Правовая помощь детям консультация для родителей. Консультации для родителей детского сада. Защита прав и законных интересов детей родителями. Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе

Консультация для родителей "О правах ребенка дошкольника"

Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития,

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

Декларация прав ребенка (1959);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документКонвенция о правах ребенка.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхожденияюридическое право:

На воспитание;

На развитие;

На защиту

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

«Защита прав детей начинается с соблюдения основных положений Конвенции о правах ребенка» (А. Жаров – уполномоченный по правам ребенка в Московской области):

Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1).

Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права независимо от пола, цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.

Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3). Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь.

Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу.

Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.

Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей.

Право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19). Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых

Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству

Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

Лишение свободы движения,

Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),

Применение физического насилия к ребенку,

Унижение достоинств ребенка - грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм),

Угрозы в адрес ребенка,

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,

Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,

Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Мы хотим подробнее остановиться на таком праве ребенка дошкольного возраста, как право на игру.

«Игра - ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», - утверждает Декларация прав ребенка.

Д.Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать - в силу особенностей своего возраста и характера.

Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? (ответы родителей). Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.

Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры...

Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши».

Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.


Реализация прав детей в дошкольном учреждении и семье

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала

В путь - дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, стало объектом пристального внимания последнее время.

Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к гражданскому воспитанию детей.

Главная цель гражданского воспитания - подготовка молодого поколения к участию в общественно-политической жизни страны. Будущим гражданам необходимо усвоить основные идеи и гуманистические ценности, лежащие в основе демократического общества, как можно раньше - начиная с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте формируются отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов.

Уважаемые родители, мы с вами должны воспитывать у ребенка чувства собственного достоинства, формировать способность противостоять жестокости, пошлости, уметь помочь детям отстаивать свои права.

Формирование осознания прав ребенка - одна из главных задач, стоящих пред родителями дошкольников и педагогами дошкольного учреждения.

Воспитатели ДУ знакомят детей с Декларацией прав ребенка через игровую деятельность, в ходе общения их друг с другом, со взрослыми, беседы проводятся на этические темы. Большое внимание уделяем взаимоотношению героем сказок и рассказов. Этим самым мы развиваем у детей такие личные качества, как активность, самостоятельность, способность слышать других людей, учитывать их интересы.

Согласно требованием Конвенции и нормативно-правовым документам республики Беларусь ребенок имеет право на защиту от всех форм не только физического, но и психического насилия, оскорбления или злоупотребление. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение.

К формам психического насилия относятся:

  1. угрозы в адрес детей
  2. преднамеренная изоляция,
  3. предъявление чрезмерных требований, несоответствующих возрасту и

возможностям ребенка,

  1. систематическая, необоснованная критика, и т.д.

Часто родители наказывают детей, наказывают неправильно.

К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие. Однако традиционное представление значительной частью родителей, что физическое наказание не такое уж большое зло, а во многом даже благо, довольно устойчивое. Это связано с сильной внешней эффективностью этого метода. Ну, все-таки данный вид воспитательного воздействия неэффективен. Почему?

Если родители использовали физическое наказание, когда дети не подчинились их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Ведь в результате подчинился не ребенок; его действиями руководит в этот момент лишь инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Кроме того, обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: “Драться нехорошо!”. Похоже, что природная склонность родителей -учить на отрицательном примере. Вряд ли малыш поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь доказать ему неправоту или добиваясь послушания.

К физическим наказаниям не следует прибегать еще и потому, что обычно после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того человека, который его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно. Если родители хотят воспитать в ребенке действительно моральное поведение, значит надо поступать правильно исключительно под воздействием собственного внутреннего контроля.

Хочется отметить, что речевая агрессия (ругать, оскорбление), подобно физическим наказаниям малоэффективно, и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками. Весьма распространенной формой наказания является так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование ребенка, отказ от общения с ним).

Суть наказания сводиться к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителем: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, применять ее нужно крайне осторожно, и только короткое время.

Действенность такого наказания зависит от отношений до его применения. Если между родителем и ребенком существовали отношения подлинной близости взаимоотношения, любви и доверия, то такой метод может быть использован. Если же всего этого не было, то подобное наказание абсолютно ничего не даст: временная утрата любви имеет смысл тогда, когда есть что терять. Нельзя в качестве наказания оставлять маленьких детей дома одних или угрожать, что мама уйдет.

Довольно часто наказанием в семье является наказание “естественными последствиями”, состоящие в лишении ребенка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.п.). Такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Понятно, что применение данного воспитательного воздействия возможно лишь с определенного возраста, когда ребенок в принципе способен установить связь между своим проступком и наказанием. Поэтому целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного для ребенка события. Применяя наказание естественными последствиями”, нельзя лишать ребенка того, что необходимо для полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками. Хорошо, если данный тип наказания принимает вид распространяемого на всех в семье правила: намусорил - сам убери, испачкал - сам приведи в порядок и т.п.

Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Но следует помнить слова знаменитого Януша Корчака: “ Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимости в наказании. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний.”


МЕМОРАНДУМ ОТ ВАШЕГО РЕБЕНКА

Возможно, Ваш ребенок хочет Вам это сказать, но не осмеливается:

  • Не давай мне все, что я прошу. Иногда я прошу для того чтобы знать, до каких пор я могу брать.
  • Не приказывай мне всегда. Если бы вместо приказаний ты попросил меня о чем-то, я бы сделал это быстрее и большим удовольствием.
  • Не меняй часто мнение о том, что я должен делать. Реши и придерживайся этого решения.
  • Исполняй обещания, невзирая на то, хорошие они или плохие. Если обещал мне что-то разрешить - разреши, если наказать - накажи.
  • Не сравнивай меня ни с кем, особенно с моим братом или сестрой. Если ты решишь, что я лучше всех, кто-то пострадает. Если решишь, что я худший из всех, пострадаю я.
  • Не кричи на меня. Я меньше тебя уважаю, когда ты так поступаешь. В этом случае ты учишь меня тоже кричать, а я не хочу делать этого.
  • Дай мне самому себя оценить. Если ты все будешь делать за меня, я никогда ничему не научусь.
  • Никогда не лги при мне. И не заставляй меня обманывать ради тебя, даже для того чтобы выручить из сложной ситуации. Ты делаешь мне больно, я теряю веру в то, что ты говоришь.
  • Когда ты ошибаешься в чем-то, то умей признать это, и мое уважение к тебе возрастет. Так ты и меня научишь признавать свои ошибки.
  • Обращайся со мной так же сердечно и дружелюбно, как со своими друзьями. Мы - семья, а это не значит, что мы не можем быть друзьями.
  • Не заставляй меня делать, то, что не делаешь сам. Я научусь, и даже без просьбы буду делать то, что делаешь ты. Но никогда не буду делать того, о чем ты только говоришь.
  • Когда я говорю о моих проблемах, не отвечай мне: “У меня нет времени на твои глупости” или “Это неважно”. Постарайся понять меня и помочь
  • ЛЮБИ МЕНЯ. И говори мне об этом. Мне нравится слышать, когда ты мне говоришь, даже если ты считаешь это не очень важным.
— Декларация прав ребенка (1959).
— Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
— Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов:
— Семейный Кодекс РФ
— Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
— Закон «Об образовании в Российской Федерации»

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст. 65 п.1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений:
— жить и воспитываться в семье;
— знать, кто является его родителями;
— на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;
— на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;
— на всестороннее развитие;
— на уважение человеческого достоинства;
— на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т.д.;
— на защиту;
— на выражение собственного мнения;
— на получение фамилии, имени, отчества;
— на получение средств, к существованию и на собственные доходы.
  • Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.
  • Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  • Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
  • Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Иначе – не желали принимать его таким, каков он есть.
  • Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
Ребенок учится тому, чему его учит жизнь (Барбара Л.Вульф)
Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.
Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.
Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.
Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.
Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.
Если ребенка хвалят, он учится благодарности.
Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.
Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.
Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.
Четыре заповеди мудрого родителя:

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не сердитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

  1. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

  1. Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.
Рассказ об успехах чужих детей воспринимайте как информацию. Если разговор о том, что «Миша из второго подъезда непревзойденно играет на скрипке», происходит в присутствии вашего ребенка, вам в ответ тоже нужно что-то сказать. Важно, чтобы ваш ребенок знал: вы любите его таким, какой он есть!
  1. Перестаньте шантажировать.
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот, я старалась, а ты …», «Я вот лежу, болею, а ты …», «Я тебя растила, а ты …». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная.
  1. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут призвать малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не позволяющего совершать неблаговидные поступки.

Наталия Миннигареева
Консультация для родителей «Права и обязанности ребенка дошкольного возраста»

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек считается взрослым. У детей, как и взрослых, есть свои права и обязанности. Права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Права ребенка – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Обязанности – это определенный круг действий, обязательных для выполнения . Для ребенка – это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.

Родившись, ребенок имеет право:

На гражданство, с самого рождения он является гражданином государства, в котором живет;

На имя, отчество и фамилию;

Жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;

На заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими); на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их заменяющими, органами опеки и попечительства, прокурором, судом;

На самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

На охрану здоровья и медицинское обслуживание;

На образование, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

На отдых и досуг, участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством;

Выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

Иметь право собственности на имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка).

Ребенок обладает правоспособностью по гражданскому праву. На имя ребенка может быть открыт счет в банке.

С 6 лет ребенок вправе самостоятельно заключать:

Мелкие бытовые сделки;

Сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

Сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или, с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Обязанности.

Законом не урегулированы обязанности дошкольников, поэтому смело можно утверждать, что настоящие обязанности появляются у детей с момента начала обучения в школе, то есть, как правило, с 6-7 лет. Это, конечно, не означает, что у дошкольников нет никаких обязанностей, но эти обязанности устанавливают для них сами родители и тут все зависит от правил, сложившихся в конкретной семье. Из обязанностей дошкольников следует выделить наиболее часто встречающиеся:

Слушаться родителей и лиц их заменяющих, принимать их заботу и воспитание за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего обращения, эксплуатации.

В этом возрасте для ребенка могут быть установлены некоторые бытовые обязанности, такие как уборка в собственной комнате, помощь родителям по хозяйству и так далее.

Так же соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях.

Публикации по теме:

Права и обязанности родителей по отношению к своим малолетним детям Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут ответственность, обязанности и за воспитание, и развитие ребенка. Согласно Семейному.

Групповая консультация для родителей дошкольников «О Правах ребенка дошкольного возраста» Цель: повышение правовых знаний по вопросу защиты и охране прав ребенка дошкольного возраста среди родителей. Добрый день, уважаемые родители.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Самостоятельность ребенка» Нередко, из-за различных причин (отсутствие времени, неуверенность в силах ребенка, мы делаем за своих детей все сами. Оказываем ли мы.

Консультация для родителей «Должны ли быть у ребенка обязанности по дому?» ДОЛЖНЫ ЛИ БЫТЬ У РЕБЁНКА ОБЯЗАННОСТИ ПО ДОМУ? Любой из родителей хочет, чтобы его ребенок вырос образованным, успешным, состоявшимся в.

Консультация для родителей «Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста» Всем известно, что для дошкольника нет занятия важнее, чем игровая деятельность. Какие бы формы деятельности детей этого возраста мы ни.

Консультация для родителей «Как выбрать подарок для ребенка младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей Как выбрать подарок для ребенка младшего дошкольного возраста. Думаю, что каждый родитель ни один раз задумывался:.

Анна Овада
Групповая консультация для родителей дошкольников «О Правах ребенка дошкольного возраста»

Цель : повышение правовых знаний по вопросу защиты и охране прав ребенка дошкольного возраста среди родителей .

Добрый день, уважаемые родители ! В рамках проведения Дня правовой помощи детям , представляем Вашему вниманию информацию об основных документах, регламентирующих права ребенка .

Дошкольное детство считается уникальным периодом в жизни человека, в процессе которого формируется физическое здоровье ребенка , происходит становление его личности и первичная социализация. В период дошкольного детства ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых. Главную роль в становлении личности ребенка играют его родители . Именно поэтому в международной практике и в России уже с середины ХIХ века начали появляться документы в которых педагоги, врачи, ученые, литераторы и общественные деятели стремились оказать содействие родителям в воспитании и образовании детей.

Соблюдение прав детей во многом определяет их полноценное физическое и социальное развитие. У ребенка , который обделен вниманием и заботой отсутствует возможность полноценного физического и социального развития.

Всемирная декларация прав ребенка об обеспечении выживания, защиты и развития детей констатирует : «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» . В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты документы , призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире , к ним относятся :

Декларация прав ребенка (1959) ;

Конвенция ООН о правах ребенка (1989) ;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) .

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

Семейный кодекс РФ (1996) .

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ » .

Закон «Об образовании» .

Декларация прав ребенка возглавляет список международных документов. В ней излагаются 10 принципов, которые провозглашаются права детей : на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка . На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка .

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы , цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право :

На воспитание;

На развитие;

На защиту

Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью , самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно- правовых нормах , в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка , его мнениям и взглядам.

- Ребенком считается человек , не достигший 18 летнего возраста , если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1) .

Все дети равны в своих правах (статья 2) . Дети имеют одинаковые права независимо от пола , цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.

Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3) . Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь .

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей . При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

- Право на жизнь (статья 6) . Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка .

- Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7) . Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу .

- Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8) . Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.

- Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей.

- Право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19) . Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей , а также помогать ребенку , подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых

- Право на охрану здоровья (статья 24) . Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья : на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

- Право (статья 34) ребенок

- Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование . Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству

- Право на защиту от жестокого обращения (статья 34) . Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

Семейный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства. IV раздел Семейного кодекса РФ посвящен правам и обязанностям родителей и детей . Особый интерес представляет 12 глава «Права и обязанности родителей » .

В семейном кодексе оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Подчеркивается их ответственность за здоровье, образование, духовное и нравственное развитие ребенка . Так же рассматриваются вопросы об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей.

В целях создания правовых , социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией РФ был принят Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013.)

В законе об образовании в Статье 44. Раскрываются права , обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В статье говорится, о том, что :

- Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами; рассматриваются вопросы помощи органов государственной власти и органов местного самоуправления родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития; Раскрываются права Родителей (законных представителей) ;

- Родители (законные представители) вправе выбирать формы получения образования и формы обучения, организацию, языки образования;

- Родители должны дать ребенку дошкольное , начальное общее, основное общее, среднее общее образование. Так же объясняется, что ребенок , получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

- Родители имеют право знакомиться с уставом, лицензией организации, осуществляющей образовательную деятельность, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной программной, документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

- Родители имеют право знакомиться с содержанием образования, и методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.

В этой же статье речь идет о защите прав и законных интересов обучающихся (воспитанников) :

- Родители имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований детей, давать согласие на проведение таких обследований или участие в них, отказаться от их проведения или участия, получать информацию о результатах проведенных обследований;

- Родители могут принимать участие в управлении организацией , осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

Присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей;

Здесь же раскрываются вопросы об обязанностях родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

- родители , (законные представители) обязаны обеспечить получение детьми общего образования;

Соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся.

Уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Лишение свободы движения,

Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего,

Применение физического насилия к ребенку ,

Унижение достоинств ребенка - грубые замечания , высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность , неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм,

Угрозы в адрес ребенка ,

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,

Отсутствие элементарной заботы о ребенке , пренебрежение его нуждами,

Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.