Как написать прошение о помиловании президенту. Помилование президента. Ходатайство о помиловании

1. Исполнительная власть: понятие, признаки, содержание .1. Исп власть – это деят-ть по управлению гос-вом и общ-ом, подчиненная контролю со стороны др ветвей власти (зак и суд) и состоящая в в осущ спец созданными органами гос. власти особых функций и установленной законом компетенции.Признаки исполнительной власти: 1. Самост-ть и взаимосвязь с зак и суд ветвями гос вл. 2. Подконтрольность зак-ой и суд-ой ветвям гос вл. 3. Осущ-ся спец гос органами и органами мест самоупр, имеющими в установленном нормативном порядке компетенцию.4. Это подзаконная власть, т.е. ее организация и функции должны основываться на нормах Конст РФ, фед закона и иных нпа.5. Организующая деятельность и реализация властных полномочий. 6. Применение норм админ принуждения. 7. Подготовка и издание правовых актов управления. 8. Правоприменительная и охранительная деят спец. органов и должностных лиц (гос и мун служащих). Содержание исп вл составляет исполнительно-распорядительная деят-ть по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни гос-ва. Эта деят-ть является подзаконной : она должна осущ-ся только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исп вл имеет возможность осуществлять определенные действия по собств инициативе, т.е. распоряжаться . Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять админ-ое принуждение. Отсюда исп вл - это власть, кот не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предостав-х ей законом полномочий. Осн формами этой исп-расп деят явл-ся: издание прав-х актов управления; использ распоряд-х и контрольных полномочий; закл-е адм-х договоров; проведение организационных мероприятий.

2. Государственное управление: понятие, виды, соотношение с исполнительной властью. Гос упр (ГУ)- это практич-ое, организующее и регул-щее воздействие гос-ва на общест жизнедеят-ть людей в целях ее упорядочения, сохран или преобразования, опирающееся на властную силу. Виды: 1) внутреннее (ГУ), осуществляемое испол органами гос власти в целях организации самой системы этих органов и обеспечения правовых режимов их работы, 2) внешнее (ГУ) осущ органами исп власти в целях реализации «внешних» (в том числе иногда и принуждающих) полномочий, т. е. полномочий, адресованных субъектам права (физ и юр лицам), не входящим в структуру гос администрации (например, осуществление деятельности по регистрации и лиценз-ю); 3) внутриорганизационное (ГУ)- осущ-ие исполнит-распорядит-х функций органами законод власти, судами, прокур-й и иными гос органами, традиционно не относящимися к исп органам гос власти. Управление с точки зрения его организации в принципе одинаково во всех сферах, однако следует различать общее упр и особенное упр. Общ упр предназнач для любого вида управленч деят-ти и реализуется одинаковыми механизмами, формами и методами независимо от отраслей и сфер управленч деят-ти. Особ упр распр-ся на конкретные сферы и области - финансы, строительство, с/х и т. д. Исп власть (ИВ) – категория политико – правовая, в то время как ГУ – категория организационно – правовая. Право на сущ-ние имеют обе эти гос-но – правовые категории. Т.О ГУ – реальность, без кот государственно – властный механизм работать практически не может. По своему назнач оно не что иное, как гос деят-ть, в рамках кот практически реализуется ИВ. ГУ практически осущ-ся и в рамках системы гос власти, базирующейся на началах разделения властей. Свой реальный хар-р ИВ приобретает в деятельности особых звеньев гос аппарата, именуемых исп органами, а по существу являющимися органами ГУ. Т.О. ГУ, понимаемое как исп-но – распор-ная деят-ть, не противопоставляется ИВ, понимаемой как деят субъектов этой власти.

3.Административное право как отрасль российского права: понятие, предмет, метод. АП – отрасль права, нормы кот регулируют обществ отнош, возник в процессе организации и реализации испол власти. Предмет АП – совокупность обществ отнош, складывающихся в процессе организации и деятельности исп. власти. Метод правового регул-я – способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений. Для АП характерны след. методы прав. регул-ния: метод власти-подчинения или метод прямого распорядительства (отношения в рамках АП строятся на подчинении одного участника др). метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления). метод согласования (субъекты, находящ. на одном уровне гос. механизма, предпр. совместн. действия в форме адм. договора). Метод административного права. Метод адм права – это совокуп предписывающих, запрещ-х и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения. Харак-ка адм-прав метода: 1) представляет собой определенное соотнош средства предписания, запрета и дозволения; 2)наиболее присущи правовые средства распорядительного типа; 3)чаще всего представляет одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;4)не исключает использ диспозитивных средств; 5)отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отно. Предписание – метод прав урегул (МПР), предполаг возложение на субъекта управленческой деят-ти обязанностей совершения опред действий в условиях, предписанных адм-пр нормой. Запрет – МПР, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отнош воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой прим мер гос принуждения. Дозволение – МПР, предоставляющий участникам управленческих отнош возможности самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, кот определены нормами адм права.

4. Источники административного права: понятие, виды, особенности. Источники адм права (АП) - юр акты различных гос органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Источники АП можно классифицировать по различным основаниям: По юр силе: междунар, общие (общероссийские), межотраслевые, отраслевые, региональные, местные и корпоративные. По гос устройству: федер, субъектов фед, региональные и МСУ. По форме и виду: конвенция, соглашение договор конституции, законы, указы, инструкции, ГОСТ, СНиП идр. По субъектному составу: коллегиальные и единоначальные. Осн ист АП - нпа органов управления, в кот получают свое внешнее выражение и закрепление нормы АП. В зависимости от юр силы нпа можно разделить на: Акты федер органов подразделяются на Законы РФ и подзак федер акты. Акты субъектов РФ подразд на Законы и подзак акты субъектов. Акты органов мест сам . Союзные акты (акты органов бывшего СССР). Междунар акты. Ограниченным по сфере действия ист АП явл нормативные акты руководителей гос предприятий, учреждений. АП относится к числу самых несистематиз-х, а тем более - некодифиц-х отраслей прав системы России. Это объясняется его многопрофильностью. АП по сравнению с др отраслями отличается подвижностью, постоянными изменениями. Это требует обновления адм-правовых актов, устранение пробелов в адм-правовом регулировании - инкорпорации АП (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам) и т.п. Сейчас кодифицирован лишь один институт АП. Кодекс об адм правонаруш, объединивший нормы материального и процессуального АП.

5.Функции и принципы административного права: понятие, виды. Функция, т.е. назначение, роль, направление деятельности Осн фукц АП: Правоисполнительная ф, предопределяемая тем, что АП есть юр форма реализации ИВ; Правотворческая, являющаяся выражением наделения субъектов ИВ полномочиями по административному нормотворчеству; Организационная, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами АП; Координационная, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой АП сферы ГУ; Правоохранительная, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере ГУ правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отнош; Воспитательная, направленная на формирование позитивного правосознания у граждан. Принципы АП -- это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе АП и выражающие его сущность. Осн. П: демократизм нормотворчества и реализации права; равенство граждан перед законом и правоприменителем; взаимная ответственность государства и личности; федерализм (АП отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов); гуманизм; законность (точное и неукоснит соблюд и испол всеми субъектами нпа); гласности (применяются только офиц опублик нпа); отвественности (реальное наступ адм-прав ответ-ти, а также дисциплинар ответ-ть должн лиц за неправомерное прим норм АП и за недобросов испол своих функций)

6.Система административного права: понятие, виды. Система АП – это его внутр строение, кот выраж в единстве и согласованности адм-х норм, но вместе с тем разделением АП на отдельные правовые институты. Сис АП делят на 2 части: общая и особенная. Общ вкл нормы, охват-щие управление в целом, а особ сост из норм, действующих в пределах отдельных сфер деят-ти ИВ. Система АП как отрасли права: Общая часть: предмет, формы и методы, субъекты административного права, ответственность по административному праву, административный процесс Особенная часть: экономическая сфера, социально-культурная сфера, административно-политическая сфера Общ часть вкл в себя институты:= устанавливающие административно-правовой статус граждан (инди­видуальных субъектов права) и негосударственных организаций;= регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);= обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;= регламентирующие принуждение по административному праву. Особ часть вкл институты, регулирующие:- обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность;- организационно-хозяйственную деятельность;- социально-культурную деятельность;- деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.

7. Наука административного права. Наука АП – это отрасль правоведения, изучающая обществ. отношения, возникающие при формировании и развитии гос. админ. и систему регулирующих их норм. Наука изучает нормы и соответств. им обществ. отношения их качества и особенности реализации и влияния на соц. процессы. Изучает динамику развития админ-но-правовых явлений. Разрабатывает рекомендации по совершенствованию системы. Вырабатывает обществ. понятия, которых нет в законодательстве. Ф-ии науки АП: теоретическая, прикладная, воспитательная. Развитие науки АП в России: 1.имперический (дореволюционный). 2.советский (пост революционный). 3.российский (современный). Называлось полицейским правом. После 1917 эта наука была дважды под запретом. Административно-правовая наука представляет собой систему теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли административного права и предмете его регулирования. Ее з адачами является выявление проблем административного права, толкование административно-правовых норм, определение и исследование предмета административного права в современных условиях организации и деятельности органов исполнительной власти, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование всей управленческой деятельности. Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, анализ практики реализации этих норм, выявление и изучение общих и характерных закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений. Если говорить обобщенно, то к предмету науки административного права относится научно-теоретический анализ всех вопросов, входящих в учебный курс административного права Методологической основой науки административного права являются исторический, сравнительно-правовой, социологический, формально-юридический, логический и другие методы исследования.

8. Понятие, особенности, структура, виды Административно-правовой нормы . Нормы административного права - есть установленные компетентными органами, строго определенные, обеспеченные мерами государственного принуждения, правила поведения участников государственного управления. Административно правовые нормы - представляют собой определенные правила поведения, которые устанавливаются государством в лице компетентных органов для урегулирования общественных отношений в сфере государственных отношений. Особенности АП норм : Применяются в сфере государственного управления. Содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления. Отсутствие конкретных санкций в подавляющем большинстве норм, нормы носят рекомендательный характер. Виды АП норм. В зависимости от юридического содержания: Обязывающие - предписывающие обязательное совершение конкретных действий. Запрещающие - предусматривающие запрет на совершение определенных действий. Уполномочивающие - предусматривают возможность действовать субъекту по своему усмотрению, совершать или воздерживаться от определенных действий. Поощрительные. В зависимости от субъекта: регулирующие правовое положение органов государственного управления, формы и методы их деятельности закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и общественного аппарата. закрепляющие административно-правовой статус общественных организаций закрепляющие административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства. По предмету: Материальные - определяют содержание прав и обязанностей у конкретных сторон в общественных отношениях. Процессуальные - определяют порядок реализации этих обязанностей и прав. По юридической силе: Основные - устанавливаются Конституцией или конституционными актами. Производные - устанавливаются подзаконными нормативными актами.По сфере применения: Общие. Специальные - носят более конкретный характер, регулируют более узкий круг общественных отношений (напр., положение о санитарном надзоре). Исключительные - предназначены для тех сфер, где требуется особая административно-правовая регламентация. По времени действия : Срочные (чрезвычайные нормы одна из разновидностей срочных). Бессрочные. По действию в пространстве: Действующие только в РФ (федеральные и локальные нормы). Действующие за её пределами. Структура АП нормы . Большинство административно-правовых норм носят рекомендательный характер. Структура: гипотеза - диспозиция - санкция. Гипотеза - это обстоятельства. Диспозиция - это права и обязанности. Реализация административно-правовых норм происходит стандартно.

9. Понятие, виды и особенности Адм.-прав-го отношения. АПО – Общ-ные Отнош-я, регулируемые нормами АП, кот. складываются в сфере гос. упр-ния. Особенности АПО: а) в кач. одной из сторон данных отношений всегда выступает соответствующий орган исп. власти или его должно. лицо, наделенное упр-ч. полномочиями; б) одна из сторон АПО принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими гос.-властными полномочиями; в) многие органы исп. власти и их должн. лица обладают пр-м издания нормативных актов, действуя по поручению гос-ва; г) АПО могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не явл-ся обязательным; д) споры, возникающие м/у участниками АПО, разрешаются в большинстве случаев в А-м (несудебном) порядке – путем непосредственно юрид. властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исп. власти; е) в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет отв-ть перед гос-вом в лице его органов. Виды АПО: В завис-сти от особенностей участников отношений сущ-ют: а) м/у соподчиненными субектами исп. власти, находящимися на различном организационно-пр-вом уровне (вышестоящие и нижестоящие органы); б) м/у несоподчиненными субъектами исп. власти, находящимися на одинаковом организационно-пр-вом уровне (два министерства, администрации двух областей); в) м/у субъектами исп. власти и не находящимися в их организационном подчинении гос. объединениями, предприятиями и учрежд. (финансовый контроль, административный надзор); г) м/у субъектами исп. власти и исп. органами системы МСУ; д) м/у субъектами исп. власти и общ. объединениями; е) м/у субъектами исп. власти и гражданами и др. В завис-сти от гос. устройства различают отн, возникающие: а) м/у центральными органами фед. исп. власти и исп. органами субъектов РФ (м/у правительством РФ и правительствами республик); б) м/у органами исп. власти субъектов РФ, находящимися на одном уровне (м/у правительствами двух республик); в) м/у органами исп. власти субъектов РФ, стоящими на разных уровнях (м/у администрацией Красноярского края и входящего в его состав Эвенкийского АО). В завис-сти от конкретных целей возникновения общ. отношений, выделяют: внутренние – отнош., связанные с формированием упр-ческих структур, опред. основ взаимодействия м/у ними и их подразделениями, с распределением прав и обяз., прав и ответственности м/у работниками аппарата органа упр-ия. Стороны в этих отнх – соподчиненные исп. органы, их структурные подразд., должн. лица. внешние – отнош., связ. с непосредств. воздействием на объекты, не входящие в сист. исп. власти (напр., граждан, общ. объед., коммерч. структуры). По характеру юрид. фактов АПО делятся на: а) порожденные пр-мерными действиями; б) порожденные непр-мерными действиями. По содержанию различают следующие виды АПО: материальные – Общ.Отнош. в сфере упр-ия, кот. регулируются материальными нормами АП; процессуальные – отнош., складывающиеся в сфере упр-ия в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел, кот. регулируются адм.-процессуальными нормами.

10. Понятие и виды субъекта ( S ) АП. Субъект адм-ного правоотношения. S АП - обладатель прав и обязанностей, кот. он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него АП. Sы АП могут стать Sами адм. пр-отношений, если имеют место: а) адм.-пр-вые нормы, предусматривающие права и обяз-сти Sа; б) адм. пр-способность и дееспособность S; в) основание возникновения, изменения и прекращения пр-отнош-я. S адм.-правотношения – лицо или организация, кот. в соотв. с действующим зак-вом являются участниками упр-ческих отношений, регулируемых нормами АП, наделены опред. правами и обязанностями в сфере гос. упр-ия и способны их осуществлять. Адм. пр-способность – установленная и охраняемая гос. возможность S вступать в АПО. Адм. дееспособность – способность S своими действиями приобретать права и создавать для себя юрид. обязанности, реализовывать их в рамках конкретных АПО. В кач. S АП можно рассматривать РФ, Sы РФ, гос. и негос. организации. В этой роли они обладают адм. пр-способностью. Однако в конкретных АПО они не участвуют. Адм. дееспособностью обладают их органы исп. власти или упр-ия. Виды S АП: Индивидуальные S: а) граждане РФ; б) иностранные граждане; в) лица без гражданства. Коллективные Sы: а) гос. организации: органы исп. власти (гос. упр-ия); гос. предприятия, учреждения и их объединения; структурные подразд. органов исп. власти, наделенные собственной компетенцией. б) негос. организации: общ. объед. (партии, союзы, общ. движения и т.п.); трудовые колл., различные коммерч. структуры; органы МСУ.

11.Административно-правовой статус гражданина РФ: понятие и структура. Адм.-пр-й статус гражд. РФ – часть общего правового статуса, установленного К РФ, законом «О гражданстве РФ» и др. актами. Адм.-правовой статус гражд. – комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами АП, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами гос. и МСУ). Правовое положение граждан определ-ся объемом и характером адм. правосубъектности. Элементы правосубъектности: адм. правоспособность – способность гражданина иметь опред. права, предусм. нормами АП, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере гос. управления. адм. дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотр. нормами АП, и нести ответственность в соотв. с адм.-прав. нормами. Виды адм. дееспособности: а) полная – с 18 лет; б) ограниченная – с 16 лет; в) частичная – с 7 лет. На адм. дееспособность влияет наличие у граждан опред. заболеваний (душевная болезнь, слабоумие). В силу указ. обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными. Согласно ст. 2.8. Кодекса РФ об адм. правонаруш. не подлежит адм. ответственности физ. лицо, кот. во время соверш. противоправных действий (бездействия) находилось в сост. невменяемости, т.е. не могло осознавать фактич. хар-р и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить им вследствие хронического психич. расстройства, временного психич. расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. А-п статус гражданина состоит из пр. статуса личности человека, (жизнь, свобода, честь и достоинство, неприкосновенность частн. собств.), статус гражданина (полит. пр., право на управ. гос., равный доступ к гос.службе, обяз служить в ВС), соц. статус (рабочий, служащий, учайщегося, военнослужащего, пенсионера)- соц. положение, особый а-п статус, кот. гр. приобретает по своему желанию для удовлет. своих индивид. потребностей (любители-охотники, автолюбители, туристы, коллекционеры, они получ. опред документ и спец. пр. и обяз.).

12. Административно-правовой статус юридических лиц: понятие, структура, проблемы Адм-правовой статус Юр лиц – совокупность предусмотренных законами, подзаконными актами, учредительными документами прав и обязанностей юр лиц в сфере гос управления и административной ответственности. Административная правосубъектность юр лиц возникает с момента его гос регистрации. Право заниматься деятельностью, подлежащей лицензированию, возникает с момента получения лицензии. Целевой блок элементов АПС юр лиц: предусмотрена общая правосубъектность для большинства коммерческих организаций; для некоммерческих и некоторых коммерческих – специальная. В отношении общественных организаций запрещаются создание объединений, преследующих незаконные цели, и нравственность населения, прав и законные интересы граждан. Организационый блок элементов АПС юр лиц. Юр лица осуществляют права и обязанности через свои органы управления: 1. высший орган юр лиц (общее собрание, съезд); 2. совет директоров (наблюдательный совет); 3. коллегиальные (правление, дирекция) или единоличные (генеральный директор) исполнительные органы; 4. орган контроля за финансовой и хоз деятельностью. Компетенция юр лиц (предусмотрена в законодательных актах и учредительных документах) – совокупность прав и обязанностей, в рамках которых осуществляется их деятельность. Права юр лиц подразделяются: 1.на общие, которые реализуются во всех сферах гос управления (право на получение необходимой информации; на обращение в форме жалобы, заявления, ходатайства, уведомления и др; право на защиту в адм-ом и судебном порядке); 2. на специальные, которые реализуются лишь в конкретных сферах (напр., право на получение информациии о порядке исчисления и уплаты налогов). Обязанности: 1. общие (необходимость соблюдения требований законодательства в своей деятельности; обязанность гос регистрации создания, реорганизации, ликвидации юр лиц, внесения изменений в уставные документы); 2. специальные (регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выпуск ценных бумаг, обязанность постановки на учет в налоговый орган и для ведения статистических данных, получение лицензии на осуществление определенных видов деятельности и др.)

13. Административно-правовой статус общественных объединений . Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. ОО создаются в нескольких формах: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности. КРФ запрещает создание и деятельность ОО, цели или действия, которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В случае нарушения КРФ, конституций и уставов субъектов РФ, законодательства, совершения действий, противоречащих уставным целям и не устранения этих нарушений после представления прокурора или после двух письменных предупреждений органа, регистрирующего ОО, деятельность ОО приостанавливается судом на срок до 6 месяцев. Если нарушения не будут устранены и в этот период, то ОО может быть приостановлено или ликвидировано. Статус ОО - вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность ОО, равно как и вмешательство ОО в деятельность ОГВ и ОМСУ не допускается. Государство : обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений; оказывает поддержку их деятельности; законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ (целевое финансирование отдельных общественно-полезных программ, заключение любых видов договоров). Государственная регистрация общероссийского и международного объединений производится Минюстом РФ, а межрегиональных, региональных и местных ОО производится соответствующими органами юстиции. Для регистрации подается ряд документов: заявление в регистрирующий орган; Устав; выписка из протокола съезда; сведения об учредителях; документ об уплате регистрационного сбора; документ о предоставлении юридического адреса; для отдельных видов ОО существуют дополнения. Документы подаются на регистрацию в течение 3 месяцев со дня проведения учредительного съезда. Изменения и дополнения к уставу подлежат регистрации в том же порядке, что и само ОО. Орган, регистрирующий ОО в месячный срок обязан рассмотреть заявление ОО и принять одно из следующих решений: зарегистрировать ОО и выдать свидетельство о государственной регистрации; отказать в государственной регистрации (выдается письменный мотивированный отказ). Отказ может быть обжалован в судебном порядке, зарегистрированные ОО включают их в реестр юридических лиц. Основания для отказа : Устав ОО противоречит КРФ, Конституциям или уставам субъектов РФ и законодательству; не представлен полный перечень документов или они не оформлены в надлежащем порядке; ранее было зарегистрировано ОО с тем же названием, на территории в пределах которой данное ОО осуществляет свою деятельность; регистрирующим органом установлено, что в представленных документах содержится недостоверная информация; название ОО оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности его создания не допускается. Религиозные объединения имеют сходную конструкцию АП статуса. Статус определяется КРФ и Законом от 25.10.90 г. «О свободе вероисповедания».

Предмет отрасли права составляет круг общественных отношений, отличающихся принципиальной однородностью и регулируемых данной отраслью. Для понимания сущности и особенностей любой отрасли права важно понимание сферы общественных отношений, которая регулируется этой отраслью права.

Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление). В связи с этим административное право в юридической литературе называют управленческим правом. Его нормы соответственно регулируют общественные отношения управленческого характера.

В теории административного права отмечается, что административное право - это управленческое право.

Назначение административного права - регулирование особой группы общественных отношений, специфика которых заключается прежде всего в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере реализации , государственного управления всем комплексом экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.

С учетом изложенного административное право может быть определено как система юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления).

Предмет административного права:

Эти отношения образуют область государственного управления, в рамках которой субъекты государственного управления и прежде всего органы исполнительной власти реализуют задачи, определенные законодательством РФ в пределах своей компетенции.

При этом необходимо отметить, что в сферу административного права входят управленческие отношения, имеющие государственное содержание . Отсюда видно, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права, но его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

Таким образом, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности - это функционирование системы исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, действующих в рамках разделения властей. Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или правом управления).

Особенности административного права:

  1. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие прежде всего в связи с деятельностью органов исполнительной власти и иных органов, осуществляющих в соответствии с федеральным законом исполнительно-распорядительные полномочия, но не являющихся органами исполнительной власти (например, администрация государственных корпораций, холдингов и концернов, органы военного управления).
  2. Административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему юридически властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.
  3. Отношения, регулируемые административным правом, обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления. Исполнительной эта деятельность является потому, что направлена на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. Распорядительной эта деятельность является, поскольку в процессе управления его субъекты обладают государственно-властными распорядительными полномочиями, правом действовать от имени государства, принимать обязательные к исполнению акты, применять меры государственного принуждения, т.е. осуществлять распорядительные полномочия.

Виды управленческих отношений

Виды управленческих отношений:

1. В зависимости от субъектов управленческих отношений:

  • определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим;
  • не связанные отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами РФ);
  • между субъектами государственного управления и подведомственными, а также и не подведомственными им предприятиями, учреждениями и организациями;
  • между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
  • между субъектами государственного управления и общественными объединениями;
  • между субъектами государственного управления и .

2. В зависимости от содержания управленческих отношений:

  • связанные с осуществлением вышестоящими субъектами государственного управления руководства деятельностью нижестоящих органов, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций;
  • связанные с осуществлением субъектами государственного управления (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления;
  • связанные с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования (например, в отношениях с общественными объединениями);
  • связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере государственного управления.

3. В зависимости от направления административной деятельности:

  • подготовки и принятия управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления;
  • повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера, т.е. с исполнением принятых решений, а также законов и подзаконных актов;
  • контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов;
  • юрисдикционной деятельности органов государственного управления.

4. В зависимости от объема административной деятельности:

  • общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления);
  • специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);
  • отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления).

5. В зависимости от области административной деятельности:

  • в экономике;
  • в социально-культурном строительстве;
  • в административно-политической деятельности.

В современных условиях управленческие отношения в административно-правовом аспекте могут быть классифицированы также с учетом государственного устройства России:

  • между органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации, т.е. республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения;
  • между органами исполнительной власти одноуровневых субъектов Федерации (например, между правительствами двух республик, администрациями двух областей и т.п.);
  • между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов Федерации (например, между администрациями края и автономного округа).

Также следует выделить управленческие отношения, которые возможны между различными звеньями системы исполнительной власти, с одной стороны, и исполнительными органами (администрацией) системы местного самоуправления - с другой. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Тем не менее эти органы действуют не изолированно от администрации республик, краев и областей, в состав которых они входят. Подобного рода управленческие отношения регламентируются нормами административного права.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что условиями отнесения общественных отношений к управленческим , т.е. составляющим предмет административного права, являются:

  1. наличие в них, как правило, соответствующего субъекта государственного управления или его представителя;
  2. связь с осуществлением исполнительной власти.

Государственное управление и исполнительная власть

Государственное управление и исполнительная власть

Подход к рассмотрению государственного управления как юридической категории определяется тем, что в рамках этого подхода государственное управление рассматривается с позиций наук теории государства и права, конституционного и административного права в неразрывной связи с осуществлением и понимается как один из видов государственной деятельности по их реализации.

В теории государства и права под государства понимаются основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

В теории государства и права рассматриваются и основания (критерии) классификации функций государства. При этом в качестве наиболее общих критериев отграничения одной функции от другой рассматриваются:

  • особенности объекта государственной деятельности, своеобразие тех общественных отношений, в которых функции государства реализуются;
  • обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. однородных видов государственной деятельности.

Внешние функции:

  1. обороны страны;
  2. сотрудничества и укрепления связей с другими государствами;
  3. экологическая.

Внутренние функции:

  1. экономическая;
  2. социальная;
  3. развития культуры, науки и образования; налогообложения;
  4. обеспечения безопасности государства;
  5. обеспечения общественной безопасности и общественного порядка;
  6. экологическая и ряд других.

В юридической науке деятельность государства по реализации своих функций рассматривается на основе разделения форм государственной деятельности, и в демократическом государстве соответственно на основе разделения властей, осуществляющих эти формы деятельности.

В качестве основных форм осуществления деятельности государства выделяются:

  1. законодательная;
  2. исполнительная (управленческая);
  3. судебная.

Управленческая, исполнительная деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию исполнительными органами государственной власти (исполнительно-распорядительных функций) в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д.

Государственное управление осуществляется прежде всего органами исполнительной власти и проявляется в разнообразных формах:

Метод административного права

Наряду с предметом административного права важнейшим критерием отграничения этой отрасли права является метод правового регулирования.

Запреты - фактически те же предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Специфика метода регулирования административного права определяется сущностью государственного управления как юридически-властной деятельности. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство сторон. Сущность этого неравенства заключается в том, что в управленческих отношениях всегда есть субъект и объект управления; объект управления подчинен субъекту управления. Соответственно весьма ограничена возможность договорных методов регулирования отношений между ними. Административно-правовому регулированию свойствен метод юридического властвования, или властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается субъекта управления.

На данной основе представляется возможным выделить особенности административно-правового метода регулирования общественных отношений , вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права:

  1. для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты);
  2. административно-правовое регулирование и его механизм - это форма юридического опосредования отношений, в рамках которой одна сторона выступает в роли управляющего (субъект управления), а другая - управляемого (объект управления);
  3. метод административно-правового регулирования предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения;
  4. в конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение находит следующая взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например у нижестоящего органа исполнительной власти);
  5. возможные отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений также предписываются административно-правовыми нормами (например, в виде административного договора, соглашения, взаимодействия между органами исполнительной власти, находящихся на одном иерархическом уровне).

В связи с этим в административном праве основным является метод императивного регулирования , который базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. Характерными чертами данного метода являются:

  • исполнительская дисциплина;
  • властный приказ;
  • подчиненность одних субъектов другим;
  • обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев государственного управления для нижестоящих.

Императивный метод правового регулирования, применяемый в административном праве, коренным образом отличается от диспозитивного метода правового регулирования, применяемого, в частности, в гражданском праве, который построен на равенстве прав и обязанностей сторон в общественных отношениях и координации их интересов и целей. Так, субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключать договоры, определяют взаимные права и обязанности. При возникновении споров между участниками гражданско-правовых отношений они вправе обратиться в независимый орган - суд.

В Российской Федерации помилование осуществляется в строгом порядке, установленном законом. Кто именно имеет право на осуществление такой процедуры? Как попросить о помиловании?

Согласно законодательству РФ помилование может осуществлять только глава государства. Для этого он подписывает соответствующий акт. После этого гражданин, совершивший преступление, может быть освобожден от наказания, назначенного судом. Однако порой меры только смягчают. Если же лицо успело отбыть наказание, законы РФ позволяют снять с него судимость досрочно после подписания акта о помиловании президентом России.

Есть определенная разница между такой процедурой и амнистией. Последняя применяется по отношению к нескольким осужденным. Помилование же бывает исключительно индивидуальным. Когда президент России подписывает соответствующий акт, он носит характер правоприменения, а это значит, не является нормативным документом.

Основные положения о процедуре прописаны в Уголовном кодексе и в Конституции РФ. И это порождает определенные проблемы, когда возникает вопрос о применении таких норм, поскольку приходится учитывать разные аспекты, включая уголовный (с правовой и исполнительной точки зрения), процессуальный и конституционный.

Основное правило, которое нужно помнить любому заключенному, гласит: каждый осужденный имеет право просить о помиловании. Однако если даже президент РФ подпишет соответствующий акт, это никак не повлияет на приговор суда. Помилование не влечет за собой реабилитацию. По сути, это один из вариантов освобождения от наказания.

Правильный алгоритм действий

Изначально осужденный должен в письменном виде подать прошение о помиловании. В законодательстве РФ к этому документу нет четких требований. Лицо может произвольно изложить свою просьбу, но она должна быть аргументированной. Важно объяснить, почему гражданин решил обратиться к президенту России, рассчитывая на особую милость.

Обращаясь с просьбой о помиловании, необходимо не только найти веские причины. Опытные юристы рекомендуют приложить к документу материнское ходатайство. Тогда вероятность благоприятного разрешения ситуации выше. Законы России на этот счет не содержат никаких запретов.

Хотя прошение о помиловании пишут на имя лица, занимающего высшую государственную должность в РФ, оно не сразу попадает к главе государства. Изначально его анализирует специальная комиссия. Причем документ должен попасть к ней от руководства пенитенциарного учреждения не позже, чем спустя 20 дней после его подачи. Комиссия изучает прошение в течение 30 дней максимум. Далее документ поступает к должностному лицу, руководящему субъектом РФ, где осужденный находится территориально.

Комиссия имеет право написать свой комментарий к прошению о помиловании. Со всеми замечаниями оно поступает к президенту России. О ходатайстве сообщают в СМИ, так что фамилия гражданина, который решил попросить о снисхождении, появится в газетах. Затем по прошению принимается окончательное решение. Если президент РФ согласен удовлетворить ходатайство, он подписывает соответствующий акт.

Важно подчеркнуть, что автор прошения имеет право обжаловать нарушения, если таковые будут обнаружены на любом этапе. Как показывает практика, порой комиссия идет навстречу преступнику, который совершил даже тяжкое преступление, но действительно раскаялся.

Грамотное ходатайство

Чтобы получить президентское одобрение в ответ на ходатайство, важно подобрать подходящий образец документа. Есть определенные условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на снисхождение и смягчение наказания либо на полную его отмену. При этом Конституция России никого не ограничивает в праве написать прошение. Такой образец документа можно использовать даже заключенному, совершившему особо тяжкое преступление и приговоренному к смертной казни. Не исключено, что комиссия составит положительный комментарий к прошению о помиловании: тогда появляется шанс на замену самой строгой кары лишением свободы пожизненно.

В документе стоит четко указать, почему гражданин рассчитывает на послабление со стороны президента России. Например, акт милосердия совершают, когда осужденное лицо жалуется на серьезнейшие проблемы со здоровьем. Можно сделать акцент на том, что человек раскаялся и принял меры, чтобы возместить ущерб пострадавшему.

Стоит подчеркнуть, что юристы порекомендуют непременно написать и материнское прошение. Это часто смягчает решение комиссии, которая составляет комментарий к прошению о помиловании. В итоге выше вероятность, что и президент России соизволит помиловать человека. Однако обязательно необходимо подать документ и от имени заключенного. Поскольку без него материнское прошение даже не будет рассматриваться.


Принятие решения

Важно подчеркнуть, что президентское решение зависит не только от того, насколько полно изложена просьба осужденного. Также оно предопределяется следующими факторами:

  • насколько серьезным и опасным для общества был проступок;
  • какой срок наказания уже истек на момент подачи ходатайства;
  • как осужденный ведет себя во время отбытия наказания;
  • был ли возмещен ущерб, причиненный действиями заключенного.

Даже искреннее материнское прошение не облегчит участи гражданина РФ в некоторых ситуациях. Например, не стоит рассчитывать на положительное президентское решение по ходатайству, когда лицо совершило новое преступление во время испытательного срока. К негативным факторам относится плохое поведение человека в местах, где он отбывает наказание.

Также по законам России невозможно рассчитывать на помилование, если лицо было ранее освобождено по амнистии. Такие же правила действуют и в отношении граждан, которые перенесли процедуру условно-досрочного освобождения. Соответственно, не приходится писать ходатайство о помиловании, если ранее человек уже был освобожден подобным актом президента. Наконец, не помилуют и тех лиц, наказание для которых было смягчено.

При изучении материалов и комиссия, и президент обращают внимание не только на состояние здоровья осужденного. Имеет значение его семейный статус, возраст. В законодательстве РФ говорится и об «иных обстоятельствах», которые способны повлиять на окончательное решение. Так что если человек хочет добиться помилования, лучше излагать все факторы, которые могут иметь вес.

Практика показывает, что на акт милосердия могут рассчитывать заключенные преклонного возраста. Помилование возможно в отношении лиц, которые впервые преступили закон. Хорошо, если к пакету документов приложить позитивную характеристику с места работы и жительства. Комиссия и президент России по-другому смотрят на ситуацию, когда заключенный вдруг становится единственным потенциальным кормильцем в семье из-за смерти другого ее члена.

образец ходатайства о помиловании

Президенту Российской Федерации

В.В. Путину.

От осужденного ФИО

отбывающего наказание в учреждении

_____________________________

Адрес:_________________________

Ходатайство о помиловании

Уважаемый Владимир Владимирович!

Приговором _______________ суда от «__»_________ ____ года я был признан виновным в совершении преступления (ий) предусмотренного _______________________ УК РФ и мне было назначено наказание в виде________ лет лишения свободы с отбыванием наказания в ИК___________ режима.

В настоящее время я уже отбыл наказание по приговору суда ____ года ___ месяцев, что составляет __________ часть (и) назначенного наказания.

Прошу Вас применить в отношении меня акт о помиловании и освободить меня от дальнейшего отбывания наказания по следующим основаниям:

  1. Я, глубоко раскаиваюсь в содеянном и твердо стал на путь исправления. Администрацией исправительного учреждения я характеризуюсь положительно. За время отбывания наказания взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания не имею.
  2. Я являюсь отцом______ несовершеннолетних детей: ФИО, «__»_____ __ года рождения, которые в настоящее время находятся на иждивении моей жены. Моя жена имеет заработок________ рублей, а потому семья находится в затруднительном материальном положении и нуждается в моей помощи.
  3. Моя мать «__»__________ ___ года рождения, является инвалидом ___ группы и в связи з имеющемся у нее заболеванием____________, а потому нуждается в постороннем уходе и в материальной помощи.
  4. Во время отбывания наказания я заболел туберкулезом в связи, с чем необходима квалифицированная медицинская помощь, которая в условиях изоляции от общества невозможно.

(Во время отбывания наказания у меня обострилось заболевание_____________ и я нуждаюсь в квалифицированной медицинской помоши и в проведении операции, Получить необходимую медицинскую помощь в местах лишения свободы я не могу.

  1. Я полностью возместил материальный ущерб причиненный преступлением потерпевшему и принес ему свои извинения.
  2. Жильем на свободе я обеспечен. До осуждения я проживал в________________, по адресу_________________. Я являюсь собственником указанной жилой площади.

(Жильем на свободе я обеспечен. Моя мать является собственником жилого дома по адресу______________, которая готова предоставить мне его для совместного проживания).

  1. До осуждения я работал в_________________ в должности_________________. Администрация этой организации обязуется принять меня на работу в прежней должности с оплатой в размере______________ в случае моего освобождения.

Я имею специальность___________, а потому при необходимости имею возможность трудоустроиться по этой специальности и по другому месту работы.

  1. Я не утратил связей со своими родными, близкими, которые пишут мне письма, присылают посылки, приезжают на свидания и готовы помочь мне социально адаптироваться после освобождения.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. Гарантийное обязательство о приеме на работу в случае освобождения.

2.Прошение о помиловании матери

3. Копия доку мента подтверждающего наличие жилой площади

4. Расписка потерпевшего о возмещении ущерба.

5. Копия справки об инвалидности матери.

5. и иные документы

"__" ___________ 20__ года ФИО___________________

администратор инновационного

подразделения ЮК КрасГУ

по написанию ходатайств

о помиловании

Красноярск 2002

В соответствии с Конституцией РФ и Уголовным кодексом РФ право помилования принадлежит Президенту РФ. Только Президент РФ может освободить осужденного от дальнейшего отбывания наказания, сократить наказание либо заменить назначенное судом наказание более мягким видом наказания, а также снять непогашенную судимость.

Вполне естественно, что сам Президент не в состоянии прочитать и внимательно изучить около 70 000 ходатайств о помиловании. Примерно столько ходатайство поступало в Комиссию по вопросам помилования при Президенте РФ ежегодно, которая рассматривала ходатайства о помиловании до ее упразднения в 2001 году. Возглавлял комиссию известный писатель - Анатолий Игнатьевич Приставкин.

В настоящее время основная деятельность Комиссии (точнее – комиссий по вопросам помилования) осуществляется в субъектах РФ, в соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (далее – Указ № 1500).

Комиссии по вопросам помилования, как правило, не рассматривают ходатайства о помиловании в случаях:

· если совершено умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

· если осужденный является лицом, злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания;

· если осужденный ранее освобождался от отбывания наказания условно - досрочно;

· если осужденный ранее освобождался от отбывания наказания по амнистии ;

· если осужденный ранее освобождался от отбывания наказания актом помилования;

· если осужденному ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием;

· если приговор еще не вступил в законную силу, не прошел апелляционную или кассационную инстанции;

· если осужденному назначено принудительное лечение от алкоголизма, наркомании, сифилиса (и т. п.) и осужденный его не прошел;

· если просьба о помиловании ставится в связи с несправедливым, по мнению осужденного, приговором суда в отношении любых обстоятельств: факта совершения преступления, виновности, сроков и вида назначенного судом наказания;

· если осужденным еще не отбыта половина назначенного срока наказания.

Это конечно не означает, что подача ходатайства о помиловании в вышеперечисленных случаях невозможна. Обращение с ходатайством не исключается, а вот эффективность такого обращения вряд ли будет значима.

Учитывая большое количество направляемых на имя Президента ходатайств о помиловании, пожалуй, первое, на что стоит обратить внимание, – это то, что:

Ходатайство подается через спецчасть исправительного учреждения, в котором отбывает наказание осужденный. Администрация учреждения должна зарегистрировать поданное ходатайство в специальном журнале и направить ходатайство в орган Министерства юстиции на территории субъекта РФ, где подано ходатайство.

Действующая редакция Указа № 1500 не предусматривает возможность обращения с ходатайством о помиловании третьих лиц (например, родителей, супруга, близких лиц или родственников), т. е. ходатайство о помиловании должно исходить непосредственно от самого осужденного. Просьбы и письма третьих лиц могут быть приложены к ходатайству о помиловании, но не могут служить основанием для возбуждения производства о помиловании осужденного.

Администрация обязана приложить к ходатайству следующие документы:

· копию приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);

· извещение о вступлении приговора суда в законную силу;

· справку о состоянии здоровья осужденного;

· сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);

· анкету с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;

· сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;

· справку о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно - досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности ;

· представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.


Примерная схема написания

ходатайства о помиловании

В правом верхнем углу указывается адресат :

Президенту Российской Федерации

Ниже указывается заявитель и его местонахождение:

Ф. И. О. (полностью), год рождения, почтовый индекс, адрес,

номер исправительного учреждения, № отряда (для осужденного).

(в центре листа чуть ниже «шапки» документа следует указать название документа)

Ходатайство о помиловании

1. В начале ходатайства надо указать: каким судом, по какой статье УК РФ, на какой срок осужден заявитель, кратко указать содержание обвинения (например, незаконный оборот наркотиков, убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего и т. п.), указать дату начала и окончания назначенного осужденному срока наказания, указать какая часть срока уже отбыта осужденным на момент подачи ходатайства о помиловании. Если заявитель был осужден за несколько преступлений (совокупность преступлений – ст. 69 УК) или по нескольким приговорам (совокупность приговоров – ст. 70 УК), то сначала необходимо указать наказание назначенное за каждое из совершенных преступлений (по каждому приговору), а затем наказание назначенное по совокупности преступлений (приговоров).

· Первая судимость;

· Совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте;

· Другие обстоятельства, смягчающие вину осужденного;

· Состояние здоровья осужденного;

· Тяжелое состояние родителей, родственников (болезнь, материальное положение, необходимый уход за родителями и детьми, отсутствие опекуна у детей и т. п.);

· Иные основания (например, стихийное бедствие в месте проживания и т. п.)

Желательно привести конкретные подробности. Например, указать где проживает жена, если больны дети – чем и с какого времени они больны и т. п.

3. Шансы на помилование будут выше, если после освобождения помилованный будет жить нормальной жизнью. Поэтому желательно обратить внимание:

· на отношение осужденного к совершенному преступлению (например, о раскаянии) и о конкретных шагах направленных на заглажевание вины осужденного (примирении с потерпевшим, возмещении ему ущерба, погашении иска и т. п.)

· о жизни заявителя в местах лишения свободы (работа, поощрение, учеба, приобретенные специальности и т. д.)

· где и кем собирается работать осужденный после освобождения (специальность, квалификация, готовность того или иного предприятия, организации принять на работу...)

· где будет жить заявитель (наличие собственного хозяйства, квартиры, дома, участка и т. п.)

· о наличии семьи, родственников, друзей, готовых оказать помощь и поддержку.

4. В конце ходатайства заявителю необходимо поставить свою подпись и дату.

5. Кроме характеристики администрации учреждения, желательно приложить также ходатайства родственников, депутатов, общественных организаций, трудовых коллективов , служителей церкви (также короткие - 1-2 страницы). В некоторых случаях можно приложить документы, подтверждающие основания, по которым заявитель просит его помиловать (см. выше пункты 2 и 3). Если прикладываются какие-либо документы их необходимо перечислить.

Поступившие в органы Министерства юстиции ходатайства о помиловании направляются в комиссии по вопросам помилования, действующим в субъектах РФ.

Комиссия не позднее 30 дней со дня поступления хадотайства о помиловании представляет заключчение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Последний не позднее 15 дней со дня получения ходатайства и заключения комиссии вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования с приложением ходатайства о помиловании, заключения комиссии и иных документов.

Окончательное решение о помиловании осужденного принимает Президент РФ.

Президенту Российской Федерации

Сидорова Ивана Кузьмича, 1960 г. р.,

отбывающего наказание в учреждении

ХОДАТАЙСТВО

о помиловании

Я, осужден 26.08.94 Львовским районным судом Курской области за нанесение тяжких телесных повреждений по ст. 108 ч.2 УК РСФСР к 6 годом лишения свободы, ИК общего режима. Начало 21.03.93 г. К настоящему времени отбыл 3 года 5 месяцев.

Прошу помиловать меня и освободить от дальнейшего отбывания наказания по следующим основаниям:

1. Я впервые судим, положительно характеризуюсь по месту прежнего жительства и работы, а также – Администрацией учреждения. Я глубоко раскаиваюсь в содеянном.

2. Преступление мое отчасти было вызвано неправомерными действиями потерпевшего, который, будучи, как и я, в нетрезвом состоянии, оскорбил мою невесту. На суде потерпевший просил суд о назначении мне не слишком строгого наказания.

3. В настоящее время моя мать, 70- и лет, после перенесенного инфаркта стала инвалидам 1 – й группы, нуждается в уходе. Документы о состоянии ее здоровья могут быть запрошены в больнице № 3 г. Курска.

4. Во время отбывания наказания я заболел туберкулезом, мне необходима квалифицированная медицинская помощь, т. к. я нуждаюсь в операции на левом легком. В течении 3 месяцев я находился на обследовании и лечении в туберкулезной больнице, где мне предложили операции, после которой я стану инвалидов 2-й группы. В связи с плохим состоянием здоровья, тяжелым стечением обстоятельств дальнейшее отбывание наказания является для меня очень мучительным.

5. Я полностью возместил ущерб по делу, оплатил все расходы, связанные с оказанием медицинской помощи потерпевшему и его временной нетрудоспособностью .

6. Я твердо встал на путь исправления, выполняю норму выработки, неоднократно поощрялся за хорошую работу.

7. В период отбывания наказания женился, в конце этого года моя жена ожидает ребенка.

8. Моя жена имеет собственный дом и приусадебный участок. Моя специальность (мастер по ремонту видеотехники) позволит мне устроится по прежнему месту работы, в фирме «Заря». К ходатайству приложена Справка от руководства фирмы «Заря», в которой гарантируется мое трудоустройство в случае освобождения.

Приложение:

1. Справка Директора фирмы «Заря»

2. Справка о состоянии здоровья

3. Копия Свидетельства о браке

и документы, которые обязана приложить администрация исправительного учреждения.

При подготовке настоящих Методических рекомендаций были использованы материалы, содержащиеся в буклете «Как писать ходатайство о помиловании» (серия «Знай свои права», главный редактор серии Валерий Абрамкин). Над буклетом работали работали: Валерий Абрамкин, Сергей Пашин, Елена Гордеева, Александр Минькев.

Буклет был издан при финансовой поддержке Фонда Форда и Ассоциации «Дорога свободы» (Швейцария).