Не назначается опекуном попечителем лицо. Лица, назначаемые опекунами и попечителями

Гражданский и семейный кодексы РФ содержат довольно четкий перечень требований к опекунам, а также закрепляют их права и обязанности. В соответствии с законодательством опекуном или попечителем может стать гражданин, достигший 18 лет, полностью дееспособный. Не может стать опекуном или попечителем гражданин, хотя и удовлетворяющий всем указанным условиям, но лишенный родительских прав. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом РФ, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан - также Семейным кодексом РФ. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях.

Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя См: ч.1,2 ст.10 ФЗ «Об опеке и попечительстве»: Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». - 28.04. 2008, № 17. - Ст. 1755.. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 48-ФЗ) Там же. Ч.5 ст.10.. Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, а в отношении несовершеннолетних граждан - также в случаях, установленных Семейным кодексом РФ. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства (при наличии заслуживающих внимания обстоятельств - по месту жительства опекуна или попечителя), в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (ч. ч. 1, 2, 6 ст. 11 Федерального закона № 48-ФЗ) Ст. 11 ФЗ «Об опеке и попечительстве»: Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». - 28.04. 2008, № 17. - Ст. 1755.. Опекун или попечитель назначается соответствующим актом (постановлением, решением и т.п.) главы местной администрации с соблюдением условий, предусмотренных законом. Для максимального учета интересов подопечных опекун (попечитель) обычно назначается по месту жительства подопечного. В исключительных случаях, при наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекуном), опекун (попечитель) может быть назначен по своему месту жительства. Установление опеки (попечительства) ГК РФ связывает с определенным сроком - в течение 1 месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости ее установления, т.е. с момента, когда получено решение суда, признающее гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, либо с момента, когда эти органы узнали, что ребенок остался без попечения родителей См: комментарий к ст.34 ГК РФ / Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). 2-е изд., испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики / О.Н. Садиков и [ др.] - М.: Право, 2002. - 439 с.. Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, установлен ст. 121 и 122 Семейного кодекса, а также Федеральным законом от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 20 апреля, № 78.. Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием определены в Постановлении Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием: Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 15. - Ст. 1434..

Акт (постановление, решение) главы местной администрации об установлении опеки и попечительства и назначении конкретного лица опекуном или попечителем может быть обжалован в суд на основании Закона об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Обратиться с жалобой в суд или в вышестоящий орган исполнительной власти могут близкие родственники лица, над которым установлена опека (попечительство), и другие заинтересованные лица. Жалобы на действия административных органов или должностных лиц рассматриваются судом по правилам, установленным ст. 254 - 258 ГПК Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 28.06.2009, с изм. от 09.11.2009), (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // «Собрание законодательства РФ».- 18.11.2002, № 46. - Ст. 4532.. Принесение жалобы не приостанавливает принятого решения, опекун (попечитель) вправе и обязан немедленно приступить к выполнению своих обязанностей. Полномочия опекуна (попечителя) подтверждаются удостоверением, выданным органом опеки и попечительства.

Опекунами (попечителями) могут быть назначены только граждане, которые обладают для этого необходимыми способностями и качествами. На обеспечение их надлежащего подбора направлены нормы, содержащиеся в пп. 2 и 3 ст.35 ГК РФ. Лица, перечисленные в п. 2, ни при каких условиях не могут быть опекунами (попечителями) См: ст.35 Гражданского кодекса РФ / Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 (ред. от 27.12.2009) // «Собрание законодательства РФ».- 05.12.1994, № 32. - Ст. 3301.. К ним закон относит: несовершеннолетних, т.е. лиц, не достигших 18 лет (в т.ч. и эмансипированных несовершеннолетних); лиц, признанных судом недееспособными, т.е. душевнобольных и слабоумных (ст. 29 ГК РФ); лиц, ограниченных в дееспособности (ст. 30 ГК РФ); лиц, лишенных родительских прав (ст. 69, 70 Семейного кодекса). Ряд дополнительных ограничений предусмотрен ст.146 Семейного кодекса Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008) // «Собрание законодательства РФ». - 01.01.1996, № 1. - Ст. 16.. Опекунами (попечителями) несовершеннолетнего не могут быть лица, ограниченные судом в родительских правах (ст. 73 Семейного кодекса), опекуны (попечители), отстраненные от выполнения своих обязанностей (п. 2 ст. 39 ГК РФ), бывшие усыновители при отмене усыновления по их вине (п. 1 ст. 141 Семейного кодекса), а также лица, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или другими хроническими заболеваниями, которые не позволяют им воспитывать ребенка или являются опасными для самого ребенка. Перечень таких заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.05.96 № 542 Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью: Постановление Правительства РФ от 01.05.96 № 542 // «Собрание законодательства РФ». - 06.05.1996, № 19 - Ст. 304..

К их числу отнесены: туберкулез (активный и хронический), заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, злокачественные онкологические заболевания, инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета, все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II групп, исключающие трудоспособность. Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, определен Приказом Минздрава России от 10.09.96 № 332 О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями: Приказ Минздрава России от 10.09.96 № 332 // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». - 09.10.1996, 1996 -№ 8.. Способность и возможность лиц, выразивших свое добровольное желание быть опекуном (попечителем), подвергаются соответствующей проверке: обследуются условия жизни лица, нуждающегося в опеке (попечительстве), и будущего опекуна (попечителя), выясняются другие обстоятельства. Этот перечень имеет общий характер, и все указанные в нем обстоятельства на практике конкретизируются применительно к виду опеки (попечительства). Согласия самого подопечного на установление опеки (попечительства) и назначение конкретного лица опекуном (попечителем) не требуется, однако в случаях, если это возможно (исходя из возраста и состояния здоровья), его желание выявляется и учитывается, хотя и не является обязательным условием для назначения опекуна (попечителя). Несовершеннолетним, воспитание и содержание которых полностью осуществляются государственными воспитательными учреждениями различных типов (домами ребенка, детскими домами, специальными (коррекционными) учреждениями для детей с отклонением в развитии, домами инвалидов и др.), опекуны (попечители) не назначаются. Не назначаются они и гражданам, помещенным в соответствующие лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и т.п. Выполнение обязанностей опекунов (попечителей) возлагается в этих случаях на администрацию указанных учреждений (директора, главного врача и т.п.) без специального назначения. Конкретные обязанности учреждений как опекунов или попечителей установлены в положениях (уставах) о таких учреждениях Кузнецова, И.М. Сущность опеки (попечительства) как формы устройства физических лиц. Проблемы гражданского, семейного и жилищного законодательства: Сборник статей. / И.М. Кузнецова, Л.Ю. Михеева.- М.: Городец, 2005.- С.184.. До назначения опекуна или попечителя (или до помещения лица, нуждающегося в опеке либо попечительстве, в соответствующее учреждение), а в отношении несовершеннолетних - до устройства на воспитание в иных формах (усыновление, приемная семья) обязанности опекунов (попечителей) выполняют органы опеки и попечительства. Назначить опекуна (попечителя) возможно и после помещения лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве), в лечебные, воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты и др. Одному лицу может быть назначен только один опекун (попечитель). В то же время одно лицо может быть опекуном (попечителем) двух и более подопечных (например, в отношении нескольких несовершеннолетних детей - родных братьев и сестер). При выборе опекуна или попечителя должны учитываться и его личные качества, способность выполнения им данных обязанностей, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Для соблюдения последнего правила по возможности стараются учитывать желание самого подопечного. Согласие подопечного с кандидатурой попечителя обязательно и при установлении патронажа. Особую роль личные качества опекуна играют при установлении опеки над душевнобольными. Совместное проживание с человеком, психически не здоровым, создает множество житейских проблем, хлопотно в бытовом отношении и далеко не всегда бывает вполне безопасным. Кроме того, нужен известный навык в обращении с больным человеком, опыт применения психотропных лекарств и знание симптомов заболевания, требующих своевременного врачебного вмешательства. Естественно, что легче и лучше с проблемами ухода справляются ближайшие родственники больного, привыкшие к нему за время совместного проживания. Тем более что на их стороне бывают и личные симпатии подопечного, значительно облегчающие уход за ним. В случаях, когда столь близких родственников из числа возможных кандидатов на опекунство нет, предпочтительнее выбирать опекуна из числа социально положительных людей, имеющих определенный медицинский опыт и изъявивших желание взять на себя подобные обязанности. При установлении опеки или попечительства над несовершеннолетними к опекунам и попечителям также предъявляется ряд дополнительных требований. Так как основные задачи подобных опеки и попечительства - создание для несовершеннолетнего условий, максимально приближенных к семейному воспитанию, предпочтение при выборе опекуна или попечителя отдается семейным парам. Желательно также, чтобы ребенок знал своего опекуна (попечителя) до установления опеки или попечительства, что способствовало бы установлению между ними теплых, доверительных отношений. Поэтому при наличии малейшей возможности опекуна или попечителя для несовершеннолетнего стараются подбирать из числа его родственников или людей, с которыми ребенок хорошо знаком. По общему правилу опека и попечительство носят безвозмездный характер. Содержание подопечного осуществляется за счет его имущества, пенсии или пособия. Это позволяет защитить интересы подопечного и избежать согласия на назначение опекуном или попечителем из корыстных побуждений. Осуществление опекуном (попечителем) своих обязанностей начинается с момента вынесения органом исполнительной власти местного самоуправления решения о назначении опекуна (попечителя). Ему выдается опекунское удостоверение. Являясь законным представителем подопечного, опекун может совершать все действия, которые мог бы совершать подопечный, если бы был полностью дееспособным. Закон предусматривает и определенные исключения из этого правила, имеющие целью оградить подопечного от возможных злоупотреблений со стороны опекуна Нечаева, A.M. Правовые формы деятельности органов опеки и попечительства по воспитанию несовершеннолетних в семье / А.М. Нечаева - М.: ПРИОР, 2003 - С. 77.. Так, в соответствии с п. 2 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе совершать, а попечитель - давать соглашение на совершение ряда сделок - таких как дарение, обмен, сдача в аренду имущества подопечного и т. д. - влекущих уменьшение имущества подопечного без согласия органов опеки и попечительства См: п. 2 ст.37 Гражданского кодекса РФ / Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 (ред. от 27.12.2009) // «Собрание законодательства РФ».- 05.12.1994, № 32. - Ст. 3301.. Однако следует заострить внимание на том аспекте, что даже согласие органов опеки и попечительства на совершение той или иной сделки не служит гарантией ее законности. Единственным реальным критерием оценки здесь может быть только соблюдение прав и законных интересов подопечного.

В соответствии со ст. ст. 28, 37 ГК РФ разрешение органа опеки и попечительства должно быть получено перед совершением сделки с целью обеспечить соблюдение законных имущественных прав малолетнего ребенка, в связи с чем именно реальное соблюдение этих прав - критерий оценки действительности сделки.

Опекун или попечитель с согласия соответствующих органов может распоряжаться доходами своего подопечного исключительно в интересах последнего. Для этих целей могут использоваться и доходы, полученные от управления имуществом подопечного.

Защите имущественных прав подопечного служит закрепленное в законе положение о том, что ни опекуны и попечители, ни их близкие родственники и супруги не вправе совершать какие-либо сделки с подопечным. Исключение предусмотрено лишь для передачи подопечному имущества в безвозмездное пользование или в качестве дара. Опекун также не имеет права представлять своего подопечного в сделках, где одной из сторон являются родственники или супруг опекуна (попечителя).

Опекуны и попечители обязаны проживать вместе со своими подопечными. В случаях, если опека или попечительство устанавливаются над несовершеннолетними, это способствует формированию вокруг них семейной атмосферы, способствующей успешному воспитанию. Совместное проживание опекуна вместе с душевнобольным человеком позволяет оказывать последнему необходимый медицинский уход, следить за своевременным приемом лекарств и прохождением процедур. Кроме того, совместное проживание в подобных случаях способствует обеспечению безопасности как самого подопечного, так и окружающих его людей.

Поэтому в Правилах регистрации граждан РФ по месту жительства (в пункте 28) закреплено положение о том, что либо подопечного беспрепятственно регистрируют по месту жительства опекуна или попечителя, либо, наоборот, опекун (попечитель) может быть зарегистрирован на жилой площади своего подопечного по решению об установлении опеки и попечительства с указанием в нем конкретного места жительства.

Раздельное проживание попечителя и подопечного возможно, только если подопечный уже достиг возраста шестнадцати лет, и факт раздельного проживания не может отрицательно отразиться на его воспитании или защите его прав и законных интересов. На раздельное проживание попечителя и подопечного необходимо разрешение органов опеки и попечительства. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре действует Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.07.2006 № 84-ОЗ. В соответствии с этим положением местные органы управления образованием выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря для подопечных, исходя из установленных норм по фактическим ценам данного региона. При выплате данного пособия не учитываются размеры пенсий алиментов и т. д., получаемых на ребенка. Выплаты продолжаются до достижения ребенком 16 лет (18 лет, если он является учащимся образовательных учреждений) включая месяц рождения О формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, размерах денежных средств на содержание ребенка, об оплате труда приемных родителей, патронатных воспитателей, воспитателей детских домов семейного типа, о единовременных пособиях при передаче ребенка на воспитание в семью, устройстве на патронатное воспитание в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.07.2006 № 84-оз // официальный сайт думы Ханты-Мансийского автономного округа..

На опекуна или попечителя возложены обязанности и по поддержанию физического и нравственного здоровья его подопечного. Опекун психически больного гражданина обязан заботиться о состоянии его здоровья, следить за своевременным оказанием ему медицинской помощи и прохождением периодического медицинского обследования.

То же относится и к опекунам (попечителям) несовершеннолетних. Но на них возлагаются и обязанности по заботе об обучении их подопечных. Однако при выборе формы получения образования для ребенка опекун или попечитель в соответствии с действующим отечественным законодательством обязан учитывать интересы и склонности самого ребенка. Следует отметить и тот факт, что опекун обязан компенсировать ущерб, нанесенный его подопечным кому бы то ни было. Попечитель восполняет ущерб, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет лишь в том случае, если у несовершеннолетнего не хватает собственных средств для покрытия ущерба, в той части, в какой ущерб не покрыт. Исключением из этого правила являются случаи, когда опекун или попечитель могут доказать, что вред возник не по их вине (ст. 1073, 1074 ГК РФ) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009) // «Собрание законодательства РФ». - 29.01.1996, № 5. - Ст. 410. .

Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и в суде. В подтверждение своих полномочий на ведение дел подопечного они обязаны предъявить суду опекунское или попечительское удостоверение. Однако для совершения таких действий как полный или частичный отказ от иска, заключение мирового соглашения и т. д. опекун (попечитель) обязан предоставить предварительное разрешение органа опеки, т. к. названные процессуальные акты относятся к той сфере имущественных прав и интересов подопечного, самостоятельно распоряжаться которым опекуну (попечителю) закон не дозволяет. Опекунами и попечителями могут быть не только граждане, но и юридические лица: образовательные и лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, некоторые другие аналогичные учреждения, а также органы опеки и попечительства. Задачи по опеке и попечительству возлагаются в таких случаях на администрацию указанных учреждений. Перечисленные организации имеют тот же объем прав и обязанностей, что и граждане - опекуны (попечители). В частности они также несут ответственность за действия своих подопечных.

Согласно ст. 31 Гражданского кодекса РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц, причем опекуны и попечители могут без специального полномочия выступать в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 (ред. от 27.12.2009) // «Собрание законодательства РФ».- 05.12.1994, № 32. Ст. 3301.. Итак, помимо прочих целей, институт опеки и попечительства предназначен для восполнения недостающей у подопечного лица дееспособности. В связи с этим необходимо обратиться к понятию представительства. Представительство в различных отраслях права, как правило, определяется одинаково. Под представительством в гражданском праве «понимается совершение одним лицом, представителем, в пределах имеющихся у него полномочий сделок и иных юридических действий от имени и в интересах другого лица, представляемого» Скловский, К.И. Представительство в гражданском праве и процессе (вопросы теории: сущность, содержание, структура). / К.И. Скловский - М.: Право, 1991. С.63.. Представительство в гражданском процессе - «процессуальная деятельность право - дееспособных субъектов от имени и в защиту прав и охраняемых законом интересов сторон, третьих лиц, заявителей и иных заинтересованных лиц» Скловский, К.И. Представительство в гражданском праве и процессе (вопросы теории: сущность, содержание, структура). / К.И. Скловский - М.: Право, 1991.С.64.. Таким образом, совершая юридически значимые действия, представитель создает правовые последствия не для себя, а для представляемого. В соответствии со статьями 32 и 33 ГК РФ опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Кроме того, попечители «оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц». Таким образом, в гражданско-правовых отношениях опекун является представителем подопечного, а попечитель - не является. В этом и заключается отличие их правового статуса, и связано оно с разными функциями указанных лиц. Опекун призван полностью заменить в юридической сфере своего подопечного, а попечитель - лишь помочь подопечному, проконтролировать его действия, защитить гражданина от неразумной траты средств или предотвратить совершение несовершеннолетним правонарушения. В первую очередь назовем те права и обязанности, которые даны опекунам и попечителям в равной мере. Как опекуны, так и попечители, прежде всего, обязаны: заботиться о содержании подопечных (то есть предоставить им питание, одежду и т.п.); обеспечить подопечного уходом и лечением (физической помощью, называемой в гражданском законодательстве «посторонний уход», а также в необходимых случаях медицинской помощью). Это фактические действия, которые ст. 36 ГК РФ обязывает совершать опекунов над недееспособными лицами, а также опекунов и попечителей над несовершеннолетними Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 (ред. от 27.12.2009) // «Собрание законодательства РФ».- 05.12.1994, № 32. Ст. 3301.. Не несет таких обязанностей попечитель над гражданином, ограниченным в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами. Дополнительные обязанности опекунов и попечителей несовершеннолетних граждан состоят в том, чтобы заботиться об обучении и воспитании последних, а также проживать с ними совместно. Юридические действия опекунов (попечителей) направлены на защиту прав и охраняемых законом интересов подопечных. Согласно п. 3 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители всех подопечных (за исключением тех, которые ограничены в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами) обязаны защищать их интересы, а следовательно, имеют право и обязаны:

Подавать заявления о выплате причитающихся подопечному пособий, пенсий;

Подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать подопечного;

Предпринимать меры по защите права собственности подопечного (предъявлять иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, применять меры самозащиты и пр.);

Предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного подопечному;

Обращаться в лечебные, учебные и иные учреждения с целью получения подопечным медицинских, образовательных и прочих услуг, как на безвозмездной, так и на возмездной основе;

Защищать жилищные права подопечного путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного, подачи заявления о предоставлении подопечному жилого помещения и пр.;

Обращаться с заявлениями ко всем другим гражданам, организациям, органам государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам в случаях нарушения прав подопечного или при угрозе такого нарушения См: ч.3 ст.36 ГК РФ / Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 (ред. от 27.12.2009) // «Собрание законодательства РФ».- 05.12.1994, № 32. - Ст. 3301..

Гражданский кодекс также упоминает о том, чего как опекуны, так и попечители делать не вправе. В соответствии с п. 3 ст. 37 ГК РФ «опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками» См: ч.3 ст.37 ГК РФ / Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 (ред. от 27.12.2009) // «Собрание законодательства РФ».- 05.12.1994, № 32. - Ст. 3301.. Это означает, например, что попечитель ограниченно дееспособного лица не вправе купить что-либо у своего подопечного или продать ему что-либо. Это лицо вправе лишь, например, одарить своего подопечного.

Кроме того, например, если истцом в гражданском деле окажется подопечный, а ответчиком - отец попечителя, то попечитель должен быть отстранен от представления интересов не полностью дееспособного лица (но не от попечительства вообще). Орган опеки и попечительства должен направить иное лицо для участия в деле на стороне подопечного, причем такому лицу должна быть выдана доверенность, удостоверяющая его полномочия на ведение дела. Обратимся к возможному участию опекунов или попечителей в других правоотношениях. Кодекс РФ об административных правонарушениях в ст. 25.3 устанавливает, что в административном производстве защиту прав и законных интересов несовершеннолетних либо лиц, «по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права», осуществляют их законные представители. В то же время согласно этой статье законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители См: ст.25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 21.12.2009) // «Собрание законодательства РФ». - 07.01.2002, № 1 (ч. 1). - Ст. 1..

Представляется, что использованная в данном случае формулировка не только страдает неточностью, но и может послужить основанием для нарушения прав и интересов граждан. Известно, что в отношениях, регулируемых отраслями частного права, необходимость привлечения законных представителей вместо самого совершеннолетнего лица связана только со вступившим в законную силу судебным решением об ограничении гражданской дееспособности либо о признании гражданина недееспособным. Кодекс об административных правонарушениях в качестве основания привлечения законных представителей использует некие физические (состояние лица), но не юридические критерии. Применение этой нормы не позволяет, например, потерпевшему, являющемуся инвалидом, самостоятельно участвовать в административном производстве ввиду физических недостатков и, более того, требует признания законными представителями такого совершеннолетнего лица его родителей. Кроме того, состояние лица, о котором идет речь в ст. 25.3 КоАП РФ, по-видимому, должно иметь место в период административного производства. Следовательно, потребуется освидетельствование психического или физического здоровья, как потерпевших, так и правонарушителей. Однако в каких случаях это необходимо осуществлять, и в каком порядке? Представляется, что законодателю необходимо было использовать гражданско-правовые категории недееспособности и ограничения дееспособности, в противном случае следовало разработать и зафиксировать аналогичные самостоятельные категории в законодательстве об административных правонарушениях. Федеральный закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15.08.1996 №114-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.07.1996) (ред. от 21.12.2009) // «Собрание законодательства РФ». - 2009, № 1. - Ст. 30. наделяет опекунов и попечителей статусом законных представителей подопечных в отношениях, регулируемых данным Законом. Согласно ст. 8 опекуны и попечители имеют право подачи заявления о выдаче подопечному паспорта для выезда из РФ и въезда в РФ (загранпаспорт). Данный нормативный акт в этом случае не «видит» разницы между опекой и попечительством и предоставляет это указанное, в том числе и попечителю над гражданином, ограниченным судом в дееспособности. Таким образом, гражданин, ограниченный в гражданской дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическим средствами, не вправе самостоятельно подать заявление о выдаче ему загранпаспорта. Данное правило противоречит самому смыслу ограничения дееспособности гражданина, ибо оно производится исключительно в целях охраны имущества физического лица от расточительства. Интерес вызывает и аналогичное положение, закрепленное в статьях 10 и 15 Закона «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» О государственной дактилоскопической регистрации в РФ: Федеральный закон от 25.07.1998 № 128-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». - 13.11.2000, № 46. - Ст. 4537., согласно которому опекуны и попечители вправе подавать заявление о проведении дактилоскопической регистрации подопечного и уничтожении дактилоскопической информации о подопечном. Понятно, что подача такого заявления со стороны попечителя гражданина, признанного судом ограниченно дееспособным, недопустима по упомянутым выше причинам.

В целях защиты прав подопечных законодательство предоставляет как опекунам, так и попечителям право подавать заявление о предоставлении подопечному социального обслуживания См: ст.7 Закона Об основах социального обслуживания населения в РФ: Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ (с изм. от 22.08. 2004) (Принят ГД ФС 15.11. 1995) // «Собрание законодательства РФ». - 04.03.1996, № 37. - Ст. 1051., а также подавать заявление на получение для «одиноко проживающего» подопечного государственной социальной помощи - социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров См: ст.8 Закона О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (с изменениями на 25 декабря 2009 года) (редакция, действующая с 1 января 2010 года) (принят ГД ФС 25.06.1999) // Российская газета. - 2009. - 28 декабря, № 251.. Несмотря на то, что заявление подает опекун или попечитель, указанные виды государственной поддержки адресованы самим подопечным, как, например, адресовано ребенку, находящемуся под опекой, пособие на питание и одежду. Во всех перечисленных случаях несоответствие норм отдельных законов положениям гражданского законодательства тем не менее не означает, что эти законы не подлежат применению. Данные акты регулируют не гражданские, а административные или иные отношения, а следовательно, Гражданскому кодексу РФ соответствовать не должны. Упомянутые выше нормы предоставляют опекунам и попечителям полномочия на то, чтобы, выступая в конкретных правоотношениях в качестве их законных представителей, защищать интересы подопечных. Таким образом, на имущественную или иную сферу жизни самого опекуна или попечителя данные нормативные акты, как правило, не влияют. В качестве личного права опекуна или попечителя можно рассматривать и право на государственную социальную помощь. Согласно действующему законодательству государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов материальной помощи в той или иной форме. При этом опекун (попечитель) вместе с его подопечным рассматриваются законом как семья. Сущность права на социальную помощь состоит в этом случае в предоставлении денежных средств коллективу граждан. Поскольку закон не устанавливает обязанности опекуна или попечителя расходовать эти средства исключительно на нужды подопечного, то это означает, что такие деньги имуществом подопечного не являются. Это имущество, принадлежащее в равной степени обоим лицам. Именно поэтому мы указываем право на социальную помощь в перечне субъективных прав самого опекуна (попечителя). Еще одним «личным» правом опекунов и попечителей является право на безвозмездную помощь при осуществлении погребения умершего подопечного. Эти гарантии предоставляются согласно Федеральному закону «О погребении и похоронном деле» членам семьи и законным представителям умершего. Однако смысл таких гарантий заключается в том, чтобы возместить (в определенных пределах) данным лицам понесенные ими в связи с погребением подопечного расходы, а следовательно, «подарком» от государства это никак не назовешь. Выше были перечислены права и обязанности, закрепленные законодательством в равной степени и за опекунами, и за попечителями. Однако в их статусе имеются и различия. Так, опекун, в отличие от попечителя, имеет право и (или) обязан:

Совершать от имени подопечного сделки. Речь идет о любых сделках, за исключением тех, которые по своему характеру могут быть совершены только лично, а равно других сделок, указанных в законе См: п.4 ст. 182 ГК РФ / Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 (ред. от 27.12.2009) // «Собрание законодательства РФ».- 05.12.1994, № 32. - Ст. 3301.. Это означает, например, что опекун не вправе составить от имени подопечного завещание;

Предъявлять в суд иск о применении последствий недействительности совершенной подопечным сделки, а также о признании действительной той сделки, которая совершена к выгоде подопечного (статьи 171 и 172 ГК РФ);

Нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным (статьи 1073 и 1076 ГК РФ), а также отвечать по сделкам малолетнего (п. 3 ст. 28 ГК РФ).

В отличие от опекуна попечитель имеет право и (или) обязан:

Давать согласие на совершение подопечным сделок, за исключением тех сделок, которые в соответствии с законом подопечный вправе совершать самостоятельно;

Предъявлять в суд иск о признании совершенной подопечным сделки недействительной и о применении последствий недействительности данной сделки (статьи 175, 176 ГК РФ);

Нести субсидиарную имущественную ответственность в соответствии со ст. 1073 ГК РФ (только при попечительстве над несовершеннолетними) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009) // «Собрание законодательства РФ». - 29.01.1996, № 5. - Ст. 410..

Добавим, что все перечисленные действия являются не только правами, но и обязанностями. Опекуны (попечители) должны их совершать в тех случаях, когда того требуют интересы подопечного лица. Закон исходит из того, что все необходимые действия (как фактические, так и юридические) совершаются опекуном или попечителем за счет самого подопечного (его доходов, алиментов, а также причитающихся ему сумм пенсий, пособий и иных выплат). Именно с целью обеспечения исполнения опекунами своих функций предусмотрена, например, выплата «ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь» для детей (ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.121996 № 159-ФЗ (принят ГД ФС 4 декабря 1996) (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». - 23.12. 1996, № 52. - Ст. 5880.. Обязанность содержать подопечных не установлена законом ни для опекунов, ни для попечителей. Это связано с тем, что данные лица добровольно берут на себя заботу о недееспособном или не полностью дееспособном лице и исполняют эти функции безвозмездно. Они не связаны с подопечным, например, родством или браком, что по действующему законодательству влечет возникновение алиментных обязательств. Добавим, что в соответствии с действующим законодательством бывшие подопечные дети также не несут обязанностей по содержанию своих бывших опекунов и попечителей (п. 3 ст. 96 СК РФ). Характеристика правового статуса опекунов и попечителей будет неполной, если оставить без внимания взаимоотношения этих лиц с органом опеки и попечительства.

В соответствии со ст. 37 ГК РФ орган опеки и попечительства дает предварительное разрешение на совершение опекуном и дачу попечителем согласия на совершение подопечным сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 (ред. от 27.12.2009) // «Собрание законодательства РФ».- 05.12.1994, № 32. - Ст. 3301.. Кроме того, органам опеки и попечительства следует иметь в виду, что разрешение, которое они выдают на совершение сделок с имуществом подопечного, может содержать в себе ряд условий. Так, например, в практике отделов образования распространена выдача разрешений на отчуждение жилого помещения несовершеннолетнего при условии одновременного приобретения жилого помещения не хуже прежнего или с условием о помещении вырученных средств на счет, открытый в банке на имя ребенка.

В соответствии с п. 3 ст. 34 ГК РФ орган опеки и попечительства осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей Там же. П.3 ст. 34.. Гражданский и Семейный кодексы РФ не устанавливают обязанность опекунов и попечителей представлять органу опеки и попечительства отчет в своих действиях, и это нельзя назвать справедливым. По нашему мнению, эта часть отношений опекунов (попечителей) с назначившим их органом должна быть подробно урегулирована законом.

В настоящее время действуют лишь Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества (в части, не противоречащей гражданскому законодательству), которые распространяются только на охрану имущества несовершеннолетних. Согласно этим правилам, опекуны и попечители обязаны не позднее 1 февраля сдать отчет о своей деятельности за предыдущий год, а орган опеки и попечительства должен проверять сохранность и состояние имущества подопечного не реже двух раз в год. Потребовать письменного или устного отчета о состоянии здоровья подопечного или об успехах несовершеннолетнего в обучении от опекуна (попечителя) невозможно. Однако орган опеки и попечительства вправе получать такую информацию любыми доступными ему способами, а также реагировать на ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей. Орган опеки и попечительства не обладает возможностью налагать на нарушителя административные взыскания. Тем не менее, у него есть право произвести отстранение опекуна или попечителя и предъявить в суд иск о возмещении за счет этого лица вреда, причиненного личности или имуществу подопечного. Последнее правило законом прямо не закреплено, однако со всей очевидностью следует из общих положений гражданского законодательства о возмещении вреда (ст. 1064 ГК РФ) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009) // «Собрание законодательства РФ». - 29.01.1996, № 5. - Ст. 410.. Необходимо доказать наличие вреда, его объем, противоправность деяния правонарушителя, а также причинную связь между его действиями или бездействием и наступившими вредоносными последствиями. В свою очередь, ответчик (бывший опекун или попечитель) имеет право в соответствии со ст. 401 ГК РФ доказывать свою невиновность Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 (ред. от 27.12.2009) // «Собрание законодательства РФ».- 05.12.1994, № 32. - Ст. 3301. . Таким образом, в гражданско-правовых отношениях опекун является представителем подопечного, а попечитель - не является. В этом и заключается отличие их правового статуса, и связано оно с разными функциями указанных лиц. Опекун призван полностью заменить в юридической сфере своего подопечного, а попечитель - лишь помочь подопечному, проконтролировать его действия, защитить гражданина от неразумной траты средств или предотвратить совершение несовершеннолетним правонарушения.

Официальный текст :

Статья 35. Опекуны и попечители

1. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Назначение опекуна или попечителя может быть оспорено в суде заинтересованными лицами.

2. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (в ред. ФЗ от 24.04.2008 № 49-ФЗ).

3. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

4. Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации (е ред. ФЗ от 24.04.2008 № 49-ФЗ).

Комментарий юриста :

По общему правилу постановление главы органов исполнительной власти субъекта РФ о назначении опекуна (попечителя) выносится там, где проживает лицо, нуждающееся в опеке или попечительстве, в срок, не превышающий 1 месяца с момента, когда стало известно о необходимости установления опеки (попечительства). Если установить момент возникновения надобности в опеке (попечительстве) невозможно, он определяется днем составления акта обследования управомоченным на то лицом.

В отдельных случаях при наличии заслуживающих внимания обстоятельств допускается установление опеки (попечительства) по месту проживания кандидата в опекуны (попечители). Иногда назначение опекуна (попечителя) в установленный срок затруднительно. В подобного рода ситуации, видимо, нет смысла возлагать на непродолжительное время на органы опеки и попечительства исполнение обязанностей по охране прав и интересов подлежащих опеке (попечительству) граждан.

Если же решение проблемы устройства полностью недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина затягивается на неопределенный срок, то на основе специального постановления обязанности по опеке и попечительству выполняют органы опеки и попечительства по месту нахождения лица, подлежащего опеке (попечительству). Нести эту обязанность данные органы должны в течение времени, необходимого для поиска и назначения опекуна (попечителя), подбора подходящего учреждения, где подопечный будет находиться на полном государственном попечении.

Все решения, связанные с опекой или попечительством, в том числе с отказом в назначении опекуном или попечителем могут быть обжалованы либо в административном порядке в вышестоящую инстанцию либо в суд в соответствии со статьей 1 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. от 09.02.2009). Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органов опеки и попечительства, должностных лиц, чье решение (постановление) или действие (бездействие) об жалуется.

Пункт 2 данной статьи дает исчерпывающий перечень лиц, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть опекунами и попечителями: не достигшие 18 лет, недееспособные, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление. При этом недееспособность гражданина подтверждается решением суда, а лишение родительских прав - соответствующим судебным решением. Все другие противопоказания к назначению опекуном (попечителем) рассматриваются с учетом рекомендаций по подбору опекуна или попечителя.

Успешная охрана прав, интересов подопечного во многом зависит от желания (нежелания) опекуна или попечителя заботиться о нем, готовности сделать все необходимое, чтобы облегчить его судьбу. Поэтому опекун (или попечитель) должен выразить свое согласие на выполнение опекунских обязанностей. Опекун и попечитель не могут быть назначены помимо их воли. Органы опеки и попечительства после поступления соответствующего заявления выясняют, обладает ли претендент на роль опекуна или попечителя соответствующими (прежде всего нравственными) качествами, необходимыми для выполнения обязанностей по опеке или попечительству. Особой тщательностью должен отличаться подбор опекуна (попечителя) в случаях, когда заявитель был отстранен от обязанностей опекуна (попечителя) или если он являлся усыновителем и усыновление отменили по его вине, либо когда у него были отобраны по суду собственные дети.

Эффективность опеки и попечительства во многом зависит от микроклимата в семье, где находится подопечный, отношения к нему всех членов семейного коллектива, в том числе супруга будущего опекуна (попечителя). Однако его согласие (несогласие) на опеку или попечительство правового значения не имеет. Кроме того, если возможно, должно учитываться и желание подопечного. При установлении опеки над лицами, признанными судом недееспособными, а также малолетними их нежелание иметь опекуна в лице конкретного гражданина, видимо, не может иметь решающего значения. Когда же речь идет о попечительстве, требуется взвешенная оценка выдвигаемых при этом доводов "за" и "против" избранной кандидатуры попечителя.

Невозможность подобрать опекуна или попечителя может обусловить устройство нуждающегося в опеке или попечительстве лица в соответствующую образовательную организацию на полное государственное попечение либо навсегда, либо на какой-то срок. В первом случае все функции по опеке (попечительству) принимает на себя данная организация. Временное устройство может вызываться особенностями сложившейся ситуации. Тогда обязанности опекуна (попечителя) сохраняются. При отсутствии опекуна (попечителя) даже при временном устройстве в одну из перечисленных организаций обязанности опекуна (попечителя) возлагаются на администрацию того учреждения, куда помещен гражданин. При этом не имеет значения, что подобного рода устройство носит временный характер.

Согласно п. 2, 3, 4 ст. 35 ГК РФ, п.1 ст. 10 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве», ст. 146 СК РФ опекунами и попечителями могут назначаться:

    только совершеннолетние и дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, которые приобрели полную дееспособность в связи со вступлением в брак до достижения 18 лет либо в порядке эмансипации, поскольку они хотя и признаются полностью дееспособными, но не относятся до достижения 18 лет к числу совершеннолетних. Равным образом не может быть опекуном или попечителем совершеннолетний гражданин, если его дееспособность ограничена судом по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК.

    Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. При назначении опекуна и попечителя учитываются отношения между ним и лицом, нуждающимся в опеке и попечительстве, а если это возможно, то и желание подопечного. Опекунами и попечителями назначаются, как правило, лица, близкие подопечному, главным образом родственники. При их отсутствии опекун (попечитель) назначается по выбору органов опеки и попечительства.

    Опекуном или попечителем гражданин может быть назначен только с его согласия, т.е. эти отношения основаны на принципе добровольности.

Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события (п.6 ст. 11 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве»). Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем (ст. 14 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве»). При установлении опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя относительно представительства и защиты прав и законных интересов подопечного возникают с момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя .

9.3. Права и обязанности опекунов и попечителей

    Обязанность заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, а в отношении несовершеннолетних подопечных - также и об их обучении и воспитании (п.3 ст.36 ГК РФ).

    Обязанность проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного (п.2 ст. 36 ГК РФ).

    Опекун полностью заменяет подопечного в имущественных отношениях и в соответствии с этим вправе совершать от имени подопечного все сделки, которые необходимы для обеспечения интересов подопечного и целей опеки. Попечитель имеет право давать или не давать согласие на совершение сделок подопечным.

    Подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат (п.1 ст. 17 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве»).

    Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун не вправе совершать, а попечитель - давать согласие на совершение следующих сделок (п.2 ст. 37 ГК РФ):

    по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог;

    сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

    Опекуну, попечителю, их супругам и близким родственникам запрещено совершать сделки с подопечным. Исключение сделано для передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование (п.3 ст. 37 ГК РФ).

    Доверительное управление имущества подопечного возникает при следующих обстоятельствах (ст. 38 ГК РФ):

    при наличии в собственности подопечного недвижимого и ценного движимого имущества (например, ценных бумаг);

    потребность обеспечить постоянное управление таким имуществом.

Доверительное управление устанавливается на основании договора, заключенного между органом опеки и попечительства и управляющим, который определяется этим органом.

Выплата какого-либо вознаграждения опекунам и попечителям не предусмотрена ; они согласно п. 1 ст. 36 ГК исполняют свои обязанности безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (ст.16 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве»).

Комментарий к статье 35 ГК РФ – Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями и дополнениями

1. Процедура назначения опеки или попечительства над недееспособным или не полностью дееспособным гражданином начинается с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. Закон предоставляет органу опеки и попечительства месячный срок для поиска опекуна или попечителя. Если в течение этого месяца опекун или попечитель так и не будет назначен, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления недееспособного или не полностью дееспособного лица. При этом в случае, если был выявлен несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, обязанности опекуна или попечителя в соответствии со ст. 123 СК РФ исполняет орган опеки и попечительства со дня выявления факта отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним.

Законодатель не случайно установил предельный срок, в течение которого недееспособному или не полностью дееспособному лицу должен быть назначен опекун (попечитель) либо это лицо может быть передано под надзор образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Часть 8 ст. 11 Закона об опеке устанавливает гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный личности подопечного или его имуществу вследствие неисполнения либо несвоевременного исполнения органом опеки и попечительства обязанности по назначению опекуна или попечителя. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ в таких случаях вред возмещается за счет казны субъекта Федерации или казны муниципального образования.

Исполняя обязанности опекуна или попечителя над ребенком, оставшимся без попечения родителей, с момента выявления такого ребенка и до момента его устройства в одной из предусмотренных законодательством форм, орган опеки и попечительства несет также ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним (ст. ст. 1073 и 1074 ГК). Таким же образом орган опеки и попечительства отвечает за вред, причиненный недееспособным гражданином по истечении месяца с момента его выявления в течение периода, когда опекун этому лицу не был назначен (ст. 1076 ГК).

Если кандидатура опекуна или попечителя подобрана, то необходимо установить волеизъявление такого лица. Как указывается в ч. 2 ст. 11 Закона об опеке, опекун или попечитель назначаются с их согласия либо по их заявлению в письменной форме. Таким образом, в соответствии с Законом об опеке инициатива в назначении опекуна или попечителя может исходить как от органа опеки и попечительства, так и от кандидата в опекуны (попечители).

Важное значение при этом имеют процедуры подбора и учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями. В соответствии со ст. 8 Закона об опеке порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, определяется Правительством РФ <1>. При принятии Закона об опеке предполагалось, что появление этих норм будет способствовать более активной и инициативной деятельности органов опеки и попечительства, которые, к сожалению, сейчас зачастую работают лишь с теми кандидатами в опекуны (попечители), которые обратились к ним сами.

——————————–

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 “Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан”.

2. Юридическим фактом, непосредственно порождающим отношения опеки или попечительства, является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Новеллой для отечественного законодательства стало прямое указание ч. 6 ст. 11 Закона об опеке на то, что в акте о назначении опекуна или попечителя может быть назван срок действия полномочий опекуна или попечителя. Так, в случаях, когда опека над ребенком устанавливается по заявлению родителя ребенка на период, когда в связи с длительной командировкой он не сможет исполнять свои родительские обязанности (ст. 13 Закона об опеке), в акте о назначении может быть указано, что опека устанавливается, например, сроком на два месяца или на период до возвращения родителя к месту жительства. В соответствии со ст. 29 Закона об опеке истечение срока действия акта о назначении опекуна или попечителя послужит автоматическим основанием прекращения опеки или попечительства.

Акт о назначении опекуна или попечителя может содержать в себе и иные условия. В соответствии со ст. 10 Закона об опеке в нем могут быть распределены обязанности опекунов (попечителей) при назначении одному подопечному нескольких опекунов (попечителей). В случаях, предусмотренных ст. 14 Закона об опеке, в акте о назначении может быть указано, что опекун (попечитель) исполняет свои обязанности возмездно.

Наиболее важным с точки зрения дальнейшего развития различных видов опеки и попечительства является указание ч. 4 ст. 15 Закона об опеке на то, что в акте о назначении могут быть названы отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе либо, напротив, обязан. В качестве примеров таких требований законодатель приводит:

– запрет опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного (например, в случаях, когда место жительства приближено к месту получения медицинской помощи, и т.п.);

– установление в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного обязательных требований к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя (так называемые индивидуальные требования). Такие требования могут, в частности, определять конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного (например, распорядок дня, периодичность психологического обследования, график занятий спортом или посещения медицинского учреждения и т.п.).

Возможность органа опеки и попечительства уже при назначении опекуна (попечителя) определять условия попечения будет способствовать прежде всего учету интересов каждого конкретного подопечного, т.е. индивидуализации опеки и попечительства.

3. Важно отметить, что акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна либо попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке. В настоящее время учащаются случаи, когда на опеку или попечительство над одним и тем же подопечным претендуют одновременно два либо три гражданина (как правило, родственники подопечного различных степеней родства). Органу опеки и попечительства в таких ситуациях следует, исходя из интересов подопечного, либо выбрать только одного опекуна, либо назначить опекунами всех обратившихся, если такое назначение не будет противоречить законодательству или интересам подопечного. Однако и то и другое решение, облеченное в форму акта о назначении, может быть оспорено в суде.

4. Опекуном или попечителем может стать физическое лицо, отвечающее целому ряду требований.

Обязательными для всех случаев назначения опеки и попечительства требованиями к кандидатуре опекуна или попечителя являются:

1) совершеннолетие лица, т.е. достижение им 18 лет;

2) полная гражданская дееспособность лица, т.е. отсутствие вступивших в силу решений суда о признании гражданина недееспособным в порядке ст. 29 ГК РФ или об ограничении дееспособности гражданина в порядке ст. 30 ГК РФ;

3) отсутствие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении его родительских прав (вне зависимости от времени его вынесения);

4) отсутствие у кандидата на момент установления опеки или попечительства судимости за умышленное преступление против жизни либо здоровья граждан. Это требование впервые введено в законодательство и сводится к недопустимости назначения опекуном или попечителем как совершеннолетних, так и несовершеннолетних подопечных тех граждан, в отношении которых не снята или не погашена судимость за одно из преступлений, ответственность за которые предусмотрена гл. 16 УК РФ.

Данные условия должны быть соблюдены все одновременно. Это означает, например, что не может быть назначено опекуном или попечителем лицо хотя и дееспособное (в силу вступления в брак или эмансипации), но несовершеннолетнее.

1) его нравственные и иные личные качества. Закон не уточняет, какие именно качества имеются в виду, и орган опеки и попечительства должен руководствоваться общепринятыми нормами морали. Назначение опекуном или попечителем нежелательно в отношении лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими средствами; лиц, не работающих и не имеющих постоянного источника доходов, и т.п.;

2) способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, под которой следует понимать состояние здоровья и возраст лица, позволяющие полноценно совершать как фактические, так и юридические действия в пользу подопечного. Вместе с тем гражданское законодательство не определяет, в каких конкретно случаях состояние здоровья или возраст могут помешать кандидату в опекуны (попечители) исполнять опекунские обязанности, поэтому в каждом случае орган опеки и попечительства должен решать этот вопрос исходя из конкретных обстоятельств;

3) отношения, существующие между кандидатом и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Это могут быть отношения родства (тетя – племянники, бабушка – внук, брат – сестра и пр.), свойства (сноха – свекровь), бывшего свойства (бывшая мачеха – бывший пасынок) и др.

Впервые в законодательстве установлен приоритет родственных связей в целях подбора опекуна (попечителя). Поскольку обязанности опекунов и попечителей исполняются безвозмездно, то чаще всего согласие взять их на себя изъявляет то лицо, которому в силу родства судьба подопечного небезразлична. В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона об опеке бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

Отсутствие каких бы то ни было взаимоотношений между будущим опекуном (попечителем) и подопечным должно быть принято органом опеки и попечительства во внимание, однако назначению кандидата это не препятствует;

4) желание самого подопечного видеть в качестве своего опекуна или попечителя определенное лицо.

Учет желания производится органом опеки и попечительства, если подопечный в состоянии такое желание выразить. В соответствии с п. 4 ст. 145 СК РФ (в редакции от 24 апреля 2008 г.) устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста 10 лет, осуществляется с его согласия.

Перечисленные четыре условия в сущности не являются запретами на установление опеки и попечительства. Поэтому назначение опекунов (попечителей) должно производиться с учетом конкретных обстоятельств, а главное – исходя из интересов подопечного лица.

Специальные требования, помимо вышеуказанных, предъявляет СК РФ к кандидатуре опекуна (попечителя), назначаемого несовершеннолетним лицам.

Статья 146 СК РФ добавляет несколько запретов на назначение опекуна (попечителя). Такими лицами не могут быть:

– лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

– лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

– лица, не прошедшие подготовку в порядке, установленном п. 4 ст. 127 СК РФ (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

– лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией. Наличие этих заболеваний может быть подтверждено лишь справкой из медицинского учреждения или заключением врачебной комиссии;

– лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей). Отстранение, как и назначение, производится вынесением органом опеки и попечительства соответствующего акта (как правило, постановления);

– лица, ограниченные в родительских правах. Ограничение в родительских правах считается состоявшимся при вступлении в законную силу решения суда;

– бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине. В данном случае доказательством может служить лишь вступившее в силу решение суда, в мотивировочной части которого указаны причины отмены усыновления;

– лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. В настоящее время действует утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 “Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью” Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью <1>. К таким заболеваниям отнесены: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V группы диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность. Существует и специальный порядок прохождения освидетельствования <2>, при котором пригодность кандидата сообщается учреждением здравоохранения непосредственно органу опеки и попечительства.

——————————–

<1> Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 (с изм. от 19 марта 2001 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 19. Ст. 2304.

<2> Приказ Минздрава России от 10 сентября 1996 г. N 332 “О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями” (зарегистрирован в Минюсте России 2 октября 1996 г. N 1171) // Российские вести. 17.10.1996. N 197.

И наконец, последнее условие, выдвигаемое законом при назначении опекуна (попечителя) несовершеннолетнему. Оно носит рекомендательный характер и состоит в учете (по возможности) отношения к ребенку членов семьи опекуна (попечителя). Для того чтобы это требование выполнить, необходимо выявить наличие у кандидата членов семьи и выяснить их мнение о возможности проживания ребенка с ними. Как правило, это требование соблюдается при предоставлении членами семьи письменного подтверждения об отсутствии у них возражений против назначения опеки или попечительства.

Перечень запретов, установленных законом для случаев назначения опекунов и попечителей, довольно внушителен, но каждый из этих запретов продиктован соображениями наилучшей защиты прав и интересов подопечных. Важно учесть, что иных требований к личности опекуна или попечителя закон не предъявляет. Однако на уровне подзаконных актов (постановлений Правительства РФ <1>) предусмотрена необходимость приобщения к заявлению кандидата в опекуны (попечители) ряда дополнительных документов (справки с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы, выписки из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иного документа, подтверждающего право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, копии финансового лицевого счета с места жительства, справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам). Ввиду того что таких требований к опекуну (попечителю), как наличие заработка или наличие жилого помещения в пользовании, ни ГК РФ, ни Закон об опеке, ни СК РФ не предусматривают, всякий отказ органа опеки и попечительства в назначении опекуна или попечителя со ссылкой на отсутствие указанных справок и документов или на несоответствие данных, содержащихся в этих справках, каким-то критериям противоречит закону. Лицо, которому отказано в назначении его опекуном или попечителем по таким основаниям, вправе оспорить в суде такой отказ (ч. 7 ст. 11 Закона об опеке).

——————————–

<1> Постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 “Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан” и от 17 ноября 2010 г. N 927 “Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан”.

5. Поскольку опекуном или попечителем может быть исключительно физическое лицо, комментируемая статья разграничивает случаи установления опеки (попечительства) и передачи гражданина в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во-первых, недееспособные или не полностью дееспособные граждане могут быть помещены под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В таких случаях опекуны или попечители гражданам не назначаются, а исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Термин “помещение под надзор” означает возложение на вышеперечисленные организации функций по представительству и защите прав и интересов подопечных, по обеспечению их уходом и лечением (в отношении несовершеннолетних – и по воспитанию), а также возложение на эти организации ответственности за вред, причиненный подопечным, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (см. ст. ст. 1073, 1074, 1076 ГК).

Во-вторых, подопечный может пребывать в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно. Такое пребывание может быть обусловлено необходимостью пройти курс лечения или диагностики, психологической поддержки, реабилитации и т.п. Так, например, несовершеннолетний подопечный может провести некоторое время (два месяца, семестр, учебный год) в образовательной организации (летнем обучающем лагере, училище, техникуме и пр.). Менять опекуна или попечителя подопечному в таких случаях нет никакой необходимости. На организацию, в которой оказался подопечный, не возлагается исполнение опекунских обязанностей, напротив, эти обязанности сохраняются за назначенным опекуном (попечителем), который обязан контролировать условия пребывания подопечного и защищать его права и интересы. Указанное правило о сохранении статуса за назначенным опекуном или попечителем применяется в том числе в случаях, когда опекун или попечитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного, например, находится на излечении в медицинской организации. Подопечный может быть временно помещен в одно из социальных учреждений в целях обеспечения его временного проживания.

Аналогичные нормы, разграничивающие передачу подопечных под надзор организаций и временное пребывание подопечных в организациях, содержатся во введенной в СК РФ в 2008 г. ст. 155.1.

Законодательство о браке и семье предусматривает возможность сторонней поддержки граждан, которые не способны самостоятельно защищать свои интересы. В частности, правовыми нормативами регулируется практика попечительства, в соответствии с которой третьи лица могут выполнять функции опекунства. В большинстве случаев это относится к несовершеннолетним детям без родителей. На помощь маленьким гражданам приходит попечитель - это лицо, которое в определенной степени берет на себя обязанности родителя. Законом регулируются правила, по которым может назначаться опекун, а также утверждаются его права и обязанности.

Кто такой попечитель?

Функции опекуна может выполнять лицо, которое соответствует требованиям законных норм в сфере попечительства. При этом задачи у него могут быть разные. Как правило, основной спектр функций, которые выполняет человек в таком статусе, включает воспитание и в целом защиту интересов, которую не может в силу разных причин обеспечивать прямой родитель. Попечитель имеет права перекладывать свои обязанности на других людей, так как его функции являются личными. Наиболее распространенным случаем применения такой практики является назначение опекуном человека, который решает заботиться о ребенке, оставшемся без родителей. При этом функции согласуются с органами опеки, после чего и происходит назначение человека в качестве попечителя.

В отношении кого может устанавливаться опекунство?

Чаще всего практика опекунства применяется в отношении детей, утративших своих родителей. Но важно учитывать два момента. Во-первых, опекунство устанавливается только над гражданами, не достигшими 15 лет. Во-вторых, назначение человека попечителем возможно и при жизни родителей несовершеннолетнего. Например, такое допускается, если имело место а также в случае недееспособности отца и матери. Кроме и попечитель могут назначаться и в отношении совершеннолетних. В данном случае идет речь о лицах, которые не имеют возможности самостоятельно о себе заботиться и защищать свои права. На этом примере видно, что попечитель никак не может рассматриваться как замена родителей. Такие лица могут выполнять лишь часть их функций в плане заботы, ухода и различной помощи в бытовой сфере.

Обязанности попечителя

Главная обязанность опекуна заключается в обеспечении надлежащего воспитания. Это относится, прежде всего, к Семья человека, взявшего на себя такие обязанности, должна создавать приемлемые жилищно-бытовые условия. Кроме того, опекун должен контролировать своего подопечного, чтобы тот стремился к культурному проведению досуга и разумно тратил свои денежные средства. В обязанности попечителя также входит своевременное лечение взятого под опеку ребенка, а при необходимости и защита его интересов в судебных органах.

Согласно правилам, опекун должен обеспечить совместное проживание с подопечным. При этом не обязательно, что местом проживания будет именно квартира или дом несовершеннолетнего. Распространены случаи, когда опекуны переселяют детей в свой дом. Правда, в порядке исключения органы надзора могут дать разрешение и на раздельное проживание. Но в этом контексте важно вспомнить, что попечитель - это человек, который должен не только заниматься воспитанием, но и создавать благополучные бытовые условия. Поэтому раздельное проживание допускается, если подопечному уже есть 16 лет, и он приспособлен к самостоятельной жизни.

Есть ли материальные обязательства?

Попечители не имеют обязательств в отношении материального содержания лиц, которые находятся у них под опекой. Все денежные траты, которые производятся ими в процессе содержания, должны возмещаться из средств самого подопечного. В частности, для этого могут использоваться пенсии, стипендии, алименты и т. д. Если же источники поступления материальных средств отсутствуют, то органы опеки назначают специальные пособия на содержание. На этом примере видно, что попечитель - это хоть и не родитель, но человек, который может распоряжаться деньгами опекаемого лица. Разумеется, все расходы должны быть предназначены исключительно на содержание подопечного - например, это может быть покупка одежды, продуктов. Более того, попечитель должен ежегодно отчитываться перед органами опеки о том, как он расходует деньги. В отчете, к примеру, должны отмечаться квитанции об уплате и другие документы, подтверждающие расходы по целевому назначению.

Права попечителя

Помимо обязанностей, наделяет опекунов и довольно обширными правами, которые, впрочем, тоже относятся к их непосредственным функциям. Например, опекун может на свое усмотрение отдавать подопечного в соответствующие учреждения для воспитания и обучения. Это могут быть детские сады, гимназии и школы. Также права попечителя дают возможность требовать возвращения опекаемого от лица, которое удерживает его без законных оснований. Если говорить о защите прав самого подопечного, то они выражаются как раз в расторжении договоров, ущемляющих его интересы.

Например, если опекаемый самостоятельно заключил договор, который противоречит его правам, то попечитель может расторгнуть сделку. В этом плане надо учитывать, что опекун является законным представителем своего подопечного и может совершать от его имени юридические операции. Но и тут следует понимать два аспекта. Во-первых, опекун может совершать подобные сделки исключительно в интересах подопечного. Во-вторых, все действия такого рода должны осуществляться не вместо, а наряду с опекаемым лицом.

Назначение попечителя

Начать следует с того, что, согласно закону, граждане и соответствующие организации обязаны сообщать в органы опеки о случаях, когда люди лишаются должного попечительства. Например, когда у ребенка умирают родители. После этого проводится обследование условий жизни человека и утверждается решение о его переселении в интернат, пансион или детский дом. На этом же этапе допускается возложение обязанностей опекунства на третьи лица. То есть, пока точно не решится дальнейшая судьба ребенка, воспитанием и уходом занимаются опекуны. Попечители детей не назначаются в тех случаях, если интернат, например, может полностью обеспечить воспитание.

Кто может стать попечителем?

Согласно требованиям к опекунству, функции попечителя могут выполнять только совершеннолетние и дееспособные граждане. При этом довольно широк список и ограничений другого рода. Поскольку попечитель - это лицо, которое занимается воспитание детей, то к подобной деятельности не допускаются люди с судимостью, а также имеющие хронические заболевания наркоманией или алкоголизмом. Также органы опеки не рассматривают претендентов на обязанности попечителя, которые ранее были отстранены от подобной деятельности или лишены родительских прав.

Опека над имуществом

Хотя большинство случаев применения института опекунства относится к попечительству над несовершеннолетними и недееспособными людьми, законом регулируется и другое направление, предусматривающее защиту имущества. Правда, в этом случае опекун и попечитель также выполняют и обязанности, связанные с воспитанием и заботой нуждающегося человека. Обеспечение сохранности его имущества является уже второстепенной функцией. Но это нисколько не смягчает требований к надлежащему данного характера. Так, если органами опеки будет обнаружено ненадлежащее выполнение задач по охране имущества подопечного или нецелесообразное распоряжение его материальными ценностями, то возможно составление актов о возмещении понесенных убытков.

Заключение

Несмотря на жесткую процедуру установления опекунства, есть факторы, которые не всегда в должной мере учитываются соответствующими органами. Дело в том, что попечитель несовершеннолетнего, кроме всех обозначенных требований, должен обладать и морально-нравственными качествами, которые бывает сложно определить. Работа с детьми, которая предполагает воспитание и заботу, полностью исключает безнравственное поведение со стороны опекуна. К сожалению, не всегда удается выявить подобные признаки на этапе утверждения опекуна. По этой причине законодательство в данной сфере стремится завлечь участие большего количества сторонних граждан, которые могут внести серьезный вклад в дело выявления неблагополучных семей.