Чаще всего нормы Конституции реализуются совместно с нормами различных отраслей права (административного, трудового, гражданского, уголовного и т.д.). Это обусловлено тем, что самих конституционных норм не всегда бывает достаточно для реализации постановлений Основного Закона. Конституция закрепляет лишь главные, принципиальные положения, она моделирует основные начала экономической, политической, социальной организации общества, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, организационные и функциональные принципы деятельности государства. Конституция составляет тот фундамент, над которым возвышается все здание российского законодательства. Она выполняет свои функции и не может и не должна подменять отраслевое законодательство.

А наиболее жесткими мерами государственного воздействия характеризуется уголовная ответственность, тем, что она применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.

Уголовно-правовая ответственность согласно ст.14 УК РФ наступает за виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания. Основанием уголовной ответственности согласно ст.8 УК РФ является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Уголовная ответственность наступает за совершение наиболее опасных для общества деяний - преступлений и реализуется в наказании. Уголовным кодексом РФ предусматриваются наказания за преступление против личности (например, за убийство, похищение человека, изнасилование и др.), за преступления в сфере экономики (например, за кражи, мошенничество, незаконное предпринимательство, контрабанду и др.), преступления против общественной безопасности и общественного порядка (например, за терроризм, бандитизм, хулиганство, экологические преступления и др.), преступления против государственной власти (например, за государственную измену, диверсию, неуважение к суду, покушение на жизнь работника правоохранительного органа и др.), преступления против военной службы (например, не выполнение приказа, дезертирство и др.), преступления против меры безопасности человечества (развязывание агрессивной войны, геноцид, наёмничество и др.). За совершение вышеуказанных деяний могут быть назначены следующие виды наказаний, перечисленные в ст.44 УК РФ: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. Наказание в соответствии со ст.43 УК РФ есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанным виновным в совершении преступления и применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения новых преступлений. Мера наказания за конкретное преступление назначается в пределах, предусмотренных соответствующей этому преступлению статьей Особенной части УК РФ с учетом положений Общей части УК РФ. При назначении наказания могут учитываться обстоятельства как смягчающие наказание, так и отягчающие (статьи 61 и 63 УК РФ). Уголовный кодекс РФ также предусматривает в отношении лиц, которые хотя и совершили уголовное преступление, но сами по себе не представляют большой общественной опасности, возможность освобождения от уголовной ответственности в связи: с деятельным раскаянием; с примирением с потерпевшим; с изменением обстановки; с истечением сроков давности; амнистией. Лица, которые уже отбывают наказание за совершенное преступление, могут быть освобождены от наказания. Освобождение от наказания устанавливается в виде: условно-досрочного освобождения от наказания; замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания; освобождения от наказания в связи с болезнью; отсрочки отбывания наказания; освобождения от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора; амнистией; помилованием. Уголовная ответственность осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства граждан перед законом, наличие вины, справедливости и гуманизма.

Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство.

Совершение преступления является юридическим фактом, влекущим возникновение специфических правовых отношений между виновным и государством, осуществляющим правосудие. По содержанию эти правоотношения воплощаются со стороны государства - в обязанности его правоохранительных органов расследовать преступления и при наличии достаточных доказательств вины конкретного лица - вправе привлечь его к уголовной ответственности. Согласно Конституции РФ все граждане равны перед законом. В области уголовного права это означает, что за равные по тяжести деяния виновные должны в принципе нести равную ответственность.

Уголовная ответственность носит публичный характер. Это означает, что единственным субъектом, управомоченным на привлечение к уголовной ответственности и ее применение, является государство и более конкретно, только один из органов государства - суд. Уголовная ответственность носит личный характер. Это означает невозможность ее применения по принципу коллективной ответственности или круговой поруки, невозможность ее применения к лицам, находящимся в той или иной связи с виновным лишь на одном этом основании.

Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение гражданского правонарушения, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Так как любая юридическая ответственность подразумевает обязанность правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия и лишения за совершенное правонарушение, то и гражданско-правовая ответственность понимается как санкция, применяемая к правонарушителю в виде возложения на него дополнительной гражданско-правовой обязанности или лишения принадлежащего ему гражданского права. Основанием гражданско-правовой ответственности является деяние, содержащее признаки гражданского правонарушения. Необходимыми условиями для гражданско-правовой ответственности являются, по общему правилу, противоправное поведение, наличие убытков, причинная связь между противоправным поведением должника и наступившими убытками и вина должника. Для привлечения к ответственности в виде взыскания неустойки, а не возмещения убытков достаточно противоправное поведение и вина должника.

П.1 ст. 401 ГК РФ устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором установлено иное. Таким образом, по общему правилу, ответственность в гражданском праве строится на началах вины. Вина должника проявляется к самому факту неисполнения или ненадлежащего исполнения и к тем убыткам, которые по этой причине могут возникнуть у кредитора. Вина в гражданском праве, как и в уголовном, выступает в форме умысла или неосторожности. В свою очередь неосторожность может проявиться в виде простой или грубой неосторожности. Чтобы ограничить сферу умышленного нарушения обязательств, п.4 ст. 401 ГК РФ устанавливает, что заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательств ничтожно.

Различие между простой и грубой неосторожностью не нашли отражение ни в законодательстве, ни в руководящих разъяснениях высших судебных органов. В гражданском праве форма и степень вины, в отличие от уголовного права, по общему правилу, не влияют на степень ответственности. Независимо от того, действовал ли должник умышленно или неосторожно, ему все равно следует возместить убытки в полном объеме (п.1 ст. 15 ГК РФ). Хотя при нарушении некоторых обязательств для наступления ответственности требуется определение формы и степени вины. Так при утрате, повреждении или недостачи имущества хранитель отвечает только при наличии умысла или грубой неосторожности. Надо отметить, что ответственность в некоторых случаях может наступать и при отсутствии вины. Так, должники, осуществляющие предпринимательскую деятельность, отвечают за допущенные ими нарушения независимо от того, совершены ли соответствующие нарушения по их вине или без вины. Другое исключение ответственность должника за действия третьего лица. Также ответственность при отсутствии вины налагается в соответствии со ст.1079 ГК РФ за вред причиненный деятельностью, создающую повышенную опасность для окружающих, если вред причинен не вследствие непреодолимой силы или вины потерпевшего. Должник может быть освобожден от ответственности при обстоятельствах исключающих его ответственность.

За гражданско-правовое нарушение законодательство предусматривает следующие меры наказания: возмещение убытков, уплаты неустойки (штрафа), потери задатка и т.д.

Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за виновное, противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей. К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники, совершившие дисциплинарный проступок. Следовательно, основанием дисциплинарной ответственности служит дисциплинарный проступок, совершенный конкретным работником. Дисциплинарным проступком признается противоправное, виновное неисполнение работником своих обязанностей. И как любое правонарушение проступок должен содержать все признаки правонарушения. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только гражданин, состоящий в трудовых правоотношениях с конкретным предприятием и нарушающий трудовую дисциплину. Субъективной стороной дисциплинарного проступка является вина со стороны работника, невыполнение работником трудовой обязанности по причинам, от него не зависящим, не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины, так как здесь нет его вины в неисполнении трудовой обязанности (например, отсутствие надлежащих условий труда). Объектом дисциплинарного проступка является трудовой распорядок предприятия. Объективной стороной являются противоправные действия, вредные последствия и причинная связь между действием (бездействием) правонарушителя.

Следующий вид ответственности, отличающийся от административной является дисциплинарная ответственность, которая наступает в случае нарушения правил поведения, установленных различными уставами, положениями, правилами и т.п., которая может быть как общей, так и специальной. Общая дисциплинарная ответственность устанавливается в кодексе законов о труде, а также в соответствии со ст.130 КЗОТ РФ в правилах внутреннего трудового распорядка утверждаемых общим собранием работников, а специальная на основании этой же статьи, в дисциплинарных уставах и положениях утверждаемых Правительством РФ и может быть предусмотрена для отдельных категорий работников, занимаемых выборные должности, должностных лиц, пользующихся правом приема и увольнения сотрудников, отдельных руководящих работников. Общая дисциплинарная ответственность распространяется на всех работников, кроме тех, для кого предусмотрена специальная дисциплинарная ответственность. Мерой принуждения в дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание. Налагать дисциплинарное взыскание имеет право администрация предприятия. За нарушение трудовой дисциплины при общей дисциплинарной ответственности администрация может применять следующие виды взысканий (ст. 135 КЗОТ РФ): замечания; выговор; строгий выговор; увольнение (п.п. 3,4,7,8 ст.33 и п.1 ст.254). При наложении взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение. Перечень мер дисциплинарного взыскания, которые могут применяться к нарушителю трудовой дисциплины, перечислен в ст. 135 КЗОТ РФ, и этот перечень является исчерпывающим. Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей в основном: по кругу лиц попадающих под действие соответствующих норм; по мерам дисциплинарного взыскания; кругом лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью; по установленному порядку обжалований взысканий. Так, например Закон РФ «Об основах государственной службы» от 31.07.95г.*(1) устанавливает для государственных служащих, помимо дисциплинарных взысканий перечисленных в ст. 135 КЗОТ РФ, такое дисциплинарное взыскание, как «предупреждение о неполном соответствии». Также государственный служащий может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей. В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 06.06.96г. должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, нарушившие федеральные законы и указы Президента РФ и вступившие в силу решения судов, могут быть направлены на внеочередную аттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишены квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания). Специальная дисциплинарная ответственность и специальные меры дисциплинарных взысканий могут быть применены только к определенным категориям работников, указанным в специальном нормативном акте.

Последней отличительной ответственностью от административной является материальная ответственность, т.е возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей, составляет содержание материальной ответственности.

Материальная ответственность - это обязанность работника возместить ущерб, причиненный предприятию (учреждению, организации), в пределах и в порядке, установленных законодательством. Наступает независимо от привлечения работника за этот ущерб к дисциплинарной или иной ответственности.

Вопросы материальной ответственности регулируются Основами законодательства о труде КЗоТ РФ и другими нормативными актами.

Цель установления материальной ответственности - предотвратить возникновение ущерба и одновременно оградить заработную плату работника от необоснованных удержаний. Поэтому законодательство, устанавливая обязанность работника возместить причиненный ущерб, определяет, какой ущерб подлежит возмещению, условие наступления материальной ответственности, ее виды и пределы, порядок заключения с работниками договоров о полной материальной ответственности и т.д.

Материальная ответственность наступает лишь за прямой действительный ущерб (т.е. уменьшение или ухудшение наличного имущества предприятия или фактически произведенные излишние затраты), если он возник в результате противоправного и виновного поведения работника.

Законодательство предусматривает два основных вида материальной ответственности: ограниченную (возмещение ущерба ограниченно заранее установленным пределом) и полную (ущерб подлежит возмещению в полном объеме).

При ограниченной материальной ответственности ущерб возмещается, как правило, в пределах среднего месячного заработка. Например, в таком размере возмещается ущерб в связи с порчей по небрежности материалов, полуфабрикатов и изделий в процессе работы, а для руководителей предприятия или организации за ущерб, причиненный неправильной постановкой учета и хранения ценностей.

Полная материальная ответственность установлена для работников, с которыми заключены договора об индивидуальной, а в отдельных случаях и коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также, если имущество и иные ценности получены работником по разовым документам под отчет, если причинен ущерб преступными действиями работника, установленными приговором суда, или работником, находящемся в нетрезвом состоянии, а также в некоторых других случаях. Например, за недостачу, умышленное уничтожение или порчу инструмента, спецодежды и др. предметов, выданных работнику предприятием в пользование.

Размер ущерба определяется, как правило, по фактическим потерям на основании данных бухгалтерского учета, исходя из балансовой стоимости (себестоимости) материальных ценностей за вычетом износа по установленным нормам. Причиненный ущерб работник может добровольно возместить его полностью или частично, а также с согласия администрации передать предприятию равноценное имущество или исправить повреждение. При отказе работника от добровольного возмещения ущерба последний взыскивается в порядке установленным законом. При рассмотрении отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности можно сделать вывод, что юридическая ответственность вообще - это одна из форм государственного принуждения, обеспечивающего правовую систему общества. По сути, это всегда отрицательная реакция государства на противоправное действие. Эта реакция содержит неблагоприятные последствия для правонарушителя, установленные правом. При сравнительно правовом анализе административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности тем, что административная ответственность - это реализация административно правовых санкций, применение уполномоченным органом и должностным лицом наказаний к гражданам или юридическим лицам, совершившие правонарушение.

5. Основания освобождения от юридической ответственности

Теория права выделяет обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. К ним относятся такие социальные явления, как непреодолимая сила, необходимая оборона и крайняя необходимость.Под непреодолимой силой понимаются обстоятельства, которые не зависят от воли и желания субъекта права, преодолеть которые он не может, и они объективно становятся на пути исполнения им обязательств, ведут его к правонарушению. Стихийные бедствия, в частности землетрясения, наводнения, - вот основные примеры непреодолимой силы.

Устраняет этот фактор юридическую ответственность главным образом в гражданско-правовой сфере. Большой теоретической проблемой остается ситуация, когда те или иные договорные обязательства не удается исполнить в силу изменения законодательства, например специального постановления правительства. Как правило, на этот случай в договорах делается отметка в той или иной форме о возможном появлении непреодолимой силы, о страховании последствий подобной ситуации, о распределении риска. Необходимая оборона - это защита от противоправного нападения, от посягательства на жизнь, здоровье или имущество того, кто обороняется, или других лиц, а также организаций. Необходимая оборона остается правомерной до тех пор, пока не отражено преступное нападение и не задержан преступник.Однако при этом средства защиты должны соответствовать характеру и опасности нападения. Типичным превышением пределов необходимой обороны является минирование фруктового сада или применение огнестрельного оружия против мальчишек, ворующих яблоки. Вместе с тем в России в настоящее время разрешено использование газовых баллончиков и пистолетов для самозащиты от хулиганских и бандитских нападений. Крайняя необходимость - другое основание для освобождения от юридической ответственности. В состоянии крайней необходимости человек причиняет вред имуществу или здоровью другого, чтобы избежать еще большего вреда, если нет другой возможности: врач ампутирует гангренозные ноги, чтобы спасти больного от смерти; пожарные ломают заборы вокруг горящего дома, чтобы огонь не перекинулся на соседние дома. Не могут привлекаться к юридической ответственности люди не достигшие определенного возраста. Так, привлечение возможно:

к гражданско-правовой - частично с 15, полностью с 18 лет;к дисциплинарной-с 16 лет;

к административной-с 16 лет;

к уголовной - с 16 лет, а за такие преступления, как убийство, нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбой, кража, грабеж, злостное хулиганство, - с 14 лет.

К юридической ответственности могут привлекаться только вменяемые лица, то есть те, кто способен отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Невменяемые не могут привлекаться к юридической ответственности. Это лица, страдающие хронической душевной болезнью, временным расстройством душевной деятельности, слабоумием и другими болезненными состояниями, когда человек теряет способность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.

Исходя из вышесказанного, освобождение от юридической ответственности может иметь место лишь в тех случаях, когда лицо подлежит такой ответственности, т.е. совершило правонарушение (в содеянном содержаться все признаки правонарушения). Если же субъект не совершал правонарушения, он не может ни подвергаться юридической ответственности, ни освобождаться от нее. При наличии в содеянном признаков малозначительности, невменяемости, недостижения возраста юридической ответственности, необходимой обороны и т.д. лицо не подлежит юридической ответственности изначально, и, следовательно, нет необходимости освобождать его от этой ответственности.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности - уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается, прежде всего, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по профилактике нарушений, а также в принудительном характере мер воздействия.

1. Административная ответственность устанавливается как КоАП, так и законами субъектов Российской Федерации. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только Уголовным кодексом; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях - нормами административного права.

2. Административная ответственность наступает за правонарушение, представляющее меньшую степень общественной опасности, чем преступление. Вследствие этого противоправные деяния, влекущие административную ответственность, именуются административными проступками (правонарушениями). Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный поступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

3. Административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судьями. Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

3. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица. Уголовной - физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, либо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

4. За административные правонарушения предусмотрены административные наказания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

5. Меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями. Данное обстоятельство позволяет отличить административную ответственность от дисциплинарной, к которой привлекаются руководители, рабочие, служащие и вспомогательный персонал, как правило, в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.

6. Привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение года после его исполнения.

7. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Своей относительной простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского судопроизводства.

8. Во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Этим обстоятельством административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой. Ответственность последних двух видов наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные наказания.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

а)административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права;

б)основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;

в)субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной – физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

в)за административные правонарушения предусмотрены административные наказания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

г)административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях - в административном порядке;



д)административные наказания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);

е)применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока;

ж)меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Меры административной ответственности имеют ряд отличительных признаков:

· перечень мер административной ответственности установлен КоАП и является исчерпывающим;

· назначенные и исполненные меры административной ответственности (административное наказание) влекут для право нарушителя истечение срока погашения административной ответственности. Лицо считается подвергнутым административной ответственности в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП);

· меры административной ответственности (административные наказания) не применяются в момент совершения административного правонарушения. Они применяются всегда после совершения административного правонарушения;

· меры административной ответственности (административные наказания) назначаются в том случае, когда административным правонарушением причинен необратимый (невосстановимый) вред. Меры административной ответственности призваны компенсировать такой вред;

· меры административной ответственности (административные наказания) назначаются уполномоченным органом (должностным лицом), когда собраны, закреплены и исследованы доказательства по делу об административном правонарушении, установлена вина правонарушителя.

административная ответственность является одним из видов юридической ответственности и в силу этого по ряду признаков имеет много общего с другими видами ответственности.

Вместе с тем, административная ответственность обладает рядом характерных черт и признаков, которые позволяют отграничить административную ответственность от других видов юридической ответственности.

Административная ответственность имеет ряд особенностей:

1. Она не менее сурова (nghiem trong), чем уголовная, и не влечет за собой судимости лица, к которому применяется. Хотя здесь необходимо оговориться, что правовые последствия наложения административного взыскания все-таки имеются и определены законодателем во временном интервале в один год.

2. Административная ответственность находит свое выражение в наложении на виновного особого взыскания - не уголовного, не дисциплинарного или какого-либо иного, а именно административного.

3. Административная ответственность применяется органом (должностным лицом), которому правонарушитель не подчинен по службе.

4. Меры административной ответственности налагаются специальными на то органами и должностными лицами.

5. Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях является более простой и оперативной, чем в уголовном и гражданском процессах

Административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности целым рядом существенных признаков.

1. Административная ответственность наступает вследствие совершения административного правонарушения, т.е. такого противоправного деяния, состав которого сформулирован в КоАП РФ или в принятых на его основе законов субъектов Российской Федерации.

2. Состав лиц, привлекаемых к административной ответственности, существенно отличает ее от уголовной ответственности. Дело в том, что согласно нормам КоАП РФ к административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо, в то время как уголовное законодательство предполагает привлечение к ответственности только физических лиц.

Одновременно чрезвычайно широк и круг лиц, которые вправе налагать административные наказания. Если к уголовной ответственности физическое лицо может быть привлечено исключительно по решению (приговору) суда, то меру административной ответственности своим решением вправе назначить не только суд, но и многие органы исполнительной власти, а также уполномоченные организации и учреждения.

3. Меры административной ответственности по своему составу также значительно отличаются от мер уголовной ответственности. До введения в действие нового КоАП РФ под наказанием понималась исключительно мера уголовной ответственности. Административная ответственность заключалась в применении административных взысканий.

Административное правонарушение по ряду признаков отличается от гражданско-правовых деликтов. Круг общественных отношений, на которые посягают гражданско-правовые деликты значительно уже. Сюда относятся только имущественные и личные не имущественные отношения.

Гражданско-правовой деликт - это нарушение субъективных прав лица, административный проступок представляет собой, как правило, нарушение объективного права.

Гражданско-правовым нарушением в некоторых случаях может быть признано не деяние, в то время как вина является неотъемлемым средством административного проступка.

Субъектами гражданско-правового деликта могут быть физические и юридические лица, а административный проступок - это деяние физического лица.

Понятие и характеристика административно-процессуальных норм.

Учебник АПП стр.43,44